Евразийство есть органическое развитие русского самосознания, прямо наследующее поздних славянофилов и прежде всего Н.Я.Данилевского. Евразийцы развили идеи Н.Я.Данилевского о наличии нескольких самобытных культурно-исторических типов, развивающихся по своим законам и внесли новые элементы в русское самосознание, выявив связь исторических судеб народов с «месторазвитием», которое определяет границы их исторического пространства или их «дом», со своими законами развития, формами государственности, культурой, экономикой, традициями. «Евразия – это особый исторический и географический мир, простирающийся от границ Польши до Великой китайской стены. Её характеризует «флагоподобное» горизонтальное расположение основных почвенно-ботанических и климатических зон. В пределах этого мира испокон веков существовала тенденция к культурной и политической унификации. История Евразии в значительной мере есть история этих тенденций. Наличие их весьма характерно отличает историю Евразии от истории Европы и Азии, гораздо более раздробленных в политическом и культурном смысле». (Петр Савицкий. Континент Евразия. М.,1997,с.124). Европа для России есть не более чем полуостров Старого материка, лежащий к западу от её границ. Сама Россия на этом материке, занимает основное его пространство, его торс, её площадь в несколько раз больше площади Европы. (17-20 млн.кв.км. против 5 млн.кв.км.). Из сказанного следует, что войны за пределами Евразийского «месторазвития» являются империалистическими. И значит, не в интересах российских народов велись войны в Манчжурии, за проливы Босфор и Дарданеллы, да и Суворовские войны в Европе, не говоря уже о подавлении Венгерского восстания в 1849 году или войны из-за Сербии в 1914 году. Мир и порядок в Европе не наше дело, геополитической ошибкой было образование Священного Союза в 1815 году, тем более распространение коммунизма во всем мире. В то же время отметим, что любое вмешательство в дела Евразии со стороны других народов и государств, под любыми предлогами (распространение романо-германской демократии, соблюдения европейских прав человека, слабого развития ресурсов Евразии и т.п.), которые фактически имеют цель завоевать наше жизненное пространство без войны на первом этапе, должны нами пресекаться всеми возможными способами и, более того, стать священной обязанностью всех евразийских государств. И те правители, которые уклоняться от этого будут преданы своими народами. Отметим и следующее. Стремление некоторых евразийских народов в Европейский дом, который они не строили, характеризует их как «приживалок», к которым никогда не будут относиться как к себе равным, хотя на первых порах и будут это скрывать.
2. На Евразийском пространстве, в отличие от Европы, всегда, или почти всегда, был стержневой или руководящий народ, обеспечивающий то или иное единство народов Евразии (государственное, политическое, экономическое, торговое и т.д.), а значит мир, порядок, закон, относительное благосостояние как самого стержневого народа, так и других народов и племен, разделяющих с ним единое «месторазвития». Самый известный историк евразийцев Г.В.Вернадский считал, что в период – 1000-700 гг. до н.э. роль стержневого народа выполняли киммерийцы, затем скифы (700-200 гг. до н.э.), сарматы (200 г. до н.э.-200 г. н.э.), затем последовали готы (200 г. н.э.-370 г. н.э.), смененные гуннами (370-454 гг. н.э.). Он писал: «Скифское владычество обеспечило мир в Западной Евразии в течение трех столетий. Скифский мир имел колоссальное значение в поддержании торговли и благосостояния не только самих скифов, но также и других племен, контролируемых ими…большинство скифов были скотоводами и кочевниками, местные племена под их контролем занимались в основном земледелием» (Вернадский Г.В. История России. Древняя Русь. М., 1996, с.75,73). Однако кочевые племена не обеспечивали полное единство народов Евразии, ибо представляли лишь одну движущую силу Евразии. Г.В.Вернадский писал: «Прошлое России-Евразии сводилось к соотношению леса и степи» (Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Прага, 1927, с.8). Вначале это были попытки объединения «леса» и «степи» (до 972 г.), затем (972-1238 гг.) – равная борьба «леса» (оседлых славян) и «степи» (кочевников). В монгольский период (1238-1452 гг.) «степь» победила «лес». Но уже с середины XV века «лес», превратившийся в Московское Царство (1452-1696 гг.) взял реванш над «степью» и закончилось все это объединением «леса» со «степью» (1696 г. и доныне). «Вся история Евразии, - писал Г.В.Вернадский, - есть последовательный ряд попыток создания единого евразийского государства. Попытки эти шли с разных сторон – с востока и запада Евразии. К одной цели клонились усилия скифов, гуннов, хазар, турко-монголов и славяно-руссов. Славяно-руссы осилили в этой исторической борьбе… В течение долгого ряда веков Русский народ стремился освоить себе всё пространство Евразии. Это не «империализм» и не следствие мелкого политического честолюбия отдельных русских государственных деятелей. Это – неустранимая внутренняя логика «месторазвития». От Карпатско-Черноморского (крайнего западного) угла Евразии Русский народ стихийно стремился на восток, против солнца. В середине XVII века поток русской колонизации дошел до Тихого океана, а в середине XIX века – до Тянь-Шаня. В этом движении Русский народ обнаружил удивительную настойчивость, упорство и твердость… Русский народ обладал удивительной способностью впитывать в себя чуждые этнические элементы и их усваивать» (Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992., с.105, 104). Отметим еще и следующее. К 1800 году значительная часть территории России-Евразии была приспособлена для земледелия. Тем самым русский земледелец заложил основы экономического объединения России-Евразии.
3. Последним стержневым народом Евразии стал Русский народ, а государственным образованием, обеспечивающим мир и благосостояние, а главное христианизацию народов Евразии, Российская империя. По мнению Г.В.Вернадского русская историческая наука увлеклась изучением роли Православной Церкви и византийского духовного наследия и прошла мимо такого важнейшего и очевиднейшего факта, как «обрусение», христианизация татарщины. Задачу христианизации народов Евразии никто не отнимал ни от Русского народа, ни от Российской Федерации. Даже теоретически стержневым народом Евразии в настоящий момент не может стать ни один народ кроме русского. При отказе русских людей нести этот по существу имперский крест, Евразия станет колонией неевразийских народов, со всеми вытекающими последствиями. Это и есть русский национализм или «русская идея», которая исполняется уже много столетий, но никогда еще отчетливо не была так сформулирована
4. Социальная, политическая, экономическая, культурная организация жизни России-Евразии носит ритмический характер. Об этом впервые написал Г.В.Вернадский в работе «Начертание русской истории» (Прага. 1927 г.). Вот его схема.
Схема периодической ритмичности государственно-образующего процесса в Евразии.
I. А). Единая государственность (Скифская держава).
Б). Система государств (Сарматы, Готы).
II. А). Единая государственность (Гуннская империя).
Б). Система государств (Авары, Хазары, Камские болгары, Русь, Печенеги, Половцы).
III. А). Единая государственность (Монгольская империя).
Б). Система государств – первая ступень распадения Монгольской державы (Золотая Орда, Джагатай, Персия, Китай).
В). Система государств - вторая ступень распадения Монгольской державы (Литва, Русь, Казань, Киргизы, Узбеки, Ойраты- Монголы).
IV. А). Единая государственность (Российская империя, СССР).
Мы же можем и должны дополнить схему Г.В.Вернадского следующим пунктом:
Б). Система государств (Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Армения, Грузия, Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Литва, Латвия, Эстония).
Вторую ступень распадения республик СССР удалось избежать, по крайней мере, в Российской Федерации, путем принятия жестких мер по укреплению вертикали власти, подавления мятежа в Чечне, принуждения Грузии к миру.
5. Н.Я.Данилевский писал, ещё до освобождения болгар, то есть до русско-турецкой войны 1877–78 гг. следующее: «Для всякого славянина: русского, чеха, серба, хорвата, словенца, болгарина, (желал бы прибавить, и поляка), − после Бога и Его святой Церкви, − идея Славянства должна быть высшею идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них не достижимо без её осуществления, – без духовно- народно- и политически-самобытного, независимого Славянства; а, напротив того, все эти блага будут необходимыми последствиями этой независимости и самобытности» [Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб, 1995, с. 107]. Тем самым, он утвердил существование славянского национализма или патриотизма, который должен жить в нашем сердце. И мы должны всегда помнить, что славянская культура нам ближе и роднее, чем германская или романская, тем более, чем китайская или индусская. Другими словами, славянство не есть нечто внешнее для нас, или то, куда мы должны войти. Это мы сами, это какая-то часть нашей души.
Продолжатели Данилевского на этом не остановились и доказали наличие ещё и евразийского, или шире – российского, национализма или патриотизма. И он тоже несомненен, только он идёт по другой линии исторического развития, выявляя общее «месторазвитие» или единую Родину для исторических народов России, общую ответственность за судьбу наших народов и многое другое. И мы вправе, сохраняя стиль и манеру Данилевского, дополнить его следующими положениями.
«Для всякого евразийца и россиянина: великоросса, украинца, белоруса, татарина, карела, чуваша, мордвина, башкира, калмыка и других представителей евразийских народов, – после Бога и Его святой Церкви, после своей нации или народности, идея Евразийства должна быть одной из главных руководящих идей. Другими словами, евразийская общность народов не есть нечто внешнее для нас, это часть нашей личности и это самочувствие спасло нас от межэтнических войн при распаде СССР.
6. Почему сейчас оказались востребованными воззрения евразийцев? Народам Евразии брошен вызов со стороны других народов и государств, угрожающий их самобытному существованию. Сохранить свою независимость, свои верования, свою культуру, традиции, территорию или стать «этнографическим материалом» по выражению Н.Я.Данилевского, вот перед чем стоят все евразийские народы, и решить положительно эту дилемму в одиночку они не смогут, даже и мы. Да, евразийская комплиментарность спасла нас от межэтнических войн при распаде СССР. Но этого мало. Мы должны развить эту комплиментарность, не просто осознать, но закрепить материально: экономически, политически, культурно, военизировано. Только союз евразийских народов гарантирует нам будущее и что при этом важно, национализм как таковой приобретает созидательный характер. История народов носит богочеловеческий характер. Творец не только создал народы, племена и «языки» (культуры), но и «написал» сценарий Драмы Народов в котором каждому народу отведена своя роль (главная, второстепенная, в массовке) и время выхода на сцену истории. Эта роль, это божественное предназначение народа и есть тот подлинный национализм, который носит созидательный характер, так как сближает народы. Все мы оказываемся «скрепленными» действом Драмы Народов, что и обеспечивает наше долголетие в истории. При этом сохраняются все руководящие идеи Народа, обретенные им в ходе его исторического развития. Повторю главные составляющие русской национальной идеи. Религиозная. Верность Православию, сохранение чистоты веры, христианизация народов Евразии. В чем состоит верность Православию? Святейший Патриарх Пимен. сформулировал это так:. Первое. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль - Юлианский календарь, по которому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь. Второе. Россия как зеницу ока призвана хранить Святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками. Третье. Свято хранить церковнославянский язык - святой язык молитвенного обращения к Богу. Четвертое. Церковь зиждется на семи столпах - семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять». Национальная. Быть стержневым народом Евразии, с чем должны согласиться и чему должны содействовать все подлинные дети Евразии. Государственная. Сохранять сильное государство. Если не возможна монархия, то сильная президентская власть, а не парламентская республика. И потому Евразийский союз народов или «Евразийский дом» есть единственный и безальтернативный путь народов Евразии в XXI веке, который обеспечит им достойное будущее и уважение других народов.
Борис Георгиевич Дверницкий, главный редактор журнала «Русское самосознание»