Добрый пастырь

К пятилетию преставления протоиерея Романа Лукьянова и пятой годовщине восстановления канонического общения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей

Новости Москвы  Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
254
Время на чтение 9 минут

От редакции РНЛ. Этот материал пришел в редакцию РНЛ от автора со следующим сопроводительным письмом: «Высылаю вам текст статьи к 5-летию со дня преставления митрофорного протоиерея Романа Лукьянова (Бостон). В моем архиве хранятся несколько его писем, и одно из них я предлагаю для публикации, т. к., мне кажется, оно наглядно показывает настроения зарубежного священства задолго до свершившегося объединения. Также прилагаю четыре фотографии: о.Роман во время обряда венчания (2000 год); церковь Богоявления в Бостоне; в гостях у о. Романа и матушки Ирины; о.Роман с отлитым его трудами в Европе и привезенным в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле колоколом (1988 год).

Пять лет назад, 14 мая 2007 года, на 81-ом году жизни отошел ко Господу один из самых уважаемых священников Русской Православной Церкви Заграницей митрофорный протоиерей Роман Лукьянов. Внук крупного предпринимателя, общественного и политического деятеля России рубежа XIX-XX веков, гласного Харьковской городской думы, члена Государственного Совета Николая Федоровича фон Дитмара, отец Роман (Роман Евгеньевич Лукьянов) родился в Харькове в 1926 году. Своего замечательного деда ему никогда не суждено было увидеть - Николай Федорович умер в «окаянные дни» гражданской войны от тифа. Отец, инженер Евгений Степанович Лукьянов, был репрессирован накануне Великой Отечественной войны.

Угнанный в Германию, подросток прошел через послевоенные лагеря «ди-пи» в американской зоне оккупации. В США в 1950-е годы получил образование инженера-электронщика.

Оказавшись за границей, на чужбине, русские эмигранты ощущали острую нужду в духовном окормлении, и Роман Евгеньевич, «земную жизнь пройдя до половины», принимает судьбоносное решение: стать священником. В 1968 году Предстоятель Русской Зарубежной Церкви митрополит Филарет (Вознесенский) рукополагает его во священство.

храм Богоявления в БостонеЗа время своего сорокалетнего пастырского служения трудами отца Романа был построен храм Богоявления в Бостоне, налажена приходская жизнь, открыта для детей при церкви школа, названная в честь наследника Российского Престола страстотерпца и мученика Цесаревича Алексия.

Отец Роман был убежденным сторонником единства Русских Православных Церквей - Зарубежной и Московского Патриархата, - которое бы положило конец трагическому разделению, уходящему корнями в братоубийственную смуту начала XX века. Живший мыслью о далекой родине, работавший для нее и для Русской Церкви, он стоял у истоков многотрудного восстановительного процесса, содействуя ему своими смелыми прозорливыми проповедями, статьями и открытыми письмами. Он считал, что объединение неизбежно, но двигаться к нему нужно постепенно, без нанесения взаимных обид; считал, что рукоположение Зарубежной Церковью епископов и открытие параллельных приходов в России неканонично и вместо залечивания ран разделения еще больше травмирует и усугубляет болезнь.

Большим подспорьем для отца Романа была его семья, и прежде всего матушка Ирина - его единомышленница. На ней держалось сестричество в их родном бостонском приходе, с ней он совершал в 1990-е и в начале 2000-х годов неоднократные паломнические поездки в Россию, где открыто молился в храмах Московской Патриархии.

В 2006 году он исполнил обет и передал в Россию святыни Зарубежной Церкви - посох, митру и мантию митрополита Филарета, которые хранил у себя в течение двух десятилетий.

В гостях у о.Романа иматушки Ирины

Он не дожил всего трех дней до события, которое ждал многие годы, - подписания 17 мая 2007 года в праздник Вознесения Господня в храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым и Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей Митрополитом Лавром «Акта о каноническом общении». Символично, что за первой совместной Божественной литургией епископ Саратовский Лонгин вынул частицу в память отца Романа.

В мае 2007 года оставалось лишь несколько месяцев и до другого знаменательного события - в августе, согласно достигнутой договоренности с администрацией Гарвардского университета, точные копии колоколов легендарной звонницы московского Данилова монастыря, отлитые на воронежском заводе «Вера» и освященные Патриархом Алексием Вторым, были доставлены к берегам Америки в обмен на предстоящее возвращение в Россию исторических подлинников. Уверена, что среди встречающих новые колокола в Гарварде обязательно бы находился отец Роман, будь он жив. И не только потому, что среди прихожан русского храма в Бостоне немало православных студентов и преподавателей этого университета. Отец Роман был одним из лучших знатоков русского колокольного искусства за рубежами нашей родины. За свою долгую жизнь он собрал уникальную «колокольную» библиотеку и коллекцию звукозаписей русских звонов, принимал деятельное участие в создании многих православных звонниц, в том числе в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, написал ряд интереснейших очерков по истории звонарного дела и, по сути, - первое историческое эссе о Даниловских колоколах в Гарварде, приурочив публикацию к празднованию 1000-летия Крещения Руси.

О.Роман с колоколом

Проповеди, статьи, обширное эпистолярное наследие отца Романа Лукьянова еще ждут своего издателя. В пятилетний юбилей подписания исторического «Акта о каноническом общении» Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей предлагаю вниманию читателей одно из его писем, датированное маем 1993 года. Текст этого частного письма как нельзя лучше характеризует неравнодушную общественно-церковную позицию батюшки по вопросу восстановления молитвенного общения и единения в таинствах двух Церквей-Сестер у Чаши Христовой тогда, когда еще мало кто осмеливался об этом открыто высказываться.

«Инне Симоновой,       14 (1) мая 1993 г.

Москва    Св. Тамары, царицы Груз[ии]

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Дорогая Инна!

На днях Людмила Викторовна Томан[1] летит в Москву, и я пользуюсь случаем передать через нее это письмо с некоторым возмещением Ваших расходов по приобретению для меня переданных Вами книг. Я за них чрезвычайно Вам благодарен. Ну и парадокс нашего времени: «Молодая гвардия»[2] издает «Жития Святых», «И свеча бы не угасла»[3], Константина Леонтьева[4], кн. Голицына[5], «О московских меценатах»[6] и т.п.Кто мог бы это себе представить еще лет пять тому назад? Большое Вам спасибо за эти книги, они создают лучшее впечатление о ходе мысли в России, чем газетная публицистика. Я имею в виду именно ход мысли, а не воспаленного воображения и болтливого языка газетных писак. Если бы судить только по газетам, то можно было бы прийти совершенно в уныние от того словоблудия, которое в них изливается, благо, свобода! Присланные Вами книги показывают, что есть спрос на настоящую мысль, и это в конечном итоге победит, хотя и не скоро.

Мы приходим в ужас от современной «духовости», пропагандируемой неопытным, но ищущим веру, в России. Там теперь нет никакого различения духов, о необходимости которого предупреждает Апостол. Всё ставится теперь на равную ногу - газета «Литературный Иркутск» в религиозном номере ставит христианство рядом с «белой магией», не зная, что белая магия - это тот же лукавый, подделывающийся под ангела света. Газета «День» тоже публикует шаманские статьи и, кажется, гороскопы; а газета «Русское дело» призывает не верить еврею-Христу, предлагая вместо Него бабу-ягу как истиннорусскую религию. На фоне всего этого книга Константина Леонтьева является светлым лучом из прошлого, о котором Мандельштам сказал, что если когда-либо был Золотой Век, то это был век 19-й, а мы его не заметили. Действительно, наша интеллигенция конца 19-го века была по существу уже революционной, своего рода «орденом», как ее называет Струве, не включающий в нее ни Толстого, ни Достоевского. А купеческая знать снабжала разрушителей средствами, как это видно из книги о меценатах. Ну вот, за что боролись, на то и напоролись. Между прочим, лет 20 тому назад в эмиграции были споры о речи Достоевского, и ее некоторые находили не православной, ибо в ней отражаются идеи хилиазма, т.е. наступления Царства Божия на земле.

Я не уверен в том, что наша Зарубежная Церковь пошла по правильному пути, организуя независимую церковную организацию в России, и этим усиливая разделения в Церкви, эксплуатируемые антицерковной пропагандой. И Московская Патриархия оказалась не на высоте: вместо того, чтобы игнорировать неудачные действия зарубежников, стала науськивать на них ОМОН. Помню, когда я был на Патриаршем богослужении в Донском монастыре в 1991-м году[7], то, слыша возглашения Патриарха на Великом Входе, мой спутник-москвич сказал: тут бы ему помянуть и Владыку Виталия[8], и это был бы первый большой шаг к восстановлению общения. Действительно так - Патриарх поминал тех заграничных, которые далеко ушли от Православия: греков, американцев, сирийцев, всё новостильников, которые служат по католическому календарю, т.е. не празднуют праздники вместе с Православной Церковью Земной и Небесной, - а для Русской Церкви, жившей душой вместе с Россией, у него поминовения не оказалось.

Ну а мы, которые должны были исчезнуть, раствориться на Западе уже много лет тому назад, всё ещё существуем и, даже, растём. Храм полон каждое воскресенье; на Пасху, по прикидке некоторых, было человек 700-800. В храме нельзя было протолкнуться, и еще столько же было снаружи, слушали через открытые двери. Конечно, к концу Заутрени многие разошлись, но по её окончании я раздал около 250 яиц, и почти все [получившие их] остались и на Литургию. Причастников было столько, что у меня едва хватило Причастия. А потом было освящение куличей, разговены под храмом, и домой мы вернулись около 7 ч. у[тра]. И сейчас, почти каждую субботу - крестины. По российским масштабам, это немного, но ведь мы не в России.

Пора кончать письмо, скоро приедут о. Андрей[9] и Наташа[10] с детьми. Завтра - крестины Андрианчика, нашего внучика, Колиного сына[11]. Матушка Ирина передаёт поклон. Надеемся, что, может быть, осенью увидимся, хотя конкретных шагов мы ещё не предпринимали.

Храни Вас Господь и Его Пречистая Мати.

С любовью о Господе, о. Роман».

Инна Анатольевна Симонова, кандидат исторических наук, член Союза писателей и Союза журналистов России



ПРИМЕЧАНИЯ

 

[1] Л.В.Томан - прихожанка Богоявленского храма в Бостоне, из детей эмигрантов первой волны. Родилась в Югославии.

[2] Имеется в виду издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», с 1991 года ставшее акционерным предприятием.

[3]Н. С. Борисов. И свеча бы не угасла... Исторический портрет Сергия Радонежского. М, «Молодая гвардия». 1990.

[4] Константин Леонтьев. Цветущая сложность. Избранные статьи. Сост. Т. Глушкова. М., «Молодая гвардия». 1992.

[5]С. М. Голицын. Сказания о белых камнях. М., «Молодая гвардия». 1987; в начале 1990-х «Молодая гвардия» планировала издавать мемуарную серию «Семейные хроники», в которой должны были увидеть свет «Записки уцелевшего» князя Сергея Михайловича Голицына (1909-1989).

[6]Н. Г. Думова. Московские меценаты. М., «Молодая гвардия». 1992.

[7] Отец Роман вместе с матушкой Ириной в августе 1991 года впервые после полувекового изгнания отправились в организованную обществом «Радонеж» поездку по России, посетив еще находившиеся в запустении разрушенные монастыри и храмы Углича, Ростова Великого, Дивеева, Оптиной, побывали в Петербурге (тогда еще Ленинграде), Москве, в Троице-Сергиевой Лавре. Паломничество совпало с Первым конгрессом соотечественников, проходившим в Москве и Ленинграде, и Августовским путчем.

[8] Митрополит Виталий (Устинов) (1910-2006) - Первоиерарх Русской Православной Зарубежной Церкви с 1986 по 2001 год. Был противником налаживания диалога между двумя Церквами-Сестрами, способствовал открытию зарубежных приходов в России.

[9] Зять отца Романа о. Андрей Папков, в начале 1990-х - протодьякон церкви вблизи Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, ныне - протоиерей, ключарь собора Покрова Пресвятой Богородицы в Чикаго.

[10] Дочь отца Романа Наталья, супруга о. Андрея.

[11] Помимо дочери, у отца Романа и матушки Ирины - три сына: Николай, Алексей и Евгений; есть внуки и правнуки.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Добрый пастырь

Царство Небесное отцу Роману!
П.П.Егоров / 27.05.2012, 02:54
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Инна Анатольевна Симонова
Дело Юровского
2.Научная рецензия профессиональных независимых экспертов на фильм «Дело Романовых. Следствием установлено…», который демонстрировался 30 января 2022 года 1 ТВ
08.03.2022
Дело Юровского
1.Научная рецензия профессиональных независимых экспертов на фильм «Дело Романовых. Следствием установлено…», который демонстрировался 30 января 2022 года 1 ТВ
04.03.2022
Облик и общественно-политические взгляды Государя Императора Николая II по воспоминаниям зубного врача Его Величества С.С. Кострицкого
Доклад на конференции «1160 лет Российской государственности и 475 лет Русского Самодержавного Царства»
05.02.2022
Собирание «в рассеянии сущих»
К 30-летию Первого конгресса соотечественников
15.09.2021
ГКЧП глазами очевидца
Как потомки русских эмигрантов оказались в Москве в день «путча»
24.08.2021
Все статьи Инна Анатольевна Симонова
Новости Москвы
Все статьи темы
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Аксиос. Достоин!
К вопросу о канонизации брата-мученика Иосифа Муньоса
01.11.2024
Архиепископ Канадский Гавриил о канонизации святых в РПЦЗ
«Святые для нас являются примером»
08.10.2024
Один из ярчайших проповедников восстановления Самодержавной Монархии
Сегодня мы вспоминаем видного монархического деятеля времен Гражданской войны протоиерея В.И.Востокова
05.08.2024
Святитель Иоанн Шанхайский. Прижизненная
видеозапись. Редчайшие кадры
05.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06