Живем вблизи пустого храма...

О необходимости возрождения церковной жизни на селе

0
1278
Время на чтение 4 минуты

Говоря о бедственном положении русской деревни, рассуждая о том, что именно там, в деревне, сохраняется народная культура, традиции, нравственность и т.д., понимая, что надо поддерживать наше сельское хозяйство - основу безопасности (и не только «продовольственной») нашей Родины, мы («журналисты-аграрии», писатели, и просто люди, болеющие душой за русское село), зачастую забываем, что и «народная культура» (не так уж много её и в деревнях-то осталось, если честно), и «нравственность» и прочие моральные ценности, для русского человека уже более тысячи лет, прежде всего - православные ценности. Народная культура - это не только и не столько хороводы в народных костюмах (настоящим народным костюмом деревенских мужиков давно стала «камуфляжка» удобная в быту и в работе, кепка, поношенные кроссовки или резиновые сапоги) но, прежде всего, православная вера.

И вера эта, а значит и культура, в народе живёт (и не только в деревнях) - практически в каждом деревенском доме есть иконы и т.д. Уже другое дело, что преобладает - внешнее или внутреннее (а то ведь под этими иконами и умирают, упившись водкой). И в советские годы, в моём детстве, я помню - почти в каждом доме в деревне, в которую я приезжал на каникулы из Вологды, были иконы и никуда их не прятали, а у старушек и лампадки перед иконами теплились...

К чему я всё это?.. В Вологодском районе (а я работаю в районной газете) я знаю лишь одного священника, постоянно живущего в селе (о. Александр, в селе Кубенском в сорока километрах от Вологды) и служащего в храме этого же села.

Да, в нашем Вологодском районе восстанавливаются и освящаются храмы, строятся часовни, на Крещение очереди машин выстраиваются к чудотворным источникам... Но во всех этих храмах, часовнях - служат городские священники, приезжающие лишь в праздничные дни. В эти дни храмы полнятся народом - слава Богу!..

Но почти нет священников, живущих среди своих прихожан, знающих заботы и радости крестьянина, его семейные проблемы, готовых в любой момент, например, выехать в глухую деревеньку для исповеди, просто поговорить с каким-нибудь механизатором, вдруг задумавшемся «о смысле жизни»... Ах, как же не хватает таких священников! Без них, без их, не наездами, а постоянной жизни в селе, при храме - не может быть и речи о восстановлении деревни.

В деревне Тимонихе Харовского района Вологодской области, на родине Василия Ивановича Белова, его трудами и заботами восстановлен и освящён храм. Но священник приезжает в тот храм на службу, кажется, лишь в дни наезда в Тимониху «гостей» (взяли моду целыми автобусами туда ездить), ну, возможно на церковные праздники. Другое дело, что в Тимонихе практически никто не живёт, да и в окрестных деревнях народу не густо (но есть, есть). В то же время - создан «комитет возрождения Тимонихи», проводятся «народные праздники» в полумёртвой деревне (Белов о них, скорее всего и не знает) с наездом городских гостей и «народных коллективов» в сарафанах. То ещё надумали «возрождать» Тимониху с помощью молодых фермеров (не местных, иногда даже городских ребят, окончивших сельхозвузы), есть планы (и уже осуществляются) превращения Тимонихи в «туристическую зону», кажется в прошлое лето уже провели (или еще только планируют в лето грядущее) устроить там «всероссийский сенокос»... Все эти праздники, «сенокосы», наезды туристов заканчиваются, конечно, обычной пьянкой... А надо - дать работу местным мужикам. И обязательно нужен священник! Да, ему, священнику, будет трудно там, среди спивающихся от безработицы и безнадёги мужиков, да, будет множество бытовых сложностей... Но, если бы нашёлся такой подвижник! Может быть - всё было бы спасено...

Вот много говорят об «институте» военных священников, но разве не менее важен «институт» сельских священников? В нашей (Вологодской) области принимаются всевозможные программы поддержки молодых специалистов на селе (и поддержка эта, пусть и недостаточная, есть). Но почему нет программы поддержки сельских священников? Осуществлять её должны бы, конечно, не светские власти, а церковные. (Или я чего-то не знаю?)

Вот и получается, что и храмы восстанавливаются, а по-прежнему, как Рубцов сказал: «Живу вблизи пустого храма...»

И это не говоря уж о множестве до сих пор не восстановленных храмов. Даже хуже: в том же селе Кубенском, где живёт и служит о. Александр, есть и другой храм, до сих пор используемый под «Дом культуры». Да никакой это не дом культуры! Это храм! Храм, над которым ежедневно продолжается надругательство. Да лучше закрыть его пока, если нет возможности восстановить. Для дискотек же и прочих «культурных мероприятий» достаточно, извините, простейшего сарая. В Зааникиевской Владимирской пустыни и сегодня, как и в советское время расположена коррекционная школа... Да что говорить! - в центре Вологды, в здании Воскресенского собора, до сих пор размещена областная картинная галерея.

Но вернёмся на землю, в деревню, в Вологодский район. На фоне других районов области, да и многих регионов России, сельское хозяйство здесь живёт и развивается - на фермах ставятся доильные роботы (первый в России именно у нас появился в колхозе «Родина»), на полях работает мощнейшая (в основном, конечно, импортная) техника... Но, ведь если только в землю смотреть, забывая о небе, можно и на земле, в той самой «хранящей нравственность» деревне (при нынешних-то средствах связи все городские пороки через телевизор и интернет в деревню приходят также, как и в любую городскую квартиру) в самого настоящего «потребителя» и рвача превратиться.

А о небе и должны напоминать раскрытые двери сельских храмов, батюшки, живущие общей жизнью со своим народом.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Очень верно!

Ф. Ф. Воронов / 06.05.2012, 20:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Ермаков
К Батюшкову
К 230-летию со дня рождения поэта
05.06.2017
Время Батюшкова
К 230-летию русского поэта
19.05.2017
От Устья к Устью
Очерк
04.05.2017
По старой Кирилловской, часть 21. Окончание
Историю делают люди. Нефёдово - Сеничев и другие
26.04.2017
Все статьи Дмитрий Ермаков
Последние комментарии
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Сергей
08.05.2024 15:24
Толпы мигрантов штурмуют миграционные службы Нижнего Новгорода
Новый комментарий от Советский недобиток
08.05.2024 14:12
Институт диаконисс в Древней Церкви
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.05.2024 13:36
Я лично испытал на себе нетварную суть Благодатного Огня
Новый комментарий от Владимир Ст.
08.05.2024 13:26
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
08.05.2024 12:37
Монастыри, как очаги просвещения – миссия выполнима!
Новый комментарий от учитель
08.05.2024 12:05