Русская идея в духовном самоопределении России

Материал из сборника «1150-летие России: от истоков до современности (862-2012 гг.)»

1150-летие Российской государственности 
0
1055
Время на чтение 17 минут

 Анатолий Борисович (Челябинск)

Семенов Василий (Шадринск)

 


В духовной сокровищнице отечественного наследия наряду со многими выдающимися достижениями, открытиями и прозрениями особое место и все возрастающее значение принадлежит понятию и самому феномену Русской идеи. Без национальной идеи и связанной с ней стратегией раз­вития страны решение большинства общественно значимых про­блем становится бесперспективным, тупиковым. И это относится, прежде всего, к молодежи, которая оказалась в зоне повышенного социального риска и своеобразного духовного «подземелья».

Постижение национальной идеи России и современного российского общества на нынешнем переломном этапе его развития - непреходящая задача. Она вызвана не только злобой дня, глубиной, системностью и остротой (длительностью) переживаемого Россией кризиса. Речь идет о самой будущности России, государства, народа, общества и человека. Можно сказать словами А. М. Горчакова, что в русской идее «Россия сосредоточивается». И такое сосредоточивание осуществилось в серебряный век духовной культуры и именно в период царствования Николая II.

Потребность священного, стремление к совершенству, осмысленному, высшему идеалу и его практическому осуществле­нию у всех народов и у каждого человека получают свое специфическое выражение в религиозном и светском проявлении. Идеал высшего и совершенного не только направляет, освещает, но и освящает жизненный путь человека и судьбу народа. Дух человека, его разум, его совесть взыскуют о высоком и справед­ливом хозяйственном и социальном устроении. Взыскует сама жизнь.

И с самого начала следует определиться в исходных, базовых основаниях - что представляют собой идея и ее субъект как носитель и выразитель. Глубокая и основательная разработка понятия и феномена идеи восходит к Платону и Аристотелю. В их понимании идея - выражение духовной сущности, смысла, цели, назначения, закона, целостности явлений. И все же мы не должны удовлетвориться этим абстрактным и платоническим представлением.

Идея, в ее живом и творческом воплощении, - это не просто идеал, с которым должна сообразоваться действительность, и не некое состояние, которое должно быть установлено. Вернее будет сказать, что русская идея в своих сущностно-смысловых, духовных конструктах есть то, что уже дано в яви, в жизни, то, что уже бытийствует, пульсирует в недрах народной жизни, ведет и направляет народ, находит свое выражение и воплощение в его высших творениях, начиная от выдающихся светочей, гениев (будь-то это наука, культура, искусство, хозяйство, социальное и государственное служение) и кончая простыми людьми, мастерами своего дела.

Возраст русской идеи равен возрасту самой России. И не надо ее искусственно создавать. По выражению И. А. Ильина, ее нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русской, национальной. Она должна выражать русское историче­ское своеобразие и в то же время - русское историческое при­звание. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже при­суще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духов­ный путь.

Сегодня в социально-экономическом развитии страны, в общественном сознании, культуре и науке, образовании и воспитании конкурируют целенаправленно навязываемые обществу противоположные ценностные установки, взаимоисключающие духовное единение народа. Определенными общественными силами как внутри страны, так и за ее пределами, России навязывается противоестественный и самоубийственный путь углубления раскола. Общественное и индивидуальное сознание целенаправленно вводится в состояние гипнотической податливости к чуждым духовно-нравственным и мировоззренческим позициям, ввергается в бездну ценностного плюрализма, аксиологического релятивизма и редукционизма.

Нельзя не согласиться с тезисом В. В. Путина в его первом президентском Послании Федеральному Собранию о необходимости общественного согласия по вопросу об общих целях развития страны и, что эти цели не только материальные, а и не менее важные - духовные и нравственные цели[1]. Более того, необходимо подчеркнуть примат духовно-нравственных ценностей, культурных и исторических традиций, исторической памяти от истоков нашего народа, нашей государственности и до сегодняшнего дня. Ну разве это дело, когда отсчет нашей государственности ведут от 12 июня 1990 г., от дня «независимости и суверенитета». Спрашивается, независимость чья и от кого? Нам не 95 послеоктябрьских и не 20 последних «демократических» лет. России уже полных 1149 лет исполнилось 21 сентября 2011 г. Вот подлинный день начала нашей государственности, зафиксированный множеством достоверных исторических источников.

Нельзя не согласиться и с тем, что не нужно специально искать национальную идею. Конечно, нам не надо ее поиск превращать и в род «национальной забавы», по словам В.В.Путина в его апрельском 2007 года Послании Федеральному Собранию. Тем более, искусственно конструировать. Русская идея укоренена в нас, в нашей истории, культуре и Православии, в укладе хозяйственно-экономической и социальной жизни. Она осмыслена и предельно ясно выражена в своей преемственности и полноте выдающимися русскими мыслителями, государственными, общественными и хозяйственными деятелями, учеными и полководцами, лучшими представителями многонационального народа России в сущностных основах ее исторического самостояния. В русской идее запечатлена собственная миссия России, выстраданный и выверенный ее тысячелетней историей духовно-нравственный идеал. Она выражает национальное самосознание народа, его коренные потребности и подлинные интересы, историческое место и выдающуюся роль России в изменяющихся геополитических реалиях современного мира.

Для того, чтобы понять глубинный смысл русской идеи - общенациональной по своей форме, общероссийской по своему социальному содержанию, ее православное духовно-ценностное ядро в общегосударственной идеологии, - необходимо исторически верно определиться в понимании субъектности и самоидентификации российского народа как уникальной социально-этнической общности.

Российский народ не есть конгломерат или простое механическое соединение различных этносов и национальных групп. По своему существу он представляет собой исторически сложившуюся и развивающуюся суперэтническую, межнациональную общность. Органическая целостность и единство российского народа скрепляются узами территориально-природной жизни, хозяйственно-экономической взаимозависимости, общностью социальной структуры и государственно-гражданских форм самоорганизации. Духовно-нравственные основания общероссийской национальной идеи имеют базовую ценность, выполняют несущую и определяющую роль в самом бытийствовании России. Общность черт социальной психологии и культурно-языковая близость связаны и предопределены единством исторического пути и самой судьбой России.

Современная Россия исторически является наследницей Древней Руси, Московского царства и Российской империи, преемницей Союза ССР. Большинство народов на территории России сложились как этнические общности, коренные и государствообразующие народы при объединяющей и консолидирующей роли русского народа. Объективное положение и роль русского народа в общероссийской межнациональной исторической общности дает основание рассматривать его в качестве естественно-исторического, стабилизирующего и консолидирующего фактора межнационального согласия и братского сотрудничества народов.

Проблема субъектности и самоидентификации российского народа заключается в ясном понимании своих национально-государственных интересов, объективных потребностей экономического и социокультурного развития. Современная формула русской идеи, ее духовная основа и ценностный фонд, соответствующие исторической традиции, преемственности и нынешним реалиям, отвечает подлинно российской идеологии и политике. В раздираемом противоречиями социальном и национально-государственном теле России спасительную, интегративно-синтезирующую и гармонизирующую роль выполняет общероссийская национальная идея. Ее основополагающие ценности позволяют согласовать (порой несогласуемые) интересы и устремления самых различных, порой диаметрально противоположных социальных и политических сил.

Какой должна быть общенациональная идея России? Сегодня, пожалуй, трудно найти такую партию или общественно значимое движение, в программах, уставах или манифестах которых не прописаны и многократно не воспроизведены основные компоненты русской идеи. При этом, как правило, основные смысловые положения русской и общенациональной идеи России тесно коррелируют. Поэтому не следует разводить эти близкие, и во многом тождественные, смысловые конструкты русской и общероссийской идеи. Еще в петровском «Лексиконе трех язычном» 1704 г. писалось: «русский» - зри «российский». При всем обилии взглядов, мнений, разнообразии партийных платформ у нас были и есть общие ценности. Ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом. И по своему существу они содержатся в корневой основе русской идеи.

Обществу, народу, человеку нужна системообразующая и возвышающая идея, цель, общественный и личный идеал. Общенародная, общегосударственная, общенациональная идея может быть рассмотрена как социальная стратегия выхода из кризиса на твердь стабилизации и консолидации, на путь интегративного, естественно-исторического и эволюционного развития России.

Рынок сам по себе, как и гражданское общество, правовое государство не могут быть вдохновляющей общенациональной идеологией. Демократические ценности являются необходимым, но не безусловным основанием в подлинно свободном и достойном самоопределении человека. Только высшие ценности формируют образ должного совершенства в виде идеала, объективной и первенствующей цели, душевно-смысловой наполненности жизни человека.

Ф. М. Достоевский пророчески говорил, что нация, прекратившая жить большой идеей, обречена на вымирание. Он задавался судьбоносным и мучительным вопросом: «Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданский целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?» К его чести и славе он дал на него свой выстраданный ответ в знаменитой Пушкинской речи 8 июня 1880 г. на заседании общества любителей русской словесности.

Основные вызовы и угрозы, как и упреждающие ответы на них сегодня, как и всегда, лежат в сфере духовного, идеального, внутреннего состояния мира и человека. Кризис, переживаемый нашим народом, беспрецедентный по своей длительности, системности, глубине и остроте своих проявлений, достигающих пороговых значений в различных сферах жизни общества и человека, непомерности социальной и человеческой платы за так называемое реформирование - в основе своей духовный. И только поверхностный взгляд на его экономические проявления, социальные нестроения, политические и даже идеологические выражения не замечает принципиально духовную природу кризиса. И он поразил в первую очередь молодежь! - Глобализм, прагматичнеская и индивидуалистическая установка только на успех, культ потребительства, распущенность, вседозволенность, свобода во грехе, духовное обнищание, «дети подземелья» - бич современной русской молодежи.

По Достоевскому, «фантастический и нетерпеливый человек жаждет спасения пока лишь преимущественно от явлений внешних; да так и быть должно: «Правда, дескать, где-то вне его может быть, где-то в других землях, европейских, например, с их твердым историческим строем, с их установившейся общественной и гражданской жизнью». И никогда-то он не поймет, что правда прежде всего внутри его самого...» И Достоевский развернуто дает русское решение вопроса - по народной вере и правде, в формуле русской идеи в ключевых моментах ее всемирности, всечеловечности, отзывчивости, братского единения народов, согласия всех по Христову евангельскому закону в своих конечных целях. Великий писатель и пророк считал Россию избранным народом Божиим, но избранным не для соперничества с другими народами, не для господства и первенства над ними, а для свободного служения всем народом, для осуществления (по Соловьеву В. С.) идеи Всеединства и Богочеловечества. Вместе с тем, вдохновляясь православным идеалом святой Руси, Достоевский остро переживал осознание русским человеком своей греховности и неспособность возводить свое несовершенство в закон и право и успокаиваться на нем, отсюда требование лучшей жизни, жажда очищения и подвига[2].

И. А. Ильин убедительно доказал, что «формы национальной идеологии и национального возрождения должны возникнуть из самых душевно-духовных недр самого народа, из его национально-патриотического горения; они должны быть рождены его собственной проблематикой, его страданиями, его характером, его историческими и культурными заданиями. И только тогда они будут ему по силам; только тогда они будут для него целительны... России нужна...ответственная идея на десятилетия, на века. »[3].

В разработке такой идеи российской государственности нельзя ограничиваться только формальным признаками, слепо подражая западным демократиям. Русская идея, считал И.А. Ильин, «должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из их духовного глаза». Это идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная. И только в таком качестве она будет светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь и вливая в них бодрость...[4] «Мы должны понимать и помнить, - предупреждает И.А. Ильин, - что всякое давление с Запада, откуда бы они ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не интерес русского народа, а интересы давящей державы и вымогающей организации». Мы Западу не ученики и не учителя: мы ученики у Бога и учителя самим себе.

Качественная специфика идеологии как феномена общественного сознания заключается в том, что она выражает коренные интересы того или иного общественного субъекта, социальной группы, этноса или народа и общества в целом. Идеология формулирует и артикулирует жизненные потребности и ключевые интересы через теоретически обоснованную систему взглядов, на основе определенного социального идеала и духовных ценностей.

У каждого социального слоя, общественной группы или другой социальной общности имеются свои специфические потребности, интересы, которые выражаются, обрамляются соответствующей идеологией, теорией, служат критерием подхода к оценке тех или иных общественных явлений и процессов, выработке определенных ориентиров и программ деятельности. Но они не существуют в отрыве от потребностей и интересов общностей более высокого порядка и уровня: народа, этноса, социума, общества в целом. Вся наука, искусство и, главное, совесть (если таковая присутствует в идеологии) заключается в том, чтобы верно выявить, сформулировать, согласовать (с позиций цельности), порой диаметрально противоположные интересы различных общественных субъектов и выразить их в общесоциальном, общегосударственном, общенародном, общенациональном интересе его в конкретных и общезначимых проектах, а главное - в практических делах.

Поэтому идеологию нельзя сводить к диктату (навязыванию своей воли, своего частного, эгоистического интереса) какой-то одной группы по отношению ко всем остальным и обществу в целом, к навязыванию частных интересов в ущерб общественному интересу. Все рассуждения о деидеологизации сознания и пресловутом «конце идеологии» научно и жизненно несостоятельны. Ибо устраниться от идеологии, образа, идеала никому еще не удавалось и вряд ли когда удастся. Другое дело - какая это идеология, и в какой мере она выражает и реализует тот или иной интерес.

Отсутствие же ясной, понятной и разделяемой большинством народа идеологии, внятной стратегии социально-экономического развития обрекает общественные субъекты и властные структуры на бесконечные колебания, конъюнктурную приспособляемость.

Что касается идеологической платформы, необходимой для возрождения России, то она, конечно, есть. И что особенно важно - ее не надо специально придумывать и искусственно конструировать. Надо лишь воспользоваться тем гигантским и уникальным опытом, который народ накопил за время своего национального исторического бытия на собственном русском пути. Тысячелетний опыт страны убеждает в необходимости хранить верность духовному наследию, своему предназначению, духовно-нравственному идеалу, запечатленному в Православии и нашей культуре, образовании и воспитании, философии и науке, укорененному в традициях, самом хозяйственном и социальном укладе жизни народа. Все это, по выражению И. А. Ильина, выговаривается одним словом - «русская идея», возраст которой равен возрасту самой России. «Если с дороги сбились, главное - воротиться на дорогу», - писал К. С. Аксаков в статье «Русское воззрение». «Не назад, а вперед, не к состоянию Древней Руси, а к пути Руси. Где есть движение, где есть путь, там есть и вперед. И слово «назад» не имеет здесь смысла». Не назад, а вперед, по русскому пути духовно-нравственного идеала Святой Руси - такова смысловая нить самобытия России в его преемственности и развития.

Не просто Русь, а Святая Русь. Вот наш патент на благородство. Русь не потому святая, что в ней живут одни праведники, а потому что стремление к сердечной чистоте и духовному совершенству составляет главное оправдание ее существования. В понимании В.С. Соловьева русский национальный идеал выглядит так: «Святая Русь. Вот идеал - и не консервативный, и не либеральный (и не социалистический - авт.), не политический, не эстетический, даже не формально этический, а идеал нравственно-религиозный»[5].

Россия, Родина - выше классов, сословий и партий, выше всякого отдельного лица. В годы исторических испытаний народ России всегда спасался духовным самостоянием. «Кто бы я ни был - я служу России, ни маммоне, ни просто начальству, ни карьере, ни просто работодателю, но именно России, ее спасению, ее строительству, ее совершенству, ее качеству, ее величию, ее оправданию перед лицом Божиим»[6]- таковой была жизненная позиция и гражданская молитва великого сына России Ивана Александровича Ильина.

Если говорить об эффективной, системной и упреждающей социально-экономической, тем более, образовательной и молодежной политике, то она может быть выстроена только на духовно-нравственной основе, социальной справедливости, братском соработничестве в деле спасения народа, страны, государства. Думается, что каждому, с незамутненным сиюминутным взглядом и либерально-демократическим чужебесием, внятен живой нерв того, что следует делать - и по направлениям, и поэлементно, и системно; сегодня, здесь и сейчас и в перспективе. Главные опорные звенья этого домостроительства и человекосозидания - семья, дом, работа, образование и наука, здоровье и культура, Православная вера и мать Церковь.

И есть выработанные концепции, проекты, программы, а главное - люди, подвижники и энтузиасты, творцы и созидатели. И все они зиждятся на духовном основании. Ведь главное в человеке - это дух, его духовное состояние. Наиболее динамичными гранями духовной зоркости человека выступают вера, совесть и любовь. Именно они множат силу разума и профессионализма в общем деле творчества и созидания.

Духовные и смысловые конструкты Русской идеи Ильин называет «огнями жизни». Поистине, они животворят, духотворят, освещают и освящают бытие русского народа в его национальном своеобразии и историческом призвании. Ключевые и содержательные приоритеты нашей духовной конституции, как незыблемого духовного суверенитета, выверены и четко сформулированы славными сынами России:

- Духовность (Православие) - приоритет духовно-нравственных целей над внешним, материальным, хозяйственным, социальным и бытовым обустройством жизни.

- Самобытность и традиция - верность своему русскому пути; своя историческая миссия, выражающая национально-историческое своеобразие и национально историческое призвание;

- Патриотизм, державность и государственность - Путь в человечество начинается с порога Отечества. Всему начало здесь - в краю моем родном. Если человек не любит, не бережет, не служит родному Отечеству, то он не обретет и Небесного Отечества.

- Соборность, коллективизм и социальная справедливость;

- Культура, творчество и свобода - утверждение в положительной свободе, в свободе от греха.

- Созидание (а не простое уравнение и перераспределение) - утверждение в труде. Для молодежи - «не игра в труд», а труд полноценный, с заботой о людях.

- Беспредельно глубокая диалектика всеединства Божественного и человеческого, синтез знания и веры. Истины Православной веры, помноженные на разум науки, и воплощенные в духовно-нравственном миропорядке домостроительства, образования и воспитания.

Русская идея - общенациональная идея, потому что она выражает не узко личностные, эгоистические, местечковые, корпоративные, сословные, односторонне конфессиональные и узко национальные интересы, а всесословный, общесоциальный, общенациональный, общенародный, общегосударственный интерес на основе соборности, братства и справедливости. Чтобы все вместе и каждый в отдельности могли найти в России родное лоно, поприще достойного социального служения и свободного развития.

Именно они выступают отправными началами и основополагающими принципами русского пути, стратегией воспитания духовности народа и человека, его образования и воспитания, выхода из общенационального кризиса, стратегией социально-экономического и культурного развития России.

Образование и сам строй народной жизни формирует, закрепляет, укрепляет, воспроизводит и манифестирует принципы, ценности, идеалы и смыслы такого понимания русской, по своему существу - общероссийской идеи. Она базируется на мощном этническом базисе Русскости (80% в составе населения России составляют русские), Русского языка и Русской культуры, общности и широте русского мира, насчитывающего более 300 млн. человек, российской цивилизации в целом, духовным ядром которой выступает Православие.

Становление русской идеи в ее духовном, материально-хозяйственном и социальном наполнении исторически шло в России в двух принципиально противоположных направлениях. Первое из них, религиозно-идеалистическое, стремилось материализовать, воплотить сам дух в хозяйственную, социальную и человеческую жизнь в целом. И оно внесло наибольший и самый плодотворный вклад в развитие русской идеи. Начиная с Киевского митрополита Иллариона и завершая митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном, выдающиеся русские мыслители были буквально одержимы задачей выявить общую основу и общий смысл человеческого существования не только как материального, социально-хозяйственного процесса, но как религиозно-духовного бытия человека.

Второе направление пыталось не только теоретически, но и практически поставить свое понимание духа (с позиций научности, идеологии, светскости, культуры) на службу социальной материи жизни, общественного и человеческого устройства. Революционно-демократические, народнические идеи и русский социализм вполне закономерно привели к российскому варианту марксизма и социализма. Практическая материализация социалистической идеи, к сожалению, сопровождалась не только забвением, но и отрицанием многих сущностных черт русской идеи. Но Россия никогда не была на обочине или в тупике мировой цивилизации. Неоспоримые достижения научно-технического, культурного, образовательного и социально-экономического плана советского социалистического периода не должны быть утеряны.

Все этапы и вехи в судьбах России должны быть оценены и осмыслены по большому историческому счету. В них откристаллизовались фундаментальные основания и лучшие грани русской идеи. Поиски «золотого века» в 1150-летней истории России не должны сопровождаться унижением или чрезмерным восхвалением любого этапа или периода. Советский период является связующим и звеном базовым в непосредственном определении стратегии дальнейшего развития страны. Все мы пленники и данники своего времени, которое не просто прожито, но и пережито нами. В нем заключены многие исходные и рубежные позиции будущей России.

«Архитекторы» современного мирового экономического порядка выстраивают его по неолиберальной модели и под зловещим знаком глобализма. И России уготовано в ней далеко не самое почетное место. Она сталкивается на периферию зависимых и слаборазвитых стран, ей отводится роль экономического придатка, источника дешевого сырья и обширного рынка сбыта товаров. В этих жестких условиях необходимо создание предпосылок для реализации сравнительных преимуществ российской экономики. А на родном поприще отечественной социально-хозяйственной традиции равных нам нет.

Конечно, «восстановить» или вернуться в какой-либо прожитый период невозможно. Но необходим в стратегическом видении весь тысяча сто пятидесятилетний масштаб как максимально широкое историческое основание, чтобы избежать «черных» дыр и «белых пятен» в оценке самого пути Руси. Необходим творческий и живой синтез «Семи Русей» - от языческой до современной. Россия, народ в разные эпохи и времена сохраняли свою идентичность, ментальность, православную духовность. А это главный итог и достойная перспектива нашего исторического самостояния. Россия воспрянет не с поля чудес, бесчисленных и бессмысленных шоу, безудержной игромании и беспробудного пьянства. Страна будет возрождаться с православных храмов, заводских цехов и научных лабораторий, с полей и строек, со школьной парты и студенческой скамьи. И здесь потребуются не постулаты рыночной экономики (максимум прибыли и минимум совести) и не крючкотворство юристов и пустозвонство адвокатов, не только и не столько финансовые и материальные средства, а в первую очередь интеллект, образование, культура, созидание и творчество. Потребуется неиссякаемый и всевозрастающий в своем применении духовно-нравственный ресурс человека. В качестве завершающего вывода скажем чеканной формулой Ивана Александровича Ильина, его заветом молодежи: «службу превратить в служение, работу - в творчество, интерес - во вдохновение, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить идеей» - Русской идеей.

Протоиерей Василий Семенов, Щадринск

Анатолий Борисович Невелев, профессор, доктор филос. наук, ЧГУ, Челябинск



[1] Путин В. В. Государство Россия. Путь к эффективному государству (о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). М., 2000. С.14.

[2] Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В. С. Соч. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 304.

[3] Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего // Собр. соч. В 10 т. Т. 7. С. 454.

[4] Там же. С. 492-495.

[5] Соловьев В. С. Соч. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С.679

[6] Ильин И. А. За национальную Россию // Слово. 1991. № 6. С. 84.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Пора прекратить ломиться в открытую дверь

Достойно сожаления, что в работе авторов не нашел отражения подход к рассматриваемой проблеме А.Ф. Лосева. В свете его историзма нетрудно было бы убедиться в многовековом противостоянии р а ц и о ц е н т р и з м у - исторической идее западной цивилизации - л о г о ц е н т р и з м а России. Cтержнем саморазвития рациоцентризма является протестантское мировосприятие, сформированное в процессе абсолютизации человеческой личности и философски обоснованное западноевропейскими мыслителями. Всё в мире рассматривается при этом исключительно в вещной категории, и во всяком целенаправленном действии человека в нём в той или иной мере выявляется характер делового предпринимательства. Принципы рациоцентризма реализованы в современной, предметно расчлененной науке, а также в сохраняющем её образ и подобие образовании; истина знания отделена от истины веры непреодолимой пропастью. Рациоцентризм опирается на приоритет прагматизма в делах и помыслах, на господство индивидуализма в системе ценностей, ранее сформированных протестантской этикой, и в настоящее время оправдывается повсеместно пропагандируемыми достижениями западной цивилизации – овеществлённого рационализма. Исторические корни мировосприятия, соответствующего саморазвитию логоцентризма, уходят в святоотеческие традиции Православия, обращённые к неисповедимой тайне Абсолютной Личности – Сына Божия (Логоса). Человеческая личность сохраняет при этом мистическую природу, не сводимую ни к индивидуальным особенностям человека, ни к его роли и месту в социуме. Более того, всё в мире рассматривается здесь исключительно в личностной категории. Саморазвитие логоцентризма, в котором мир воспринимается как Храм, а творчество – как продолжение миротворения, определяет основные особенности тысячелетнего развития русской материальной и духовной культуры. Особенности общинного (мирского) сознания и соответствующая ему система ценностей запечатлены в неповторимом русском языке, межличностных отношениях, способах ведения хозяйства. Именно логоцентризм выражен в образе мысли и образе жизни русского народа и в той или иной мере адаптировавшихся к ним религиозно-этнических сообществ, населяющих веками Россию («всяк сущий в ней язык»). Осознание необходимости продолжения саморазвития логоцентризма в России как единственной возможности следовать Божественному Промыслу позволяет определить в качестве её общенациональной исторической цели путь интеллектуально-духовного преображения.
C. Гальперин / 04.05.2012, 11:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

1150-летие Российской государственности
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
О тайном замысле создателей сериала «Плевако»
20.12.2024
Россия обречена на мощную, тяжелую государственность
Господа-товарищи, не надейтесь превратить московского царя в ночного сторожа!
24.10.2024
Русский мир: Третий Рим или улус ромеев?
Доклад на 3-х Годеновских чтениях
10.06.2024
Монархия – совершенная форма власти
25 января 1547 года первый русский монарх венчался на царство
26.01.2024
Картины русского гения Павла Рыженко под угрозой
Спасти национальное достояние!
17.06.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 19:39
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Человек
30.12.2024 19:08
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22