1. Святейший Патриарх Кирилл в памятные дни Чернобыльской катастрофы сказал следующее: «Техногенные катастрофы, которые с каждым шагом развития цивилизации приобретают все более угрожающие масштабы, отражают происходящее в человеческой душе. Без глубокого осмысления роли человека во Вселенной их предотвращение невозможно. К сожалению, уроки Чернобыльской катастрофы многими людьми еще не усвоены. Человечество по-прежнему потребительски относится к земле, воде и воздуху, ко всей окружающей среде, забывая о том, что хранить и возделывать Землю повелел нам Сам Бог (см. Быт. 2: 15). Невозможно и не нужно пытаться остановить развитие науки и технологии. Но до тех пор, пока люди не научаться мудро, с заботой друг о друге и обо всем Божиим творении использовать природные ресурсы и достижения цивилизации, они не будут застрахованы от трагедий, подобных произошедшей четверть века назад».
2. Существуют две главные причины произошедших и будущих техногенных и природных катастроф, которые должен осознать человек и выработать как альтернативу экологическое сознание, которым должны проникнуться все люди на Земле. Это - технологический менталитет и светский взгляд на мир и человека. Технологический менталитет исповедуют большинство населения, во всяком случае, тех стран, которые находятся на индустриальном этапе хозяйственного развития. Идеологической основой технологического менталитета является концепция прогресса, идея о том, что жизнь движется в одном направлении, куда-то к лучшему. Все это определяет агрессивное, волевое отношение ко всему миру как к объекту завоевания, как материалу для свободного творчества. «Победить природу» - тезис, высказанный Фрэнсисом Бэконом, лежит в основе этого мировоззрения. Победить и подчинить себе природу ради материального использования и максимального. комфорта жизни. В дальнейшем эта тенденция была усилена т.н. классическими экономистами. Поскольку им стоимость представлялась в виде застывшего труда, то не обработанная человеком природа считалась вообще не обладающей какой-либо стоимостью. Подобно тому, как Кант или Фихте отказались придать природе ценность моральную, точно также Смит, Рикардо и Маркс отняли у неё ценность политэкономическую. Как пишет В.Хёсле: «Ни Маркс, ни его эпигоны так и не выработали соответствующую теорию ценностей, следуя которой можно было бы приостановить разрушение природы» (Хёсле В., «Философия и экология». М., 1993. С.125). Такое отношение к природе ничего общего не имеет с той ролью, которую определил Творец для человека. Человек создан Богом хозяином земли, меньших братьев, рачительным и заботливым хозяином. Про нас сказано: «И да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными и над зверями, и над скотом, и над всею землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1: 26). Во второй главе книги Бытия повествуется, как Бог приводит всех животных и птиц к человеку «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя её» (Быт. 2: 19). Грехопадение Адама и Евы имело последствия не только для них, но и для окружающего мира. - «Земля проклята за человека» (Быт. 3: 17). Она сделалась косной и противящимся человеку объектом хозяйствования, она родит ему «тернии и волчцы», и он обречен «со скорбью питаться от неё». Однако человек не перестал быть хозяином и потому свой райский вдохновенный и любовно-творческий характер труда он должен сохранить в себе и не превращаться в подневольного подёнщика и раба жизненных обстоятельств. А для этого он должен вести свое хозяйство с любовью. Ап. Павел писал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всему надеется, всё переносит» (1 Кор. 13: 4-8). Эта любовь должна распространяться и на меньших братьев и на природу в целом. Не истощать землю; не вырубать хищнически леса; не вылавливать всю рыбу, тем более не глушить её взрывами; не загрязнять окружающей среды, не устраивать вредных производств и т.д. Я назвал это экологическим сознанием (Дверницкий Б.Г. Русский человек. СПб., 2008. с.316-334). Конечно, не все население придерживается технологического сознания. Люди художественного склада души могут от всего сердца повторить строки Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
<...>
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Но таких людей в наш век все же меньшинство.
«Век шествует путем своим железным
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны
И не о том хлопочут поколенья
Промышленным заботам преданы.
Так писал Баратынский в XIX веке.
В атомный век корысть изъела почти до основания сердца людей и всплески любовного отношения к природе становятся всё реже и реже, о чём проникновенно писал Николай Рубцов:
Когда душе моей сойдет успокоенье
С высоких после гроз, немеркнущих небес,
Когда душе моей, внушая поклоненье,
Идут стада дремать под ивовый навес,
Когда душе моей земная веет святость
И полная река несет небесный свет,-
Мне грустно оттого, что знаю эту радость
Лишь только я один: Друзей со мною нет.
Памятники культуры всех времен и народов говорят о «душевных» отношениях природы и человека. Трудно найти народную сказку, в которой природные существа не помогают добрым персонажам и не противодействуют злым, а нередко совершают работу, непосильную самому герою сказки. Но сказки почти исчезли у детей, их заменили компьютерные игры и потому освободиться от технологического сознания будет все труднее и труднее.
3. Вторая причина происходящих катастроф - это т.н. светский взгляд на мир и человека. Согласно ему мир функционирует без Бога и значит, человек не несет перед Ним никакой ответственности за свои дела и мысли. Однако Божьего суда не избежать никому, ни человеку, ни обществу, ни цивилизациям. Святейший Патриарх Кирилл говорил в страстную неделю Великого поста: «Мы судимы за наши мысли и дела при нашей жизни. Иногда нам кажется, что по непонятным причинам на нас вдруг обрушиваются невзгоды, болезни, неудачи. Ничего не происходит с нами без воли Божией - даже волос с головы не может упасть. Но это не значит, что Господь управляет нашими судьбами, нашими жизнями механически. Это не значит, что мы лишены всякой свободы. Мы живем свободно и сами выбираем свой путь, свое место в жизни, сами определяем свое место по отношении к Богу. А вот последствия этого выбора привлекают к нам либо милость Божию, либо Божие наказание. Поэтому не Бог нас наказывает - мы себя наказываем, поставляя под гнев Божий, под Божию справедливость». «Нам иногда кажется, - говорил Патриарх Кирилл, - что суд - это какая-то далекая перспектива. Но суд Божий - не одномоментное действие. Суд Божий осуществляется и в истории этого мира - в отношении и каждого человека и человеческих сообществ, и целых человеческих цивилизаций. Суд совершается неотвратимо. Если кому-то кажется, что зло ненаказуемо, то либо взор такого человека слаб, и он не способен прозревать смысл происходящего, либо просто временная дистанция слишком коротка, чтобы делать заключения о Божией справедливости». Чернобыльская катастрофа и была таким наказанием атеистическому обществу, гордо заявлявшему в лице его главы, что наше поколение будет жить при коммунизме, что мы по телевизору увидим последнего попа. КПСС была объявлена умом, честью и совестью эпохи, хотя спустя некоторое время никто в защиту её во время т.н. перестройки, и пальцем не пошевелил. Но это уже прошло. Реальность - катастрофа в Японии. Но и это уже проходит, хотя и не без последствий. Гей- парады, однополые браки, эвтаназия - это настоящее Европы. Разве это не вызов христианской, шире библейской морали и разве это может пройти безнаказанно. И как это может сочетаться с борьбой за чистоту окружающей среды, за сохранение разнообразия животного и растительного мира и пр. и пр. И, как правило, за это ратуют одни и те же люди, организации, движения. И разве это не чистой воды фарисейство. «Берегитесь закваски фарисейской» (Мф. 16: 6) - сказано нам. Закваска фарисейская - это лицемерие. Значит, Европа собирает гнев Божий на свою голову и при этом хочет и Россию «пристегнуть» к этому. И потому мы должны развивать свое экологическое движение, основанное на Божественных заповедях, на хозяйском бережном отношении к природе и меньшим братьям. И всегда должны помнить, что нравственная чистота общества залог безопасного развития науки, новых технологий и успешного хозяйствования человека на земле.