Экологическое сознание в XXI веке

К 26-й годовщине Чернобыльской катастрофы

0
401
Время на чтение 6 минут

1. Святейший Патриарх Кирилл в памятные дни Чернобыльской катастрофы сказал следующее: «Техногенные катастрофы, которые с каждым шагом развития цивилизации приобретают все более угрожающие масштабы, отражают происходящее в человеческой душе. Без глубокого осмысления роли человека во Вселенной их предотвращение невозможно. К сожалению, уроки Чернобыльской катастрофы многими людьми еще не усвоены. Человечество по-прежнему потребительски относится к земле, воде и воздуху, ко всей окружающей среде, забывая о том, что хранить и возделывать Землю повелел нам Сам Бог (см. Быт. 2: 15). Невозможно и не нужно пытаться остановить развитие науки и технологии. Но до тех пор, пока люди не научаться мудро, с заботой друг о друге и обо всем Божиим творении использовать природные ресурсы и достижения цивилизации, они не будут застрахованы от трагедий, подобных произошедшей четверть века назад».

 

2. Существуют две главные причины произошедших и будущих техногенных и природных катастроф, которые должен осознать человек и выработать как альтернативу экологическое сознание, которым должны проникнуться все люди на Земле. Это - технологический менталитет и светский взгляд на мир и человека. Технологический менталитет исповедуют большинство населения, во всяком случае, тех стран, которые находятся на индустриальном этапе хозяйственного развития. Идеологической основой технологического менталитета является концепция прогресса, идея о том, что жизнь движется в одном направлении, куда-то к лучшему. Все это определяет агрессивное, волевое отношение ко всему миру как к объекту завоевания, как материалу для свободного творчества. «Победить природу» - тезис, высказанный Фрэнсисом Бэконом, лежит в основе этого мировоззрения. Победить и подчинить себе природу ради материального использования и максимального. комфорта жизни. В дальнейшем эта тенденция была усилена т.н. классическими экономистами. Поскольку им стоимость представлялась в виде застывшего труда, то не обработанная человеком природа считалась вообще не обладающей какой-либо стоимостью. Подобно тому, как Кант или Фихте отказались придать природе ценность моральную, точно также Смит, Рикардо и Маркс отняли у неё ценность политэкономическую. Как пишет В.Хёсле: «Ни Маркс, ни его эпигоны так и не выработали соответствующую теорию ценностей, следуя которой можно было бы приостановить разрушение природы» (Хёсле В., «Философия и экология». М., 1993. С.125). Такое отношение к природе ничего общего не имеет с той ролью, которую определил Творец для человека. Человек создан Богом хозяином земли, меньших братьев, рачительным и заботливым хозяином. Про нас сказано: «И да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными и над зверями, и над скотом, и над всею землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1: 26). Во второй главе книги Бытия повествуется, как Бог приводит всех животных и птиц к человеку «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя её» (Быт. 2: 19). Грехопадение Адама и Евы имело последствия не только для них, но и для окружающего мира. - «Земля проклята за человека» (Быт. 3: 17). Она сделалась косной и противящимся человеку объектом хозяйствования, она родит ему «тернии и волчцы», и он обречен «со скорбью питаться от неё». Однако человек не перестал быть хозяином и потому свой райский вдохновенный и любовно-творческий характер труда он должен сохранить в себе и не превращаться в подневольного подёнщика и раба жизненных обстоятельств. А для этого он должен вести свое хозяйство с любовью. Ап. Павел писал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всему надеется, всё переносит» (1 Кор. 13: 4-8). Эта любовь должна распространяться и на меньших братьев и на природу в целом. Не истощать землю; не вырубать хищнически леса; не вылавливать всю рыбу, тем более не глушить её взрывами; не загрязнять окружающей среды, не устраивать вредных производств и т.д. Я назвал это экологическим сознанием (Дверницкий Б.Г. Русский человек. СПб., 2008. с.316-334). Конечно, не все население придерживается технологического сознания. Люди художественного склада души могут от всего сердца повторить строки Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

<...>

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Но таких людей в наш век все же меньшинство.

«Век шествует путем своим железным

В сердцах корысть, и общая мечта

Час от часу насущным и полезным

Отчетливей, бесстыдней занята.

Исчезнули при свете просвещенья

Поэзии ребяческие сны

И не о том хлопочут поколенья

Промышленным заботам преданы.

Так писал Баратынский в XIX веке.

В атомный век корысть изъела почти до основания сердца людей и всплески любовного отношения к природе становятся всё реже и реже, о чём проникновенно писал Николай Рубцов:

Когда душе моей сойдет успокоенье

С высоких после гроз, немеркнущих небес,

Когда душе моей, внушая поклоненье,

Идут стада дремать под ивовый навес,

Когда душе моей земная веет святость

И полная река несет небесный свет,-

Мне грустно оттого, что знаю эту радость

Лишь только я один: Друзей со мною нет.

Памятники культуры всех времен и народов говорят о «душевных» отношениях природы и человека. Трудно найти народную сказку, в которой природные существа не помогают добрым персонажам и не противодействуют злым, а нередко совершают работу, непосильную самому герою сказки. Но сказки почти исчезли у детей, их заменили компьютерные игры и потому освободиться от технологического сознания будет все труднее и труднее.

 

3. Вторая причина происходящих катастроф - это т.н. светский взгляд на мир и человека. Согласно ему мир функционирует без Бога и значит, человек не несет перед Ним никакой ответственности за свои дела и мысли. Однако Божьего суда не избежать никому, ни человеку, ни обществу, ни цивилизациям. Святейший Патриарх Кирилл говорил в страстную неделю Великого поста: «Мы судимы за наши мысли и дела при нашей жизни. Иногда нам кажется, что по непонятным причинам на нас вдруг обрушиваются невзгоды, болезни, неудачи. Ничего не происходит с нами без воли Божией - даже волос с головы не может упасть. Но это не значит, что Господь управляет нашими судьбами, нашими жизнями механически. Это не значит, что мы лишены всякой свободы. Мы живем свободно и сами выбираем свой путь, свое место в жизни, сами определяем свое место по отношении к Богу. А вот последствия этого выбора привлекают к нам либо милость Божию, либо Божие наказание. Поэтому не Бог нас наказывает - мы себя наказываем, поставляя под гнев Божий, под Божию справедливость». «Нам иногда кажется, - говорил Патриарх Кирилл, - что суд - это какая-то далекая перспектива. Но суд Божий - не одномоментное действие. Суд Божий осуществляется и в истории этого мира - в отношении и каждого человека и человеческих сообществ, и целых человеческих цивилизаций. Суд совершается неотвратимо. Если кому-то кажется, что зло ненаказуемо, то либо взор такого человека слаб, и он не способен прозревать смысл происходящего, либо просто временная дистанция слишком коротка, чтобы делать заключения о Божией справедливости». Чернобыльская катастрофа и была таким наказанием атеистическому обществу, гордо заявлявшему в лице его главы, что наше поколение будет жить при коммунизме, что мы по телевизору увидим последнего попа. КПСС была объявлена умом, честью и совестью эпохи, хотя спустя некоторое время никто в защиту её во время т.н. перестройки, и пальцем не пошевелил. Но это уже прошло. Реальность - катастрофа в Японии. Но и это уже проходит, хотя и не без последствий. Гей- парады, однополые браки, эвтаназия - это настоящее Европы. Разве это не вызов христианской, шире библейской морали и разве это может пройти безнаказанно. И как это может сочетаться с борьбой за чистоту окружающей среды, за сохранение разнообразия животного и растительного мира и пр. и пр. И, как правило, за это ратуют одни и те же люди, организации, движения. И разве это не чистой воды фарисейство. «Берегитесь закваски фарисейской» (Мф. 16: 6) - сказано нам. Закваска фарисейская - это лицемерие. Значит, Европа собирает гнев Божий на свою голову и при этом хочет и Россию «пристегнуть» к этому. И потому мы должны развивать свое экологическое движение, основанное на Божественных заповедях, на хозяйском бережном отношении к природе и меньшим братьям. И всегда должны помнить, что нравственная чистота общества залог безопасного развития науки, новых технологий и успешного хозяйствования человека на земле.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Георгиевич Дверницкий
О русской литературе
Отклик на доклад И.А. Есаулова: «Н.А.Бердяев о вине русской классической литературы. Сомнения и прозрения» (РХГА, 8.11.2024)
16.11.2024
Русофобия и новый мировой порядок
Большинство современных русофобов в России происходят из русскоязычных людей
30.09.2024
Культура – третий союзник России
Русский человек должен осознать, что он заражен русскоязычной культурой
28.09.2024
Диптих
25.08.2024
Россия и Украина
Об образе будущего мира в Европе и Евразии
09.08.2024
Все статьи Борис Георгиевич Дверницкий
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58