Что и говорить, весна в этом году выдалась поздняя. Сугробы за окном, сильные снегопады, ледяные дожди, какое-то беспросветное ненастье - все это наводило на мысль, что в календаре какая-то ошибка, и не апрель на дворе, а в лучшем случае февраль. Казалось, зима не кончится никогда. Дабы не погрузиться в мрачную меланхолию, для поддержания духа, полезно бывает поискать положительные стороны даже в самых неприглядных обстоятельствах нашей жизни. Так вот насчет погоды. Наверное, такая погода помогала нам сосредоточиться и сохранить молитвенное настроение Великим постом.
Как-то незаметно подошел к концу Великий пост, и на Страстной неделе, в пятницу, мы всей семьей отправляемся в Кострому, чтобы там встретить светлый праздник Святой Пасхи. На моей памяти не было еще такой Великой Пятницы. В смысле соответствия моменту. Казалось, вся природа скорбит по Спасителю, принявшему в этот день крестную смерть. На протяжении 330 километров, что ведут из Москвы в Кострому, все окутано серой мглой и холодным дождем. Дождь то усиливается, то ослабевает, то превращается в мокрый снег, но не прекращается ни на минуту. Утешаем себя мыслью о том, что благодаря такому потопу быстрее сойдет снег. Действительно, сугробы медленно, но верно чернеют и оседают.
В Костроме останавливаемся в Ипатьевском монастыре. Без преувеличения можно сказать, что в ряду прославленных духовных обителей российских Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Существует несколько версий, касающихся времени появления обители. Согласно первой, один из древнейших монастырей в нашем Отечестве был основан в начале ХIV столетия на средства татарского мурзы Чета, знатного вельможи Золотой Орды, который направлялся приехавшего на службу к великому князю Ивану Калите. Исцеленный чудесным образом явившейся ему на этом месте Божией Матерью с предстоящим апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, Чет принял в Москве крещение под именем Захария. Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, жил на рубеже III - VI веков, был епископом города Гангра (Малая Азия). Он был не очень широко известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне. Согласно второй версии, время основания обители относится к середине ХIII века. Возможно, ее основали новгородцы, почитавшие священномученика Ипатия как покровителя своего города. Однако большинство исследователей сходится во мнении, что значительная роль мурзы Чета в становлении Ипатьевского монастыря не подлежит сомнению. В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, его сына, Василия I и внука, Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.
В 1590 году было закончено сооружение Троицкого собора - главного храма монастыря. Он вызвал восхищение у современников своим небывалым по красоте иконостасом, драгоценными окладами икон и стенными росписями, выполненными в 1595 - 1596 годах. В подклете собора находится фамильная усыпальница Годуновых. Здесь похоронен основатель монастыря Захария (мурза Чет), отец и мать Бориса Годунова, другие представители этого рода.
В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращению Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. 14 марта 1613 года Михаил и Марфа Романовы, в сопровождении архимандрита монастыря Кирилла с братией, встретили у стен обители Великое посольство, прибывшее в Кострому с решением Земского собора об избрании Михаила на царский престол. Посольство пришло в монастырь крестным ходом «...со образом Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии уже написал Петр митрополит и со образом великих чудотворцев Петра, Алексей и Ионы...», выносными крестами и другими реликвиями. Возглавляли посольство архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит, келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын и князь Иван Шереметьев. У стен Ипатьевского монастыря крестный ход посольства объединился с крестным ходом костромичей, шедшим из Успенского собора г. Костромы с главной святыней города - чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. В Троицком соборе монастыря архиепископ Феодорит зачитал грамоту Земского собора о «наречении царском» Михаила Федоровича. Послы Земского собора «...долго, но тщетно просили юного Михаила и его матушку принять избрание...». Изменило положение лишь убедительная речь архиепископа Феодорита: «Не мозите прислушатись: но сотворите повеленное вам от Бога, воистину от Бога избрани есте, и не прогневайте всех Владыку и Господа». Тогда «...благоверная государыня инока Марфа Иоанновна многи слезы излия пред образом Пречистыя Богородицы,...со слезами рече: се Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в твои пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству». Чудотворными образами, принесенными из Москвы и Костромы, Михаил Федорович был благословлен на царство, затем ему вручили грамоту Земского собора и скипетр Российского государства. 19 марта, в день памяти святых мучеников Хрисанфа и Дарии, Михаил Федорович и старица Марфа отбыли в Москву. С тех пор за монастырем закрепилось название - «колыбель» Дома Романовых.
В 1649 году случилась беда: Троицкий собор рухнул от взрыва порохового запаса, хранившегося на случай осады в его подклете. В 1650 году царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового собора, при этом было велено «взять в качестве образца ярославский Успенский собор и размером не более его». Новый Троицкий собор был возведен в 1652 году. Его расписала за один летний сезон 1685 года артель костромских мастеров во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. Фрески Троицкого собора относятся к числу лучших произведений древнерусской живописи.
В 1834 году монастырь посетил Николай I. По его распоряжению была начата реконструкция обветшавших зданий обители. Работы по подготовке проекта были поручены профессору архитектуры Императорской Академии художеств К.А.Тону. Особое внимание было обращено на Палаты бояр Романовых и Святые ворота. По инициативе императора Николая I над Cвятыми воротами была возведена церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии (1840-1859 гг.). День их поминовения совершается 19 марта (ст.ст.) и совпадает с двумя знаменательными датами в истории России, увековеченными на фресках храма: днем отъезда М. Ф. Романова из Ипатьевского монастыря на Московское царство в 1613 году и днем торжественного вступления российских войск в Париж в 1814 году.
После Октябрьской революции обитель была закрыта, а ее послушники разделили страшную участь русского духовенства в богоборческий период. Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы. (Сейчас он восстанавливается). В 1958 году советское правительство приняло решение придать Ипатьевскому монастырю статус музея-заповедника и начать его восстановление. Реставрационные работы длились более 20 лет. Совсем недавно, в 1993 году, в обители возродилась монашеская жизнь. Сейчас в монастыре 4 монаха и несколько трудников.
...Вечерняя служба Погребения Плащаницы проходит в небольшой, необыкновенно уютной и нарядной церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии и длится более пяти часов, с 10 вечера до трех утра. Всех вместе нас на службе 20 человек. Мерцание свечей выхватывает из темноты сосредоточенные лица монахов, слаженно и торжественно поет хор. Песнопения этого дня полны скорби и печали. Вот монахи выносят Плащаницу, и мы все тянемся на улицу, чтобы обойти храм крестным ходом. На улице все та же непогода, только, кажется, дождь усилился. Перед входом в храм разлилась огромная лужа, через нее перекинуты деревянные мостки. Светят прожектора с крепостных стен, клубится туман, шум дождя заглушает наши голоса, и вслед за Плащаницей тянется скорбная процессия по лужам, обледеневшему снегу, а кое-где по обнажившейся слякотной земле. Кажется, что вода сверху, снизу - везде. Ловлю себя на том, что мыслями переношусь на 2000 лет назад, в Ту Великую Пятницу. И как-то очень остро чувствуешь сопричастность к великим и скорбным событиям того времени.
Первое, что мы видим на другой день утром, открыв глаза - это яркое синее небо и солнце. Не верится, что такое возможно, но еще больше изумляешься, выйдя на улицу. Вчерашних луж почти нет. И той, огромной, что перед входом в храм - тоже. В воздухе разлито тепло и благодать, все сияет, умытое и готовое к Празднику. Народ спешит освятить куличи, творожные пасхи и разноцветные яйца. На полянке букетики распустившихся невесть когда белых крокусов.
Весна! Хотя Волга еще скована льдом, но он осел, спекся на солнышке, а кое-где треснул.
Азартные рыбаки пытаются оттянуть закрытие сезона зимней рыбалки и, вооружившись не только коловоротами, но и палками-щупами, бесстрашно добираются до середины реки, где устраивают последние в этом сезоне лунки.
Припекает солнышко, звонко постукивает веселая капель, и, глядя на ликование природы, чувствуешь, как где-то в глубине души просыпается предчувствие чего-то чудесного.
На Пасхальное богослужение идем в Анастасьино-Богоявленский монастырь. Там находится чудесный Образ Феодоровской Божией Матери, там служит Архиепископ Костромской и Галичский Алексий. В ярко освещенный храм, украшенный цветами, с 10 вечера стекается народ. С радостью отмечаешь, что много молодежи, детей. Пришли и совсем древние бабушки. У всех в руках красные свечи.
Ждем...И вот, наконец, сначала где-то в отдалении, а потом все ближе и ближе раздаются слова Пасхального песнопения «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех...». Подхватив, спешим на улицу, идем крестным ходом вокруг храма. Кажется, у этого крестного хода нет ничего общего с тем, что был накануне. Теперь это не скорбная процессия, но ликующая толпа! Как тут не вспомнить слова святителя Иоанна Златоуста: «Где, смерть, твое жало? Где, ад, твоя победа?!» Возвращаемся в храм под радостный перезвон колоколов. «Христос Воскресе! - возглашает Владыка Алексий. «Воистину Воскресе!» - кричим дружно в ответ.
Стоять на службе легко, хотя идет она около пяти часов, - сказывается духоподъемное настроение. Привлекает внимание группа нарядно одетых девочек лет 6-8, которые стоически проводят всю службу на ногах и присаживаются лишь в самом ее конце. После крестного хода ряды прихожан несколько редеют, народу становится меньше. Многие заходят в храм только поставить свечи, кто-то остается на службе на полчаса. Вот молодая мама с девочкой лет восьми, сжав в руках пучок красных свечей, проходит поближе к хору. Видно, что она нечастый гость в храме, чувствует себя неуютно, неуверенно озирается по сторонам, в конце концов садится на скамеечку рядом с хором.
Ее девочка напротив, живо реагирует на все происходящее, Глаза ее широко распахнуты, в них - восторг. Она пытается подпевать слова молитвы, теребит маму и спрашивает то и дело: «А когда креститься? Сейчас уже?». Видно, что женщина в замешательстве: «Ну...ты смотри, когда бабушки крестятся, и ты тоже тогда». Девочка очень старается, крестится широко и размашисто, кланяется в пол. Скоро мама зовет ее уйти, но уходить ей совсем не хочется, и она просит побыть еще чуть-чуть. «Тебе здесь нравится? - как-то даже удивленно спрашивает мама свою дочку. - Тебе здесь интересно?» Услышав утвердительный ответ, опять усаживается на скамеечку. Они остаются на службе.
Под радостные звуки пасхальных песнопений думалось, что за удивительные времена мы переживаем. Дети ведут родителей в храм - что за чудо! На Пасху храмы переполнены верующими - а ведь еще лет пятнадцать-двадцать назад это и представить было сложно. Хочется верить, что это и есть приметы нашего времени. А если это так, то все у нас будет хорошо. Христос Воскресе!
Елена Решетникова, координатор Фонда исторической перспективы
На фото:
1. Ипатьевский монастырь
2. Свято-Троицкий собор. Ипатьевский монастырь
3. Вид с колокольни. Ипатьевский монастырь
4. Первоцветы. Ипатьевский монастырь
5. Тает лед на Волге
6. Архиепископ Костромской и Галичский Алексий
7. Крестный ход. Анастасьино-Богоявленский монастырь
8. Маленькие прихожанки
9. Христос Воскресе!
1. Re: Пасхальные хроники: Москва - Кострома - Москва