Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

История разработки проекта возрождения умирающей деревни

Вениамин  Чалкин, Русская народная линия

20.04.2012

В откликах и комментариях к опубликованным ранее нами статьям «Социальное предпринимательство на селе во имя будущего России»

и «Роль молодежи в развитии эффективных и жизнеспособных территорий» было много вопросов и предложений о том, каким же образом преодолеть деградацию сельских территорий России и создать условия для комплексного устойчивого развития русской деревни. В этой статье мы предлагаем Вам свой опыт практического «погружения» в реалии сельского социума и описание пройденных этапов разработки законченного проекта возрождения умирающей деревни на примере деревни Минушка в Красноярском крае. Этот трудный путь занял целых 8 лет, на протяжении которых нам пришлось столкнуться со многими неожиданностями и отказаться от многих стереотипов, познакомиться с реальным положением дел в сельском хозяйстве, во власти, в бизнесе, в сельских сообществах. В результате к настоящему моменту этот практический опыт оформлен в Концепцию устойчивого развития сельской территории на примере деревни Минушка, с которой можно ознакомиться на сайте МПЦ «Возрождение Сибири».

 

В умирающей деревне Минушка с 2004 года находится Обитель милосердного служения и душепопечения во имя свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии (далее будем использовать краткое название «Обитель милосердия»), цель создания которой - милосердное служение миру ради религиозно-нравственного просвещения и душепопечения общества от имени Православной Церкви и ради Христа.

Одной из задач Обители милосердия является воспитание детей-сирот, беспризорных, детей из неблагополучных семей, обучение их разным наукам, видам труда и ремесла, содействие религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и юношества, а также социально-нравственная профилактика общества, то есть развитие здорового поведения и ресурсов личности и человеческого духа, способного справляться с постоянно изменяющимися социально-психологическими явлениями и процессами в обществе. Для того чтобы такая социальная деятельность была защищена от негативных внешних влияний, нужна была подходящая обособленная территория. Администрацией Ирбейского района для строительства комплекса, необходимого для деятельности Обители милосердия, было выделено две территории: в самой деревне Минушка и на месте исчезнувшей деревни Галунка, что в пяти км южнее Минушки.

Таким естественным образом разработка социальной программы Обители милосердия привела к необходимости предусмотреть также комплексное социально-экономическое развитие сельской территории, на которой она находится. Как социально ориентированная организация, Обитель милосердия могла разработать только такую программу, которая бы имела основной целью не получение прибыли, а гармоничное воспитание нравственного сельского труженика, который будет трудиться не для вида, не для чести, не для угождения и не ради страха, но по любви и совести, и эти качества будет прививать своим детям.

Почти год понадобился, чтобы провести анализ сельской среды не только в районе и крае, но и в других регионах, а также в ближнем и дальнем зарубежье. Надо было понять, как лучше разработать программу комплексного развития сельского поселения, чтобы в ней были учтены все моменты жизни современного крестьянина, начиная от рождения и заканчивая его уходом из этой жизни. Необходимо было системно взаимоувязать разные уровни развития и жизни человека, чтобы он при этом сохранял чувствительность к изменениям условий и перестраивал действия в соответствии с этими изменениями.

Процессы разработки и реализации стратегии в разных районах и даже в одном районе на разных площадках в значительной степени уникальны и неповторимы, эта работа не воспроизводится по шаблону, а каждый раз делается заново. В каждом поселении существуют свои частности, которые сложены из каких-то традиций, присущих только этому поселению, поэтому приходилось быть внимательным к этим частностям, поскольку именно они зачастую определяют конечный результат действия.

Потребовалось изучить, что исторически выращивалось в Минушке, как обрабатывалась продукция и как использовалась. Особенно интересовал вопрос, каким образом сельским жителям еще до революции удавалось на маленьких наделах, без всякой техники и сложных технологий получать такой урожай зерновых и прочих культур, которого хватало не только прокормить большие семьи, но и еще что-то продать.

Свидетелей тех дней не оказалось, но старики помнили рассказы своих отцов и дедов и передали то, что запомнили. Таким образом, по крупицам собирались сведения по обработке земли, по изготовлению строительных материалов из местных материалов, по выращиванию овощей и прочее, относящееся к быту крестьян. Очень много традиционных подходов сохранилось в общинах староверов, которые до сегодняшних дней применяют многие стародавние приемы обработки земли, в особенности в разведении пчел и изготовлении различной медовой продукции. Все говорили только об одном, что сейчас земля обрабатывается неправильно, отношение к ней и к природе варварское, и поэтому земля и природа, как живой, чувствующий организм, мстит нам за такое отношение к ней.

Идаже в своей хозяйственной деятельности мы смогли убедиться в этом. Возделыванием огорода нам пришлось заниматься на брошенной земле, совершенно заросшей сорняками, и в борьбе с ними мы увидели потрясающую волю растений к жизни и к продолжению рода, когда сорняк несколько раз за лето срубался тяпкой, и он всякий раз вырастал вновь, но уже уменьшаясь в размерах. И вот уже осенью вырастал этот же сорняк, совсем малюсенький, но сразу же цвел и моментально давал семена, чтобы дать потомство. И еще много подобных явлений, которые мы наблюдали в природе, привели нас к ясному пониманию, что растения и вообще все живое имеет сознание и может самостоятельно управлять своим развитием в соответствии со своей волей помимо воли человека.

Оказалось, что к подобным выводам пришли ученые, разработавшие технологию биоземледелия, позволяющую получать хорошие урожаи на любых почвах без внесения минеральных удобрений и применения химикатов, причем еще и снизить зависимость урожайности от погодных условий. Глубокая обработка земли при посеве зерновых приводит к тому, что на свет появляются белые, тоненькие, обессиленные растения, которым пришлось проделать путь длиной более 20 см под землей. И как в описанном нами случае с сорняками, это маленькое растение старается дать семя, маленькое, чахлое, пустое в надежде, что ветер унесет это семя в лучшие условия. И человек, вместо того, чтобы переосмыслить методы возделывания почвы, сделать их более естественными для роста и развития растений, стал применять химию, то есть искусственные удобрения, затрачивая на их приобретения миллиардные суммы. Но урожаи от этого не становятся богаче, и земледелие само загнало себя в тупик.

Однако еще более ста лет назад русский агроном И.Е. Овсинский сумел создать новую систему земледелия, которая обеспечивала более глубокое взаимодействие между почвой, растением и внешней средой. Он нашел способ, как заставить растения бороться за жизнь, как стимулировать их естественное стремление к продолжению рода на пользу человеку. Он стал сеять по принципу «густо-пусто» (рядами через 30 см), и тогда он зафиксировал ускорение развития растений на 2 недели и увеличение урожая в два раза. Загущая растения с целью заставить их вести борьбу за существование, в то же время оставляя возле них свободное пространство, чтобы обеспечить растения достаточным количеством света и как бы побудить их к образованию тяжелого зерна в надежде, что оно тут же упадет на свободное место, Овсинский стал добиваться значительного повышения урожаев.

Познакомившись с современными учеными, разрабатывающими и внедряющими щадящие и ресурсосберегающие технологии обработки почвы, мы остались в недоумении, почему эти технологии остаются невостребованными, почему они не внедряются, ведь это даст значительный экономический эффект и повысит устойчивость любого хозяйства? Тем более - в ситуации, когда сельское хозяйство находится в серьезном кризисе и практически не получает поддержки от государства, за исключением крупных стабильно работающих хозяйств. Мы стали изучать и другие передовые технологии сельскохозяйственного производства и обнаружили, что и они тоже не находят широкого применения, распространяясь лишь усилиями отдельных энтузиастов: ученых и новаторов-практиков.

Оказалось, что причина кроется в том, что сельские товаропроизводители в большинстве своем оказались не готовы к новым экономическим взаимоотношениям. За длительное советское время воспиталось целое поколение сельских работников, не умеющих, а порой и не желающих самостоятельно работать, которые привыкли, что ими управляют. Переход на рыночные отношения, когда почти все сельское хозяйство оказалось в частных руках, требует от производителей новых принципов хозяйствования. Но сегодня инертность мышления и безграмотность крестьян не дают вникнуть в предложенные новейшие технологии. Новая агроэкономика, несомненно, затронет весь сегодняшний уклад сельской жизни, потребует от руководителей больших сил, нового мышления и желания изменить свою жизнь к лучшему, в корне изменив процессы производства, а сегодняшние крестьяне к таким переменам не готовы.

Кроме этого, нет заинтересованности государства в насыщении внутреннего рынка отечественными экологически чистыми продуктами питания. Результатом такой неграмотной политики становится привязанность крестьян к дотациям и субсидиям, условия получения которых препятствуют внедрению новейших технологий, так как условия субсидирования вынуждают крестьянина вести хозяйство старыми, убыточными методами.

Оказалось, что заявления властей о поддержке АПК существенно расходятся с реальным положением дел. Да, средства из бюджета выделяются на отдельные программы, но они недоступны простому селянину или фермеру, так как установлены слишком жесткие требования для их получения. Кроме того, не учитывается реальное положение дел на селе, не учитывается человеческий фактор. В результате государство повторяет ошибку прошлого столетия, когда при советской власти выделялись огромные средства на развитие сельского хозяйства, но мышление людей оставалось иждивенческим, да и технологии возделывания зерновых усугубляли, а не улучшали землю. В результате все программы провалились.

Сегодня на селе ситуация еще более сложная, чем в те годы: молодежи нет, старики, имеющие опыт, вымирают, а оставшаяся часть людей в возрасте от 45 до 55 лет в большинстве своем мало приспособлены к рынку, так как привыкли получать деньги не за труд, а за посещение рабочего места. И только очень малое количество людей способны к самоорганизации, но для них выделяемое финансирование сельских программ практически недоступно, так как эти средства ориентированы в основном на устойчивые хорошо развитые хозяйства.

Поиск выхода из получившегося замкнутого круга привел к пониманию необходимости организовать малые хозяйства, личные подсобные хозяйства, отдельных индивидуальных предпринимателей в сообщество, которое, не ущемляя индивидуальности каждого, могло бы развиваться по единой социально-экономической программе, внедряя инновационные технологии. И такая структура была создана - это ООО «Управляющая агропромышленная компания «Новые технологии», учрежденная в 2006 году как собственность религиозной организации. Мы пришли к пониманию, что без передачи информации и создания пилотной территории, где, можно было бы апробировать и продемонстрировать внедрение новых технологий, их широкого распространения не добиться, и, таким образом, формирующаяся программа социально-экономического развития деревни Минушка получила еще одну важную составляющую - внедрение и отработку инновационных технологий как пример возрождения сельского хозяйства без ущерба для природы.

В ходе разработки программы мы пытались привлечь местное население к какому-то действию, рассказывая о своих целях и задачах, и столкнулись с полным непониманием того, чем занимаемся. Причем не только местного населения, но и сельской администрации. Нас начали воспринимать как предпринимателей, которые обязаны что-то делать для общества, а общество это что-то будет потреблять, не прилагая к этому никаких усилий. Когда видят, что проходит какое-то время, а ничего не происходит, то есть не создаются социальные блага, которыми они могут воспользоваться, население и власти начинают говорить о бесполезности такой организации. И обществу, и власти абсолютно нет никакого дела, что задача социально ориентированной организации - создать условия для трудовой и социальной деятельности членов общества, а не способствовать развитию социального иждивенчества.

Мы понимали, что огромным препятствием для такого рода деятельности является неосознанность идеи, потому что люди выступают лишь как объекты воздействия, а вовсе не субъекты, способные к самоорганизации в рамках местного сообщества. Они утратили традиции коллективизма, духовности, национальной культуры. Они стали именовать себя единоличниками, в связи с этим любое предложение, которое, как им кажется, покушается на их свободу, принимается ими агрессивно, создавая социальную напряженность в поселении. После нескольких безрезультатных попыток привлечь население к постепенному практическому внедрению программы, мы объединили все собранные материалы о биоземледелии и других инновационных технологиях сельскохозяйственного производства и управления в сборник «Возрождение сельского хозяйства по новым технологиям» и стали представлять его среди ученых и студенческой молодежи, то есть во внешнем пространстве.

Управляющая компания участвовала в сельскохозяйственной выставке в Красноярске осенью 2006 года, где был представлен стенд по выращиванию зерна по новым технологиям. Стенд был один из самых оживленных, так как посетило его более ста человек из разных районов, в том числе Ирбейского. По инициативе и с участием ООО УАПК «Новые технологии» Ирбейской телестудией был снят фильм о биологическом земледелии в Новосибирской области и показан по местному телевидению.

Таким образом, мы не только описывали программу возрождения села, но и представляли ее во внешнем пространстве, чтобы получить отзывы от разных специалистов. Было получено несколько положительных откликов и экспертных заключений от видных ученых и специалистов Красноярска и других регионов, после чего проект был представлен для рассмотрения в краевой департамент сельского хозяйства. Специалисты нескольких отделов дали положительный отзыв о проекте, а руководитель департамента признал, что проект не имеет аналогов и тщательно проработан, но сказал, что поддержка такого масштабного и всестороннего проекта - вопрос не краевого уровня, и никакой помощи в итоге от краевой власти получить не удалось.

Несмотря на это, мы продолжали дальнейшую проработку и развитие программы. В 2007 году ООО УАПК «Новые технологии» в долгосрочную аренду было выделено 800 га земли из муниципальной собственности Ирбейского района. Также был завершен и подготовлен к печати сборник «Какой быть школе XXI века», в котором подробно описана новая система образования, сочетающая разностороннее образование и нравственное воспитание детей с целью формирования у них целостного мировоззрения и здоровых жизненных ориентиров. Кроме этого, на приусадебном участке была выделена опытная делянка, засеянная семенами пшеницы «Новосибирская 22» по методу «густо-пусто» и получены положительные результаты - сорняков в междурядьях практически не было, а урожай в пересчете на гектар составил бы 40 ц. Постепенно разрабатывался комплексный перспективный план застройки Минушки, подбирались проекты зданий и технологии для строительства и организации автономного жизнеобеспечения. Таким образом, продолжался процесс углубления и разворачивания различных направлений программы развития сельской территории.

В 2009 году проект получил новое направление - молодежное. В его основу было заложено понимание того, что ни одна техника, ни оборудование, ни помещение не сделает какое-либо направление развития сельской территории эффективным. Это возможно только через осмысление новых технологий и умение воплотить их в жизнь. Это требует совершенно новых людей, обладающих совокупностью физических и умственных способностей и умеющих применять их в процессе труда, так как инновационный процесс связан с созданием новой агроэкономики. А кто лучше молодых специалистов сможет компетентно и грамотно внедрять инновационные технологии, в которых важными составляющими являются логистика и новое управление сельскохозяйственным производством?

После создания молодежного предпринимательского центра «Возрождение Сибири» как структурного подразделения ООО УАПК «Новые технологии» из общей программы было выделено молодежное социальное предпринимательство, которое легло в основу проекта создания социально и инновационно ориентированной модели развития молодежной самоуправляемой сельской территории - молодежного агротехнопарка. Проектом агротехнопарка были объединены разработанные к этому моменту программы технологических площадок для отработки и внедрения инновационных технологий в сельскую экономику, а также для подготовки молодых специалистов и предпринимателей, готовых эффективно внедрять эти технологии. Агротехнопарк проектировался как комплекс предприятий, организованных в социальных целях и для создания социального блага и функционирующих на основе финансовой дисциплины, инноваций и порядка ведения бизнеса, установленного в частном секторе, то есть на принципах социального предпринимательства.

Так как 2009 год был объявлен Годом молодежи в России, то проводилось множество форумов и конкурсов молодежных проектов, в нескольких из которых был представлен проект агротехнопарка. Там он прошел профессиональную экспертизу и получил положительные отзывы, в результате проект стал лауреатом всероссийского конкурса «Лучший инновационный проект в сфере АПК - 2010» с получением гранта в размере 50 тыс. рублей, дважды получал гранты из Краевого фонда науки, но понятным для общества и власти он так и не стал.

Все ответы от чиновников разных уровней заключались в том, что проект замечательный, но он не «вписывается» в существующие программы, поэтому не может получить поддержку. А один высокопоставленный краевой чиновник сказал, что этот проект должен поддерживаться на федеральном уровне, а край не способен взяться за такой разносторонний проект. В то же время один из руководителей отделов краевого министерства сельского хозяйства заявил, что его как чиновника совершенно не интересует образование и воспитание, социальная помощь и вообще сельское общество, а только экономические показатели и рентабельность производства. Более того, вновь избранный глава Ирбейского района Д.Х. Гушану и вовсе заявил, что не верит в возможность реализации такого проекта, и стал всячески препятствовать деятельности Обители милосердия и ООО УАПК «Новые технологии», заявляя, что наша деятельность «темная» и «подозрительная». Представители бизнеса, с которыми довелось общаться по вопросу развития проекта, ответили, что им интересно только то, что сами они поимеют, если вложат деньги в его развитие, а с этой точки зрения есть другие бизнес-проекты, более быстрые и рентабельные. Так как проектом предусмотрено патриотическое воспитание юношества по казачьему уставу, мы обращались за помощью к трем казачьим организациям, зарегистрированным в крае. Генералы двух организаций сделали вид, что не понимают о чем идет речь, а генерал третьей организации прямо спросил: «А сколько платить будете?». Наконец, попытки получить помощь по линии социальных программ и проектов также не увенчались успехом, так как в этом случае требуется показать конкретный результат в сжатые сроки, а это невозможно, если речь идет о длительном процессе изменения среды обитания и образа жизни людей, изменения их отношения к труду, хозяйствованию и вообще проживанию на своей земле.

То есть проект, представляющий механизм работы предпринимателя на благо общества, на развитие села, на улучшение благосостояния сообщества проживающих в сельской местности людей оказался непонятен для всех. Поэтому мы пришли к необходимости разъяснять обществу смысл, цели и задачи молодежного социального предпринимательства и комплексного социально-экономического развития села, для чего в печатных СМИ разного уровня было опубликовано более 10 статей, организовано выступление на краевом радио, а также снят сюжет о проекте, показанный в эфире по федеральному телевидению. При этом в районной газете «Ирбейская правда» наши статьи так и не опубликовали, хотя мы трижды обращались в редакцию с материалами по участию молодежи в развитии села и организации социального предпринимательства в районе. Это ли не показатель безразличного отношения местной власти и местного населения к будущему своих сел и деревень?

Из-за такого непонимания смысла социального предпринимательства мы были вынуждены сосредоточиться на социальной составляющей в надежде, что беды и нужды обездоленных пробудят в людях сострадание и желание хоть как-то помочь им. Поэтому мы разработали на основе подготовленной ранее комплексной программы системного образования и нравственного воспитания проект создания социально-педагогической инновационной площадки «Детская деревня семейного типа». Изучив имеющийся отечественный и зарубежный опыт, мы обнаружили, что та организация сельской школы-комплекса для воспитания детей-сирот, которую мы планировали реализовать в своей программе, имеет сходные по форме (но не по содержанию) аналоги, которые называются «детские деревни». Их смысл заключается в том, что создается воспитательное сообщество многодетных приемных семей, чтобы совместно помочь каждому ребенку, оставшемуся без родителей, обрести чувство уверенности в своих силах, убежденности в том, что он необходим людям. Именно сельский уклад жизни, предполагающий труд на земле, результат которого всегда очевиден и полезен, создает условия для гармоничного воспитания детей-сирот, ориентирует их на созидательную, преобразующую деятельность в социуме.

Поскольку одной из задач детской деревни является обучение воспитанников всем основным жизненным, трудовым и профессиональным навыкам, необходимым для самостоятельной жизни на селе, все ранее разработанные проекты организации хозяйственной деятельности составили проект учебно-производственной базы детской деревни. Однако наши многочисленные обращения в различные благотворительные организации, к руководителям предприятий и организаций за финансовой поддержкой внедрения этой социальной программы остались без внимания.

И вот в конце 2010 года Правительством РФ была утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года, которая до этого несколько лет проходила длительное обсуждение, и которую мы с нетерпением ждали. Когда мы увидели итоговый текст концепции, то оказалось, что все основные направления и приоритеты, обозначенные в ней, у нас уже проработаны применительно к конкретной сельской территории - умирающей деревне Минушка. Концепцией предусмотрено, что с 2012 года начинается процесс разработки региональных и муниципальных программ устойчивого развития села, чтобы в 2014 году запустить бюджетное финансирование реализации Концепции. А мы уже сейчас имеем готовый проект, соответствующий этой Концепции, надо было лишь привести его в надлежащую форму, что мы и сделали.

В результате в течение 8 лет была проделана кропотливая работа, на протяжении которой нам пришлось столкнуться со многими неожиданностями и отказаться от многих стереотипов, познакомиться с реальным положением дел в сельском хозяйстве, во власти, в бизнесе, в сельских сообществах. За это время более 3 миллионов рублей, пожертвованных маленькой группой людей и организаций, болеющих за Отечество и будущее села, было вложено в разработку этой программы. Наконец, к началу 2012 года концепция устойчивого развития сельской территории на примере деревни Минушка в Ирбейском районе окончательно обрела свой законченный вид, который мы Вам предлагаем.

С полным текстом Концепции, а также приложениями к ней, анкетой обратной связи, а также поступившими отзывами и ответами на часто задаваемые вопросы Вы можете ознакомиться на сайте МПЦ «Возрождение Сибири» по ссылке: http://www.mpcentre.ru/project.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 9

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

9. Вениамин Чалкин : Ответ на 7., рудовский:
2012-04-25 в 18:14

Ну хотя бы основные вехи указать-то можно)Кстати, поменяйте логотип на сайте.http://www.mpcentre.....img/design/logo.png - эта картинка ужасна и некрасива.И еще пара советов: реализуйте новостную ленту на сайте и добавьте кнопки соцсетей и блогов, чтоб люди лайкали и делали репосты.



Основные вехи в статье мы и постарались указать... Просто не хотим сводить это в таблицу, чтобы процесс развития проекта представлялся в виде последовательности отдельных событий.

Странно, это первый негативный отзыв на наш логотип... Примем во внимание, спасибо.

Советы по сайту - имеем это в виду, обязательно сделаем, просто сразу все не успевается. У нас пока в Минушке доступа в интернет нет, так что с сайтом удается работать только выезжая в Красноярск, а это у нас происходит не так часто - дел в деревне все-таки очень много.
8. Павел Тихомиров : Ответ на 6., Вениамин Чалкин :
2012-04-24 в 15:52

Краткая история становления христианина в современном мире»


было бы очень интересно ознакомиться
7. рудовский : Re: История разработки проекта возрождения умирающей деревни
2012-04-24 в 15:22

Ну хотя бы основные вехи указать-то можно)

Кстати, поменяйте логотип на сайте.
http://www.mpcentre....img/design/logo.png - эта картинка ужасна и некрасива.

И еще пара советов: реализуйте новостную ленту на сайте и добавьте кнопки соцсетей и блогов, чтоб люди лайкали и делали репосты.
6. Вениамин Чалкин : Ответ автора
2012-04-24 в 14:56

К сожалению, у читателей наших статей могло сложиться неверное впечатление, будто бы описанный в них Проект принадлежит лично В. Чалкину или разработан им, что совсем не так.
На самом деле, когда Обитель милосердия была переведена для осуществления своей деятельности в деревню Минушка, мне было всего 14 лет, и никакого участия в разработке Проекта я не принимал вплоть до 2009 года, когда принял предложение стать директором Молодежного предпринимательского центра «Возрождение Сибири». В то же время описанный Проект комплексного устойчивого возрождения деревни постепенно разрабатывался еще начиная с середины 90-х годов, а его прототип предлагался к реализации еще в годы пере­стройки. Подлинным автором и руководителем проекта, ген. директором ООО «Управляю­щая агропромышленная компания «Новые технологии» является потомственная казачка, спе­циалист по комплексному развитию сельских территорий и инновационному развитию сель­скохозяйственного производства с огромным опытом работы, в том числе в условиях Севера. Именно там, на Ангаре, ею был разработан и предложен первый вариант проекта как вариант организации производства на инновационных технологиях при переносе совхозов из зоны затопления Богучанской ГЭС. Но тогда этот проект оказался никому не нужен, так как никто не понял смысла новых взаимоотношений в аграрной экономике, и только сейчас, переработанный и дополненный новыми направлениями, этот проект имеет возможность воплотиться в жизнь, так как сама жизнь уже требует создания устойчивых саморазвивающихся сельских поселений.
Таким образом, я вошел в этот Проект уже на стадии, когда он был полностью разрабо­тан и описан. Более подробно поучительная история того, как я стал участником Проекта, изложена на нашем сайте: http://j.mp/I5WeM5. На данный момент мне лишь поручено как директору Молодежного предпри­нимательского центра «Возрождение Сибири» — заместителю генерального директора ООО УАПК «Новые технологии» представлять Проект во внешней среде, в том числе публиковать материалы в средствах массовой информации.
Андрей Яковлевич, мы все от всей души благодарим Вас за поддержку и взаимно желаем Вам помощи Божией во всех Ваших богоугодных начинаниях.

Что касается хронологии развития проекта, то описать ее в табличном виде невозможно, так как это творческий процесс, включающий множество взаимосвязанных моментов, включающих и знакомство с технологиями, и встречи с учеными и практиками, и самостоятельную апробацию отдельных технологий на собственных небольших площадях (в подсобном хозяйстве Обители милосердия), чтобы потом быть готовыми к их особенностям при реализации в больших масштабах, и общение с представителями власти, бизнеса и общества, и многое другое.
Так, первое время после перевода Обители милосердия в деревню Минушка происходило изучение традиционных для этой территории подходов к сельскохозяйственному произ­водству, исторически выращиваемых культур, знакомство с тем, как складывалась история селського социума и т. д. Когда первый вариант видения проекта внедрения современных технологий для восстановления сельского хозяйства в умирающей деревне был готов и предложен в краевой департамент сельского хозяйства, то его представители предложили описать это видение — так появился сборник «Возрождение сельского хозяйства по новым технологиям» (http://j.mp/I5Wc6W) общим объемом более 100 страниц. Но чиновники заявили, что это не их уровень, и они могут рассматривать проекты только с точки зрения экономики, в то время как у нас основная цель — это воспитание нового поколения молодых кадров для возрождения села, подготовка новой волны социальных предпринимателей. Поэтому мы обратились в краевое министерство образования, а также в педагогический университет, где нас также попросили подробно описать свое представление о том, какой должна быть новая сельская школа. В результате был подготовлен сборник «Какой быть школе XXI века» (http://j.mp/I5WcnC) (более 300 стр.), который сейчас полностью завершен и готовится к изданию. Наконец, когда речь зашла об оздоровительной деятельности в рамках Проекта, была написана трилогия «Простая наука о собственном здоровье», книги которой посвящены телесному, душевному и духовному здоровью, общим объемом 1000 стр. Кроме этого, так как неоднократно поступали вопросы о духовном опыте разработчиков и первоистоках этого Проекта, церковный опыт социального служения Обители милосердия был подробно описан еще в одном сборнике - «Краткая история становления христианина в современном мире» (более 300 стр).
Таким образом, весь опыт разработки Проекта был подробно описан в нескольких книгах, и «разложить» его в хронологический ряд просто невозможно, так как это живой процесс взаимодействия с самыми разными людьми и знакомства с различными источниками информации. Точно так же нельзя представить и будущие этапы развития Проекта, так как на данный момент у нас подготовлено все необходимое для начала деятельности каждому направлению, но развиваться они будут по мере социальной готовности людей.
С полным перечнем проделанных работ по подготовке Проекта можно ознакомиться на нашем сайте: http://j.mp/I5W6MK.
5. Адриан Роум : Re: История разработки проекта возрождения умирающей деревни
2012-04-20 в 23:04

Хочу выразить моё восхищение истинным патриотом В.Чалкиным, пережившим со своим гениальным Проектом типичные для Руси "хождения по мукам" и всё же не отчаявшимся, не озлобившимся, не махнувшим рукой на всё, а настойчиво добивавшимся признания и реализации своей воистину важнейшей идеи - спасения села на новом социальном и технологическом уровне.
Поражает также его уникальная маневренность, недогматическая способность переработать свой Проект, чтобы
хоть как то, пусть и ограниченно, дать ему жизнь. Не ради собственных честолюбивых или коммерческих соображений, а ради нашей стонущей и умирающей земли. Я уверен, что ув. Вениамин Чалкин добьется масштабного осуществления своего Проекта и войдет в отечественную историю как славный пионер по щадящему земледелию, воспитанию нового отношения к земле и как педагог, спасающий детей сирот, прививая им с детства любовь к труду на земле.
Низкий поклон В.Чалкину.
Дай Бог, чтоб побольше у нас было таких людей, людей не только теорий, но и дела. И благослови и помоги ему Господь в его планах и его патриотических проектах и начинаниях!
4. : Re: История разработки проекта возрождения умирающей деревни
2012-04-20 в 16:51

НЕОБХОДИМО САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ
Ввиду того, что в «человеческом мире» рушатся воспитательные и образовательные основы, как семья и школа - из-за безбожного материализма, то необходимо новому поколению заниматься самовоспитанием и самообразованием, чтобы остаться человечными. Главное нужно верить в Бога, себя и родную землю, и жить в гармонии с природой! Сугубо городское существование превращает всех в рабов - зомби, то есть ведёт к человеческой гибели. К сожалению, «мировые вожди» так увлеклись своими встречами - то там, то там, и даже не замечают, что оторвались от народа, чем заставляют его быть в положении самовыживания, такое поведение политиканов, естественно, приведет к бунтам, переворотам, жертвам и гибели всего человеческого. Все великие умы и таланты России занимались самовоспитанием и самообразованием, а особенно поэт и мыслитель - Алексей Хомяков! Признаюсь, что я маленький человечек тоже всю свою жизнь занимаюсь самовоспитанием и самообразованием!
3. Алексий : одно частное замечание
2012-04-20 в 15:05

""Глубокая обработка земли при посеве зерновых приводит к тому, что на свет появляются белые, тоненькие, обессиленные растения, которым пришлось проделать путь длиной более 20 см под землей.""
Ув. автор, это неверно. С глубины 20 см ничто не прорастает. Вот когда пласт снова переворачивается плугом, эти семена прорастают у поверхности(возможно, через несколько лет). Таким образом, плуг размножает семенные сорняки (помимо прочих бед - эрозии и т.п.).
Вашу приверженность идеям Овсинского горячо приветствую. Помощи Божией.
2. : Re: История разработки проекта возрождения умирающей деревни
2012-04-20 в 14:39

Нужно делать всё, чтобы в стране не было сирот.
1. рудовский : Re: История разработки проекта возрождения умирающей деревни
2012-04-20 в 12:48

Хотелось бы увидеть хронологическую таблицу проекта, что-то вроде:
*2004 год, май - создание обители
*2004 год, ноябрь - открытие детского приюта
*2005 год, апрель - численность подростков в приюте составила 20 человек
*2005 год, сентябрь - первый коммерческий успех: продажа урожая с опытного участка
*2006 год, март - обитель расширяет сельхозугодья до 10 гектаров
*2007 год, январь - кандидат таких-то наук выступает с докладом о целесообразности ведения хозяйства так-то и так-то
*2007 год, июль - приезжает такой-то депутат,
*2007 год, декабрь - впервые за последние 3 года зафиксирован прирост населения в деревне (+3 человека за год)
...
Что-то вот такое, короче.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме