Актуальность становления объединяющей идеологии в России

0
910
Время на чтение 11 минут

Происходящие в настоящее время изменения и трансформации в России и в мире говорят о том, что мы становимся очевидцами формирования нового мирового порядка, новой реальности XXI века. Какой будет эта реальность для нашей страны? Что нужно сделать для возрождения сильной, державной, великой России? Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, нужно искать в идеологии.

Одной из особенностей оформившейся в 90-е годы ХХ века новой российской реальности является принятие принципа идеологического многообразия, закреплённого в ст. 13 Основного Закона страны: «1) в РФ признаётся идеологическое многообразие; 2) никакая идеология не может признаваться в качестве государственной или обязательной». С одной стороны, это отражает общемировую тенденцию либерализма, в основе которого лежит индивидуализм, т. е. любой человек вправе сам принимать или опровергать ту или иную идеологическую платформу.

Однако возникает вопрос: насколько данный императив отвечает целям и интересам всего нашего общества? Возможно ли при таком подходе обеспечить планомерное и устойчивое развитие всего российского общества?

Идеологическая аморфность нашего общества, отсутствие каких-либо декларируемых исторических целей и отказ от корневых культурных ценностей на стратегическом уровне, очевидно, не только не обеспечит процветание нашего общества, но и создаст условия для социальной деградации. А. Е. Молотков пишет: «...деидеологизация стала одним из основных методологических принципов деятельности СМИ. Считается, что государство (и общество) не нуждается в каких бы то ни было искусственных подпорках, если оно и так работает «как часы» на основе одних чисто рыночно-экономических механизмов» [1]. Но страна без цели и идеологии - это всё равно, что человек без мыслей! Как тогда, например, мы можем раскрыть смысл и содержание «национальных интересов» России?

Следует также проанализировать ещё один аспект данного вопроса. Насколько проводимая на сегодняшний день политика отвечает критерию исторической адекватности и преемственности? «Для историка социальной мысли, воспитанного на русской религиозной философской и социально-нормативной российской традиции, вызывает сомнение вопрос качества, целей и потенциальных возможностей постсоветской власти, т. е. степени её соотнесённости с национально-культурными традициями и религиозно-метафизическими корнями России» [2]. Налицо несоответствие официально проводимой политики культурно-историческим корням России. Следствием данного факта является назревание в обществе идеологического кризиса. Каков путь выхода из сложившейся ситуации?

В первую очередь, необходимо признать существование цивилизационного кризиса современной России. О сложившейся ситуации кратко и точно высказался Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Если сейчас кризис системный не только у нас, но и во всём мире, то, может быть, есть какая-то единая основа этого кризиса? Я отвечаю так: есть первопричина - это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей» [3]. Этот кризис, безусловно, является отражением общемирового тренда. Однако о сегодняшнем состоянии дел внутри России красноречиво свидетельствует следующий факт: процент россиян, желающих эмигрировать из страны, за 20 лет увеличился с 5 до 21%. И это в большинстве своём новое поколение, основа будущего России. Задача социолога предельно ясна - проанализировать корни сложившийся ситуации, установить причину возникновения кризиса и предложить путь выхода из него.

Ярко прослеживаемая тенденция идеологической растерянности, бесформенность российского общества свидетельствует о несоответствии сегодняшних ценностей национально-историческому бытию России. Очевиден и понятен тот факт, что мы подошли к ситуации исторической неопределённости - точки бифуркации. Именно сейчас мы должны проявить образ своего будущего, как единственный вариант стратегии национального развития. Нам нужна новая, объединяющая идеологическая платформа.

Щитом, позволяющим достойно отразить вызовы общественной безопасности России, а также скоординировать действия по достижению благополучия и достойного уровня жизни каждого гражданина, служит именно объединяющая общенациональная идеология. Для этого следует освободиться от понимания идеология в качестве атрибута тоталитарного прошлого. Необходима реабилитация идеологии, т. к. без неё невозможно существование российского общества как целостного, сильного и самостоятельного субъекта истории. «Власть идеологии над личностью тем и определяется, что она сверхперсоналистична и является интегрирующим началом национального самосознания, мобилизующим нацию к историческому действию в качестве целостного субъекта истории. Отрицать идеологию как таковую... - значит отрицать государство как форму национально-исторической самоорганизации общества; что само по себе может иметь место в рамках либерализма или в контексте разрушения «тоталитарного строя», но что совершенно неприложимо к задаче национального возрождения» [4]. И эту новую, объединяющую идеологию следует искать внутри страны, а не "экспортируя" идею либерализма или марксистско-ленинскую идею.

А.С. Панарин наиболее точно раскрыл значимость этого вывода: «Русский народ изолирует от созданного его великими классиками великого духовного пространства, где генерировались вселенские идеи и ставились потрясающие вопросы. Из идейного максималиста, каким ему завещано быть всей его духовной традицией, его хотят превратить в «минималиста», которого хватает лишь на обсуждение неотложных бытовых вопросов и формирование жалких стратегий низкопробно эгоистического индивидуализма... Это изгнание нашего современника из большого духовного пространства должно быть признано даже более опасным, чем изгнание его с законных территорий, освоенных великими предками. ...Вот почему на первое место в современной национальной борьбе за выживание объективно выдвигаются интеллектуалы-гуманитарии. От них требуется дать отпор современной атаке стратегического противника на духовные твердыни нации» [5]. Таким образом, идеология не может быть «всеобщей». Она уходит вглубь истории народа, его менталитета, его культуры. Национальную идеологию нельзя ни придумать, ни «экспортировать» извне, она - результат творчества самого народа. И задача науки - исследовать это творчество и наиболее точно сформулировать его в виде официальной стратегии развития. Здесь вспоминаются слова классика социальной мысли Э. Дюркгейма: «Если бы социологию нельзя было применить на практике, она не стоила бы и часу труда».

Юридически закреплённая в настоящее время (российская Конституция - единственная конституция в мире, в которой прямо отрицается государственная идеология) идеологическая аморфность делает невозможным выход из кризиса в сложившихся условиях, в том случае, если мы будем ждать саморазрешения сложившейся ситуации. Какие меры необходимо принять и применить на практике? Современный русский социолог, член-корреспондент РАН В.Н. Кузнецов пишет: «...формулирование и принятие всеми нами общенациональной цели может в кратчайшие сроки и наиболее эффективно сплотить российское общество, упрочить единство всей страны на основе реального доверия между народами и властью, обеспечить уверенность в достижении честности, благополучия и безопасности каждого гражданина России» [6].

Действительно объединяющая общенациональная цель должна включать в своё содержание, в первую очередь, задачу решения противоречия между реальными, впечатляющими возможностями страны и крайне низким качеством жизни народа. «Овладение и присвоение народами России результатов своего труда и творчества, надежд и разочарований, создания и соработничества могут быть оптимально осуществлены при наличии и функционировании народной объединяющей российской идеологии. Только такая государственная идеология ...способна вдохновить людей, наполнить достойным и привлекательным содержанием смысл жизни и российскую мечту каждого человека. Поэтому можно ожидать личностного одухотворения стратегических целей, социальных идеалов и базовых ценностей граждан на основе законности, культуры патриотизма, культуры мира и безопасности, уважительного диалога» [7].

Активное внедрение новой концепции государственной идеологии требует объединения усилий всего научного сообщества. Но и уже сейчас существует определённая теоретико-методологическая база. Так, например, отечественные социологи В. Н. Кузнецов и Г. В. Осипов предлагают принять следующие антикризисные меры: «Во-первых, анализ реальной социальной и социально-политической ситуации в стране. Принятие системы социальных показателей и индикаторов, позволяющих количественно и качественно измерить эту ситуацию. Такая система образует оси координат, на которых всякое явление с неизбежностью проявится в своей прогрессивности или реакционности, как на момент принятия решения, так и в процессе их реализации. Во-вторых, выявление реальных причин сложившейся ситуации в её позитивных и негативных аспектах. Их научная системная классификация. В-третьих, выработка на краткосрочную и долгосрочную перспективу чёткой стратегии внешней и внутренней деятельности государства, нацеленной на устранение негативных аспектов сложившейся ситуации и создание условий, отвечающих интересам человека и российского общества. В-четвёртых, утверждение чёткой социальной ответственности вплоть до уголовной, властных структур и лиц, входящих в эти структуры, за социальные последствия их действий, связанных с реализацией конкретных аспектов государственной стратегии. В-пятых, широкое обсуждение и анализ результатов реализации внешней и внутренней стратегии российского государства. Принятие по итогам этих обсуждений соответствующих государственных решений. В-шестых, создание чётких правовых и административных рамок реализации вышеобозначенных условий» [8].

Широкое обсуждение этих мер и их реализация приведут к успешному выполнению основной, на наш взгляд, задачи на сегодняшний день - формирования объединяющей идеологической платформы, идеологии национально-исторического единства.

Ещё раз стоит отметить, что либерализм, фактически являясь неофициальной идеологией России, не отличается ни преемственностью, ни одухотворённостью и глубиной (которая соответствовала бы уровню русской культуры), ни патриотизмом (слепо копируя зарубежный опыт).

Малая эффективность проводимой в настоящее время внешней и внутренней политики объясняется как раз отсутствием необходимой для нашей страны государственной идеологии. «Политика есть реализация идеологии. ...невозможно выстроить целостную государственную политику, не привязывая её к конечным национально-онтологическим смыслам. Чисто рефлекторная, эмпирическая политика на основе «здорового прагматизма», не связанная с глубинным началом национальной идеи...обессмысливает саму эту историю и есть верный признак вырождения нации» [9].

Если, наоборот, национальная идеология имеет историческую преемственность, то это «означает продолжение её самобытного исторического бытия в качестве самодостаточного субъекта истории. Каждая нация является в этом смысле носителем определённых онтологических смыслов - логосов, содержащихся в её национальном самосознании, в её национальной идее. Раскрытие этих смыслов в истории - есть историческое оправдание национального бытия. ...основанием истинной политики не может быть отвлечённый прагматизм, демократизм, либерализм, общечеловеческие ценности, или здравый смысл...истинные начала национальной политики - метафизичны, онтологичны, националистичны и глубоко духовны» [10].

Реалии российского общества позволяют выделить стратегические элементы новой идеологии. К ним относятся возможности страны (у России нет аналогов в человеческом и ресурсном потенциале), средства, необходимые для реализации (наука, образование и богатейшая культура, не имеющая аналогов в мире) и современное, реально проводимое неэффективное управление, следствием которого является крайне низкий уровень жизни народа.

Качество использования уникальных возможностей нашей страны зависит от сочетания индивидуальных ценностей каждого гражданина, качества его жизни и общих целей, направленных на благо и защиту всего общества. Известный отечественный социолог В. И. Добреньков пишет: «...необходима новая общенациональная идея, идея единства всего общества, которая поможет России войти в систему нравственных координат...Это повлечёт за собой мощный интегрирующий заряд, пробудит массовую энергию, будет способствовать обретению чувства достоинства и самоуважения. Государство не может длительное время существовать без идеи и цели как двигателей и катализаторов его развития» [11].

Устойчивое развитие всего общества, таким образом, невозможно без идеологии. Идеология - это «лицо» нации, показывающая, в каком историческом состоянии она находится. Она всегда органично отражает осознание обществом своего прошлого, настоящего и будущего.

Либерализм не может сочетать прошлое, настоящее и будущее, обеспечивая позитивную самоидентификацию России. Только от подлинных истоков национального духа возможно возродить сильную Россию.

Отменив 13-ю статью Конституции, мы сделаем первый шаг на пути к национальному возрождению. Здесь возможно два варианта. Либо внесение поправок в существующий Основной Закон Федеральным Собранием Российской Федерации, либо проведение референдума по принятию новой Конституции, которая будет отражать наш социальный идеал, основополагающие культурные ценности, смысл и содержание российской мечты.

В том, что данная мера необратимо приведёт к позитивным изменениям внутри страны, нет никакого сомнения. Нашей главной, стратегической задачей является осознание своих задач в современном мире. Либо мы сами создадим своё будущее, либо за нас нашей стране его навяжут другие геополитические силы. Право на своё самоопределение мы должны отстоять.

Об этом же говорит и вступающий 07.05.2012 г. в должность Президента Российской Федерации В. В. Путин. От проводимой им политики в последующие годы будет во многом зависеть наличие позитивных перемен в стране. В статье «Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить» он пишет: «Россия не та страна, которая отступает перед вызовами. Россия сосредотачивается, собирается с силами и достойно отвечает на любые вызовы. Преодолевает испытания и всегда побеждает. У нас выросло новое поколение творческих и ответственных людей, которые видят будущее. Они уже приходят и, конечно, и дальше будут приходить к руководству предприятиями и целыми отраслями, правительственными учреждениями и всей страной. Только от нас зависит, как мы ответим на сегодняшние вызовы и как используем свой шанс, чтобы укрепить себя и своё положение в быстро меняющемся мире» [12].

Именно сохранив себя как Идею, как Мировой Проект Историческая Россия должна выйти из сегодняшнего кризиса. Этому, в первую очередь, будут способствовать изменения в настоящей идеологии страны.

 

Бобров Алексей Александрович,

студент 3 курса социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

 

Примечания.

1. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. СПб, 2007. С. 15.

2. Кудрявцев В.А. Русская социально-философская и социологическая мысль о духовно-нравственных основах власти и правосознания/ Философия управления. № 3. 2010. С. 57.

3. См.: http://www.patriarchia.ru/db/text/653345.html.

4. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. СПб, 2007. С. 21.

5. Панарин А.С. Страхи властвующих как фактор стратегической нестабильности/ Наш современник. № 9. 2002. С. 61.

6. Кузнецов В.Н. Безопасность России в XXI веке. М., 2006. С. 23.

7. Кузнецов В.Н. Идеология развития России. М., 2010. С. 21.

8. Кузнецов В.Н. Безопасность России в XXI веке. М., 2006. С. 543.

9. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. СПб, 2007. С. 22-23.

10. Там же. С. 23.

11. Добреньков В.И. Ценностно-ориентированная социология. М., 2011. С. 461.

12. Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить/ Известия. № 5. 16.01.2012.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Актуальность становления объединяющей идеологии в России

Нас просто обманули: не существует разумного, спаянного, суверенного государства без определяющей идеологии в нём. Наша правящая элита возразит, может: а на Западе её тоже нет. Разумеется. Мы получили общую "демократическую" систему образца "сионских мудрецов", которая исключает идеологию. Но свята места пусто не бывает. Поскольку сегодняшняя "демократия" является инструментом определенных надгосударственных сил (мировых финансов), стремящихся к мировому господству, то вот это скрытое стремление и является современной идеологией на месте национальных идеологий. Путин вербально утверждает многополярность, а на деле следует скрытой идеологии глобальной Закулисы (вольно или невольно, это другой вопрос). Но это масонское униатство противоречит его утверждению многополярности. Следуя логике многополярности, мы обязаны иметь свою четкую идеологию, отражающую цели нашей Русской Цивилизации.
Адриан Роум / 19.04.2012, 21:28

3. Идея и схема.

Идея проста - дедукция Духа. Вопрос в другом - как ее обеспечить законами логики.Вот тот "ум",о котором,вероятно и говорит Апостол"Кто имеет ум...". Такие законы есть ,хотя бы потому,что они есть. Закон логики - форма ума,для которой содержание(идея)не играет значения,ибо если верна данная форма,тогда и верным будет вывод .(Но,где этот ,умный ум?) Форма ума обеспечивает содержание. Например,искажение данной формы ума Адамом(ум человека первичнее его совести,так как совесть говорит уму апостериори) породил перерождение Мира в состояние о котором свидетельствует наука как о материи. Парадокс в том,что наука делает этот вывод из индукции тех же самых материальных(проиндуцированных Адамом) знаний о мире.И здесь(в науке) нет дедукции Духа.И это логично,поскольку наука показывает мир падшего ума. Но,проблема в том,что умом не признает этого же.То есть основывает материалистическую дедукцию для ума.А это - софизм ума против Духовной дедукции. Путин признает законы ума логики(схема денег) и дедукцию Духа (любовь к России). И мы ,многие,признаем,но вот ,как увязать их в целом?А ведь можно,ведь если поставлен вопрос,значит - есть ответ!
Бондарев Игорь / 19.04.2012, 17:35

2. Объединяющая идеология России

Добротный материал. Правильный. Тем более отрадно, что из под пера молодого автора. По сути не говоря о необходимой России исторической идеологии, статья подводит к национально-консервативной идеологии. С Добреньковым немного нельзя согласиться, когда он говорит "...необходима новая общенациональная идея...". Новая - это игнорируемая историческая идея, которую и формировать не надо, нужно ее всего лишь реализовывать. http://www.ruskline.ru/analitika/2012/03/07/buduwaya_ideologiya_rossii_nacionalnyj_konservatizm/ Думаю, что Конституцию менять не обязательно. Или, во всяком случае, это не первейший вопрос. Прежде нужна ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ. Историческую национальную идею можно начинать реализовывать и при этой Конституции. Была бы воля. А ее нет. А насчет слов Путина в конце статьи - боюсь, что ВВП, использовав патриотические тезисы в предвыборной кампании, теперь "тихим сапом" сольет свои же обещания. Все будет "как всегда".
Брат-3 / 19.04.2012, 06:03

1. О чём речь ? Ведь уже объединились.

Народ проголосовал за В.Путина, который объявил Кудрина своим другом, а его либеральную политику- правильной политикой, признанной во всём мире. Вот вам идеология. И уже объединились 4 марта. Чего же вам ещё ?
ortodox / 19.04.2012, 05:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.09.2024 06:45
Что случилось с Поклонской?
Новый комментарий от Агафон
13.09.2024 19:28
Ложка дёгтя от священника Павла Островского
Новый комментарий от Рабочий
13.09.2024 19:21
Старость
Новый комментарий от Бузина Олесь
13.09.2024 18:59