Происходящие в настоящее время изменения и трансформации в России и в мире говорят о том, что мы становимся очевидцами формирования нового мирового порядка, новой реальности XXI века. Какой будет эта реальность для нашей страны? Что нужно сделать для возрождения сильной, державной, великой России? Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, нужно искать в идеологии.
Одной из особенностей оформившейся в 90-е годы ХХ века новой российской реальности является принятие принципа идеологического многообразия, закреплённого в ст. 13 Основного Закона страны: «1) в РФ признаётся идеологическое многообразие; 2) никакая идеология не может признаваться в качестве государственной или обязательной». С одной стороны, это отражает общемировую тенденцию либерализма, в основе которого лежит индивидуализм, т. е. любой человек вправе сам принимать или опровергать ту или иную идеологическую платформу.
Однако возникает вопрос: насколько данный императив отвечает целям и интересам всего нашего общества? Возможно ли при таком подходе обеспечить планомерное и устойчивое развитие всего российского общества?
Идеологическая аморфность нашего общества, отсутствие каких-либо декларируемых исторических целей и отказ от корневых культурных ценностей на стратегическом уровне, очевидно, не только не обеспечит процветание нашего общества, но и создаст условия для социальной деградации. А. Е. Молотков пишет: «...деидеологизация стала одним из основных методологических принципов деятельности СМИ. Считается, что государство (и общество) не нуждается в каких бы то ни было искусственных подпорках, если оно и так работает «как часы» на основе одних чисто рыночно-экономических механизмов» [1]. Но страна без цели и идеологии - это всё равно, что человек без мыслей! Как тогда, например, мы можем раскрыть смысл и содержание «национальных интересов» России?
Следует также проанализировать ещё один аспект данного вопроса. Насколько проводимая на сегодняшний день политика отвечает критерию исторической адекватности и преемственности? «Для историка социальной мысли, воспитанного на русской религиозной философской и социально-нормативной российской традиции, вызывает сомнение вопрос качества, целей и потенциальных возможностей постсоветской власти, т. е. степени её соотнесённости с национально-культурными традициями и религиозно-метафизическими корнями России» [2]. Налицо несоответствие официально проводимой политики культурно-историческим корням России. Следствием данного факта является назревание в обществе идеологического кризиса. Каков путь выхода из сложившейся ситуации?
В первую очередь, необходимо признать существование цивилизационного кризиса современной России. О сложившейся ситуации кратко и точно высказался Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Если сейчас кризис системный не только у нас, но и во всём мире, то, может быть, есть какая-то единая основа этого кризиса? Я отвечаю так: есть первопричина - это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей» [3]. Этот кризис, безусловно, является отражением общемирового тренда. Однако о сегодняшнем состоянии дел внутри России красноречиво свидетельствует следующий факт: процент россиян, желающих эмигрировать из страны, за 20 лет увеличился с 5 до 21%. И это в большинстве своём новое поколение, основа будущего России. Задача социолога предельно ясна - проанализировать корни сложившийся ситуации, установить причину возникновения кризиса и предложить путь выхода из него.
Ярко прослеживаемая тенденция идеологической растерянности, бесформенность российского общества свидетельствует о несоответствии сегодняшних ценностей национально-историческому бытию России. Очевиден и понятен тот факт, что мы подошли к ситуации исторической неопределённости - точки бифуркации. Именно сейчас мы должны проявить образ своего будущего, как единственный вариант стратегии национального развития. Нам нужна новая, объединяющая идеологическая платформа.
Щитом, позволяющим достойно отразить вызовы общественной безопасности России, а также скоординировать действия по достижению благополучия и достойного уровня жизни каждого гражданина, служит именно объединяющая общенациональная идеология. Для этого следует освободиться от понимания идеология в качестве атрибута тоталитарного прошлого. Необходима реабилитация идеологии, т. к. без неё невозможно существование российского общества как целостного, сильного и самостоятельного субъекта истории. «Власть идеологии над личностью тем и определяется, что она сверхперсоналистична и является интегрирующим началом национального самосознания, мобилизующим нацию к историческому действию в качестве целостного субъекта истории. Отрицать идеологию как таковую... - значит отрицать государство как форму национально-исторической самоорганизации общества; что само по себе может иметь место в рамках либерализма или в контексте разрушения «тоталитарного строя», но что совершенно неприложимо к задаче национального возрождения» [4]. И эту новую, объединяющую идеологию следует искать внутри страны, а не "экспортируя" идею либерализма или марксистско-ленинскую идею.
А.С. Панарин наиболее точно раскрыл значимость этого вывода: «Русский народ изолирует от созданного его великими классиками великого духовного пространства, где генерировались вселенские идеи и ставились потрясающие вопросы. Из идейного максималиста, каким ему завещано быть всей его духовной традицией, его хотят превратить в «минималиста», которого хватает лишь на обсуждение неотложных бытовых вопросов и формирование жалких стратегий низкопробно эгоистического индивидуализма... Это изгнание нашего современника из большого духовного пространства должно быть признано даже более опасным, чем изгнание его с законных территорий, освоенных великими предками. ...Вот почему на первое место в современной национальной борьбе за выживание объективно выдвигаются интеллектуалы-гуманитарии. От них требуется дать отпор современной атаке стратегического противника на духовные твердыни нации» [5]. Таким образом, идеология не может быть «всеобщей». Она уходит вглубь истории народа, его менталитета, его культуры. Национальную идеологию нельзя ни придумать, ни «экспортировать» извне, она - результат творчества самого народа. И задача науки - исследовать это творчество и наиболее точно сформулировать его в виде официальной стратегии развития. Здесь вспоминаются слова классика социальной мысли Э. Дюркгейма: «Если бы социологию нельзя было применить на практике, она не стоила бы и часу труда».
Юридически закреплённая в настоящее время (российская Конституция - единственная конституция в мире, в которой прямо отрицается государственная идеология) идеологическая аморфность делает невозможным выход из кризиса в сложившихся условиях, в том случае, если мы будем ждать саморазрешения сложившейся ситуации. Какие меры необходимо принять и применить на практике? Современный русский социолог, член-корреспондент РАН В.Н. Кузнецов пишет: «...формулирование и принятие всеми нами общенациональной цели может в кратчайшие сроки и наиболее эффективно сплотить российское общество, упрочить единство всей страны на основе реального доверия между народами и властью, обеспечить уверенность в достижении честности, благополучия и безопасности каждого гражданина России» [6].
Действительно объединяющая общенациональная цель должна включать в своё содержание, в первую очередь, задачу решения противоречия между реальными, впечатляющими возможностями страны и крайне низким качеством жизни народа. «Овладение и присвоение народами России результатов своего труда и творчества, надежд и разочарований, создания и соработничества могут быть оптимально осуществлены при наличии и функционировании народной объединяющей российской идеологии. Только такая государственная идеология ...способна вдохновить людей, наполнить достойным и привлекательным содержанием смысл жизни и российскую мечту каждого человека. Поэтому можно ожидать личностного одухотворения стратегических целей, социальных идеалов и базовых ценностей граждан на основе законности, культуры патриотизма, культуры мира и безопасности, уважительного диалога» [7].
Активное внедрение новой концепции государственной идеологии требует объединения усилий всего научного сообщества. Но и уже сейчас существует определённая теоретико-методологическая база. Так, например, отечественные социологи В. Н. Кузнецов и Г. В. Осипов предлагают принять следующие антикризисные меры: «Во-первых, анализ реальной социальной и социально-политической ситуации в стране. Принятие системы социальных показателей и индикаторов, позволяющих количественно и качественно измерить эту ситуацию. Такая система образует оси координат, на которых всякое явление с неизбежностью проявится в своей прогрессивности или реакционности, как на момент принятия решения, так и в процессе их реализации. Во-вторых, выявление реальных причин сложившейся ситуации в её позитивных и негативных аспектах. Их научная системная классификация. В-третьих, выработка на краткосрочную и долгосрочную перспективу чёткой стратегии внешней и внутренней деятельности государства, нацеленной на устранение негативных аспектов сложившейся ситуации и создание условий, отвечающих интересам человека и российского общества. В-четвёртых, утверждение чёткой социальной ответственности вплоть до уголовной, властных структур и лиц, входящих в эти структуры, за социальные последствия их действий, связанных с реализацией конкретных аспектов государственной стратегии. В-пятых, широкое обсуждение и анализ результатов реализации внешней и внутренней стратегии российского государства. Принятие по итогам этих обсуждений соответствующих государственных решений. В-шестых, создание чётких правовых и административных рамок реализации вышеобозначенных условий» [8].
Широкое обсуждение этих мер и их реализация приведут к успешному выполнению основной, на наш взгляд, задачи на сегодняшний день - формирования объединяющей идеологической платформы, идеологии национально-исторического единства.
Ещё раз стоит отметить, что либерализм, фактически являясь неофициальной идеологией России, не отличается ни преемственностью, ни одухотворённостью и глубиной (которая соответствовала бы уровню русской культуры), ни патриотизмом (слепо копируя зарубежный опыт).
Малая эффективность проводимой в настоящее время внешней и внутренней политики объясняется как раз отсутствием необходимой для нашей страны государственной идеологии. «Политика есть реализация идеологии. ...невозможно выстроить целостную государственную политику, не привязывая её к конечным национально-онтологическим смыслам. Чисто рефлекторная, эмпирическая политика на основе «здорового прагматизма», не связанная с глубинным началом национальной идеи...обессмысливает саму эту историю и есть верный признак вырождения нации» [9].
Если, наоборот, национальная идеология имеет историческую преемственность, то это «означает продолжение её самобытного исторического бытия в качестве самодостаточного субъекта истории. Каждая нация является в этом смысле носителем определённых онтологических смыслов - логосов, содержащихся в её национальном самосознании, в её национальной идее. Раскрытие этих смыслов в истории - есть историческое оправдание национального бытия. ...основанием истинной политики не может быть отвлечённый прагматизм, демократизм, либерализм, общечеловеческие ценности, или здравый смысл...истинные начала национальной политики - метафизичны, онтологичны, националистичны и глубоко духовны» [10].
Реалии российского общества позволяют выделить стратегические элементы новой идеологии. К ним относятся возможности страны (у России нет аналогов в человеческом и ресурсном потенциале), средства, необходимые для реализации (наука, образование и богатейшая культура, не имеющая аналогов в мире) и современное, реально проводимое неэффективное управление, следствием которого является крайне низкий уровень жизни народа.
Качество использования уникальных возможностей нашей страны зависит от сочетания индивидуальных ценностей каждого гражданина, качества его жизни и общих целей, направленных на благо и защиту всего общества. Известный отечественный социолог В. И. Добреньков пишет: «...необходима новая общенациональная идея, идея единства всего общества, которая поможет России войти в систему нравственных координат...Это повлечёт за собой мощный интегрирующий заряд, пробудит массовую энергию, будет способствовать обретению чувства достоинства и самоуважения. Государство не может длительное время существовать без идеи и цели как двигателей и катализаторов его развития» [11].
Устойчивое развитие всего общества, таким образом, невозможно без идеологии. Идеология - это «лицо» нации, показывающая, в каком историческом состоянии она находится. Она всегда органично отражает осознание обществом своего прошлого, настоящего и будущего.
Либерализм не может сочетать прошлое, настоящее и будущее, обеспечивая позитивную самоидентификацию России. Только от подлинных истоков национального духа возможно возродить сильную Россию.
Отменив 13-ю статью Конституции, мы сделаем первый шаг на пути к национальному возрождению. Здесь возможно два варианта. Либо внесение поправок в существующий Основной Закон Федеральным Собранием Российской Федерации, либо проведение референдума по принятию новой Конституции, которая будет отражать наш социальный идеал, основополагающие культурные ценности, смысл и содержание российской мечты.
В том, что данная мера необратимо приведёт к позитивным изменениям внутри страны, нет никакого сомнения. Нашей главной, стратегической задачей является осознание своих задач в современном мире. Либо мы сами создадим своё будущее, либо за нас нашей стране его навяжут другие геополитические силы. Право на своё самоопределение мы должны отстоять.
Об этом же говорит и вступающий 07.05.2012 г. в должность Президента Российской Федерации В. В. Путин. От проводимой им политики в последующие годы будет во многом зависеть наличие позитивных перемен в стране. В статье «Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить» он пишет: «Россия не та страна, которая отступает перед вызовами. Россия сосредотачивается, собирается с силами и достойно отвечает на любые вызовы. Преодолевает испытания и всегда побеждает. У нас выросло новое поколение творческих и ответственных людей, которые видят будущее. Они уже приходят и, конечно, и дальше будут приходить к руководству предприятиями и целыми отраслями, правительственными учреждениями и всей страной. Только от нас зависит, как мы ответим на сегодняшние вызовы и как используем свой шанс, чтобы укрепить себя и своё положение в быстро меняющемся мире» [12].
Именно сохранив себя как Идею, как Мировой Проект Историческая Россия должна выйти из сегодняшнего кризиса. Этому, в первую очередь, будут способствовать изменения в настоящей идеологии страны.
Бобров Алексей Александрович,
студент 3 курса социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
Примечания.
1. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. СПб, 2007. С. 15.
2. Кудрявцев В.А. Русская социально-философская и социологическая мысль о духовно-нравственных основах власти и правосознания/ Философия управления. № 3. 2010. С. 57.
3. См.: http://www.patriarchia.ru/db/text/653345.html.
4. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. СПб, 2007. С. 21.
5. Панарин А.С. Страхи властвующих как фактор стратегической нестабильности/ Наш современник. № 9. 2002. С. 61.
6. Кузнецов В.Н. Безопасность России в XXI веке. М., 2006. С. 23.
7. Кузнецов В.Н. Идеология развития России. М., 2010. С. 21.
8. Кузнецов В.Н. Безопасность России в XXI веке. М., 2006. С. 543.
9. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. СПб, 2007. С. 22-23.
10. Там же. С. 23.
11. Добреньков В.И. Ценностно-ориентированная социология. М., 2011. С. 461.
12. Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить/ Известия. № 5. 16.01.2012.
4. Re: Актуальность становления объединяющей идеологии в России
3. Идея и схема.
2. Объединяющая идеология России
1. О чём речь ? Ведь уже объединились.