Семейный уклад тесно взаимосвязан с государственным устройством страны, в которой живет семья. Является «клеткой» государства, она строится по тем же законам. Это можно проследить на примере нашей страны, рассмотрев разные периоды ее истории.
Дореволюционной православной Россией управлял царь, народ его называл «царь-батюшка». Ясно было и как устроена семья: семью тоже возглавлял батюшка - кормилец, защитник, молитвенник. Всем было понятно: нет батюшки - нет семьи, нет царя-батюшки - нет государства.
Далее начинается тоталитарный период. Во главе страны - диктатор, который любой ценой держит власть, осуществляя свои интересы. И в семье появляется самодур, который требует подчинения: «Кто в доме хозяин? Почему меня не слушаются?». При этом может пить, ругаться, драться. Авторитет его держится за счет силы, а не уважения и любви.
Появляется демократическое общество - вообще непонятно, кто в стране хозяин. Непонятно и кто в доме, в семье хозяин: возникают споры, кто главный - муж или жена. А какая разница, если все равны - что мужчина, что женщина? Нет главы семьи - нет и ответственности: семьи начинают распадаться. Даже понятие «родитель» утрачивает свой смысл и вовсе может упраздниться. В США недавно на государственном уровне едва не запретили в официальных документах слова «отец» и «мать». Около 300 000 детей у них воспитывается в однополых «семьях». Кто там отец, кто мать? Поэтому Госдепартамент США предлагал термины «родитель №1» и «родитель №2». А поскольку в подобных «семьях» дети естественным путем не появляются, и родителями однополые партнеры быть не могут, то скоро возникнет формулировка «сожитель «№1» и «сожитель №2». Таково официальное отношение демократического государства к семье.
Если рассматривать государства, устроенные на различных религиозных началах, то жизнь общества и семьи в них тоже различны. Например, мусульманское общество - это общество мужчин. Там мужчина живет полноценной жизнью, а женщину должно быть «не видно и не слышно». Это осуществляется и в управлении мусульманских государств, и точно также в семьях. Почитание главы более держится на силе, но все же это позволяет получить основное: крепкие семьи, высокую рождаемость, успешное экономическое развитие.
Если говорить о православной семье в России, то можно заметить, что сейчас постепенно в нее возвращается традиционный уклад. У нас есть Патриарх - наш отец, епископ - наш отец, есть батюшка на приходе - духовный отец. И в семье потихоньку появляется батюшка. Семья уже строится на Божественных началах.
Если семья либеральная, то это, скорее, уже и не семьи. Сейчас даже от многих представителей власти можно слышать: «Да какая семья, что вы говорите?! Все это - прошлый век. Что вы собираетесь, обсуждаете? Посмотрите, как современные люди живут: свободные отношения, гражданский брак, независимость друг от друга». И такое уже есть у нас. Но есть и возрождение православной семьи, есть и мусульманские семьи в России, где также сохраняют традиции. Все же мы должны говорить не о каких-то конкретных случаях, а о существующих тенденциях.
Безусловно, сейчас Российское государство совсем другое, чем было в XX веке. И даже Конституция у нас теперь другая. XX век - это век Советского Союза, государства, которое по Конституции было атеистическим. Что такое атеизм? Это безбожное бытие, непочитание Бога, отрицание заповедей. Конечно, существовали нравственные законы, и были люди нравственные. Но в атеистическом обществе, как известно из истории, нравственности добиваются своим способом: людей заставляют быть нравственными. По-другому невозможно, поскольку эта нравственность на уровне социального, плотского, внешнего бытия. Поэтому мы видим: где насаждались атеистические режимы, там всегда был тоталитаризм, начиная с Французской революции. Человека-атеиста можно только силой заставить быть нравственным: «Жить надо так и так - вот такие правила, такие законы. Шаг влево, шаг вправо, попытка к бегству - тюрьма, расстрел».
Сейчас XX век несколько идеализируют. Идеализируют роль государства, партии, Сталина. Но XX век - это век большевизма, который начинался революцией. Это начало было мистическим. Вспомним «Манифест Коммунистической партии»: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма». Как тень отца Гамлета. Страшное дело. Этот призрак - дух, которым одержимы большевики. Они были очень идейные люди, за свои убеждения шли на смерть. Помните, наверно, роман «Как закалялась сталь» или стихи Николая Тихонова: «Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей». Этот идейный запас настолько был глубок, что большевики были буквально одержимы идеей революции в глобальном масштабе. Они были глобалистами, жаждали пожара мировой революции. Им нужно было целое государство, чтобы завладеть его ресурсами и далее раздувать этот пожар. И большевикам удалось захватить Россию.
Большевизм - это строй, который использует ресурсы государства для достижения мировой революции. Поэтому большевизм никогда не относился с любовью и заботой к стране, в которой существовал, к своему народу. Он только в своих целях как в топку бросал этот народ. Но, слава Богу, большевикам не удалось в начале XX века разжечь этот мировой пожар. В Германии загорелось было, но не дошло до конца. И сейчас аналитики говорят, что Ленин допустил для себя две большие ошибки. Во-первых, подписал Брестский мир, тем самым сохранив Германию и ее ресурсы. Если бы война продолжилась, Германия могла материально и финансово опустошиться, и пролетариат там, может быть, и взял власть. И второе, он не разрешил Троцкому пойти в Красную Армию помогать немецкому пролетариату. На основании чего Ленин принял эти два решения, непонятно до сих пор. Но благодаря этому, Германия не вспыхнула революцией, а стала поддерживать при помощи зарубежных сил своего нового лидера Адольфа Гитлера, который очень быстро переориентировал немцев с идеи мировой революции на идею национальную. Вместо разделения народа на буржуа и пролетариат появилась идея единой немецкой сверхрасы. То есть все немцы, из всех сословий - единая дружная семья, у которой есть враги: евреи, коммунисты.
В то время проявилась «гениальность» Сталина. Он понял, что невозможно совершить мировую революцию моментально. Ему стало ясно, что есть не более десяти лет, чтобы выжить, сохранить ресурс большевизма, а вместе с тем и Россию, ее народ. И он использовал государство как ресурс для сохранения и развития большевистской идеи. Полстраны было посажено в лагеря - появилась бесплатная рабочая сила. И за 10 лет были созданы армия, промышленность, вооружение. Но делалось это не во имя России и русского народа: Сталин сохранил Россию для своих революционных целей. Сейчас рассекречиваются документы, по которым можно это проследить. Затем Иосиф Виссарионович понял, что революцию можно насаждать и военным путем. И было завоевано пол-Европы, так называемый социалистический лагерь. Были планы идти дальше в Европу и в Индию. И только взрывы ядерных бомб над Хиросимой и Нагасаки его отрезвил. До сих пор никто ясно не может сказать, зачем американцы бросили бомбы на японские города. Это надо было сделать, чтобы Сталин остановился и задумался.
Постепенно большевизм оскудевал, идейный запал уходил, лидеры мельчали (Хрущев и последующие). Затем и вовсе лидеры страны стали засматриваться на Запад: как бы, мол, нам жить также хорошо. То есть XX век - это не век идейной борьбы за счастье и процветание русского народа, за государство Российское, за сохранение империи. Мы нередко идеализируем советское время, а это был всего лишь большевизм в действии: использование ресурсов государства для достижения мировой революции.
В XXI веке России живет по новой Конституции. И в этой Конституции написано, что наше государство уже не атеистическое, а светское. Что же такое «светское»? Что значит быть гражданином светского государства? Это значит, что государство уже не навязывает гражданам насильно никакие нравственные законы и идеологические установки. То есть теперь мы должен сами определять для себя, что хорошо, а что плохо. При этом получилось следующее: более 70 лет советского человека принуждали к порядку, встраивали в систему, а теперь все ограничения и всякий контроль с него сняли. И советские люди почувствовали некую доселе ими невиданную свободу. Но поскольку кроме приземленной, материальной, плотской жизни они ничему не научены, то народ и стал жить так, как мы сейчас видим. А видим мы колоссальный духовный и нравственный упадок. То, что сейчас с нами происходит, с нашей молодежью, с нашими семьями - это все делают советские люди. И у власти сейчас советские люди, которые без внешнего воздействия оставаться нравственными не могут. Чиновники стали коррупционерами; офицеры, которые воевали, кровь проливали, вдруг начали продавать оружие врагам, зная, что из него будут убивать наших же мальчишек. Руководство страны вдруг Российскую землю стало раздавать направо-налево. Медики перестали бескорыстно лечить, педагоги - учить, милиция - охранять народ.
Сохраняя большевистскую психологию, власти вообще на народ внимания не обращают: для них он по-прежнему - только некий ресурс добывания средств. Большевики никогда не заботились о народе, распоряжаясь как угодно человеческими жизнями. Во время войны обычным делом было, например, чтобы занять к празднику какую-нибудь высоту, просто так положить сотню тысяч солдат. Для большевизма ценность человеческой жизни, семьи, ребенка - ничто. Поэтому и аборты были разрешены в советское время, и отменить их сейчас никак не могут из-за того, что советское мышление живо.
В русском языке понятие «государство» как-то не прижилось. Наши предки воевать шли за веру, царя и Отечество. Даже во время Великой Отечественной войны шли в бой за Родину, а не за государство. Православная Церковь всегда старается помочь именно человеку, спасти каждую душу, она обращена к народу Божию, к сердцу каждого человека. А государство абсолютно этим не обременено. Для него страна - это «закрытое акционерное общество по добыче ресурсов для своего обогащения». Власти туда народ не пускают, делят эту добычу между собой. Как мы видим, государство наше осталось прежним: разница лишь в том, что идея коммунистической революции подменена либеральной. Потому-то Церковь с государством никак не может найти общий язык Легче представить взаимодействие Церкви и общества.
Государство у нас своеобразное. Народ наш многонационален, а это значит, что мы живем в империи. Быть гражданином просто светского государства для нас сложно, потому что непонятно, что это означает и как нужно себя вести. А вот быть гражданами империи для нас намного понятнее и привычнее. Империя - это особый образ мысли и жизни, когда имперский народ живет не для себя. Задача его - сохранять малые народы, многообразие их традиций, культур и религий, защищать границы государства, заботиться о культурном уровне людей и об их благосостоянии. Например, Римская империя, расширяясь, распространяла свою культуру, образование, но при этом сохраняла культурные и религиозные автономии для всех отдельных народов. Русский народ сформировался в имперском пространстве, в цивилизационном пространстве. Русская культура - это не этническая культура, это именно цивилизационная культура. И русский народ - это не этнос. Этнос - славяне. Русский же народ - это державный народ, имперский народ. Сейчас его называют хребтовым народом, и он многонациональный по сути своей, то есть это все люди, кто живет в русской культуре.
Определяя главные проблемы современного образования и воспитания, следует понять, что мы должны в первую очередь преодолеть иллюзии о XX веке, о большевизме, о государстве. Это было страшное время, за которое наши люди заплатил неимоверную цену. Главное, был уничтожен генофонд русского народа во всех сословиях. Сейчас единственное сословие, в котором сохранилась историческая преемственность, - священническое. Остальные все - советские. Так, например, ФСБ - это у нас продолжение ЧК. Они и празднуют праздник ЧК, и кумир у них - Дзержинский, придумавший концлагеря, идею которых позднее у него скопировали немецкие нацисты. Милиция у нас тоже рождена революцией. Как будто до революции у нас не было ни армии, ни полиции, ни жандармерии, ни Внешней разведки. Все было. Просто мы - правопреемники Советского Союза. Посмотрите отношение государства, властей к православному человеку, к его свободам: в законах как бы все прописано и не запрещено, но срабатывает прежний советский психологический стереотип поведения «не пущать!». В отношении к Церкви со стороны властей по-прежнему нередко неприкрытая вражда или, в лучшем случае, полное равнодушие.
Что же нам следует делать в сложившейся ситуации? Мы опять должны вернуться к нашей традиционной общественной жизни, народной жизни, семейной жизни. Православная Церковь создала Российское государство. Она создала и его культуру, науку. Теперь мы должны вернуться в Церковь, чтобы снова создать все это. Другого способа нет. Воцерковление России, ее народа - сейчас задача номер один. Единственные свободные люди, которые еще руководствуются законом совести, сердца - это люди церковные. В этом отношении единственно светскими людьми пока являются только члены наших православных приходов. Поэтому возрождение православной церковной жизни - это возрождение именно понятия свободы, в которой человек сам себя ограничивает, подчиняет свою волю воле Божией. Это есть самая главная задача нашего общественного, семейного и личного бытия.
Сейчас иногда можно услышать, даже от некоторых представителей духовенства, что Патриарх Алексий II что-либо неправильно делал. Хочу сказать, что это святой жизни человек. Задают вопросы, почему Церковь не вмешивается в политику, в дела государства. А кто доверил Церкви жизнь государства? Господь доверил Церкви жизнь Церкви. Советское государство территориально распалось, а наша Церковь - нет, она осталась в рамках империи. Политики задачу сохранения государства не выполнили, развалили империю. А Патриарх Алексий II за почти 20 лет, которые ему Господь доверил управлять Русской Церковью, сохранил ее в рамках империи. И Азия у нас сохранилась, и Прибалтика, и Белоруссия, и Украина. Русская Церковь не только сохранилась, но и расширилась, объединившись с Зарубежной, до всемирной, вселенской.
У наших политиков по-прежнему своя цель - продолжить мировую революцию, но теперь уже в либеральном варианте и в глобалистическом понимании. И опять русский народ, как дрова, бросают в топку для того, чтобы использовать его как ресурс. Мы снова весь мир начинаем содержать для поддержки этой революции. И сейчас именно Церковь должна делать то, что политики делать не будут, не хотят и не могут - строя жизнь по Божественным законам, возрождать духовные традиции, культуру, образование, семейные ценности, тем самым возрождая и Россию. Единственное место на земле, где царствует свобода, - это наша Церковь. Поэтому будем воспитывать детей, хранить семью, православную традицию именно в светской части нашего государства - в церковном мире.
Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары
73. Хаять свою страну и правителей - очень опасно!
72. Ответ на 71., Hyuga:
71. Ответ на 62., Алексей Карамазов:
70. Ответ на 67., Алексей Карамазов:
69. ....
68. Пища для ума...
67. Дико извиняюсь.
66. Ответ на 63., р.б.Павел:
65. @р.б.Павел
64. ...