Мне, прожившему большую часть жизни в советское время, когда заходит речь о Кипре сразу вспоминаются 74-75 годы, когда там происходили драматические события. Шли кровавые столкновения между греческой и турецкой общинами острова. Пришедшие к власти в Греции военные прямо заявляли о намерении присоединить Кипр к Греции. Тогда же произошла интервенция турецких войск. Около 100 тыс. жителей Кипра покинули остров. Турок тогда было приблизительно 18%. Сейчас этот процент значительно увеличился, т.к. несмотря на запрет, переселение турок на Кипр осуществлялось в широких масштабах.
В настоящее время Кипрская Церковь на слуху, т.к. решением Вселенской Патриархии (главным образом) она включена в число пентахрии - наиболее значимых Церквей, имеющих приоритет в решении общеправославных вопросов. Хотя эта Церковь небольшая, она имеет апостольское происхождение. В этом, прежде всего, заключается ее авторитетность.
Согласно истории, в 45 году апостолы Павел и Варнава с благовестием прошли весь Кипр. Произошло обращение проконсула Сергия Павла. По преданию они встретились с Лазарем Четверодневным, который был здесь епископом. Погребен он был в Ларнаке. Над местом его погребения была устроена церковь. В 1973 годы были произведены раскопки и обнаружен саркофаг с мощами св. Лазаря. Трепетное чувство возникает, когда стоишь рядом с колонной, у которой проповедовал апостол Павел и когда ложишься в каменное ложе - гробницу праведного Лазаря (именно так поступают паломники из России к ужасу греков). Ап. Варнава принял на Кипре мученическую смерть - был побит камнями иудеями. Он считается покровителем Кипра. На первом Вселенском Соборе присутствовало три кипрских епископа. Изначально Кипрская Церковь была автокефальной, хотя на нее претендовали антиохийские патриархи. Третий Вселенский Собор своим восьмым правилом подтвердил Кипрскую автокефалию.
В 7 веке, вследствие набегов арабов, значительная часть киприотов во главе с архиепископом Иоанном переселилось в Малую Азию, сохранив при этом свою автокефалию. На этот исторический прецедент долгое время ссылались наши «карловчане» - члены Русской Зарубежной Церкви.
Владели Кипром арабы и византийцы, захватывали его крестоносцы - латиняне (последние правили здесь почти 400 лет). Во время правления латинян православные подвергались различным унижениям. Количество православных епархий было сокращено до 4-х - столько же было и латинских (удобно для контроля). После хиротонии новый православный епископ становился на колени перед латинским епископом и вкладывал свои руки в его - в знак подчинения римскому папе как главе Церкви. Без разрешения латинских епископов православным епископам нельзя было рукополагать новых клириков и совершать иноческие постриги. Еще большие испытания постигли православных, когда Кипр был завоеван турками.
Православные иерархи, впрочем, получили административную власть над христианским населением острова. Их стали называть этнархами. Они отвечали за соблюдение порядка местным населением. Когда в 1821 году произошло восстание греков, то на Кипре попыток бунта не было. Тем не менее, из-за распространения здесь прокламаций и по причине подозрений в нелояльности турки учинили жестокие репрессии: на центральной площади Никосии был повешен архиепископ Киприан, а трех митрополитов обезглавили. Казнено было 75% православных священников и около 10 тыс. мирных жителей. Кипрская Церковь была обезглавлена, но очень скоро антиохийский патриарх рукоположил для нее новых иерархов.
После русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов Кипр перешел к Англии, которая установила здесь оккупационный режим. Прекратился мусульманский гнет, но усилилась протестантская и католическая пропаганда. Интересно, что глава Кипрской Церкви по-прежнему остался этнархом; голос Церкви был самым авторитетным. Неудивительно, что после получения независимости, этнарх - глава Православной Церкви стал первым президентом страны. Это был архиепископ Макариос III, который возглавлял борьбу киприотов за освобождение. Его арестовывали и ссылали, но цель была достигнута - в 1960 году была объявлена независимость Кипрской республики.
Миной замедленного действия на острове было разделение его на две общины: греческую и турецкую. Греки представляли освобождение Кипра как присоединение к Греции (энозис), а турки были против этого. Согласно тогдашней Конституции президентом Кипра должен быть грек, а вице-президентом турок. Великобритания сохраняет свои базы на острове до сих пор. Западные державы были заинтересованы в уступках Турции, потому что она контролировала проливы. Ситуация была очень сложной, баланс слишком хрупким. Все это не могло не привести к осложнениям. И вот в конце 63 года произошли вооруженные столкновения греков с турками, повлекшими за собой многочисленные жертвы.
В 1967 в Греции произошел военный переворот. Руководство военной хунты взяло курс на энозис. По этому поводу между архиепископом Макариосом и тремя митрополитами возникли разногласия (архиепископ в отношении энозиса был более осторожен, нежели митрополиты). Более года шла конфронтация, закончившаяся тем, что в марте 1973 года Синод отстранил Макариоса от руководства Церковью, ссылаясь на каноны, запрещающих духовному лицу занимать какие-либо посты в гражданской администрации. Помню в наших газетах того времени карикатуру, на которой были изображены 3 митрополита в виде снарядов, который запускаются с корабля НАТО. В июле 1973 года в Никосии состоялся Великий и Верховный Синод под председательством александрийского патриарха Николая VI при участии антиохийского патриарха Илии IV и представителей от других древних Церквей. На этом Синоде было принято решение об антиканоническом и недействительном низложении архиепископа Макариоса митрополитами. Последние были отстранены. Вместо них были рукоположены новые. Противники Макариоса, однако, подчиниться отказались. Таким образом, в Кипрской Церкви возник раскол, который был уврачеван только после смерти Макариоса.
В июле 1974 года греческие офицеры, служившие в Национальной гвардии Кипра, подняли антиправительственный мятеж. Президент был вынужден удалиться, т.к. мятежники выступили за энозис. Это спровоцировало турецкую интервенцию и к середине августа 40% территории - северная часть Кипра вплоть до столицы была оккупирована турецкими войсками. На следующий год в одностороннем порядке здесь была провозглашена отдельная республика. Высоко в горах, в окрестностях одного монастыря мне приходилось видеть выложенный из камней герб этого нового непризнанного государства. Архиепископ Макариос скончался в августе 1977 года в качестве президента (он вернулся к своим президентским обязанностям за пару лет до смерти).
На сегодня в Кипрской Церкви более 600 храмов и более 10 монастырей. Довольно много для территории небольшой республики. Помню, в приемной одной игумении я обратил внимание на карту и поразился тому, каким микроскопическим выглядел остров Кипр сравнительно с российским колоссом. Многие храмы и монастыри в северной части острова были превращены в мечети или разрушены. Некоторые - перепрофилированы вплоть до устройства в них туалетов. Интересная практика в кипрских монастырях - избирать игумена с помощью жребия. Для принятия пострига необходимо пройти испытательный срок протяженностью не менее чем три года. Наиболее известные кипрские монастыри: Кикский, Махера и Ставровуни (монастырь Креста). Здесь находится часть Животворящего Креста Господня, привезенная еще святой равноапостольной Еленой.
Довелось наряду с посещением множества храмов и монастырей официальной Церкви, посетить два храма и два монастыря старостильников. Удалось даже побеседовать с их митрополитом Епифанием. Кипрские старостильники относятся к наиболее консервативному течению - Матфеевскому Синоду. В настоящее время Кипрскую Православную Церковь возглавляет архиепископ Хризостом II, сменивший на этом посту архиепископа Хризостома I.
2. Re: Православие на Кипре
1. монастыри Кипра