Жизненные ценности и нравственные установки молодёжи в Санкт-Петербурге

К 70-летию автора

Новости Москвы  ДелоРус 
0
834
Время на чтение 10 минут

Завтра, 3 апреля, исполняется 70 лет постоянному автору «Русской народной линии» директору НИИ Комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктору психологических наук, профессору Валентину Евгеньевичу Семенову. http://ruskline.ru/author/s/semenov_valentin_evgen_evich/ В связи с этим юбилеем публикуем доклад В.Е.Семенова, зачитанный на V съезде психологов России в Москве на факультете психологии МГУ17 февраля 2012 года.

* * *

Доклад основывается на данных социологических исследований студентов высшей школы, учащихся старших классов средней школы и работающей молодёжи Санкт-Петербурга в 2007-2010 гг. Для сравнения используются некоторые данные исследований молодёжи в городах российской провинции. Все исследования выполнены сотрудниками Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИКСИ) факультета социологии СПбГУ под руководством автора. Основным методом исследований был очный анкетный опрос.

Результаты исследования следует рассматривать в контексте понимания молодёжи как строителей и представителей будущего российского общества. Как известно, важнейшей личностной инстанцией, которая направляет людей на жизненном пути, является система их жизненных ценностей (ценностные ориентации) и нравственных установок. Эта традиционная для российской социологии и социальной психологии модель личности используется в наших исследованиях [1].

Таблица 1. Жизненные ценности петербургской молодежи в сравнении с молодёжью провинции (данные в %)

Ценности

Молодежь

СПб,

2010 г.

(722 чел.)

Молодежь провинции,

2010 г.

(1603 чел.)

Студенты

СПб,

2007 г.

(1134 чел.)

Студенты провинции, 2008 г.

(1205 чел.)

Семья

78

86

80

85

Здоровье

77

77

74

78

Друзья

63

67

63

61

Интересная работа

43

42

51

50

Справедливость

44

52

44

54

Деньги

44

29

37

30

Вера

16

22

17

22

 

Как видим, главными ценностями молодежи в Санкт-Петербурге и в провинции являются семья, здоровье и друзья, а ценности работы и справедливости (особенно в провинции) в целом оказались выше ценности денег. Причём, ценность справедливости стала расти у молодых людей именно в последние годы (см. табл. 1). Следует подчеркнуть, что за перестроечные годы существенно изменилась ценность работы (даже интересной), вообще значение труда. В советское время, в 1960-е - первой половине 1970-х годов, ценность интересной работы у молодёжи была на первом-втором месте, её выбирало не менее 2/3 респондентов, теперь она на четвертом-пятом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, увлечённого работника, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало не престижно. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп-звёзды, юмористы, пародисты, модные журналисты, астрологи, сексологи и т.п.).

Несмотря на то, что при ограниченном выборе (респонденты могли выбрать не более 3-4 ценностях) замыкает частотную иерархию ценностей вера, как свидетельствуют все наши исследования молодежи и студентов последних лет, на прямой вопрос «Считаете ли Вы себя верующим, религиозным человеком?» - верующими себя всегда называют более 50% опрошенных. В данных исследованиях верующими себя считают 59% молодежи в Петербурге и 63% молодых людей в провинции (2010 г.), а также, 64% петербургских студентов (2007 г.) и 65% студентов в провинции (2008 г.). Однако, когда приходится (как в данном случае) выбирать три-четыре ценности из семи главных жизненных ценностей, вера оказывается на последнем месте. Это говорит о поверхностности религиозного сознания молодежи, хотя идентификация с религией, прежде всего православием как безусловной культурно-исторической духовной ценностью России, несомненно существует. Следует также отметить, что, несмотря на активную фетишизацию денег в российских средствах массовой информации и рекламе, их ценность так и не стала главной у большинства российской молодёжи [2].

Как показали исследования, почти две трети молодых людей в Петербурге не смогли назвать «героев нашего времени». Вместе с тем, было немало обоснованных суждений о том, что настоящие герои - это наши ветераны, учёные, учителя, медики, которые более чем за скромную зарплату делают своё дело. Тем не менее, свыше 60% молодых петербуржцев считают себя патриотами своей страны, менее 20% не считают себя таковыми, остальные затрудняются ответить.

Результаты свидетельствуют, что более 70% представителей петербургской молодёжи выступают против легализации лёгких наркотиков, за - только 13%. В свою очередь, 63% опрошенных (среди девушек чаще, чем среди юношей) согласны, что аборт (искусственное прерывание беременности) является убийством человека, 18% не согласны (остальные затруднились ответить).

Показательно, что во всех группах молодёжи свыше 60% молодых людей считают, что необходим нравственный контроль за контентом средств массовой информации, особенно, телевидения (имеются в виду сцены насилия, порнография и т.п.). Несогласных с необходимостью нравственного контроля за СМИ больше всего среди школьников (25%).

Проблемами, которые больше всего волнуют петербургскую молодёжь, являются:

- распространение наркомании - 50,5%;

- проблема трудоустройства - 50%;

- агрессивное поведение и конфликтность - 39%;

- жилищный вопрос - 35%.

Неосознанной молодёжью как серьёзной следует назвать проблему ненормативной (нецензурной) лексики, которую считают возможным использовать в бытовой речи 62% молодых петербуржцев.

Несмотря на все эти проблемы, удовлетворены жизнью более 70% опрошенных молодых петербуржцев. Однако неудовлетворён своей жизнью каждый пятый представитель молодёжи города (21%), остальные затруднились ответить.

Думая о своём будущем, около 50% молодых петербуржцев предполагают, что их жизнь «пожалуй, улучшится» в ближайшие годы, 20% - что в их жизни «ничего не изменится», 10% - что их жизнь «пожалуй, ухудшится» (остальные затруднились ответить).

Интересно, что среди ответов на вопрос «Какое общество Вы хотели бы построить в России?» (можно было выбрать одновременно, не более 2-х вариантов ответа) лидирующими вариантами оказались: «общество личной свободы и бизнеса» (41%), «общество социальной справедливости» (40%) и «общество правды и добра» (41%), как раз и выражающие три базовых российских умонастроения (менталитета). Исходя из концепции российской полиментальности автора, это, соответственно: индивидуалистско-капиталистический, просоциально-коллективистский и православно-религиозный менталитеты [3]. Вариант «общество потребления и комфорта» получил меньше всего сторонников (20%). И это при том, что данная характеристика общества уже многие годы усиленно рекламируется и внушается СМИ (см. Табл. 2). Результаты исследования показывают, что молодежь в целом придерживается скорее просоциальных и христианско-нравственных принципов, чем индивидуалистско-капиталистических (даже порой на неосознанном уровне).

Таблица 2. Характеристики общества, которое хотела бы построить в России молодежь (данные в %)

Варианты ответов

Студенты СПб

2008 г.

(1310 чел.)

Молодежь СПб

2010 г.

(722 чел.)

Общество личной свободы и бизнеса

48

41

Общество социальной справедливости

47

40

Общество правды и добра

35

41

Общество честных людей труда

25

35

Общество веры и любви к ближним

25

36

Общество потребления и комфорта

20

21

В контексте авторской концепции полиментальности (Семёнов В.Е., 1997, 2000, 2008) эти данные свидетельствуют о том, что наибольшее количество выборов петербургской студенческой молодежи выражают просоциально-коллективистский менталитет («общество социальной справедливости» плюс «общество честных людей труда» - 72%), а среди всей молодежи (учащейся и работающей) на первом месте оказывается православно-российский менталитет («общество правды и добра» плюс «общество веры и любви к ближним» - 77%). Однако, эти тенденции лишь слабо намечены. В массовом же сознании молодёжи преобладает мозаично-эклектический псевдоменталитет как хаотическое сочетание «осколков» различных менталитетов [3].

Рассмотренные результаты исследований приводят нас к выводу, что системообразующим фактором работы с молодежью, школьниками и студентами должно стать духовно-нравственное воспитание, о котором в 1990-е годы просто забыли. Без основополагающих возвышающих ценностей, нравственного идеала развитие личности и групп, общества просто невозможно. Отказаться от опыта тысячелетий было бы, по меньшей мере, легкомысленно.

Величайший христианский подвижник и мыслитель XX века А. Швейцер вывел четкую формулу: «Как сейчас, так и во все последующие времена объяснить превратности нашей нынешней судьбы можно только тем, что мы пытались удовлетвориться культурой, оторванной от этики» [4, С.263]. А в России еще ранее наш великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Образования без духовно-нравственного воспитания не должно быть». Известный литературовед и культуролог, почётный гражданин Санкт-Петербурга академик Д.С. Лихачёв незадолго до своей смерти в 1999 году сказал в интервью, что выход из трудного положения, в котором оказалась наша страна, он видит «в воспитании с образовательным уклоном. Надо сделать всё, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения» (Газета «Смена», 1999, 16 сентября).

Как представляется, речь должна идти о создании единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Понятно, что в подобной деятельности не обойтись без значительного числа специалистов по работе с молодёжью. Не так давно появилась специализация «Социальная работа с молодёжью». Например, её открыли в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете социологии, в некоторых других вузах.

Обобщая все сказанное, по нашему мнению, главным «национальным проектом» в стране именно в настоящее время должен стать проект «Духовно-нравственное воспитание и преображение России» и соответствующие социальные практики его реализации. Особенно здесь важны именно гражданские инициативы. И они есть. Так, около десяти лет назад была создана Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», в которую ныне входят более 30 высших учебных заведений Петербурга. Ассоциация проводит не только всевозможные конференции, чтения, встречи, паломнические поездки, но и межвузовский творческий конкурс, посвящённый Дню Святой Татианы (номинации: благодатная педагогика, христианство и философия, сочинения и рассказы, видеофильмы, духовная и фольклорная музыка, изобразительное и прикладное искусство, интернет-проекты и др.), а также шефствует над детьми из детских домов. В позапрошлом году начало свою работу движение «За нравственность в образовании», объединившее педагогов средней школы. Существует целый ряд молодёжных организаций, выступающих за сохранение культурного наследия и архитектуры Петербурга (например, «Живой город») и за решение различных острых проблем, волнующих молодёжь (профилактика наркомании и абортов, забота о престарелых и бездомных, уход за воинскими захоронениями и др.).

 

Литература:

1. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986.

2. Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи // Социологические исследования, 2007, №4, С.37-43.

3. Семёнов В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох.- СПб, 2008.

4. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. - М., 1993.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Евгеньевич Семенов
Культурный фронт России: духовно-нравственная мобилизация
Об угнетении русской культуры в российских СМИ
17.09.2024
«Один из самых лучших лидеров во всех странах мира»
Социологический комментарий к завершившимся выборам Президента России
22.03.2024
Война, Ленинград и цена Победы
Посвящается моему отцу
23.01.2024
Рост спроса на психологов – это SOS наших душ!
О причинах психологического бума
23.11.2023
Все статьи Валентин Евгеньевич Семенов
Новости Москвы
Все статьи темы
ДелоРус
К 300-летию перенесения мощей св.блг.кн. Александра Невского в Санкт-Петербург
На Неве состоится реконструкция церемонии встречи мощей Александра Невского с участием кораблей петровского времени
03.09.2024
«Для нас важна победа не только над врагом, но и над собой»
В Санкт-Петербурге прошёл традиционный XIV Всероссийский молодежный военно-исторический форум «Александровский стяг»
05.07.2024
«Слава русскому оружию!»
В деревне Самушкино состоялся военно-патриотический фестиваль
18.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22