Православно понимаемый неоплатонизм Лосева и смена естественнонаучной парадигмы

0
806
Время на чтение 15 минут

В октябре 1993 года в стенах МГУ им. М.В. Ломоносова под эгидой ЮНЕСКО, при участии Научного совета по истории мировой культуры РАН и культурно-просветительского общества «Лосевские беседы» состоялась Международная конференция, посвящённая столетию со дня рождения А.Ф. Лосева, началу которой предшествовали панихида и молебен в Храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивках, где был оглашён тайный монашеский постриг Алексея Фёдоровича и его супруги Валентины Михайловны.

Предлагаемая читателям РНЛ статья была подготовлена автором на основе его выступления на конференции в вошла в опубликованный позднее сборник её материалов.

 

О созидательной силе творчества Лосева можно говорить бесконечно. К нему как нельзя полнее приложим вывод Н.А. Бердяева о творчестве как продолжении миротворения. Сам Лосев в конце земного пути обозначил свою главную философскую созидательную идею как православно понимаемый неоплатонизм [1]. В этом определении ясно выражена особая слиянность религии и философии, которая вообще присуща русской философской мысли. Сам Лосев ещё в юношеском возрасте писал: «Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведéния к логическим понятиям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности»[2].

Классическая немецкая философия, пропитанная протестантским духом, который А.С. Хомяков относил к «свободе без единства», развивалась прежде всего как теория познания; ей, безусловно, требовалось формальное единство. И оно было осуществлено, но, конечно, не в мистически насыщенном символе веры, а в логико-понятийной онтической парадигме, где нашлось место и самому Богу. «Протестантизм - тоже религия, тоже общение, но общение в понятиях. Гегель и Кант были глубоко религиозны, - но в понятиях», - констатирует Лосев [3]. Понятие оказалось незаменимым средством, а логико-понятийное мышление - необходимым и, увы, достаточным условием развития западной цивилизации от эпохи Просвещения и до наших дней. Рационализм - философия нового времени - не мог не вести к абсолютизации человеческой личности, размывая представления о воплощённом в Иисусе Христе Божественном Слове - Абсолютной Личности. А ведь именно личностное начало возродило в Средние века к новой жизни неоплатонизм, в котором учение Платона об идеях получило диалектическое развитие, гармоничное оформление и логическое завершение. Личностное начало пронизало все категории-сущности неоплатонизма: Единое - Мировой Ум - Мировую Душу - Космос. И вот эта гармония мироздания оказалась искажённой: в его центре начал всё яснее вырисовываться зловещий призрак человекобожества.

Лосев решительно берётся за восстановление этой гармоничной картины. Обладая счастливым сочетанием жёсткой дисциплины мысли с неудержимой свободой её полёта, он воспринимает алогичность становления как данность, как реальность. Это, безусловно, драматично, но отнюдь не трагично. «Сама-то жизнь - сумасбродство, пишет он. - Но в этом сумасбродстве есть метод. И жизнь философа между сумасбродством и методологией» [4]. Естественно, диалектический метод, которым он владел в совершенстве и применял с энтузиазмом, не привёл, да и не мог привести его к панлогизму: «Соблазны гегельянства я очень хорошо знаю. У Гегеля я настолько же учился, насколько с ним всегда и боролся» [5].

Истинное начало диалектики Лосев обнаруживает у Платона. В отделённом от идей христианства непреодолимой пропастью платонизме он уловил бурление животворящих соков, которым суждено было через много веков питать русскую религиозно-философскую мысль. Платонизм - диалектика символа. Идея Платона - диалектический символ. В алогической символической парадигме, в континуальном рельефном мышлении символ - хранитель тождества внутреннего и внешнего; оставаясь апофатичным, но являясь в выражении, он - носитель общей для них энергии смысла, в то время как в логико-понятийной модели (поле понятий) он всего лишь термин. Всё это далеко не самоочевидно даже для человека весьма высокообразованного, но знающего об особенностях античного миросозерцания от множества разноречивых толкователей, а главное, привычно воспринимающего историю как себя в прошлом, а не переживающего её как прошлое в себе.

Лосев не только отдаёт предпочтение Платону, но и детально прослеживает развитие платоновской мысли; то же совершает он и по отношению к неоплатоникам. Более того, он подвергает тщательному анализу их многочисленных комментаторов и толкователей, высвобождая из-под многовековых наслоений-заблуждений чистую и ясную мысль, подобно талантливому реставратору древних картин, являющему миру их замечательную первозданность.

И при всём этом он твёрдо стоит на позиции ортодоксального христианства - сочетания единства и свободы Церкви как Тела Христова, в которой людей объединяет любовь к Сыну Божьему. Исхождение Св. Духа от Отца (непризнание Filioque), православный энергетизм (человек соединён с Богом не по сущности, а по энергии), возможность сотворчества с Богом и прижизненного обретения Божественной благодати - это не отвлечённые сухие догматы, но глубоко переживаемые, философски осмысленные и практикоориентированные жизненные установки человека, обращённого к стяжанию Св. Духа, к синтезу веры и знания в вéдении, к телесно-духовной утверждённости в вечности.

Таким предстаёт мне Алексей Фёдорович Лосев. Причастность к его миропознанию делает собственную жизнь несводимой к экзистенции, к индивидуальному самоутверждению, к выполнению лишь социальной функции - в ней всё чётче начинает проявляться характер миссии высокого предназначения, имеющего эзотерическую, мистическую основу. Следовать этой миссии - высокая честь.

Освоение лосевского наследия - путь обретения цельного знания, требующий новой целостной картины мира - новой парадигмы. Тоска по ней давно проникла в общественное сознание. Между тем православно понимаемый неоплатонизм Лосева даёт возможность наметить её фундамент уже при рассмотрении всего лишь одной проблемы: Единое - единственное - единичное.

Неоплатоническая тетрада, безусловно, символична, а не схематична, и Единое в ней апофатично: ни то, ни то и ни это, поскольку выше явленной в мысли предметности, но лишь потенция, неисчерпаемая возможность проявления. Однако в античном миросозерцании (мировосприятии) это Единое не имеет предания, имени, то есть священной истории. Всё это появляется лишь с христианством, с воплощением в Едином Св. Троицы - нераздельных и неслиянных Ипостасей. Жёсткое единобожие иудаизма и языческий политеизм неоплатонизма находят разрешение в троическом откровении.

Ортодоксальное христианство всегда подчёркивало совершенную единичность начала в Св. Троице, отсутствие ступенчатой субординации Её Ипостасей. В святоотеческой литературе (в частности, у Иоанна Дамаскина) «Дух Св. есть Дух Сына не как из Него, а как чрез Него. Он исходит как некое сияние, проявляющее сокровенную благость Отца и возвещающее Слово. Слово и Дыхание совместны, но Дыхание ради Слова, то есть чрез Слово...В Божестве Троичность дана и открывается в нераздельности Единого Существа. Различение только мыслится, оно не переходит никогда в рассечение, как различие не переходит в раздельность... Мы называем ипостаси совершенными, чтобы не ввести сложность в Божеское естество, ибо сложение - начало раздора, - сложение никогда не даёт действительной сплошности, непрерывности и единства»[6].

Но ведь такая абсолютная единичность не может не проявляться и в античном числе, которое Лосев обнаруживает у Платона между Единым и Умом. Здесь особое положение занимает число «1» (единица) [7]. Трактуя точку, которую математики называли «знак» (σημεία), как единицу, и в то же время как становящуюся и развёртывающуюся сущность [8], Платон, безусловно, выявлял их единую символическую природу (пифагорейцы называли точку «помещённой единицей»). Пройдёт немногим менее двух тысячелетий - и христианин-неоплатоник Н. Кузанский напишет: «...Открой очи ума и увидишь, что Бог во всяком множестве, поскольку Он в единице, и во всякой величине, поскольку Он в точке» [9]. Кстати, у Кузанского весьма часто встречаются сопоставления «точка» - «единица». Окончательно соединёнными мы находим их в лосевском эйдосе.

Число позволяет уже в эйдосе проявить смысл откровения о нераздельности Троичности. Дело в том, что в эйдосе (явленной сущности) число - множество (подвижной покой единичности) - не нарушает эту единичность, сохраняет её внутреннюю смысловую целостность. Эйдос - мыслимая единичность, одно сущее: «единичность тех оформлений и осмыслений, которые находятся в сфере самогό одного... Это представитель первой и общей единичности в каждом отдельном множестве» [10].

Стало быть, сущее составляет и то, что входит в множество. Что же это? Конечно, «точка, содержащая в себе идею направления, или точка, содержащая в себе черты некоего континуума» [11]. Она весьма своеобразна: сама точка и, естественно, континуум лишены значимой пространственной (геометрической) мерности, то есть они нульмерны. Что же касается «идеи направления», то она имеет вполне «видимое» проявление: точка в действительности представляет собой центр, куда сходится (и откуда выходит) бесконечное множество направлений. К такому заключению приводит классическое естествознание нового времени, где пространство рассматривается как однородное (все точки равнозначны) и изотропное (все направления равноправны). Таковы идеальные потенциальные возможности нульмерной точки - умопостигаемого дискретного начала. Но это означает, что нульмерная точка изначально обладает динамическими свойствами, можно предположить её способность к саморазвитию, к образованию связей с другими точками. Она воплощает по сути одно во многом и многое в одном, то есть идеальное нераздельное и неслиянное множество. Вместе с тем нульмерная точка тождественна в самόм эйдосе с единицей - и как с единичностью, и как с множеством. Если всё, что говорилось выше о точке, отнести теперь к единице, то мы получим реальную основу задуманной Лосевым науки об идеальном числе - аритмологии, где роль такового придётся сыграть единице - однозначному символу Единого - единственного - единичного. Именно единица становится важнейшим краеугольным камнем в фундаменте новой естественнонаучной парадигмы.

Точка-единица, явленная в эйдосе, будучи единичностью, дискретна, но будучи становящейся единичностью, обладает потенциальной непрерывностью. Обсуждая конструкцию первой диалектической тетрактиды, Лосев показал, что алогическое становление точки (топоса) порождает пространство, а алогическое становление числа (множества) - время. Это не что иное, как реализация их изначальной непрерывности (континуальности). А что же дискретность? Естественно, и она реализуется, но в последовательном, логически осмысливаемом саморазвитии единичности и выражена, соответственно, в волновом движении и в степенном ряду натурального числа. Такой вывод представляет собой прямое развитие лосевского учения об эйдосе.

Именно волновое движение воспроизводит в непрерывном пространстве неуничтожимую дискретность точки. В телесной частице она оказывается её геометрическим центром, постоянным или мгновенным, в зависимости от характера пространственно-временнόго бытия частицы. На макроуровне круги по воде от брошенного в неё камня иллюстрируют происходящее достаточно ясно. Благодаря такому осмыслению явлений тугой клубок, в который сплелись физические и математические закономерности, разматывается достаточно легко. Одновременно получает однозначное объяснение множество закономерностей, а заодно и мифов (к примеру, корпускулярно-волновой дуализм).

Подобно волновому движению в пространстве, сохраняющему дискретность точки, степенной ряд натурального числа воспроизводит в числовом скалярном поле изначальную нераздельность и неслиянность множества как единичности. И здесь выявляется не только эзотерическое начало определённого математического действия (возведения в степень) или выражения (напр., геометрическая прогрессия), но и смысл реально протекающих в пространстве и времени процессов, их динамика, кинетика. В каждом последовательно осуществляемом акте (итерации) воспроизводится единичность первоначального множества (основы степени).

В таком подходе вновь осмысливается античная изваянность числа, его σώϻα, истинная натуральность числового ряда как нарастание единиц, где сама единица - αρχή, начало всякой величины, вещественности. Конечно, у Платона числовой ряд не мог выйти за пределы прямой видимости («плоскостное число» соответствует второй степени, «телесное число» - третьей). Не могло быть у греков и нулевой мерности, ведь это было бы равнозначно отрицанию самогό бытия (у пифагорейцев пространство представлялось суммой точек - «единиц положения»). И всё же именно возврат к античному представлению о числе как о величине и сопоставление его мистической основы у греков с христианским откровением позволяют прийти к замечательным результатам.

Впрочем, это далеко не всё. Привычное арифметическое действие - умножение, которое продолжают считать всего лишь сокращённым сложением, выявляет совершенно иной смысл, поскольку каждый из сомножителей может оказаться единством, состоящим из нераздельных и неслиянных точек. И тогда произведение оказывается равным числу взаимосвязей, которое образовали между собой единицы-точки сомножителей. Конечно, неоднократное повторение одного и того же множества действительно есть сокращённое сложение, и древние египтяне, как свидетельствуют математические папирусы, шли именно таким путём [12]. Греки с их чувством целостности не могли сводить операции с числами лишь к констатации аддитивности: Евклид называет сомножители произведения «сторонами» (πλευραί) [13].

Но какими бы ни были выводы историков, перед нынешним обществом появляется настоятельная необходимость существенного переосмысления привычных вещей (буквально: смысла 2 х 2 = 4). Конечно, сами числа находятся вне пространственно-временных отношений. Однако в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело с именованными числами. К тому же имеются реальные объекты, служащие единицей измерения и обладающие центральной пространственной симметрией, геометрическим центром. И тогда произведение таких величин означает всего лишь интенсивность образованного ими единства. Именно в этом и кроется «тайна» выражений закона всемирного тяготения Ньютона (произведение масс), кулоновского закона электростатики (произведение зарядов) [14]. Но тогда «фундаментальные постоянные» - элементарный электрический заряд, гравитационная постоянная (как, впрочем, и остальные того же ранга) - перестают быть «феноменологическими»: они выявляют свою внутреннюю структуру. И вообще сам принцип «близкодействия», безраздельно господствующий в современной физике, с его виртуальными и прочими переносчиками «фундаментальных» взаимодействий, оказывается полностью несостоятельным: лосевский вывод о тождестве покоя и движения с бесконечной скоростью, возвращающий в мироздание истинность всюдности и вечности, неопровержим. Не следует сохранять сущности без надобности - «бритва Оккама» отнюдь не затупилась, её воздействие на нынешнее «фасеточное» восприятие мироздания, несомненно, будет благотворным.

Глубокая драма видится в том, что в период кипения научных страстей, почивания «победителей» на лаврах, упоения достигнутыми успехами, которые оказались чреваты последующим глубоким кризисом, скромно ждал своего часа готовый фундамент новой естественнонаучной парадигмы, ясно вырисовывавшийся из лосевского восьмикнижия, а сам его создатель был обречён на многолетнее молчание и забвение.

Со всей решительностью Лосев высказался о существующем философском взгляде на основы естествознания как о вырожденном догмате тринитарности. Конечно, конкретно речь шла лишь о положениях диалектического материализма. Однако нынешние естественнонаучные концепции рационального либо позитивистского толка - плоды протестантского духа - проявляют по существу те же признаки. Если само природное явление подразумевается лишённым собственного личностного начала, оно неизбежно станет атрибутом «вселенского мёртвого чудища». Понимание того, что результаты опыта неразрывно связаны с самим естествоиспытателем, и даже «антропный принцип», провозглашающий неразрывную связь человека и вселенной, не выходят за пределы своеобразного научного язычества.

Согласно православному энергетизму, которому верен Лосев и который он развивает в своих трудах, каждая вещь обладает энергией смысла, личностным началом, восходящим к Богу. Идея вещи (её смысловая модель, её инобытие) таит физическую энергему - чистое «вне себя», непроявленную смысловую связь со всем миром. Называя вещь, именуя её, мы проявляем эту невидимую связь, одновременно мифологизируя вещь, выявляя её собственную энергийную разрисовку.

Вещь проявляет свою символическую природу, которая никак не может быть обнаружена в логико-понятийной парадигме, где вещь - не более, нежели понятие, а символ, как уже упоминалось выше, всего лишь термин. В символической (алогической) парадигме символ мифичен, он обладает внутренней самоосознанностью, он личностен. Кроме того, мифический символ находится в непрерывном становлении, и это становление особым образом проявляется. Наконец, в становлении (истории) мифического символа (личности) могут выявиться признаки абсолютного самоутверждения, что воспринимается, как чудо [15].

Миф не что иное как лик личности. И если личностная основа присуща всякой вещи, то личностный характер с необходимостью проявится и в отношениях вещей, и в самих природных стихиях. Но тогда и в привычных разделах механики: статике, динамике, кинематике нетрудно обнаружить отражение неоплатонической тетрады: центричность Единого, целенаправленность Ума, самодвижение Души, их проявление в телесности Космоса. Внешне происходит смена мифа о мёртвой, обезличенной природе, имеющего в основе своей безапелляционный постулат материализма, либо, в лучшем случае, пантеизма, на миф проявления личностного начала во всём: в бесконечной вселенной и в нульмерной точке. Действительный же смысл этого явления - религиозное преображение общества, его начальный этап, где вера и знание соединяются в вéдение.

Феноменологический подход в науке повсеместно заменил становление ставшим. Возьмём, к примеру, фундаментальное явление - движение. Для получившего высшее естественнонаучное образование человека его основополагающим критерием служит система отсчёта, относительно которой и происходит измерение движения; отход от этого - признак дремучего невежества. Для него вывод Лосева о тождестве покоя и движения с бесконечной скоростью, где любая система отсчёта теряет смысл, покажется сухой схоластикой, умственной эквилибристикой, не имеющей ничего общего с реальностью. Масла в огонь подольёт упоминание о Кузанском: «Абсолютное движение есть покой и Бог, а в Нём свёрнуто заключено всякое движение»[16].

К сожалению, в компании с ним окажется и нынешний правоверный философ, которого даже намёк на присутствие Бога в вещах и явлениях, на единство религиозно-философского подхода бросает в дрожь. Трудно ли предположить, до чего неудобоваримым покажется и тому, и другому православно понимаемый неоплатонизм Лосева? Один из маститых профессоров так на нынешней конференции и высказался: «А у меня долосевское мышление». Конечно, никто не вправе посягать на его индивидуальное мышление. Но ведь он тиражирует свою истину в учебных пособиях, несёт её в студенческую аудиторию и не собирается отказываться от этого в дальнейшем. Реальные носители долосевского, то есть сугубо логико-понятийного, но никак не символического мышления, сохраняют в настоящее время монополию в науке и образовании, продолжая воспроизводить своё расчленённое мировидение в умах и душах учащейся молодёжи.

А время не ждёт! Гносеологический кризис нарастает, и зловещим фоном для него служит нынешняя сфера образования. Попытки улучшить её путём компьютеризации, гуманитаризации к успеху не приведут. Необходимо обратиться к нашему духовному наследию решительно, бесповоротно - и вершина, достигнутая Лосевым, предстанет очам ума во всей божественной красоте.

 

Примечания:

[1] Студенческий меридиан. 1991, № 10. С. 29.

[2] А.Ф. Лосев. Русская философия // Философия. Мифология. Культура..М., 1991. С. 213.

[3] Контекст - 1990. М., 1990. С. 24.

[4] Путь. 1993. № 3. С. 251.

[5] Там же. С. 241.

[6] Прот. Георгий Флоровский. Восточные отцы V-VIII вв. Репринт. М., 1992. С. 233.

[7] А.Ф. Лосев. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 648.

[8] Там же. С. 612-613.

[9] Н. Кузанский. Соч. в 2-х т. М., 1979. Т. 2, С. 295.

[10] А.Ф. Лосев. Диалектика художественной формы. М., 1927. С. 14.

[11] А.Ф.. Лосев. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С .612.

[12] Д.Я. Стройк. Краткий очерк истории математики. Пер. с нем. М., 1984. С. 37.

[13] О. Шпенглер. Закат Европы. М., 1993. Т. 1. С. 218.

[14] С.В. Гальперин. Моё мировидение. Курс лекций. М., 1992. С. 1651-162.

[15] А.Ф. Лосев. Диалектика мифа //Из ранних произведений. М., 1990. С. 569-570.

[16] Н. Кузанский. Соч. в 2-х т. М., 1979. Т. 1, С. 130.

 

«Философия. Филология. Культура». Материалы Международной конференции к 100-летию со дня рождения А.Ф. Лосева // Сб. Вопросы классической филологии, вып. XI., МГУ. 1996. С. 70 - 77.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. 4. Бондарев Игорь

У меня складывается впечатление, что Вы, узнав лишь благодаря моим последним публикациям на РНЛ о существовании А.Ф. Лосева, хотите, далее, попытаться выяснить исключительно с моей помощью, насколько его взгляды соответствуют Вашим собственным представлениям о реальности. Из этого ничего не получится: Вам придӫтся найти время, чтобы самому ознакомиться с его главными работами, составившими основу задуманного ещӫ в юности «высшего синтеза» - они были написаны в период 20-х – 30-х гг. (правда, свет увидели тогда не все из них). Естественно, ни о каком «Большом взрыве» (это, поначалу ироничное название появилось лишь в 1949 году) в них не могло быть и речи, поскольку его фундаментальная работа «Античный космос и современная наука» была опубликована ещӫ в 1927 году. С 50-х гг. и до самой кончины он, насколько я знаю, естественнонаучными проблемами не занимался. Впрочем, вполне допускаю, что могли быть какие-либо высказывания в частных беседах, но в таком случае Вам следует обратиться в «Дом Лосева» к Виктору Петровичу Троицкому, замечательному исследователю лосевского архива. Откровенно говоря, я не понял Ваши рассуждения относительно «крючка», на который кто-то что-то подцепил. Если Вы имеете в виду выводы Лосева о вырожденности догмата тринитарности в материализме, то полный текст следующий: «Материалисты верят в чудесное, сверхъестественное воплощение – чуть-чуть только что не отца, а пока только какой-то глухой и слепой матери-материи - воплощение в некое ясное и осмысленное слово, в реальные вещи, причӫм материалистический догмат требует, чтобы была «сила и материя», чтобы было движение, а не просто мӫртвые вещи (некоторые даже и материалистическую науку определяют как науку об общих законах движения), подобно тому как и в христианской религии воплотившееся Слово Божие обещает ниспослать и ниспосылает «иного утешителя, Духа Истины, который от Отца исходит», чтобы он сообщил благодатные силы для жизни, проповеди, творчества и «движения». Так материалистическое учение о материи, законах природы (действующих в вещах) и движении есть вырождение христианского догмата о троичности Лиц Божества и о воплощении Сына Божия, - вырождение, которое, тем на менее, в такой же мере мифологично и догматично, как и любая религиозная догма». («Диалектика мифа).
C. Гальперин / 31.03.2012, 17:20

6. 3. Сережа.

Вы нисколько не отступаете от исторической правды, заявляя, что связь имени чего-либо с его сущностью обсуждали долго и упорно. И все Ваши рассуждения вполне логичны, выражая то, что является истиной для Вас; более того, Вы к ней относитесь, как к общепризнанной. Но ведь именно вследствие этого умозаключение, выражающее принципиально иное восприятие реальности (в данном случае лосевское: «Имя вещи есть орудие понимания еӫ»), в лучшем случае считаете заумным, а то и просто невежественным. Более того, Вы, что называется, с лӫгким сердцем помещаете собственные размышления, увы, достаточно расхожие, в качестве комментария к докладу, в котором, кстати говоря, проблема имени у Лосева вообще не ставилась. Но раз уж так вышло, то хотя бы для начала попытались поинтересоваться, что побудило Лосева высказаться именно так, а не иначе, исходя из «символического образа мышления» осваивать который он призывал всех нас. О его подходе могли бы, предположим, узнать хотя бы из моих публикаций на РНЛ, а ещӫ лучше обратиться, как говорится, к первоисточникам. Что же касается пищи для продолжения размышлений, но уже в этом плане, то я предложу Вашему вниманию следующую «цепочку», приведӫнную Лосевым в его «Диалектике художественной формы»: «сущность явлена в эйдосе – эйдос явлен в мифе – миф явлен в символе – символ явлен в личности – личность явлена в энергии сущности – энергия сущности явлена в имени». Есть в Ваших размышлениях и весьма принципиальные свидетельства непонимания основ Евангельского Откровения. Дело в том, что «В начале было Слово» на древнегреческом звучит как «эн архе эн хо Логос». Но ведь Лосев неспроста считал, что для греков понятие «логос» представляло собой «словесный сгусток мысли» (загляните в словарь, и Вы действительно обнаружите несколько десятков его значений). По существу в нӫм целиком воплощалась в античном восприятии смысловая стихия. И уж поверьте, Отцов Церкви первых веков христианства «слова», «мысли», «имена», письмена» занимали гораздо больше, нежели нас с Вами – они определяли их образ жизни, заключавшийся в восхождении к Боговидению. На этом фоне пафос Вашего заключения «Это также образ высокой молитвы» сходит на нет.
C. Гальперин / 31.03.2012, 14:28

5. 3. Серёжа

"А без имени разве нельзя понять?" Ну, прежде, чем подумать надо же понять, чем мы думаем
Ник Ликашин / 30.03.2012, 21:32

4. Автору.

А как Лосев трактует происхождение мира из точки "Большого взрыва";теорию эволюции? Очень интересно. Есть интуитивное ощущение,что Лосев подцепил материализм на крючок его же софизма. Хотелось бы понять поточнее.Ответьте,пожалуйста,если не трудно!
Бондарев Игорь / 30.03.2012, 19:08

3. размышления

-«Имя вещи есть орудие понимания её» (А. Ф. Лосев «Вещь и имя»). О, Господи... А без имени разве нельзя понять? Связаны ли имя и сущность - вопрос, который обсуждали долго и упорно. Бог сотворил зверей, а Адам дал им имена. До наречения имён они были тем же, чем и после наречения. Значит, имя не имеет отношения к сущности. Интересная параллель: имя - это ведь маленький языковой образ; фраза - образ побольше; стихи - ещё больше. Вот, звезда. Слово изначальное, ни из чего не выводится, хотя ассоциируется со словами "свет", "зда", "гвоздик", "везде", "везение"*. Оно само - как маленькое произведение искусства. По-Украински - "зирка" от "зреть". Сущность вещи одна и та же, названия же на разных языках разные, ибо вызвали разные ассоциации. С чем сравнивают любимого человека? C солнышком, с звездою, с луной, с озером... до бесконечности много вариантов. Если же говорить о личном имени - Сергей, Павел, Алексей, то они имеют конкретный смысл и всё. Говорят, что люди с одинаковыми именами имеют похожий характер. Замечал это очень часто. Но тут не влияние имени, а данный Богом родителям пророческий дар, позволяющий дать наиболее подходящее имя чадам. Имя, название, вообще дар слова - это средства мыслить, выражать свои чувства, передавать информацию. Без слов можно обойтись. Кто это испытал, тот знает, что самое лучшее общение - которое без слов, когда просто "тебя я вижу и молчу"**. Возразят: "В начале было Слово". Но "Слово было Бог". Применительно же к человеку - слово сердца, которому не обязательно нужны физические слова - движения воздуха. А мысли? Они тоже вторичны, как и письмена. Сердце любит без слов, а имя даётся по каким-то свойствам, наверно, по самым важным, ярким, красивым и симпатичным. *Со свойствами, а не с сущностью **Но это потом будет сказано, а в самом таком состоянии и мыслей, возможно, не возникнет, а только чувство. Это также образ высокой молитвы.
Серёжа / 30.03.2012, 18:19

2. Автор - ответ: Ник. Ликашин

Благодарю Вас за попытку вникнуть в суть лосевских идей, связанных с выразительно-смысловой символической реальностью. В нынешней науке основой понимания служит сущностный анализ – сущность неотрывна от явления (феномена) – она и есть явление, оформленное в качестве системы понятий; наконец, сущность вещи совпадает с еӫ смыслом (по Аристотелю – это еӫ «чтой-ность»). Лосев же исходит из того, что всякая вещь есть прежде всего именно она сама - стало быть, несводима к бесконечному множеству своих смысловых проявлений и возможностей, они лишь выражают вовне еӫ сущность («самость»); Вы, кстати, можете, вслед за Лосевым, чтобы убедиться в его правоте, подвергнуть такому анализу Ваше собственное «Я». Вот он и утверждает (и это как раз совпадает со святоотеческой традицией) что всӫ на свете обладает своим собственным внутренним (тайным) смыслом «логосом»,создающим помимо всего прочего абсолютную неповторимость индивидуальности. Всӫ это и выражено вовне, являясь нашим ощущениям и «очам ума». Вот эта двуплановость и являет собой основу символической реальности (тайна внутреннего выражена во внешнем). Что же касается связи вещи с понятием, то здесь также следует разобраться. Понятие – это представление получившее свое наименование. Мы имеем дело не к понятием, а с конкретной вещью, которая обладает (обратите внимание) собственным именем. Лосев (опять таки в соответствии со святоотеческой традицией) утверждает, что такое имя является носителем энергии смысла. Конечно, понятие – это тоже имя, но имя нарицательное, обозначающее всего лишь одну из таких же вещей, то есть, по сути, абстракция, никакой энергией смысла не обладающей.
C. Гальперин / 30.03.2012, 17:33

1. Тезис и антитезис

-«всякая сущность служит отражением в нашем сознании внешнего мира» (ст. Осторожно, метафизика!) - Внешний мир есть отражение сущности нашего сознания. Т. о. вопрос о том, является ли необходимой та или иная сущность при построении фундамента познания разрешим через платоновскую идею о «припоминании» мира (внешних вещей) в голове, а не наоборот. Только таким образом возможно явление «вещи», как понятия, а критерий реальности познания – с необходимостью соответствует уровню сознания. Т. е. сущностей может быть столько, насколько способна человеческая фантазия в построении мира. -«Реальные носители долосевского, то есть сугубо логико-понятийного, но никак не символического мышления, сохраняют в настоящее время монополию в науке и образовании.…» - Понятие (слово) - есть имя символа (вещи), раскрывающее его сущность в рамках уровня сознания. Поэтому, отделять логико-понятийное мышление от символического – думаю, неправильно: символ без понятия не может быть осознан. «Имя вещи есть орудие понимания её» (А. Ф. Лосев «Вещь и имя»). Сложность, для меня - в определении значения понятия «символ», отличного от понятия «вещь»: что такое - символическое (мифологическое) мышление, до его включения в понятийный ряд смыслов?
Ник Ликашин / 30.03.2012, 13:22
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семен Вениаминович Гальперин
Хочу уточнить…
По поводу статьи Василия Килякова
27.06.2024
Продолжение пути
Памяти Игоря Анатольевича Непомнящих († 8 апреля 2010 года)
08.04.2024
А Ларчик просто открывался
3. Продолжение
27.03.2024
А Ларчик просто открывался
2. Продолжение
20.03.2024
А Ларчик просто открывался
Продолжение
12.03.2024
Все статьи Семен Вениаминович Гальперин
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:06
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Человек
30.12.2024 19:08
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22