27-летняя Ирина Горелова, обращаясь к чиновникам за помощью в оформлении предусмотренного государством пособия на двухмесячного Костю, ожидала помощи, а вовсе не комиссию, неожиданно появившуюся 1 марта в 9.30 часов утра на пороге ее жилья на Северной стороне в Севастополе, где временно проживала семья (согласно семейному кодексу Украины родители имеют право на не одно место проживания). Одним из мест проживания семьи является 5-комнатный дом мужа Гореловой И.В. Попова Сергея Валентиновича в Бахчисарае.
Представители органа опеки, медицинский работник, криминальная милиция по делам детей застали женщину буквально врасплох. Мгновенно оценив условия на даче, где Ирина временно проживала с трехлетней дочерью Сашей и двухмесячным Костей, комиссия вынесла вердикт: «условия, угрожающие жизни и здоровью», и настояла на осмотре в больнице. Погрузив мать с детьми в машину, «сердобольная» комиссия отправилась в больницу Северной стороны, где, получив на руки больничные карточки Кости и Александры, смогла убедиться, что дети здоровы, есть все прививки, необходимые обследования специалистов.
Однако это их не устроило. Начальник службы по делам детей Нахимовской РГА Людмила Николаевна Новикова настаивала на своей версии: детей якобы кормили собачьей кашей, которую представители комиссии как будто видели в доме. На возражение матери никто не реагировал (комиссия сделала фотоснимки закрытого холодильника, уверяя, что в нем ничего не было; добротной русской печи, выложенной из красного кирпича; кастрюлю с гречневой кашей с мясом на плите; кондитерские изделия на столе и фотография дополнительно проведенной к новой розетке и грамотно изолированной проводки).
Прибыв в городскую инфекционную больницу, комиссия опять столкнулась с препятствием в «отлаженной» процедуре изъятия детей из семьи. Оказалось, врач не может принять детей, поскольку не было предоставлено соответствующего распоряжения Нахимовской РГА об отобрании детей.
В здании райгосадминистрации, куда комиссия сразу направилась приготовить «нужный» документ, мать уверяли, что нет необходимости ехать с ними в больницу, комиссия все сделает сама, а Ирина сможет подъехать на следующий день в больницу и забрать детей. На громкие возражения и сопротивление матери, представитель милиции просто оттеснил ее от малышей. Это был последний раз, когда Ирина видела своих детей. В холодной машине, как рассказала мама, их возили целый день. Детей без матери 1 марта привезли в инфекционную больницу, когда уже на улице было темно.
На следующий день в больнице врачи с сожалением сказали, что не могут пустить ее к детям, поскольку нет разрешения на посещение. Обескураженной Ирине пояснили: то, что вчера происходило, имеет юридическую формулировку - процедура отобрания детей. Вот только чиновники до последнего держали перепуганную Ирину в неведении, успокаивая: «ваших детей просто осмотрят, они там полежат, и вы их скоро заберете...».
А в это время механизм уже проворачивался в «законном порядке». Кормящую мать к детям не пускали, копии документов на руки ей не предоставили - и виновата в этом только она сама. «Вы же к нам с такой просьбой и не обращались!» - объяснила ей Людмила Новикова. Не знающая своих прав, Ирина Горелова стала удачным винтиком в «правовом механизме защиты детей»... от родной мамы.
В инфекционной больнице мамы, лежащие рядом с отобранными малышами в соседних палатах, возмущались. «Как это, не пускать к грудничку мать! Дети плачут, 3-летняя Саша зовет маму, которая приходит каждый день с продуктами и одеждой, но видеться с детьми не имеет права!» В Центре защиты семьи и детства «Русичи» 6 марта на звонок одной из этих мам отреагировали незамедлительно. Ирина Горелова уже и не рассчитывала на чью-либо помощь, когда ей позвонили правозащитники.
Сотрудники Центра «Русичи» совместно со съемочной группой международной программы «Седмица», получив необходимые консультации юристов, написали официальное письмо председателю Нахимовской районной администрации о немедленном возвращении детей родителям.
В отделе опеки данного района родителям и журналистам даже не дали войти в кабинет. На требования журналистов и представителей Центра предоставить матери документ, на основании которого у нее отобрали детей, начальник отдела Новикова дала отказ. В кабинете у зама начальника Нахимовской администрации представители Центра «Русичи» заявили: «Мы не уедем, пока не будет получено разрешение на свидание матери с детьми». 6 марта в 18.00 Ирине Гореловой вручили разрешение на свидание.
Врач-инфекционист 2-го мед.отделения инфекционной больницы Александра Панкова подтвердила, что «дети поступили в больницу 1 марта чистые, ухоженные. Одеты, правда, бедненько, но чисто. И видно, когда дети, действительно, из неблагополучной семьи, а когда дети, как в данном случае... Просто немножко бедные люди, и всё. Костя, маленький, месячный, он был оторван от груди. Грудного вскармливания вполне хватало и вот - он был здоров. У нас за неимением мамы, скажем так, он был переведен на искусственное вскармливание. Потом в дальнейшем, если все будет хорошо, маме будет по деньгам очень накладно, потому что смеси сейчас дорогие». При всем желании, Ирина и не смогла бы накормить малыша - от стресса у нее пропало грудное молоко.
Медицинские работники подошли к детям с душой, искренне переживая и за них, и за маму. Трехлетняя Саша сказала, что все тёти в больнице - хорошие, особенно тетя Маша. Младшая палатная медсестра Мария Кургалина говорит, что успокаивали малышку, как могли. А она все: «А где мама, когда мама придет?»
А мама Ирина в это время обивала пороги чиновничьих кабинетов и при помощи правозащитников пыталась объяснить, что жилье было - временное, что они переезжают в Бахчисарайский район, органы опеки которого уже предоставили необходимые документы о состоянии жилья. На это зам.председателя Нахимовской РГА Лев Дмитриев сказал свою речь, главное из которой: родительских прав решили вас не лишать и ждем от «Бахчисарайской администрации, в лице службы, нормальную информацию о том, что все будет хорошо и - отдадим». Также были сказаны слезные слова о том, как все переживают за детей и о том, как мать будет их обеспечивать. Наверное, они забыли, что именно с вопроса пособия на новорожденного Костю и завертелась их «машина помощи».
Документ о том, что «все будет хорошо» отец семейства - Сергей Попов - привез уже на следующий день 7 марта в 9.30 - с печатью, подписями своей матери и сестры, проживающих в Бахчисарае и ожидающий приезда Ирины с детьми. Что-либо комментировать у Сергея не было сил. Единственное желание - поскорее вернуть малышей. И хотя они не родные его дети, его отношение к ним - отцовское. Ирина Горелова 7 марта во время разрешенного свидания с детьми в интервью журналистам, поделилась, что «они пытались как-то тише сделать, чтоб по-тихому забрать детей, но я этого не могла сделать, вот... Вот спустя неделю... я двухмесячного Костю на руках не держала, вот сейчас только его на руки взяла».
7 марта в 10.00 с необходимыми документами пришлось опять идти на «штурм» Нахимовской администрации. Съемочная группа с родителями и правозащитниками расположились в коридоре 2-го этажа здания администрации. Передав дополнительные документы в руки начальника отдела опеки Новиковой, представители Центра «Русичи» потребовали немедленного созыва попечительского совета и решения о незамедлительной передаче детей родителям. На что был получен ответ: «Процедура выдачи детей займет месяц». Потрясенные родители застыли в оцепенении. Ведь забрали у них детей в течение 5 минут. Журналисты программы «Седмицы», повидавшие всякое, такого исхода тоже не ожидали. А тем временем, сотрудники Нахимовской администрации полным ходом готовились в празднованию Международного женского дня 8 марта. Торжественное собрание должно было начаться в 13.00.
Посовещавшись, представители Центра «Русичи», родители и журналисты, приняли решение не уходить из здания Нахимовской администрации до получения решения о возвращении детей, о чем заявили начальнику отдела Новиковой. Видеокамера была выставлена на тактическую высоту (где просматривался коридор и лестница 2-го этажа) и включена в режим записи.
В 13.15 Новикова вынесла Акт попечительского совета о возвращении детей. Родители, правозащитники и журналисты покидали здание под звуки начавшегося концерта.
В инфекционной больнице их встречали мамы и медперсонал со слезами радости на глазах. Двухмесячный Костя почувствовав мамины объятия радостно сопел, а трехлетняя Саша выбежав, кинулась к папе на шею со словами: «Как мы за вами соскучились!». Врачи и медсестры с легким сердцем расставались с детьми, недоумевая: как же так? Ведь на основании «неподходящие жилищные условия» изъять ребенка сейчас можно у многих. ЖКХ Севастополя в удручающем состоянии, а понятие «материальное благополучие» довольно условное. Да и кто знает свои права, пока не столкнется с проблемой?
Конечно, «быть ли вам родителями» - решаете только вы, но вот «останетесь ли вы ими?» - далеко не всегда зависит от вас. Костю и Сашу органы опеки вернули, благодаря вмешательству небезразличных людей. Действуя в рамках закона, можно и проявить участие, и пойти навстречу. Только не все чиновники это умеют. А вот вводить новую практику отобрания детей за бедность решили попробовать. Да не получилось... Слава Богу!
Светлана Карташева, «Русичи»
г.Севастополь