Тонем?
Телевизор редко смотрю. Сил смотреть нету. Однако - слава Богу! - существует такая ипостась, как интернет. Эту ипостась приравниваю к атомной энергетике: может она города отапливать, а может и под корень рубить. Вопрос на сей день таков и в интернете каждый день находим подтверждение - то ли взорвет, то ли согреет... Речь, однако, не об этом, но о празднестве.
В конце марта этого года в Белфаст (Великобритания) после трех лет строительных работ открывается Музей «Титаника». Это того лайнера, что 100 лет назад был в Белфасте заложен, а потом незадачливо затонул. Из окна музея, как уверяют рекламщики, будет открываться вид на верфь, откуда в 1912 г. корабль был спущен на воду. Здесь же установлена скульптура высотой 13,5 метров, изображающая «Титаник». А вообще-то, музей «Titanic Belfast» - это семиэтажное здание. Это, ребята, - очень даже серьезно! В нем, по сообщениям СМИ, будет располагаться ДЕВЯТЬ интерактивных галерей, где, по общениям СМИ, «можно увидеть, услышать и даже почувствовать запах «Титаника», лондонского Сити (City) тех времен, а также узнать истории людей, причастных к созданию парохода».
Что тут скажешь... Дай Бог - утопленнику. И - добрая ему память. Однако поражает. То, что не только Белфаст, в предвкушении туристов, но вся Англия как будто чокнулись на этом печальном факте!
Пишут и пишут английские СМИ, трубят и трубят! Главное, знаете ли, событие на островах. Но что самое поразительное? Одолели будущий музей молодые английские пары, и десятки их: чтобы именно на музее-«Титанике» и именно в первые дни его открытия и затопления эти пары расписались, обвенчались...
В этой связи родилось в моей голове следующее: а как же мы, русские? Как отмечаем свои кончины, свои дни памяти?
«Мы очень равнодушны к предметам...»
«Нижний Новгород не празднует своих имен... Мы очень равнодушны к предметам, напоминающим нашу славу» - с горечью писал мой земляк знаменитый писатель П.И.Мельников-Печерский в середине ХIХ в. Что изменилось за полтора столетия? «Празднует» ли Н.Новгород? Или все так же мы, нижегородцы, «равнодушны», и вошло это у нас в «привычку»?
Чтобы ответить на эти вопросы, возьмем имя другого моего земляка - Кузьмы Минина.
С одной стороны, всем, от мала до велика, сегодня известно, расхожим стало наречием, что Кузьма Минин - «спаситель Отечества», «гражданин России», и если бы не его легендарное воззвание к народу, не народное ополчение, сформированное земским старостой совместно с воеводой князем Дмитрием Пожарским, не было бы России.
В Н.Новгороде есть ему памятники, площадь и улица его имени, педагогический госуниверситет, переименованный в честь Кузьмы Минина недавно. С другой стороны - ни одной музейной экспозиции, посвященной жизненному пути национального героя, нет, соответственно, и музея К.Минина или же сформированного им ополчения.
Экспозиция «Подвиг народного единства», очевидно, наспех открытая к 4 ноября 2005 г. (к первому празднованию Дня народного единства) в Ивановской башне Нижегородского кремля, не в счет. Это, говоря современным языком, - реклама-презентация героических событий 400-летней давности, к героизму отношение имеющая самое опосредованное.
Достаточно сказать, что немалое место в небольшом зале занимают аляповатые, выполненные в человеческий рост фигуры кузнеца (у наковальни, кольчужку мастерит), стрельца (с молотком у обозной телеги, что-то тоже перед походом правит), а также писаря (с пером и за просторным столом), без которого в ополчении опять-таки нельзя было обойтись. По свидетельству очевидцев, фигуры в полумраке башни выглядят жутковато. Кроме того, через Ивановскую башню в поход выходили отнюдь не писари и мастеровые, но хорошо вооруженные и обученные воины...
Впрочем, демонстрация хозяйственной деятельности ополченцев была бы уместна, но исключительно в дополнение к другим музейным залам, посвященным собственно непреходящему подвигу Народного ополчения 1611-1612 гг. Такой - полноценный музей подвигу ополченцев нижегородская общественность неоднократно предлагала создать в Арсенале, историческом сооружении Нижегородского кремля, что было бы логично с любой точки зрения. Однако в Арсенале размещен и расширяет свою деятельность филиал московского Центра современного искусства, где западные современные «образцы» и обнаженная натура доминируют.
И эдак всё у нас с исторической памятью - ПОЛОВИНЧАТО. О корнях своих, вроде бы, помним, да чего-то вот подзабыли, предков, как никто, кажется, почитаем, но это именно - кажется...
Или я не прав, читатель? В публицистическом пылу, как нередко у коллег случается, преувеличиваю? Что ж, поправьте меня. Но вот еще одна тема для дискуссии.
Речь пойдет о 21 мая - Дне памяти гражданина Минина, празднестве, которое некогда справлялось по всей России, а в Нижегородской области официально учреждено, но совершено странным образом... не отмечается!
Кончина Кузьмы Минина
Точная дата кончины Кузьмы Минина неизвестна.
Из дошедших до нас документов следует, что по поручению государя, ориентировочно, в январе 1616 г К.Минин вместе с боярином Григорием Ромодановским и дьяком Марком Поздеевым выехали из Москвы в Казань для выяснения причин волнений местного населения. В Казань комиссия прибыла 13 февраля 1616 г., предприняла следствие, по каким причинам «черемиса[1] заворовала» (взбунтовалась). Завершив и «сдав дела», комиссия начинает возвращение в Москву: случилось это, по-видимому, в конце марта - начале апреля 1616 г. Столяровский хронограф[2] гласит: «А Кузьмы Минина едучи к Москве на дороге не стало». В то же время среди нижегородцев - земляков героя, мирян и священнослужителей, издавна бытует традиция поминать Кузьму Минина 8 мая, по старому стилю, или 21 мая - по новому.
Этой даты, не мудрствуя лукаво и следуя традиции, придерживалась Нижегородская губернская ученая архивная комиссия (НГУАК), которая под председательством А.Я.Садовского в начале XX в., в канун 300-летия победы Нижегородского ополчения и позже, вела скрупулезные архивные изыскания, касаемые биографии, родовых корней К.Минина.
В дореволюционные времена торжества на 8 (21) мая ограничивались поминаниями героя в местных православных храмах, вплоть до 1916 г., когда Россия отметила 300-летие кончины народного героя.
Торжества 1916 года
Торжествам 1916 г., в условиях Первой мировой войны, на высшем государственном уровне был придан общенациональный, общегражданский масштаб.
Так, иллюстрированный литературно-художественный журнал «Искры» (приложение к столичной газете «Русское Слово», №17 за 1916 г.) писал:
«8 мая в день торжества по случаю 300-летия кончины Козьмы Минина повсеместно в городах империи состоялось чествование памяти великого нижегородского гражданина. Повсюду отслужены торжественные панихиды в присутствии представителей власти, сословий и многочисленных молящихся... Но особенно торжественно отпразднован этот день на родине Минина - в Нижнем Новгороде и в Москве. Крестный ход в сопровождении Великого князя Георгия Михайловича шел по пути, по которому Минин вел нижегородское ополчение на спасение Москвы».
Процессия вышла на Благовещенскую пл. (ныне пл. Минина и Пожарского): «При полной тишине среди многочисленной толпы раздалось стройное пение "вечной памяти" Козьме Минину»...
Как отмечали «Искры», торжества в Н.Новгороде, в Москве, по всей России в этот день носили ярко выраженный «церковный характер». Однако было немало и светских мероприятий. В Н.Новгороде состоялся парад войск и воспитанников местных учебных заведений, звучали «слава» Минину и патриотические гимны в исполнении тысячного сводного хора, прошло торжественное заседание городской думы и ученой архивной комиссии с приглашением гостей из многих регионов страны, и т.д., и т.п.
В связи с последующими социальными катаклизмами, потрясшими российское государство и общество, с установлением советской власти данная традиция была утрачена.
Фонд Минина и Пожарского
Общественный Фонд Минина и Пожарского был создан в Н.Новгороде по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая в декабре 1998 г. в целях увековечивания памяти героев Народного ополчения 1611-1612 гг. Его соучредителями выступили в том числе губернатор Нижегородской области И.П.Скляров, глава областного Законодательного Собрания А.А.Козерадский.
И первым шагом Фонда стала инициатива по учреждению в Нижегородской области двух новых областных праздников - это День славы Нижегородского ополчения на 4 ноября и День памяти гражданина Минина на 21 мая (предполагаемый день кончины героя). Итогом инициативы стало Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 27 апреля 1999 г. №109 «Об установлении в Нижегородской области праздника "День славы Нижегородского ополчения" и памятного дня "День памяти гражданина Минина"».
К проведению нового областного праздника - первого Дня гражданина Минина 21 мая 1999 г. актив Фонда Минина и Пожарского и региональные власти отнеслись ответственно.
Профессор ННГУ им. Н.Н.Лобачевского, доктор исторических наук В.П.Макарихин составил методичку «День памяти гражданина Минина»[3] для педагогов-историков, заблаговременно изданную Фондом и распространенную через областной департамент образования по нижегородским средним учебным заведениям, среди их учащихся был проведен конкурс сочинений. Автором этих строк был написан Марш Нижегородского ополчения, который вошел в репертуар Нижегородского губернского оркестра и на многие годы стал своеобразной музыкальной визиткой региона. Скульптор Л.Т.Ядринцев подготовил гипсовую модель барельефа, посвященного Нижегородскому ополчению и годом позже установленного на Ивановской башне Нижегородского кремля.
День памяти гражданина Минина начался панихидой в Михайло-Архангельском соборе Нижегородского кремля, на которой, наряду с представителями православно-патриотической общественности, присутствовали «первые лица» области. Затем при большом стечении народа, в том числе молодежи, перед кремлевским обелиском Минину и Пожарскому состоялся торжественный митинг. Звучал духовой оркестр, к обелиску были возложены цветы. Цветы в тот день легли также к памятнику Минину на пл. Минина и Пожарского, к бюсту Минина и к бронепоезду «Козьма Минин» перед Домом культуры железнодорожников в Канавинском районе. По окончании митинга здесь же, в кремле, Леонард Ядринцев провел презентацию барельефа... Мероприятия дня широко освещались местными печатными и электронными СМИ.
В 2000 г. День гражданина Минина был отмечен в Н.Новгороде с еще большим размахом, учитывая возросший интерес нижегородцев к истории родного края.
На следующий год, 21 мая 2001 г., после панихиды в Михайло-Архангельском соборе и митинга с участием общественности и «первых лиц» региона от стен Нижегородского кремля впервые стартовала культурно-патриотическая акция «Алтарь Отечества», инициированная Фондом Минина и Пожарского, - автопробег по маршруту Нижегородского ополчения с комплексом мероприятий на завершающем этапе в Москве.
Традиция
День гражданина Минина в Н.Новгороде в 2002 г. не проводился, если не считать традиционной панихиды в Михайло-Архангельском соборе. При этом проведение празднества регулировалось отдельным Распоряжением вновь избранного губернатора Нижегородской области «О подготовке и проведении Дня памяти гражданина Минина и Дней Славянской письменности и культуры». Однако данное Распоряжение датировано 22 мая 2002 г. (№521-Р), то есть днем позже самого празднества. Это говорило об отношении к исторической памяти, к нашему духовному наследию пришедшей к руководству области новой «команды».
С тех пор традиция празднования Дня памяти гражданина Минина в Н.Новгороде - в очередной раз - стала утрачиваться, хотя Постановление областного Заксобрания «Об установлении в Нижегородской области... памятного дня "День памяти гражданина Минина"» никто не отменял.
С середины 2000-х торжества на День гражданина Минина всецело переместились в Балахну, как в последние десятилетия стало считаться, на родину Кузьмы Минина. В этот день здесь проводятся митинги, торжественные собрания, концерты, чествования ветеранов, награждение победителей разнообразных фестивалей, конкурсов патриотической тематики для молодежи и т.п. - опыт за прошедшее десятилетие балахнинцами накоплен немалый.
За этот опыт, за проделанную работу балахнинцам нужно сказать огромное спасибо!
Парадокс, однако, заключается в том, что к Балахне народный герой, члены его семьи отношения не имеют.
На это указывал П.И.Мельников-Печерский в своих «Исторических заметках» («Отечественные записки», №№ 7-8 за 1842 г.): «В городе Балахне есть купеческая фамилия Мининых; ГОВОРЯТ, она происходит от одного из братьев Козьмы... утвердительно сказать этого нельзя, потому что у нас, на Руси, всякий имевший отца Мина назывался и называется МИНИНЫМ» - заключал писатель. Другими словами, писатель считал балахнинских Мининых однофамильцами героя.
Нижегородская губернская ученая архивная комиссия (НГУАК) под председательством А.Я.Садовского в начале XX в. пришла к аналогичному выводу.
Однако в 60-х годах прошлого столетия в защиту «балахнинской версии» выступил нижегородской историк И.А.Кирьянов[4]. В нижегородских синодиках и в «Писцовой книге» г. Балахны 1674-1676 гг. исследователь обнаружил совпадения двух имен балахнинских Мининых из «Писцовой книги» с именами в поминальных записях нижегородских синодиков - Михаила и Григория[5]. Этих двух аналогий показалось достаточно для вывода «о тесной связи сведений о семействе балахнинских Мининых с имеющимися данными о Кузьме Минине и его роде». Затем ученый в архивах «вышел» на балахнинского Федора Минина, именовавшегося также «Федором Мининым сыном Анкудиновым». Затем, указав на еще один источник кон. XVI в., упоминающий «Миню Анкудинова», автор сделал очередной вывод: «В последнем нетрудно увидеть родоначальника рода балахнинских Мининых и вероятного отца Кузьмы Минина».
Данную точку зрения критиковали в прошлом веке, в том числе такой авторитетный ученый, как В.И.Буганов[6]. Однако, выйдя за рамки «предания», «версии», «гипотезы», она все же приобрела статус научной.
В середине 2000-х «балахнинскую версию» основательному анализу подверг нижегородский архивист Б.М.Пудалов[7].
Обратившись к первоисточникам, он обнаружил не два, а «целых» три совпадения между балахнинскими Миниными и поминаемыми в Н.Новгороде по роду Кузьмы Минин. И - все равно: «очень мало (...) Из двадцати одного мужского имени (...). Но гораздо существеннее, что в поминании семьи К.Минина не нашлось места имени «Анкудин» (в любом из произносительных вариантов - «Анкидин», «Киндин», «Кудим» и т.п.), - а ведь этого человека сторонники «балахнинской» версии считают дедом Кузьмы Минина». Не помянуть дедушку, основателя рода, - у православных это невозможно. Следовательно, дедушкой был кто-то другой.
Окончательно крест на «балахнинской версии» ставит С.В.Сироткин, сотрудник Российского государственного архива древних актов (РГАДА)[8]. Автор проанализировал данные из писцовых, дозорных, переписных книг, купчих, списков гостей гостиной и суконной сотен, касаемых Балахны XVII в., изыскивая возможных родственников Кузьмы Минина. И родственников не нашел.
«Ни в XVII в., ни в первой половине XVIII в. балахонцы Минины не ссылались на свое родство с нижегородским старостой, чтобы добиться каких-либо привилегий, хотя, если бы они были потомками братьев Кузьмы Минина, то могли бы рассчитывать на особое отношение к себе» - также пишет С.В.Сироткин.
Таким образом, придерживаться следует исторической правды, убедительно доказанной нижегородским исследователем Б.М.Пудаловым: «Кузьма Минин - нижегородец, посадский человек Нижнего Новгорода, как он и именуется в сохранившихся документах своего времени»[9].
Парадоксально!
Ситуация с Днем памяти гражданина Минина опять-таки парадоксальна: в Н.Новгороде этот законодательно учрежденный областной праздник не отмечается - ни на областном, ни на городском уровнях.
Не проводится рядового митинга, и это в городе, где Кузьма Минин, по всей вероятности, родился. И - что абсолютно точно! - прожил большую часть своей жизни. Если учесть, что он был удостоен чести и доверия земляков, которые в нелегкий для России, Смутный период избрали его земским старостой, а потом сплотились, стали по его призыву формировать ополчение!
Аналогична ситуация и для других районов Нижегородской области (исключая, разумеется, Балахну). Поскольку их руководство в своей повседневной деятельности «равняется» на областной центр, который на 21 мая никого ничем не обязывает.Единственное «плановое» мероприятие праздничного дня - это велопробег «Дорогой Минина» от пл. Минина и Пожарского Н.Новгорода до Балахны, проводимый в последние годы одним из нижегородских фондов. Велопробегом, понимаете ли, по истории! Идеологически данное спортивно-туристическое действо может быть оправданно лишь в контексте других, более значимых событий празднества, которых, к превеликому сожалению, на 21 мая и в Н.Новгороде, ни в России не случается.
* * *
Не знаю, как Русская Православная Церковь в целом чтит память спасителя Отечества. Но знаю, что у нас в Нижнем и области на 21 мая, на День памяти раба Божиего Кузьмы Минина, в каждом храме - молебен памяти героя. Это - неизбывная местная традиция, без которой грошь цена нам, нижегородцам!
Однако меня беспокоит светское понимание празднества.
Дню памяти гражданина Минина необходимо придать общенациональный статус! И справлять его необходимо, как и прежде, всей страной!
Сергей Скатов, зам. директора Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, координатор Движения «Народный Собор»
Н.Новгород
[1] Черемиса - поволжские финно-угорские племена
[2] Столяров хронограф (иначе - Столяровский, Карамзинский) - памятник русской историографии ХVII в., названный Н.М.Карамзиным по роду занятий владельца рукописи, у которого он ее приобрел. Большой по объему исторический сборник, содержащий разные произведения; составлен не ранее 70-х годов ХVII в. и дошел до нас в единственном списке ХVII в.
[3] Макарихин В.П. День памяти гражданина Минина / В.П. Макарихин. - Н.Новгород, 1999.
[4] Кирьянов И.А. О Кузьме Минине (Новые материалы к биографии) // История СССР. М., 1965. № 1. С.144-146
[5] На сегодня источники утрачены. Выдержки из них в свое время опубликовала НГУАК, на которые опирался ученый.
[6] Буганов В.И. «Выборный человек всею землею» Кузьма Минин // Вопросы истории. 1980. № 2. С. 102
[7] Пудалов Б.М. К биографии Кузьмы Минина/ Мининские чтения. Труды научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (20-21 октября 2006 г.). Н.Новгород, 2007. С.184-195
[8] Сироткин С.В. Братья и сестры Кузьмы Минина: генеалогический этюд. Труды участников международной научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (24-25 октября 2008 г.). - Н.Новгород: Редакционно-издательский отдел Центрального архива Нижегородской области, 2010. - 552 с.
[9] Пудалов Б.М. Там же.