День памяти раба Божиего Кузьмы Минина

Необходимо возродить празднество и придать ему Всероссийский статус

Новости Москвы 
0
274
Время на чтение 14 минут

Тонем?

 

Телевизор редко смотрю. Сил смотреть нету. Однако - слава Богу! - существует такая ипостась, как интернет. Эту ипостась приравниваю к атомной энергетике: может она города отапливать, а может и под корень рубить. Вопрос на сей день таков и в интернете каждый день находим подтверждение - то ли взорвет, то ли согреет... Речь, однако, не об этом, но о празднестве.

В конце марта этого года в Белфаст (Великобритания) после трех лет строительных работ открывается Музей «Титаника». Это того лайнера, что 100 лет назад был в Белфасте заложен, а потом незадачливо затонул. Из окна музея, как уверяют рекламщики, будет открываться вид на верфь, откуда в 1912 г. корабль был спущен на воду. Здесь же установлена скульптура высотой 13,5 метров, изображающая «Титаник». А вообще-то, музей «Titanic Belfast» - это семиэтажное здание. Это, ребята, - очень даже серьезно! В нем, по сообщениям СМИ, будет располагаться ДЕВЯТЬ интерактивных галерей, где, по общениям СМИ, «можно увидеть, услышать и даже почувствовать запах «Титаника», лондонского Сити (City) тех времен, а также узнать истории людей, причастных к созданию парохода».

Что тут скажешь... Дай Бог - утопленнику. И - добрая ему память. Однако поражает. То, что не только Белфаст, в предвкушении туристов, но вся Англия как будто чокнулись на этом печальном факте!

Пишут и пишут английские СМИ, трубят и трубят! Главное, знаете ли, событие на островах. Но что самое поразительное? Одолели будущий музей молодые английские пары, и десятки их: чтобы именно на музее-«Титанике» и именно в первые дни его открытия и затопления эти пары расписались, обвенчались...

В этой связи родилось в моей голове следующее: а как же мы, русские? Как отмечаем свои кончины, свои дни памяти?

 

«Мы очень равнодушны к предметам...»

 

«Нижний Новгород не празднует своих имен... Мы очень равнодушны к предметам, напоминающим нашу славу» - с горечью писал мой земляк знаменитый писатель П.И.Мельников-Печерский в середине ХIХ в. Что изменилось за полтора столетия? «Празднует» ли Н.Новгород? Или все так же мы, нижегородцы, «равнодушны», и вошло это у нас в «привычку»?

Чтобы ответить на эти вопросы, возьмем имя другого моего земляка - Кузьмы Минина.

Кузьма МининС одной стороны, всем, от мала до велика, сегодня известно, расхожим стало наречием, что Кузьма Минин - «спаситель Отечества», «гражданин России», и если бы не его легендарное воззвание к народу, не народное ополчение, сформированное земским старостой совместно с воеводой князем Дмитрием Пожарским, не было бы России.

В Н.Новгороде есть ему памятники, площадь и улица его имени, педагогический госуниверситет, переименованный в честь Кузьмы Минина недавно. С другой стороны - ни одной музейной экспозиции, посвященной жизненному пути национального героя, нет, соответственно, и музея К.Минина или же сформированного им ополчения.

Экспозиция «Подвиг народного единства», очевидно, наспех открытая к 4 ноября 2005 г. (к первому празднованию Дня народного единства) в Ивановской башне Нижегородского кремля, не в счет. Это, говоря современным языком, - реклама-презентация героических событий 400-летней давности, к героизму отношение имеющая самое опосредованное.

Достаточно сказать, что немалое место в небольшом зале занимают аляповатые, выполненные в человеческий рост фигуры кузнеца (у наковальни, кольчужку мастерит), стрельца (с молотком у обозной телеги, что-то тоже перед походом правит), а также писаря (с пером и за просторным столом), без которого в ополчении опять-таки нельзя было обойтись. По свидетельству очевидцев, фигуры в полумраке башни выглядят жутковато. Кроме того, через Ивановскую башню в поход выходили отнюдь не писари и мастеровые, но хорошо вооруженные и обученные воины...

Впрочем, демонстрация хозяйственной деятельности ополченцев была бы уместна, но исключительно в дополнение к другим музейным залам, посвященным собственно непреходящему подвигу Народного ополчения 1611-1612 гг. Такой - полноценный музей подвигу ополченцев нижегородская общественность неоднократно предлагала создать в Арсенале, историческом сооружении Нижегородского кремля, что было бы логично с любой точки зрения. Однако в Арсенале размещен и расширяет свою деятельность филиал московского Центра современного искусства, где западные современные «образцы» и обнаженная натура доминируют.

И эдак всё у нас с исторической памятью - ПОЛОВИНЧАТО. О корнях своих, вроде бы, помним, да чего-то вот подзабыли, предков, как никто, кажется, почитаем, но это именно - кажется...

Или я не прав, читатель? В публицистическом пылу, как нередко у коллег случается, преувеличиваю? Что ж, поправьте меня. Но вот еще одна тема для дискуссии.

Речь пойдет о 21 мая - Дне памяти гражданина Минина, празднестве, которое некогда справлялось по всей России, а в Нижегородской области официально учреждено, но совершено странным образом... не отмечается!

 

Кончина Кузьмы Минина

 

Точная дата кончины Кузьмы Минина неизвестна.

Из дошедших до нас документов следует, что по поручению государя, ориентировочно, в январе 1616 г К.Минин вместе с боярином Григорием Ромодановским и дьяком Марком Поздеевым выехали из Москвы в Казань для выяснения причин волнений местного населения. В Казань комиссия прибыла 13 февраля 1616 г., предприняла следствие, по каким причинам «черемиса[1] заворовала» (взбунтовалась). Завершив и «сдав дела», комиссия начинает возвращение в Москву: случилось это, по-видимому, в конце марта - начале апреля 1616 г. Столяровский хронограф[2] гласит: «А Кузьмы Минина едучи к Москве на дороге не стало». В то же время среди нижегородцев - земляков героя, мирян и священнослужителей, издавна бытует традиция поминать Кузьму Минина 8 мая, по старому стилю, или 21 мая - по новому.

Этой даты, не мудрствуя лукаво и следуя традиции, придерживалась Нижегородская губернская ученая архивная комиссия (НГУАК), которая под председательством А.Я.Садовского в начале XX в., в канун 300-летия победы Нижегородского ополчения и позже, вела скрупулезные архивные изыскания, касаемые биографии, родовых корней К.Минина.

В дореволюционные времена торжества на 8 (21) мая ограничивались поминаниями героя в местных православных храмах, вплоть до 1916 г., когда Россия отметила 300-летие кончины народного героя.

 

Торжества 1916 года

 

Торжествам 1916 г., в условиях Первой мировой войны, на высшем государственном уровне был придан общенациональный, общегражданский масштаб.

Так, иллюстрированный литературно-художественный журнал «Искры» (приложение к столичной газете «Русское Слово», №17 за 1916 г.) писал:

«8 мая в день торжества по случаю 300-летия кончины Козьмы Минина повсеместно в городах империи состоялось чествование памяти великого нижегородского гражданина. Повсюду отслужены торжественные панихиды в присутствии представителей власти, сословий и многочисленных молящихся... Но особенно торжественно отпразднован этот день на родине Минина - в Нижнем Новгороде и в Москве. Крестный ход в сопровождении Великого князя Георгия Михайловича шел по пути, по которому Минин вел нижегородское ополчение на спасение Москвы».

Процессия вышла на Благовещенскую пл. (ныне пл. Минина и Пожарского): «При полной тишине среди многочисленной толпы раздалось стройное пение "вечной памяти" Козьме Минину»...

Как отмечали «Искры», торжества в Н.Новгороде, в Москве, по всей России в этот день носили ярко выраженный «церковный характер». Однако было немало и светских мероприятий. В Н.Новгороде состоялся парад войск и воспитанников местных учебных заведений, звучали «слава» Минину и патриотические гимны в исполнении тысячного сводного хора, прошло торжественное заседание городской думы и ученой архивной комиссии с приглашением гостей из многих регионов страны, и т.д., и т.п.

В связи с последующими социальными катаклизмами, потрясшими российское государство и общество, с установлением советской власти данная традиция была утрачена.

 

Фонд Минина и Пожарского

 

Общественный Фонд Минина и Пожарского был создан в Н.Новгороде по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая в декабре 1998 г. в целях увековечивания памяти героев Народного ополчения 1611-1612 гг. Его соучредителями выступили в том числе губернатор Нижегородской области И.П.Скляров, глава областного Законодательного Собрания А.А.Козерадский.

И первым шагом Фонда стала инициатива по учреждению в Нижегородской области двух новых областных праздников - это День славы Нижегородского ополчения на 4 ноября и День памяти гражданина Минина на 21 мая (предполагаемый день кончины героя). Итогом инициативы стало Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 27 апреля 1999 г. №109 «Об установлении в Нижегородской области праздника "День славы Нижегородского ополчения" и памятного дня "День памяти гражданина Минина"».

День памяти гражданина Минина

К проведению нового областного праздника - первого Дня гражданина Минина 21 мая 1999 г. актив Фонда Минина и Пожарского и региональные власти отнеслись ответственно.

Профессор ННГУ им. Н.Н.Лобачевского, доктор исторических наук В.П.Макарихин составил методичку «День памяти гражданина Минина»[3] для педагогов-историков, заблаговременно изданную Фондом и распространенную через областной департамент образования по нижегородским средним учебным заведениям, среди их учащихся был проведен конкурс сочинений. Автором этих строк был написан Марш Нижегородского ополчения, который вошел в репертуар Нижегородского губернского оркестра и на многие годы стал своеобразной музыкальной визиткой региона. Скульптор Л.Т.Ядринцев подготовил гипсовую модель барельефа, посвященного Нижегородскому ополчению и годом позже установленного на Ивановской башне Нижегородского кремля.

День памяти гражданина Минина начался панихидой в Михайло-Архангельском соборе Нижегородского кремля, на которой, наряду с представителями православно-патриотической общественности, присутствовали «первые лица» области. Затем при большом стечении народа, в том числе молодежи, перед кремлевским обелиском Минину и Пожарскому состоялся торжественный митинг. Звучал духовой оркестр, к обелиску были возложены цветы. Цветы в тот день легли также к памятнику Минину на пл. Минина и Пожарского, к бюсту Минина и к бронепоезду «Козьма Минин» перед Домом культуры железнодорожников в Канавинском районе. По окончании митинга здесь же, в кремле, Леонард Ядринцев провел презентацию барельефа... Мероприятия дня широко освещались местными печатными и электронными СМИ.

В 2000 г. День гражданина Минина был отмечен в Н.Новгороде с еще большим размахом, учитывая возросший интерес нижегородцев к истории родного края.

На следующий год, 21 мая 2001 г., после панихиды в Михайло-Архангельском соборе и митинга с участием общественности и «первых лиц» региона от стен Нижегородского кремля впервые стартовала культурно-патриотическая акция «Алтарь Отечества», инициированная Фондом Минина и Пожарского, - автопробег по маршруту Нижегородского ополчения с комплексом мероприятий на завершающем этапе в Москве.

 

Традиция

 

День гражданина Минина в Н.Новгороде в 2002 г. не проводился, если не считать традиционной панихиды в Михайло-Архангельском соборе. При этом проведение празднества регулировалось отдельным Распоряжением вновь избранного губернатора Нижегородской области «О подготовке и проведении Дня памяти гражданина Минина и Дней Славянской письменности и культуры». Однако данное Распоряжение датировано 22 мая 2002 г. (№521-Р), то есть днем позже самого празднества. Это говорило об отношении к исторической памяти, к нашему духовному наследию пришедшей к руководству области новой «команды».

С тех пор традиция празднования Дня памяти гражданина Минина в Н.Новгороде - в очередной раз - стала утрачиваться, хотя Постановление областного Заксобрания «Об установлении в Нижегородской области... памятного дня "День памяти гражданина Минина"» никто не отменял.

С середины 2000-х торжества на День гражданина Минина всецело переместились в Балахну, как в последние десятилетия стало считаться, на родину Кузьмы Минина. В этот день здесь проводятся митинги, торжественные собрания, концерты, чествования ветеранов, награждение победителей разнообразных фестивалей, конкурсов патриотической тематики для молодежи и т.п. - опыт за прошедшее десятилетие балахнинцами накоплен немалый.

За этот опыт, за проделанную работу балахнинцам нужно сказать огромное спасибо!

Парадокс, однако, заключается в том, что к Балахне народный герой, члены его семьи отношения не имеют.

Балахнинская «версия»

На это указывал П.И.Мельников-Печерский в своих «Исторических заметках» («Отечественные записки», №№ 7-8 за 1842 г.): «В городе Балахне есть купеческая фамилия Мининых; ГОВОРЯТ, она происходит от одного из братьев Козьмы... утвердительно сказать этого нельзя, потому что у нас, на Руси, всякий имевший отца Мина назывался и называется МИНИНЫМ» - заключал писатель. Другими словами, писатель считал балахнинских Мининых однофамильцами героя.

Нижегородская губернская ученая архивная комиссия (НГУАК) под председательством А.Я.Садовского в начале XX в. пришла к аналогичному выводу.

Однако в 60-х годах прошлого столетия в защиту «балахнинской версии» выступил нижегородской историк И.А.Кирьянов[4]. В нижегородских синодиках и в «Писцовой книге» г. Балахны 1674-1676 гг. исследователь обнаружил совпадения двух имен балахнинских Мининых из «Писцовой книги» с именами в поминальных записях нижегородских синодиков - Михаила и Григория[5]. Этих двух аналогий показалось достаточно для вывода «о тесной связи сведений о семействе балахнинских Мининых с имеющимися данными о Кузьме Минине и его роде». Затем ученый в архивах «вышел» на балахнинского Федора Минина, именовавшегося также «Федором Мининым сыном Анкудиновым». Затем, указав на еще один источник кон. XVI в., упоминающий «Миню Анкудинова», автор сделал очередной вывод: «В последнем нетрудно увидеть родоначальника рода балахнинских Мининых и вероятного отца Кузьмы Минина».

Данную точку зрения критиковали в прошлом веке, в том числе такой авторитетный ученый, как В.И.Буганов[6]. Однако, выйдя за рамки «предания», «версии», «гипотезы», она все же приобрела статус научной.

В середине 2000-х «балахнинскую версию» основательному анализу подверг нижегородский архивист Б.М.Пудалов[7].

Обратившись к первоисточникам, он обнаружил не два, а «целых» три совпадения между балахнинскими Миниными и поминаемыми в Н.Новгороде по роду Кузьмы Минин. И - все равно: «очень мало (...) Из двадцати одного мужского имени (...). Но гораздо существеннее, что в поминании семьи К.Минина не нашлось места имени «Анкудин» (в любом из произносительных вариантов - «Анкидин», «Киндин», «Кудим» и т.п.), - а ведь этого человека сторонники «балахнинской» версии считают дедом Кузьмы Минина». Не помянуть дедушку, основателя рода, - у православных это невозможно. Следовательно, дедушкой был кто-то другой.

Окончательно крест на «балахнинской версии» ставит С.В.Сироткин, сотрудник Российского государственного архива древних актов (РГАДА)[8]. Автор проанализировал данные из писцовых, дозорных, переписных книг, купчих, списков гостей гостиной и суконной сотен, касаемых Балахны XVII в., изыскивая возможных родственников Кузьмы Минина. И родственников не нашел.

«Ни в XVII в., ни в первой половине XVIII в. балахонцы Минины не ссылались на свое родство с нижегородским старостой, чтобы добиться каких-либо привилегий, хотя, если бы они были потомками братьев Кузьмы Минина, то могли бы рассчитывать на особое отношение к себе» - также пишет С.В.Сироткин.

Таким образом, придерживаться следует исторической правды, убедительно доказанной нижегородским исследователем Б.М.Пудаловым: «Кузьма Минин - нижегородец, посадский человек Нижнего Новгорода, как он и именуется в сохранившихся документах своего времени»[9].

 

Парадоксально!

 

Ситуация с Днем памяти гражданина Минина опять-таки парадоксальна: в Н.Новгороде этот законодательно учрежденный областной праздник не отмечается - ни на областном, ни на городском уровнях.

Не проводится рядового митинга, и это в городе, где Кузьма Минин, по всей вероятности, родился. И - что абсолютно точно! - прожил большую часть своей жизни. Если учесть, что он был удостоен чести и доверия земляков, которые в нелегкий для России, Смутный период избрали его земским старостой, а потом сплотились, стали по его призыву формировать ополчение!

Аналогична ситуация и для других районов Нижегородской области (исключая, разумеется, Балахну). Поскольку их руководство в своей повседневной деятельности «равняется» на областной центр, который на 21 мая никого ничем не обязывает.

Единственное «плановое» мероприятие праздничного дня - это велопробег «Дорогой Минина» от пл. Минина и Пожарского Н.Новгорода до Балахны, проводимый в последние годы одним из нижегородских фондов. Велопробегом, понимаете ли, по истории! Идеологически данное спортивно-туристическое действо может быть оправданно лишь в контексте других, более значимых событий празднества, которых, к превеликому сожалению, на 21 мая и в Н.Новгороде, ни в России не случается.

 

* * *

 

Не знаю, как Русская Православная Церковь в целом чтит память спасителя Отечества. Но знаю, что у нас в Нижнем и области на 21 мая, на День памяти раба Божиего Кузьмы Минина, в каждом храме - молебен памяти героя. Это - неизбывная местная традиция, без которой грошь цена нам, нижегородцам!

Однако меня беспокоит светское понимание празднества.

Дню памяти гражданина Минина необходимо придать общенациональный статус! И справлять его необходимо, как и прежде, всей страной!

Сергей Скатов, зам. директора Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, координатор Движения «Народный Собор»

Н.Новгород

 

 



[1] Черемиса - поволжские финно-угорские племена

[2] Столяров хронограф (иначе - Столяровский, Карамзинский) - памятник русской историографии ХVII в., названный Н.М.Карамзиным по роду занятий владельца рукописи, у которого он ее приобрел. Большой по объему исторический сборник, содержащий разные произведения; составлен не ранее 70-х годов ХVII в. и дошел до нас в единственном списке ХVII в.

[3] Макарихин В.П. День памяти гражданина Минина / В.П. Макарихин. - Н.Новгород, 1999.

[4] Кирьянов И.А. О Кузьме Минине (Новые материалы к биографии) // История СССР. М., 1965. № 1. С.144-146

[5] На сегодня источники утрачены. Выдержки из них в свое время опубликовала НГУАК, на которые опирался ученый.

[6] Буганов В.И. «Выборный человек всею землею» Кузьма Минин // Вопросы истории. 1980. № 2. С. 102

[7] Пудалов Б.М. К биографии Кузьмы Минина/ Мининские чтения. Труды научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (20-21 октября 2006 г.). Н.Новгород, 2007. С.184-195

[8] Сироткин С.В. Братья и сестры Кузьмы Минина: генеалогический этюд. Труды участников международной научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (24-25 октября 2008 г.). - Н.Новгород: Редакционно-издательский отдел Центрального архива Нижегородской области, 2010. - 552 с.

[9] Пудалов Б.М. Там же.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Васильевич Скатов
От патриарха скрывают правду?
Благая идея канонизации народных героев К. Минина и Д. Пожарского, кажется, оборачивается скандалом
18.12.2024
Шах и… мат?
Как я боролся со сквернословием среди детей в микрорайоне…
29.11.2024
Святые или нет?
К дискуссии о канонизации, церковном прославлении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского
12.11.2024
Дорогами единства
Чувашская и нижегородская общественность продолжают культурно-патриотическую акцию ко Дню народного единства
05.11.2024
Памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова)
В Нижнем Новгороде открыт сквер имени приснопамятного владыки…
12.10.2024
Все статьи Сергей Васильевич Скатов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Не подменять собеседника фантомом
Новый комментарий от Русский Иван
30.01.2025 19:35
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Русский Иван
30.01.2025 19:24
Заповеди блаженства — не бегство от реальности
Новый комментарий от Игорь Бондарев
30.01.2025 18:35
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Новый комментарий от Борис Романов
30.01.2025 18:14
Похоже, «чёрный крест» до сих пор висит над Екатеринбургом
Новый комментарий от Александр Волков
30.01.2025 17:24
«Искусственный интеллект опаснее, чем ядерная энергия»
Новый комментарий от Рабочий
30.01.2025 16:51
Договор и деблокада или война
Новый комментарий от Рабочий
30.01.2025 16:45