Я искала среди новых книг интересное произведение для школьников: приключения, допустим. Начав читать книгу Эдуарда Веркина «Друг апрель», поняла, что эта книга - для взрослых, для всех родителей.
Герой произведения - мальчик Иван Аксентьев, попросту Аксён, живущий в наше время безвременья в Костромской области. Так сложилось, что семья Аксёна осталась без отца. Трое братьев жили тем, что побирались в поездах, проезжавших мимо их станции. На счастье мальчишек железная дорога была в нескольких километрах от дома.
Поскольку автор рассказывает от лица Аксёна о своём душевном мире, об окружающей мальчика природе, о девочке, которую любил Аксён, я всё думала: где же мама? О ней долго ничего не говорилось. Просто дети приходят домой, силятся растопить печку, проверяют буфет и авоськи. Но хлеба нет. Тогда они уходят на озёра...
- Она на самом деле больна. Это болезнь.
- Да ей просто нравится... Нравится пить! И дяде Гиляю тоже. Они пьяницы! Мы им не нужны!
Так рассуждают дети о матери, бредя по темнеющему мартовскому лесу. Сбившись с дороги, они разводят хвойный костёр. Аксён со строгим, одному ему известным расчётом, подкармливает младшего Тюльку (Славика) запасёнными сушками. И не говорит ему, что заблудились.
Дети из тургеневского рассказа «Бежин луг», которых нам в школе ставили для сравнения - «как плохо жили» - это прекрасные полноценные люди, хозяева своей земли по сравнению с детьми из произведения Веркина.
Мальчики всё же нашли свои озёра. Каким-то библейским духом пахнуло от сюжета, где Аксён ловит багром большого карпа, разделывает его и коптит над костром, чтобы накормить брата, (сам он уже отвык думать о еде). Отрок вынимает из озера свою рыбу, как на картине «Товий и Ангел». Для этого он лезет в мартовскую воду, затем вспоминает, что читал в кем-то выброшенном журнале, как можно согреться, попеременно напрягая пальцы ног, затем голени... Пронзительно постигает Аксён красоту окружающего его мира. Его одиночество и обречённость на полуголодное существование позволили ему душевно слиться с природой и понять детским умом истину, которую иные вынашивают всю жизнь: «Всё глупо, нет ничего верного, лес, дорога, синева».
В произведении нет христианских мотивов как таковых, но сквозь мироощущение мальчика, понятно, что такие как он - это безвинные мученики, своей жизнью утверждающие в мире терпение и любовь. Это они искупают грехи своих родителей и виновников той разрухи, которая без войны сгубила за последние двадцать лет тысячи сёл по всей стране, сломала тысячи семей.
Время от времени можно уловить к слову обозначенные автором приметы нашего времени.
Старший брат Аксёна - Чугун (человеческое имя он утратил) - давно поддающий, способный на любые скотские поступки, ведёт брата в лес похвастаться добытым оружием...
- Давно уже запас. Короче, один «сапог» продал. Помнишь, пожар у пэвэошников был? Они тут направо и налево торговали, только ленивый не вооружился. А потом сказали, что сгорело всё.
...Похвастаться добытым оружием и заодно припугнуть Аксёна, который недавно вступился за младшего Тюльку. Чугун безжалостно потешался над мальчишкой, который полез в старый колодец доставать охлаждавшееся там пиво старшего брата.
Но это не самое важное в книге Эдуарда Веркина и во всём сумрачном мире.
Главное - это душевный склад Аксёна - Ивана, его мысли, мечты. С детского сада он полюбил девочку Ульянку. Она стала для него реальным миром света и радости, а окружавший его быт стал дурным сном. Он заботился о ней, потому что о нём никто не заботился. Для того, чтобы она не грызла ногти, каждый день он приходил к ней с ножничками остригать их; когда она заболела дифтерией, он днями простаивал у её больничного окна, ночевал в ординаторской, и тоже болел, но врач не смог определить его заболевание. Однажды Ульянка, бывшая отличницей, получила четвёрку, о чём безутешно плакала. Тогда Аксён пошёл к математичке, умоляя её исправить это недоразумение. Поскольку та не соглашалась, Аксён прибил свою руку гвоздём к воротам. Он не мог поступиться своим, взлелеянным им миром. А миром этим было благополучие Ульянки.
Потом была разлука. «Точно, она приедет в апреле. Наверняка уже. И тогда он ей скажет. Или нет, он ей ничего не скажет, просто зайдёт в гости, зевнёт, и будет всё по-старому. К апрелю. Аксён закрыл глаза и видел месяцы. Они были похожи на радугу. У каждого был свой цвет и свет, расположение и даже ощущение...». Такой душевный мир было не под силу постичь даже Ульянке. Повзрослев, она встретила парня из более благополучной семьи и спокойно жила: на работу, с работы, в мебельный... Только распахнутая душа Аксёна не унималась: «Почему всё так?»
Книга «Друг апрель» отразила судьбу не только костромского мальчика, но и судьбы тысяч таких же, как он бедолаг, по всей матушке-России.
Кажется, камни уже вопиют о детских бедах: тысячи беспризорников болтаются на станционных перронах, в подвалах московских благоустроенных домов, а в иных случаях сходят сума за заборами особняков своих родителей.
Повесть о судьбе Аксёна взывает к родительским сердцам: увидеть, разглядеть прекрасный и такой хрупкий душевный мир своих детей, - сберечь его и защитить.