В Греции проживает примерно столько же народу, сколько в Москве. Что касается греческой столицы, то в 1971 году в Афинах и ее пригородах проживало 2,5 млн человек. Когда во время моей учебы в духовных школах (1985 г.) проходили заявленную тему, было сказано, что сейчас проживает значительно больше, потому что Греция «переживает экономический подъем». Прошло 25 лет, и мы видим, что Греция на грани дефолта. Да, непрочно все в мире сем...
Вторым по величине являются Фессалоники (Солунь), откуда были родом святые братья Кирилл и Мефодий. Конечно, эллинский мир не исчерпывается и не покрывается только Грецией. Было время, когда греки в большом количестве жили в Южной Италии, Малой Азии, в Египте (Александрия). Они и сейчас проживают там, но в гораздо меньшем числе. Зато в Западной Европе, Северной и Южной Америках существуют крупные греческие епархии. Элладская Церковь в настоящее время является наиболее крупной из Греческих Церквей. Такие древние Греческие Церкви, как Иерусалимская и Александрийская утратили былое значение.
Христианство было принесено в Грецию святыми апостолами. Апостол Павел обращал свои послания к верующим Коринфа и Солуни, проповедовал в Афинах. Здесь он обратил ко Христу Дионисия Ареопагита, который стал первым епископом Афин. В г.Патры принял мученическую кончину ап. Андрей Первозванный. В церковном отношении Греция была спорной территорией между Константинополем и Римом. Лишь только при патриархе Фотии (IX век) Греция окончательно была закреплена за Константинопольским Патриархатом. В начале 13 века Греция была завоевана латинянами, и на ее территории появился ряд государств, некоторые из которых оставались в их власти до турецкого завоевания в середине 15 века, а остров Крит вообще до первой половины 17 века. Нахождение под турецким игом было огромным испытанием для православных греков. Общеизвестны те ограничения, зверства и произвол, которые испытывали завоеванные турками народы. Но, как это часто бывает, было и положительное содержание. Таков Промысел Божий. В данном случае можно сказать, что благодаря турецкому завоеванию греки освободились от латинского ига. Важным обстоятельством было то, что вне Османской империи, в Венеции возник крупный национально-культурный эллинский центр. Здесь было много греков, был даже свой архиепископ. Действовала типография, которая обеспечивала книгами все греческие церкви. Дело, конечно, прекрасное, однако, было одно, но - инославное окружение сказывалось на содержании печатаемых книг. Постепенно проникало западное латинское влияние. Это потом сказалось на трагических событиях в Московской Руси, когда в середине 17 века патриарх Никон затеял свою реформу. Тогда декларировалось, что правка книг производится на основании древних греческих и славянских источников, а на самом деле, как это уже твердо доказано, она проводилась на основании современных греческих богослужебных книг, отпечатанных на Западе, главным образом, в Венеции. А эти книги уже в значительной степени впитали в себя латинское влияние.
Нужно сказать, что практически сразу после падения Константинополя и упразднения Византийской Империи (1453 г.), Московская Русь, а потом и Российская Империя постоянно надеялись на восстановление Византийской империи, на то, что крест опять воссияет на куполе св. Софии. Так было, например, в 70-е гг. 18 века, когда греки подняли восстание. Екатерина II очень надеялась на успех. В византийские императоры даже готовили ее внука Константина. Эти надежды, однако, не оправдались - восстание носило ограниченный характер, и было жестоко подавлено турками. Тем не менее согласно Кучук- Кайнаджирскому мирному договору 1775 г. Россия получила право покровительствовать христианскому населению Порты и в случае насилий и гонений на него- вмешиваться. В начале 19 века вновь затеплились надежды греков на освобождение. Возникают тайные общества, которые начинают вести подготовку к восстанию. Наиболее известными руководителями этих обществ были Иоанн Коподистрия и Александр Ипсилиани. Когда в 1821г. восстание вспыхнуло, то турки с помощью румын(!), расправились с восставшими. Движимые местью они в первый день Пасхи повесили на воротах Патриархии патриарха Григория V (хотя он, видя бесперспективность предприятия, призывал сложить оружие). Тело патриарха было выброшено в море. Будучи обнаружено моряками, его отправили в Одессу, а затем в Афины. Ворота, на которых повесили патриарха, закрыты до настоящего времени. На территории самой Греции восстание было более успешным, чему способствовали поддержка общественным мнением и победы русского флота. В 1830 году было образовано независимое Греческое государство. Первым президентом Греции был избран популярный национальный деятель Иоанн Коподистрия, находившийся с 1809 года на русской службе.
К сожалению, вскоре, 9 октября 1831 года, он был убит при входе в церковь сторонниками англо-французской, антирусской ориентации. Развитие греческого государства было противоречивым. Было все: и правители- католики по вероисповеданию, и стремление государства подчинить себе Церковь. Последнее выражалось в том, что в работе Синода участвовал представитель государства - королевский прокурор. Любопытно, что автокефалия Элладской Церкви была провозглашена специальной декларацией светской инославной властью. Согласно ей главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано Константинопольской Церковью, а также иными Поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет. Для урегулирования положения, греческое правительство обратилось к константинопольскому патриарху, который в 1850-м году созвал Собор для рассмотрения этого вопроса. Автокефалия была признана. Сохранилась чисто символическая зависимость от Константинополя, которая выражалось в том, что миро Элладская Церковь должна была получать от Константинопольского Патриархата. Еще Собор потребовал, чтобы Синод Элладской Церкви состоял только из архиереев, чтобы была восстановлена церковная свобода в Греции. В 1852 году вышел новый закон о Церкви. Этот закон сохранял зависимость Церкви от государства. Так, хотя кандидатов на рукоположение во епископы избирал Синод, сами кандидаты могли быть рукоположены после утверждения правительством. Серьезные последствия этот закон имел для греческих монастырей. Были закрыты 394 из 542 монастырей - все в которых количество насельников было меньше шести. Екатерина II со своим аналогичным решением просто «отдыхает»...
Очень много монастырских земель перешло в государственную казну (монастыри владели примерно четвертью всей территории Греции). Вообще территория Греческого королевства постепенно значительно увеличилась. Так, в 60-е гг. 19 века в ее состав вошли Ионические острова, население которых, находясь под латинским господством, сохранила верность Православию (оно находилось в юрисдикции Константинополя). В начале 20-го века в результате двух балканских воин в состав Греции вошла южная Македония с г. Фессалоники и, что особенно важно - полуостров Афон. Драматические события сопровождали греко-турецкую войну в начале 20-х годов прошлого столетия. Константинополь в это время был под контролем европейских держав. Поначалу успех сопутствовал грекам и их войска дошли до Анкары. Но впоследствии отряды Кемаля Аттатюрка, вооруженные большевиками, разгромили их. Греков, живущих в Малой Азии, постиг геноцид, как ранее, в 1915 году, армян. Многие из них были вынуждены бежать в Грецию.
Во внутренней жизни Элладской Церкви по-прежнему сохранялась зависимость от государства. В 1925 году вышел новый закон, согласно которому все решения Синода, за исключением вопросов вероучительного и богослужебного характера, должны были утверждаться государственным комиссаром. В 1941 году Греция подверглась нападению со стороны Италии, которой удалось с помощью Германии оккупировать ее. Активным было движение Сопротивления, в рядах которого было много коммунистов. После изгнания оккупантов, англичане, опасаясь прихода коммунистов к власти, разгромили их основные отряды, а остатки выдавили за пределы Греции. Как и у нас, в годы войны и оккупации греческое духовенство занимало патриотическую позицию и оказывало помощь в борьбе с оккупантами. Если всмотреться в послевоенною историю Элладской Церкви, то обращает на себя внимание острая ситуация в ней в связи с вопросом о перемещении архиереев с одной кафедры на другую. Известно, что согласно канонам это недопустимо. Архиерей обручается с паствой, поэтому его перевод на другую кафедру в духовном смысле рассматривается как прелюбодеяние. В Древней Церкви и у нас на Руси в допетровское время такого не было. В Греции в 60-е годы разыгралась нешуточная борьба по этому поводу. Тут было все: и отказ Синода назначать новых епископов, жалобы в Верховный Суд и т.д. Государство не хотело выпускать из своих рук рычаги контроля за Церковью.
В ноябре 1965 года дошло до непризнания государством выборов новых архиереев и даже до закрытия Синода. Церковь становится в положении гонимой. Государственные инстанции угрожали закрытием всех церквей. В течении 5 дней со всех колоколен Греции раздавался похоронный звон. Напряженное положение сохранялось до полутора лет, вплоть до военного переворота в 1967 году. Знал ли читатель про такие драматические перипетии новейшей церковной истории Греции, истории государственной - подчеркнем это - Элладской Православной Церкви? Закончилось все тем, что в мае 1967 года был принят новый закон о Церкви, согласно которому правительство имело право выбирать из 3-х кандидатов на рукоположение в епископы, представляемых Синодом, одного. На будущий год в Греции прошел референдум о форме правления - большинство выступило за республику и монархия была упразднена. В 1973 году происходит новый военный переворот. Глава Элладской Церкви архиепископ Иероним был вынужден уйти со своего поста. Под нажимом нового военного правительства с ключевых постов в Церкви были отстранены все сторонники Иеронима. Новым архиепископом стал владыка Серафим. Недолго продолжалось правление военных - после известных событий на Кипре, ухудшивших положение тамошних греков, они ушли в отставку.
Интересно, что в Греции существует специальный институт по подготовке духовников. Исповедь там принимают только особо опытные священнослужители. Архиерей выдает духовнику особую грамоту о полномочиях на принятие исповедей. Мне, как многолетнему руководителю Союза Православных Братств, а ныне его духовнику, было интересно узнать, что в Греции в 70-80 годы активно действовали православные братства. Наиболее известные из них - «Зои»(Жизнь) и «Сотир»(Спаситель). Членами братств в основном были миряне, имеющие высшее богословское образование. Они давали полуофициальные обеты безбрачия, что напоминало секулярное монашество протестантского толка. Братства занимались катехизацией, организацией лекций на религиозные темы, изданием и распространением Священного Писания. Элладская Церковь имеет развитую систему церковного образования. Это и 2 богословских факультета (в Афинах и Фессалониках), 7 двухгодичных богословских институтов, 8 духовных семинарий с 6-ти летним сроком обучения. Интересно, что в этих учебных заведениях учится немало африканцев, обращенных в православие греческими миссионерами. Нужно отметить, что успеху православной миссии в Африке способствовало то, что православные проповедники имели моральное преимущество, т.к. православие у местных аборигенов не ассоциировалось с колонизаторством. В Греции около 300 монастырей (мужских больше, чем женских). Если брать количество храмов на год тысячелетия Крещения Руси, то у нас их было около 6800 (сам считал, работая референтом в Управлении делами МП), а в Греции около 7500. Учась в духовных школах еще до перестройки, необычно было узнавать, что в Греции, в отличие от нас, было большое количество церковных ясель, детских садов, приютов, домов для престарелых, санаториев, летних лагерей, гостиниц и т.д. Все это содержалось на средства Церкви, обладавшей обширными земельными владениями. Были, конечно, и государственные дотации.
Говоря о православии в Греции, невозможно не упомянуть о существовании старостильного движения. Поводом к его возникновению послужило введение Элладской Церковью в 1924 году нового исправленного юлианского календаря. Это движение сильно укрепилось, благодаря переходу к старостильникам 3-х архиереев из официальной Церкви в 1935 году. В послевоенный период, из-за споров главным образом о том, как относиться к официальной Церкви, старостильническое движение стало разделяться. В настоящее время известно не менее 8 старостильнических Синодов.
Хотел бы еще несколько слов сказать о скончавшемся 4 года назад Архиепископе Афинском и всея Эллады Христодуле. Он запомнился своей независимой позицией в отношениях с Греческим государством, критиковал действия НАТО на Балканах. Его самого критиковали за сближение с Ватиканом(он посетил Ватикан в 2006году- это был первый официальный визит туда главы Элладской Церкви; принимал в Афинах папу Иоанна Павла II, бывшего официальным гостем президента страны). В его правление произошло резкое обострение отношений с Вселенской Патриархией, вследствие разногласий о порядке назначения на епископские кафедры 36 епархий так называемых Новых территорий, находившихся номинально в канонической юрисдикции Вселенского Патриархата, но в фактическом ведении ЭПЦ. Дошло до разрыва евхаристического общения и прекращения поминовения Архиепископа со стороны Вселенского Патриархата. Впрочем, спустя всего месяц, было достигнуто примирение и восстановление отношений в целом на условиях Константинополя.
Надо отметить также критику глобализации со стороны архиепископа Христодула. Демонстрации её противников в Афинах насчитывали до 1млн. участников.
Ныне Элладскую Православную Церковь возглавляет архиепископ Иероним II. Это довольно ученый муж - помимо обучения на философском и богословском факультетах в Афинах, он учился и на Западе, например, в Мюнхенском университете. Владыка Иероним не только богослов, он еще и медик - является президентом Греческого кардиологического общества. В церковном плане он проводит линию на тесное сближение с Вселенской Патриархией, вплоть до готовности отказаться от ряда автокефальных прав Элладской Церкви.