Св. преп. Сергий Радонежский.
Современная урбанистическая цивилизация, казалось бы, навеки похоронила общинные коллективы. Человек получил максимальную свободу в новом мире: в определении жизненных приоритетов, сферы деятельности, интересов. Вместе с тем, специалисты стали фиксированность тотальное одиночество городского человека и связанный с этим рост стрессовых ситуацией на работе и дома, увеличение числа самоубийств.
Наблюдаемые попытки модернизации и совершенствования социальной структуры РФ сталкиваются с проблемой мотивации, которая в свою очередь коренится в ценностной системе. Модель поведения, ориентированная на материальный успех не даёт человеку полноты реализации, нивелирует личность до механизма по поглощению и переработке ресурсов. Цельность личности распадается, разрывается общенародное тело, атрофируется чувство причастности к общей истории и судьбе страны, чему-то великому. Как следствие - эгоистическое поведение, морально-нравственное разложение и, в конце концов, одичание населения.
В этих условиях перед лицом унифицирующей глобализации и нарастающей мировой нестабильности сохраниться и выжить возможно лишь с опорой на культурно-исторические ценности. Традиционной основой жизни граждан России, исповедующих православное христианство и идентифицирующих себя с русским народом - является церковная община.
До сих пор формирование человека происходит именно в малой общине - в семье. Община - это сообщество, в котором нет каких-либо классовых разделений, нет ни бедных, ни богатых, все едины и равны. Вместе с тем, понятно, что это не уравниловка, когда все люди на одно лицо.
Материальное положение общины складывалось из имущества ее членов. В общине частная собственность сохранялась настолько, насколько человек хотел участвовать в жизни общины. Он мог отдать все, а мог отдать часть имущества, это решалось по свободному усмотрению человека - насколько он положился в этом на Бога, в силу его личной веры и посвященности Богу и общине.
История развития общинной жизни уходит корнями вглубь человеческой истории. Именно из апостольской общины Господь Иисус Христос создал Церковь, освятив тем самым общинную организацию. В огромной Римской империи начала новой эры отдельные христианские общины не терялись и поддерживали связь между собой. Известно, что апостол Павел собирал помощь по азиатским общинам для общины в Иерусалиме во время голода в Палестине.
Общинность - это, собственно, принцип организации Церкви. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Таким образом, благодаря участию в жизни приходской общины христианин приобщается божественному измерению.
В истории нашей страны развитие общины сыграло особую роль. Само государство русский человек мыслил как большую общину, семью. Отрыв от общины воспринимался как катастрофа, социальная гибель, поскольку человек лишался помощи и оказывался один на один с суровыми условиями нашей природной среды.
В течение истории форма организации общин менялась, приспосабливаюсь к требованиям времени. Так, в России на протяжении длительного времени активно развивались различные общества взаимопомощи по улучшению условий материальной и нравственной жизни - до революции мы занимали одно из первых мест в мире по числу кредитных кооперативов. Первое ссудо-сберегательное товарищество появилось в нашей стране в 1865 году. К 1916 году на территории Российской империи их насчитывалось уже более 14 тысяч с общим числом пайщиков христиан около 8 миллионов человек. В эпоху НЭПа кредитные кооперативы продолжали работать, а в начале 30-х годов, были преобразованы в кассы взаимопомощи, учреждения, о работе которых помнят многие представители старшего поколения. Они успешно существовали вплоть до конца 80-х годов и позволяли советским гражданам занимать небольшие суммы в случае необходимости.
Попыткой воплотить в современных условиях идеалы общинной жизни является Русское Православное общество (РПО) - добровольное объединение людей православной веры и русской культуры, основанное на взаимном доверии, взаимной помощи и совместном труде. Общество стремится реализовать в своей деятельности те принципы, на которых строилась жизнь наших предков, в новых условиях 21 века.
РПО объединяет людей, желающих научиться любви и тем приблизиться к Богу. Бог есть Любовь. А любовь «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13.4-5). Именно такой нелицемерной жертвенной любви лишен человек современного общества. Наша безответственность приводит к тому, что мы теряем и себя, и других людей - наших братьев, а, следовательно, и Самого Христа. Ведь Господь сказал, что если мы делаем что-то другому, то мы Ему делаем или зло, или добро. «Вера без дел мертва», говорит Апостол, поэтому свидетельством веры является общее дело, выражающееся во взаимопомощи общинникам.
Христианство, как известно, свидетельствует о Личном Боге, поэтому одна из главных задач РПО - полноценное развитие богоподобной личности, раскрытие потенциала каждого общинника. РПО видит в человеке не просто биологическую систему или винтик социального механизма, но прежде всего существо, наделенное бесценным даром жизни и призванное к святости. Поэтому вступающий в общество не только несет обязательства, но также получает возможность полноценной самореализации как в духовной, так и в материальной сфере.
В отличие от политических партий общество не пытается угнаться за сиюминутной конъюнктурой. В то же время это и не коммерческая фирма, нацеленная на максимизацию прибыли. Главная задача видится в том, чтобы возможности и способности каждого были востребованы всеми. Только общее дело способно не только объединить людей. Таким образом, РПО - это сознательная кооперация и осознанное служение делу личного спасения каждого члена Общины, Богу, ближним и Отечеству.
Центральным моментом в Русском Православном Обществе является совместное участие в жизни Церкви. При этом одна из ключевых задач - интегрировать православных мирян на межприходском уровне путем постоянного взаимодействия на благо Церкви и России.
Человек - это не только душа, но материальное, социальное существо. Поэтому Общество ориентировано на создание условий для внебогослужебного взаимодействия православных. Мы понимаем, что перед приходом сейчас стоит нелегкая задача: помимо организации церковных служб необходимо, чтобы пришедший в храм, почувствовал себя не в гостях, а дома, в семье, где могут помочь, а он сам оказывается полезным и нужным. Приход не должен превратиться в замкнутую секту, а призван освящать всю округу, быть примером любви и взаимопомощи.
РПО видит свою роль в сплочении прихожан путем организации общей работы по разным направлениям.
Религиозные программы РПО оказывают помощь в организации духовной жизни внутри общин, способствуют восстановлению во всей полноте и богатстве русских православных традиций и обрядов. В рамках этих программ оказывается методическая и финансовая помощь в проведении фестивалей и праздников, происходит обеспечение общин продуктами и др.
Следуя тысячелетней русской православной традиции, РПО уделяет огромное внимание образовательным программам. Они направлены на формирование знаний о русской православной истории, традиции, церковно-славянского языка у всех членов общины, независимо от возраста. РПО прилагает все силы для возрождения в России системы православного русского образования, постоянно оказывает материальную и методологическую помощь всем образовательным учреждениям, действующим в рамках РПО, как в центре, так и на местах.
Важной задачей РПО считает популяризацию и поддержку национальной культуры. РПО оказывает содействие общинам в организации клубной работы и собственных культурных проектов, помогает в создании художественных, театральных и музыкальных коллективов, проводит фестивали, конкурсы, концерты.
Возрождение русских православных общин в России во многом зависит от наличия связи между старшим поколением и молодежью, то есть преемственности поколений. В этой связи большое внимание уделяется молодежным программам. Приоритетным направлением деятельности является привлечение молодежи к изучению истории и соблюдению традиции. Большие возможности предоставляются в области образования, организации молодежного досуга.
Благотворительность всегда рассматривалась русскими как великая добродетель. Она является неотъемлемой частью русской традиции, поэтому благотворительные программы, акции поддержки малоимущих граждан, развитие добровольческих инициатив и популяризация этих идей неизменно являются составной частью работы РПО.
Для восстановления роли семьи РПО предлагает организацию Семейных клубов. Здесь у православной семьи пробуждается интерес к своим корням, и это их сближает. Взрослые, как и дети, учатся воспринимать систему ценностей семьи и сразу получают возможность реализовать себя в русской православной общине родного города. На встречах в Семейных клубах проводят лекции, отмечают праздники - национальные и личные, - учатся соблюдению традиций, умению общаться и многому другому.
Одним из важнейших механизмов реализации программ РПО является банк социальных услуг. Суть его в объединении людей, имеющих квалификацию и навыки в различных сферах деятельности. Таким образом, получается самодостаточное сообщество. Кто-то готов красить и стричь, кто-то собак выгуливать, кому-то по душе рукоделие, ремонт обуви или же починка сломанного компьютера. Все этими услугами можно замечательно обмениваться внутри потребительского общества. Кто-то кому-то починил компьютер взамен на стрижку собаки и так далее. В выигрыше остаются все.
Таким образом, каждый сам решает, чем он может быть полезен Общине в целом и что нужно знать другим членам Общины из его профессионального опыта (юрист, милиционер, судья, педагог, политик, предприниматель, экономист, финансист, программист и т.д.). Нет бездарных людей, есть люди, не открывшие в себе эти дары. Найти свое призвание - это цель общинника, которая осуществляется по мере духовного роста человека.
Вот уже четыре года действует Центр юридической помощи и правовой поддержки для православных и социальных и образовательных учреждений, а также приходов РПЦ, возглавляемый руководителем РПО Алексеем Борисовичем Щедриным. За этот период сотрудниками Центра оказана помощь в государственной регистрации ряду православных общественных организаций, осуществляется поддержка в бухгалтерской и юридической деятельности молодежным движениям. Кроме того, Центр осуществляет полное правовое и юридическое сопровождение хозяйственной деятельности некоторых православных храмов, проводит бесплатные юридические консультации, готовит просветительские статьи для православных изданий по наиболее актуальным правовым проблемам, оказывает помощь в вопросах приватизации земельных участков для создания детских лагерей и кадетских корпусов.
В ближайшем будущем РПО видится как сеть общин, обеспечивающих своих членов всем необходимым, в том числе: медицинскими консультации, юридической поддержкой, помощью в трудоустройстве. В дальнейшем планируется строительство доступного жилья для проживания людей с однородной культурной традицией, формирование и развитие сельскохозяйственных общин РПО, организация деятельности взаимного страхования для членов РПО, взаимного кредитного (ипотечного) кооператива для членов общества.
Противостоя разобщенности, община помогает своим членам, осуществляя концентрированные духовно-образовательные «вложения» друг в друга и, в особенности, в своих детей и внуков. Мы понимаем, что сейчас в одиночку ничего не сделаешь. Только сообща можно добиться каких-то значительных результатов! И наш практический опыт показывает: даже действуя относительно малыми силами, но организованно, сообща, можно добиваться многого. Можно побеждать. Ведь только вместе мы - сила!
Призываем к сотрудничеству всех
заинтересованных лиц. Телефон горячей линии РПО - 585-44-90. Более подробная
информация о духовно-идейных основах общества,
а также доступ к социальной сети РПО на сайте : http://r-p-o.ru, http://р-п-о.рф.
7. Автор статьи
6. Сомнение
5. Стрижка кого?
4. Re: Русское Православное общество взаимопомощи
3. Re: Русское Православное общество взаимопомощи
2. Re: Русское Православное общество взаимопомощи
1. Молоды!!!