Истоки экуменизма. Ветхозаветный Израиль

0
1222
Время на чтение 3 минуты

Одной из форм идолопоклонства древних евреев было почитание истинного Бога на высотах. Этот вид идолопоклонства представляет собой наглядный пример искажения библейского учения о единстве места для богослужения (Втор.12; 5,13,14) «К месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите... Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе».

«Я привел их в землю, которую клятвенно обещал дать им, подняв руку Мою, - а они, высмотрев себе всякий высокий холм и всякое ветвистое дерево, стали заколать там жертвы свои, и ставили там оскорбительные для Меня приношения свои и благовонные курения свои, и возливали там возлияния свои» (Иез.20,28).

«И взяла из одежд твоих, и сделала себе разноцветные высоты, и блудодействовала на них, как никогда не случится и не будет» (Иез.16,16).

Местом богослужения, по вступлении евреев в землю ханаанскую и по успокоении от всех врагов, должно было служить лишь одно место, избранное сам Богом (Втор.12). По требованию законодателя в книге Левит, таковым местом могла быть лишь Скиния собрания, ко входу в которую и надлежало евреям приводить жертвенных животных для заклания Господу. Очевидно, что всякое отступление от этого закона было противно Богу, потому что легко могло повлечь за собой служение идолам. С того времени как был построен царем Соломоном Иерусалимский храм, то место богослужения было дозволено только исключительно в нем. Этот храм своим существованием исключал возможность существования других богослужебных мест, которые были бы не противны Богу.

Однако одновременно с храмом, как в Израильском царстве, так и в Иудейском, после разделения царств, снова приобретают священное религиозное значение высоты. Вместе с богослужением во имя Иеговы в Иерусалимском храме появляется запрещенный в законе культ на высотах, т.е. почитание Иеговы на незаконных местах. Этот незаконный культ с течением времени мало-помалу приобретал среди евреев широкую распространенность и стал поддерживаться с великим упорством. Евреи легко впадали в заблуждение, что служения на высотах не противно Богу, коль скоро совершаются не в честь языческих богов, в честь Иеговы.

Незаконное служение Иегове на высотах у евреев имело тесную связь с пагубным влиянием, какое в религиозном отношении оказали на Израиля ханаанские племена посредством почитаний своих языческих богов. Таким образом, служение Богу на высотах и под священными деревьями переходило у евреев в служение в честь языческих богов. После падения Израильского царства высоты в нем не были уничтожены. Из 4-й книги Царств (17,29) известно, что переселенные в десятиколенное царство сирийские колонисты не только не уничтожали высот, но и даже и сами стали их чтить. В храмах высот они вместе со своими ассирийскими богами они поставили и изображения Иеговы, служению которому научились от израильских священников высот. Только благодаря Иосии, благочестивому иудейскому царю, высоты были уничтожены в Израильском царстве. По свидетельству 4-й книги Царств, истребляя все следы идолопоклонства в своем царстве, Иосия истребил так же и в различных городах Самарии, между другими мерзостями, все домы высот, устроенными израильскими царями, и самые высоты с совершавшими на них служения священниками.

Такое же положение в отношении служения на высотах было и царстве Иудейском. Переход от чистого служения Иегове к языческому был совершен еще царем Соломоном. Этот царь хотя и любил Господа и ходил по уставу Давида, отца своего, сам приносил жертвы на высотах (3Цар.3,3). Сперва он это делал во имя Господа, но в последствии, в угоду своим иноземным женам, построил высоты на горе к востоку от Иерусалима в честь идолов (3Цар.11,7). При царях же Асе и Иосафате были устранены идолы чужих богов, но не отменены высоты, на которых почитали Иегову в жертвах и курениях (3Цар.15,12; 3Цар.22,43,47). «Народ еще не обретал твердо сердца своего к Богу отцов своих» (2Пар.20,33).

Только при благочестивом царе Иосии был положен конец этому идолопоклонству при плодотворной деятельности первосвященника Хелкии (4Цар.23). «И вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов, и все мерзости, которые появлялись в земле Иудейской и в Иерусалиме, истребил Иосия, чтоб исполнить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия священник в доме Господнем».

Пророки, как ревнители благочестия, не оставляли без внимания культа высот. Горы и холмы они считали местами идолопоклонства, непозволительными как по тому, что нарушался закон о единстве места богослужения, так и потому, что там совершалось нечистое служение Иегове, а смешанное, оттененное чертами язычества. Они убеждали народ оставить служение на высотах и перейти для богослужения в Иерусалимский храм, где совершалось законное служение Иегове. Учили, что местопребывание истинного Бога только на Сионе, где и должно Его искать (Ам.5;5-6). Культ высот для пророков имел значение преступления и греха, совершенного через отступление от Иеговы, и однозначно как языческое служение.

(С использованием труда М.Пальмова «Идолопоклонство у древних евреев»)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

24. Ответ на 23., Ирина Фр.:

Это экуменизм, который вне Церкви, здесь же речь об экуменизма в Церкви. Он более актуален. Я пытаюсь помочь Вам выпутаться из неловкой ситуации, а Вы еще и брыкаетесь)))

Я Вас умоляю )
М.Яблоков / 12.03.2012, 12:43

23. Ответ на 22., М.Яблоков:

Это экуменизм, который вне Церкви, здесь же речь об экуменизма в Церкви. Он более актуален.

Я пытаюсь помочь Вам выпутаться из неловкой ситуации, а Вы еще и брыкаетесь)))
Ирина Фр. / 12.03.2012, 11:35

22. Ответ на 20., Ирина Фр.:

На самом деле вульгарная мистика тоже является источником экуменизма. Только не простая, а т. наз. научная. Из оккультятинки вышли Сведенборг с его "откровениями", а потом и Месмер (гипноз, парапсихология и т. п.), и Фрейд. Тетя Фрося - это их ученица, хотя и не самая способная. А компания эта заложила серьезный фундамент для зарождения экуменизма.

Это экуменизм, который вне Церкви, здесь же речь об экуменизма в Церкви. Он более актуален.
М.Яблоков / 12.03.2012, 07:09

21. Ответ на 18., Ирина Фр.:

Если католики служат "якобы Христу", почему же православная Церковь принимает их в свое лоно только через покаяние? И не перекрещивает, и не перепомазывает? И строгих протестантов не перекрещивает?

Т.к. у них - католиков - сохранились остатки церковности (не благодати, а церковности), то правильная выполняемая форма крещения или хиротонии по икономии может приниматься, и, прививаясь к Лозе Христовой - Церкви, наполняется благодатью, становясь спасительным таинством.
М.Яблоков / 12.03.2012, 05:29

20. Re: Истоки экуменизма. Ветхозаветный Израиль

На самом деле вульгарная мистика тоже является источником экуменизма. Только не простая, а т. наз. научная. Из оккультятинки вышли Сведенборг с его "откровениями", а потом и Месмер (гипноз, парапсихология и т. п.), и Фрейд. Тетя Фрося - это их ученица, хотя и не самая способная. А компания эта заложила серьезный фундамент для зарождения экуменизма.
Ирина Фр. / 11.03.2012, 22:58

19. На 5, ерусалимцу.

Свщ. А. Мень - никак не классический экуменист. Он суперэкуменист, так его иногда называют. Именно в силу того, о чем Вы писали.
Ирина Фр. / 11.03.2012, 22:36

18. На 6, М. Яблокову.

Если католики служат "якобы Христу", почему же православная Церковь принимает их в свое лоно только через покаяние? И не перекрещивает, и не перепомазывает? И строгих протестантов не перекрещивает?
Ирина Фр. / 11.03.2012, 22:32

17. Re: Истоки экуменизма. Ветхозаветный Израиль

Вот как в Одессе и говорят... Комментарии - это одно, а статья - совсем другое )) Комменты е имеют отношения к статье, вот такие пироги )
М.Яблоков / 11.03.2012, 20:43

16. Ответ на 15., М.Яблоков:

Михаил, я имел в виду вот что: в своей статье Вы рассматриваете духовную ситуацию в Израиле ДО Вавилонского плена (ВСЕ Ваши ссылки на Св. Писание относятся к допленному периоду), а в ответах на комментарии почему-то говорите о синагогах и прозелитизме, которые появились ПОСЛЕ Вавилонского плена. Духовная ситуация ДО и ПОСЛЕ плена, это, как говорят древние евреи с Дерибасовской улицы, "две большие разницы". Вот я и не смог отказать себе в удовольствии до Вас ДОКОПАТЬСЯ. Пост, знаете-ли-с. Ну как тут не докопаться до ближнего своего? Пишите, Михаил, еще. Обсуждение даже мельчайших деталей Св. Писания мне кажется более полезным, чем многие политические схватки на этом форуме.
ерусалимецъ / 11.03.2012, 20:00

15. Ответ на 14., ерусалимецъ:

Нет. Синагоги существовали параллельно с Храмом - это уже вполне известный факт. Раскопки это подтверждают. Пишу с опозданием: не было возможности откликнуться раньше.Михаил, Вы абсолютно правы, синагоги существовали параллельно с Иерусалимским Храмом и этому есть археологические подтверждения. Вопрос только: про КАКОЙ Храм идет речь? Ответ очевиден - про ВТОРОЙ (ну или про ВТОРОЙ + ТРЕТИЙ - смотря как считать). А Вы, дорогой Михаил, о времени КАКОГО Храма пишете? Ответ очевиден - Вы пишете о ПЕРВОМ Храме. Именно для времени ПЕРВОГО Храма характерно еврейское идолопоклонство, а после Вавилонского плена у евреев появилась уже совсем другое искушение - ЗАКОННИЧЕСТВО, фарисейство (об этом, кстати, была Ваша первая статья). Точно такая же ПУТАНИЦА возникла в Вашей дискуссии с ув.Леонидом Болотиным. Леонид совершенно справедливо пишет Вам, что не было у евреев ни экуменизма ни миссионерства, а Вы совершенно справедливо пишете ему, что у евреев процветали миссионерство и прозелитизм. Процветать-то они процветали, вопрос только - КОГДА? Создается впечатление, дорогой Михаил, что Вы недостаточно внимательно прочитали свою же собственную статью :))

Смысл статьи в том, чтобы показать, что экуменизм - не вчера возник. Еще древние иудеи были подвержены этому искушению. И показано как. Вот и все. Служение Иегове на высотах, на самом деле служение не Иегове, а диаволу, - это тоже служение протестантскому и католическому "христу". А теперь Вам вопрос. Где я "невнимательно прочитал свою статью"? Может это Вы что-то неправильно поняли? )
М.Яблоков / 11.03.2012, 16:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Яблоков
Все статьи Михаил Яблоков
Последние комментарии
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от РомКа
14.01.2025 22:43
Будущее Киева. Чего хочет русский солдат?
Новый комментарий от Агафон
14.01.2025 21:13
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Константин В.
14.01.2025 20:47
Линия фронта
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.01.2025 20:45
Национальные республики живут за счёт русских регионов
Новый комментарий от Калужанин
14.01.2025 19:31
«Геттизация»: миграционная политика Италии, итоги 2024 года
Новый комментарий от Тимофей Б.
14.01.2025 18:46
«Русские общины» и опасность русского национализма
Новый комментарий от Алекс
14.01.2025 18:25