Сила и власть

Проповедь

Пастырская проповедь 
0
854
Время на чтение 8 минут

Суббота седмицы 26-й по Пятидесятнице

(евангельские чтения 24-й седмицы)

Свв. мчч. в Мелитине и прп. Лазаря Галисийского

Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12.

Ряд.: Гал., 205 зач., III, 8 - 12. Лк., 40 зач., IX, 1 - 6.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Второе евангельское чтение, которое мы слышали сегодня, посвящено субботе настоящей недели. Господь посылает учеников Своих с проповедью и дает им силу и власть. Если вдуматься в это сегодняшнее Евангелие, то, кажется, не много сказано. В Евангелии ни одно слово не сказано просто так. Больше того, совсем не все равно, а даже имеет особый смысл место этого слова.

Вот, мы знаем замечательный пример притчи о милосердном самарянине. Там сказано: Человек некий схождаше из Иерусалима в Иерихон, и в разбойники впаде... (Лк. 10, 30). Святые отцы так изъясняют нам эти слова. Почему человек шел из Иерусалима в Иерихон, а не из Иерихона в Иерусалим? Почему не из Вифлеема в Иерусалим и не из Иерусалима в Вифлеем? Потому что Иерусалим - это город святой, а Иерихон - город греха. Человечество от первозданного состояния своего, когда оно было в раю, идет путем греха. И вот, на этом пути, израненное, впало в разбойники.

Дьявол приступал к Спасителю на Горе искушений, и два апостола, Матфей и Лука (их Евангелия, кстати, сегодня читались), повествуют об этих искушениях. В этих повествованиях искушения одинаковые, но они имеют разную очередность. Первое искушение у обоих одно: Рцы, яко да камение сие хлебы будут (Мф. 4, 3; Лк. 4, 3). А далее второе искушение, с которым дьявол приступает, - у апостола Матфея: Верзися низу (Мф. 4, 6), то есть, бросься с крыши, и ангелы тебя на руках понесут. И в третьем искушении дьявол поставляет Его на весьма высокую гору, показывает Ему все царства мiра и говорит: Сия вся Тебе дам, аще пад поклониши ми ся (Мф. 4, 9). Апостол же Лука повествует об этих искушениях с некоторой особенностью. Во-первых, два искушения после предложения превратить камни в хлебы - в другой последовательности. Сначала диавол поставляет Спасителя на горе, представляя все царства мiра. И тут апостол Лука вставляет одно слово: когда диавол предлагает Спасителю власть над всем этим мiром, он говорит: Тебе дам власть сию всю, и славу их, яко Мне предана есть... (Лк. 4, 6). То есть, не то что он всегда имеет эту власть, а она ему временно дана. Почему он и именуется «князем мiра сего». А потом диавол так же поставляет Его на крыле церковнем и говорит Ему: Верзися отсюду долу. Писано бо есть: яко ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя, и на руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (Лк. 4, 9-11). То есть, яви чудо.

И вот, два эти описания искушений имеют глубочайший смысл.

Все запинаются, прежде всего, на одном: на материальных благах. Живут-то в мiре, поэтому всё так и ценят. Рцы каменеви сему, да будет хлеб - это о материальных благах, которые как раз и являются камнем преткновения. Камень может быть хлебом, а хлеб бывает камнем. Господь может сотворить из камня хлебы, человек же через греховность свою из хлеба делает камни. «Камень преткновения», о который спотыкаются все в разной степени.

Второе и третье искушения. Бывает так, что люди или даже народы сначала бывают искушаемы славой, а потом бывает искушение желанием власти. Другие имеют власть - и тогда бывают искушения славой.

Простым примером истории является то, как какой-то человек -правитель, царь - достигает могущества, и тогда ему, прежде всего, нужно еще больше власти. И не только над своей страной, но и над другими. Начинаются войны. Сражения должны увековечить его имя - это тщеславие. Ему нужен почет! Не только власть, но и почет. То есть, и владеть, и чтобы его почитали.

Так и в сегодняшнем втором Евангелии тоже с большим значением поставлено два слова. Господь, сказано, посылая Своих учеников, дал им силу и власть над бесами. Может быть, можно было сказать «дал власть и силу», но нет. Господь сказал: силу и власть. Суть проста: настоящая власть имеет силу, которая служит основанием власти. Поэтому Господь, когда фарисеи говорили, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского Веельзевула, говорит: Како может кто внити в дом крепкаго, и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго?.. (Мф. 12, 24-29). Чтобы связать, нужно иметь силу. Господь имел силу и повелевал со властью.

И вот, дар, который Господь дал апостолам, заключался именно в том, что они имели силу и власть.

Этот евангельский первообраз на самом деле в жизни постоянно присутствует. И власть, и сила все время находятся во взаимозависимости.

Свидетельства этой истины еще в Евангелии есть. Господь дает силу и с ней - власть. Человек, имеющий силу, повелевает духам нечистым.

Замечателен евангельский пример Пилата. Он говорит Спасителю: Мне ли не глаголеши? Не веси ли, яко власть имам распяти Тя, и власть имам пустити Тя? А Господь говорит: Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше (Ин. 14, 10-11). Пилат думал, что он имеет власть, но силы-то у него не было! Он же признал, что Господь не виновен, а подписал распять. Где же твоя власть?

Кстати, этот момент на самом деле очень серьезный, очень глубокий, потому что это свидетельство евангельской истины. Очень часто бывает в жизни, когда люди, облеченные властью, не имеют силы. Вроде и власть есть, а творится беззаконие, потому что сил нету. Не дано! Настоящая власть - она с силой. Поэтому бывает так, и мы это вынуждены свидетельствовать, что власть властью, а управляют сильные мiра сего.

Очень интересный, глубокий момент такой.

И что является главным? Первое - это сила, потом - власть.

Так же, как было, когда Господь послал апостолов: они благовествовали и исцеляли. Потому что главное - благовестие, а исцеление - это уже не главное. Благая весть - для спасения души человеческой, она дает спасение. А исцеление дается, если оно нужно для спасения.

Этот момент очень важен. После того, как апостолы были посланы на проповедь, и получили силу и власть, и сказали: Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем, - Господь говорит им: О сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на Небесех (Лк. 10, 17, 20). Это самое главное. Эта иерархия в том, что происходит, очень важна. И если ее нет, нет такой связи, нет этого единства, тогда это не то.

В других словах Апостола сказано: Имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2 Тим. 3, 5). Внешне могут быть всякие звания, титулы, но чтобы что-то сделать, для этого силы нет. Хотя бы человек имел положение, но если нет силы, то ничего он не может сделать.

Это, на самом деле, так и есть. Это - как ум и знание. У человека может быть много знаний, но это еще не значит, что он умный. Эту истину когда-то выразил еще Аристотель: «Множество знаний еще не предполагает наличие ума». Это такое же сочетание: вроде, внешне много, а внутри мало. Власть есть, а силы нету; знание есть, а ума нету. Больше того, ум-то - это и есть дар Божий, когда человек понимает сущность. Святитель Николай Сербский прекрасно об этом сказал: «Первые люди не много знали, но всё понимали. Потом стали знать больше, но понимать меньше. Ну, а в конце будут, наверно, много знать, но ничего не понимать».

И так - во всём. Власти полно, а силы никакой, и ничего не могут сделать. Сила не дана, не дано и разумение: что главное и что не главное. Это свидетельствуется жизнью, как и произошло с Пилатом: Власть имам распяти Тя, и власть имам пустити Тя, - а подписал только к распятию.

Удивительно, что такое сочетание - совершенно потрясающее по своей глубине и жизненности: сплошь и рядом все эти вещи происходят. Именно так.

Например, недавно мне пришлось прочесть рассуждение каких-то представителей науки против того, чтобы говорить детям о вере вообще. Мол, зачем вводить предмет основ православной культуры? Самое интересное, что они апеллировали к тому, что у нас, мол, светское государство: это якобы против конституции! Хотя конституция гласит, что человек может исповедовать любую религию или не исповедовать. Получается, власть говорит: «пожалуйста, выбирай». А тут - как же тогда человеку делать выбор, если одно будут говорить, а другое не будут говорить? Если будут говорить только, что ты - скотина облысевшая (ну, обезьяна - что такое?) Нет, говорят, не обезьяна, а родственница обезьяны. Невелика разница. Теперь уже научились уворачиваться. И вот это до сих пор преподается детям. А говорить им о том, что Господь сотворил человека, - это, видите ли, «посягательство на свободу». Когда всё время называют свиньей и человек начинает хрюкать, - это не есть посягательство на свободу. Когда говорят, что ты сотворен по образу и подобию Божию, когда человек начинает задумываться о своем высоком предназначении как образе Божием, - это «посягательство на свободу».

Вот и выходит, что власть-то, вроде, власть, а на деле всё получается по-другому. Это называется, выражаясь современным бытовым, мальчишеским языком, «игра в одни ворота». В каком-то светском произведении есть такой юмор, когда кто-то говорит: «Молчи, когда со мной разговариваешь!» То есть, с одной стороны вроде так, а с другой стороны, оказывается, не совсем так.

Власть и сила, сила и власть, они всё время в таком сочетании: человек имеет силу, но власти ему не дано, и он не может ничего сделать. И тогда действует вопреки порядкам, но не все это могут, слишком большая сила должна быть. Власть говорит: нет, нельзя, а сила говорит, что это нужно.

Замечательно, что наши настоящие правители - Государи наши православные, - эту истину понимали. Был такой диалог Императора Павла с одним из его вельмож, когда Государь говорит: «Нужно сделать так», - а тот отвечает: «Согласно закону, так нельзя делать». - «Как это, нельзя? Я сам этот закон устанавливал, и говорю, что нужно сделать вот так». - «Хорошо, Ваше Величество, но тогда нужно изменить закон».

Должно быть соответствие силы и власти, а часто бывает разделение того и другого. И на этом, собственно, происходит то, что происходит.

Но над всем есть высшая сила - сила Божия. И она в этой жизни может любого поставить на свое место или сместить с этого места. Не говоря уже о том, что там, у Бога, все будут не как хотят, а как кому Господь даст. Здесь люди часто думают, что они делают что-то, что они могут делать, но делают они постольку, поскольку им это попущено, на данный момент даже. Об этом свидетельствует тот же самый пример Пилата. Да еще Ирода - не того, который приказал убивать младенцев, когда родился Иисус Христос, а того Ирода, который отсек голову Иоанну Предтече. Два этих примера потрясающи! В Евангелии эти два примера есть.

Приходят к Спасителю и говорят: Ирод хощет Тя убити. Господь говорит: Шедше рцыте лису тому, се изгоню бесы, и исцеления творю днесь и утре, и в третий день скончаю. Обаче подобает Ми днесь и утре, и в ближний ити, яко не возможно есть пророку погибнути кроме Иерусалима (Лк. 13, 31-33). Поэтому Ирод ничего не сделает, хотя всю Иудею можно было за три дня пересечь запросто.

Так вот, два правителя: Ирод и Пилат. Один хотел убить, но не сделал этого; другой хотел пустить, а подписал распять. Вот пример силы и власти. Не дано. Когда Пилат сказал: «Мне дана власть», - Господь сказал, что к власти еще нужна сила. Она - от Бога. Поэтому Господь дал апостолам силу и власть.

Вот как много заключено в этих двух словах! Почему они и поставлены именно так: не власть и сила, а сила и власть. Такова сущность любой настоящей власти: она только тогда и может быть властью, в положенных ей пределах, если она имеет силу. Иначе она фиктивна.

Но у Бога - всё истинно! Тут всё так, как подобает. Поэтому Господь, сказано, дал силу и власть. И поскольку они даются Богом, поэтому эту истину нужно помнить. И в любых обстоятельствах: не хватает ли власти, не хватает ли силы, - нужно просить Того, Кто дает и силу, и власть. Тогда Господь восполнит и исполнит. Поэтому и сказано: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1). Собственно, это та же самая истина, сказанная другими словами.

Поэтому будем веру свою укреплять. И во всех обстоятельствах, в которых мы не можем что-то сделать - не дано нам или кому-то не дано, - будем просить помощи Божией. Аминь.

20 ноября 2010 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. omofor

никогда советская власть не была народной! Уничтожала ещё хлеще, только втихую (после Сталина). Советская власть уничтожила генофонд великой Империи, и только порождённые ею гомункулы могут стонать от любви к этой проклятой власти! Спасибо о. Валериану за глубокую, как всегда, проповедь!
чистякова / 03.03.2012, 17:13

2. Тайна беззакония в действии.

Это, Вы, Отче, правильно сказали - власть есть - силы нет, сила есть - власти нет. Я тут об этом к некоторым статьям на эту тему несколько комментарий посылал, так их так и не напечатали. Ни хулы,ни брани, ни злословия себе не позволял, однако факт остается фактом. Видать, согласно святому апостолу "тайна беззакония" уже вовсю действует в России. Помоги нам Господи, выстоять в этой борьбе.
/ 27.02.2012, 14:50

1. Re: Сила и власть

Спасибо за проповедь! Я благодарен нашей власти, что она прививает самоуважение к себе: да, мы не от мира сего! Нас уничтожают, мы вымираем, перекупленная Западом российская власть зачищает Россию для вторжения католической цивилизации. Продаются футболисты, женщины, дети, почему же не продаться кэгэбэшной власти, которая априори шпионская и, как маркитанты, должна кормить и своих и чужих. Низкие зарплаты специально введены для быстрейшего уничтожения российских народов. Чтобы подделаться под их низкую покупательную способность, производство вынуждено снижать себестоимость продукции: в молоко подсыпают мел, в колбасу - целлюлозу, в чай - крашенные опилки, овощи надувают нитратамми. Кошка это не ест, но человек, увы, вынужден. Видано ли такое при народной советской власти?! Да ещё Путин запретил кошмарить бизнес, и каждый производитель изощряется как можно больше отравить людей. Ещё раз спасибо власти! Возврати нас, Господи, в Своё Отечество!
/ 25.02.2012, 08:32
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Серафим (Кречетов)
Все статьи Архимандрит Серафим (Кречетов)
Пастырская проповедь
Все или ничего
Евангелие вторника (Лк, 77 зач., 14, 25—35)
26.11.2024
Еще одна заповедь блаженства
Евангелие понедельника (Лк, 75 зач., 14, 12—15)
25.11.2024
Как можно ошибиться в направлении дороги
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
25.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
25.11.2024 20:19
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
25.11.2024 19:28
Такую судью «на мыло»!
Новый комментарий от Владимир Петрович
25.11.2024 19:14
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 18:50
Искушение Дональдом Трампом
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.11.2024 17:56
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.11.2024 15:24
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 15:16