Молись Богу: от Него победа!
Победи себя - и будешь непобедим!
Генералиссимус А.В. Суворов.
Мысль о самоубийстве всегда приходит от диавола. И это всегда - ложь
Ложь первая.
Якобы ты себя убьешь - и все кончится, кончатся все твои страдания. Нет! Душу не убьешь. Она будет продолжать жить. Но душа попадет в страшную муку, о которой мы здесь, на земле, и не подозреваем. Она страшнее любых земных страданий. И эта мука - вечная.
Ложь вторая.
Якобы у тебя положение безвыходное. И только один «выход» - убить себя. Неправда! Молись Богу. У Бога безчисленное множество выходов из любого положения, всегда. Молись крепче - и выход увидишь. Воины во время войны попадали в окружение, в совершенно безвыходные, по-человечески, положения, но, помолившись Богу, давали обеты, и чудесным образом выходили из окружения.
___________________________
Архиепископ Иоанн (Шаховской):
Самое большое поражение бесов - когда их обнаруживают, срывают с них личину, которой они прикрываются в мiре... Они всё делают, чтобы остаться в мiре сокрытыми...
Самоубийцы, перед самоубийством своим, совсем не знают, что около них стоит гадкий (невыразимо) злой дух, понуждая их убить свое тело, разбить драгоценный «глиняный сосуд», хранящий душу до сроков Божьих. И советует этот дух, и убеждает, и настаивает, и понуждает, и запугивает всякими страхами: только чтобы человек нажал гашетку или перескочил через подоконник, убегая от жизни, от своего нестерпимого томления... Человек и не догадывается, что «нестерпимое томление» - не от жизни, а от того, от кого и все мысли, «обосновывающие» убиение себя. Человек думает, что он сам рассуждает, и приходит к самоубийственному заключению. Но это совсем не он, а его мыслями говорит тот, кого Господь назвал «человекоубийцей искони». Человек только безвольно соглашается, невидимо для себя берет грех диавола на себя, сочетается с грехом и диаволом... Одно покаянное молитвенное слово, одно мысленное хотя бы начертание спасительного Креста и с верою воззрение на него - и паутина зла расторгнута, человек спасен силой Божьей от своей гибели... Только малая искра живой веры и преданности Богу - и спасен человек! Но все ли люди, спасшиеся от убиения себя, от какого-либо другого греха, понимают, что около них стоял (а может быть, и еще стоит, или иногда к ним приближается) отвратительный злой дух, существо, обнаруживаемое только некоей духовной чуткостью и обостренным духовным вниманием?
Далеко не все (даже христиане) отдают себе отчет в действиях и проявлениях злых духов, о которых с такой удивляющей силой и ясностью говорит слово Божие.
_____________________________________
Из всех смертных грехов самоубийство - самый страшный, ибо во всяком грехе человек имеет время покаяться, и нет греха, которого не простит Господь искренне кающемуся, но самоубийство лишает человека покаяния, одновременно умерщвляется и тело, и душа, делаясь не способной для блаженной вечности и отпадая от Бога.
Преступность самоубийства в том, что человек возмущается против творческого и промыслительного порядка Божественного и против своего назначения, произвольно прекращает жизнь, принадлежащую не ему только, но и Богу и ближним и которая дарована ему для совершенствования и искания Бога - отрекается от всех лежащих на нем обязанностей и является в загробный мiр непризванным.
О принадлежности нашей земной жизни Богу говорит святой апостол Павел: Никтоже нас себе живет, и никтоже себе умирает... Аще убо живем, аще умираем, Господни есмы (Рим. 14, 7-8).
Самоубийца попирает и естественный закон: Никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю (Еф. 5, 29).
Говорят, что не каждый может решиться на этот смелый поступок. Самоубийство - не героизм, а малодушие, ибо человек, не желая терпеть свой жизненный крест, надеется таким образом сойти с него.
Но, о горе душе самоубийцы! Лишь за порогом смерти ей открывается, как обманул ее лукавый враг. Ибо смерть оказывается не избавлением, а началом подлинных и безконечных страданий.
Всякое самоубийство - плод труда темных бесовских полчищ и великое торжество для них. «Падшие ангелы не перестают возмущать все общества человеческие и каждого человека порознь; нет злодеяния, нет преступления, которого бы они не были зачинщиками и участниками». (Святитель Игнатий, «Слово о смерти»).
Вся наша жизнь - непрестанная война с падшими духами злобы, битва идет за каждую душу, поле боя - сердца человеческие. Множество людей погибает из-за неведения этой невидимой брани, будучи безоружны против сильного и безпощадного врага.
Но не будем отчаиваться во спасении своем. Над всеми тварями - непостижимые судьбы Творца, которые всё мiроздание ведут ко благу. Они неведомы и непонятны нам, имеющим конечный, земной разум, мы можем лишь с благоговением смириться перед своим Промыслителем и Богом, вручив себя Ему. Он же, по великой любви к нам, даровал нам оружия, которыми мы до исхода своего из этой жизни сможем, о Господе, отражать все нападения вражии. Какие это оружия, попытаемся показать в нижеследующих случаях.
Рассказ раба Божия Н. «Был Великий Пост, и первый пост в моей жизни. Я строго постился. Только один раз нарушил пост. После разговения возомнил о себе, что чего-то достиг и что сатана мне теперь не страшен. Все это происходило после Пасхи на Светлой седмице. Прихожу как-то в комнату и говорю: «Сатана, ты мне теперь не страшен, я выдержал пост». (Именно - я, и все это без Бога). И вот после этого я стал выпивать, даже не просто выпивать, а сильно пить. Однажды я пришел домой под утро выпивший. Родители стали упрекать, что, мол, с самого утра уже пьяный. И тут находит помутнение. Зашел на кухню. Руки как бы сами схватили нож. И, когда втыкал в себя нож, заметил, что руки как бы были покрыты шерстью (она как бы бархатная, но не осязаемая). Ощущение, что за руками я наблюдал со стороны. Потерял сознание. Очнулся на операционном столе.»
Господь попустил рабу Своему Н. это испытание за его превозношение, когда он забыл, что без помощи Божией мы не способны ни на что доброе. Но, по милости Своей, Господь сохранил его от погибели, даруя время для покаяния и исправления и для назидания нашего. Он, рассказав нам о себе, смирил свою гордыню и посрамил диавола, разоблачив его, а мы убоимся гордиться и всегда и во всем будем призывать помощь Божию и за все удачи и успехи благодарить Господа. Первое оружие в нашей брани - смирение.
Второе же - крестное знамение. Самоубийц не находят с крестом на шее. Враг прежде внушает снять крест, и тогда он получает власть над человеком, отвергшим Крест, а значит и Спасителя своего.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Слава, Господи, никогда не изнемогающей силе Креста Твоего! Когда враг теснит меня греховным помыслом и чувством и я, не имея свободы в сердце, изображу несколько раз с верою крестное знамение, то вдруг и грех мой отпадет от меня, и теснота исчезает, и я выхожу на свободу... Крест для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно от злодейства невидимых врагов.»
Третье оружие - молитва. Вот как спасла молитва рабу Божию Л. Ее постоянно преследовал голос, внушавший ей мысль повеситься. То и дело натыкалась она на будто приготовленные кем-то веревки и стала уже склоняться к исполнению вражьего совета. Ночью как-то он крикнул: «Ну, долго ты еще будешь собираться? Иди, вешайся!» Она схватила уже всё приготовленное и пошла было, но спохватилась, что забыла помолиться. Молилась от души и не заметила, как настало утро и люди пошли на работу. Тут она, умиротворенная и спокойная, тоже стала собираться на свою работу.
Четвертое оружие - покаяние. Из жизнеописания оптинского старца преподобного Илариона: «Тульской губернии Богородицкого уезда купец 35 лет, трезвый, более года страдал душевной болезнью: ему представлялось, что какие-то незнакомые люди преследуют его и намереваются лишить его жизни. Эти наваждения ни днем, ни ночью не давали ему покоя, и он уже несколько раз приходил к мысли о самоубийстве, тем самым наводя страх на всё свое семейство. По убеждению матери И.В. приехал в обитель и объяснил свое положение старцу Илариону. Старец несколько раз подолгу с ним разговаривал и нашел у него затаенный грех, который он не исповедовал священнику, сомневаясь в прощении его. Старец убедил его, что нет греха, который бы не прощало человеколюбие Божие, если в нем каются, и купец на исповеди принес в своем грехе покаяние, и, получив разрешение, удостоен был причащения Святых Таин. При причащении старец сказал ему: «Ну, поезжай с Богом, теперь тебя преследовать и вязать не будут...» Так, действительно и было: И. В. совершенно выздоровел от своего мучительного недуга.»
С Божией помощью избежим сетей вражиих!
Из брошюры «О молитве за самоубийц», издание общества «Благовестие» при храме Тихвинской иконы Божией Матери города Брянска
Храм Державной иконы Божией Матери г. Жуковского - пос. Кратово Московской области
2. Почему Церковь не молится за самоубийц?
1. Re: Почему Церковь не молится за самоубийц?