Любовь никогда не перестаёт...

К сороковинам монаха Серафима (Елгина), основателя Андреевского скита Александро-Невской лавры

0
869
Время на чтение 10 минут
Могила о.Серафима

24 февраля исполняется сорок дней со дня кончины монаха Серафима (Елгина), строителя и насельника Андреевского скита Александро-Невской Лавры. Судя по рассказам почитателей отца Серафима, он обладал «даром рассуждения», который даже в житиях святых называется редким. После беседы с ним жизненная ситуация прояснялась, и потихоньку, без чудес и потрясений, всё становилось на свои места, появлялись силы двигаться дальше.

            А ещё, подобно своему небесному покровителю, отец Серафим искренне любил людей, так что каждому приходившему к нему казалось, что батюшка только его и ждал. Свежая могила за алтарём храма Зосимы и Савватия Соловецких покрыта крупными заиндивевшими розами - даром тех нескольких сотен человек, которые побывали в скиту накануне отпевания и в сам день похорон.

 

            Свято место

 

           

Андреевский скит

Андреевский скит, построенный отцом Серафимом неподалёку от Всеволожска, возник не на пустом месте. Издавна жители окрестных деревень знали, что на Агафоновом лугу стоит странный камень. Это был большой валун, около пяти метров в длину и двух в высоту. На вершине огромного камня чётко отпечатался след коня. В народе говорили, что этот след оставил конь апостола Андрея Первозванного, а собиравшуюся в углублении воду считали целебной.

            Монахиня Варвара (Метицкая) рассказывала, что в детстве она вместе с родителями приходила на Агафонов луг на покос. Пока родители работали, она играла около камня. Однажды девочка увидела, что на валуне стоит маленький ягнёнок, и растерялась: как же помочь ему спуститься? Она позвала родителей, но, пока они бежали с поля, ягнёнок пропал. Услышав об этом видении будущей подвижницы, отец Геннадий Беловолов предположил, что оно было знамением бескровной жертвы, которая будет приноситься на этом месте. В таком случае, знамение это сбылось: теперь в нескольких шагах от камня находится алтарь храма святых Зосимы и Савватия Соловецких.

            Когда в Колтушах взорвали церковь, верующие установили возле камня на Агафоновом лугу крест и стали собираться возле него. Это не понравилось местным властям, и камень тоже решили уничтожить. Несколько раз его пытались взорвать, камень не поддавался, но, наконец, раскололся на три части. Две из них, в том числе ту, на которой был след подковы, увезли в неизвестном направлении, третья осталась на прежнем месте как памятник.

 

            Владимир Михайлович Елгин

 

            

Монах Серафим

Бóльшую часть жизни Владимир Михайлович провёл в миру. До того, как занялся строительством на Агафоновом лугу, работал инженером на заводе «Русский дизель». В девяностые годы был старостой строящейся церкви святого Иоанна Кронштадтского в Колтушах, участвовал в строительстве других храмов. Когда Владимиру Михайловичу было шестьдесят лет, жизнь его круто переменилась.

Позже отец Серафим рассказывал, что ему несколько раз являлись святые Зосима и Савватий Соловецкие, которые указали место для новой церкви на Агафоновом лугу. Владимир Михайлович рассказал об этом митрополиту Иоанну (Снычёву), и владыка благословил его начать строительство. Владимир Михайлович оформил землю на себя как фермерское хозяйство, поселился на Агафоновом лугу в маленьком вагончике и занялся строительством часовни святых Зосимы и Савватия Соловецких.

            «Два или три года он жил абсолютно один, - рассказывает житель Всеволожска Олег Патрикеев, хорошо знавший отца Серафима. - Он вспоминал, что мороз был до 35 градусов, а его вагончик еле-еле отапливала печка-буржуечка. Ходил он в ватнике. И был у него котёнок, который забирался ему под бороду и грелся. Так они и спали - сколько позволяла печка...»

            «Публика всякая сюда заезжает, - говорит игумен Викторин (Алёшин), нынешний строитель скита. - Конечно, было человеческое противление: и нападали, и обворовывали. Место глухое, говорят, частенько народ заезжал сюда и бузил. Тут есть и цыганская братия, и наркоманы... А неподалёку, километрах в четырёх, - озёра, летом туда со всего Санкт-Петербурга приезжают. И рыбалка там, и ресторана два, и дискотека гремит по пятницам - всё, что хочешь.

            Лукавому храм тут совсем не был нужен. Храмостроительство - вещь очень серьёзная. Был пень, а будет храм, на нём крест будет стоять, на престоле - Евангелие лежать. Дух Святый будет жить, Литургия совершаться. Люди будут причащаться, слушать слово Божие, спасаться. Поэтому строители храмов ходят по очень тонкому лезвию. Особенно мирянам тяжело, когда они начинают строить храмы, не в сане, не в постриге. Человек не понимает даже, за что взялся, и очень часто страдает. Потому что это - чётко обозначенная война против сил зла».

            Через некоторое время Владимир Михайлович обратился к наместнику Александро-Невской Лавры, архимандриту Назарию (Лавриненко). Тот подумал - и благословил создание на заболоченном поле лаврского скита, а Владимира Елгина постриг в монахи с именем Серафим.

 

            Отец Серафим

 

            

Первые постройки скита

- Человек он был, действительно, необыкновенный, - рассказывает отец Викторин. - Энергичный, радушный, очень неглупый. «Из народа», но очень любил книги, в последнее время, конечно, духовную литературу. С большим трепетом относился к книге... Хоть он и не в сане был, но притягивал к себе людей. Очень многие его почитали как своего духовного руководителя.

            - А почему отец Серафим не был рукоположен?

            - А он, знаете, и не рвался. Чтобы быть в сане, нужно служить, а чтобы служить, надо обладать особыми знаниями. А он пришёл в Церковь уже немолодым человеком. Да и необязательно это. Он занимался в первую очередь стройкой. Кто-то ведь должен служить, а кто-то - строить. Сейчас многие приходские священники и монахи восстанавливают монастыри и новые строят. Они становятся строителями, прежде всего, а совмещать это - не всегда правильно.

            «Многие ездили к нему за советами, - вспоминает Олег Патрикеев. - И не только за духовными советами, но и за конкретной помощью. Я лично возил сюда женщину, у которой сгорел дом. Она искала помощи у всех, в том числе у депутатов, и нигде не могла обрести покоя. А у неё дети были, трудное положение... А у отца Серафима было много знакомых в администрации и среди депутатов, они всегда шли ему навстречу. И женщина получила просимое!

            Отец Серафим, рассуждая о мирских делах, всегда расставлял акценты: что важнее, что потерпеть нужно, где - усилить молитву, где - просто промолчать. И когда человек так делал, всё в жизни как-то спокойно получалось. В скит даже паломнические группы ездили, по двадцать, тридцать человек, - и все шли к нему. Так к очень хорошему священнику люди ездят. Отец Серафим не исповедовал, он просто беседовал. Но это получалось даже больше, чем исповедь. Потому что человек выкладывал всё, что не мог даже на исповеди сказать, боясь осуждения священника или самого себя. Здесь он раскрывался - и поэтому выходил от батюшки совсем другим человеком. Батюшкой мы его называем, потому что он для нас был и остаётся отцом.

            Однажды я привёз к отцу Серафиму матушку Варвару (Метицкую). Эту встречу забыть невозможно! Понаслышке они знали друг о друге. Они обнялись как брат с сестрой, со слезами на глазах. Матушка очень это место почитала: помнила своё детство, да и жила недалеко отсюда, на Красной горке, здесь же и похоронена. Когда она увидела, что на Агафоновом лугу построена церковь, ей это было очень радостно. Они долго стояли, держась за руки, со слезами умиления. Просто молчали и смотрели друг другу в глаза. Она рассказала отцу Серафиму о своём видении на этом камне, рассказала, что на этом месте стояли воинские части, которые готовились к отправке на Невский пятачок. Очень много людей уходило отсюда только в одну сторону. Потом отец Серафим сказал, что митрополит Иоанн (Снычёв) называл эту дорогу Дорогой смерти.

            В день своего Ангела, 15 января, отец Серафим причастился, а на следующий день спокойно отошёл ко Господу. Я сподобился быть, наверное, последним у его одра: пришёл к нему 15-го поздно вечером, чтобы поздравить. Нас с ним тесно связывает ещё одна ниточка: наша дочка, которая родилась два месяца назад по его молитвам. Мы с супругой приезжали к нему и просили помолиться об этом, потому что очень хотели ещё одного ребёнка, хотя у нас уже были четыре дочки. Она родилась в день апостола Андрея Первозванного, назвали мы её Серафимой. И крестили в день преподобного Серафима Саровского. Отца Серафима мы просили быть её крёстным отцом, и на Крещении у нас не было крёстного папы, потому что мы знали, что это будет он. Видимо, он духом присутствовал на этих крестинах, а на следующий день отошёл ко Господу, как бы завершив все свои дела. Конечно, я не говорю, что это было только из-за нас... Наверное, любой человек, который с ним общался, может сказать, что это для него было сделано».

            Родной сын отца Серафима, Иван Владимирович Елгин, очень похож на него. Сейчас ему трудно рассказывать об отце, и он просил об одном: поблагодарить всех, кто помогал отцу Серафиму в последние месяцы жизни, во время тяжёлой болезни. Это весь персонал Ленинградской областной клинической больницы, особенно - врачи и сёстры-анастезистки отделения реанимации и интенсивной терапии N 2. А ещё - персонал Всеволожской клинической больницы. «Спасибо всем, кто помогал материально», - добавил Иван Владимирович.

 

            Андреевский скит

 

            

Крест

Для тех, кто не знал отца Серафима при жизни, Андреевский скит - это зримое воплощение его трудов. Мы приехали в скит в морозное безветренное утро, когда солнце сияло в чистом зимнем небе и воздух казался разреженным, как высоко в горах. Справа от входа в скит стоит бывший вагончик отца Серафима, превращённый в домик с крестом наверху и небольшим колоколом возле входа. Где-то лает собака, на снегу ярким пятном мелькает кот.

            Прямая белая дорожка ведёт к деревянному храму в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких. За алтарём - единственная могила: отца Серафима. «Он всё спрашивал летом: «Где будете меня хоронить?» - говорит отец Викторин. Я отмахивался, а он продолжал: «Хочу за алтарём!»». Чуть правее могилы - легендарный обломок камня и большой крест, установленный по благословению владыки Иоанна (Снычёва). Неподалёку растёт стройный дубок, который отец Серафим посадил в год основания скита. Паломники привозили под этот дубок землю со всех святых мест...

            В скиту есть ещё один храм, тоже деревянный. У него редкое посвящение, единственное в нашей епархии - в честь святой мученицы Евгении. Этот совсем небольшой храм был освящён в 2011 году, а построен на средства благотворителя Игоря Николаевича Бусырёва. У него умерла дочь Евгения, которой было немногим больше двадцати лет. Через некоторое время мама девушки, Людмила, увидела во сне храм на лесной поляне. «Здесь, мама, будет наш дом», - сказала дочка во сне. Вскоре после этого умерла и Людмила, а в лаврском скиту появился новый храм.

            

Дубок

Есть в скиту и братский корпус, и дом наместника, и трапезная с колокольней. О пятитонном скитском колоколе хотели написать в «Книгу рекордов Гиннеса»: он, дескать, самый большой из всех, что висят на деревянных колокольнях, - но отец Серафим не согласился. Существует и проект постройки первого каменного здания в скиту - собора в честь апостола Андрея Первозванного, площадью в четыре сотки. «Я просто не знаю, как к этому подходить! - говорит отец Викторин. - Как будет воля Божия - построится... Может быть, отец Серафим этому посодействует. На том свете коридоры короче, и двери легче открываются. Я знаю случаи, когда люди в этой жизни стояли перед каким-то вопросом, но дверь не открывалась. А после их смерти всё неожиданно устраивалось».

            Игумен Викторин - единственный монах Андреевского скита. С ним живёт один послушник, да ещё рабочий, который присматривает за курами, гусями и кроликами. Каждый день здесь служат утреню, вечерню и полуночницу, а Литургию - по субботам, воскресеньям и праздникам. Великим постом богослужений будет больше, отец Викторин готовится служить все Литургии Преждеосвященных даров. Храм святых Зосимы и Савватия немногим больше церкви святой Евгении, и у прихожан создаётся ощущение, что во время службы все они стоят в алтаре. Приезжают две-три многодетные семьи - и храм уж полон.

            Хорошо и чисто в скиту, светло и торжественно. Таковы, наверное, были дела отца Серафима, такова его молитва, таков он сам.

            Адрес Андреевского скита: 188680, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Колтушская волость, вблизи д. Коркино, массив «Генетика» на Агафоновом лугу.    

            Проезд из Всеволожска: не доезжая пос. Воейково, поворот направо, в сторону Куркинских озер. Далее - до развилки «Направо рыбалка, налево в скит».

            Контактный телефон: 8-921-740-85-05

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сергеевна Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Сергеевна Надпорожская
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06