Православная культура - культура православных: взгляд изнутри

Часть 1. «Женское» Православие

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни  Семья 
0
957
Время на чтение 12 минут

Сколько копий было сломано в последние годы, когда обсуждался вопрос: вводить или не вводить в школах изучение ОПК. Сколько было отдано сил, времени разработке учебных программ, подготовке учебников, преподавателей Основ! Но, несмотря на все старания, воз и ныне там (или почти там).

Что же происходит? Почему буксует уже, казалось бы, утвержденное многими инстанциями решение о введении в школы ОПК, и, главное, почему обычные родители не спешат записывать своих детей на этот курс, или как сейчас принято говорить, образовательный модуль?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю поговорить не о той православной культуре, история которой изложена в известных учебниках А.В. Бородиной, протодиакона Андрея Кураева и других авторов, а о сегодняшней, той, которую ежедневно, ежечасно мы создаем сами, своими собственными руками, а также словами и поступками.

Свою статью я разбила на несколько частей, поскольку проблема эта многогранна, но сразу предупреждаю, что высказываю свое личное мнение, основанное на моих личных наблюдениях и выводах. Кому-то они могут показаться не соответствующими действительности, надуманными и т.п. Что ж, высказывайте свою точку зрения, в полемике с единоверцами, надеюсь, родится не только истина, но и выстроится дальнейшая программа действий.

* * *

Начну, опять же, с вопроса: почему бурное возрождение православной религии в России в конце 80-х годов прошлого века не сопровождается таким же бурным возрождением народной православной культуры? Почему мы не ощущаем тяги вернуться к тысячелетним традициям?

Ответить на эти вопросы можно по-разному: с точки зрения богословия, философии, истории, культурологии и т.д. Я, со своей стороны, хочу высказать свое, возможно, спорное, мнение.

А потому, что сегодня проводниками религиозной культуры в мирской среде и, в какой-то степени, в православной являются, как правило, современные эмансипированные, хотя и верующие, женщины. То есть женщины, чей образ мышления, само мировоззрение по определению весьма далеки от православных канонов, требующих смирения, кротости, послушания.

Как известно, 25 июня 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве была создана Международная общественная организация «Союз православных женщин». В состав Совета СПЖ вошли актриса Екатерина Васильева, вдова убитого священника Даниила Сысоева Юлия, глава Попечительского совета программы Центра национальной славы «Святость материнства» Наталья Якунина, глава администрации подмосковного поселка Деденево Светлана Тягачева и другие.

Как было сказано на сайте www.newsru.com, «Союз православных женщин образован ради консолидации работы в духовно-просветительской, культурной, благотворительной и иной общественно-полезной деятельности, восстановления православного образа жизни в семье, оказания помощи школе в воспитании подростков в духе традиционных православных ценностей, оказания помощи детям, малоимущим матерям-одиночкам, социально незащищенным членам общества и т.д.

Среди других целей - формирование негативного общественного отношения к абортам с приравниванием прерывания беременности к убийству ребенка, содействие в воспитании уважения к традиционной роли женщины в повседневной жизни и общественном служении, борьба с табакокурением, пьянством, наркоманией, защита прав домохозяек».

Ранее в той же информационной заметке были приведены слова главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, сказанные им корреспонденту ИА «Интерфакс»:

«- Эта организация очень нужна, на нее есть общественный запрос. Она обладает огромным потенциалом реального влияния на наше общество».<...> «По его мнению (отца Всеволода - Г.П.), православное женское движение должно быть "дерзновенным, должно не бояться ставить самые серьезные вопросы перед властью и обществом". Он предложил делать заявления по самым разным темам, инициировать законотворческие процессы, "предлагать свои варианты решения экономических, политических и иных общественно значимых проблем».

24 января этого года в нашей митрополии было создано Новосибирское отделение СПЖ. Высокопреосвященнейший митрополит Тихон на учредительном собрании сказал о «важности и большой общественно-социальной значимости православного женского движения».

В состав Совета вошли 23 весьма известные и уважаемые в Новосибирске и области дамы. Это представительницы органов законодательной и исполнительной власти города и области, православных и общественных организаций, бизнес-структур, высших учебных заведений. Среди них председатель горсовета Надежда Болтенко, руководитель управления опеки и защиты прав детей Минсоцразвития Новосибирской области Раиса Устинова, генеральный директор ООО «Торговая площадь» Валентина Макарова, председатель правления Сибирского книжного союза «Общество книголюбов» Наталья Пендюрина, директор Новосибирского филиала «Банка Москвы» Светлана Барановская, секретарь Краснообского первичного отделения партии «Единая Россия» Галина Рыбальчук и другие.

А мне в связи с этим почему-то вспомнилась одна давняя история. Ранним утром мы с сыном-первоклассником по пути в школу переходили проезжую дорогу. Навстречу нам бежали две пожилые женщины, судя по одежде - явно опаздывающие на службу прихожанки или служительницы расположенного неподалеку храма. На полной скорости они сшибли моего ребенка с ног наземь и, даже не оглянувшись, умчались прочь. Для меня эти две старушки на какое-то время стали знаковым образом современной православной христианки. Много позже, когда я брала интервью у одного уважаемого батюшки, я рассказала ему про этот случай.

«Прости их, - сказал он мне. - Они же почти все в молодости были комсомолками и не знают, как надо жить по-православному. Они на старости лет пришли в храм замаливать грехи, но в душе какими были, такими и остались - решительными, бескомпромиссными... Помоги им Господи!»

Но ведь и мы, те, кто помоложе, кто пришел в храм в 90-х, в 2000-х такие же: мы тоже были комсомолками и нас тоже воспитывали в сознании того, что надо обладать «активной жизненной позицией», «быть активным членом общества», иметь равные права с мужчинами...

Моя бабушка Мария Александровна, которая, к сожалению, умерла задолго до моего рождения, была, по словам мамы, истинно верующей. Она родилась в 1902-м году, вышла замуж по любви, но муж погиб в гражданскую войну. В 1923-м году родственники выдали ее замуж вторично - за человека, которого она совсем не знала и не любила. Тем не менее, мама рассказывала, что ее родители никогда не ссорились, никогда за 30 лет совместной жизни даже не повысили друг на друга голоса, хотя на их долю выпало немало бед - смерть пятерых из десяти детей, бедность, голод.

В годы Великой Отечественной войны моя бабушка почти всю причитающуюся ей порцию еды отдавала детям и мужу-инвалиду, оставляя себе только крохи. Возможно, это и свело ее раньше времени в могилу. Говорят, она была молитвенницей - тихой, скромной, смиренной.

А моя мама с 1953-го года - коммунистом, членом бюро райкома; я сама в молодости около 7 лет возглавляла комсомольскую организацию. К вере шла долго и трудно. Но мне повезло - в течение шести лет я была, что называется, церковным журналистом, редактором газеты, имела возможность постоянно общаться со священниками и получать ответы на самые разные вопросы.

На сайте http://tayga.info, в информации о создании в Новосибирске Союза православных женщин, говорится: «По словам сотрудницы горсовета, деятельность организации в основном будет направлена на решение социальных проблем и духовное просвещение. Среди задач, которые стоят перед членами союза: оказание помощи детям, матерям-одиночкам, малоимущим семьям, социально незащищенным членам общества, в воспитании подростков в духе православных ценностей».

Многим из моих знакомых, людям образованным, занимающим достаточно высокие должности, в свое время пришлось пережить духовные метания, которые порой заводили в такие лабиринты, что сам факт приобщения их в конце концов к Православию можно смело отнести к проявлению Божиего Промысла и Попечения о нас, грешных. Кто-то прошел через увлечение оккультизмом и магией, для кого-то в свое время высшим духовным авторитетом была Елена Рерих, некоторые до сих пор словно носят в своей душе отпечаток буддизма, кришнаизма или неоязычества. Повторюсь, сегодня все эти женщины - прихожанки православных храмов, искренне считающие себя воцерковленными. Мало того, кое-кто из них относится к «истинно-истинно православным», ревностно отстаивает «чистоту веры».

Мы тоже, как и те бабушки, очень хотим личного спасения и, естественно, желаем этого для своих детей. На свой лад истолковывая церковные догматы, мы пытаемся воспитывать их «по-православному», но во все свои «благие дела» привносим немалый элемент чисто женской эмоциональности и нехристианского, чувственного восприятия церковной действительности. Храм зачастую становится для нас не просто Домом Божиим - мы приходим сюда, словно на свидание к «любимым» священникам.

Как-то раз во время полиелейной службы одна уже довольно пожилая дама при мне рассуждала о том, к кому из батюшек стоит подойти для помазывания: «Так, с этим отцом я вчера поругалась, тот плохо служит, у него и благодати-то нет, а этот... Подойти - не подойти?.. Нет, не буду. Я недавно хотела у него взять благословение, а он на меня так посмотрел! Ну вот, даже не у кого помазаться... Пойду в другой храм».

«Благодаря развитию духовной культуры, Союз православных женщин поможет Новосибирску укреплять и поддерживать институт счастливой семьи», - сообщили в пресс-службе горсовета» (http://nsk.sibnovosti.ru/).

Что тут скажешь - дай-то Бог, чтобы усилиями новосозданной организации счастливых православных семей в нашем городе стало больше. Но вот ведь какое дело: по моим наблюдениям, большинство верующих женщин в наше время и есть те самые матери-одиночки. Мужья либо бросили их еще до того, как они воцерковились, либо после - когда жена внезапно стала ходить в храм и попыталась по-своему «воцерковить» мужа. А есть и те, кого муж просто выгнал из дома со словами: «Вот и иди к своему Богу!» То есть значительное число нынешних прихожанок не имеют нормальной семьи, соответственно, ни они сами, ни их дети просто не понимают, что такое «институт счастливой семьи», тем более, в чем заключаются традиционные православные семейные ценности, какой смысл вкладывается в выражение «семья - малая церковь». Так что впору внести небольшое уточнение в название новой общественной организации: Союз одиноких православных женщин.

К тому же, по личному опыту знаю: когда мы начинаем всю свою энергию отдавать религиозно-общественной или приходской работе, тут уж становится не до мужа (если он есть) и, тем более, не до собственных детей - они оказываются невинными жертвами нашего непомерного энтузиазма.

Мы «защищаем» Православие! Мы работаем «во славу Церкви Христовой», занимаемся «решением социальных проблем и духовным просвещением»! Нет, я не насмешничаю и не осуждаю - я сама была такой в течение шести лет, и мой сын ждал маму до позднего вечера, пока я готовила очередной выпуск епархиальной газеты. До сих пор у меня сжимается сердце, когда я вспоминаю, как однажды, отправив номер в печать, в полночь вернулась домой и увидела его, восьмилетнего, спящим, а рядом - стакан воды, недоеденный ломоть хлеба и кусок сала - весь его ужин...

Эх, если бы нашу кипучую энергию да под строгий духовный контроль батюшки, под его отеческую опеку... Если бы все те задачи, которые ставят перед собой «амбициозно-православные» женщины (простите за термин, сестры, но признайте, положа руку на сердце, что это так), да в союзе с такими же православными мужчинами - мы бы и впрямь горы свернули!

Но в реальности чаще всего происходит по-другому: иной настоятель сам становится «заложником» своих не в меру ретивых прихожанок или служительниц. Порой почти все должности в приходе занимают женщины, и священник оказывается просто вынужден сдаваться, поступать так, как они ему настоятельно советуют. И приходская жизнь приобретает «женский» оттенок. Причем, если даже и присутствуют на каких-то должностях мужчины (шоферы, сторожа, плотники и т.д.), особой роли в жизни прихода они не играют. Да и желания к этому большого не имеют, потому что их одинокий голос попросту тонет в многоголосом женском хоре.

Что же касается представительниц православных общественных организаций, то без постоянного духовного руководства священников и мужской поддержки они со временем вольно или невольно приобретают отнюдь не те черты характера, которыми прославились святые Иулиания Лазаревская и благоверная княгиня Феврония Муромские - не говоря уже о других святых православных женщинах. В пылу «борьбы с табакокурением, пьянством, наркоманией, защитой прав домохозяек» как-то забывается, что«восстановление православного образа жизни в семье» невозможно без признания самими активистками, в первую очередь, главенствующей роли в такой семье мужа - со всеми вытекающими из этого последствиями.

А «оказание помощи школе в воспитании подростков в духе традиционных православных ценностей» также является нереальным, если эту помощь оказывают бизнесвумен или леди-политик, ратующие за женское равноправие.

За несколько веков своего существования, особенно за последние сто лет, Православная Церковь претерпела многое. И трудно было ожидать, что в конце XX века она возродится той же, что была в период своего расцвета. Ее дух был сохранен священнослужителями ценой неимоверных усилий, но традициям, народной православной культуре был нанесен огромный, в чем-то непоправимый ущерб.

Как и на Западе, у нас в стране сегодня сильны идеи феминизма, даже какого-то морального и интеллектуального превосходства женщин над представителями мужского пола. Мы привыкли, - точнее, нас приучила к этому современная светская культура, - относиться к мужчинам не с уважением, как к кормильцам, «опоре семьи», а снисходительно-презрительно, как к неразумным великовозрастным детям, и брать всю полноту ответственности за решение жизненно важных вопросов на себя. Мы сегодня готовы не только «останавливать коней» и «входить в горящие избы», но и активно вмешиваться в те сферы жизни, в которые до сих пор вход нам был категорически воспрещен.

Показательный пример: за последние годы число мужчин в новосибирских храмах увеличилось в несколько раз. Причем их возраст колеблется где-то от 30-35-ти до 60-ти лет. Но все равно основная масса прихожан - женщины. На фотографиях, которые я нередко делала во время праздничной или воскресной Божественной литургии в нашем кафедральном соборе, хорошо заметно, что прямо возле амвона стоят старушки, чуть подальше в стороне - прихожанки помоложе, и только где-то совсем в задних рядах видны мужские лица. То есть мужчины-прихожане добровольно признали наше превосходство и нашу ведущую роль в религиозной жизни, хотя это в корне противоречит христианским традициям.

Мы думаем, что современные дети этого не видят и не понимают, но это далеко не так. Из своей ежедневной «заброшенности» матерями - религиозными общественницами и работницами, из нашего настырного желания «во что бы то ни стало», любыми способами воцерковить их они делают свои выводы и, зачастую, не в нашу пользу. Сколько я наслушалась горьких историй от искренне верующих, добрых прихожанок, не сумевших передать своим детям любовь к Богу, привить им ростки православной культуры, не желая того, оттолкнувших их от Церкви!

Силами преподавательского коллектива новосибирской православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского был разработан и издан прекрасный учебник по Основам православной культуры. Первая глава называется «Россия - священная наша держава». Там говорится о патриотизме, о любви к Родине. Но кто должен говорить детям об этом? Согласитесь, из уст учителя - бывшего воина, отслужившего в армии, рассказ будет звучать более убедительно, чем если слова о патриотическом воспитании произнесутся учительницей, никогда не имевшей к воинской службе никакого отношения. Вообще, на мой взгляд, есть что-то фальшивое в том, что преподавание ОПК отдано на откуп учительницам, хотя вся православная культура зиждется на ведущей роли мужского монашества, священства, воинства и православного христианина, а никак не христианки. Женщине в традиционной культуре Православия отведена подчиненная, второстепенная роль. И это не должно быть нам в обиду - так установил Господь.

Были святые Жены-Мироносицы, но не их сделал Иисус Христос Своими апостолами, и не на них сошел Святой Дух. Не они проповедовали Благую весть в разных концах земли, хотя никто не станет отрицать роли равноапостольных Марии Магдалины и просветительницы Грузии Нины. Княгиня Ольга была верной христианкой, но не ее усилия привели к тому, что Русь приняла Православие, а ее внука, великого князя Владимира.

Мы, современные эмансипированные верующие женщины, сегодня все поставили с ног на голову, исказили самый смысл православной культуры и при этом хотим, чтобы подрастающее поколение, принимая Православие в нашем «женском переводе», испытывало «уважение к традиционной роли женщины в повседневной жизни»...

Мне кажется, что, до тех пор, пока будут создаваться православные союзы и другие общественные организации, где женщина занимает место «вожака», «главы», мы не сможем прямо и открыто смотреть в глаза тех, кого пришли поучать «в православном духе».

Пока мы добровольно не признаем мужского превосходства над собой как необходимого условия возрождения православной культуры в России, ничего в этом вопросе не сдвинется с места.

Пока учительницы будут на уроках ОПК повествовать о великих победах православного воинства - мы не сделаем наших сыновей более мужественными, а дочерей - более женственными.

Богу - Богово, кесарю - кесарево: по-хорошему, так преподавать православную культуру - хоть в общеобразовательной, хоть в воскресной - школе надо бы двум учителям. Мальчиков должен учить священник или мирянин, возможно, казак, то есть человек, могущий донести до их сознания понятия воинской доблести, чести, мужества, основанные на христианских заповедях. А вот девочкам уроки истинного благочестия может преподать и матушка священника, и мирянка-учительница или член Союза православных женщин. Только в этом случае мы сможем дать нашим детям возможность приобщиться к истинной православной культуре, а не к ее современной интерпретации. И, может быть, тогда придет день, когда наше место в жизни прихода займут подросшие сыновья, а дочери смогут стать настоящими хранительницами домашнего очага, верными, любящими и терпеливыми женами. И крепкая православная счастливая семья вновь, как прежде, сможет носить высокое звание «малой церкви» и передавать новому поколению те идеалы, которые заповедали нам наши благочестивые предки.

P.S. Еще несколько слов о Союзе православных женщин. Уже после того, как материал был готов, я наткнулась в интернете на один очень интересный текст, раскрывающий историю появления этой организации в России (см. Белякова Елена, Белякова Надежда «Положение женщин в Православной Церкви в XX веке», http://forum.gender.ru/node/5965). Было бы желательно, если бы кто-нибудь из наших уважаемых батюшек взялся его прокомментировать.

Продолжение следует

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

18. Re: Православная культура - культура православных: взгляд изнутри

Мы уже забыли, что такое христианство и церковь. Церковь это собрание, община, группа верующих в переводе с греческого. Христос со своими учениками был первой такой христианской общиной. Священник в сегодняшней разОБЩенной ОБЩине представляет Христа. Идеальна община, когда в едином духе живет вместе и вместе трудится. Сегодня есть для этого свобода и неограниченная возможность. Можно и специализированные артели образовывать, например, изготовителей настоящей мебели из дерева, где изготовители с их семьями вместе живут и работают. Я поинтересовался в западном интернете, там достаточно много таких христианских форм жизни. Только их глобалисты не рекламируют. К тому же жизнь в зачумленных городах, устроенная капиталистами, чтоб согнать туда крестьян и пролетаризировать их для эксплуатации, исчерпала себя, как и сам капитализм, убивающий живые культурные корни. Надо возвращаться на природу, на землю и жить здоровой, естественной, нравственной жизнью. То что Алина говорит, что это не все могут, так надо помнить, что дело идет к словам Христа:"приду, найду ли веру" и "не бойся МАЛОЕ стадо". Итак, на массы рассчитывать не приходится. Уже христиан больше по названию, чем по жизни. В таких общинах жить, не значит бежать от трудностей, а от грязи мира. Так делали и первые христиане. Так и монастыри возникли. И вообще, быть христианином, это значит жить в ЖИВОЙ общине, как в семье. А в миру будет все злее, пока не явится антихрист, И он уже, может, в пути. Иудеи собираются возводить Третий Храм.
Адриан Роум / 21.02.2012, 21:56

17. Re: Православная культура - культура православных: взгляд изнутри

Вы пишете «Свято место пусто не бывает» (с. Совершенно верно. Но не факт, что его займёт тот, кого ждёшь. Известна притча про выметенный дом, кто именно туда заходит и кого приводит с собой. «пока и мы не пришли к рукоположению женщин» Делать подобные предположения просто неуместно. НИКОГДА этого не будет в Русской Православной Церкви. Никаких рассуждений о женском священстве в православной среде нет и быть не может. Не надо терять голову и смешивать активную приходскую жизнь и извращение в виде «женского священства». Даже упоминать православному человеку сию бредятину не рекомендуется. «Вы увидели в статье то, что ХОТЕЛИ увидеть. про написание материала под влиянием личных обид (?!)» Совершенно верно, именно это я и увидела.))) Мне именно хотелось увидеть причину, побудившую автора всё это написать. Вы тоже увидели в моём комменте только то, что хотели увидеть. Вы извините, но проблема, затронутая в статье, выглядит надуманной. Если только это не субъективная проблема. Вот тогда она понятная и имеет свою актуальность в отдельно взятом приходе. «Господь бы не оставил священника одного, не беспокойтесь». Конечно, не оставит, вот Он и посылает ему активных женщин))) «Нашлись бы мужчины, которые помогли бы ему. Смею Вас уверить, хотя не знаю обстановки именно в вашем храме - они бы вышли на первый план, если бы не активные женщины.» Ну эта аргументация просто по-детски несерьёзная. За кого же Вы русских мужчин-то принимаете – если они, по вашим словам, выйти из женской тени не в состоянии, то на что они тогда вообще способны? Как-то Вы их недооцениваете.. Не стоит узко рассматривать эту проблему. Например, в нескольких близких мне, посещаемых мною приходах, немало мужчин - есть и мужчины-преподаватели и старосты, множество сантехников-электриков-водителей-плотников, иконописцы, охранники, казаки, прихожане... Но женщин, естественно, больше. Их много. Их вообще много - и в обществе и в стране в целом, об этом уже говорилось. Есть чисто женские служения в храме – в свечной лавке, в трапезной, в просфорне, в прачечной, уборщицы, преподавательницы закона Божия для малышей, библиотекари и др. И на мой взгляд – каждый должен быть активным на своем месте, должен делать своё дело, пламенея сердцем.
Александра Ш / 21.02.2012, 19:58

16. Re: Православная культура - культура православных: взгляд изнутри

Понравилась статья. Трезво. Но и горькую правоту Павла Тихомирова (п.5) никуда не спрячешь... Мне кажется, Галина, что правота Ваша с одной стороны, полная (по сути сказанного), а с другой – частичная. Потому частичная, что касается одной из многих сторон нашей жизни, ни в малой степени не соответствующих, как Вы пишете, нашим тысячелетним традициям. С сущности, Вы (и мы с Вами вместе – уверяю Вас) сетуете, что какая-то часть нашего хаотического эклектического незрелого православного пространства не сформирована должным образом. Однако, это, боюсь, совершенно закономерно. Аморфная хаотическая среда всегда норовит хаотизировать всякую возникающую внутри нее упорядоченную область.
Артур / 21.02.2012, 06:48

15. Ответ на 5., Павел Тихомиров:

Если бы мы были воинами и добытчиками, а не пивососами, геймерами или болельщиками, то никакой проблемы феминизма не существовало бы.

Легко сказать, да тяжело стать.

14. автору

Ох, уже легла было, но подскочила при одном воспоминании, как в 2005-м году мы с подругой по обществу на открытом уроке в православной московской школе у отца Артемия Владимирова были, что там видели, как он с нашей помощью сказку про синий платочек сочинял. Вот по этой ссылке мой второй материал http://www.rusvera.mrezha.ru/484/10.htm, заключительный фрагмент оттуда:"На прощание отец Артемий нам подарил по книжке еще с одной своей сказкой, «Орлята учатся летать», и сказал, что самое важное для любого педагога – отогреть детское сердце. Одна архангельская учительница начала было извиняться за то, что в разговоре с учителями школы «нашим батюшкой» его назвала, потому что у всех гостей после урока возникло это чувство – «наш батюшка», – но остановилась: «Нет, он не только ваш, но и наш теперь, спаси его, Господи, за теплый привет, за ласку и сказки». А я вспомнила, что тропарь святителю Стефану Пермскому в переводе так примерно звучит: «Божественным желанием с юности разжегся премудрый Стефан и людей, древним неверием заледенивших сердца, евангельски породил, Божественное семя в них посеяв». Теперь-то я поняла, о чем это говорится". Отогреть детское сердце - вот что важнее всего, а у кого это лучше получится, мужчины или женщины? У того, кто любит детей и свою родину. Вспомнила даже, что именно с этим вопросом, что делать, одни женщины в школе, я подходила к отцу Артемию. Он ответил, что и в женском сердце есть место мужеству. Вот тут на РНЛ была публикация воспоминаний о войне Степана Ерохина "Серые волки". Меня она восхитила, я бы только по ней детям о войне рассказывала: их ровесник, такие чудеса, и ведь главное, всё это правда! Поэтому сама постановка проблемы относительно преподавания ОПК у Вас неверна. Проблема есть, но она не в том, что женщины в школе сплошь феминистки, а в том, что они сами часто нуждаются в утешении, в добром слове, в том, чтобы кто-то их пожалел и сердце отогрел, в добром пастыре, короче говоря. Отец Артемий это не словом только, а всем отношением к нам показал, как это должно быть...

13. автору

Самое интересное, что мужчины поняли, что именно я хотела сказать, а женщины - нет.Я не могу снисходительно относиться к одиноким женщинам, поскольку сама одна из них. Не сразу поняла эту Вашу последнюю фразу, потом дошло, что это ответ на комментарий, что Вас неверно поняли. Но у меня тоже возникло впечатление некоторой неадекватности. 12 лет епархиального стажа - это громадный опыт, но всё-таки газета и издательство одно, а преподавание в школе - совсем другое. Стало интересно, Вы не пробовали в классе у сына преподавать? И если нет, то были довольны его учителями, в том числе по православной культуре? Сразу скажу, что это я вот к чему: кто сам работал в школе, камня в учительский огород не бросит, мне кажется. Казаки в роли преподавателей ОПК - романтично... В Обнинске есть такой общинный центр педагогики "Спас", как раз казаки занимаются воспитанием мальчиков http://www.mirspas.ru/, я там бывала, очень всё понравилось (кроме цен на жильё). Расположен в старинной усадьбе, казаки её восстанавливают, следят за порядком, есть общие спальни и трапезная, учат ратоборству и ремёслам, в походы ходят... По крайней мере в лагерь к ним можно съездить. Но это ведь капля в море, что мечтать без толку, по моим наблюдениям казакам нынешним больше нравится просто в форме щеголять, чем реальными делами заниматься. Что можно понять, форма-то красивая. А что не в Вашей компетенции - так не в масштабах же всей страны, в одной-то школе вполне возможно провести эксперимент, уговорить казака какого-нибудь ОПК вести и посмотреть, что выйдет. По-моему, зря Вы на женщин-учителей нападаете, какая Лахова? Я год всего в общей школе работала, больше-то в университете и лицеях, но когда на госслужбу занесло, всё никак не могла привыкнуть, что работа - не бей лежачего, а платят на порядок больше, чем в школе, никакие Лаховы не будут за школьные копейки преподавать. В принципе же идея, что хотя бы военную часть истории отечества и православной культуры мужчины должны преподавать(равно как и практику вести) бесспорная, на месте нынешних учителей я бы любого мужчину, начиная с ветеранов и собственного мужа на эти уроки приглашала. Хотя это уже какой-то другой предмет будет, администрация может не понять. Вообще воспитание мальчиков и подготовка защитников отечества - едва ли не самое слабое место. Муж, бывший военный, пытался участвовать в организации общероссийской системы на церковной основе, но быстро охладел ввиду множества препятствий, и даже пришёл к выводу, что без Земского собора и царя тут ничего не решить. Действительно, когда мне было 18 лет, я наравне с братом в десантники годилась, то есть плавала, ездила верхом, стреляла и прыгала с парашютом, всё это в бесплатных спортивных секциях и школах. Может, и перебор, но у меня отец пережил оккупацию и имел на это свою точку зрения. А что сейчас?.. Не стоит нас, несовершенных современных женщин, огульно ругать, мужчины-то Вас поймут, они это любят, а толку? Помоги Вам Господи воспитать защитника отечества!

12. Ответ автора

Сразу скажу: Я - Галина Пырх, а ник Алина потому, что здесь часто принимает участие другая Галина. К тому же это имя - часть моего официального псевдонима. Теперь по комментариям. Феозва Я писала в начале, что это - ПЕРВАЯ часть статьи. Будет и о православной культуре, конечно, просто эта тема уж больно сложная и многогранная, поэтому начала вот так - с роли женщин. ЭМАНСИПИРОВАННЫХ женщин. Самое интересное, что мужчины поняли, что именно я хотела сказать, а женщины - нет. Наталья Чернавская Собственно, рассуждения о раздельном обучении ОПК - не только мои, я ведь все же с батюшками тесно общаюсь. Конечно, хотелось бы, чтобы казаки не на словах, а на деле помогли - как раз в преподавании ОПК. Но - это уже не в моей компетенции. Александра Ш. Вот именно про такую эмоциональность я и говорила. Вы увидели в статье то, что ХОТЕЛИ увидеть. Повторюсь - я проработала редактором церковной - епархиальной - газеты 6 лет, плюс почти столько же - редактором епархиального издательства. Сейчас прихожу в себя после операции на глазах. К тому же еще заработала стенокардию. КАК я могу "ставить в вину и упрек православным женщинам их участие в жизни церкви"? И "к тому же огульно выносить оценку их православности"? С чего Вы взяли? Я пишу про то, что видела, что было перед моими глазами все эти годы, частью чего я была сама. Я не могу снисходительно относиться к одиноким женщинам, поскольку сама одна из них. И как строится храм, я тоже знаю. Не надо этих эмоций. Мужчины пассивны постольку, поскольку активны мы, вот и все. Что было бы, если бы не было активных женщин? Свято место пусто не бывает. Господь бы не оставил священника одного, не беспокойтесь. Нашлись бы мужчины, которые помогли бы ему. Смею Вас уверить, хотя не знаю обстановки именно в вашем храме - они бы вышли на первый план, если бы не активные женщины. Упоминания про женские монастыри и т.д., как и про написание материала под влиянием личных обид (?!) оставляю на совести комментатора. Господи, да разве в этом суть? Проблема в том, что церковь тоже заполонили эмансипированные женщины, любители указывать, все знающие лучше других. Вот с ЭТИМ надо что-то делать, пока и мы не пришли к рукоположению женщин (как я поняла, никто из комментаторов указанного по ссылке материала не читал. А он интересный, очень интересный...). Проблема глубокая, и корни ее очень глубокие. Может, я не права - я ведь и не претендую на "истину в последней инстанции" (см. начало статьи) - но, повторюсь, мне кажется, что светские родители еще и поэтому не торопятся выбирать ОПК из 6-ти модулей: ну есть какая-то фальшь в преподавании православной культуры, созданной мужским трудом, эмансипированными женщинами! Получается, что этот предмет ничем не отличается от преподавания обычной истории, биологии, географии такими же учительницами. Русские православные традиции патриархальны, феминистки, борющиеся за равные с мужчинами права, первыми появились в Европе, не у нас. Ну, давайте, попросим преподавать ОПК дамочек типа Лаховой - общественниц, организаторш - они смогут! Только вот будет ли толк?
Алина / 20.02.2012, 20:01

11. Не в бровь, а в глаз.

Многие педагоги – христиане и не только говорят, что в парадигме феминизма нельзя решить проблемы воспитания подрастающего поколения. Феминизм и в православной упаковке, разрушает иерархию, которая является основным постулатом устроения семьи и общества, фундаментом которых являются традиционные религии. Вне иерархичных начал разрушается семья, разномыслие в общинах, деградирует традиционная культура. Кроме этих проблем в статье (эссе) речь идет о КУЛЬТУРЕ и влиянии на нее православной среды. В современной жизни общества много примеров негативного влияния этой мало сплоченной среды на культуру русской цивилизации и автор, как заповедано, изобличает их. Интересно, кто персонально ввел понятие ОПК. Ведь фундаментом российской культуры являются: ее ядром православие, другие традиционные религии и разнообразные языческие культы малых народов. Общество пытаются разделить и по признакам религиозной принадлежности, в этом, на мой взгляд, одна из причин, почему к ОПК в обществе прохладное отношение. Основы культуры русской цивилизации – более для общественного признания, название учебника, отражающего все смыслы жизни и идеалы для подражания.

10. Re: Православная культура - культура православных: взгляд изнутри

По поводу данной статьи возникает недоумение. Автор ставит в вину и упрек православным женщинам их участие в жизни церкви. Не больше не меньше. К тому же огульно выносит оценку их православности - «по определению весьма далеки от православных канонов, требующих смирения, кротости, послушания». Хотелось бы спросить, по какому праву выносится таковое суждение обо всех православных женщинах, несущих послушание в храме. Вам не нравится большое количество женщин в церкви? Ну что же тут поделаешь, раз русские женщины хотят служить Богу, отдавать Ему свои силы и свою жизнь. Вероятно, автору более приятен ислам – там женщин в церкви не видно, одни мужчины – вот глаз-то радуется. Что же поделаешь, если Россия стала страной вдов и сирот. Мало в России мужчин, не все они стремятся в церковь, не все они идут работать в школу. Кто работает на более оплачиваемой работе, чтобы обеспечивать семью, кто пьёт, кому просто дела нет, кто умер. Тем более неприятным выглядит снисходительное указание, на то, что работающие в храмах женщины одиноки, подчеркивается этакая ущемленность и второсортность. Безаппеляционно заявляется, что они «просто не понимают, что такое «институт счастливой семьи», тем более, в чем заключаются традиционные православные семейные ценности, какой смысл вкладывается в выражение «семья - малая церковь», т.е. предполагается, что если у женщины на какой-то момент жизни нет супружеских отношений, то она просто неспособна соображать - интересная привязка к половому вопросу. Но мы знаем, что в нашей стране вообще достаточно большое количество вдов, разведенных женщин и незамужних. И в церкви их такой же процент. Как и во всём обществе. В какой-то момент вы тоже можете оказаться вдовой, никто от этого не застрахован, всё в руках Божиих…. Вероятно, автор не знает КАК восстанавливаются храмы в глубинке, как женщины таскают на себе кирпичи, разгребают мусор, убирают, моют, украшают, - только бы восстановить будущий храм. А потом начинается бесконечная работа по созданию воскресных школ, по ведению уроков и кружков, организации социального служения, помощи больным и престарелым – и на всех этих работах - женщины, они и рады бы видеть там мужчин – но их там нет. Напрасно вы говорите, что священники сами «страдают» от активности женщин, это неправда, вероятно, вы просто не знаете, как тяжело бывает священнику на новом приходе, и какую поддержку и помощь могут оказать верные помощницы, в трудный момент берущие на себя многие тяготы по обустройству и налаживанию приходской жизни. Кто ещё должен помогать священнику решать бытовые вопросы, как не православная женщина, служащая безкорыстно, просто «от любви» – хотя бы это ей можно оставить, или она и этого служения Богу недостойна? Хотелось бы напомнить, что в православных монастырях вообще-то женщины тоже составляют большинство. И ездят на машинах для нужд монастыря, создают и поддерживают монастырские сайты, проводят экскурсии, опекают сирот и содержат воскресные школы – с точки зрения автора это «современные эмансипированные» феминистки. Эти «обвинения в цивилизации» весьма напоминают пресловутых «попов на мерседесах». А ведь «копейка, поданная в женский монастырь, всё равно, что рубль в мужской». Это к тому, что женщины готовы отдавать все свои силы, жертвовать собой ради Бога, становясь очень сильными духовно, да и физически Господь даёт им силы. Так и во время войны ушедших на фронт мужчин заменяли женщины, вставали к станкам, рыли траншеи, садились за руль тракторов и грузовиков, падая от усталости работали для фронта, для победы. Известно, что и сейчас идет война, война духовная, на поражение наших детей, нашего общества. Поэтому и в храмах - женщины, и в общественных организациях женщины, и в социальном служении женщины – некому больше, к большому сожалению. Не вытесняя мужчин, а заменяя их и помогая им немногим, потому что КТО-ТО ДОЛЖЕН. Самое печальное, если смотреть правде в глаза - ведь автор сам(а) не захочет, наверное, чтобы её сын работал в школе или в храме за очень маленькое жалованье, а то и бесплатно. Автору хотелось бы посоветовать разобраться в своем душевном состоянии. Очень о многом говорит тот факт, что человек забыть не может через столько лет, как её сына случайно толкнули спешившие православные старушки. Уже и священник говорил «Прости их». Ан нет. Всё хранит память их «страшный проступок». Поэтому есть основание думать, что статья написана под воздействием личных обид. Не иначе как опять любимое чадо «толкнули» православные женщины. Всякое ведь бывает…, бывает и в приходе нарушаются отношения, но ведь это не повод уйти из общины хлопнув дверью, обвинив при этом всех православных женщин в том, что их там слишком много.
Александра Ш / 19.02.2012, 18:47

9. Re: Православная культура - культура православных: взгляд изнутри

По-моему, ничего изначально вредного в Союзе православных женщин нет, спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих. Понравилось объяснение этой фразы:Из романа (гл. 34) «Двенадцать стульев» (1928) советских писателей Ильи Ильфа (1897—1937) и Евгения Петрова (1903—1942). Текст лозунга, который был вывешен в зале клуба «Картонажник» города Васюки, где Остап Бендер давал местным любителям шахмат сеанс одновременной игры на 160 досках. В оригинале: Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих. Фраза представляет собой фактическую пародию на известные слова Карла Маркса, часто цитировавшиеся советской пропагандой тех лет: «Освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих». Иносказательно: решать свои проблемы каждый должен сам или вместе с товарищами по несчастью. http://krylslova.ru/index.php?a=term&d=1&t=4656 О раздельном преподавании православной культуры, да и вообще - полностью согласна, и все, наверное, согласны, только где же взять педагогов- мужчин? Часто вспоминаю, как однажды заманили мы к себе в школу пререкаемого о.Кураева, то есть просто подошла я к нему на службе и предложила поехать к детям, он мигом согласился. Как его слушали старшеклассники, не то что нас! А пока нету их, мужчин, в школе, вот и решаем свои проблемы сами, вместе с товарищами по несчастью. И, кстати, великое дело - солидарность. У меня был опыт организации общества православных педагогов, конечно, одни женщины, но поддерживали, помогали друг другу, на Рождественские чтения вместе ездили (искали деньги и пристанище). Гораздо лучше, чем каждая в одиночку будет биться. Ну а наши менталитет и поведение - это уже другая тема. Столько пожилых женщин стоит на службе, а попробуй найди православную няню...Конечно, лучше всего дома с собственными детьми находиться (если кормилец есть, а на нет и суда нет), но и в этом случае ради них же придётся активность проявлять, не организуешь для своего ребёнка хорошую школу, так и никто этого не сделает, у меня в основном к этому и сводилась вся активность:организации православной среды для своего ребёнка, ну а заодно, конечно, и другим детям преподавала (и свои в школе не так, как дома слушают), и в лагеря православные вместе ездили, и в паломничества... По-моему, у большинства это именно так, когда у православной мамы свои дети заброшены - это нонсенс!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Анатольевна Пырх
Месть и закон по-коченевски
Чудовищная история трагедии семьи Жаткиных в Новосибирске в Год семьи
12.12.2024
Мигранты и их дети
Свои среди своих, чужие среди нас…
02.04.2024
О жертвах ювенального Молоха помолимся!
В Новосибирске у многодетной матери отнимают детей
11.12.2023
Все статьи Галина Анатольевна Пырх
Новости Москвы
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Нововведения Второго Ватиканского Собора и его последствия
Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
25.12.2024
Имеет ли силу церковная анафема?
Митрополит Климент (Вечеря) предлагает лукавую интерпретацию отлучения от Церкви Мазепы
25.12.2024
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить
23.12.2024
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Все статьи темы
Семья
Ощущение, что мы на пороге Победы
Об итогах года – юбилеях, связанных с памятью о.Иоанна Кронштадтского и болевых темах России
30.12.2024
«Мы добились серьёзных результатов»
О главных итогах 2024 года в законодательной защите семей с детьми и семейных ценностей
27.12.2024
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Сергей Михеев о традиционных ценностях и попытках уничтожить Христианство
26.12.2024
Жду полной Победы России!
В уходящем году серьёзно исправилось наше отношение к традиционным ценностям
25.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22