Сколько копий было сломано в последние годы, когда обсуждался вопрос: вводить или не вводить в школах изучение ОПК. Сколько было отдано сил, времени разработке учебных программ, подготовке учебников, преподавателей Основ! Но, несмотря на все старания, воз и ныне там (или почти там).
Что же происходит? Почему буксует уже, казалось бы, утвержденное многими инстанциями решение о введении в школы ОПК, и, главное, почему обычные родители не спешат записывать своих детей на этот курс, или как сейчас принято говорить, образовательный модуль?
Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю поговорить не о той православной культуре, история которой изложена в известных учебниках А.В. Бородиной, протодиакона Андрея Кураева и других авторов, а о сегодняшней, той, которую ежедневно, ежечасно мы создаем сами, своими собственными руками, а также словами и поступками.
Свою статью я разбила на несколько частей, поскольку проблема эта многогранна, но сразу предупреждаю, что высказываю свое личное мнение, основанное на моих личных наблюдениях и выводах. Кому-то они могут показаться не соответствующими действительности, надуманными и т.п. Что ж, высказывайте свою точку зрения, в полемике с единоверцами, надеюсь, родится не только истина, но и выстроится дальнейшая программа действий.
* * *
Начну, опять же, с вопроса: почему бурное возрождение православной религии в России в конце 80-х годов прошлого века не сопровождается таким же бурным возрождением народной православной культуры? Почему мы не ощущаем тяги вернуться к тысячелетним традициям?
Ответить на эти вопросы можно по-разному: с точки зрения богословия, философии, истории, культурологии и т.д. Я, со своей стороны, хочу высказать свое, возможно, спорное, мнение.
А потому, что сегодня проводниками религиозной культуры в мирской среде и, в какой-то степени, в православной являются, как правило, современные эмансипированные, хотя и верующие, женщины. То есть женщины, чей образ мышления, само мировоззрение по определению весьма далеки от православных канонов, требующих смирения, кротости, послушания.
Как известно, 25 июня 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве была создана Международная общественная организация «Союз православных женщин». В состав Совета СПЖ вошли актриса Екатерина Васильева, вдова убитого священника Даниила Сысоева Юлия, глава Попечительского совета программы Центра национальной славы «Святость материнства» Наталья Якунина, глава администрации подмосковного поселка Деденево Светлана Тягачева и другие.
Как было сказано на сайте www.newsru.com, «Союз православных женщин образован ради консолидации работы в духовно-просветительской, культурной, благотворительной и иной общественно-полезной деятельности, восстановления православного образа жизни в семье, оказания помощи школе в воспитании подростков в духе традиционных православных ценностей, оказания помощи детям, малоимущим матерям-одиночкам, социально незащищенным членам общества и т.д.
Среди других целей - формирование негативного общественного отношения к абортам с приравниванием прерывания беременности к убийству ребенка, содействие в воспитании уважения к традиционной роли женщины в повседневной жизни и общественном служении, борьба с табакокурением, пьянством, наркоманией, защита прав домохозяек».
Ранее в той же информационной заметке были приведены слова главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, сказанные им корреспонденту ИА «Интерфакс»:
«- Эта организация очень нужна, на нее есть общественный запрос. Она обладает огромным потенциалом реального влияния на наше общество».<...> «По его мнению (отца Всеволода - Г.П.), православное женское движение должно быть "дерзновенным, должно не бояться ставить самые серьезные вопросы перед властью и обществом". Он предложил делать заявления по самым разным темам, инициировать законотворческие процессы, "предлагать свои варианты решения экономических, политических и иных общественно значимых проблем».
24 января этого года в нашей митрополии было создано Новосибирское отделение СПЖ. Высокопреосвященнейший митрополит Тихон на учредительном собрании сказал о «важности и большой общественно-социальной значимости православного женского движения».
В состав Совета вошли 23 весьма известные и уважаемые в Новосибирске и области дамы. Это представительницы органов законодательной и исполнительной власти города и области, православных и общественных организаций, бизнес-структур, высших учебных заведений. Среди них председатель горсовета Надежда Болтенко, руководитель управления опеки и защиты прав детей Минсоцразвития Новосибирской области Раиса Устинова, генеральный директор ООО «Торговая площадь» Валентина Макарова, председатель правления Сибирского книжного союза «Общество книголюбов» Наталья Пендюрина, директор Новосибирского филиала «Банка Москвы» Светлана Барановская, секретарь Краснообского первичного отделения партии «Единая Россия» Галина Рыбальчук и другие.
А мне в связи с этим почему-то вспомнилась одна давняя история. Ранним утром мы с сыном-первоклассником по пути в школу переходили проезжую дорогу. Навстречу нам бежали две пожилые женщины, судя по одежде - явно опаздывающие на службу прихожанки или служительницы расположенного неподалеку храма. На полной скорости они сшибли моего ребенка с ног наземь и, даже не оглянувшись, умчались прочь. Для меня эти две старушки на какое-то время стали знаковым образом современной православной христианки. Много позже, когда я брала интервью у одного уважаемого батюшки, я рассказала ему про этот случай.
«Прости их, - сказал он мне. - Они же почти все в молодости были комсомолками и не знают, как надо жить по-православному. Они на старости лет пришли в храм замаливать грехи, но в душе какими были, такими и остались - решительными, бескомпромиссными... Помоги им Господи!»
Но ведь и мы, те, кто помоложе, кто пришел в храм в 90-х, в 2000-х такие же: мы тоже были комсомолками и нас тоже воспитывали в сознании того, что надо обладать «активной жизненной позицией», «быть активным членом общества», иметь равные права с мужчинами...
Моя бабушка Мария Александровна, которая, к сожалению, умерла задолго до моего рождения, была, по словам мамы, истинно верующей. Она родилась в 1902-м году, вышла замуж по любви, но муж погиб в гражданскую войну. В 1923-м году родственники выдали ее замуж вторично - за человека, которого она совсем не знала и не любила. Тем не менее, мама рассказывала, что ее родители никогда не ссорились, никогда за 30 лет совместной жизни даже не повысили друг на друга голоса, хотя на их долю выпало немало бед - смерть пятерых из десяти детей, бедность, голод.
В годы Великой Отечественной войны моя бабушка почти всю причитающуюся ей порцию еды отдавала детям и мужу-инвалиду, оставляя себе только крохи. Возможно, это и свело ее раньше времени в могилу. Говорят, она была молитвенницей - тихой, скромной, смиренной.
А моя мама с 1953-го года - коммунистом, членом бюро райкома; я сама в молодости около 7 лет возглавляла комсомольскую организацию. К вере шла долго и трудно. Но мне повезло - в течение шести лет я была, что называется, церковным журналистом, редактором газеты, имела возможность постоянно общаться со священниками и получать ответы на самые разные вопросы.
На сайте http://tayga.info, в информации о создании в Новосибирске Союза православных женщин, говорится: «По словам сотрудницы горсовета, деятельность организации в основном будет направлена на решение социальных проблем и духовное просвещение. Среди задач, которые стоят перед членами союза: оказание помощи детям, матерям-одиночкам, малоимущим семьям, социально незащищенным членам общества, в воспитании подростков в духе православных ценностей».
Многим из моих знакомых, людям образованным, занимающим достаточно высокие должности, в свое время пришлось пережить духовные метания, которые порой заводили в такие лабиринты, что сам факт приобщения их в конце концов к Православию можно смело отнести к проявлению Божиего Промысла и Попечения о нас, грешных. Кто-то прошел через увлечение оккультизмом и магией, для кого-то в свое время высшим духовным авторитетом была Елена Рерих, некоторые до сих пор словно носят в своей душе отпечаток буддизма, кришнаизма или неоязычества. Повторюсь, сегодня все эти женщины - прихожанки православных храмов, искренне считающие себя воцерковленными. Мало того, кое-кто из них относится к «истинно-истинно православным», ревностно отстаивает «чистоту веры».
Мы тоже, как и те бабушки, очень хотим личного спасения и, естественно, желаем этого для своих детей. На свой лад истолковывая церковные догматы, мы пытаемся воспитывать их «по-православному», но во все свои «благие дела» привносим немалый элемент чисто женской эмоциональности и нехристианского, чувственного восприятия церковной действительности. Храм зачастую становится для нас не просто Домом Божиим - мы приходим сюда, словно на свидание к «любимым» священникам.
Как-то раз во время полиелейной службы одна уже довольно пожилая дама при мне рассуждала о том, к кому из батюшек стоит подойти для помазывания: «Так, с этим отцом я вчера поругалась, тот плохо служит, у него и благодати-то нет, а этот... Подойти - не подойти?.. Нет, не буду. Я недавно хотела у него взять благословение, а он на меня так посмотрел! Ну вот, даже не у кого помазаться... Пойду в другой храм».
«Благодаря развитию духовной культуры, Союз православных женщин поможет Новосибирску укреплять и поддерживать институт счастливой семьи», - сообщили в пресс-службе горсовета» (http://nsk.sibnovosti.ru/).
Что тут скажешь - дай-то Бог, чтобы усилиями новосозданной организации счастливых православных семей в нашем городе стало больше. Но вот ведь какое дело: по моим наблюдениям, большинство верующих женщин в наше время и есть те самые матери-одиночки. Мужья либо бросили их еще до того, как они воцерковились, либо после - когда жена внезапно стала ходить в храм и попыталась по-своему «воцерковить» мужа. А есть и те, кого муж просто выгнал из дома со словами: «Вот и иди к своему Богу!» То есть значительное число нынешних прихожанок не имеют нормальной семьи, соответственно, ни они сами, ни их дети просто не понимают, что такое «институт счастливой семьи», тем более, в чем заключаются традиционные православные семейные ценности, какой смысл вкладывается в выражение «семья - малая церковь». Так что впору внести небольшое уточнение в название новой общественной организации: Союз одиноких православных женщин.
К тому же, по личному опыту знаю: когда мы начинаем всю свою энергию отдавать религиозно-общественной или приходской работе, тут уж становится не до мужа (если он есть) и, тем более, не до собственных детей - они оказываются невинными жертвами нашего непомерного энтузиазма.
Мы «защищаем» Православие! Мы работаем «во славу Церкви Христовой», занимаемся «решением социальных проблем и духовным просвещением»! Нет, я не насмешничаю и не осуждаю - я сама была такой в течение шести лет, и мой сын ждал маму до позднего вечера, пока я готовила очередной выпуск епархиальной газеты. До сих пор у меня сжимается сердце, когда я вспоминаю, как однажды, отправив номер в печать, в полночь вернулась домой и увидела его, восьмилетнего, спящим, а рядом - стакан воды, недоеденный ломоть хлеба и кусок сала - весь его ужин...
Эх, если бы нашу кипучую энергию да под строгий духовный контроль батюшки, под его отеческую опеку... Если бы все те задачи, которые ставят перед собой «амбициозно-православные» женщины (простите за термин, сестры, но признайте, положа руку на сердце, что это так), да в союзе с такими же православными мужчинами - мы бы и впрямь горы свернули!
Но в реальности чаще всего происходит по-другому: иной настоятель сам становится «заложником» своих не в меру ретивых прихожанок или служительниц. Порой почти все должности в приходе занимают женщины, и священник оказывается просто вынужден сдаваться, поступать так, как они ему настоятельно советуют. И приходская жизнь приобретает «женский» оттенок. Причем, если даже и присутствуют на каких-то должностях мужчины (шоферы, сторожа, плотники и т.д.), особой роли в жизни прихода они не играют. Да и желания к этому большого не имеют, потому что их одинокий голос попросту тонет в многоголосом женском хоре.
Что же касается представительниц православных общественных организаций, то без постоянного духовного руководства священников и мужской поддержки они со временем вольно или невольно приобретают отнюдь не те черты характера, которыми прославились святые Иулиания Лазаревская и благоверная княгиня Феврония Муромские - не говоря уже о других святых православных женщинах. В пылу «борьбы с табакокурением, пьянством, наркоманией, защитой прав домохозяек» как-то забывается, что«восстановление православного образа жизни в семье» невозможно без признания самими активистками, в первую очередь, главенствующей роли в такой семье мужа - со всеми вытекающими из этого последствиями.
А «оказание помощи школе в воспитании подростков в духе традиционных православных ценностей» также является нереальным, если эту помощь оказывают бизнесвумен или леди-политик, ратующие за женское равноправие.
За несколько веков своего существования, особенно за последние сто лет, Православная Церковь претерпела многое. И трудно было ожидать, что в конце XX века она возродится той же, что была в период своего расцвета. Ее дух был сохранен священнослужителями ценой неимоверных усилий, но традициям, народной православной культуре был нанесен огромный, в чем-то непоправимый ущерб.
Как и на Западе, у нас в стране сегодня сильны идеи феминизма, даже какого-то морального и интеллектуального превосходства женщин над представителями мужского пола. Мы привыкли, - точнее, нас приучила к этому современная светская культура, - относиться к мужчинам не с уважением, как к кормильцам, «опоре семьи», а снисходительно-презрительно, как к неразумным великовозрастным детям, и брать всю полноту ответственности за решение жизненно важных вопросов на себя. Мы сегодня готовы не только «останавливать коней» и «входить в горящие избы», но и активно вмешиваться в те сферы жизни, в которые до сих пор вход нам был категорически воспрещен.
Показательный пример: за последние годы число мужчин в новосибирских храмах увеличилось в несколько раз. Причем их возраст колеблется где-то от 30-35-ти до 60-ти лет. Но все равно основная масса прихожан - женщины. На фотографиях, которые я нередко делала во время праздничной или воскресной Божественной литургии в нашем кафедральном соборе, хорошо заметно, что прямо возле амвона стоят старушки, чуть подальше в стороне - прихожанки помоложе, и только где-то совсем в задних рядах видны мужские лица. То есть мужчины-прихожане добровольно признали наше превосходство и нашу ведущую роль в религиозной жизни, хотя это в корне противоречит христианским традициям.
Мы думаем, что современные дети этого не видят и не понимают, но это далеко не так. Из своей ежедневной «заброшенности» матерями - религиозными общественницами и работницами, из нашего настырного желания «во что бы то ни стало», любыми способами воцерковить их они делают свои выводы и, зачастую, не в нашу пользу. Сколько я наслушалась горьких историй от искренне верующих, добрых прихожанок, не сумевших передать своим детям любовь к Богу, привить им ростки православной культуры, не желая того, оттолкнувших их от Церкви!
Силами преподавательского коллектива новосибирской православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского был разработан и издан прекрасный учебник по Основам православной культуры. Первая глава называется «Россия - священная наша держава». Там говорится о патриотизме, о любви к Родине. Но кто должен говорить детям об этом? Согласитесь, из уст учителя - бывшего воина, отслужившего в армии, рассказ будет звучать более убедительно, чем если слова о патриотическом воспитании произнесутся учительницей, никогда не имевшей к воинской службе никакого отношения. Вообще, на мой взгляд, есть что-то фальшивое в том, что преподавание ОПК отдано на откуп учительницам, хотя вся православная культура зиждется на ведущей роли мужского монашества, священства, воинства и православного христианина, а никак не христианки. Женщине в традиционной культуре Православия отведена подчиненная, второстепенная роль. И это не должно быть нам в обиду - так установил Господь.
Были святые Жены-Мироносицы, но не их сделал Иисус Христос Своими апостолами, и не на них сошел Святой Дух. Не они проповедовали Благую весть в разных концах земли, хотя никто не станет отрицать роли равноапостольных Марии Магдалины и просветительницы Грузии Нины. Княгиня Ольга была верной христианкой, но не ее усилия привели к тому, что Русь приняла Православие, а ее внука, великого князя Владимира.
Мы, современные эмансипированные верующие женщины, сегодня все поставили с ног на голову, исказили самый смысл православной культуры и при этом хотим, чтобы подрастающее поколение, принимая Православие в нашем «женском переводе», испытывало «уважение к традиционной роли женщины в повседневной жизни»...
Мне кажется, что, до тех пор, пока будут создаваться православные союзы и другие общественные организации, где женщина занимает место «вожака», «главы», мы не сможем прямо и открыто смотреть в глаза тех, кого пришли поучать «в православном духе».
Пока мы добровольно не признаем мужского превосходства над собой как необходимого условия возрождения православной культуры в России, ничего в этом вопросе не сдвинется с места.
Пока учительницы будут на уроках ОПК повествовать о великих победах православного воинства - мы не сделаем наших сыновей более мужественными, а дочерей - более женственными.
Богу - Богово, кесарю - кесарево: по-хорошему, так преподавать православную культуру - хоть в общеобразовательной, хоть в воскресной - школе надо бы двум учителям. Мальчиков должен учить священник или мирянин, возможно, казак, то есть человек, могущий донести до их сознания понятия воинской доблести, чести, мужества, основанные на христианских заповедях. А вот девочкам уроки истинного благочестия может преподать и матушка священника, и мирянка-учительница или член Союза православных женщин. Только в этом случае мы сможем дать нашим детям возможность приобщиться к истинной православной культуре, а не к ее современной интерпретации. И, может быть, тогда придет день, когда наше место в жизни прихода займут подросшие сыновья, а дочери смогут стать настоящими хранительницами домашнего очага, верными, любящими и терпеливыми женами. И крепкая православная счастливая семья вновь, как прежде, сможет носить высокое звание «малой церкви» и передавать новому поколению те идеалы, которые заповедали нам наши благочестивые предки.
P.S. Еще несколько слов о Союзе православных женщин. Уже после того, как материал был готов, я наткнулась в интернете на один очень интересный текст, раскрывающий историю появления этой организации в России (см. Белякова Елена, Белякова Надежда «Положение женщин в Православной Церкви в XX веке», http://forum.gender.ru/node/5965). Было бы желательно, если бы кто-нибудь из наших уважаемых батюшек взялся его прокомментировать.
Продолжение следует
18. Re: Православная культура - культура православных: взгляд изнутри
17. Re: Православная культура - культура православных: взгляд изнутри
16. Re: Православная культура - культура православных: взгляд изнутри
15. Ответ на 5., Павел Тихомиров:
14. автору
13. автору
12. Ответ автора
11. Не в бровь, а в глаз.
10. Re: Православная культура - культура православных: взгляд изнутри
9. Re: Православная культура - культура православных: взгляд изнутри