В Новгороде, в Покровском Звéрином монастыре, есть древняя белокаменная церковь, посвящённая святому праведному Симеону Богоприимцу. В прежнее время здесь существовала традиция: 2/15 февраля, накануне дня памяти праведного Симеона, в монастыре читали Акафиста этому святому. Несколько лет тому назад, в феврале, паломники из Санкт-Петербурга отправились в Зверин монастырь, чтобы, по старинной традиции, прочитать там этот Акафист.
Покровский Зверин монастырь - древнейшая женская обитель на севере России. Предполагают, что она была основана в 1130 году. Многих приводит в недоумение название монастыря - Зверин. Дело в том, что основан он был на том месте, где, по словам одной старинной книге, «некогда Новгородские князья потешались звериною охотою и содержали свой зверинец». Во время Смутного времени обитель была разорена шведами и пришла в упадок, но возродилась в первой половине XVIII века. Спустя два столетия монастырь прекратил свое существование. В двадцатые годы XX века здесь еще жили сестры и действовала приходская церковь, затем была закрыта и она.
Сегодня монашеская жизнь в обители не возрождена, но в двух храмах, Покровском соборе и древней Покровской же церкви, совершаются богослужения. В соборе покоятся мощи одного из новгородских святых - преподобного Саввы Вишерского, жившего на рубеже XIV-XV веков. День памяти святого Саввы приходится на праздник Покрова Божией Матери, в честь которого освящен собор.
Прежде главной святыней Зверина монастыря была чудотворная икона святого Симеона Богоприимца. Этот образ был явлен в 1467 году, когда в Новгородской земле свирепствовала моровая язва, унесшая жизни более двухсот пятидесяти тысяч человек. Архиепископ Иона молился об избавлении новгородцев от мора и однажды услышал глас, повелевший ему: «Иди со кресты со всем священным собором в Неревский конец, в Зверин монастырь к Покрову Пресвятыя Богородицы, на скудельню. Там явился образ святого праведного Симеона Богоприимца. В честь его поставь там единым днем храм, и тогда мор престанет».
1 октября, в Праздник Покрова Божией Матери, из Софийского собора в Зверин монастырь тронулся Крестный ход. Святитель Иона коленопреклоненно молился перед чудотворной иконой, был отслужен молебен и построен обыденный* деревянный храм во имя святого Симеона Богоприимца. Как говорится в старинной летописи, «и поставиша церковь древяну Симеона Богоприимца в Зверинцах на новом месте, бревна из леса принесоша своимы рамены людие октября в 1 день... и свеща ю Архиепископ Иона того дни и литургию соверши». После Литургии, совершенной Владыкой Ионой в новой церкви, мор чудесным образом прекратился.
На месте деревянного Симеоновского храма в дальнейшем был построен каменный, который и стоит в Новгороде по сей день. На сегодняшний день он является частью Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Нет в нём и чудотворной иконы святого Симеона Богоприимца - она была утрачена в мрачные двадцатые годы.
В Симеоновской церкви сохранились удивительные росписи, по-видимому, тоже относящиеся к XV веку. Стены храма - это месяцеслов в красках: здесь по порядку изображены святые, память которых празднуется в течение всего года, начиная с 1 сентября - церковного новолетия. Кисти древних мастеров, следуя движению часовой стрелки, описали годовой круг и сделали маленький храм большой иконой Всех святых. Когда-то на стенах было изображено около четырехсот фигур угодников Божиих, и многие из них предстоят здесь по сей день. По-видимому, расписать храм столь необычным образом решили потому, что Симеоновская церковь была построена на скудельне - кладбище, где хоронили безымянных умерших. В этом храме можно было молиться об упокоении «зде лежащих православных» их небесным покровителям - какие бы имена они ни носили.
Читать Акафист в Симеоновской церкви нам не разрешили, но никто не мешал в благоговении постоять в храме, где, кроме росписей, не было ничего - ни утвари церковной, ни икон, ни алтарной перегородки. Вот большое темное пятно на стене - здесь некогда висела чудотворная икона святого Симеона. А вот, среди прочих святых, с Симеоновским храмом в руках изображен святитель Иона Новгородский... Из купола взирает кроткий лик Спасителя. Может быть, Господь ждет, когда будет возрожден монастырь, и не туристы, а священники будут подавать возгласы под сводами храма, и тогда возвратит сюда чудотворный образ?
Акафист праведному Симеону мы прочитали в действующем Покровском храме, построенном в XIV веке.
История создания этого Акафиста необыкновенна. Написан он был инокиней Зверина монастыря Аркадией (Солоповой), которая в дальнейшем стала игуменией Таисией, основательницей Леушинской обители. Составить Акафист ее благословила старица Зверина монастыря Людмила. Чтобы никто не узнал, кто автор Акафиста, инокиня Аркадия написала его славянским шрифтом, тетрадку положила в конверт и, поставив на нем печать своего деда с родовыми гербами и титлами, опустила в почтовый ящик. Настоятельница монастыря, игумения Лидия, представила таинственный Акафист новгородскому владыке Серафиму. Тот одобрил Акафист, но счел нужным внести в него изменения. Для этого он попросил переписать его «уже не церковным шрифтом, а обычным, притом пореже строки, чтобы свободнее было поправки делать». Выполнить просьбу Владыки настоятельница поручила именно сестре Аркадии! Она же, неся послушание регента, переложила на ноты припев Акафиста: «Радуйся, Симеоне, старче праведный, Богоприимче преблаженный!».
Владыка благословил сестер монастыря читать Акафист на монашеском правиле, но Священным Синодом он был утвержден спустя почти десять лет. Когда, наконец, это произошло и Акафист был издан отдельной книгой, инокиня Аркадия уже была игуменией Леушинского монастыря. Игумению Таисию не известили о том дне, когда Акафист впервые был прочитан в Зверином монастыре при полной торжественности. Вместо этого ей явился во сне сам праведный старец Симеон и, как пишет она в своих «Записках», обещал ей свое покровительство, утешал и говорил «о блаженстве праведных, начинающемся еще в сей жизни». «Вид его внешний был чуден! - писала матушка Таисия. - Лицо белое, как бы прозрачное, окаймленное седыми, как снег, волосами; одежда, помню, была зеленого цвета, но ряса ли, или что другое - не поняла я. Взгляд его был полон милости и любви ко мне, точно я была ему близкая, своя, а не так, как грешница перед праведником».
Святой даже угостил свою гостью кушаньем, вид которого «был похож на большие ломти белого хлеба, уложенные рядом один возле другого и облитые чем-то густым, белым и горячим, потому что от него шел как бы пар, издававший... благоухание». «Я вкушала, и вкушала с избытком, - пишет игумения дальше, - но не вещественно лежавшую передо мной пищу, а какую-то необычную сладость сердца, которая, как у пресыщающегося пищей тленной, все более и более насыщала мою душу, и, если бы не кончилось это видение, если бы не проснулась я, то не знаю, осталась ли бы душа моя во мне».
Только на следующий день игумения Таисия получила телеграмму из Зверина монастыря, в которой ей сообщали о бывшем там торжестве.
* Возведённый за один день.
1. А, может быть, от Шверина?