В Покровском Звéрином монастыре

16 февраля - день памяти святого праведного Симеона Богоприимца

0
533
Время на чтение 4 минуты

 В Новгороде, в Покровском Звéрином монастыре, есть древняя белокаменная церковь, посвящённая святому праведному Симеону Богоприимцу. В прежнее время здесь существовала традиция: 2/15 февраля, накануне дня памяти праведного Симеона, в монастыре читали Акафиста этому святому. Несколько лет тому назад, в феврале, паломники из Санкт-Петербурга отправились в Зверин монастырь, чтобы, по старинной традиции, прочитать там этот Акафист.  

Покровский Зверин монастырь - древнейшая женская обитель на севере России. Предполагают, что она была основана в 1130 году. Многих приводит в недоумение название монастыря - Зверин. Дело в том, что основан он был на том месте, где, по словам одной старинной книге, «некогда Новгородские князья потешались звериною охотою и содержали свой зверинец». Во время Смутного времени обитель была разорена шведами и пришла в упадок, но возродилась в первой половине XVIII века. Спустя два столетия монастырь прекратил свое существование. В двадцатые годы XX века здесь еще жили сестры и действовала приходская церковь, затем была закрыта и она.

Сегодня монашеская жизнь в обители не возрождена, но в двух храмах, Покровском соборе и древней Покровской же церкви, совершаются богослужения. В соборе покоятся мощи одного из новгородских святых - преподобного Саввы Вишерского, жившего на рубеже XIV-XV веков. День памяти святого Саввы приходится на праздник Покрова Божией Матери, в честь которого освящен собор.

Прежде главной святыней Зверина монастыря была чудотворная икона святого Симеона Богоприимца. Этот образ был явлен в 1467 году, когда в Новгородской земле свирепствовала моровая язва, унесшая жизни более двухсот пятидесяти тысяч человек. Архиепископ Иона молился об избавлении новгородцев от мора и однажды услышал глас, повелевший ему: «Иди со кресты со всем священным собором в Неревский конец, в Зверин монастырь к Покрову Пресвятыя Богородицы, на скудельню. Там явился образ святого праведного Симеона Богоприимца. В честь его поставь там единым днем храм, и тогда мор престанет».

1 октября, в Праздник Покрова Божией Матери, из Софийского собора в Зверин монастырь тронулся Крестный ход. Святитель Иона коленопреклоненно молился перед чудотворной иконой, был отслужен молебен и построен обыденный* деревянный храм во имя святого Симеона Богоприимца. Как говорится в старинной летописи, «и поставиша церковь древяну Симеона Богоприимца в Зверинцах на новом месте, бревна из леса принесоша своимы рамены людие октября в 1 день... и свеща ю Архиепископ Иона того дни и литургию соверши». После Литургии, совершенной Владыкой Ионой в новой церкви, мор чудесным образом прекратился.

На месте деревянного Симеоновского храма в дальнейшем был построен каменный, который и стоит в Новгороде по сей день. На сегодняшний день он является частью Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Нет в нём и чудотворной иконы святого Симеона Богоприимца - она была утрачена в мрачные двадцатые годы.

В Симеоновской церкви сохранились удивительные росписи, по-видимому, тоже относящиеся к XV веку. Стены храма - это месяцеслов в красках: здесь по порядку изображены святые, память которых празднуется в течение всего года, начиная с 1 сентября - церковного новолетия. Кисти древних мастеров, следуя движению часовой стрелки, описали годовой круг и сделали маленький храм большой иконой Всех святых. Когда-то на стенах было изображено около четырехсот фигур угодников Божиих, и многие из них предстоят здесь по сей день. По-видимому, расписать храм столь необычным образом решили потому, что Симеоновская церковь была построена на скудельне - кладбище, где хоронили безымянных умерших. В этом храме можно было молиться об упокоении «зде лежащих православных» их небесным покровителям - какие бы имена они ни носили.

Читать Акафист в Симеоновской церкви нам не разрешили, но никто не мешал в благоговении постоять в храме, где, кроме росписей, не было ничего - ни утвари церковной, ни икон, ни алтарной перегородки. Вот большое темное пятно на стене - здесь некогда висела чудотворная икона святого Симеона. А вот, среди прочих святых, с Симеоновским храмом в руках изображен святитель Иона Новгородский... Из купола взирает кроткий лик Спасителя. Может быть, Господь ждет, когда будет возрожден монастырь, и не туристы, а священники будут подавать возгласы под сводами храма, и тогда возвратит сюда чудотворный образ?

Акафист праведному Симеону мы прочитали в действующем Покровском храме, построенном в XIV веке.

История создания этого Акафиста необыкновенна. Написан он был инокиней Зверина монастыря Аркадией (Солоповой), которая в дальнейшем стала игуменией Таисией, основательницей Леушинской обители. Составить Акафист ее благословила старица Зверина монастыря Людмила. Чтобы никто не узнал, кто автор Акафиста, инокиня Аркадия написала его славянским шрифтом, тетрадку положила в конверт и, поставив на нем печать своего деда с родовыми гербами и титлами, опустила в почтовый ящик. Настоятельница монастыря, игумения Лидия, представила таинственный Акафист новгородскому владыке Серафиму. Тот одобрил Акафист, но счел нужным внести в него изменения. Для этого он попросил переписать его «уже не церковным шрифтом, а обычным, притом пореже строки, чтобы свободнее было поправки делать». Выполнить просьбу Владыки настоятельница поручила именно сестре Аркадии! Она же, неся послушание регента, переложила на ноты припев Акафиста: «Радуйся, Симеоне, старче праведный, Богоприимче преблаженный!».

Владыка благословил сестер монастыря читать Акафист на монашеском правиле, но Священным Синодом он был утвержден спустя почти десять лет. Когда, наконец, это произошло и Акафист был издан отдельной книгой, инокиня Аркадия уже была игуменией Леушинского монастыря. Игумению Таисию не известили о том дне, когда Акафист впервые был прочитан в Зверином монастыре при полной торжественности. Вместо этого ей явился во сне сам праведный старец Симеон и, как пишет она в своих «Записках», обещал ей свое покровительство, утешал и говорил «о блаженстве праведных, начинающемся еще в сей жизни». «Вид его внешний был чуден! - писала матушка Таисия. - Лицо белое, как бы прозрачное, окаймленное седыми, как снег, волосами; одежда, помню, была зеленого цвета, но ряса ли, или что другое - не поняла я. Взгляд его был полон милости и любви ко мне, точно я была ему близкая, своя, а не так, как грешница перед праведником».

Святой даже угостил свою гостью кушаньем, вид которого «был похож на большие ломти белого хлеба, уложенные рядом один возле другого и облитые чем-то густым, белым и горячим, потому что от него шел как бы пар, издававший... благоухание». «Я вкушала, и вкушала с избытком, - пишет игумения дальше, - но не вещественно лежавшую передо мной пищу, а какую-то необычную сладость сердца, которая, как у пресыщающегося пищей тленной, все более и более насыщала мою душу, и, если бы не кончилось это видение, если бы не проснулась я, то не знаю, осталась ли бы душа моя во мне».

Только на следующий день игумения Таисия получила телеграмму из Зверина монастыря, в которой ей сообщали о бывшем там торжестве.

 



*    Возведённый за один день.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. А, может быть, от Шверина?

У северо-западных славян бодричей-варягов неподаоеку от Лабы-Эльбы был город Зверин. То ли в 11, то ли в 12 веке их разгромили германцы, а на месте Зверина устроили свой Шверин. Может быть, это бодричи или их вдовы основали Зверин монастырь в Новгороде Великом? Легенда о "звернце" имеет уж больно позднее происхождение... А о версии, что монастырь назван по славянскому городу Зверину, напоминал и В.И.Карпец в "Руси Мировеевой".
Леонид Болотин / 16.02.2012, 12:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сергеевна Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Сергеевна Надпорожская
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06