15 февраля сербы празднуют День государственности Сербии (Дан Државности Србије). Именно в этот день сербы - с ведома центральной османской власти - подняли восстание против янычар, узурпировавших власть в Белградском Пашалуке. В народном сознании Первое Восстание воспринимается как начало борьбы с турками за независимость. Собственно говоря, так оно и было, хотя, если быть точными, восстание было направлено вовсе не против Османской империи, но против взбунтовавшихся против Империи янычар, захвативших власть в пограничной провинции.
В указанный период ситуация в Османской империи была критической: безуспешная война с Россией и анархия на окраинах. Новый султан Селим Третий, опираясь на единомышленников, начал осуществлять серьезные реформы в экономической, административной, военной и других областях. Одним из первых начинаний Селима стало расформирование янычарского войска, которые к этому времени превратились в неуправляемую силу, представлявшую угрозу для самого существования Блистательной Порты.
Сербам Белградского Пашалука был дарован ряд привилегий, поскольку султан отдавал себе отчет в том, что жизнь австрийских сербов, проживающих на другом берегу Дуная, представляет собою разительный контраст с жизнью турецких сербов. Султан позволил сформировать 15-тысячный сербский корпус, было расширено местное самоуправление сербских князей. Эти силы должны были бороться с янычарской вольницей и, тем самым, поддерживать законность на территории Пашалука.
Но начавшийся Египетский поход Наполеона заставил султана пойти на уступки янычарам и позволим им вернуться в Сербию. Янычары совершили в Белграде переворот, убили пашу, и установили собственную диктатуру. У турок-спахиев, получавших эти самые земельные наделы за службу султану, землю отобрали. А сербы были и вовсе лишены прав, а вскоре сербские князья были вырезаны.
Это стало непосредственным толчком к началу восстания. Вождем восстания стал гайдук Черный Джордже - Карадьжордже (в русской традиции - Карагеоргий). Янычары были блокированы в крепостях, на помощь восставшим выдвинулись турецкие войска Боснийского паши. К лету дело было сделано. На территории Белградского Пашалука янычары были практически уничтожены и были восстановлены законы Селима Третьего.
Но теперь уже сами сербы, почувствовав силу, стали добиваться большего. Повстанцы провозглашают требования предоставления широкой политической автономии Белградскому Пашалуку в составе Османской империи. Это требование ознаменовало собой следующий этап восстания. Предполагалось, что зависимость от Порты будет проявляться лишь в уплате дани и участии сербского корпуса в войнах с врагами Османской империи. В августе 1804 на сборе старейшин было решено просить Петербург о содействии в деле обретения нового статуса. Идеи сербов нашли поддержку у императора Александра I.
Россия стала официальным патроном сербов в борьбе за автономию.
В конце концов, полную независимость сербам удалось обрести только после победы нашего Отечества над Турцией в 1878 году.
Но прежде, чем сербам суждено будет обрести независимость, ее народу еще придется пройти страшные зигзаги взлетов и падений. В июне 1807 на землю Сербии вступили русские войска, а всего через неделю в Тильзите было принято решение о том, что Россия покидает Балканы. С турками было заключено перемирие, которое было воспринято в сербском обществе как проявление предательства.
Вот свидетельство российского дипломата Родофиникина, прибывшего в Белград 2 августа 1807 года: «Сам я был подвержен опасности сделаться жертвою отчаяния сербов и еле успел сам и посредством приверженных мне мало помалу успокоить умы и оные обратить по прежнему на прямой путь».
Сербские патриоты вообще частенько обрушивают на Россию обвинения в предательстве. Иногда с ними приходится соглашаться, но иногда случаются просто нелепые ситуации: например именно советскую Россию сербские патриоты долгое время обвиняли в том, что именно Красная Армия посадила на трон диктатора-сербофобаТито.
Между тем, всем хорошо известно, что ставку на Тито сделали британцы, ибо именно он был компромиссной фигурой, устраивавшей в том числе и умеренных хорватов. Вопрос послевоенного устройства Югославии был решен еще в Тегеране, поэтому обвинения в адрес РККА крайне некорректны.
Много говорилось в этой связи и о памятнике «Благодарности Франции», возведенном в центре Белграда сразу после окончания мировой войны. Как будто это Франция, а не Россия вступилась за унижаемую и избиваемую Сербию.
Кстати, когда туркам удалось-таки подавить первое сербское восстание 1804-1813, многие сербы в неудаче обвиняли именно Россию. Ну как же: в 1807 Россия заключила мир с турками, в 1812 - вообще оставила сербов один на один с турками. Но почему же лукавые русофобы, которые, увы, встречаются среди наших братьев-сербов, не уточнят, что в 1807 именно французы вынудили нас уйти с Балкан, а в 1812 русские войска ушли сражаться не против кого-нибудь, но против всеевропейской армии, объединенной не каким-нибудь, но именно французским императором.
Первое сербское восстание окончилось поражением. Однако, возрождение новосербской государственности было следствием именно этого восстания. Несмотря на то, что сербы отправили гонцов не только в Петербург, но и к европейским дворам, Австрия - в силу ряда причин - помогать не собиралась. А обожаемая сербскими западниками Франция - более того - косвенно и прямо поддержала силу, враждебную по отношению к Сербии.
И только Россия всячески поддерживала первое сербское восстание.