...Вспоминается ясный зимний день, день памяти Федора Михайловича Достоевского, когда протоиереем Геннадием Беловоловым у могилы великого писателя на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры была отслужена панихида. Эта традиция возобновилась в 1988 году.
Ветерок ласкал огоньки свечей, над кладбищем плыла молитва. Просить у Господа "Царства Небесного, вечного покоя" рабу Божиему Феодору собрались тогда благодарные потомки от праправнука Достоевского до ученого из далекой Японии. Множество поколений людей по всему миру уже третий век питаются плодами трудов этого русского гения, их сменяют новые, и этот поток не прекращается. Вот и на панихиду пришли школьники - новые почитатели.
На наших глазах обретали зримую реальность евангельские слова, взятые писателем эпиграфом к роману "Братья Карамазовы" и выбитые затем на его могильном камне: "Аминь, аминь, глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, мног плод сотворит".
Известный сербский богослов XX века преподобный Иустин (Попович) сказал о русском писателе: "Достоевский - пророк, ибо он всечеловек... В полноте своей личности он - и пророк, и мученик, и апостол, и поэт, и философ. Он принадлежит всем мирам и всем людям, ибо он как всечеловек необъятен и неисчерпаем. Этот человек - для всех всечеловек, и он всем родной: родной сербам, родной болгарам, родной грекам, родной французам, родной он всем людям на всех континентах. Он - в каждом из нас, и каждый из нас может найти себя в нем".
Думается, главное значение Достоевского для нас, сегодняшних потомков, даже не в его величайшем пророческом даре, дающем основание назвать автора "Бесов" певцом русского Апокалипсиса, а именно в том, что каждый может найти себя в нем.
Жизненный и духовный путь Ф.М.Достоевского - это путь самой России, путь русского человека в переплетениях земных злостраданий и небесных прозрений. Его детство не было безоблачным, довелось пережить сиротство, затем - искушение революционными идеями, взойти на эшафот, тяжело заболеть и, наконец, придти к Господу, отдав свой дар на служение Богу и людям. Заметим, что жил писатель в годы, когда вера оскудевала на Руси. И мировоззрение столь известного и талантливого автора оказало влияние на многие мятущиеся умы. Он помогал русским людям осознать себя в мире и после своей смерти, в последнее мучительное безбожное столетие, когда лишь из художественной литературы и можно было узнать о Боге, т.к. Священное Писание и святоотеческие труды были запрещены. Это время минуло. И вновь на Руси - разброд и шатание. И нам по-прежнему нужен Достоевский как один из помощников в обретении истинных ориентиров.
От каждого из нас зависит, останется ли Федор Михайлович певцом лишь русского Апокалипсиса, либо - и русского возрождения, ведь, как и многие духоносные отцы, он предрекал: "В сущности в народе нашем кроме идеи православия и нет никакой, а все из нее одной и исходят. И это несмотря на то, что многое у самого же народа является и выходит до нелепости не из этой идеи, а смрадного, гадкого, преступного, варварского и греховного... Суть русского призвания заключается в открытии русского Христа миру, Христа неизвестного миру, но сохраненного в нашей Православной Церкви".
...Но на все воля Божия, однако, одно то, что спустя столетие с лишним люди молятся об упокоении великого соотечественника, дорогого стоит. Верующие люди знают, что нашим дорогим усопшим не нужны ни роскошные захоронения, ни блестящие славословия. Как хлеб алчущему им нужна молитва.
3. Re: «Со святыми упокой...»
2. Re: «Со святыми упокой...»
1. Вечная память!