От редакции: Вопросы церковно-государственного взаимодействия всегда были приоритетными в публикациях РНЛ. Поэтому, когда наши читатели прислали нам перевод статьи из журнала «L'espresso», посвященной финансовым отношениям Ватикана и Итальянской республики, мы посчитали необходимым опубликовать эту статью, хотя она и посвящена реалиям отношений Католической церкви и государства. Отрицательный опыт - тоже опыт.
Благодаря налоговому отчислению итальянское государство вносит более миллиарда в год на оплату зарплат священников. Для которых хватило бы 361 миллиона. А где остальные деньги? В этом расследовании выявлена вся правда о бизнесе и привилегиях Ватикана. Вот одна из его частей.
Тридцать одна тысяча и четыреста семьдесят восемь с чем-то евро. Это сумма, которую государство, а значит и вся совокупность налогоплательщиков, внесло в 2010 году на содержание каждого из тридцати трех тысяч и восьмиста девяносто шести священников, находящихся на службе в епархиях страны. В общей сложности это миллиард и шестьдесят семь миллионов евро, то есть общая сумма так называемых «восьми тысячных» (которая в 2011 году поднялась до одного миллиарда 118-ти миллионов 677-ми тысяч 543-х евро и 49-ти центов). Эту сумму получил Ватикан посредством Конференции епископов, которая потом перевела непосредственно каждому из этих священников только 10.541 евро, третью часть того, что она спрятала в своих сейфах. Это слишком сильное выражение, но с цифрами не поспоришь: а цифры говорят о том, что епископы прикарманивают часть зарплаты своих подчиненных.
Как известно, Войтыла не особо любил Агостино Казароли. Он считал, что его государственный секретарь слишком дружил с восточными коммунистическими режимами. Считал его почти пропагандистом и из-за этого часто спорил с ним. На самом же деле он должен был бы поставить ему конный памятник. Потому что пересмотр соглашения (о гарантированной зарплате священникам, которую платило государство), о котором Казароли договорился с Беттино Кракси, бывшим на тот момент премьер-министром Италии, оказалось самой выгодной сделкой, которую Ватикан заключил за последний период своей истории. Сейчас это происходит таким образом: каждый год налогоплательщики ставят крестик в специальную клеточку декларации о доходах и могут выбирать в качестве того, кому пойдут эти восемь тысячных, из списка религиозных конфессий, заключивших договор с государством (или предназначить их для самого государства). Получается нечто вроде гигантского исследования мнений. На основании собранной информации производят раздел в процентном соотношении всех фондов, но не только сумм, полученных от тех, кто выразил какое-то предпочтение, но и от тех, кто не сделал никакого выбора (примерно 40% от общего числа).
То есть, к этой куче денег прибавляются также и взносы, сделанные в казну теми, кто просто нигде не поставил крестика, а таких абсолютное большинство (в то время как в крайне католической Испании эти деньги остаются государству). То есть, тех людей, которые, возможно, ничего даже не слышали об этом хитроумном изобретении, сделанном Джулио Тремонти в качестве консультанта государства. Этот механизм, какое совпадение, кажется скопированным с механизма, установленного партиями для возмещения затрат на предвыборную кампанию со стороны государства. Результат этого ухищрения легко предугадать. Еще и потому, что проиграть у итальянского государства перед судом присяжных математически невозможно. Учитывая также, что так называемый противник установил правила, которые изначально ущемляют его. Если к тому же во время состязания он идет, вместо того, чтобы бежать (Ватикан доверилась такому мировому гиганту, как «Saatchi & Saatchi» для проведения своей настойчивой рекламной кампании, которая обошлась ей в 2005 году приблизительно в девять миллионов евро, то есть, в три раза больше суммы, подаренной священниками жертвам цунами), государство этого не сделало. Но преимущество Ватикана превышает то, что можно себе представить. Чтобы оценить его, необходимо довериться старым сведениям, поскольку министерство экономики предоставляет статистические данные по действительным предпочтениям налогоплательщиков только религиозным конфессиям, которые получают эти средства. Но это не проблема, поскольку процентные соотношения практически не меняются от года к году.
Итак: в 2004 году Ватикан был выбран 34,56 процентами итальянских налогоплательщиков, то есть, меньшинством. Но тот же процент, примененный только к той части налогоплательщиков, которые дали указания, касающиеся предназначения восьми тысячных, тут же чудесным образом поднимают эту цифру до 87,25 процентов, то есть, до абсолютного большинства. И именно этот процент используется для раздела всего торта. И он неизбежно будет расти. Это значение зависит или от валового внутреннего продукта, то есть, от экономического роста, или от увеличения налогового давления. Если не от обоих критериев одновременно.
Это обеспечивает Ватикану возможность получать все больше и больше денег, независимо от количества согласных с этим. И даже когда количество согласных значительно понижается. Такое произошло, например, при заполнениях деклараций о доходах 2007 года (инкассированных в 2010 году, поскольку существует трехгодичный сдвиг по времени). В том году, возможно в связи со скандалами на почве педофилии, количество налогоплательщиков, желающих предназначить деньги для Ратцингера & C, значительно сократилось. По подсчетам самих епископов оно сократилось на 95.104 единиц.
Таким образом, даже крапленый процент, предназначенный для церкви, сократился с 86,05%, который был в 2006 году (89,82% в 2005) до 85,01%. Но вот сюрприз: благодаря двойному буксиру валового внутреннего продукта и налогового давления церковь в любом случае получила больше: 100 миллионов евро.
Подсчет этого прикарманивания легко сделать. В 1989 году, как об этом вспоминает сама Конференция епископов в документе, названном «Восемь тысячных: предназначение и применение в 1990-2011 годах», когда государство оплачивало зарплаты священников, церковь получала 399 миллиардов лир (которые в 1990 году, то есть в первом году новой системы, превратились в 110 миллионов евро, поскольку в общую сумму были включены также и семь миллиардов лир общественных денег, предназначенных для нового религиозного строительства). По коэффициенту переоценки на сегодняшний день эта цифра соответствовала бы 369,01 миллионам. В 2011 году, по самым последним подсчетам, церковь получает, как мы уже сказали, один миллиард 118 миллионов 677 тысяч и 543 евро: то есть, более, чем в три раза больше.
Но для Римской курии эта сделка является еще более выгодной, чем она кажется на первый взгляд. Ведь за то же двадцатилетие общая сумма выплат священникам (которая даже уменьшилась ровно на двадцать миллионов в период с 2009 по 2011 годы) росла намного медленнее: с 145-ти миллионов 1990 года до 361 миллиона 2011 года (более чем на 145%). Таким образом, избыток, который является в данном случае прибылью, или наживанием для церкви, постепенно увеличился, дойдя от начальных 65-ти миллионов до 757.677.543 евро в этом году, то есть, произошло увеличение на 1.066 процента. Ничего себе! При этом в распространенной в приходах Конференцией епископов листовке, которая называлась «Помоги всем священникам», утверждалось, что восьми тысячных было недостаточно для содержания священников. Те, кто принял участие в составлении договора 1984-го года, вероятно понимая, какую махинацию они затеяли, предусмотрели возможность пересмотра этой доли: то есть, было установлено, что восемь тысячных могли превратиться, например, в семь или девять, в зависимости от поступлений и от реальных затрат Ватикана.
Задача следить за ситуацией и при необходимости вносить каждые три года изменения была доверена, в лучших традициях, очередной комиссии. Разумеется, этой комиссии тут же пропал и след. И тем, которые, как, например, все те же постоянно находящиеся на действительной службе зануды-радикалы, потребовали получения информации по этому поводу, было указано на то, что это государственная тайна. Даже вот так. Что правительство хоть немного стыдится говорить на эту тему, вполне понятно. Потому что, как всегда, очередной исполнительный орган, считая, что ежегодный подарок церковным иерархам является недостаточным, добавил кое-что еще, фактически отдав Ватикану еще и значительную часть доли (совсем небольшой, кстати) восьми тысячных, которые налогоплательщики предназначили ему. На этот перегиб обратила внимание также и счетная палата, которая в 2008 году приготовила отчет по управлению фондами со стороны государства за пятилетний период с 2001 по 2006 годы, в котором выявляла «немало непоследовательностей».
Берлускони, который был слишком озабочен тем, чтобы священники простили его за чрезмерную ночную жизнь, не придал никакого значения этому порицанию. Хотя бы прочитал семнадцать страниц декрета, по которому были разделены в 2009 году 43.969.406 евро, которые налогоплательщики предназначили государству в виде восьми тысячных от налогов: 459 тысяч евро пошли Папскому Григорианскому университету в Риме, 500 тысяч книжному фонду общества Иисуса, миллион и 146 тысяч епархии Кассано-алло-Ионио, 369 тысяч Братству Святой непорочной Марии в Галлиполи... и в конце концов 10 миллионов и 586 тысяч пошли, в основном через фонд культурного наследия, на двадцать шесть объектов недвижимости, принадлежавшие учреждениям-сателлитам Ватикана. Еще 14 миллионов и 692 тысячи были выделены на удовлетворение запросов (почти все они были связаны с церковной деятельностью), сделанных в связи с землетрясением в Абруццо, но, что самое удивительное, эти запросы были представлены еще до того, как это землетрясение произошло.
В сущности, государство передало Ватикану более половины денег, которые налогоплательщики выделили именно государству. Остается понять, куда идут общественные деньги, которые ежегодно остаются в кассах Конференции епископов после выплаты зарплат священникам. В 2011 году (как, впрочем, и за все эти последние пять лет, за которые практически ничего не изменилось) на благотворительные дела в странах третьего мира было выделено 85 миллионов, то есть 7,59 процентов общественных денег, которые получила Конференция епископов.
Даже прибавив к этим деньгам благотворительную помощь, распределенную в Италии, общая сумма не превышает 235 миллионов, что означает 21 процент государственного отчисления Конференции епископов. И это все, даже если предположить, что сюда есть какой-то смысл включить «установку католического радио в архиепархии в Маунт-Хагене в Папуа Новой Гвинее и в Пуэрто-Эсперанца в Перу и подготовку техников и журналистов- аниматоров для епархиального радио Матади в Демократической Республике Конго», перечисленные на 140-ой странице досье «Восемь тысячных: предназначение и применение в 1990-2011 годах», приведенные в главе «Гуманитарная помощь», но значительно больше напоминающие пропаганду и вербовку. Или почти комическую операцию по «обучению использованию и управлению фотогальванической системой для зарядки батарей мобильных телефонов, ноутбуков и ламп для создания малых предприятий в различных странах Африки». Ноутбук в саванне? Да уж. И от всей этой манны небесной простым католикам остаются только крошки. Разумеется, это не относится к номенклатуре, которая себя не обижает.
Главный епископ Анджело Баньяско, разумеется, все отрицает: «На самом деле на наше содержание уходит немного», сказал он 26-го сентября 2011 года. Но это не совсем так, учитывая, что только в 2007 году двадцать кардиналов в Риме обошлись более, чем в три миллиона евро, как это выявила английская католическая еженедельная газета «The Tablet», и эти данные не были опровергнуты (в конце концов газета всего лишь привела краткий отчет по экономическим делам Ватикана для префектуры) и, что в 2010 году, как эта написал «Эль Паис» на содержание всей курии было затрачено 102,5 миллиона. И конечно, когда в сентябре 2011 года журнал «Христианская семья» написал: «В то время, как корабль тонет, рулевые продолжают развлекаться», это не относилось к тузам Ватикана.
Статья из журнала «L'espresso», от 18 ноября 2011