Русский народ: звероподобный сброд или стержень цивилизации

Отклик на статью В.В.Путина «Россия: национальный вопрос»

Выборы президента России в 2012 году 
0
1690
Время на чтение 7 минут

От редакции. Статья В.В.Путина, посвященная национальному вопросу, вызвала широкий резонанс в обществе, особенно в патриотической среде. РНЛ публиковала и републиковала комментарии разных авторов, дававших как высокую оценку статье главного кандидата в Президенты, так и критиковавших те или иные тезисы В.В.Путина. С.Замлелова, статью которой мы предлагаем читателю, критикует некоторые положения «национальной доктрины Путина» с позиций, так скажем, русского советского человека. Считаем, что и такой взгляд должен быть услышан.

В статье «Россия: национальный вопрос», напечатанной 23 января с.г. в «Независимой газете», В.В. Путин обращается к русскому народу, который пока ещё составляет большинство избирателей РФ, и называет его то «стержнем русской цивилизации», то её «скрепляющей тканью». Следует признать, что в таких выражениях о русских давно никто не говорил из власти предержащей. Пожалуй, со времён знаменитого тоста Верховного Главнокомандующего. Особенно за последние двадцать лет русские люди привыкли, что руководство страны и те, кому это самое руководство по каким-то причинам не возбраняет крутиться рядом, думает о «русской цивилизации» примерно следующе: «Россия как государство русских не имеет исторической перспективы» (Е.Т. Гайдар), «Русских нельзя с правами пускать в европейскую цивилизацию их положили у параши, и правильно сделали... Жалкие, несостоятельные в духовном плане, трусливые спят у параши и никаких прав не имеют. Если таким давать права, понизится общий уровень человечества» (В.И. Новодворская), «Страну населяет звероподобный сброд, которому просто нельзя давать возможность свободно выбирать. Этот сброд должен мычать в стойле, а не ломиться грязными копытами в мой уютный кондиционированный офис» (Ю.А. Гусаков). И т.д. И вдруг: «Русский народ является государствообразующим - по факту существования России. Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Фёдора Достоевского...» Того самого Достоевского, к которому А.Б. Чубайс не чувствует «ничего, кроме физической ненависти».

Помимо небывалого уважения, от внезапности проявления которого, как говаривал Бальзаминов, «поневоле с ума сойдёшь», в статье предложен анализ фундаментального для России вопроса, коим, по мнению автора, является вопрос национальный. Прежде всего, как утверждает В.В. Путин, национальные проблемы в современной России связаны с разрушением СССР, который, кстати, Председатель Правительства, называет в статье «большой Россией, сложившейся в своей основе ещё в XVIII веке». Вскользь отметим, что в статье речь идёт именно о «разрушении СССР», а не о распаде или иных каких-нибудь процессах, происходящих самостоятельно, в силу объективных причин и без участия заинтересованных лиц. Итак, первостепенной задачей внутренней политики автор называет сохранение русского культурного кода. При этом подчёркивается роль образования, СМИ и массовой культуры в целом.

Необходимо также создавать специальные структуры, которые занимались бы вопросами национального развития. Серьёзные надежды возлагает Председатель Правительства на традиционные религии. Важной вехой на пути разрешения национального вопроса является и упорядочение миграции. Конечной же целью автор статьи видит укрепление исторического государства и создание для его граждан полноценных условий жизни и деятельности, так, чтобы любой человек в России был, прежде всего, её гражданином и гордился бы этим.

Несмотря на то, что статья содержит революционные в некотором роде заявления, отступление от которых стоило бы В.В. Путину последнего доверия избирателей, вопросов по прочтении остаётся немало. Например, по поводу призыва В.В. Путина покончить с гражданской войной и примириться потомкам белых офицеров и красных комиссаров. Помимо того, что это весьма условные обозначения, ибо белые офицеры зачастую становились красными комиссарами, примирение это нереально. И вот почему: те, кого мы договорились называть «потомками белых офицеров» любят говорить, что такой страны как СССР нет, и уже никогда не будет. Однако и той страны, которую защищали от комиссаров белые офицеры, тоже нет. И появление её никак невозможно. И получается, что гражданская война у нас идёт между сторонниками несуществующих стран, как если бы одни сказали, что они за Александра Македонского, а другие - за царя Дария. Для того чтобы остановить такую войну, в стране должна появиться новая, отвечающая чаяниям большинства идея, способная увлечь и как раз-таки примирить. «Сохранение культурного кода» не может быть таковой идеей, поскольку это самоочевидная вещь, необходимая для сохранения государства. Но провозглашать это национальной идеей - то же самое, что начертать на гербе: «Нехорошо, когда умирают от голода».

Что же касается гордости своей страной то, к сожалению, на сегодняшний день, кроме как, по слову автора, «противоречивой, трагической, но великой историей» гордиться нам нечем. А вот когда наша страна вставала на защиту слабых, то есть останавливала оккупацию Кореи или Вьетнама, когда в любой ситуации могла достойно постоять за себя, когда её космические аппараты не падали никому на головы, когда она производила и испытывала собственные самолёты, когда в её деревнях жили люди, а не ветер, когда на нивах колосились злаки, а не коттеджные посёлки - вот тогда граждане «большой России» гордились своей страной. И если бы это появилось снова, не исключено, что не понадобились бы и структуры, отвечающие за вопросы национального развития. Не является ли так называемая «национальная проблема» результатом всеобщей неприкаянности? В том именно смысле, что такие достойнейшие сферы человеческой деятельности, как торговля и бухучёт, в которых на сегодняшний день занято, по причине отсутствия других занятий, большинство населения страны, не способны ни удовлетворить здорового и творчески активного человека, ни дать возможность развития и роста. Не секрет, что для того, чтобы люди не обособлялись, необходимо наличие общего дела и общая заинтересованность в положительном его исходе. Радикальный пример тому - Великая Отечественная война. Неужели у тех, кто сражался за Победу, оставалось ещё время думать о национальности товарищей по оружию? Когда у разных людей нет общего дела, когда жизнь превращается в существование ради потребления, вот тогда «для праздных рук найдёт занятье сатана». Человеку, не отягощённому серьёзным и любимым делом, нечего терять кроме своих цепей или пустоты собственной жизни. Огромному числу людей в нашей стране нечем заняться - невозможно быть инженером, смешно быть писателем, глупо быть учителем. Речь идёт не о безработице - это уже другой уровень проблемы. Речь о том, что молодые люди в нашей стране лишены возможности реализовать себя. Государство отказалось от организующей роли. Зато явилось множество лжеучителей, учащих «чему не должно из постыдной корысти» (Тит. 1:11) и вовлекающих неприкаянных людей в тенёта межнациональной ненависти, сепаратизма или абстрактной борьбы во имя неясных целей. Заметим особо, что всё это, при глубоком погружении, чрезвычайно увлекательно и обладает способностью создавать иллюзию смысла жизни.

Автор статьи полагает, что «огромная роль здесь принадлежит образованию». Далее следует предложение сформировать, как в США, список 100 книг, которые должен прочитать выпускник российской школы. Более всего в этом предложении смущают США, как пример для подражания. Уровень американского образования всегда служил предметом насмешек. Многие американцы всерьёз полагают, что Иран угрожает США, что Дж. Буш-младший общался с инопланетянами, что Америка уничтожила Гитлера, а Советский Союз сбросил атомную бомбу на Хиросиму. И ведь даже 100 прочитанных книг не в состоянии выпрямить эту кривизну! Так, может быть, дело не в 100 прочитанных или непрочитанных книгах, а в самой образовательной системе? В том, на что она ориентирована - на возвышение человека, на формирование самостоятельно мыслящего ума или, напротив, на блокировку развития и на усвоение разрозненных, сугубо практических сведений, сдобренных патриотическим пафосом. Американцы очень патриотичны и очень худо образованы. Но, кроме того, не совсем понятно, как это можно заниматься сохранением «русского культурного кода», беря пример с американцев... Это, прежде всего, означает, что в нашей «противоречивой, трагической, но великой» истории не нашлось ни единого достойного примера и образца. Выходит, не такая уж она и великая. То же и по вопросу кино. «Здесь есть чему поучиться», - пишет автор, обращаясь к опыту Голливуда в деле формирования сознания. Но Голливуд, что называется, ходил под стол пешком, когда Ленин провозгласил своё знаменитое: «Важнейшим из искусств для нас является кино». Далее автор статьи уверяет, что «не о цензуре речь, не о «казённой идеологии»». И это снова вызывает вопросы и недоумения, потому что современное отечественное кино имеет своей задачей как раз-таки взлом культурного кода, с завидным упорством изображая «стержень русской цивилизации» исключительно в виде «звероподобного сброда». И это при том, что из-под гнёта советской цензуры и «казённой идеологии» то и дело выходили шедевры, до уровня которых не поднялась ни одна из постсоветских киношек. Так что огромное число избирателей ждёт-не дождётся, когда же речь пойдёт, наконец, о цензуре.

Но главное, всё, о чём пишет автор, неосуществимо без вмешательства государства, без усиления его роли в жизни страны. А именно этого и не хотят потенциальные избиратели В.В. Путина, представляющего, по их мнению, альтернативу коммунистам на президентских выборах. Да ведь и сама наша уникальная цивилизация уникальна именно государственной составляющей, сплачивающей вокруг себя те самые этносы, которые сегодня всё чаще задаются вопросом, что они делают в составе России.

Разговоры имеют свойство быстро надоедать. И если Россия намерена посвятить себя торговле газом или поддержке неизвестно как разбогатевших лиц, то обострение национальных вопросов неизбежно, даже если российские школьники прочитают 200 книг, а Сколково обзаведётся собственным Голливудом.

В последнее время В.В. Путин активно выступает в печати. В недавней своей статье в «Известиях» Председатель Правительства обращался к молодёжной аудитории, рассуждая об «образовательном драйве». В «Независимой газете» его аудиторией должен был стать русский народ, выразителем чаяний которого, никогда, кстати, и не была «Независимая газета». Эдакое собирание земель русских на современный лад.

Что ж, отрадно, что и на русский народ обратилось, наконец, высочайшее внимание. Но всё же статья не оптимистична, а впечатление, которое она оставляет, предельно ёмко было выражено Лениным: узок круг этих людей, страшно далеки они от народа.

Светлана Замлелова, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

25. Екатерине Домбровской на 24

Ясно.

24. Ответ на 20., Наталья Чернавская:

Мудрые слова. Но ведь "послушание церкви" и означает - к совести прислушиваться, очищать её: чтением Писания и отцов, молитвой домашней и церковной, доброделанием, борьбой с помыслами, таинствами. Я тут противоречия не вижу.

По учению ВСЕХ свв. отцов - корень зла сосредоточен в ВОЛЕ человека, которую он в грехопадении отцов предал на послушание диаволу. Так надо от нее отказаться и отдать ее в послушание Христу. А Христос нас зовет идти вслед Его. Куда? На Голгофу, между прочим... Послушание отцы называли в аскетике - таинством. В этом удивительном процессе происходят в человеке невероятные вещи, - самые главные изменения - человек очищается от гордости. Это и есть сораспятие Христу. А если он САМ лишь читает и молится и доброделает во вне - он свою самость почти не затрагивает. А если и сознательно прикасается к этим заповедным дебрям души, то сам же и потом духовно превозносится, успокоенный, что он ВСЕ делает, что нужно А от того, что старцев почти не стало, таинство послушания не потеряло своей высоты, поскольку это - черта Сына Божия, который был послушен до смерти и смерти Крестной. Все-то мы хотим дойти до Христа без Креста. Для хорошего послушника, - говорят замечательные отцы современности - всегда старец найдется. А если нет пока, надо молиться и Богородица даст. Только не стоит пересматривать святоотеческую аскетику. Это очень опасно.

23. Ответ на 22., Ник Ликашин:

«Богу молиться, как то делали прапрадеды, пока не продали свою веру за посулки...»Вона, как. Не представляю себе русского человека, который бы за «посулки» продал свою веру. Передумайте, иначе никогда не поймёте, почему наши прапрадеды въезжали в Царство Божие на осле

Да, выше не бывает "меры осла" - это истинное смирение. Но спорить с Вами не буду. Я разумела то лишь отступление от веры , о котором с болью и страданием не раз писали: святители: Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, епископ Никон (Рождественский), о котором множество записей дневниках отца Иоанна Кронштадтского, и множества других великих сынов Церкви. Я лишь имела ввиду разрушение веры в атеистическом государстве, крушение храмов, которое производилось руками наших людей. Жизнь по Вере и вера в то, что бытие определяет сознание - не совместимы. Я имела в виду тысячи и миллионы родных соотечественников, умерших без крещения и покаяния, их детей и внуков, которые не знают Евангелия и знать не хотят. Если только как литпамятник. А уж жить по нему - не хотят ни за что. А великих предков Святой Руси - великих молитвенников и святых, людей в массе своей несших в сердце и веру и Христа - я не касалась. Так что ПЕРЕДУМЫВАТЬ МНЕ НЕЧЕГО. а ПОСУЛКИ -это построение земного рая: бытие определяет сознание.

22. 10. Екатерина Домбровская

«Богу молиться, как то делали прапрадеды, пока не продали свою веру за посулки...» Вона, как. Не представляю себе русского человека, который бы за «посулки» продал свою веру. Передумайте, иначе никогда не поймёте, почему наши прапрадеды въезжали в Царство Божие на осле
Ник Ликашин / 07.02.2012, 23:17

21. 19. Екатерина Домбровская

Вот взгляд петербургской игумении Софии (Силиной)( Из ее интервью, данному Гл. редактору газеты "Православный Петербург" http://www.pravpiter.ru/pspb/n237/ta001.htm ) "По русской традиции большинство монастырей открыты для богомольцев. В православной Греции и на католическом Западе есть обители, закрытые для мирских людей. В этом смысле открытость обители, находящейся фактически в центре мегаполиса, несёт с собой ряд трудностей. Это не только шум машин, заводов, дискотек и соревнований с соседнего стадиона. Это прежде всего шум мiра, стремящегося проникнуть за монастырские стены. Помимо прихожан и паломников, которым приходится уделять внимание, это и те люди, которые не имеют ни малейшего желания уважительно относиться к монастырским традициям. Обладая главным качеством современного человека — легко ранимой гордостью, зачастую граничащей с психическими заболеваниями, они требуют, чтобы монастырь удовлетворял все их желания и изменял свою жизнь согласно их представлениям о должном." Обращаю внимание на последнюю фразу и формулировки матушки. За ее словами - много смысла, много боли и много горькой правды о человеке.

20. Екатерине Домбровской

Мудрые слова. Но ведь "послушание церкви" и означает - к совести прислушиваться, очищать её: чтением Писания и отцов, молитвой домашней и церковной, доброделанием, борьбой с помыслами, таинствами. Я тут противоречия не вижу.

19. Наталье Чернавской . Из письма свт. Игнатия:

"Ум человеческий не в состоянии отличить добра от зла; замаскированное зло легко, почти всегда, обманывает его. И это очень естественно: ум человеческий юн, а борющие его злыми помыслами имеют более, чем семитысячелетнюю опытность в борьбе, в лукавстве, в ловитве душ человеческих. Различать добро от зла принадлежит сердцу, – его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельнаго от вина поддельнаго. Что дело сердца отличать добро от зла и что сердце не вдруг стяжавает способность совершать принадлежащее ему дело, – то и другое засвидетельствовал Апостол: “Совершенных есть твердая пища, – сказал он, – имущих чувствия обучена долгим учением в разсуждении добра же и зла” (Евр. 5, 14). Потому то, доколе сердце не стяжет навыка отличать добро от зла, очень полезен опытный совет ближняго – воспитанника Восточной Церкви, единой святой, единой истинной, – ищущаго и нашедшаго в повиновении ей блаженную свободу. “От послушания, – сказал св. Иоанн Лествичник, – рождается истинное смирение; от смирения – истинное духовное разсуждение, или разум”. И так вне неуклоннаго послушания Церкви нет ни истиннаго смирения, ни истиннаго духовнаго разума; там обширная область, темное царство лжи и производимаго ею самообольщения. Отличается добро от зла очень многими признаками, которые познаются по мере духовнаго преуспеяния".

18. Екатерине Домбровской

есть еще и святые батюшки и архиереи, но "нового" уже значительно больше Мне было очень интересно прочесть недавние воспоминания к дню памяти о. Иоанна Крестьянкина, особенно вот этот фрагмент http://ruskline.ru/analitika/2012/02/04/ob_arhimandrite_ioanne_krestyankine/ Задавал я вопрос отцу Иоанну и о духовничестве: как относиться к той проблеме, которая возникает очень остро на многих приходах повсеместно, - к проблеме, когда многие священники считают себя вправе удерживать около себя прихожан и запрещают идти на исповедь к другому священнику. Отец Иоанн ответил на это так. «Очень важно, чтобы все, что составляет человека, а это - разум, воля, совесть, духовная свобода, чтобы ничего из этого не было нарушено. А если нарушается - начинается болезнь. Как в Евангелии сказано: Христос исцелял слепых, глухих, хромых, прокаженных... (отец Иоанн помолчал, посмотрел мне прямо в глаза) и бесныя. Да, это тоже болезнь, духовная болезнь. А начало болезни выражается в том, что человек лишается собственной воли, сам подчиняет ее воле другого человека. И тогда совесть почти ничего не в состоянии говорить человеку, она заглушена в результате подмены собственной ответственности перед Богом ответственностью кого-то другого». «Что такое духовничество? - продолжал отец Иоанн. - Это когда духовно опытный старец брал себе духовных чад числом не более двенадцати. И это было такое духовничество, когда старец буквально со своих рук кормил своих детей, а в случае смерти передавал их другому. Вот это действительно духовничество! А у нас на приходах такого быть не может. Здесь должна быть полная свобода! Причины перехода от одного священника к другому могут быть самые разные. Даже то, что у одного священника времени меньше, а у другого больше - это также может быть причиной перехода к другому священнику: зачем же я буду отнимать время у страшно загруженного батюшки, лучше пойду к тому, кто более свободен. И можно, совершенно не смущаясь, идти к менее загруженному священнику. Или, к примеру, священника переводят. Зачем всем его прихожанам ехать за ним на другой приход? Они должны оставаться на месте и идти к тому священнику, кто будет служить у них - в той церкви, которая находится рядом с домом и является приходом этих людей. Я так и говорил всегда своим прихожанам в тех случаях, когда меня переводили: "Оставайтесь на месте, никуда не рвитесь, у вас теперь другой батюшка. Это меня переводят, а не вас!". А то ведь как получается: на исповеди что-то говоришь, а тебе в ответ: "А вот мой духовник мне благословил то-то делать". Какой духовник? Где он, этот духовник? Оказывается, где-нибудь далеко-далеко есть батюшка - чей-то духовник. Ну зачем это? Зачем какие-то непонятные сложности? Ну и говоришь в таких случаях: "Делай, что хочешь!" А бывает и так: приходят к батюшке люди и говорят: "Батюшка, мы к тебе последний раз пришли, мы от тебя уходим". - "Ну и с Богом, идите!", - отвечает он им. Вот это правильно, так и должно быть!» Просто и понятно всё сказано. Я никогда не возьмусь судить, чего больше в церкви, святого или нового, и совершенна согласна с тем, что свою ответственность ни на кого не переложишь, а совесть всякому человеку дана. С миссионерами, как Вы их описываете, мне сталкиваться не приходилось, по северу ездили в миссионерские поездки Свято-Тихоновские преподаватели со студентами, по-моему, всё у них было благочестиво. И даже о. Андрей Кураев, когда я на севере жила, а он в нам приезжал, вёл себя примерно, то есть, когда в школе, где я тогда работала, перед старшеклассниками выступал и о любви с ними говорил, ничего подобного Вами описанному не говорил, цитировал святых отцов и классиков... Другое дело, что разовая беседа и ежедневная работа - разные вещи, я вот недолго в той школе проработала, едва выдержала год, директор хорошая была женщина, верующая, но отменить дискотеки в пост или чтобы дети в школе не курили и матом не ругались - было выше её(и моих) сил... Жатвы много, а делателей мало - разве кто-то отменил эти слова?..

17. Ответ на 16., Наталья Чернавская:

Кто должен заниматься просвещением и воспитанием народа? Церковь.

Совершенно согласна, дорогая Наталья - но Церковь - это ведь не только священство, но и прихожане, духовно уже подочищенные, имеющие Божие дарование к этому делу. Но мы с Вами знаем, что в наши последние годы свершилась страшная подмена просвещения - миссией, которая страшнее всего, потому что разрушает иерархию ценностей в сознании, если у кого подсознательно она сохранилась. Разрушает прежде всего СТРАХ БОЖИЙ. Вот что я вижу в итоге нынешних последних миссионерских лет. Страх Божий жив благоговением и смирением хотя бы первоначальным. А людям сразу втемяшивают в мозги. что все - ложь, что Благодатный огонь - низкая ложь, что чудеса - они у бабок в головах, что одежда - штаны на тетках для бога безразличны. что не во всем нужно следовать апостолам, и так далее и тому понятно. Они-то читали свв. отцов и знают (хитроумные!), как отцы выстраивают диалектику внешнего и внутреннего человека в духовной жизни, и насколько ответственно и строго здесь все имеет свое место. Так что у меня пока другого нет. как "спасайяй да спасает душу свою" и своих детей и кто ему поближе доверится. Конечно, есть еще и святые батюшки и архиереи, но "нового" уже значительно больше - на это давно брошен мощный административный ресурс менеджмента, усилением которого ради такой вот мисии и занимались преимущественно последние годы.

16. Екатерине Домбровской

Кто должен заниматься просвещением и воспитанием народа? Церковь."Да упразднятся расколы в Церкви нашей, да будут вси едино, и да изведет Господь на жатву делатели Своя, сиесть да не оскудевает Церковь пастырьми добрыми, иже имуть просвещати светом истинныя веры столь великое множество людей, вере ненаученных, или от веры отвратившихся. Недостойни есмы милости Божия, обаче страданий ради ваших Христос Бог наш да ущедрит и помилует всех нас, в помощь вас призывающих", - из молитвы к новомученикам.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Георгиевна Замлелова
К столетию Ю.В. Бондарева
Памяти русского писателя (15.03.1924 — 29.03.2020)
14.03.2024
«Нет, весь я не умру…»
Из книги «Пушкин. Русский гений»
11.02.2024
«Человек свободен ощущать себя счастливым»
Беседа с писательницей Светланой Замлеловой о ее книгах, творчестве и духе времени
28.01.2024
Все статьи Светлана Георгиевна Замлелова
Выборы президента России в 2012 году
Крах «сидельца»
По данным ВЦИОМ, Удальцов вызывает у большинства граждан безразличие и негатив
22.08.2017
Пресловутый марш «миллионов» начался
Протоиерей Георгий Городенцев об акции оппозиционеров 12 июня
12.06.2012
В чем наша Победа?
Продолжение
01.06.2012
Честь страны и достоинство нации: Владимир Путин
Публицист Руслан Устраханов об отношении Запада к российскому Президенту
28.05.2012
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06