3 февраля исполнится уже пять лет, как почил замечательный священник, отец Василий Ермаков. Сколько людей искренне, с любовью и благоговением поминают это имя. Сколько слов благодарности и почтения высказано и написано о нём...
Много у батюшки осталось духовных чад - это более всего те, кому посчастливилось попасть под его внимание. В огромной, тесной толпе, постоянно окружавшей отца Василия в храме, он нередко внезапно выделял кого-то, и как бы мимоходом обращался к нему с репликой. Иногда это был какой-то совет, иногда замечание, бывали похвалы, а бывали и довольно резкие краткие упрёки. Окружающим они казались странными; те же, к кому это было обращено, ловили и понимали их и вскоре совершенно ясно осознавали прозорливую, спасительную правильность, своевременность и точность этих кратких реплик. К отцу Василию приходили и приезжали со всех концов города и издалека, приезжал и стар и млад, очень разная публика. Очень много было таких, кого называют «невоцерковлённые», бывали практичные деляги, бывали и острые на слово студенты. Кто-то из них однажды назвал эти реплики отца Василия «залпами». А ведь действительно, это были «духовные залпы», ведь велись они по позициям, различаемым именно духовным зрением батюшки, а сами они несли человеку заряд целительной духовной силы, помогающей ему прозреть, укрепиться и ободриться на добрых путях. Не это ли есть работа во спасение!
Да, этот человек был на своём месте, это был настоящий священник. Он был прост в общении и не допускал ни начётнического нравоучительства, ни слюнявого утешительства. Лично свидетельствую о том, как батюшка поступал с теми, кто, получив его благословение на важное, благое дело, но в последующем, неверно растеряв его силу, не укрепив его своими душевными силами, снова приходил к нему за благословением по частным сторонам этого дела. Отец Василий тогда говорил: «Я уже дал тебе благословение на бой. Ты что же, хочешь получать его под каждый взмах своей картонной сабельки?» Встретив такую строгую позицию, человек находит в себе силы и ясности покаяться, собраться и держать себя достойно оказанного благословением доверия. И успех непременно приходит. А с ним и основа для спасения.
Да, благой путь требует усилий и крепости, требует мужества. И отец Василий своими благословениями, своим общением открывал людям это спасительное сокровище. А когда он видел, что требуется ещё большее, то его великий духовный опыт отсылал человека туда, где он может обрести это. Повторяю, всё это я свидетельствую, испытав на себе лично, практически и неоднократно.
Осиротели духовные чада со смертью батюшки, на их слабые плечи, без его поддержки легло бремя борьбы, и, конечно же, не обошлось из-за этого ослабления без многих потерь. Но для духа нет времени, и полученные благословения и уроки продолжают работать, укрепляясь в чадах радостью достойных шагов, радостью успехов, которыми мы как бы отчитываемся пред ним. Спокойно спи, отец, «твои солдаты - в силе».
Владимир Мусин
* * *
Паломнический сонет
г. Болхову - родине о.Василия
Твои домишки в три окошка
Слепились прочно, на века,
Родная, русская сторожка
Ты мне и сладка и горька.
Твоих холмов узоры гибкие,
Подъемы, спуски, родники;
И берега над речкой зыбкие
Вы сердцу моему близки.
Как будто я прожил здесь сызмальства,
Здесь чувство Родины впитал;
И нет мне лучше того жительства,
Что в Болхове я испытал!
Малой родине
О, Болхов, ты не на земле,
Ты там, где небо уже близко,
Ты от холмов стремишься ввысь,
С душою трепетной и чистой.
И смотрят на тебя с земли,
На этот храм и купол синий;
Березки - образа твои,
И васильки - глаза России.
И усмиряет гордый нрав,
Твой дух, и воздух твой всесильный,
О, Батюшка, как ты был прав!
Наш духовник - отец Василий.
Памяти отца Василия Ермакова
Я долго ждал, - открылись дверцы,
Мне не забыть его лица;
Он посмотрел, забилось сердце,
Я понял, что нашел отца.
Он говорил, глаза смеялись...
И за колючею щекой
Плечо с плечом соединялось
И лился голос с хрипотцой.
Руками крепко обнимая,
Своих заблудших чад любя,
Он стольких, души окормляя,
Собрать сумел вокруг себя.
Большую жизнь отец Василий
Прожил, себе не изменив;
Он был, как васильки России
Своею Родиной красив!
Кузнецов Петр
1. Светлая память протоиерею Василию!