Заикание - не только проблема. Это начало духовного пути

Заметки о православной логопедии

Семья 
0
2442
Время на чтение 6 минут

В этом уверен Александр Павлович Фурсов - главный редактор журнала «Духовно-нравственное воспитание» издательства «Школьная Пресса», член Союза Писателей и лауреат II Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет.

Чтобы так сказать, надо иметь право. Иначе - голословно. Иначе - не поверят. И непременно вызовет раздражение у того, кому дефект речи мешает жить нормально.

Произнести такое утверждение можно только в том случае, если столкнулся с этой проблемой сам. Столкнулся и выбрался. Выбрался и рассказал другим: а можно и так победить заикание, попробуйте!

Собственно и разговор на встрече А. Фурсова со специалистами из Камчатского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, состоявшейся в начале октября, был о логопедии. Другой. Православной. Она значительно отличается от светских методик. А по результатам нередко и превосходит их.

«Педагогика акафиста»

Эта статья Фурсова появилась в журнале «Воспитание школьников» в 2001 году. В работе рассматривались основные понятия: что такое акафист, его составные части: кондак и икос. А несколько лет спустя акафист стал отправной точкой в новых трудах автора:

«Проблемы речи нашей семье знакомы: они были у сына, - начал встречу Александр Фурсов. - Чтобы помочь ребёнку, мы обратились к акафистам. Читали медленно, потихоньку, многое объясняя сыну. И что-то случилось. Что-то произошло. Помогали и логопеды, конечно. Но было ощущение, что именно с Божией помощью я смог не оставить ребенка с проблемой наедине.

Интерес к тому, что же произошло, вывел меня на Сергея Александровича Рачинского. В конце 19 века этот человек стал главным идеологом церковно-приходской школы. Среди его трудов я обнаружил упоминание о статье «Заикание и церковно-славянское чтение». В Интернете она появилась только полгода назад. Мне удалось найти ее немногим раньше в селе Татево, в Тверской области, на родине Рачинского. Её и еще одну - «Чтение псалтырей в начальной школе», удивительный материал по чувствованию текстов священной книги. И в этих статьях я увидел подтверждение тому, что по воле Божией открывал в себе самостоятельно: такая методика возможна. Стал собирать любую информацию о православном подходе лечения заикания. Нашел в интернете материал о центре помощи заикающимся при мужском монастыре в честь великомученика Пантелеимона в Петропавловске-Камчатском. Написал в епархию. Мне ответили. Дальше завязались прекрасные отношения с отцом Иоанном, которые и привели меня на Камчатку.

Несколько важных бесед с батюшкой о проблемах заикания еще раз убедили меня, что, опираясь на помощь Божью, церковно-славянский язык, службы, богослужебные тексты, мы поднимаемся очень высоко, поднимаемся в область Духа.

Камчатка удивительна. Мы будем делать номер, посвященный духовно-нравственному воспитанию на вашем полуострове, и одним из тематических центров выпуска станет опыт православного подхода в лечении заикания, который накопился при монастыре. Пускай эта тема, как новая струна, прозвучит по всей России».

Немного жаль, что газетные строки можно только прочитать. Вот бы их можно было услышать! Чтобы, как сказал Фурсов, новой струной, новым звучанием до многих донесся голос:

«Посещал при монастыре общество заикающихся. Ибо сам таковым являлся»

Четко и быстро, без единой запинки, произносит молодой мужчина. Роман. Он год жил трудником при мужском монастыре. Читал церковные часы, утреннее и вечернее правило. О том, что много лет Роман заикался, незнающему человеку догадаться невозможно.

Никто не скажет этого и об Наталье. Молодую девушку, стоящую перед иконой в слезах, в Свято-Пантелеимоновский монастырь отправил Владыка Игнатий, возглавлявший тогда Петропавловскую и Камчатскую епархию.

- Отец Иоанн смог принять меня только на третий раз, - рассказывала свою историю на встрече девушка. - После этого прошел год. Я читала молитвы - в монастыре, дома. Сейчас я немного заикаюсь, когда волнуюсь. Результатам поражаются все. Особенно мама, ведь заикание у меня с детства было, причем сильное!

Можно ещё добавить, что Александр Фурсов познакомился со священниками из наших приходов. Их служение - это непременно слово: проповедь, исповедь... Мало много знать. Нужно еще уметь складно говорить. Сейчас это у батюшек получается. Но было ведь время, когда все было иначе... И здесь пришла на помощь

Православная логопедия

Если зайти во всемирную сеть - термин не увидишь: нет такого понятия! А между тем, на Камчатке это сочетание применяется не первый год. И специалисты уже появились: православные логопеды. С богатейшим опытом устоявшейся логопедии, но не побоявшиеся признать: когда работаешь, опираясь на духовные законы, можно достичь казалось бы невозможного: сделать речь заикающегося человека неотличимой от общепринятого эталона.

Нелли Алексеевна Пушкина - логопед КГОУ «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции». Не первый год совмещает практику с деятельностью в монастыре:

- Кажется, аналога центру помощи заикающимся, как при нашем мужском монастыре, нет. Да и вообще взаимодействие священника с логопедом пока явление нечастое. Хотя результаты такого соработничества - очень неплохие. Наталья, что поделилась своей историей на встрече, сделала это очень бойко, красиво, интонировано. То, что у девушки был серьезный дефект, вызвало удивление у многих. И у меня бы вызвало! Просто я знала Наталью раньше. И прекрасно помню, как она разговаривала...

Чем же отличается метод традиционный от православного?

Современная логопедия - проверенные на практике методы, сотни написанных трудов, защищенных диссертаций и, конечно, неплохие результаты.

Православная логопедия - это, прежде всего, Сергей Александрович Рачинский, имя которого упоминал Александр Фурсов на встрече. Он первый предложил чтение псалтырей в качестве способа избавления от заикания, отказавшись от привычных методов логопедии: работы с зеркалом, проговаривания. Ставя во главу воцерковление человека, он в своих работах говорил, что церковнославянский язык содержит такие синтагмы, которые способны лечить.

Есть и то, что роднит эти две методики. Во-первых, это период молчания. В традиционном понимании, мы предлагаем ограничить ребенка в просмотре телевизора, играх на компьютере, да и самому быть немногословным. Такая мера нужна, чтобы отойти от своей проблемы, ощутить в себе гармонию. Православная логопедия - это в том числе и службы. Кажется, большей гармонии, чем при участие в богослужении, получить невозможно.

Научный подход дает образец правильной речи: плавной, интонированной. В церкви - это молебны, где тоже свои законы: ритм, дыхание, мелодика... Много еще параллелей.

По разные стороны две практики разводит вот что: в первом случае человек уповает на себя и на своего учителя-специалиста. Во втором же необходимо...

...Довериться воле Божией

- Вы знаете, - продолжает Нелли Пушкина, - с заиканием столкнуться может каждый: верующий или нет. Но православному человеку в этом случае свойственно большее спокойствие. Это мое наблюдение: ведь я вижу и тех, и других. В наш центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции приходят мамы и папы с дошкольниками, детьми постарше. Реже - с подростками. Чувствуется большая нервозность или гиперопека взрослых. Каждая эмоция передается ребенку. Он начинает понимать: «Со мной что-то не так. Я другой» и тоже волнуется. Приходится работать со всей семьей.

У воцерковленных по-другому. Они прежде всего принимают ребенка таким, какой он есть. И испрашивают помощи у Господа: врачебной, молитвенной и силой Причастия. Доверяются воле Божией, словом...

Бытует мнение специалистов, изучавших механизмы заикания много лет, что наиболее податливы для постановки правильной речи дети до девяти лет. Дальше - гораздо сложнее. Подростки замыкаются в себе. Чем старше становятся, тем глубже поселяется проблема, вгоняя многих в безысходность: сложности на работе, неудачи в личной жизни, неверие в возможность исцеления. Неверие.

А есть другое слово. Вера. И произнести его, не зацепившись буквой за слог, можно. С Божией помощью. А метод? У человека всегда есть свободный выбор. Так что решайте сами: хотите, перед зеркалом. Хотите, читая акафист...

P.S. Кстати, вопрос о православном методе активно обсуждался на форуме сайта www.stuttering.su - независимом ресурсе о заикании. Там в начале года (ветка «Поговорим, тема «Вопросы православия») была опубликована часть работы, посвященная православной логопедии (первоначальный источник - blogs.pravkamchatka.ru/inok). И как всегда появились сторонники, были противники. Есть и сейчас - тема не закрыта до сих пор, хотя вышла уже на другие горизонты - веры и безверия.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Заикание - не только проблема. Это начало духовного пути

Я очень рад, что появился такой подход к проблеме заикания.Самое главное, что он действительно действенный. Обидно только, что в мою молодость, когда я заикался, о нем никто не слышал...
jkey / 26.01.2012, 12:41

1. Re: Заикание - не только проблема. Это начало духовного пути

спасибо за статью! думаю, кто не прошёл через это. не сможет полностью понять проблему. Я начал заикаться в школе, классе в 5-м во время волнения - это было сильнейшим психологическим потрясением. Постепенно учился справляться с волнением, пробовал "настраивать" дыхание. К 9 классу почти "отпустило", только в случае сильного волнения язык "затыкался". Сейчас окружающие не догадываются, что у меня был дефект речи. Но дело в том, что с возрастом я начал понимать, что заикание для меня - Божий Промысел. Во время переходного возраста я был ограничен в словах, а значит и во многих поступках.Я научился больше слушать людей, чем говорить сам. Да что там говорить - заикание смирило меня и отвело от множества грехов и соблазнов. К сожалению в то время я был весьма далёк от церковной жизни и о чтении Акафистов даже не слышал, но сейчас этот метод мне кажется действенным. И дай Бог, чтобы он распространялся! Слава Богу за всё! Всем здоровья.
Кирилл Салтыков / 26.01.2012, 06:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семья
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
О призыве Валентины Матвиенко к моде иметь более двух детей в семье
26.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
«Разговоры о программах ассимиляции – калька с европейских образцов»
О миграционной политике и демографической проблеме
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05