Доклад, прочитанный в рамках секции Агиологии на 16-х Рождественских чтений (Москва, Новоспасский монастырь, 2008)
В предложенном Вашему вниманию материале попытаемся сформулировать сущность подвига святителя Саввы Сербского.
Пересказывать его житие не станем, оно общеизвестно.
Сейчас хотелось бы заострить внимание на том, что святитель Савва вошёл в историю не просто как просветитель одного из народов, но как создатель народа. Речь идёт о заложенных святителем принципах этногенеза сербского народа.
Подвиг святителя Саввы заключается не просто в создании условий для благовествования в пределах Сербской державы династии Неманичей, но в том, что именно им были сформированы принципы складывания народа-церкви.
Принадлежность человека к народу-церкви, разумеется, вовсе не делает человека автоматически спасённым, но является «костылём в деле спасения», уберегает в какой-то мере от падения.
Сакральный национализм армян, коптов и сербов подвергался и подвергается критике: как со стороны церковных канонистов, так и со стороны демпрессы. Впрочем, Сербская Церковь, в отличие от дохалкидонских Армянской и Коптской, является вполне Православной.
Армяне, копты и сербы имеют бóльший шанс наследовать Царствие Небесное, конечно же, не в силу своей принадлежности к «небесной нации». Но из-за того, что культивирование национализма создает такой общественный настрой, который удерживает человека от выпадения из народа. (Ведь когда живешь в нехристианском окружении, то выпадение из народа обращается растворением в нехристианской среде).
Одним из атрибутов «небесной нации» является набор неповторимых особенностей бытового христианства. Бытовое христианство - это, безусловно, не очень хорошо. Но это жизнь. И для того большинства людей, которые лишены таланта религиозного поиска, именно быт становится «костылём для спасения».
Святитель Савва не просто освятил национальные традиции (христианизировав языческую приверженность почитания домового). Подвиг святителя в том, что он сконструировал узы, которые связывают западнобалканских славян в единую общность сербского народа.
Тема сербского церковного национализма в русской среде является практически неизученной. Предложенный материал - это, всего лишь, очередное приглашение к разговору всех тех, кому эта тема может быть небезразлична.
Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что определённые проблемы с восприятием современным образованным читателем житий святых, как мне кажется, связаны с тем, что тексты житий, изложенные агиографическим каноном, не всегда ладно увязываются с фактами жизни. Выходом из ситуации должен быть, разумеется, не ревизионизм и не инкультурирование, которое, увы, нередко принимает вульгарные формы, но попытка честной трактовки трудных исторических ситуаций и осмысление их в рамках целостного православного мировоззрения.
***
Известный обмен любезностями в 1054 году хотя и привёл формально к расколу, но по-настоящему Христианский мир разделился лишь после IV похода, когда ослабленная натиском славянских государств Византия была не способна к эффективному сопротивлению.
О попытках мирного сосуществования в стопятидесятилетний период между расколом и разграблением говорят, прежде всего, многочисленные брачные узы между представителями правящих дворов, находящихся по разные стороны канонической границы между Римом и Царьградом. Разграничение прошло по северо-западу Балкан. Пограничными землями была Венгрия и Сербские княжества. Венгры, также как и сербы, долго метались между Римом и Царьградом.
Венгрия уже почти стала частью Византийской цивилизации.
Хитроумный дипломат, император Мануил Комнин решил породниться с венгерским наследным принцем Белой III, сделать его наследником и передать ему в правление объединившуюся Византийско-Венгерскую империю. Бела, разумеется, привёл бы венгерских христиан в каноническое подчинение Константинопольской Церкви. Сам он уже принял повторное крещение с именем Алексий. Но у Мануила родился долгожданный сын, и Бела-Алексий был лишен титула наследника.
Пока был жив Мануил, статус кво отношений Венгрии с Византией еще сохранялся, но впоследствии венгры вернули отобранную византийцами Хорватию, и в целом, Венгрия с вассалами бесповоротно вошла в орбиту Рима.
На первый взгляд ситуация с Болгарией и Сербскими государствами выглядит достаточно однозначной. Однако, пребывание этих народов в орбите Византийского мира вовсе не делало болгар и сербов греколюбами и латиноненавистниками. Увы, всё было с точностью до наоборот. Антилатинские настроения сербов и болгар были распространены лишь в узком кругу книжных людей. Народ же с латинянами не соприкасался, следовательно, не было почвы для складывания отрицательного образа католичества.
Иное дело - образ греков.
Греческая империя вплоть до XIII века воспринимались элитами национальных окраин как препятствие для обретения полновесной короны. Для болгар, а позже и для сербов обрести независимость можно было лишь в том случае, когда некто, но не Константинопольский патриарх, коронует соответствующего вождя.
Следовательно, короновать мог либо Римский папа, либо свой собственный патриарх.
Болгары, как известно, пошли по второму пути, а вот сербы вплоть до эпохи свт.Саввы обращали свои взоры в сторону Рима.
В Х веке восточносербский край Рашка (нынешнее Косово) была отторгнута болгарами от Византии. Несмотря на то, что эти земли были отвоёваны византийцами обратно, Рашка осталась канонической территорией Охридской автокефальной архиепископии.
В XI в. против византийского правления восстали сербские князья Зеты (долинная часть нынешней Черногории и Герцеговины). В ту эпоху сербские княжества и хорватское государство не были ещё национальными государствами, но представляли собой союзы военных вождей. Организационно и юридически Хорватия стала королевством лишь в 1075г., когда бан Димитрий Звонимир был коронован папскими легатами. Сербия стала королевством в 1077 - после коронации князя Михаила. К тому времени Зета была канонической территорией латинской архиепископии г.Бар.
Нынешние идеологи черногорского церковного сепаратизма трактуют вышеприведённые факты как «иллюстрацию осознанного выбора древних черногорцев в пользу Западно-Европейской Цивилизации». Однако, по-видимому, тут имел место голый политический расчёт: сербские князья откололи от Византии изрядную провинцию и примкнули к врагам бывших повелителей.
Вскоре, впрочем, византийская власть на западно-сербских землях была восстановлена. А вот хорваты принесли присягу венгерской короне, и с 1102 по 1918 Хорватия входила в состав Венгрии [1]. Которая, как уже упоминалось выше, бесповоротно вошла в орбиту Римо-Католического мира. Более того, Хорватия стала не только верным стражем Латинского мира, но и плацдармом католического прозелитизма южных славян.
В дальнейшем всякий югославянин, принимавший римо-католичество, становился хорватом. Так же, как присоединяющийся к Сербской Церкви становился сербом. Но это стало реальностью лишь с середины XIII века. А за сотню лет до того сербские княжества всё ещё колебались с выбором.
***
Вернемся в эпоху императора Мануила.
Воспользовавшись тем, что Венгрия заняла враждебную по отношению к Византии политику, великий жупан (полунезависимый правитель) Рашки, Стефан Неманя, включил в свои владения Зету и в 1172 году восстал против Византии. В том же году он был наголову разбит, и ему пришлось явиться на поклон к императору Мануилу в самом подлом виде: босому, с обнаженной головой, верёвкой на шее и мечом в левой руке. Будущий объединитель сербских земель отдал свой меч императору пал ниц перед ним. Разумеется, он был великодушно прощён и даже восстановлен в правлении на правах вассала Византии.
После того, как Мануил, бывший олицетворением блеска и мощи Византии, отошёл в мир иной, Стефан восстал вновь и вновь был разбит. Впрочем, византийцам было уже не до сербов.
Болгары оказались удачливее сербов, и результатом их восстания было восстановление Болгарского царства. Да и наличие на территории империи крестоносцев тоже превращалось в головную боль. Внутренние потрясения Византии заслуживают отдельной темы.
Итак, Сербия Стефана Немани.
Общим местом житий является мысль, что Стефан Неманя, «утверждая свое политическое и военное могущество, старался вместе с тем о распространении и утверждении в своем Отечестве Православной веры». [2].
Британская историческая традиция, не особенно жалующая нас, православных славян, утверждает, что Стефан «попросил папского легата перекрестить его по римскому обряду. Благодаря такой удачной смене веры - о чём, кстати, умалчивается в сербских учебниках истории - династия Немани построила сербское государство, которое впоследствии включило в себя большую часть (европейской) Греции» [3].
По всей вероятности, в молодости великий основатель великой династии Стефан Неманя был, мягко говоря, нетвёрд в вере.
Однако, в конце концов, Стефан всё же присоединился к православной Церкви. Сербские источники обходят стороной эти прискорбные перипетии. Деликатную трактовку дарит нам младший сын Стефана - святитель Савва.
Святитель сравнивает католическое крещение своего отца с пострижением в монахи, а православное довершение - с принятием великой схимы.
Разговор о конфессиональном выборе балканских народов мы начали с утверждения, что реальной датой раскола следует считать не 1054, а 1204. Однако в тот самый час, когда между греками и латинянами разверзлась пропасть, между югославянами и Римом наметились пути к сближению.
Причина проста: неопределённость политического статуса и самих гособразований, и статуса болгарского Царя и сербского Великого Жупана. Необходимо было ввести государства в Латинскую систему, и привести титулы владык в соответствие латинским же нормам.
В житии указывается, что свт. Савва вторично покинул Сербию из-за печали о св.Горе. Но о поводе к повторной эмиграции житие умалчивает. Между тем свт. Николай Велимирович в своем тексте жития свт. Саввы уже приоткрывает завесу недомолвок. И рассказывает православным читателям о том, что уже было известно к тому времени в кругу академических историков.
Речь идёт о раздоре между сыновьями Стефана старшего.
На закате своего правления Стефан Неманя искренне пытался укрепить положение Сербии благодаря сотрудничеству с Византией. 25 марта 1195 года Неманя сложил с себя достоинство великого жупана, передав правление среднему сыну Стефану, которого он по условиям мирного договора с византийским императором Исааком Ангелом, женил на византийской принцессе и передал ему трон.
Затем великий жупан Стефан Неманя вступил в монастырь Студеница, где и принял постриг с именем Симеона. Вскоре царственный инок переселился на Афон.
Вукан, пролатински настроенный старший сын, был удалён в полученную им в удел Зету. Недовольный своим положением, Вукан начал обстоятельно готовиться к свержению своего брата.
Говоря о пролатинской ориентации Вукана, не стоит обольщаться по поводу православности среднего сына - Стефана младшего. Над Сербией нависла католическая коалиция Латинской империи и Венгерского королевства. Причем мадьяры действовали также и при помощи властителя Зеты - Вукана Неманича, претендовавшего на всесербский престол.
Сербы тогда не выторговывали себе каких-то дополнительных благ, а решали вопрос выживания:
либо оставаться вассалами стремительно слабеющей Византии;
либо превращаться в вассалов набиравшей силу Венгрии;
либо обретать суверенное состояние в рамках Латинского мира.
Великий жупан Рашки, Стефан Неманя младший, обратился к папе Иннокентию III с просьбой направить к нему легата, который обратил бы его к повиновению римской церкви и возложил на него королевскую корону.
Тем временем папа решил было уже присылать своего легата к Стефану, но события произошли с ошеломляющей быстротой и ситуация в регионе резко изменилась.
При помощи венгерского короля Имре Вукан изгнал из Рашки Стефана, и взошёл на вожделенный престол. Переговоры с Римом перешли теперь в принципиально иную плоскость: теперь сербскую сторону на переговорах представлял уже венгерский король, титуловавшийся теперь уже не только «королём хорватов», но и «королём сербов». И окончательное обращение сербов в латинство должно было осуществляться не на началах церковной унии, а по принципу простого подчинения католическому прелату Венгрии.
Таким образом, вместо суверенитета, Рим делал Сербию вассалом Венгрии. И если с этим готов был согласиться Вукан, добившийся короны при помощи мадьяр, то православная знать Рашки решительно воспротивилась такому повороту.
В конце концов, Стефан был возвращён на трон, но корону он получил всё-таки от папы. Ради достижения этой цели он бросил свою жену - византийскую принцессу Евдокию, и женился на Анне Дандоло, племяннице (по иным источникам - внучке) венецианского дожа Энрико Дандоло.
В 1217 году Стефан принял на себя корону по благословению Папы Гонория III. Этот поступок вверг свт. Савву в великую печаль. Видя, что одними словами он брата не усовестит, Савва в очередной раз покидает родные края.
И начинается его дипломатический триумф.
Свт.Савва убедил руководство Никейской империи даровать Сербской церкви фактически права Патриархата. Конечно же, до злополучного Крестового похода этот шаг монашествующего принца бунташной провинции Империи ромейев воспринялся бы как неслыханная дерзость. Но теперь было уже другое время. Теперь никейские византийцы воспринимали сербов уже не как двуличных сепаратистов, а как государство, союзное в противоборстве латинянам и, а сербская церковная автокефалия ослабляла бы вес другого осколка Византии - Эпирского деспотата.
И когда на Балканах в очередной раз переменился ветер, свт.Савва, уже хиротонисанный в сан архиепископа, вернулся в родные места и, согласно житию, застал своего брата, Стефана, при смерти. По молитве святителя Господь смилостивился и послал королю исцеление. Согласно житию, Стефан дал обет быть верным православной вере в той трактовке, которую преподаст его родной брат.
Перед святителем стояла теперь равноапостольская задача: сформировать стандарты своей собственной церковной культуры. Застрахованная от вмешательства учёных мужей Греческой Церкви-Матери, Сербская церковь смогла, по Божьему Промыслу, избежать тех культурных потрясений, которые на протяжении веков будоражили Болгарскую церковь.
Вскоре, в 1220г.[4]. на день Вознесения Господня, Святитель Савва собрал церковно-народный Собор. На этом соборе был освящён новый грандиозный храмовый комплекс в Жиче, было рукоположено 9 новых епископов. На той же самой службе, после Великого входа на главу Стефана была возложена корона. Очевидно, это была та самая корона, которой его ранее венчал посланник папы. Кстати, сам Стефан в житии титулуется всё ещё великим жупаном, а не королём, которым он уже был в глазах Рима.
На третий день Собора, после проповеди святителя, состоялось крайне важное для всего будущего Сербии событие. В субботу, накануне Недели св.отцов Первого Вселенского Собора, по окончании великого повечерия свт.Савва потребовал, чтобы в храме остались только желающие возвратиться в лоно православия римокатолики и весьма многочисленные в тех краях богомилы.
Богомильство понималось тогда в Сербии наподобие современного «Бог в душе», а католицизм, как пространно объяснялось выше, воспринимался либо просто как западный обряд, либо как политическая реалия.
Богомилы должны были отречься от ереси и креститься. Католики должны были довершить крещение миропомазанием. Но главное, для всех устанавливалось правило непременного празднования Крестной Славы, регламентировались правила передачи по наследству прав на распоряжение ритуалом.
Неповторимость сербской церковной культуры заключается в традиции Крестной Славы. Слава - это семейное церковное празднование дня памяти святого, почитающегося покровителем фамилии. Своими святыми покровителями сербы считают не тех, чьи имена носят, но покровителей целого рода - тех, кому они совершают Крестную Славу.
Вследствие этого в сербском народе до сих пор присутствует огромное количество простонародных имён, причём Вуками, Будимирами, Сербобранами именуются даже священники-немонахи. Для русского православного уха это, признаюсь, звучит необычно.
Крестной Славы не знает больше ни один из христианских народов. До принятия христианства сербы были многобожцами. Помимо верховного божества - Перуна, которого чтили все, каждый дом имел и свое домашнее божество - хранителя очага. Будучи по природе своей сентиментальными и привязанными к домашним привычкам и обычаям, сербы не хотели расставаться со своими домовыми.
Благодаря мудрому пастырскому руководству святителя Саввы, поклонение языческим кумирам постепенно сменилось почитанием истинных святых Церкви Христовой. Эти святые стали защитниками и помощниками сербских домов, церквей и монастырей, семей и племен, сел и городов - да даже и целых окраин и областей. Так появилась Крестная Слава.
Исходя из практических соображений, Церковь рекомендовала семьям, каких именно святых выбирать в качестве своих патронов. Были выбраны те святые, чье прославление календарно было близко старым праздникам, связанным с ритмами сельскохозяйственных работ.
Итак, Крестная Слава была и остаётся до сих пор отличительным символом принадлежности к сербской нации, сформировавшейся в современном виде именно тогда - в XIII веке.
Совершенно очевидно то, что наконец-то свт.Саввой заложен надёжный фундамент под строительство Сербского дома. И перед сербским Святосавием (как в Сербии называют культуру Сербского Православия) стояла задача выработать собственно сербский православный стандарт и распространить его на всех, входящих в культурно-политическую сферу Сербии.
В 1389 году на Косовом поле объединённое сербско-боснийско-албанское войско св.кн.Лазаря потерпело поражение от Баязида, преемника погибшего во время этой битвы Мурада. Болгары к тому времени были покорены турками, и их отряд был на Косовом поле уже в составе турецкого войска. А когда пал Второй Рим, то Сербия стала даже не вассалом Турции, а лишь её провинцией (1459 г.).
Послушание хранителей Последнего Царства Неповреждённой Веры оказалось не по плечам ни болгарам, ни сербам. Впрочем, закладывая основы сербского православия, святитель Савва и не думал о Жиче или Скопье как Третьем Риме. Святитель заложил основу народа-церкви, сумевшего не только выжить под турком, но и объединиться в единое целое.
Тем более что турки, уничтожив государственность, уничтожили тем самым межклановые барьеры и саму возможность омрачавших сербскую историю интриг и заигрывания с Римом, и т.о. способствовали тому, чтобы всякий, славящий Крестную славу, был и оставался сербином, был и оставался православным вне всякой зависимости от внешнеполитической ситуации.
Примечания:
[1]. Хорватские феодалы получили налоговые льготы, равный с мадьярской знатью статус, сохранили за собой право на собственный Сабор, а также право иметь бана (главу) Хорватии.
[2]. http://savvaserb.blogspot.com/2010/08/blog-post.html
[3]. Ричард Уэст. Тито: власть силы. Смоленск. Русич. С.16
[4].1221? 1222? разные источники дают разные даты
Использованная литература
Свт.Николай Велимирович. Житие свт.Саввы. (перевод Анны Евстратовой)
Мельков Андрей Сергеевич. Жизнь и деятельность святителя Саввы Сербского.
А.Л.Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.
Б.Н.Флоря. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII век).
Г.Ловмянский. Религия славян и её упадок
Др. Ђоко Слиjепчевић. Историjа Српске Православне Цркве. Београд, 2002
Епископ Рашко-Призренский Артемиj. Хиландар у историjи Српске Цркве и Српског народа. Свети Кнез Лазар № 18, 1997
2. Re: Создание святителем Саввой принципов этногенеза новосербского народа-церкви
1. Re: Создание святителем Саввой принципов этногенеза новосербского народа-церкви