Создание святителем Саввой принципов этногенеза новосербского народа-церкви

Память 12 /25 января

Новости Москвы 
0
251
Время на чтение 12 минут

Доклад, прочитанный в рамках секции Агиологии на 16-х Рождественских чтений (Москва, Новоспасский монастырь, 2008)

В предложенном Вашему вниманию материале попытаемся сформулировать сущность подвига святителя Саввы Сербского.

Пересказывать его житие не станем, оно общеизвестно.

Сейчас хотелось бы заострить внимание на том, что святитель Савва вошёл в историю не просто как просветитель одного из народов, но как создатель народа. Речь идёт о заложенных святителем принципах этногенеза сербского народа.

Подвиг святителя Саввы заключается не просто в создании условий для благовествования в пределах Сербской державы династии Неманичей, но в том, что именно им были сформированы принципы складывания народа-церкви.

Принадлежность человека к народу-церкви, разумеется, вовсе не делает человека автоматически спасённым, но является «костылём в деле спасения», уберегает в какой-то мере от падения.

Сакральный национализм армян, коптов и сербов подвергался и подвергается критике: как со стороны церковных канонистов, так и со стороны демпрессы. Впрочем, Сербская Церковь, в отличие от дохалкидонских Армянской и Коптской, является вполне Православной.

Армяне, копты и сербы имеют бóльший шанс наследовать Царствие Небесное, конечно же, не в силу своей принадлежности к «небесной нации». Но из-за того, что культивирование национализма создает такой общественный настрой, который удерживает человека от выпадения из народа. (Ведь когда живешь в нехристианском окружении, то выпадение из народа обращается растворением в нехристианской среде).

Одним из атрибутов «небесной нации» является набор неповторимых особенностей бытового христианства. Бытовое христианство - это, безусловно, не очень хорошо. Но это жизнь. И для того большинства людей, которые лишены таланта религиозного поиска, именно быт становится «костылём для спасения».

Святитель Савва не просто освятил национальные традиции (христианизировав языческую приверженность почитания домового). Подвиг святителя в том, что он сконструировал узы, которые связывают западнобалканских славян в единую общность сербского народа.

Тема сербского церковного национализма в русской среде является практически неизученной. Предложенный материал - это, всего лишь, очередное приглашение к разговору всех тех, кому эта тема может быть небезразлична.

Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что определённые проблемы с восприятием современным образованным читателем житий святых, как мне кажется, связаны с тем, что тексты житий, изложенные агиографическим каноном, не всегда ладно увязываются с фактами жизни. Выходом из ситуации должен быть, разумеется, не ревизионизм и не инкультурирование, которое, увы, нередко принимает вульгарные формы, но попытка честной трактовки трудных исторических ситуаций и осмысление их в рамках целостного православного мировоззрения.

***

Карта БалканИзвестный обмен любезностями в 1054 году хотя и привёл формально к расколу, но по-настоящему Христианский мир разделился лишь после IV похода, когда ослабленная натиском славянских государств Византия была не способна к эффективному сопротивлению.

О попытках мирного сосуществования в стопятидесятилетний период между расколом и разграблением говорят, прежде всего, многочисленные брачные узы между представителями правящих дворов, находящихся по разные стороны канонической границы между Римом и Царьградом. Разграничение прошло по северо-западу Балкан. Пограничными землями была Венгрия и Сербские княжества. Венгры, также как и сербы, долго метались между Римом и Царьградом.

Венгрия уже почти стала частью Византийской цивилизации.

Хитроумный дипломат, император Мануил Комнин решил породниться с венгерским наследным принцем Белой III, сделать его наследником и передать ему в правление объединившуюся Византийско-Венгерскую империю. Бела, разумеется, привёл бы венгерских христиан в каноническое подчинение Константинопольской Церкви. Сам он уже принял повторное крещение с именем Алексий. Но у Мануила родился долгожданный сын, и Бела-Алексий был лишен титула наследника.

Пока был жив Мануил, статус кво отношений Венгрии с Византией еще сохранялся, но впоследствии венгры вернули отобранную византийцами Хорватию, и в целом, Венгрия с вассалами бесповоротно вошла в орбиту Рима.

На первый взгляд ситуация с Болгарией и Сербскими государствами выглядит достаточно однозначной. Однако, пребывание этих народов в орбите Византийского мира вовсе не делало болгар и сербов греколюбами и латиноненавистниками. Увы, всё было с точностью до наоборот. Антилатинские настроения сербов и болгар были распространены лишь в узком кругу книжных людей. Народ же с латинянами не соприкасался, следовательно, не было почвы для складывания отрицательного образа католичества.

Иное дело - образ греков.

Греческая империя вплоть до XIII века воспринимались элитами национальных окраин как препятствие для обретения полновесной короны. Для болгар, а позже и для сербов обрести независимость можно было лишь в том случае, когда некто, но не Константинопольский патриарх, коронует соответствующего вождя.

Следовательно, короновать мог либо Римский папа, либо свой собственный патриарх.

Болгары, как известно, пошли по второму пути, а вот сербы вплоть до эпохи свт.Саввы обращали свои взоры в сторону Рима.

В Х веке восточносербский край Рашка (нынешнее Косово) была отторгнута болгарами от Византии. Несмотря на то, что эти земли были отвоёваны византийцами обратно, Рашка осталась канонической территорией Охридской автокефальной архиепископии.

В XI в. против византийского правления восстали сербские князья Зеты (долинная часть нынешней Черногории и Герцеговины). В ту эпоху сербские княжества и хорватское государство не были ещё национальными государствами, но представляли собой союзы военных вождей. Организационно и юридически Хорватия стала королевством лишь в 1075г., когда бан Димитрий Звонимир был коронован папскими легатами. Сербия стала королевством в 1077 - после коронации князя Михаила. К тому времени Зета была канонической территорией латинской архиепископии г.Бар.

Нынешние идеологи черногорского церковного сепаратизма трактуют вышеприведённые факты как «иллюстрацию осознанного выбора древних черногорцев в пользу Западно-Европейской Цивилизации». Однако, по-видимому, тут имел место голый политический расчёт: сербские князья откололи от Византии изрядную провинцию и примкнули к врагам бывших повелителей.

Вскоре, впрочем, византийская власть на западно-сербских землях была восстановлена. А вот хорваты принесли присягу венгерской короне, и с 1102 по 1918 Хорватия входила в состав Венгрии [1]. Которая, как уже упоминалось выше, бесповоротно вошла в орбиту Римо-Католического мира. Более того, Хорватия стала не только верным стражем Латинского мира, но и плацдармом католического прозелитизма южных славян.

В дальнейшем всякий югославянин, принимавший римо-католичество, становился хорватом. Так же, как присоединяющийся к Сербской Церкви становился сербом. Но это стало реальностью лишь с середины XIII века. А за сотню лет до того сербские княжества всё ещё колебались с выбором.

***

Вернемся в эпоху императора Мануила.

Воспользовавшись тем, что Венгрия заняла враждебную по отношению к Византии политику, великий жупан (полунезависимый правитель) Рашки, Стефан Неманя, включил в свои владения Зету и в 1172 году восстал против Византии. В том же году он был наголову разбит, и ему пришлось явиться на поклон к императору Мануилу в самом подлом виде: босому, с обнаженной головой, верёвкой на шее и мечом в левой руке. Будущий объединитель сербских земель отдал свой меч императору пал ниц перед ним. Разумеется, он был великодушно прощён и даже восстановлен в правлении на правах вассала Византии.

После того, как Мануил, бывший олицетворением блеска и мощи Византии, отошёл в мир иной, Стефан восстал вновь и вновь был разбит. Впрочем, византийцам было уже не до сербов.

Болгары оказались удачливее сербов, и результатом их восстания было восстановление Болгарского царства. Да и наличие на территории империи крестоносцев тоже превращалось в головную боль. Внутренние потрясения Византии заслуживают отдельной темы.

Итак, Сербия Стефана Немани.

Общим местом житий является мысль, что Стефан Неманя, «утверждая свое политическое и военное могущество, старался вместе с тем о распространении и утверждении в своем Отечестве Православной веры». [2].

Британская историческая традиция, не особенно жалующая нас, православных славян, утверждает, что Стефан «попросил папского легата перекрестить его по римскому обряду. Благодаря такой удачной смене веры - о чём, кстати, умалчивается в сербских учебниках истории - династия Немани построила сербское государство, которое впоследствии включило в себя большую часть (европейской) Греции» [3].

По всей вероятности, в молодости великий основатель великой династии Стефан Неманя был, мягко говоря, нетвёрд в вере.

Однако, в конце концов, Стефан всё же присоединился к православной Церкви. Сербские источники обходят стороной эти прискорбные перипетии. Деликатную трактовку дарит нам младший сын Стефана - святитель Савва.

Святитель сравнивает католическое крещение своего отца с пострижением в монахи, а православное довершение - с принятием великой схимы.

Разговор о конфессиональном выборе балканских народов мы начали с утверждения, что реальной датой раскола следует считать не 1054, а 1204. Однако в тот самый час, когда между греками и латинянами разверзлась пропасть, между югославянами и Римом наметились пути к сближению.

Причина проста: неопределённость политического статуса и самих гособразований, и статуса болгарского Царя и сербского Великого Жупана. Необходимо было ввести государства в Латинскую систему, и привести титулы владык в соответствие латинским же нормам.

В житии указывается, что свт. Савва вторично покинул Сербию из-за печали о св.Горе. Но о поводе к повторной эмиграции житие умалчивает. Между тем свт. Николай Велимирович в своем тексте жития свт. Саввы уже приоткрывает завесу недомолвок. И рассказывает православным читателям о том, что уже было известно к тому времени в кругу академических историков.

Речь идёт о раздоре между сыновьями Стефана старшего.

На закате своего правления Стефан Неманя искренне пытался укрепить положение Сербии благодаря сотрудничеству с Византией. 25 марта 1195 года Неманя сложил с себя достоинство великого жупана, передав правление среднему сыну Стефану, которого он по условиям мирного договора с византийским императором Исааком Ангелом, женил на византийской принцессе и передал ему трон.

Затем великий жупан Стефан Неманя вступил в монастырь Студеница, где и принял постриг с именем Симеона. Вскоре царственный инок переселился на Афон.

Вукан, пролатински настроенный старший сын, был удалён в полученную им в удел Зету. Недовольный своим положением, Вукан начал обстоятельно готовиться к свержению своего брата.

Говоря о пролатинской ориентации Вукана, не стоит обольщаться по поводу православности среднего сына - Стефана младшего. Над Сербией нависла католическая коалиция Латинской империи и Венгерского королевства. Причем мадьяры действовали также и при помощи властителя Зеты - Вукана Неманича, претендовавшего на всесербский престол.

Сербы тогда не выторговывали себе каких-то дополнительных благ, а решали вопрос выживания:

либо оставаться вассалами стремительно слабеющей Византии;

либо превращаться в вассалов набиравшей силу Венгрии;

либо обретать суверенное состояние в рамках Латинского мира.

Великий жупан Рашки, Стефан Неманя младший, обратился к папе Иннокентию III с просьбой направить к нему легата, который обратил бы его к повиновению римской церкви и возложил на него королевскую корону.

Тем временем папа решил было уже присылать своего легата к Стефану, но события произошли с ошеломляющей быстротой и ситуация в регионе резко изменилась.

При помощи венгерского короля Имре Вукан изгнал из Рашки Стефана, и взошёл на вожделенный престол. Переговоры с Римом перешли теперь в принципиально иную плоскость: теперь сербскую сторону на переговорах представлял уже венгерский король, титуловавшийся теперь уже не только «королём хорватов», но и «королём сербов». И окончательное обращение сербов в латинство должно было осуществляться не на началах церковной унии, а по принципу простого подчинения католическому прелату Венгрии.

Таким образом, вместо суверенитета, Рим делал Сербию вассалом Венгрии. И если с этим готов был согласиться Вукан, добившийся короны при помощи мадьяр, то православная знать Рашки решительно воспротивилась такому повороту.

В конце концов, Стефан был возвращён на трон, но корону он получил всё-таки от папы. Ради достижения этой цели он бросил свою жену - византийскую принцессу Евдокию, и женился на Анне Дандоло, племяннице (по иным источникам - внучке) венецианского дожа Энрико Дандоло.

В 1217 году Стефан принял на себя корону по благословению Папы Гонория III. Этот поступок вверг свт. Савву в великую печаль. Видя, что одними словами он брата не усовестит, Савва в очередной раз покидает родные края.

И начинается его дипломатический триумф.

Свт.Савва убедил руководство Никейской империи даровать Сербской церкви фактически права Патриархата. Конечно же, до злополучного Крестового похода этот шаг монашествующего принца бунташной провинции Империи ромейев воспринялся бы как неслыханная дерзость. Но теперь было уже другое время. Теперь никейские византийцы воспринимали сербов уже не как двуличных сепаратистов, а как государство, союзное в противоборстве латинянам и, а сербская церковная автокефалия ослабляла бы вес другого осколка Византии - Эпирского деспотата.

И когда на Балканах в очередной раз переменился ветер, свт.Савва, уже хиротонисанный в сан архиепископа, вернулся в родные места и, согласно житию, застал своего брата, Стефана, при смерти. По молитве святителя Господь смилостивился и послал королю исцеление. Согласно житию, Стефан дал обет быть верным православной вере в той трактовке, которую преподаст его родной брат.

Перед святителем стояла теперь равноапостольская задача: сформировать стандарты своей собственной церковной культуры. Застрахованная от вмешательства учёных мужей Греческой Церкви-Матери, Сербская церковь смогла, по Божьему Промыслу, избежать тех культурных потрясений, которые на протяжении веков будоражили Болгарскую церковь.

Вскоре, в 1220г.[4]. на день Вознесения Господня, Святитель Савва собрал церковно-народный Собор. На этом соборе был освящён новый грандиозный храмовый комплекс в Жиче, было рукоположено 9 новых епископов. На той же самой службе, после Великого входа на главу Стефана была возложена корона. Очевидно, это была та самая корона, которой его ранее венчал посланник папы. Кстати, сам Стефан в житии титулуется всё ещё великим жупаном, а не королём, которым он уже был в глазах Рима.

На третий день Собора, после проповеди святителя, состоялось крайне важное для всего будущего Сербии событие. В субботу, накануне Недели св.отцов Первого Вселенского Собора, по окончании великого повечерия свт.Савва потребовал, чтобы в храме остались только желающие возвратиться в лоно православия римокатолики и весьма многочисленные в тех краях богомилы.

Богомильство понималось тогда в Сербии наподобие современного «Бог в душе», а католицизм, как пространно объяснялось выше, воспринимался либо просто как западный обряд, либо как политическая реалия.

Богомилы должны были отречься от ереси и креститься. Католики должны были довершить крещение миропомазанием. Но главное, для всех устанавливалось правило непременного празднования Крестной Славы, регламентировались правила передачи по наследству прав на распоряжение ритуалом.

Неповторимость сербской церковной культуры заключается в традиции Крестной Славы. Слава - это семейное церковное празднование дня памяти святого, почитающегося покровителем фамилии. Своими святыми покровителями сербы считают не тех, чьи имена носят, но покровителей целого рода - тех, кому они совершают Крестную Славу.

Вследствие этого в сербском народе до сих пор присутствует огромное количество простонародных имён, причём Вуками, Будимирами, Сербобранами именуются даже священники-немонахи. Для русского православного уха это, признаюсь, звучит необычно.

Крестной Славы не знает больше ни один из христианских народов. До принятия христианства сербы были многобожцами. Помимо верховного божества - Перуна, которого чтили все, каждый дом имел и свое домашнее божество - хранителя очага. Будучи по природе своей сентиментальными и привязанными к домашним привычкам и обычаям, сербы не хотели расставаться со своими домовыми.

Благодаря мудрому пастырскому руководству святителя Саввы, поклонение языческим кумирам постепенно сменилось почитанием истинных святых Церкви Христовой. Эти святые стали защитниками и помощниками сербских домов, церквей и монастырей, семей и племен, сел и городов - да даже и целых окраин и областей. Так появилась Крестная Слава.

Исходя из практических соображений, Церковь рекомендовала семьям, каких именно святых выбирать в качестве своих патронов. Были выбраны те святые, чье прославление календарно было близко старым праздникам, связанным с ритмами сельскохозяйственных работ.

Итак, Крестная Слава была и остаётся до сих пор отличительным символом принадлежности к сербской нации, сформировавшейся в современном виде именно тогда - в XIII веке.

Совершенно очевидно то, что наконец-то свт.Саввой заложен надёжный фундамент под строительство Сербского дома. И перед сербским Святосавием (как в Сербии называют культуру Сербского Православия) стояла задача выработать собственно сербский православный стандарт и распространить его на всех, входящих в культурно-политическую сферу Сербии.

В 1389 году на Косовом поле объединённое сербско-боснийско-албанское войско св.кн.Лазаря потерпело поражение от Баязида, преемника погибшего во время этой битвы Мурада. Болгары к тому времени были покорены турками, и их отряд был на Косовом поле уже в составе турецкого войска. А когда пал Второй Рим, то Сербия стала даже не вассалом Турции, а лишь её провинцией (1459 г.).

Послушание хранителей Последнего Царства Неповреждённой Веры оказалось не по плечам ни болгарам, ни сербам. Впрочем, закладывая основы сербского православия, святитель Савва и не думал о Жиче или Скопье как Третьем Риме. Святитель заложил основу народа-церкви, сумевшего не только выжить под турком, но и объединиться в единое целое.

Тем более что турки, уничтожив государственность, уничтожили тем самым межклановые барьеры и саму возможность омрачавших сербскую историю интриг и заигрывания с Римом, и т.о. способствовали тому, чтобы всякий, славящий Крестную славу, был и оставался сербином, был и оставался православным вне всякой зависимости от внешнеполитической ситуации.

 

Примечания:

[1]. Хорватские феодалы получили налоговые льготы, равный с мадьярской знатью статус, сохранили за собой право на собственный Сабор, а также право иметь бана (главу) Хорватии.

[2]. http://savvaserb.blogspot.com/2010/08/blog-post.html

[3]. Ричард Уэст. Тито: власть силы. Смоленск. Русич. С.16

[4].1221? 1222? разные источники дают разные даты

 

Использованная литература

 

Свт.Николай Велимирович. Житие свт.Саввы. (перевод Анны Евстратовой)

Мельков Андрей Сергеевич. Жизнь и деятельность святителя Саввы Сербского.

А.Л.Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.

Б.Н.Флоря. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII век).

Г.Ловмянский. Религия славян и её упадок

Др. Ђоко Слиjепчевић. Историjа Српске Православне Цркве. Београд, 2002

Епископ Рашко-Призренский Артемиj. Хиландар у историjи Српске Цркве и Српског народа. Свети Кнез Лазар № 18, 1997

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Создание святителем Саввой принципов этногенеза новосербского народа-церкви

\Бытовое христианство - это, безусловно, не очень хорошо. Но это жизнь.\ Естество человеческое можно отбросить при духовном горении. А когда и не тлеет ничего: "Береги, дитя, земное, если Неба не дано". Говорят, "отечество, любовь к родине - фантазии". Сам по себе факт нелюбви и нечувствия к ним не двигает автоматически духовную жизнь на небывалую высоту. Скорее, постоянное вдалбливание сего постулата, порождает ту "бледную немочь", которая и при словах "Родина и народ" научилась скептически ухмыляться, и к духовной жизни равнодушно. Зато страшно опухает индивидуальность. (Потом много стенаний, почему два "Я", в браке ужиться не могут больше трех-десяти лет и дети им пофиг). Такой "универсализм" получается.
Архивариус / 30.01.2012, 08:27

1. Re: Создание святителем Саввой принципов этногенеза новосербского народа-церкви

Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что определённые проблемы с восприятием современным образованным читателем житий святых, как мне кажется, связаны с тем, что тексты житий, изложенные агиографическим каноном, не всегда ладно увязываются с фактами жизни. Выходом из ситуации должен быть, разумеется, не ревизионизм и не инкультурирование, которое, увы, нередко принимает вульгарные формы, но попытка честной трактовки трудных исторических ситуаций и осмысление их в рамках целостного православного мировоззрения. А результатом такого осмысления может быть новый текст жития, новая редакция, что в традициях агиографии, житийные тексты постоянно в процессе переписки редактировались согласно запросам и вкусам своего времени. Другое дело, что это происходило в рамках одной традиции, культуры и языка(церковнославянского), а сейчас бывает необходим русский текст, тем более, что традиция церковного чтения жития в день памяти святого практически утрачена (ни разу не присутствовала на таком богослужении и даже не слышала о чтении жития на утрене). Но тут возникает другая проблема: как написать не научное исследование, а житие, то есть произведение, призванное дать верующим пример для подражания. Да и жития разные бывают, от кратких проложных и патериковых до весьма пространных... По благословению и с помощью Божией, надеюсь, проблема эта вполне разрешима. А Ваш доклад очень интересный.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
«Нью-Йорк Таймс» готовит новое инфополе
05.11.2024
Хорватская Православная Церковь (1942-1945)
Сербская Православная Церковь во время гитлеровской оккупации Югославии. Часть 2
04.11.2024
«Книга или экранизация. Что лучше?»
В Москве завершились съёмки литературной викторины
21.10.2024
Как мы делали «Южнорусский Вестник»
Воспоминания бывшего руководителя городской организации «Русского Движения Украины»
18.10.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18