«Не мстите за себя, возлюбленные...»

О сербских новомучениках и русских старообрядцах

Русская цивилизация и Ватикан 
0
1106
Время на чтение 8 минут

Содружество «Ясеновац - Дольная Градина» (Баня Лука, Респ. Сербская Боснии и Герцеговины) издало книгу, которая представляет собой публикацию «Декларации о геноциде Независимой Державы Хорватской над сербами, евреями и цыганами во время Второй Мировой войны». Декларация опубликована на семи языках: английском, русском, еврейском, французском, немецком, итальянском и испанском. Декларация была принята на Пятой международной конференции о Ясеновце, проходившей 24-25 мая 2011 года в Баня-Луке.

Кроме прочего, в Декларации указывается на то, что Римо-Католическая Церковь так и не выступила с осуждением геноцида, систематически осуществляемого в НДХ во время правления клеро-нацистского режима усташей.

Одним из символов Ясеновацких новомучеников является св.мч.Вукашин (16 мая).

св.мч.ВукашинНесмотря на то, что титовская власть всячески пыталась предать забвению преступления хорватских клеро-нацистов, оставшиеся живых заключенные сразу же после войны осуществляли попытки составления общих воспоминаний о Ясеновце. Говоря о выживших, речь идет, во-первых, о тех, кто выполнял ремесленные работы для ближайшего усташеского гарнизона. А также о тех, кому повезло попасть в руки немцев, и Ясеновац остался в памяти лишь как кошмарный эпизод транзита на принудительные работы в германские лагеря.

Первые известия о мученическом подвиге св. Вукашина поступили от доктора Неделько Недо Зеца. Доктор Зец поделился историей, которую поведал ему сам палач.

«...Усташ, рассказывающий мне эту историю, вновь замолчал; затем, допив рюмку ракийи, продолжил:

- Помнишь, тогда, в августе, в лагере было большое поступление пленных? Тогда Йере Маричич послал на истребление около трех тысяч заключенных, а мы - Перо Брзица, Зринушич, Шипка и я - поспорили, кто за ночь больше перебьет. Началась бойня, уже через час по количеству убитых я заметно оторвался от других. В ту ночь я был на подъеме, мне казалось, что я словно отрываюсь от земли, что я на небесах: никогда прежде не ощущал я такого блаженства. За несколько часов я уничтожил больше тысячи человек, в то время как мои соперники закололи не больше 300-400.

И вот тогда, в момент высшего упоения, мой взгляд упал на пожилого крестьянина, он с каким-то необъяснимым спокойствием стоял и молча смотрел, как я убиваю жертву за жертвой и как те умирают в страшных мучениях. Его взгляд словно парализовал меня, я будто окаменел, несколько секунд я не мог шевельнуться.

Потом, я взял себя в руки подошел к нему, чтобы узнать, кто он. Он рассказал, что зовут его Вукашин, родом из села Клепац, что все его родные погибли от усташей, а его самого послали в Ясеновац. Он говорил об этом все с тем же спокойствием, которое потрясало меня намного сильнее, чем страшные крики и стоны умирающих вокруг нас людей. Когда я слушал старика, глядя в его небесно-чистые глаза, во мне вдруг вспыхнуло неукротимое желание самыми жестокими, адскими пытками разрушить этот непостижимый мне внутренний покой, чтобы его страданием, стонами и мукой, вернуть свое прежнее упоение кровью и болью.

Я вывел его из строя, сначала посадил на пень и приказал ему крикнуть: «Да здравствует Павелич!», пригрозив отрезать ему ухо в случае неповиновения. Вукашин молчал.

Я отрезал ему ухо. Он не проронил ни слова. Я снова приказал ему кричать: «Да здравствует Павелич!», пригрозив отрезать второе ухо. Он молчал. Я отсек ему другое ухо. «Кричи: «Да здравствует Павелич!» или лишишься носа!». Старик молчал. В четвертый раз я приказал ему кричать те же слова под угрозой вырезать из его груди живое сердце. Он взглянул, как бы глядя сквозь меня, в какую-то бесконечность, и тихо, но отчетливо проговорил: «Дитя, делай свое дело!».

От этих слов я обезумел окончательно, бросился на него, выколол глаза, вырезал сердце, перерезал горло и ногами спихнул в яму. И тогда во мне будто что-то оборвалось. Я больше не мог убивать. Перо Брзица выиграл спор, перебив 1350 заключенных, я молча заплатил ему проигрыш.

С тех пор нет мне покоя. Я стал пить, все больше и больше, но алкоголь дает забвение ненадолго, и даже в опьянении я слышу этот голос: «Дитя, делай свое дело!». И тогда я, наталкиваясь на стены домов, бегу по улицам, с криками сокрушаю и бью все, что попадается на пути, кидаюсь на кого попало. Ночью нет сна, лишь только наступит забытье, я снова вижу ясный взгляд старика и слышу это невыносимое: «Дитя, делай свое дело!».

Я превратился в комок ужаса и боли, я бессилен перед этим кошмаром. День и ночь преследует меня светлый безмятежный лик Вукашина из Клепца». [1]

***

Сейчас сербы, буквально «затюканные» врагами внешними и местными смердяковыми, пытаются играть по правилам игры, установленными этими самыми врагами. Пытаются, к примеру, добиться от Хорватии денежных компенсаций - по примеру того, чего сумели добиться евреи от Германии - и т.п.

В частности, в публикуемой Декларации было озвучено и это.

Конечно, хорошо, когда справедливость торжествует.

Однако, важно, чтобы в отчаянных (и практически малоуспешных) попытках добиться справедливости у несправедливых судей, люди никогда не забывали той простой истины, которую возвестил нам Спаситель: «Мне отмщение и Аз воздам» (Рим.12:19).

Поразительный пример гнева Божия приводит наш специальный корреспондент в Сербии Ранко Гойкович:

«Это событие произошло в семье Хамида Юга. Эта мусульманская семья жила в сербском селе Юговичи. Однажды, это было на Рождество 1942 года, в село пришла весть о резне, которую учинили над сербами села Придворица. В этом соседнем селе каждая семья из Юговичей имела близких родственников. Собравшиеся селяне решили отправить туда Хамида, который должен был разузнать подробности.

Сербы поклялись Хамиду, что никто не коснется ни к кому из членов его многочисленной семьи, даже если в Придворнице никого из сербов не осталось в живых. Хамид прижал руку к сердцу и произнес слова клятвы:

«Дорогие соседи, пусть Бог сделает так, что если я не вернусь к вам, то на пороге моего дома прольется кровь моих детей».

Хамида провели мимо сербской засады, охранявшей подступы к селу, и стали ожидать его. По идее, он должен был вернуться на третий день.

Но старик так и не вернулся.

По видимому, увидев в Придворице следы резни, Хамид решил, что сербы - несмотря на клятву на кресте - все равно отомстят и ему самому, и всем его родственникам. В Придворице было вырезано более 160 сербов, среди которых одних только Гойковичей было 48.

Дальнейшие события развивались следующим образом.

Спустя четыре дня над селом пролетал со стороны Черногории поврежденный итальянский бомбардировщик, который, избавляясь от бомбовой нагрузки, сбросил остававшуюся бомбу на село. Бомба взорвалась во дворе Хамида. Один из его сыновей погиб на месте, а младшего - тринадцатилетнего - взрывом отшвырнуло прямо на каменный порог дома. На котором тот и скончался. Это произошло 12 января 1942 г.» [2].

Однако не хотелось бы интерпретировать слова Писания только лишь в духе Ветхого Завета.

По свидетельству Ранко Гойковича, который 29 августа 2009 года принимал участие в перезахоронении останков мучеников села Придворица, кости погибших имели золотисто-желтый цвет. Цвет, который характеризует мощи угодников Божиих.

«Господь», пишет Ранко, «посылает нам великое утешение, недвусмысленно указывая на то, что отдавшие жизнь свою за Христа, наследуют жизнь вечную».

***

Но о новомучениках сербских я вспомнил еще и вот по какой причине.

Помогая своим друзьям из местного старообрядческого прихода делать сайт, я недавно столкнулся с событием, которое меня очень смутило.

Накануне праздника Рождества Христова, предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) старообрядческий Митрополит Корнилий (Титов) направил поздравления ряду иерархов нашей церкви. Факсимиле одного из таких поздравлений было размещено 7 января на официальном сайте Казанской епархии РПЦ МП. Предполагается, что поздравления были направлены также святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, постоянным членам Священного Синода РПЦ МП и архиереям тех епархий Московского патриархата, на территории которых действуют приходы РПСЦ.

Этот факт не ускользнул от бдительного ока недружелюбного по отношению к нашей церкви портала «Кредо.ру». Комментируя Рождественское поздравление, обозреватели обратили внимание старообрядческой общественности на факт отсутствия «в РПСЦ общепринятого протокола общения с «никонианами», а также на «соблазнительные выражения», которые могут восприниматься как признание Митрополитом Корнилием РПЦ МП в качестве истинной Церкви». [3].

Признаюсь, первой мыслью было то, что эта бдительность мне что-то напоминает.

Как избавиться от ощущения неловкости?

Неловкости, возникшей от подступающих мыслей о двойном аршине?

Почему, к примеру, мы, новообрядцы, имеем моральное право утверждать, что греко-католическая Церковь - это плохо, а единоверческие приходы МП - хорошо?

Почему до сих пор считается нормой отрицать факт гонений на старообрядчество, который имел место не только при Софье, но и во времена царствования императоров Николая I и Александра II? Не просто отрицать, но преподносить факты погрома монастырей чуть не в качестве «выдумки писателя Лескова»?

Чтобы ответить не это недоумение - ответить, прежде всего, самому себе - я просто предложил сравнить факты безусловных перегибов, которые, увы, позволяли себе наши отечественные чиновники, со злодеяниями хорватских клеро-нацистов.

Кроме того, в наших дискуссиях с активистами старообрядческих приходов, мы давно уже отошли от споров о букве, и приблизились к самому главному:

Насколько различается понимание спасения в наших церковных сообществах?

Насколько различен дух?

Насколько близко понимание святости?

Отрадно, что старообрядцы начинают воспринимать нашу церковь не по дубинкам и не по катехизисам, составленным в позапрошлом веке по рецепту схоластов эпохи Контрреформации, но по трудам свт. Феофана Затворника и свт. Игнатия (Брянчанинова).

К которым они, между прочим, приходят благодаря прямым рекомендациям проф. А.И.Осипова.

И вот как раз близость в самом главном, что есть в жизни всякого христианина - понимании самой сути спасения - позволяет сделать вывод, что отождествление контактов старообрядцев с Московской Патриархией с контактами наших чиновников с чиновниками Ватикана крайне некорректно.

И мы, и старообрядцы, почитаем митр. Филиппа пострадавшего от произвола лже-собратьев.

Думаю, православному сердцу «новообрядца» не будет противно почитание соловецких, тотемских и пр.страдальцев, пострадавших от произвола лже-собратьев.

Уверен, что большинству адекватных старообрядцев не будет чужд тот дух, которым наполнены аскетические творения наших подвижников...

Образа соловецких страдальцев воспринимались бы совершенно органично в наших иконостасах. Так же, как нормой для многих современных старообрядцев стало появление на книжных полках томиков свт. Игнатия (Брянчанинова) и дисков с видеозаписями лекций проф. А.И.Осипова.

Совсем иное дело - понимание святости, которое навязано западным христианам.

Разве можно представить себе сербский дом, в котором на одной стене будут соседствовать фотография Степинаца и икона новомученика Вукашина?

Что же касается Ясеновца, то западный христианин если что и слышал о злодеяниях клеро-нацизма, то воспринимает это просто как «выдумку писателя Лескова».

Что ж. Надеемся, что наши читатели, имеющие возможность общаться с католическими братьями, непременно расскажут им о нашем понимании святости и о Новомучениках сербских, наглядно явивших не таким уж далеким предкам нынешних латинян образ этой святости.

Павел Тихомиров, член Международной Комиссии по установлению истины о системе концлагерей Ясеновац

 

[1] из книги «Слава и боль Сербии», перевод Светланы Луганской

[2] http://borbazaveru.info/content/view/4274/90/

[3] http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=89034&cf=

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Павлу Тихомирову."Ересь есть акт изнасилования Истины".(ст УК...)

Ув.Павел Тихомиров. Трактовки проф.Осипова, разумеется, далеки от "латинства",так я это и не утверждаю. Речь идет о "воипостазировании",о духе процесса "воипостазирования"-здесь открываются широчайщие возможности привнести в Истину,все что угодно,не в Сущность,разумеется, но в Ипостась,изуродовав Ипостась, до неузнаваемости,заляпав ложью,да так,чтобы никто не признал. Можно-ли назвать условие,выполнение которого, категорически необходимо в целях ускорения пришествия в мир "сына погибели"? Можно. Это когда ни одному человеку,на Земле,кто-бы он ни был,Истина будет не нужна. Более того,все примутся Ее насиловать. Кто скопом,кто по отдельности. Пока этого не случилось,антихристу, путь в "мiр" закрыт. Тот,кто привносит в Истину свои собственные мудрования-насилует Истину,разрушая Ее. Если я не ошибаюсь, изнасилование, до сих пор,относится к разряду тяжких преступлений. Предметная уголовщина,в самых грязных своих проявлениях.
Писарь / 26.01.2012, 14:43

11. Писарю

Дорогой Писарь! Давайте продолжим тему неосторожных высказываний А.И.Осипова в личной переписке. Мой адрес p.v.tikhomirov@yandex.ru Я уверен, что трактовки А.И. ни в коем случае не имеют ничего общего с латиномудрыми фантазиями про этапы пресуществления. Скорее, нечто подобное тому, что исповедовали некоторые раннепротестантские богословы - о том, что Причастие становится Причастием именно в момент достойного - по милости Божией - принятия Его. Во всяком случае, это мне кажется гораздо разумнее ереси артолатрии и т.п. про-католическим фишкам.
Павел Тихомиров / 26.01.2012, 06:46

10. Re: «Не мстите за себя, возлюбленные...»

-Старик молчал. В четвертый раз я приказал ему кричать те же слова под угрозой вырезать из его груди живое сердце. Он взглянул, как бы глядя сквозь меня, в какую-то бесконечность, и тихо, но отчетливо проговорил: «Дитя, делай свое дело!». О, Господи... Вот что такое - Христианство, подвиг. СпасиБо(г), спасиБо(г), Павел, за этот материал.
Серёжа / 25.01.2012, 18:59

9. Ответ на 4., Наталья Чернавская :

Кто наложил клятвы, тот и имеет право их снимать. Ни один Восточный Патриарх клятв с раскольников не снимал. А то, что Собор РПЦ 1971 года под давлением митрополита-экумениста Никодима Ротова снял клятвы, так это послужило не на позльзу, только на посмеяние над Церковью. Ни один раскольник как в Церковь и не пришел. Это называется плоды.
М.Яблоков / 25.01.2012, 18:48

8. Автору статьи выражаю полное неуважение.

"мы, новообрядцы"... Я не знаю к кому Вы себя относите, но истинные старообрядцы - это православные христиане. А т.н. "старообрядцы" - самые настоящие новообрядцы. Об этом было написано не мало книг еще в царское время великими святителями. Жаль, что Вы этого не знаете. "я просто предложил сравнить факты безусловных перегибов... со злодеяниями хорватских клеро-нацистов." Первая мысль: у вас с головой все в порядке?! Сравнить Русских Православных Государей с сатанистами-усташами! <..> "не по катехизисам, составленным в позапрошлом веке по рецепту схоластов эпохи Контрреформации" Я так понимаю, вы похулили Катехизис свт.Филарета Московского?! Да-а-а... <..> "Думаю, православному сердцу «новообрядца» не будет противно почитание соловецких, тотемских и пр.страдальцев, пострадавших от произвола лже-собратьев." Противно! Противно почитать как святых, тех которые Русскую Православную Церковь называли - церковью сатаны, а святое Причастие - бесовской пищей. Это богохульники, которые вне Церкви Христовой. Можно только сожалеть, что Русские Государи не до конца раздавили эту антицерковную и антигосударственную гадину. Просто тошнит от вашего экуменизма, г-н Тихомиров. Сожалею, что РНЛ печатает такие гадкие статьи.
М.Яблоков / 25.01.2012, 18:43

7. Павлу Тихомирову.

Ув.Павел Тихомиров. Духовная жизнь имеет свои строгие законы. Раз и навсегда установленные,не людьми-Богом. Сотворившим вся. Эти Законы известны. Чего проще-им следовать,следуем же мы правилам дорожного движения. Однако,не на тех напали. Нарушение или искажение этих законов приводит к духовному расстройству в обществе,в конечном итоге-катастрофе. Проф.Осипов выдвинул тезис "воипостазирования",применительно к Таинству Евхаристии. Поскольку Новозаветный мир стоит Законом Божиим,где Таинство Евхаристии этого мира центр и опора,но до поры до времени,попущено идеям править мiром. "Воипостазирование" уходит в мiр,трансформируясь,венчает собой экуменическое движение,где в Таинстве Евхаристии,к Образу Христову,т.е.Ипостаси присовокупляют свое собственное,все кому не лень,видение Образа-немилосердно уродуя Его. Уродуя Истину. Духовный блуд в наиболее грязной форме своего проявления-свального греха. Отсюда "рождается единство во многообразии". Образина антихриста. Это у лжи много образин,у Истины Образ Один,всегда Неизменен. В Абсолютном Смысле. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Невозможно до безконечности насиловать Истину,когда-то этому придет конец. Ждать,полагаю,недолго. Ув.Павел Тихомиров. Есть два подхода к Таинству Евхаристии. В первом случае Таинство Евхаристии выступает как эволюционный процесс. Во втором-Реальное Вещественное Чудо. Второй принят в Православии. В контексте разговора нас интересует первый подход,принятый в католицизме. Прежде всего,влияние католического подхода к Таинству Евхаристии на жизнь общества, во всех ее проявлениях. В католицизме буквально расписан каждый шаг процесса эволюции хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы,где Дух Святой,не призывается- как-бы и нет Его вовсе. Что это такое,что это за действо- по сути? Языческая мистерия,где священник выступает, не неложным Свидетелем Таинства,но главным его участником,что-то вроде "симона-волхва",причем споткнулся или хористы "петуха пустили"-все,"кина не будет"-наша "песня хороша-начинай сначала". Таким образом создаются,вернее создались условия для возрождения языческой культуры,в приснопамятную эпоху Ренессанса,а позже,поскольку мiр по определению,пременчив-фашизма.
Писарь / 25.01.2012, 17:20

6. Павлу Тихомирову.

Ув.Павел Тихомиров. Духовная жизнь имеет свои строгие законы. Раз и навсегда установленные,не людьми-Богом. Сотворившим вся. Эти Законы известны. Чего проще-им следовать,следуем же мы правилам дорожного движения. Однако,не на тех напали. Нарушение или искажение этих законов приводит к духовному расстройству в обществе,в конечном итоге-катастрофе. Проф.Осипов выдвинул тезис "воипостазирования",применительно к Таинству Евхаристии. Поскольку Новозаветный мир стоит Законом Божиим,где Таинство Евхаристии этого мира центр и опора,но до поры до времени,попущено идеям править мiром. "Воипостазирование" уходит в мiр,трансформируясь,венчает собой экуменическое движение,где в Таинстве Евхаристии,к Образу Христову,т.е.Ипостаси присовокупляют свое собственное,все кому не лень,видение Образа-немилосердно уродуя Его. Уродуя Истину. Духовный блуд в наиболее грязной форме своего проявления-свального греха. Отсюда "рождается единство во многообразии". Образина антихриста. Это у лжи много образин,у Истины Образ Один,всегда Неизменен. В Абсолютном Смысле. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Невозможно до безконечности насиловать Истину,когда-то этому придет конец. Ждать,полагаю,недолго. Ув.Павел Тихомиров. Есть два подхода к Таинству Евхаристии. В первом случае Таинство Евхаристии выступает как эволюционный процесс. Во втором-Реальное Вещественное Чудо. Второй принят в Православии. В контексте разговора нас интересует первый подход,принятый в католицизме. Прежде всего,влияние католического подхода к Таинству Евхаристии на жизнь общества, во всех ее проявлениях. В католицизме буквально расписан каждый шаг процесса эволюции хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы,где Дух Святой,не призывается- как-бы и нет Его вовсе. Что это такое,что это за действо- по сути? Языческая мистерия,где священник выступает, не неложным Свидетелем Таинства,но главным его участником,что-то вроде "симона-волхва",причем споткнулся или хористы "петуха пустили"-все,"кина не будет"-наша "песня хороша-начинай сначала". Таким образом создаются,вернее создались условия для возрождения языческой культуры,в приснопамятную эпоху Ренессанса,а позже,поскольку мiр по определению,пременчив-фашизма.
Писарь / 25.01.2012, 17:18

5. Наталье Чернавской

Ув.Наталия! спаси Христос за добрые слова. Что касается единоверческих приходов, то ведь именно единоверчество со стороны старообрядцев воспринимается как "никонианский вариант униатства". Дело в том, что митр. Платон отрицательно относился к задумке имп. Павла с единоверием. По-видимому, имело место скептическое отношение к некоторой экзальтированности, характерной для императора Павла. Кроме того, митр.Платон, воспитан был таким образом, что дух допетровской Руси, идеализируемый не только славянофилами, но и старообрядцами, был для тогдашних архипастырей господствующей церкви волощением невежества и дикости. В конце концов, единоверие из площадки для воссоединения превратилось в униатство. А вообще, в вопросе преодоления последствий раскола мне ближе всего позиция митр. Антония (Храповицкого). Когда на Соборе 1917г. предложили сделать так, как было "до Никона", то владыка Антоний парировал так: "Нужно сделать лучше, чем было до Никона".
Павел Тихомиров / 25.01.2012, 14:05

4. Re: «Не мстите за себя, возлюбленные...»

Я довольно часто вспоминаю слова одного хорошего детского психолога о взрослых: часто родители не видят того, чего видеть не хотят, не могут - потому что это лишило бы их покоя. "Закрывают глаза" - потому что страшно смотреть. Можно осудить таких родителей, важнее не оказаться на их месте. То же и с мучениками. Жития святых писались по канону и читались на службе в храме (после шестой песни канона святому на утрене). Сам строй службы, язык, которым описывалось мученичество и диалоги мучеников с палачами (таких диалогов много,например у свт.Димитрия Ростовского), конечно, чаще всего вымышленные, - всё это позволяло верующим воспринимать акт мученичества в свете Царства Божия и торжества святых Его. Когда же в обычной - вот этой Вашей - статье вдруг появляется такое описание - мне кажется, читатель испытает потрясение. Я, по крайней мере, последующий текст уже не могла после этого фрагмента спокойно воспринимать. Реки крови в кино(которое я давно не смотрю, исключение - "Раскол") и то ужасают, а тут ведь не кино. Наши староверы 300 лет - условно говоря - назад такое претерпели, но когда самую малость гонений в "Расколе" показали - тут же на РНЛ заговорили о провокации. Ну и что? Много ли изменила эта "провокация"? Потому что людям свойственно закрывать глаза на то, что не хотят они видеть. При том, что у нас своих новомучеников сколько! Что много писать, мученичество - семя церкви, только взаимное признание подвига мучеников и способно объединить РПЦ со староверами, но для того, чтобы это произошло, необходима огромная работа. Подобная той, которую Вы описали:в наших дискуссиях с активистами старообрядческих приходов, мы давно уже отошли от споров о букве, и приблизились к самому главному: Насколько различается понимание спасения в наших церковных сообществах? Насколько различен дух? Насколько близко понимание святости? Вот прочитала недавно в "Вере": К настоящему времени в Русской Православной Церкви насчитывается около 30 старообрядных приходов (в 1990 году их было 3, в 2000-м – 12). Самой многочисленной является община храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Московской епархии. Крупный старообрядный приход имеется в Русской Православной Церкви за границей (г. Ири, штат Пенсильвания, США), образовавшийся в результате перехода в РПЦЗ поморской старообрядческой общины. С 2007 года при Покровском храме в Рубцове действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции РПЦ, «призванный способствовать укреплению единства русского церковного народа и преодолению последствий раскола XVII века» (www.oldrрc.ru). Как подтверждено было в уходящем 2011 году, его задачами являются изучение и актуализация духовного наследия Древней Руси.http://www.rusvera.mrezha.ru/650/8.htm Всего- то 30 приходов!Ещё из этой же публикации: В уходящем году незаметно прошёл один очень важный для русской церковной жизни юбилей – 40 лет отмены клятв на старые обряды. Почему «незаметно»? Человек, приславший нам эти тексты, с горечью отметил: «Тогда на Поместном Соборе РПЦ анафемы на старообрядцев были признаны «яко небывшими». Прошло 40 лет, и при обсуждении этой темы во внутрицерковной среде обычно обнаруживается, что эти самые отмены клятв и есть «яко небывшие»». Заметно это и в приходской жизни: стоит кому-то на богослужении в обычном храме перекреститься двумя перстами – и на него зачастую смотрят как на еретика. Не мудрствуя, мы предлагаем просто вспомнить о решениях того памятного Собора. Печатается в сокращении. Из доклада митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Поместном Соборе 31 мая 1971 г. Более трёхсот лет минуло с тех пор, как в Русской Православной Церкви возник раскол старообрядчества, а последствия этого печального явления церковной жизни продолжают сказываться и до настоящего времени. Много усилий с обеих сторон - и новообрядческой, и старообрядческой - было потрачено в прошлом на то, чтобы доказать неправоту другой стороны. Трезво мыслящие церковные люди обеих сторон понимали всю пагубность и никчёмность взаимных раздоров, глубоко скорбели о разделении русских православных христиан. Предпринимались попытки на определённых условиях достичь соединения. Наибольший успех выпал на долю так называемого единоверия, хотя оно окончательно и полностью не решило проблемы прекращения раскола. Непосредственным поводом к возникновению в Русской Православной Церкви старообрядческого движения, а затем раскола послужили, как известно, реформы Патриарха Никона по исправлению богослужебных книг и церковных обрядов, предпринятые им в целях достижения единообразия между русской и греческой церковно-богослужебной практикой. Патриарх Никон исходил из ошибочного взгляда, что «существующие у нас с греками разности (в чинах и обрядах – М.Н.) растлевают нашу веру», почему устранение этих разностей считал делом таким же необходимым, как и «очищение Православия от ересей и погрешений». Отсюда крутая и поспешная ломка русской церковной обрядности, к которой Патриарх Никон приступил вскоре после вступления на патриаршую кафедру в 1658 году. Перед наступлением Великого поста Патриарх Никон разослал по московским церквам «Память», т. е. распоряжение, которым предписывалось при чтении молитвы св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» класть 4 великих и 12 поясных поклонов, а также совершать крестное знамение тремя первыми перстами... Естественно, что против такого распоряжения Патриарха Никона открыто восстали некоторые влиятельные лица из духовенства: епископ Коломенский Павел, протопопы Иоанн Неронов, Аввакум, Даниил, Логгин и некоторые другие. Подобная реакция на первые распоряжения Патриарха Никона была вполне закономерной, потому что Патриарх Никон, при всём величии своего положения и патриаршей власти, не имел права единолично отменять постановление Стоглавого Собора относительно двуперстия. За разъяснениями вопросов обрядового характера и поддержкой своих реформ Патриарх Никон обращался к приезжавшим в Москву Патриарху Антиохийскому Макарию, Митрополиту Сербскому Гавриилу и другим иерархам, которые за богослужениями заявляли русским, что православному христианину следует изображать на себе крестное знамение тремя первыми перстами, а кто изображает двумя перстами, тот подражает еретикам и проклинается... И Патриарх Никон в своей речи на Соборе 1656 года заявил, что сложением перстов при двуперстном крестном знамении «неправо исповедуется таинство Пресвятыя Троицы... и таинство Воплощения». Справедливости ради мы должны признать приведённые Собором основания для замены двуперстия на троеперстие более чем сомнительными, а следовательно, и клятву, положенную на двуперстников, как «еретиков», совершенно неосновательной. Беспристрастный голос русской церковной истории к тому же свидетельствует, что двуперстное крестное знамение у православных русских людей всегда было, есть и, несомненно, будет церковным обрядом, выражающим православное учение веры. Смешивая обряд с догматом, Патриах Никон смотрел на разности в обрядах как на различие в вере... Когда двуперстие, принятое русскими от греков вместе с православной верой, было объявлено за еретический обряд, то ревнители русской церковной обрядности, в порядке её охранения, естественно, должны были увидеть то же самое в троеперстии. По поводу церковных реформ Патриарха Никона начались споры и разделения: одни, послушные голосу церковной власти, приняли их, другие решительно отвергли, несправедливо полагая, что в результате этих реформ искажается чистое русское Православие. Ко времени Большого Московского Собора 1667 года русское церковное общество из-за реформ Патриарха Никона окончательно разделилось на два враждующих лагеря. Возложенная Собором анафема стала роковой: окончательное разделение Русской Православной Церкви совершилось. Впервые вопрос об отмене означенных клятв был поднят старообрядцами в 1783 году. Митрополит Платон высказался за отмену клятв, но не вообще, как об этом просили старообрядцы, а только с тех старообрядцев, которые «соединяются с Церковью, и истину её, и таинства, и священство её признают действительными». С учреждением единоверия соборные клятвы продолжали смущать совесть старообрядцев-единоверцев. Вопрос об отмене клятв подвергался обсуждению на Первом и Втором Всероссийских съездах православных старообрядцев (единоверцев) в 1912 и 17-м гг. Поместный Собор 1917-1918 гг. должен был вынести определённое постановление о клятвах. Соответствующий Отдел Поместного Собора составил «проект соборного постановления об отмене клятв, и только отвлечение Собора в сторону внешнеорганизационных вопросов помешало ему превратить этот проект в окончательное соборное постановление». В 1929 году вопрос о снятии клятв обсуждался на заседании Патриаршего Священного Синода. Вскоре же было принято Синодальное определение, в котором говорилось, в частности, следующее: «Богослужебные книги, напечатанные при первых пяти Российских Патриархах, признаем православными; свято хранимые многими православными, единоверными и старообрядцами церковные обряды – спасительными. Двоеперстие, слагаемое, во образ Пресвятой Троицы и двух естеств в Господе нашем Иисусе Христе – обрядом в Церкви прежнего времени несомненно употреблявшимся... Порицательные выражения, так или иначе относящиеся до старых обрядов, и в особенности до двуперстия, где бы оные ни встречались и кем бы ни изрекались, – отвергаем и яко не бывшие вменяем. Клятвенные запреты... мы, руководствуясь примером самого же Собора 1666-1667 гг., отменившего клятвенные постановления Собора Стоглавого, по данной нам от Всесвятого и Животворящего Духа власти вязать и решить, разрушаем и уничтожаем «и яко не бывшие вменяем»». Это постановление об отмене клятв явилось, таким образом, окончательным завершением исторического развития вопроса об отмене клятв Патриарха Антиохийского Макария и Московских Соборов 1656 и 1667 гг. на сегодняшний день... Деяние Поместного Собора Русской Православной Церкви «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их» 1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им. 2. Утвердить постановление... об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались. 3. Утвердить постановление... об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно-верующих христиан, и счи-тать эти клятвы, яко не бывшие. Освящённый Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. Чётко и ясно всё сказано, но дошло не до всех. А это основа для дискуссий, потому что если сразу с обличений и превосходства начинать, как чаще всего и бывает - далеко ли можно уйти? Помоги Господи в ваших собеседованиях со староверами идти к единству во Христе!

3. Ответ на 2., Писарь :

"Насколько различен дух?".

Дорогой писарь, конечно же, в рафинированном виде дух старообрядчества - это даже не ученый протестантизм, но строптивость и еще раз строптивость. Но я как раз говорю о том, что общаясь со своими старообрядцами, я избегаю споров о словах, а всегда делаю упор на том, что смысл спасения - в спасении, а не в буквоедстве. Конечно, я согласен с Вами, что изъяны мыслительные рано или поздно приводят к изъянам духовным, примеров тому несть числа. Но спор о правильности перстосложения и непременности погружательного крещения, совершенно непродуктивен. Что, разве Господь не спасет того, кто крещен обливанием (да хоть и кроплением)? Спасение - это же не совокупность правильно совершенных обрядов. Точно так же и с катехизисами. Ну вот к чему приводит убеждение в том, что всякий, исповедывающий неправильный Символ Веры не наследует Царствия Небесного? К фарисейской убежденности: "все в ад!" Именно это "все в ад!" и порождает реакцию - т.е. вульгарный экуменизм, утверждение равноспасительности любого пути. Осипов предлагает выйти из этой развилки и воспринимать дело спасения немного в иной системе координат. В той системе, которую оставил нам Преподобный Исаак Сирин: "Воздаяние бывает… не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно будет утрачено, то первые будут напрасны". Весь Осипов об этом. А столько людей нападает на него именно за то, что он предлагает Святых отцов вместо Петра Могилы.
Павел Тихомиров / 25.01.2012, 05:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Кумир старых правых, скорее всего, договорился с «глубинным государством»
22.11.2024
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Приходит время исповедничества
07.11.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Русская цивилизация и Ватикан
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
Начало наших разногласий
Борьба за Образ и Подобие
18.11.2024
Второе падение Константинополя
О встрече на Фанаре патриарха Варфоломея с главой УГКЦ Шевчуком
28.10.2024
«Соборный разум Церкви обязан дать оценку действиям Фанара»
Митрополит Лука выступил с докладом на конференции «Влияние Константинопольского патриархата на судьбу Православия на Украине»
25.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06