Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Капитализм как религия

Валентин  Катасонов, Русская народная линия

24.01.2012


Глава из будущей книги …

Нашим постоянным автором, профессором, д.э.н. В.Ю. Катасоновым, подготовлена к публикации рукопись очередной книги. Ее предварительное название: «Духовно-религиозные основы капитализма». Не дожидаясь, когда книга будет опубликована полностью (сегодня это сделать не очень просто), мы предлагаем читателям ознакомиться с одной из глав данной работы, которая называется «Капитализм как религия» (глава 7). Фрагмент книги дается с некоторыми сокращениями.

 

Не можете служить Богу и мамоне.

Мф. 6: 24

 

Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества.

С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен.

Святой прп. Серафим Вырицкий

 

Капитализм: основные признаки религии

 

Напомним, что во введении мы сформулировали тезис: капитализм имеет все признаки религии. В данной главе попытаемся его обосновать. Прежде всего, напомню определение религии: «Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного»[1]. Таким образом, любая религия насчитывает пять основных признаков:

1) мировоззрение;

2) мироощущение;

3) соответствующее поведение;

4) специфические действия (культ);

5) вера в существование богов (одного или нескольких) и сверхъестественное («священное») - вера, которая является основанием первых четырех признаков.

Капитализм имеет все перечисленные выше признаки и без всяких натяжек может называться «религией». Никак нельзя согласиться с теми, кто, наблюдая медленное «умирание» традиционных религий в современном мире, делает заключение, что капитализм превращается в атеистическое общество[2].

Самым главным в любой религии является пятый признак. Капитализм как религия в этом отношении не представляет исключения. Она зиждется на вере в мамону - бога богатства (денег) и его чудодейственную силу. Отдельные авторы, обращающие внимание на современный капитализм как духовное явление, для обозначения религии капитализма используют термины, привязанные к названию ее бога: «религия денег», «религия мамоны», «мамонизм»[3]. Будем при необходимости также использовать эти альтернативные термины.

Важной особенностью капитализма как религии является то, что эта религия является неофициальной, существующей де-факто. Так удобнее во всех отношениях. Законодательство большинства стран мира предусматривает четкую границу между религиозной и светской (гражданской) жизнью общества. Нелегальный статус религии денег позволяет ей беспрепятственно проникать во все институты гражданского общества, использовать их в своих целях и подчинять себе. Более того, такой статус позволяет ей эффективно внедряться в церковные институты других религий, также действовать под прикрытием таких институтов, вызывая при этом невидимые и необратимые мутации других религий, приводя их в полный упадок. Выражаясь современным языком, религия денег оказывается гораздо более «конкурентоспособной» по сравнению с традиционными религиями.

Кроме основных признаков религии у капитализма есть и некоторые другие важные признаки, которые не попали в приведенный выше список. Например, - наличие церковной организации (естественно, что в рамках религии денег она существует де-факто, а не де-юре и себя «церковью» предпочитает не именовать) [4].

Рассмотрим для начала лишь первый из признаков указанной религии - мировоззрение с целью сравнения с мировоззрением христианства. Мировоззрение любой сформировавшейся религии выражается в чеканных формулировках ее догматов. Напомним, что «догматы религиозные (от греч. dógma, родительный падеж dógmatos - мнение, учение, постановление) - утверждённые высшими церковными инстанциями положения вероучения, выдаваемые церковью за непреложную истину и не подлежащие критике» [5].

В религии денег таких догматов много, они уже существуют как непререкаемые истины и аксиомы несколько сот лет, зафиксированы в разных теориях, доктринах, партийных программах, других политических документах, конституциях и законах. На каждый догмат имеется бесчисленное множество толкований и комментариев в виде «научных» монографий и учебников. Большое количество государственных и негосударственных институтов следят за тем, чтобы догматы религии денег сохранялись в своей «чистоте» и чтобы никто не смел в своей личной и общественной жизни отклоняться от их соблюдения. Все не признающие и не соблюдающие эти догматы на Западе оказываются изгоями и маргиналами, не только лишенными социального статуса, но и преследуемыми.

Остановимся на четырех ключевых догматах религии денег:

1.                               Накопление богатства (капитал) - главная цель и смысл жизни человека.

2.                               Указанная выше цель может достигаться любыми средствами («цель оправдывает средства»)

3.                               «Святость» частной собственности.

4.                               Индивидуализм как принцип личной жизни.

 

Догмат первый: Богатство как цель и смысл жизни

 

Ключевое слово в этом догмате - «богатство». Необходимо дать определение понятия «богатство». Все многообразие определений можно свести к двум:

а) наличие в распоряжении (владении) человека такого количества благ, которое превышает его естественные потребности (богатство в узком смысле);

б) наличие в распоряжении (владении) человека такого количества благ, которое превышает количество благ, находящихся в распоряжении (владении) других людей (богатство в широком смысле).

Как видно, «богатство» - понятие относительное. С точки зрения православия, любое богатство - проявление того или иного греха или даже нескольких грехов сразу. Очевидно, что ключевым является грех сребролюбия (близок к этому грех стяжательства). Об этом четко сказал апостол Павел: «ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6: 10). За сребролюбием следует целый шлейф других грехов и страстей. Как говорил Иоанн Златоуст, «душа богатого исполнена всех зол: гордости, тщеславия, бесчисленных пожеланий, гнева, ярости, корыстолюбия, неправды и тому подобного»[6]. Святые отцы Церкви постоянно предупреждали от тех духовных опасностях, которые для христианина таит в себе богатство (желание богатства), противопоставляя богатству бедность (в том числе добровольную); также в христианстве богатству противопоставляется достаток, т.е. такое количество благ, которое достаточно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека (выбор христианином бедности или достатка зависит от степени его духовной подготовленности)[7].

Богатство в узком смысле - проявление разных плотских страстей. Человеку, мучимому такими страстями, недостаточно удовлетворять естественные потребности (в пище, одежде, жилье, тепле и т.п.). Ему нужны дополнительные средства для того, чтобы предаваться чревоугодию, пьянству, блуду или даже просто безделью и праздности и разным увеселениям (что есть проявление одновременно многих грехов). Вероятно, именно об этой разновидности богатства говорил две тысячи лет назад апостол Павел: «А желающие обогащаться впадают в искушение и сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6: 9). О богатстве в узком смысле очень ярко говорится в евангельской притче о богаче и Лазаре. Богач, который собрал хороший урожай в поле, предвкушал получать плотские удовольствия в течение многих лет. Вот его слова: «и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12: 19).

Однако сегодня гораздо более серьезной духовной проблемой стало богатство в широком смысле. Именно такое богатство стало целью, движущей силой современного капитализма (в отличие от богатства в узком смысле, которое было распространено в древнем мире и в Средние века). Поэтому его можно назвать также капиталистическим богатством. Оно является проявлением страшного (с точки зрения православия) греха - гордыни. Капиталистическое богатство - своеобразный способ возвышения мучимого бесом гордыни человека над окружающими. Большая часть имущества такого тщеславного человека представляют собой мало нужные (с точки зрения базовых потребностей человека) предметы - особняки и дворцы, шикарные лимузины, яхты, частные коллекции произведений искусства и т.п. Причем важными для хозяина здесь оказываются не только свойства этих предметов (эксклюзивность, бьющая в глаза роскошь, дороговизна, экстравагантность, гигантские размеры и т.п.), но и количественная сторона. Со временем количественная сторона (количество нулей в цифре, обозначающей размер богатства) начинает доминировать над качественной (натурально-вещественной) стороной богатства. Именно это стало духовной пружиной превращения имущества в капитал, не знающий пределов роста («дурная бесконечность»).

До капитализма также было богатство (в узком смысле). Тогда богатство еще как-то служило человеку (несмотря на все самодурство хозяина своего «слуги»). При капитализме все стало наоборот: человек стал служить богатству. На эту особенность обратил внимание уже упоминавшийся нами Макс Вебер: «Summamum bonum (Высшее благо) этой этики (протестантской этики - В.К.) - прежде всего в наживе при полном отказе от наслаждения, даруемого деньгами, от всех эвдемонистических или гедонистических моментов; эта нажива в такой степени мыслится как самоцель, что становится чем-то трансцедентным и даже просто иррациональным по отношению к «счастью» или «пользе» отдельного человека (курсив мой - В.К.). Теперь уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворения его материальных потребностей, а все существование человека направлено на приобретательство, которое становится целью его жизни»[8]. Капитализм привык кичиться своей рациональностью, прагматизмом, железной логикой и методическим подходом к решению любых задач. А тут даже симпатизирующий капитализму М. Вебер совершенно верно подмечает важнейшую его особенность - иррациональность. У современного человека (особенно если у него высшее образование или он «варится» в бизнесе) взгляд на капитализм оказывается «замутненным», он перестает замечать эту иррациональность. А за век с момента книги М. Вебера иррациональность капитализма еще больше усилилась, а духовное зрение человека еще более замутилось. Отмеченный иррационализм лишний раз доказывает, что капитализм - это не только экономика, но в первую очередь - религия. Ведь любая религия, базируясь на вере, а не позитивном знании и логике, всегда в той или иной мере иррациональна. Полагаем, что в этом отношении капитализм даст фору многим традиционным религиям.

Итак, гордыня - страсть, не знающая пределов, окончательно порабощающая человека. Сначала тщеславный человек хочет возвышаться над окружающими, добиваясь от них восхищения и почитания. Но и этого уже оказывается мало: незаметно страсть гордыни перерастает в страсть власти. И человек начинает по длинной лестнице власти: распространяя эту власть на все более широкий круг людей (предел - власть над всем миром), а также переходя от власти экономической к власти политической и кончая властью духовной. Но участие в этой постоянной гонке за властью требует все больших денег. Таким образом, включается дополнительная «пружина» накопления капитала.

Если рассматривать капитализм в координатах социально-экономических понятий, то желание богатства и страсть его приращения выступает конечной целью человека. Однако если посмотреть на него с духовной точки зрения, то мы увидим, что богатство (капитал) - лишь средство. Средство, предназначенное для удовлетворения греховных желаний - плотских страстей, страсти гордыни, страсти властвовать над другими людьми. А христиане хорошо знают, что источником всех этих страстей является тот, кто противостоит Богу и пытается бороться с Ним.

Тот, кому привелось изучать политическую экономию капитализма (обязательная учебная дисциплина во всех ВУЗах СССР), помнит формулировку основного экономического закона капитализма, в котором выражалась цель капиталистической экономики и средство ее достижения («получение прибавочной стоимости на основе эксплуатации наемного труда»). В ней достаточно правильно отражалась экономическая цель капиталистической деятельности («получение прибавочной стоимости, т.е., проще говоря, накопление капитала). Вместе с тем тогдашний материалистический взгляд на капитализм не позволял объяснить духовное происхождение этой цели, а также увидеть, что накопление капитала было не конечной целью, а выступало средством удовлетворения человеческих страстей. Конечно, советские учебники по политической экономии могут быть использованы в качестве подспорья для изучения современного капитализма. Однако все они базируются на вульгарно-материалистической методологии, поэтому дают «плоскую», «двухмерную» картину капиталистического устройства общественной жизни.

Получению «многомерной» картины может помочь Евангелие. Вспомним, например, сцену искушения Христа дьяволом в пустыне. Он применил против Христа три самых мощных искушения, которые призваны возжигать:

1) плотскую страсть (предложение превратить камни в хлеба);

2) страсть возвышения над всеми остальными (предложение сброситься вниз с Иерусалимского храма, продемонстрировав окружающим чудо и вызвав всеобщее восхищение);

3) страсть властвовать над миром (предложение получить власть над всеми царствами мира в обмен на поклонение ему, дьяволу).

В этой картине сила искушений идет по нарастающей - от самого простого к самому мощному. Евангелисты, описав сцену искушений, как бы заранее предупреждают человечество и каждого отдельного человека о том, что ему в жизни может неизбежно встретиться хотя бы одно из этих искушений, а, может быть, - даже все три. Дьявол предложил человечеству «религию денег», которая дает наибольший простор всем этим трем страстям. Исповедующие эту религию, фактически поклоняются тому, кому две тысячи лет назад отказался поклониться Христос. Поклоняются все: и те, кого принято называть «капиталистами», и те, кого эти капиталисты эксплуатируют. «Религия денег» имеет адресный характер:

- к «плебсу» (наемным рабам) она обращается с такими искушениями, которые разжигают преимущественно плотские страсти;

- в тех, кто себя считает «буржуазией» (вассалы), она, прежде всего, разжигает страсть гордыни;

- «элите» (сеньоры) она предлагает самый мощный «наркотик» - страстное желание мировой власти.

Таким образом, капитализм как духовное явление противоположен христианству, рассматривающему эти страсти как страшную угрозу для дела спасения человеческой души. «Начинающие» носители «духа капитализма» ограничиваются плотскими усладами (или желаниями их). Они - социальная база «настоящих», «продвинутых» носителей «духа капитализма». Последние - это не просто предприниматели (торговые, промышленные) или банкиры, получающие прибыли и увеличивающие свои богатства. Главное - они хотят быть «как боги», возвышающиеся над людьми и определяющие их судьбы. А это уже не просто отход от христианства, это откровенное богоборчество, которое в какой-то момент заявляет о себе открыто как о религии антихриста.

 

Догмат второй: Цель оправдывает любые средства

 

Капитализм с экономической точки зрения является такой моделью общества, которое запрограммировано не на созидание благ, а на их перераспределение (производство благ может иметь место при капитализме, но по критериям прибыли это далеко не самый эффективный способ обогащения; перераспределение - намного эффективнее). Слово «перераспределение» - политкорректный термин «научных» монографий и учебников. Фактически речь идет о банальном ограблении небольшой кучкой людей (капиталистов) всех остальных членов общества. Средства, используемые для такого ограбления, делятся на две группы:

а) средства, основанные на прямом (физическом) насилии;

б) ненасильственные средства (точнее сказать, средства опосредованного, непрямого насилия).

В эпоху становления капитализма преимущественно использовались средства прямого насилия. В учебниках по истории и экономике это называется «первоначальным накоплением капитала». Конкретные средства такого «накопления»:

- «огораживания» крестьянских земель, т.е. насильственный сгон крестьян с их земель и превращение их в пауперов и люмпенов (будущий «пролетариат»);

- колониальная политика («эпоха великих географических открытий»), которая сводилась к ограблению местного населения осваиваемых колоний (особый интерес представляли золото и серебро), превращению местных жителей в рабов, захвату обширных территорий с их природными ресурсами и т.п.;

- конфискация церковных земель и другого церковного имущества.

После завершения процесса первоначального накопления капитала основной упор был сделан на использование методов опосредованного насилия. Суть этих методов проста - эксплуатация наемных работников, т.е. получение капиталистами большей части производимого этими работниками продукта. Конечно, эксплуатация также была и остается насилием, но без применения оружия и открытого убийства людей. Такое насилие условно можно назвать экономическим насилием. Впрочем, экономическое насилие обязательно предполагает возможность применения прямого насилия. Иначе наемные работники откажутся от труда в пользу капиталиста. Достаточно часто угроза прямого насилия реализуется практически (борьба со стачками, забастовками и демонстрациями наемных работников с участием полиции или даже армии).

В условиях «позднего» капитализма (капитализма XXI века, в котором мы с вами живем) опять возрастает роль прямого насилия. Например, растут масштабы прямого (физического) рабства в мире. В развитых странах Запада (особенно США) заметную роль во внутренней экономике начинает приобретать так называемое «тюремное» рабство (использование бесплатного труда заключенных). Усиливается военная агрессивность Запада в отношении стран, богатых природными ресурсами, с целью установления контроля над этими ресурсами и т.п.

Возвращаясь к методам опосредованного насилия, следует назвать следующие конкретные методы эксплуатации наемных работников:

- в процессе производства (экспроприация капиталистами большей части произведенного этими работниками продукта);

- в сфере обращения и кредита (отъем части оставшегося у них продукта труда с помощью монопольных цен на потребительские товары и услуги, с помощью потребительских кредитов в виде ссудных процентов и т.п.);

- через налоговую систему (уплата подоходного и ряда других налогов, большая часть которых затем через бюджетную систему перераспределяется в пользу капиталистов).

Особо следует остановиться на таком «ненасильственном» методе ограбления, как взимание процентов по предоставленным ссудам и кредитам - ростовщичество. Христианство всегда крайне негативно относилось к ростовщичеству как одной из наиболее отвратительных форм сребролюбия. К этому еще стоить добавить, что первыми носителями «духа капитализма» были именно ростовщики. Первой формой капитала, зародившейся еще задолго до появления в мире христианства, был ростовщический капитал (Вавилон). «Вирус ростовщичества» в условиях превращения христианства в государственную религию на протяжении многих веков подавлялся благодаря твердой позиции церкви[9].

В конечном счете, использование всех методов накопления капитала (всех без исключения!) означает нарушение важнейших заповедей христианства. Прежде всего, - заповеди «Не укради». Французскому социалисту 19 века Пьеру Ж. Прудону принадлежит известная формула: «Частная собственность - кража». Эта фраза французского мыслителя хорошо знакома каждому грамотному человеку. Между тем, очень похожие слова были произнесены за полторы тысячи лет до Прудона Святителем Василием Великим (330-379): «Личная собственность есть кража» [10]. Перефразируя приведенные выше слова, скажем: «Накопление капитала - кража».

Там, где капитал образуется с помощью прямого насилия, нарушается другая заповедь - «Не убий». Эта заповедь нарушается и в случае использования экономических методов накопления капитала: изъятие капиталистом у работника большей части произведенного им продукта нередко лишает работника и членов его семьи средств, достаточных для удовлетворения жизненно необходимых потребностей, а это вызывает болезни и преждевременные смерти. Впрочем, часто случаются не только преждевременные, но и мгновенные смерти. Капиталисты, стремясь минимизировать свои издержки, повышают риски производственных и транспортных аварий, техногенных катастроф (особенно в энергетике), которые влекут за собой большие человеческие жертвы.

В сфере торговли и кредита в основе экономических методов эксплуатации лежит один из серьезнейших грехов - обман. Еще в большей степени обман процветает на финансовых рынках, где «игроками» оказываются как капиталисты, так и те же наемные работники.

Механика капиталистической экономики такова, что одним из серьезных ограничений для безграничного накопления капитала, выступает платежеспособный спрос в обществе. Главные потребители производимых товаров и услуг - не капиталисты, число коих в обществе крайне невелико. Таковыми могут выступать составляющие основную часть общества простые граждане, наемные работники, но их реальные доходы сильно урезаны самими же капиталистами.

Для преодоления этого противоречия начинается искусственное стимулирование платежеспособного спроса населения. Каким образом? С одной стороны, во всех слоях общества начинается искусственное разжигание страсти к потреблению. Эта страсть означает культивирование в человеке потребностей, которые не являются естественными. Это избыточные потребности, многие из них даже можно назвать противоестественными и вредными (не только для души, но и для тела). Естественные потребности имеют вполне четкие пределы и создают вполне определенный спрос. А вот многие противоестественные потребности поистине безграничны и могут порождать такой же безграничный спрос. Это заставляет капиталистов культивировать в обществе грех: блуд, стремление к роскоши, наркоманию и т.п. В структуре спроса происходят изменения в пользу тех товаров и услуг, которые удовлетворяют греховные потребности. Грех становится «двигателем экономики»!

Страсть к потреблению даже в простых людях разжигает страсть к деньгам. Это заставляют их трудиться еще интенсивнее. Кроме того, им предлагаются кредиты, людей приучают жить в долг, загоняют в долговые ловушки и долговое рабство. Наконец, людей приучают к добыванию денег нетрудовыми способами - приобретая ценные бумаги и играя на финансовых рынках. Находясь в таких сетях финансовой, а главное - духовной несвободы, человек окончательно забывает о деле спасения души[11].

Итак, страсть к сребролюбию (стяжание денег) и страсть к потреблению (стяжание вещей и удовольствий) - две стороны одной медали, называемой «капитализм». Сегодня эти две страсти сопутствуют человеку независимо от того, на какой ступени социальной лестницы он ни находился бы. Наш соотечественник Ф.В. Карелин (1925-1992) еще в советское время предупреждал об угрозе надвигающегося капитализма с его грехом стяжательства в двух основных ипостасях: «...капиталистический способ производства экономически нуждается в грехе (алчности предпринимателей и развращенности потребителей)»[12].

Как известно, Бог создал человека по Своему образу и подобию. Одно из главных свойств Бога заключается в том, что Он - Творец. Стало быть, и человек задумывался Богом как творческое существо. Это означает, что в хозяйственной сфере человек должен трудиться и создавать материальные и нематериальные блага, раскрывая при этом все те таланты, которые он получил от Бога. Через творческий труд человек уподобляется Богу как Творцу. Творческий труд - это и заповедь, и идеал христианской жизни. И тут мы особо ощущаем противоположность христианства с его идеалом творческого и созидающего труда и религии денег, которая ориентирует людей, прежде всего, на перераспределение и потребление. Труд при капитализме неизбежен, но такой труд не имеет ничего общего с христианским идеалом:

1) он является не свободным, а принудительным;

2) большая часть трудовой деятельности в современной капиталистической экономике не связана с созданием жизненно необходимых благ (люди заняты в сфере перераспределения - торговле и финансово-кредитном секторе, в производстве оружия, в оказании услуг сомнительного свойства и т.п.);

3) такой труд не является творческим.

Мы не будем погружаться в детальное исследование методов, с помощью которых капиталисты осуществляют накопление своих богатств (это дело экономистов и социологов). Наша задача - показать, что все эти методы неизбежно предполагают нарушение христианских заповедей, являются проявлениями грехов, в том числе смертных. В Евангелии добываемое такими способами богатство названо «неправедным богатством»[13].



[1]  «Большая советская энциклопедия», статья «Религия».

[2]  Например, Н. Бердяев в своем запале критики западного общества назвал капитализм «практическим атеизмом».

[3]  Среди таких авторов можно назвать Дмитрия Неивдимова, большая работа которого так и называется: «Религия денег» (размещена в Интернете). Очень рекомендую ознакомиться с ней.

[4]  В следующих главах покажем, что капитализм  как религия  имеет опору в виде организации, имеющей  признаки церковной организации.

[5]   «Большая советская энциклопедия», статья «Догматы».

[6] Иоанн Златоуст. Собрание сочинений в двенадцати томах. - Изд-во С.-Петербургской  Духовной Академии, 1894-1911. Том IX, с.132.

[7] Безусловно, угрозы для духовного совершенствования и спасения человека таит в себе и бедность, однако Святые отцы полагали, что при всем этом бедность предпочтительнее богатства.

[8] М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990, с.75.

[9] В.Ю. Катасонов. О проценте:  ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». Книга 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2011.

[10] Василий Великий. Творения, том 2, 1911, с.529.

[11] Сейчас мы не будем рассматривать вопрос о том, позволяют ли указанные методы капиталистам преодолевать противоречие между их стремлением к бесконечному накоплению капитала и ограниченным платежеспособным спросом общества. Здесь мы акцентируем внимание на духовной, а не экономической стороне вопроса.

[12] Ф.В. Карелин. Теологический манифест (1987г.). Работа размещена в Интернете.

[13]   Духовный смысл  «неправедного богатства» глубоко раскрыт в притче о неверном управителе (Лк. 16:1-15).

(Продолжение следует) 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 84

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

84. Писарь : 79.Александру Б.
2012-02-02 в 23:41

Ув.Александр Б.

Православная Церковь,всегда была весьма далека от "мистики и поповщины",в которой ее обвиняли.
Иными словами-Православная Церковь никогда и нигде не проповедовала наступление "конца света",но неизбежный конец "мiра сего"-проповедовала.
Не одно и то же.
И это непреложная Истина.
От Бога.

Ув.Александр Б.
Есть разница между христианским терпением ради Царствия Небесного и "унынием".
Одно-Подвиг.
Другое-"смертный грех".
Разница есть и немаленькая.

Ув.Александр Б.
Мир,безусловно постоянно,меняется к лучшему.
С момента Пришествия Спасителя,Мир, прикровенно Преображается.
В лучшую сторону.
Постоянно обновляется.
Плоды это Преображения,возможно, узрим воочию.
Но вот,"мiр сей",действительно одряхлел и обветшал.
Окончательно.
Поскольку весьма одряхлел "князь мiра сего".
Погибает на наших глазах-безвозвратно.
Сила у зла,у лжи,уже же не та,что была.
Ничто не стоит на месте.
Туда ему и дорога.
83. Писарь : 80.Архивариусу."Мабуть пороблэно".
2012-02-02 в 23:24

Ув.Архивариус.

В Православии есть ответы на все вопросы.
От быта до Бытия.
Неложные.
Непосредственно от Бога.
От Того, Кто Сотворил и быт и Бытие.
Сущий.
И быта,и Бытия-Источник.
Животворящий.
Просто человек, умудрился, и быт и Бытие - изрядно испортить,следуя не Богу,но своей порченой природе.

У Бога есть ответы на Все.
На любой вопрос,если на пользу,конечно.
На пользу Спасения.
От "капитализма" в том числе.
Однако, хотят-ли люди слышать эти ответы,но главное-принимать как руководство к действию?
82. Архивариус : Ответ на 81., Александр Б.:
2012-02-01 в 14:07

Насчет мира вцелом, Вы правы, пусть он двигается дальше. А вот подробности и итоги нашего временного болтания в нем живо интересуют. Меня, во всяком случае.
81. Александр Б. : 80. Архивариус: "Тут другое обсуждали: не помогаем ли мы ему катиться куда надо быстрее положенного."
2012-02-01 в 12:46

Разумеется, помогаем.
Все последние 2000 лет помогаем.
Хотя и боремся...
...А быстрее положенного он не катится.
И не покатится.
80. Архивариус : Re: Капитализм как религия
2012-02-01 в 10:21

\78. Писарь: Большинство людей -воры,жулики,проходимцы,шарлатаны.
Вы много таких, встречаете вокруг себя?\

Не, я нормальных людей вижу - слабых, переменчивых, зависимых от обстоятельств, но иногда и борющихся. Люди страдали бы гораздо меньше, если б к "въевшемуся христианству" еще разумные ответы на свои житейские вопросы получали. В телевизоре они хоть какие-то есть, а у православных нет. То бишь православие и православные есть, а православной культуры нет. Но если нам и нэ треба, я не настаиваю... Можно и так жить, только сложнее. И детей жалко, столько накуролесят пока "въевшееся христианство" и врожденная совесть в них какой-то разумный голос подаст, а иногда уже и поздно...

\79. Александр Б.
Мiр катится туда, куда ему и положено - так и должно быть.\

Да-да, все в курсе. Тут другое обсуждали: не помогаем ли мы ему катиться куда надо быстрее положенного. А так, всё хорошо, мы веселы и позитивны.
79. Александр Б. : Писарю (77)
2012-02-01 в 00:45

Ув. Писарь!

Вы же ведь наверняка знаете (точнее, очень сильно догадываетесь), что не верите в то, что попытались дополнительно разъяснить мне (и всем).
Вы говорите на уровне ощущений, как и все мы - не более того.
Святитель Иоанн Златоуст тоже в свое время утверждал, что в таком-то году наступит конец света. Но он не наступил.
Посему не наводите "тень на плетень".
Мiр катится туда, куда ему и положено - так и должно быть.
И "наше" время о котором Вы сказали ниже - оно таким было всегда.
Сознание собственного безсилия по изменению себя и окружающих в лучшую сторону - часто и является главной причиной подобного Вашему воззрений.
Не переживайте - мне эти чувства очень близки.
Храни Вас Господь.
78. Писарь : 75.Архивариусу."Телевизор как источник вдохновения".
2012-01-31 в 21:43

Ув.Архивариус.

Для современного человека достаточно уклоняться ото лжи,во всем- и в большом и малом.
Начинать,полагаю,надо, с малого.
Избегать лжи в быту,прежде всего.
Если каждый озаботится этим-мир несомненно изменится к лучшему.
Ложь разоряет любовь,уничтожая доверие между людьми.
А мир этим стоит-доверием друг к другу.
И ничем другим.

Ув.Архивариус.
Никто так не рассуждает..."как сделать так,чтобы получилось Ради Бога".
Христианство настолько проникло в душу человека,настолько въелось в его плоть и кровь,мы просто себе отчета не отдаем- насколько.
Люди прекрасно понимают что есть хорошо,что плохо и страдают, когда поступают против Совести.
По крайней мере-большинство из них.
Впрочем,есть учереждение,пытающееся навязать обратное-
Телевидение
Большинство людей-воры,жулики,проходимцы,шарлатаны.
Вы много таких, встречаете вокруг себя?
Я- нет.
Телевидение утверждает обратное.
Нагоняет на людей тоску и уныние.
Во всем.
В мыслях,в слове,в деле.

Люди забыли,откуда у них взялась Совесть.
Это не интеллигенция,не телевизор и чемпион мира по шахматам.
Вернее- людей пытаются заставить забыть.
И Совесть и Ее Происхождение.
77. Писарь : 74.Александру Б."Ложь,талантливой не бывает- всегда бездарна и бездарственна"
2012-01-31 в 21:22

Ув.Александр Б.

Когда-то,еще до войны,я не говорю уже о дереволюционном времени-все служили.
Даже знаменитый Гаврила,крепко потрадавший от гангрены,служил,но не работал почтальоном.
Ныне же, служат только в одном месте-Православной Церкви,прочие-работают.
Такова объективная реальность.
Работа не оставляет места для службы и может быть, при затраченном труде, очень даже равна нулю.
Служба- не терпит суеты,имея целью принести не результат,но плод,имеющий прежде всего-свое нравственное измерение.
Даже служба по торговой части.

Иными словами,из деятельности человека,по мироустройству,постепенно изымается ее,этой деятельности, цель.
Это когда не Ради Бога и это когда эта деятельность, становится целью, сама по себе.
Бог-Сам по Себе,человек-сам по себе.
Это когда,человеку- что наступать,что отступать-все равно носиться.
Чистой воды безумие.
"Суета сует".
76. Александр Б. : 75. Архивариус: "...на уровне подсознания."
2012-01-31 в 15:56

Некоторые злые языки утверждают, что термин "подсознание" - неправославный.
75. Архивариус : Ответ на 73., Писарь:
2012-01-31 в 13:03

Ради чего работает человек?Вернее ради Кого?Что и раньше.Ради Бога или ради себя.



Да, но... Наблюдения показывают как очень резко все сдвинулось в сторону "ради себя". Вот мы с Вами убеждены, что люди каждый раз долго рассуждают: как так сейчас сделать, чтобы оно получилось ради Бога. Подозреваю, большинство этой мучительной работы не совершает. Ну, недосуг просто. А делают как воспитаны, пользуются имеющимися алгоритмами - дело ради эффективности, ради денег, ради успеха. Откуда у нас эти готовые рецепты? - Оттуда. У нас или с мыслью собраться не может, или считают, что формулировки не нужны и каждый сам интуитивно найдет выход. Интуиция - условие хорошее, но недостаточное для самостоятельной культуры. "Не мысль намечает пути миру. Но только то, что усвоено мыслью становится нашим прочным достоянием" (В.Зеньковский). Пока нашим прочным достоянием стали рецепты от "общества эгоизма" (Как ни странно, именно на православном форуме утверждение, что эффективность не может быть целью экономики, оценили как блажь).
Нет, совестливый православный человек помнит, конечно, что все ради Бога. И по возможности старается. А какие это возможности? - Да, которые оставляет ему "общество эгоизма": веди дела как обстоятельства велят, а если еще и рефлексируешь - пожалуйста, есть свое место для добра. Милосердие мешает тебе выжить в рыночной экономике - займись благотворительностью на досуге (в самом широком смысле слова, не только в виде отстегивания денег). Такие движения души вызывают уважение и особенно ценны, когда связаны с невидимым покаянием. Но почему-то оставляют ощущение половинчатости, компромисса... Вспоминаются слова святителя и толкование их: "Бегай злаго, делай благо, спасен будеши" - Сначала бегай зла, а потом делай добро.
Сначала устраивай все необходимые дела на духовно непротиворечивых основаниях - это главное. А потом делай добро по своему произволению, если силы еще останутся...
Несколько отвлекаясь в сторону. Вот спрашивают: Откуда эта всеобщая нервозность и недовольство?.. Чем недовольны, посмотрите как люди жили во время войн, разрух, сейчас большинство не лишено куска хлеба и даже более, храмы открыты, что еще нужно? Наше состояние - это состояние человека и общества с неспокойной совестью, когда форма и содержание, дела со словами расходятся в корне. Это беспокойство - признак, что когда-то мы были православным народом и сейчас не совсем еще об этом забыли... Хотя бы на уровне подсознания.
74. Александр Б. : 73. Писарь: "Великая Скорбь нашего времени именно в этом и состоит, что все меньше и меньше возможностей оставляется человеку для служения"
2012-01-31 в 12:21

Ложь.
Точнее, ДВЕ лживые/ложные "установки" (в вышепривденной цитате), т.е. про "оставляется" и про "скорбь".

Очень талантливая ложь, ув. Писарь!
73. Писарь : 72.Архивариусу.
2012-01-31 в 00:03

Ради чего работает человек?
Вернее ради Кого?
Что и раньше.
Ради Бога или ради себя.
Одни- служат, вторые- прислуживают.

Служить всегда было тяжело, во все времена,прислуживать- легче.
Человек взявшийся служить-будет служить вечно,поскольку жизнь этим светом не оканчивается-начинается.
Равно как взявшийся прислуживать-будет прислуживать вечно,если не покается.
Иными словами-не всякий человек,весь свой талант,весь свой Дар Божий, раскрывает в этой жизни,но несомненно раскрывает в жизни будущей.
"Чем себя свяжешь на земли,тем будешь связан и на Небеси..."
Как Священномученик Димитрий Солунский помогает в ратном деле,Священномученик Пантилиимон в лечебном деле,Святой и Праведный о.Иоанн Кондтшадтский помогает служить тем, кому служба Ради Бога, есть ценность сама по себе.

Великая Скорбь нашего времени именно в этом и состоит,что все меньше и меньше возможностей оставляется человеку для служения,все более и более служивый народ(во всех областях)-утесняется-во всем.
Но эта скорбь- Во Спасение.
Сказано...
Терпением спасайте души свои.
Означает-не оставляйте служение-погибнете- и в сем веке, и в будущем.
И не обязательно это служение во имя спасение человечества-что есть бред,либо во имя какого-либо ответственного дела-все меньше и меньше, мiр, оставляет человеку таких дел-достаточно ради ближнего своего.
Послужи неложно,а там, глядишь, Господь и человечество доверит.
В смысле послужить ему.
72. Архивариус : Ответ на 66., Писарь:
2012-01-30 в 15:13

Уважаемый Писарь, мало интересует, честно говоря, обсуждение как оценивать капитализм - как религию, религиозную философию, экономическую модель или пр. Мне вполне симпатично определение "Капитализм - это организованный эгоизм" (В отличии от нашего сегодняшнего состояния - "эгоизма никак не организованного").
Гораздо интереснее, как сосуществуют в сознании человека исповедание православия и жизнь по правилам "общества эгоизма" (организованного или беспредельного).
В частности интересно, ради чего человек работает в таком обществе.
71. рудовский : Re: Капитализм как религия
2012-01-30 в 12:21

Капитализму просто некуда расширяться. А без этого он не может. Значит ему на смену придет что-то другое. Или опять война?

Да расширяться (в теории) есть куда. Просто миллионы жителей планеты не могут быть ни потребителями (ибо денег у них вообще), ни работниками (ибо ничего не умеют, не знают или живут далеко от мест, где нужны рабочие руки).
70. Артур : Ответ на 68., Субъект:
2012-01-30 в 10:05

Я говорю о том. что в буддизме нет веры в загробную жизнь, поскольку за гробом есть либо начало новой земной жизни в ином воплощении, либо растворение - фактически, аннигиляция личности в Абсолюте. Поэтому именно вера в реальность Абсолюта выступает характерным признаком данной религии, а не вера в загробную жизнь - которой нет.

Абсолют здесь - частный случай трансцендентного субъекта. Таким образом, в общем случае, именно вера в реальность трансцендентного субъекта является характерным признаком религии вообще.
69. Люмпен : Ответ на 67., Субъект :
2012-01-29 в 13:05

Сейчас интересный момент настал. Мировой рынок окончательно замкмнулся. Полное и окончательное замыкание мирового рынка есть настоящая причина кризиса.



Капитализму просто некуда расширяться. А без этого он не может. Значит ему на смену придет что-то другое. Или опять война?
68. Субъект : Ответ на 53., Артур:
2012-01-28 в 22:39

Об Абсолюте говорим применительно к проблеме буддизма.

Ниже вы утверждали:
вера в существование самого Абсолюта – признак религии

Этот признак есть, но он не универсалем. Есть религии без Абсолюта. А вот признак веры в загробную жизнь практически универсален. В буддизме он как минимум в виде переселения душ и закона кармы существует. Во всяком случае, мне неизвестна религия, в которой нет веры в загробную жизнь.
67. Субъект : Ответ на 63., Люмпен:
2012-01-28 в 03:49

Ну, где же вы нашли тотальность? Капитализм критиковали и критукуют на Западе все, кому не лень. Полно везде всяких коммунистов, анархистов, социалистов и пр. Карла Маркса как одного из крупнейших социологов 19 века, преподают в университетах. Студентов в футболках с портретом Че Гевары можно встретить почти в каждом университете. И т.д. Где тотальность?

Давос был упомятнут с эпитетом даже. В этом году даже в Давосе главная тема - системный сбой капитализма как системы. Организатор форума задал эту тему в своем выступлении при открытии. Об этом сообщили в новостях практически все крупнейшие телерадиостаниции и газеты мира. И о выступлениях на форуме мировых лидеров эти СМИ продолжают сообщать.

Фридмановская или кейнсианская модели - это частности. В Давосе и не только сейчас пытаются глубже заглянуть.

Капитализм обеспечил процветание в 20 веке за счет себя самого: конкуренция в стремлении к прибыли приводила к постоянному росту производительности труда во всех сферах материального производства. В результате к концу 20 века продукция капиталистического производства стала доступной населению почти всего мира.

Сейчас интересный момент настал. Мировой рынок окончательно замкмнулся. Полное и окончательное замыкание мирового рынка есть настоящая причина кризиса.
66. Писарь : 61.Архивариусу."Дух,мистика, "поповщина" и капитализм".
2012-01-28 в 02:57

Ув.Архивариус.

Автор приниципиально рассматривает "капитализм" как религиозное учение.
Предметно излагает догматическое "богословие капитализма".
"Богословие капитализма",прежде всего,кажется,как и всякое богословие,должно начинаться учением о Боге.
Поскольку богословие,а не политэкономия.

Как отвечает догматическое "богословие капитализма" на следующие вопросы.
Что есть Бог?
Его Природа?
Сущность?
Ипостась?
Познаваема,непознаваема.
Каким путем,если познаваема?
Бог,судя по названии учения, это "капитал".
Тогда что такое "капитал"?
Это только деньги или еще что?
Это дух или материя?
Или одухотворенная материя?
Этот дух вечен,предвечен?
Вселенский или так,вроде древнеримского гения-сельский.
Этот дух один или их этих духов,к примеру, десяток.
Дюжина на худой конец.

Богословие такая же наука как и математика,где определенность в понятиях не менее,даже более важна.
И здесь требуются очень точные ответы на вопросы.
Как "богословие капитализма" формулирует такие понятия как труд,свобода,свободный труд и принудительный труд.
Кстати к труду,который задевает "струны души", принудить нельзя.
По определению.
И кто собственного говоря трудится?
Человек или Бог?
Чего ради?
Что "богословие капитализма" понимает под человеком?
Его, человека, природа(происхождение),сущность?
Богословие "капитализма" просто обязано ответить на этот центральный вопрос,иначе положительно невозможно рассуждать о труде,принуждении к труду и свободе труда.
Видите как все не просто.

И последнее-источник,происхождение доматического "богословия капитализма"?
Источник всякого религиозного учения-"Божественное Откровение".
Это не философия.
Мистическое учение от Высшего Начала-от Бога.
Где и когда и при каких обстоятельствах,было дано это откровение?
С этого начинается всякая пропаганда всякого религиозного учения,всенепременно подкрепляемая чудесами.
В случае с капитализмом-"экономическими".
65. Люмпен : Ответ на 64., Архивариус :
2012-01-27 в 23:21

такое разделение на 2 модели -- сильное упрощенчество. На самом деле общественное явление, называемое "капитализмом", гораздо шире и многограннее.


Особенно многогранным его делало наличие проекта-конкурента.
Потом, иногда внешне явления схожи, а духовная основа у них разная.



Вполне может быть и разная. Если кейнсианство основано, скорее всего на классической (по Веберу) протестантской трудовой этике, то фридманство -- как раз на том, о чем идет речь в обсуждаемой статье.
64. Архивариус : Ответ на 63., Люмпен:
2012-01-27 в 14:01

такое разделение на 2 модели -- сильное упрощенчество. На самом деле общественное явление, называемое "капитализмом", гораздо шире и многограннее.



Особенно многогранным его делало наличие проекта-конкурента.
Потом, иногда внешне явления схожи, а духовная основа у них разная.
63. Люмпен : Ответ на 59., Субъект :
2012-01-27 в 12:11

Ну, в большинстве случаев просто пропагандируемой, причем тотально
Так просто или тотально? Это все-таки две большие разницы, на мой взгляд. Главный пропагандист капитализма - его экономические успех в 20 веке.

А вот, прямо сейчас на Давосском форуме в самых резких выражениях обсуждают кризис существующей модели капитализм: "the Western model of capitalism has failed" и т.д. Это, что-ли, тотальная пропаганда капитализма?



Пропагада является тотальной и пример Давосского форума здесь не показателен, т.к. его материалы, хоть и публикуются (и то не все) но все же не расчитаны на широкую аудиторию.
Что же касается успехов капитализма в 20 веке, то это тоже не факт. Безусловно в некоторых странах он достиг потрясающих успехов. А за чей счет? Это первое.
Второе. О какой модели капитализма вы говорите. Условно кейнсианской или условно Фридмановской? Именно последняя, доминирующая последние 30 лет, терпит сейчас поражение. А наимбольших успехов капитализм в 50-70-е гг. ХХ века достиг именно в своей кейнсианской модели, кторую фридмановцы называли и называют социализмом.
Хотя конечно, понимаю, что такое разделение на 2 модели -- сильное упрощенчество. На самом деле общественное явление, называемое "капиттализмом", гораздо шире и многограннее.
Кстати, а что вы думаете по поводу характеристики капитали зма раскаявшегося "экономического убийцы" Дж. Перкинса?
Интересно бы также услышать и мнение автора на сей счет.
62. Артур : Ответ на 55., Субъект:
2012-01-27 в 10:18

Стоп-стоп. Мы все-таки о продолжении существования души говорили, а не о веществе

А я говорю о том, что продолжение бытия той или иной субстанции в превращенных формах после гибели прежней формы - не всегда есть собственно жизнь этой субстанции. Поэтому в буддизме, где даже есть внутренние конфликты вокруг самого понятия души, нет жизни души после смерти в состоянии этого самого "после смерти". Есть либо новая жизнь, либо нирвана - разрыв круга новых перерождений и растворение в ничто.

В простых религиях типа культа предков и всяких природных духов никакого Абсолюта нет. И даже в более развитых языческих многобожных религиях типа древнегреческой нет Абсолюта. А вот вера в загробную жизнь в этих религиях есть.



Само собой. Об Абсолюте говорим применительно к проблеме буддизма. Буддизм - религия. Посмертной жизни души в нем нет. Но есть Абсолют как трансцендентный субъект. В иных религия, можно встретить и веру в посмертное существование и в тот или иной трансцендентный субъект - богов, демонов, Творца-Вседержителя и т.п.. Значит, характерным признаком религии выступает не жизнь души после смерти (тут и материализм стоит на пороге признания всяких энергетических оболочек или ядра и т.п., которыми заменяет душу), а именно вера в реальность потустороннего субъекта/субъектов.

61. Архивариус : Ответ на 49., Писарь:
2012-01-27 в 07:59

Ув.Автор утверждает,что при капитализме труд "не является свободным,но принудительным".Свободный труд от чего?И принудительный к чему?



Ну к примеру, труд не только ради страха потерять "миску и будку"... Или ради элитной "миски и будки". А труд, задевающий иные струны в человеческой душе, более бескорыстные и менее материальные.
60. Еленка : Ответ на 56., рудовский:
2012-01-27 в 02:59

Но вы можете скопировать ее в буфер, поменять название на "между традиционным определением религии и традиционным определением капитализма гораздо больше общего, чем может показаться" и читать себе с удовольствием интересную статью (кстати, она и правда хороша).
59. Субъект : Ответ на 57., Люмпен:
2012-01-27 в 02:25

Ну, в большинстве случаев просто пропагандируемой, причем тотально

Так просто или тотально? Это все-таки две большие разницы, на мой взгляд. Главный пропагандист капитализма - его экономические успех в 20 веке.

А вот, прямо сейчас на Давосском форуме в самых резких выражениях обсуждают кризис существующей модели капитализм: "the Western model of capitalism has failed" и т.д. Это, что-ли, тотальная пропаганда капитализма?
58. Бондарев Игорь : Капитализм как религия.
2012-01-27 в 01:37

В чем проблема мирового мышления за последние века? Говоря по Фриге, в том,что интенсионал стал на место экстенсионала.
Так сделал Адам.
А материализм,начиная с деизма ,собрал данную ложную связь логического мышления ,в науке и обществе ,в парадигму .
Только ум Христов способен вернуть экстенсионалу место в Боге,и соответственно структурировать интенсионалы. Говоря по простому - поставить лошадь перед телегой.
Потому что большая ошибка - оценивать следствие как причину.Но именно этот путь "троянского коня мышления" мы все проходим до сих пор,начиная с века так с 17-го.Особенно если следствие,по которому производится сверка принципа,есть следствие ложного принципа .То есть мы оцениваем свои дела идеалом ,предъявляя счет следствию ,которое вытекает из ложного воплощения нами своего идеала.
То,что мы думаем и делаем - разное по сути,да к тому же завышенное (идеальное) в мере оценке.
Мы думаем одно,делаем другое,а оцениваем черезвычайно идеально.То есть воплощаем коварство и его же судим по Правде.
Спасение только в обретении ума Христова.И в науке - прежде всего.Ибо отсюда,точнее из мировоззрения,-исток неправильного(материалистического)мышления.
Нам нужна истинная парадигма в Науке.Парадигма Духа как единственного основания бытия.
А сегодня по-прежнему враг ,правда уже формально, правит мышлением.Враг человечества.
Поэтому очень актуальна мысль уважаемого Автора.Ибо капитализм - религия врага человечества.Другое дело,когда это будет понято и предприняты меры сдерживания .Победа уже за нами.Надо это осознать на уровне мировом.
57. Люмпен : Ответ на 45., Субъект :
2012-01-26 в 23:09

Тогда давай те перечислил все признаки религиозного культа попробуем поискать их в экономической системе капитализма.

То же касается и вашего предложения о квазирелигии. Советской коммунизм, конечно, был насильственно навязываемой обязательной государственной идеологией в СССР, и в этом смысле может быть назван квазирелигией. Но капитализм разве является где-либо насильственно навязываемой обязательной государственной идеологией?



Ну, в большинстве случаев просто пропагандируемой, причем тотально. Но и насилие капитализм подразумевает, как один из способов установления. Кстати и у нас он фактически установился насильно (события 1993 г.)
56. рудовский : Re: Капитализм как религия
2012-01-26 в 18:18

Еленка,
мне пишут - я отвечаю.
Где в моих постах вы видите обсуждение неинтересной мне статьи?

Люмпен,
статью не обсуждаю.
Лишь обмениваюсь некоторыми мыслями с участниками (здесь - преимущественно с Субъектом).
55. Субъект : Ответ на 53., Артур:
2012-01-26 в 16:32

Существование после смерти в измененном виде можно приписать чему угодно: ведь вещество распадается на элементы, которые становятся частью иного вещества в иной форме.

Стоп-стоп. Мы все-таки о продолжении существования души говорили, а не о веществе.

вот вера в существование самого Абсолюта – признак религии (или религиозной философии).

В простых религиях типа культа предков и всяких природных духов никакого Абсолюта нет. И даже в более развитых языческих многобожных религиях типа древнегреческой нет Абсолюта. А вот вера в загробную жизнь в этих религиях есть.
54. Еленка : Ответ на 43., рудовский:
2012-01-26 в 13:22

не читал. И обсуждать не собираюсь.


Вот это да! Неинтересную статью не читал, но написал к ней аж 6 комментариев! Да уж, вы большой любитель пообщаться на форумах.
53. Артур : Ответ на 46., Субъект:
2012-01-26 в 10:23

Существование после смерти в измененном виде можно приписать чему угодно: ведь вещество распадается на элементы, которые становятся частью иного вещества в иной форме. Это не катит... Речь идет именно о сохранении личности после смерти. Так вот личность при растворении в безличном Абсолюте исчезает. Кроме того, и представление о душе в буддизме не однозначно: оно предполагает и то, что содержит личность, и безличную, но субстанциальную основу…

А вот вера в существование самого Абсолюта – признак религии (или религиозной философии).

Об обязательности для религии именно Бога-Творца я не говорил, а просто упомянул о Нем среди прочих трансцендентных субъектов.
52. Люмпен : Ответ на 43., рудовский :
2012-01-26 в 08:15

Люмпен,
Потому и пишу: дальше не читал. И обсуждать не собираюсь.


Но ведь обсуждаете же!
51. Люмпен : Ответ на 43., рудовский :
2012-01-26 в 08:14

Люмпен,
Потому и пишу: дальше не читал. И обсуждать не собираюсь.


Но ведь обсуждаете же!
50. Бондарев Игорь : Ответ на 31., Леонид Болотин:
2012-01-26 в 00:55

В интернете набрел на экстенсиональную логику Фреге .По Фреге:два выражения могут иметь один и тот же денотат(обозначать тот же самый объект),но разные сигнификаты (сами по себе значить не одно и то же),например, "7" и "5+2".Исходя из этой данности,Фреге определяет важнейшие принципы экстенсиональной логики:
Принцип замещения;
Принцип предметности;
Принцип однозначности.
На данной методологической основе Фреге формализует экстенсиональную логику.По словам Фреге,с точки зрения истинности утверждения "денотат сам по себе нас не интересует ,суждение , взятое в отрыве от денотата ,то есть смысл сам по себе , так же не несет знания.Знание можно получить только соединив суждение с его денотатом(истинным значением)."

Принцип замещения : Материя была до падения и после.
Принцип предметности : материя может быть живой и мертвой.
Принцип однозначности : материя не есть Дух Вечный ,а дух ему противоположный.

Теперь,- о религии и капитализме:

Принцип замещения:грех/порок (сделав/делая)можно осознавать ,а можно не осознавать .

Принцип предметности : грех/порок может делать богатым (ростовщичество) ,а может разорять (алкоголизм).

Принцип однозначности: грех/порок не есть богатство дарованное Богом,а - средство его разорения.

Таким образом осознание капитализма как греха разорения мира - путь к благодати (дару) Божией(путь к истинной религии).
То есть необходимо осознание капитализма как религии греха/порока,которая противостоит ,тайно/стихийно,истинной религии (благодати Божией).

Данные принципы Фреге можно назвать как формализация трансгрессивной инверсии .
Или ,формулой ,как вывести правду из ее же обмана ,отделив одно от другого выявлением смысла правды и ложного (при наличии двух-онтологического воззрения на мир,как:
1 Мир сотворенный Богом.
2.Мир после грехопадения.)
49. Писарь : 14.Москвичу."Спорим по существу".
2012-01-25 в 23:52

Ув.Москвич.

Ув.Автор утверждает,что при капитализме труд "не является свободным,но принудительным",к тому же- неизбежен(!?).
Тогда что такое труд вообще?
Что тогда свободный и принудительный труд вообще и при капитализме, в частности?
Свободный труд от чего?
И принудительный к чему?
В рабовладельческом обществе труд был тотально принудительным или все-таки был кое-где свободным?

Ув.Москвич.
Труд,как таковой свободен,объективно,уже две тысячи лет,свободен от клятвы.
Его осовободил Спаситель Своей Крестной Смертью.
"Первое Мая-праздник освобожденного труда".
Погодите,как это такое может быть,если труд уже свободен?
Давным давно.
Прудон утверждает...
"Капитализм-кража".
Не новость,как и всякий человек,не только капиталист- вор,когда приписывает себе.
У человека вообще ничего своего нет,кроме грехов.

"Что такое тайна беззакония?".
Украсть у Бога и выдать за свое.
Когда- капитал, когда- кальсоны,когда- недюжинный талант.
48. Писарь : Re: Капитализм как религия
2012-01-25 в 22:58

Разумеется можно и нужно согласиться с теми,кто утверждает,что "капиталистическое" общество становится атеистичным.
Не согласится-значит отрицать очевидное.

Православная Церковь неложно хранит Абсолютную Истину,что есть Мера Всему и Вся,в том числе- процессам происходящим в обществе,принципиально отрицающем Бытие Божие,как Сущую,т.е. Объективную Реальность.
Отрицающем- методологически,прежде всего.

Это и есть атеизм,где истина относительна и, в лучшем случае,является суммой частных мнений,условно принимаемых, на данный момент, за истину.
И тем себе противоречит,поскольку возводит Релятивизм в ранг Абсолюта,во всем-в духовном,политическом,хозяйственном, социальном.
Где "сумма относительных истин" суть "истина абсолютная".

Многолика,многообразна,пременчива,расплычата,нестабильна-склонна к распаду,поскольку безсущностна.

Что же связывает сию весьма непрочную конструкцию индивидуальных предпочтений?
М.Вебер утверждает "протестанская этика и дух капитализма".
Кажется не совсем так.
Тогда придется признать корпорацию Боинг,по факту- обителью духов,неложно вселяющихся, в каждую поднимающуюся в воздух машину.
"Мистика и поповщина" чистой воды.

Другое дело,когда мы говорим о протестантском духе и этике капитализма-Вот здесь все становится на свои места.
Дух этот известен давно,с незапамятных времен.
"Могучий либеральный дух",освобождающий человека- от Совести,труд- от творчества,ближнего- от имущества,осеняющий благодатью- избранных мира сего,готовых за миллион на все,даже прибить этого самого духа.

Но тщетно,дух крепко держит в своих руках и контролирует человека,пытаясь всемерно сохранить "религио"-связь,таково буквальное значение этого слова,намертво привязав человека к погибели.


Поскольку идеи правят мiром,то в обществе,отрицающем Абсолютную Истину вообще и как Меру Всего в частности,возможно лишь релятивистская критика,например "капитализма" с позиций "социализма"и наооборот,где эталоном,выступает господствующая на данный момент идеология-плод поврежденного ума человеческого и не в меру разыгравшегося воображения,стремящегося все исследовать.
А исследовав- написать не что-нибудь,но всенепременно теорию всего.
Таков был Энштейн-отец релявитизма,правда,предупредивший человечество от соблазна,показав человечеству... язык.
Но когда люди были внимательны?
47. Субъект : Ответ на 40., Леонид Болотин:
2012-01-25 в 21:42

Кстати, не знал, что советское правительство в качестве зондеркоманды в полном составе выезжало в начале 1960-х годов в Новочеркасск. Интересный исторический факт. Главное - никому до сегодняшней ночи неизвестный. Сообщу на кафедру истории ХХ века нашего истфака.

Поскольку вы позиционируете себя как писателя, вам, возможно, будет полезно узнать, что в русском языке фраза "правительство сделало то-то и то-то" часто означает, что то-то и то-то было сделано по приказу правительства правительственными органами, агенствами, структурами и т.д.

Или вы полагаете, что расстрелять рабочих в Новочеркасске солдатам по своей личной инициативе приказал какой-то младший лейтенант?
46. Субъект : Ответ на 37., Артур:
2012-01-25 в 21:37

В буддизме есть карма и переселение души, после смерти данного тела. А растворение в безличном Абсолюте тоже есть продолжение ее существования, хотя и в измененном виде. Этот Абсолют и есть вид трансцендентного с буддизме. Существование бога-твоца вовсе не обязательно в религии. Его иногда нет в первоначальных простых религиях - культах предков.
45. Субъект : Ответ на 35., Люмпен:
2012-01-25 в 21:32

Тогда давай те перечислил все признаки религиозного культа попробуем поискать их в экономической системе капитализма.

То же касается и вашего предложения о квазирелигии. Советской коммунизм, конечно, был насильственно навязываемой обязательной государственной идеологией в СССР, и в этом смысле может быть назван квазирелигией. Но капитализм разве является где-либо насильственно навязываемой обязательной государственной идеологией?
44. Леонид Болотин : Полагаю, здесь нет столкновения мнений
2012-01-25 в 21:03

Определение капитализма как религии, как религиозной практики не противоречит определению капиталистической идеологии как религиозной философии. Об этом еще Энгельс писал в "Блеске и нищете..." или в "О немецкой идеологии" Я сейчас уже не помню точно, склероз сосудов головного мозга, понимаете ли.
Что касается советского социализма, то в нем несомненно содержался один из древних культов кормления, об этом свидетельствовала символика изображений на всех советских деньгах - с колосьями, серпами, дубовыми листьями, а ранее и с рогами изобилия, в 1930-е годы, ну, и терафимом самого ВИЛа. Всё, конечно, вращалось вокруг зиккурата ВИЛа на Красной Площади. Сейчас культ ВИЛа у нас сменил культ живого дракона... :)))
43. рудовский : Re: Капитализм как религия
2012-01-25 в 17:10

Люмпен,
Неужели вас кто-то силой заставляет читать и обсуждать то, что вам неинтересно? Кто же этот страшный злодей? - разумеется, никто не заставляет. Потому и пишу: дальше не читал. И обсуждать не собираюсь.
42. Сергий Агапов : Ответ на 28., Леонид Болотин:
2012-01-25 в 15:19

Простите глубокоуважаемый Леонид, за мою оплошность в комментарии. Я хотел Вам сказать, что разделяю ваше мнение о том, что значение Великой Отечественной войны выходит за рамки обсуждения капиталистических войн. С глубоким уважением к Вам Сергий.

Пользуясь случаем, хочу сказать, что мнение уважаемого Артура о том, что «что идеологическая база капитализма есть религиозная философия» заслуживает законного внимания и служит поводом для размышлений. Мне оно кажется более верным, чем определение капитализма как религии. В этом свете можно пересмотреть и взгляд на коммунистическое учение, хотя, безусловно, прав Рудовский, говоря, что антураж социалистических устройств весьма напоминает религию.
41. Архивариус : Re: Капитализм как религия
2012-01-25 в 15:15

Страшная картина капитализма: жажда богатства, власти и пр. страсти в расцвете. Но узнаваема ли она в реальности. Вот недавно провожали в последний путь г-на Джобса: при жизни никакого видимого пристрастия к богатству... водолазка, джинсы. Копаться в душе подозревать спрятанное глубоко страшное властолюбие и пр. тоже неправильно. Скорее, просто увлеченный делом человек, равнодушный к остальному. Поэтому глубинное основание капитализма можно предположить в увлечении красотой материального мира и его преобразования. Остальное - это уже запущенное состояние.
Словом, как в анекдоте:
-Верят ли "китайцы" в Бога?
- Нет, им некогда.
"Китайцем", разумеется, может незаметно оказаться каждый.
Есть у кого-то толкование евангелького "богатого юноши" как очарованного благообразием, благоустроением этого видимого мира.
40. Леонид Болотин : Кстати, не знал...
2012-01-25 в 11:24

Кстати, не знал, что советское правительство в качестве зондеркоманды в полном составе выезжало в начале 1960-х годов в Новочеркасск. Интересный исторический факт. Главное - никому до сегодняшней ночи неизвестный. Сообщу на кафедру истории ХХ века нашего истфака.
39. Леонид Болотин : Не объясняю
2012-01-25 в 11:20

Непонятных мне слов не объясняю и ни перед кем не отчитываюсь, а просто свидетельствую людям то, что считаю нужным.
38. Сергий Агапов : Ответ на 28., Леонид Болотин:
2012-01-25 в 11:13

Дорогой о ГОСПОДЕ Сергей! Я не писал о священной для нас и для защитников нашей Отчизны Великой Отечественной Войне. Я писал о Второй Мировой Войне, что совсем не одно и то же, хотя они происходили почти одновременно.

37. Артур : Субъекту
2012-01-25 в 09:18

Например, в буддизме нет никакого посмертного существования души. Либо имеет место воплощение в какой-либо земной объект, либо при переходе в нирвану - растворение в безличном Абсолюте

Характерным признаком религии, т.о. является не посмертное существование души, а вера в реальность трансцендентного наличному миру субъекта или субъектов – богов, демонов, безличный Абсолют, личного Бога-Творца и т.п.

Многие впрочем, считают, что учения, подобные буддизму суть не религии, а философские учения. Полагаю, что и автор стать мог бы сказать, что идеологическая база капитализма есть религиозная философия. Наверное, так было бы точнее…
36. Люмпен : Ответ на 25., Сергий Агапов :
2012-01-25 в 08:56

Всегда с уважением отношусь к трудам Валентина Катасонова, хотя наукообразные тексты мне трудны – нет ни образования, ни времени. Для меня вполне достаточно цитаты, приведенной уважаемым профессором:
«Не можете служить Богу и мамоне.
Мф. 6: 24»
Откликнуться меня заставил комментарий уважаемого Леонида Болотина: «Жертвоприношения капитализма самые страшные и самые кровавые в мировой истории. Две Мировых Войны - их основной холокаУст». Не буду спорить об истоках мировых войн, хотя, думается, есть некоторая разница между интересами кайзеровской Германии и интересами Российской империи. А вот Великая Отечественная война, мне кажется, не объясняется только законами капитализма.
Хочется напомнить также уважаемым участникам обсуждения, что коммунизм тоже можно охарактеризовать как некую религию, нуждающуюся в человеческих жертвоприношениях. Но может об этом будет подобная глава в книге уважаемого ученого. Поживем почитаем. Желаю всем плодотворного обсуждения данной статьи.


Про коммунизм вы абсолютно правы. Только это совсем другая тема. А вот Великая Отечественная война была, в общемировом масштабе, все же частью второй мировой, которая вполне вписывается в определение Л. Болотина
35. Люмпен : Ответ на 24., Субъект :
2012-01-25 в 08:54

Ув. Ник. В данном случае не обсуждается то, какая религия истинее. Обсуждается отличие религии как систем взглядов от нерелигии. Автор неубедительно пытается предствавить капитализм как религию.


Можно еще сказать так: система взглядов, имеющая все признаки религиозного культа, но как религия не институтизирована.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора
 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме