Капитализм как религия

Глава из будущей книги

0
3500
Время на чтение 19 минут

Нашим постоянным автором, профессором, д.э.н. В.Ю. Катасоновым, подготовлена к публикации рукопись очередной книги. Ее предварительное название: «Духовно-религиозные основы капитализма». Не дожидаясь, когда книга будет опубликована полностью (сегодня это сделать не очень просто), мы предлагаем читателям ознакомиться с одной из глав данной работы, которая называется «Капитализм как религия» (глава 7). Фрагмент книги дается с некоторыми сокращениями.

 

Не можете служить Богу и мамоне.

Мф. 6: 24

 

Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества.

С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен.

Святой прп. Серафим Вырицкий

 

Капитализм: основные признаки религии

 

Напомним, что во введении мы сформулировали тезис: капитализм имеет все признаки религии. В данной главе попытаемся его обосновать. Прежде всего, напомню определение религии: «Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного»[1]. Таким образом, любая религия насчитывает пять основных признаков:

1) мировоззрение;

2) мироощущение;

3) соответствующее поведение;

4) специфические действия (культ);

5) вера в существование богов (одного или нескольких) и сверхъестественное («священное») - вера, которая является основанием первых четырех признаков.

Капитализм имеет все перечисленные выше признаки и без всяких натяжек может называться «религией». Никак нельзя согласиться с теми, кто, наблюдая медленное «умирание» традиционных религий в современном мире, делает заключение, что капитализм превращается в атеистическое общество[2].

Самым главным в любой религии является пятый признак. Капитализм как религия в этом отношении не представляет исключения. Она зиждется на вере в мамону - бога богатства (денег) и его чудодейственную силу. Отдельные авторы, обращающие внимание на современный капитализм как духовное явление, для обозначения религии капитализма используют термины, привязанные к названию ее бога: «религия денег», «религия мамоны», «мамонизм»[3]. Будем при необходимости также использовать эти альтернативные термины.

Важной особенностью капитализма как религии является то, что эта религия является неофициальной, существующей де-факто. Так удобнее во всех отношениях. Законодательство большинства стран мира предусматривает четкую границу между религиозной и светской (гражданской) жизнью общества. Нелегальный статус религии денег позволяет ей беспрепятственно проникать во все институты гражданского общества, использовать их в своих целях и подчинять себе. Более того, такой статус позволяет ей эффективно внедряться в церковные институты других религий, также действовать под прикрытием таких институтов, вызывая при этом невидимые и необратимые мутации других религий, приводя их в полный упадок. Выражаясь современным языком, религия денег оказывается гораздо более «конкурентоспособной» по сравнению с традиционными религиями.

Кроме основных признаков религии у капитализма есть и некоторые другие важные признаки, которые не попали в приведенный выше список. Например, - наличие церковной организации (естественно, что в рамках религии денег она существует де-факто, а не де-юре и себя «церковью» предпочитает не именовать) [4].

Рассмотрим для начала лишь первый из признаков указанной религии - мировоззрение с целью сравнения с мировоззрением христианства. Мировоззрение любой сформировавшейся религии выражается в чеканных формулировках ее догматов. Напомним, что «догматы религиозные (от греч. dógma, родительный падеж dógmatos - мнение, учение, постановление) - утверждённые высшими церковными инстанциями положения вероучения, выдаваемые церковью за непреложную истину и не подлежащие критике» [5].

В религии денег таких догматов много, они уже существуют как непререкаемые истины и аксиомы несколько сот лет, зафиксированы в разных теориях, доктринах, партийных программах, других политических документах, конституциях и законах. На каждый догмат имеется бесчисленное множество толкований и комментариев в виде «научных» монографий и учебников. Большое количество государственных и негосударственных институтов следят за тем, чтобы догматы религии денег сохранялись в своей «чистоте» и чтобы никто не смел в своей личной и общественной жизни отклоняться от их соблюдения. Все не признающие и не соблюдающие эти догматы на Западе оказываются изгоями и маргиналами, не только лишенными социального статуса, но и преследуемыми.

Остановимся на четырех ключевых догматах религии денег:

1.                               Накопление богатства (капитал) - главная цель и смысл жизни человека.

2.                               Указанная выше цель может достигаться любыми средствами («цель оправдывает средства»)

3.                               «Святость» частной собственности.

4.                               Индивидуализм как принцип личной жизни.

 

Догмат первый: Богатство как цель и смысл жизни

 

Ключевое слово в этом догмате - «богатство». Необходимо дать определение понятия «богатство». Все многообразие определений можно свести к двум:

а) наличие в распоряжении (владении) человека такого количества благ, которое превышает его естественные потребности (богатство в узком смысле);

б) наличие в распоряжении (владении) человека такого количества благ, которое превышает количество благ, находящихся в распоряжении (владении) других людей (богатство в широком смысле).

Как видно, «богатство» - понятие относительное. С точки зрения православия, любое богатство - проявление того или иного греха или даже нескольких грехов сразу. Очевидно, что ключевым является грех сребролюбия (близок к этому грех стяжательства). Об этом четко сказал апостол Павел: «ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6: 10). За сребролюбием следует целый шлейф других грехов и страстей. Как говорил Иоанн Златоуст, «душа богатого исполнена всех зол: гордости, тщеславия, бесчисленных пожеланий, гнева, ярости, корыстолюбия, неправды и тому подобного»[6]. Святые отцы Церкви постоянно предупреждали от тех духовных опасностях, которые для христианина таит в себе богатство (желание богатства), противопоставляя богатству бедность (в том числе добровольную); также в христианстве богатству противопоставляется достаток, т.е. такое количество благ, которое достаточно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека (выбор христианином бедности или достатка зависит от степени его духовной подготовленности)[7].

Богатство в узком смысле - проявление разных плотских страстей. Человеку, мучимому такими страстями, недостаточно удовлетворять естественные потребности (в пище, одежде, жилье, тепле и т.п.). Ему нужны дополнительные средства для того, чтобы предаваться чревоугодию, пьянству, блуду или даже просто безделью и праздности и разным увеселениям (что есть проявление одновременно многих грехов). Вероятно, именно об этой разновидности богатства говорил две тысячи лет назад апостол Павел: «А желающие обогащаться впадают в искушение и сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6: 9). О богатстве в узком смысле очень ярко говорится в евангельской притче о богаче и Лазаре. Богач, который собрал хороший урожай в поле, предвкушал получать плотские удовольствия в течение многих лет. Вот его слова: «и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12: 19).

Однако сегодня гораздо более серьезной духовной проблемой стало богатство в широком смысле. Именно такое богатство стало целью, движущей силой современного капитализма (в отличие от богатства в узком смысле, которое было распространено в древнем мире и в Средние века). Поэтому его можно назвать также капиталистическим богатством. Оно является проявлением страшного (с точки зрения православия) греха - гордыни. Капиталистическое богатство - своеобразный способ возвышения мучимого бесом гордыни человека над окружающими. Большая часть имущества такого тщеславного человека представляют собой мало нужные (с точки зрения базовых потребностей человека) предметы - особняки и дворцы, шикарные лимузины, яхты, частные коллекции произведений искусства и т.п. Причем важными для хозяина здесь оказываются не только свойства этих предметов (эксклюзивность, бьющая в глаза роскошь, дороговизна, экстравагантность, гигантские размеры и т.п.), но и количественная сторона. Со временем количественная сторона (количество нулей в цифре, обозначающей размер богатства) начинает доминировать над качественной (натурально-вещественной) стороной богатства. Именно это стало духовной пружиной превращения имущества в капитал, не знающий пределов роста («дурная бесконечность»).

До капитализма также было богатство (в узком смысле). Тогда богатство еще как-то служило человеку (несмотря на все самодурство хозяина своего «слуги»). При капитализме все стало наоборот: человек стал служить богатству. На эту особенность обратил внимание уже упоминавшийся нами Макс Вебер: «Summamum bonum (Высшее благо) этой этики (протестантской этики - В.К.) - прежде всего в наживе при полном отказе от наслаждения, даруемого деньгами, от всех эвдемонистических или гедонистических моментов; эта нажива в такой степени мыслится как самоцель, что становится чем-то трансцедентным и даже просто иррациональным по отношению к «счастью» или «пользе» отдельного человека (курсив мой - В.К.). Теперь уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворения его материальных потребностей, а все существование человека направлено на приобретательство, которое становится целью его жизни»[8]. Капитализм привык кичиться своей рациональностью, прагматизмом, железной логикой и методическим подходом к решению любых задач. А тут даже симпатизирующий капитализму М. Вебер совершенно верно подмечает важнейшую его особенность - иррациональность. У современного человека (особенно если у него высшее образование или он «варится» в бизнесе) взгляд на капитализм оказывается «замутненным», он перестает замечать эту иррациональность. А за век с момента книги М. Вебера иррациональность капитализма еще больше усилилась, а духовное зрение человека еще более замутилось. Отмеченный иррационализм лишний раз доказывает, что капитализм - это не только экономика, но в первую очередь - религия. Ведь любая религия, базируясь на вере, а не позитивном знании и логике, всегда в той или иной мере иррациональна. Полагаем, что в этом отношении капитализм даст фору многим традиционным религиям.

Итак, гордыня - страсть, не знающая пределов, окончательно порабощающая человека. Сначала тщеславный человек хочет возвышаться над окружающими, добиваясь от них восхищения и почитания. Но и этого уже оказывается мало: незаметно страсть гордыни перерастает в страсть власти. И человек начинает по длинной лестнице власти: распространяя эту власть на все более широкий круг людей (предел - власть над всем миром), а также переходя от власти экономической к власти политической и кончая властью духовной. Но участие в этой постоянной гонке за властью требует все больших денег. Таким образом, включается дополнительная «пружина» накопления капитала.

Если рассматривать капитализм в координатах социально-экономических понятий, то желание богатства и страсть его приращения выступает конечной целью человека. Однако если посмотреть на него с духовной точки зрения, то мы увидим, что богатство (капитал) - лишь средство. Средство, предназначенное для удовлетворения греховных желаний - плотских страстей, страсти гордыни, страсти властвовать над другими людьми. А христиане хорошо знают, что источником всех этих страстей является тот, кто противостоит Богу и пытается бороться с Ним.

Тот, кому привелось изучать политическую экономию капитализма (обязательная учебная дисциплина во всех ВУЗах СССР), помнит формулировку основного экономического закона капитализма, в котором выражалась цель капиталистической экономики и средство ее достижения («получение прибавочной стоимости на основе эксплуатации наемного труда»). В ней достаточно правильно отражалась экономическая цель капиталистической деятельности («получение прибавочной стоимости, т.е., проще говоря, накопление капитала). Вместе с тем тогдашний материалистический взгляд на капитализм не позволял объяснить духовное происхождение этой цели, а также увидеть, что накопление капитала было не конечной целью, а выступало средством удовлетворения человеческих страстей. Конечно, советские учебники по политической экономии могут быть использованы в качестве подспорья для изучения современного капитализма. Однако все они базируются на вульгарно-материалистической методологии, поэтому дают «плоскую», «двухмерную» картину капиталистического устройства общественной жизни.

Получению «многомерной» картины может помочь Евангелие. Вспомним, например, сцену искушения Христа дьяволом в пустыне. Он применил против Христа три самых мощных искушения, которые призваны возжигать:

1) плотскую страсть (предложение превратить камни в хлеба);

2) страсть возвышения над всеми остальными (предложение сброситься вниз с Иерусалимского храма, продемонстрировав окружающим чудо и вызвав всеобщее восхищение);

3) страсть властвовать над миром (предложение получить власть над всеми царствами мира в обмен на поклонение ему, дьяволу).

В этой картине сила искушений идет по нарастающей - от самого простого к самому мощному. Евангелисты, описав сцену искушений, как бы заранее предупреждают человечество и каждого отдельного человека о том, что ему в жизни может неизбежно встретиться хотя бы одно из этих искушений, а, может быть, - даже все три. Дьявол предложил человечеству «религию денег», которая дает наибольший простор всем этим трем страстям. Исповедующие эту религию, фактически поклоняются тому, кому две тысячи лет назад отказался поклониться Христос. Поклоняются все: и те, кого принято называть «капиталистами», и те, кого эти капиталисты эксплуатируют. «Религия денег» имеет адресный характер:

- к «плебсу» (наемным рабам) она обращается с такими искушениями, которые разжигают преимущественно плотские страсти;

- в тех, кто себя считает «буржуазией» (вассалы), она, прежде всего, разжигает страсть гордыни;

- «элите» (сеньоры) она предлагает самый мощный «наркотик» - страстное желание мировой власти.

Таким образом, капитализм как духовное явление противоположен христианству, рассматривающему эти страсти как страшную угрозу для дела спасения человеческой души. «Начинающие» носители «духа капитализма» ограничиваются плотскими усладами (или желаниями их). Они - социальная база «настоящих», «продвинутых» носителей «духа капитализма». Последние - это не просто предприниматели (торговые, промышленные) или банкиры, получающие прибыли и увеличивающие свои богатства. Главное - они хотят быть «как боги», возвышающиеся над людьми и определяющие их судьбы. А это уже не просто отход от христианства, это откровенное богоборчество, которое в какой-то момент заявляет о себе открыто как о религии антихриста.

 

Догмат второй: Цель оправдывает любые средства

 

Капитализм с экономической точки зрения является такой моделью общества, которое запрограммировано не на созидание благ, а на их перераспределение (производство благ может иметь место при капитализме, но по критериям прибыли это далеко не самый эффективный способ обогащения; перераспределение - намного эффективнее). Слово «перераспределение» - политкорректный термин «научных» монографий и учебников. Фактически речь идет о банальном ограблении небольшой кучкой людей (капиталистов) всех остальных членов общества. Средства, используемые для такого ограбления, делятся на две группы:

а) средства, основанные на прямом (физическом) насилии;

б) ненасильственные средства (точнее сказать, средства опосредованного, непрямого насилия).

В эпоху становления капитализма преимущественно использовались средства прямого насилия. В учебниках по истории и экономике это называется «первоначальным накоплением капитала». Конкретные средства такого «накопления»:

- «огораживания» крестьянских земель, т.е. насильственный сгон крестьян с их земель и превращение их в пауперов и люмпенов (будущий «пролетариат»);

- колониальная политика («эпоха великих географических открытий»), которая сводилась к ограблению местного населения осваиваемых колоний (особый интерес представляли золото и серебро), превращению местных жителей в рабов, захвату обширных территорий с их природными ресурсами и т.п.;

- конфискация церковных земель и другого церковного имущества.

После завершения процесса первоначального накопления капитала основной упор был сделан на использование методов опосредованного насилия. Суть этих методов проста - эксплуатация наемных работников, т.е. получение капиталистами большей части производимого этими работниками продукта. Конечно, эксплуатация также была и остается насилием, но без применения оружия и открытого убийства людей. Такое насилие условно можно назвать экономическим насилием. Впрочем, экономическое насилие обязательно предполагает возможность применения прямого насилия. Иначе наемные работники откажутся от труда в пользу капиталиста. Достаточно часто угроза прямого насилия реализуется практически (борьба со стачками, забастовками и демонстрациями наемных работников с участием полиции или даже армии).

В условиях «позднего» капитализма (капитализма XXI века, в котором мы с вами живем) опять возрастает роль прямого насилия. Например, растут масштабы прямого (физического) рабства в мире. В развитых странах Запада (особенно США) заметную роль во внутренней экономике начинает приобретать так называемое «тюремное» рабство (использование бесплатного труда заключенных). Усиливается военная агрессивность Запада в отношении стран, богатых природными ресурсами, с целью установления контроля над этими ресурсами и т.п.

Возвращаясь к методам опосредованного насилия, следует назвать следующие конкретные методы эксплуатации наемных работников:

- в процессе производства (экспроприация капиталистами большей части произведенного этими работниками продукта);

- в сфере обращения и кредита (отъем части оставшегося у них продукта труда с помощью монопольных цен на потребительские товары и услуги, с помощью потребительских кредитов в виде ссудных процентов и т.п.);

- через налоговую систему (уплата подоходного и ряда других налогов, большая часть которых затем через бюджетную систему перераспределяется в пользу капиталистов).

Особо следует остановиться на таком «ненасильственном» методе ограбления, как взимание процентов по предоставленным ссудам и кредитам - ростовщичество. Христианство всегда крайне негативно относилось к ростовщичеству как одной из наиболее отвратительных форм сребролюбия. К этому еще стоить добавить, что первыми носителями «духа капитализма» были именно ростовщики. Первой формой капитала, зародившейся еще задолго до появления в мире христианства, был ростовщический капитал (Вавилон). «Вирус ростовщичества» в условиях превращения христианства в государственную религию на протяжении многих веков подавлялся благодаря твердой позиции церкви[9].

В конечном счете, использование всех методов накопления капитала (всех без исключения!) означает нарушение важнейших заповедей христианства. Прежде всего, - заповеди «Не укради». Французскому социалисту 19 века Пьеру Ж. Прудону принадлежит известная формула: «Частная собственность - кража». Эта фраза французского мыслителя хорошо знакома каждому грамотному человеку. Между тем, очень похожие слова были произнесены за полторы тысячи лет до Прудона Святителем Василием Великим (330-379): «Личная собственность есть кража» [10]. Перефразируя приведенные выше слова, скажем: «Накопление капитала - кража».

Там, где капитал образуется с помощью прямого насилия, нарушается другая заповедь - «Не убий». Эта заповедь нарушается и в случае использования экономических методов накопления капитала: изъятие капиталистом у работника большей части произведенного им продукта нередко лишает работника и членов его семьи средств, достаточных для удовлетворения жизненно необходимых потребностей, а это вызывает болезни и преждевременные смерти. Впрочем, часто случаются не только преждевременные, но и мгновенные смерти. Капиталисты, стремясь минимизировать свои издержки, повышают риски производственных и транспортных аварий, техногенных катастроф (особенно в энергетике), которые влекут за собой большие человеческие жертвы.

В сфере торговли и кредита в основе экономических методов эксплуатации лежит один из серьезнейших грехов - обман. Еще в большей степени обман процветает на финансовых рынках, где «игроками» оказываются как капиталисты, так и те же наемные работники.

Механика капиталистической экономики такова, что одним из серьезных ограничений для безграничного накопления капитала, выступает платежеспособный спрос в обществе. Главные потребители производимых товаров и услуг - не капиталисты, число коих в обществе крайне невелико. Таковыми могут выступать составляющие основную часть общества простые граждане, наемные работники, но их реальные доходы сильно урезаны самими же капиталистами.

Для преодоления этого противоречия начинается искусственное стимулирование платежеспособного спроса населения. Каким образом? С одной стороны, во всех слоях общества начинается искусственное разжигание страсти к потреблению. Эта страсть означает культивирование в человеке потребностей, которые не являются естественными. Это избыточные потребности, многие из них даже можно назвать противоестественными и вредными (не только для души, но и для тела). Естественные потребности имеют вполне четкие пределы и создают вполне определенный спрос. А вот многие противоестественные потребности поистине безграничны и могут порождать такой же безграничный спрос. Это заставляет капиталистов культивировать в обществе грех: блуд, стремление к роскоши, наркоманию и т.п. В структуре спроса происходят изменения в пользу тех товаров и услуг, которые удовлетворяют греховные потребности. Грех становится «двигателем экономики»!

Страсть к потреблению даже в простых людях разжигает страсть к деньгам. Это заставляют их трудиться еще интенсивнее. Кроме того, им предлагаются кредиты, людей приучают жить в долг, загоняют в долговые ловушки и долговое рабство. Наконец, людей приучают к добыванию денег нетрудовыми способами - приобретая ценные бумаги и играя на финансовых рынках. Находясь в таких сетях финансовой, а главное - духовной несвободы, человек окончательно забывает о деле спасения души[11].

Итак, страсть к сребролюбию (стяжание денег) и страсть к потреблению (стяжание вещей и удовольствий) - две стороны одной медали, называемой «капитализм». Сегодня эти две страсти сопутствуют человеку независимо от того, на какой ступени социальной лестницы он ни находился бы. Наш соотечественник Ф.В. Карелин (1925-1992) еще в советское время предупреждал об угрозе надвигающегося капитализма с его грехом стяжательства в двух основных ипостасях: «...капиталистический способ производства экономически нуждается в грехе (алчности предпринимателей и развращенности потребителей)»[12].

Как известно, Бог создал человека по Своему образу и подобию. Одно из главных свойств Бога заключается в том, что Он - Творец. Стало быть, и человек задумывался Богом как творческое существо. Это означает, что в хозяйственной сфере человек должен трудиться и создавать материальные и нематериальные блага, раскрывая при этом все те таланты, которые он получил от Бога. Через творческий труд человек уподобляется Богу как Творцу. Творческий труд - это и заповедь, и идеал христианской жизни. И тут мы особо ощущаем противоположность христианства с его идеалом творческого и созидающего труда и религии денег, которая ориентирует людей, прежде всего, на перераспределение и потребление. Труд при капитализме неизбежен, но такой труд не имеет ничего общего с христианским идеалом:

1) он является не свободным, а принудительным;

2) большая часть трудовой деятельности в современной капиталистической экономике не связана с созданием жизненно необходимых благ (люди заняты в сфере перераспределения - торговле и финансово-кредитном секторе, в производстве оружия, в оказании услуг сомнительного свойства и т.п.);

3) такой труд не является творческим.

Мы не будем погружаться в детальное исследование методов, с помощью которых капиталисты осуществляют накопление своих богатств (это дело экономистов и социологов). Наша задача - показать, что все эти методы неизбежно предполагают нарушение христианских заповедей, являются проявлениями грехов, в том числе смертных. В Евангелии добываемое такими способами богатство названо «неправедным богатством»[13].



[1]  «Большая советская энциклопедия», статья «Религия».

[2]  Например, Н. Бердяев в своем запале критики западного общества назвал капитализм «практическим атеизмом».

[3]  Среди таких авторов можно назвать Дмитрия Неивдимова, большая работа которого так и называется: «Религия денег» (размещена в Интернете). Очень рекомендую ознакомиться с ней.

[4]  В следующих главах покажем, что капитализм  как религия  имеет опору в виде организации, имеющей  признаки церковной организации.

[5]   «Большая советская энциклопедия», статья «Догматы».

[6] Иоанн Златоуст. Собрание сочинений в двенадцати томах. - Изд-во С.-Петербургской  Духовной Академии, 1894-1911. Том IX, с.132.

[7] Безусловно, угрозы для духовного совершенствования и спасения человека таит в себе и бедность, однако Святые отцы полагали, что при всем этом бедность предпочтительнее богатства.

[8] М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990, с.75.

[9] В.Ю. Катасонов. О проценте:  ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». Книга 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2011.

[10] Василий Великий. Творения, том 2, 1911, с.529.

[11] Сейчас мы не будем рассматривать вопрос о том, позволяют ли указанные методы капиталистам преодолевать противоречие между их стремлением к бесконечному накоплению капитала и ограниченным платежеспособным спросом общества. Здесь мы акцентируем внимание на духовной, а не экономической стороне вопроса.

[12] Ф.В. Карелин. Теологический манифест (1987г.). Работа размещена в Интернете.

[13]   Духовный смысл  «неправедного богатства» глубоко раскрыт в притче о неверном управителе (Лк. 16:1-15).

(Продолжение следует) 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

84. 79.Александру Б.

Ув.Александр Б. Православная Церковь,всегда была весьма далека от "мистики и поповщины",в которой ее обвиняли. Иными словами-Православная Церковь никогда и нигде не проповедовала наступление "конца света",но неизбежный конец "мiра сего"-проповедовала. Не одно и то же. И это непреложная Истина. От Бога. Ув.Александр Б. Есть разница между христианским терпением ради Царствия Небесного и "унынием". Одно-Подвиг. Другое-"смертный грех". Разница есть и немаленькая. Ув.Александр Б. Мир,безусловно постоянно,меняется к лучшему. С момента Пришествия Спасителя,Мир, прикровенно Преображается. В лучшую сторону. Постоянно обновляется. Плоды это Преображения,возможно, узрим воочию. Но вот,"мiр сей",действительно одряхлел и обветшал. Окончательно. Поскольку весьма одряхлел "князь мiра сего". Погибает на наших глазах-безвозвратно. Сила у зла,у лжи,уже же не та,что была. Ничто не стоит на месте. Туда ему и дорога.
Писарь / 02.02.2012, 19:41

83. 80.Архивариусу."Мабуть пороблэно".

Ув.Архивариус. В Православии есть ответы на все вопросы. От быта до Бытия. Неложные. Непосредственно от Бога. От Того, Кто Сотворил и быт и Бытие. Сущий. И быта,и Бытия-Источник. Животворящий. Просто человек, умудрился, и быт и Бытие - изрядно испортить,следуя не Богу,но своей порченой природе. У Бога есть ответы на Все. На любой вопрос,если на пользу,конечно. На пользу Спасения. От "капитализма" в том числе. Однако, хотят-ли люди слышать эти ответы,но главное-принимать как руководство к действию?
Писарь / 02.02.2012, 19:24

82. Ответ на 81., Александр Б.:

Насчет мира вцелом, Вы правы, пусть он двигается дальше. А вот подробности и итоги нашего временного болтания в нем живо интересуют. Меня, во всяком случае.
Архивариус / 01.02.2012, 10:07

81. 80. Архивариус: "Тут другое обсуждали: не помогаем ли мы ему катиться куда надо быстрее положенного."

Разумеется, помогаем. Все последние 2000 лет помогаем. Хотя и боремся... ...А быстрее положенного он не катится. И не покатится.
Александр Бутов / 01.02.2012, 08:46

80. Re: Капитализм как религия

\78. Писарь: Большинство людей -воры,жулики,проходимцы,шарлатаны. Вы много таких, встречаете вокруг себя?\ Не, я нормальных людей вижу - слабых, переменчивых, зависимых от обстоятельств, но иногда и борющихся. Люди страдали бы гораздо меньше, если б к "въевшемуся христианству" еще разумные ответы на свои житейские вопросы получали. В телевизоре они хоть какие-то есть, а у православных нет. То бишь православие и православные есть, а православной культуры нет. Но если нам и нэ треба, я не настаиваю... Можно и так жить, только сложнее. И детей жалко, столько накуролесят пока "въевшееся христианство" и врожденная совесть в них какой-то разумный голос подаст, а иногда уже и поздно... \79. Александр Б. Мiр катится туда, куда ему и положено - так и должно быть.\ Да-да, все в курсе. Тут другое обсуждали: не помогаем ли мы ему катиться куда надо быстрее положенного. А так, всё хорошо, мы веселы и позитивны.
Архивариус / 01.02.2012, 06:21

79. Писарю (77)

Ув. Писарь! Вы же ведь наверняка знаете (точнее, очень сильно догадываетесь), что не верите в то, что попытались дополнительно разъяснить мне (и всем). Вы говорите на уровне ощущений, как и все мы - не более того. Святитель Иоанн Златоуст тоже в свое время утверждал, что в таком-то году наступит конец света. Но он не наступил. Посему не наводите "тень на плетень". Мiр катится туда, куда ему и положено - так и должно быть. И "наше" время о котором Вы сказали ниже - оно таким было всегда. Сознание собственного безсилия по изменению себя и окружающих в лучшую сторону - часто и является главной причиной подобного Вашему воззрений. Не переживайте - мне эти чувства очень близки. Храни Вас Господь.
Александр Бутов / 31.01.2012, 20:45

78. 75.Архивариусу."Телевизор как источник вдохновения".

Ув.Архивариус. Для современного человека достаточно уклоняться ото лжи,во всем- и в большом и малом. Начинать,полагаю,надо, с малого. Избегать лжи в быту,прежде всего. Если каждый озаботится этим-мир несомненно изменится к лучшему. Ложь разоряет любовь,уничтожая доверие между людьми. А мир этим стоит-доверием друг к другу. И ничем другим. Ув.Архивариус. Никто так не рассуждает..."как сделать так,чтобы получилось Ради Бога". Христианство настолько проникло в душу человека,настолько въелось в его плоть и кровь,мы просто себе отчета не отдаем- насколько. Люди прекрасно понимают что есть хорошо,что плохо и страдают, когда поступают против Совести. По крайней мере-большинство из них. Впрочем,есть учереждение,пытающееся навязать обратное- Телевидение Большинство людей-воры,жулики,проходимцы,шарлатаны. Вы много таких, встречаете вокруг себя? Я- нет. Телевидение утверждает обратное. Нагоняет на людей тоску и уныние. Во всем. В мыслях,в слове,в деле. Люди забыли,откуда у них взялась Совесть. Это не интеллигенция,не телевизор и чемпион мира по шахматам. Вернее- людей пытаются заставить забыть. И Совесть и Ее Происхождение.
Писарь / 31.01.2012, 17:43

77. 74.Александру Б."Ложь,талантливой не бывает- всегда бездарна и бездарственна"

Ув.Александр Б. Когда-то,еще до войны,я не говорю уже о дереволюционном времени-все служили. Даже знаменитый Гаврила,крепко потрадавший от гангрены,служил,но не работал почтальоном. Ныне же, служат только в одном месте-Православной Церкви,прочие-работают. Такова объективная реальность. Работа не оставляет места для службы и может быть, при затраченном труде, очень даже равна нулю. Служба- не терпит суеты,имея целью принести не результат,но плод,имеющий прежде всего-свое нравственное измерение. Даже служба по торговой части. Иными словами,из деятельности человека,по мироустройству,постепенно изымается ее,этой деятельности, цель. Это когда не Ради Бога и это когда эта деятельность, становится целью, сама по себе. Бог-Сам по Себе,человек-сам по себе. Это когда,человеку- что наступать,что отступать-все равно носиться. Чистой воды безумие. "Суета сует".
Писарь / 31.01.2012, 17:22

76. 75. Архивариус: "...на уровне подсознания."

Некоторые злые языки утверждают, что термин "подсознание" - неправославный.
Александр Бутов / 31.01.2012, 11:56

75. Ответ на 73., Писарь:

Ради чего работает человек?Вернее ради Кого?Что и раньше.Ради Бога или ради себя.

Да, но... Наблюдения показывают как очень резко все сдвинулось в сторону "ради себя". Вот мы с Вами убеждены, что люди каждый раз долго рассуждают: как так сейчас сделать, чтобы оно получилось ради Бога. Подозреваю, большинство этой мучительной работы не совершает. Ну, недосуг просто. А делают как воспитаны, пользуются имеющимися алгоритмами - дело ради эффективности, ради денег, ради успеха. Откуда у нас эти готовые рецепты? - Оттуда. У нас или с мыслью собраться не может, или считают, что формулировки не нужны и каждый сам интуитивно найдет выход. Интуиция - условие хорошее, но недостаточное для самостоятельной культуры. "Не мысль намечает пути миру. Но только то, что усвоено мыслью становится нашим прочным достоянием" (В.Зеньковский). Пока нашим прочным достоянием стали рецепты от "общества эгоизма" (Как ни странно, именно на православном форуме утверждение, что эффективность не может быть целью экономики, оценили как блажь). Нет, совестливый православный человек помнит, конечно, что все ради Бога. И по возможности старается. А какие это возможности? - Да, которые оставляет ему "общество эгоизма": веди дела как обстоятельства велят, а если еще и рефлексируешь - пожалуйста, есть свое место для добра. Милосердие мешает тебе выжить в рыночной экономике - займись благотворительностью на досуге (в самом широком смысле слова, не только в виде отстегивания денег). Такие движения души вызывают уважение и особенно ценны, когда связаны с невидимым покаянием. Но почему-то оставляют ощущение половинчатости, компромисса... Вспоминаются слова святителя и толкование их: "Бегай злаго, делай благо, спасен будеши" - Сначала бегай зла, а потом делай добро. Сначала устраивай все необходимые дела на духовно непротиворечивых основаниях - это главное. А потом делай добро по своему произволению, если силы еще останутся... Несколько отвлекаясь в сторону. Вот спрашивают: Откуда эта всеобщая нервозность и недовольство?.. Чем недовольны, посмотрите как люди жили во время войн, разрух, сейчас большинство не лишено куска хлеба и даже более, храмы открыты, что еще нужно? Наше состояние - это состояние человека и общества с неспокойной совестью, когда форма и содержание, дела со словами расходятся в корне. Это беспокойство - признак, что когда-то мы были православным народом и сейчас не совсем еще об этом забыли... Хотя бы на уровне подсознания.
Архивариус / 31.01.2012, 09:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Юрьевич Катасонов
Нам полезны потрясения, чтобы ожить
О главных итогах 2024 года и грядущих потрясениях 2025 года
25.12.2024
Слабое место у санкций есть. Китай это понял и заставил Запад дёргаться
В мировой истории было немало случаев, когда разным странам удавалось обходить запреты «гегемона»
18.12.2024
Все статьи Валентин Юрьевич Катасонов
Последние комментарии
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 07:53
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 06:15
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02