Господь принял Крещение от святого Иоанна Предтечи, но Он крестился не так, как крестимся мы. Внешне это выглядело совершенно так же, но внутреннее содержание было иным. Если мы крестимся во отпущение грехов, то Господь, будучи безгрешен, не нуждался в этом, почему и спрашивает Его Иоанн Креститель: "Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?". Но Господь ответствовал ему: "Остави ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду" (Мф. 3, 1415). Ибо, крещаясь в воде, Господь освятил Собою всё водное естество. Поэтому в этот день и воспевает Церковь: "Днесь освящается вод естество".
То есть Господнее Крещение - это снисхождение благодати Божией на ту воду, которую мы сейчас с верою принимаем. Но праздник этот называется ещё и Богоявлением. Почему? Потому что в момент Крещения Господня явилась вся Святая Троица, потому что в этот день открылась тайна, сокровенная от веков, от народов. До этого времени в книгах Ветхого Завета о Святой Троице говорилось очень прикровенно, как бы только в общих чертах и понятиях. Но говорилось. Вот, например, на вечерне читалась паремия о сотворении мiра. Уже с первой строки книги Бытия, первой книги Ветхого Завета, говорится о Святой Троице, о том, что Бог един и Троичен в Лицах: "В начале сотвори Бог небо и землю" (Быт. 1, 1). По тексту первоисточника, т.е. того текста, который был написан на древнеарамейском языке, произносится это так: "В начале Боги сотворил небо и землю". Сказано: "Боги" - во множественном числе - потому, что речь идёт о трёх Лицах Святой Троицы. "Сотворил" 19 января - Святое Богоявление Крещение Господа Бога и Спаса нашего - потому что Бог един и троичен в Лицах. Но тогда было только сказано: "В начале Боги сотворил", но что значит - "Боги" и почему "сотворил" - не объяснялось. И только сегодняшний праздник раскрывает эту тайну Святой Троицы. "Боги" - это Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, - но это едино Божество, Троица Единая и Нераздельная. Праздник этот потому и именуется Богоявлением, что Бог является в Троице: Бог Сын, Господь наш Иисус Христос, принимающий Крещение от Иоанна; глас Бога Отца, свидетельствующий с Небес, что "Сей есть Сын Мой Возлюбленный"; и Дух Святой, сходящий на Сына в виде голубя.
В Евангелии сказано: "Возведен бысть Иисус Духом в пустыню, искуситися от диавола" (Мф. 4, 1). Так вот, этот момент - также особый, духовный. С одной стороны, "явися Спас, благодать и истина", как воспевает Церковь (светилен Богоявления). А с другой стороны - тут же искушение. Этот духовный закон постоянно действует и в нашей жизни: праздник - и всегда искушение. Даётся благодать - и тут же ей или предшествует, или сопутствует искушение. Авва Дорофей, один из духовных наставников монашества, пишет, что это закон, действующий настолько постоянно, что без искушений никакое дело не крепко. Но мы, по своей недуховности и греховности, обычно забываем об этом. И когда нас постигают искушения, вместо того, чтобы утешиться и сказать: "Ну, значит, всё в порядке", попадаемся на диавольский крючок, начинаем смущаться, раздражаться, враждовать друг против друга, т.е. делаем именно то, чего сатана и старается от нас добиться, забывая слова святого апостола Иакова: "Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна" (Иак. 1, 2), - потому что это значит, что вы на верном пути. И святые отцы то же самое говорят, только другими словами: если какоето дело Божие делается и при этом нет никакого искушения ни до, ни во время, ни после, то дело это Богу не угодно.
Один духовный писатель, рассказывая о том, что в некоей монашеской обители были всякие трения - и внутри, и снаружи - прибавляет далее: пусть благочестивый читатель не смущается этим, пусть знает, что если он где-либо прочитает или услышит о какой-то обители, что она живёт без искушений внутренних или внешних, то тут одно из двух: или это неправда, или эта обитель неистинная.
С Божией помощью постараемся и мы, делая что-то благое, помнить это правило и радоваться, когда Господь посещает нас испытаниями.
Иллюстрация: фреска церкви Успения Богоматери, Дафни, XI век. Греция