Бедный Ньютон так и не открыл бы своего знаменитого закона, если бы на голову ему не упало яблоко. Но почему оно упало в это время и в этом месте? Оно - созрело!
Самое интересное, что произошло совпадение двух факторов: созрела и идея в голове Ньютона. Упади яблоко раньше или позже - не учить бы студентам еще одного закона. А кто, интересно, соединил созревшее яблоко с созревшей в голове идеей, которой (и голове, и идее) не хватало только небольшого удара фруктом? Ну, тут уж дело не человеческое... Называется оно - промысел Божий.
Откройте учебники по литературе: нет такой темы в разделе «Пушкин», хотя в творчестве поэта это была одна из главных проблем. Не найдете вы этой темы и в учебниках истории, а зря, ибо она - основополагающая в истории. И этот пробел в обучении очень заметен в современных рассуждениях наших публицистов...
Тема сложная и, как мы уже заметили, неразработанная, поэтому, в чем-то и я ошибаюсь, конечно, но все-таки рискну перевести политизированные разговоры в русло этой тематики. Не судите строго, помогайте разобраться...
Господь в конце ХVII века посылает Руси Петра Великого. Петр все свои силы бросает на укрепление государственности. Приходится делать это в ущерб церковности: убирает патриаршество, чтобы не мешало ему единолично и жестко возрождать Россию. Монастыри превращает в дома для инвалидов - ветеранов войн. Колокола переливает на пушки. Смотрит на Церковь по-протестантски, видя в ней помощника государства в устроении дел земных. Во многом успех его реформ обусловлен отходом от православных традиций. Чтобы разбудить дремлющие силы стремления к действию, успеху, богатству, пришлось «идеалы праведности и святости, проблемы греха, совести, покаяния вынести за скобки»[1]. Антихрист! - закричали старообрядцы. Все правильно, если не верить в промысел Божий.
Но посмотрите, благодаря такому развитию событий Россия стала морской державой, выйдя к двум морям. Выдержала натиски шведов и турок, облизывающихся на небольшую Московию и уже готовящихся поглотить ее. Стала империей, которая - вот он, промысел! - продолжала быть хранительницей веры православной во всем мире. Хорошо возрождать монастыри и церкви в теплом и сильном доме государства. Мы ведь не знаем, что было бы, если... Страшно представить, если бы мы стали тем, чем сейчас является Константинополь-Стамбул. Если бы мы насильно приняли унию или стали католической страной. Господь не может допустить исчезновения хранительницы истинной веры, и Ему приходится решать эту задачу вот такими зигзагами истории...
1917 год тоже не мог быть случайным в нашей истории. Не знаю я истинных причин Божиего посещения нашей страны в то трагичное время, но твердо верю в промысел Божий. Похоже на то, что перед революцией вера наша стала превращаться в обрядовость, в обыденность, в государственную повинность, - а этого быть не должно. Так и до полной потери истинной веры недалеко. Необходима была встряска, как это (вспомните свою биографию, уважаемые читатели) бывает полезно для нас и оборачивается в дальнейшем прямой пользой. Ну не было другого пути!
Позволю процитировать свою книгу «Путь Домой»: «Пришли к врачу трое больных. Одному врач порекомендовал недельку принимать таблетки, другому - полежать недельку в больнице, третьему - немедленно на операционный стол. Последний обиделся: напарнику таблетки, а меня - резать! Только давайте не будем обвинять Врача. Дело не в Нем, а в степени запущенности нашей болезни. Раз мы дошли до такого состояния, то у Врача нет другого способа вернуть нас к жизни, как с помощью страдания, боли, скорби, болезни... Да, это больно. Любой человек, присутствующий на операции своего родственника, может бросить упрек врачу: ты жесток! Но давайте не будем спешить.
Через недельку этот человек принесет врачу цветы и будет со слезами благодарить его за спасенную жизнь родственника. Так и в духовной жизни. Если мы будем все соизмерять с жизнью вечной, мы перестанем упрекать Небесного Врача и Спасителя в жестокости, а пойдем покупать цветы»[2].
Это хорошо понимал Достоевский, который мог сказать даже так: «Война не бич человечества, а лекарство»[3].
«Не было бы счастья, да несчастье помогло» - гениально закрепил это ощущение промысла Божьего народ в поговорке.
«Лицом к лицу лица не увидать», - сказал поэт. Поэтому старообрядцы в то время кричали «Антихрист!», поэтому в 1918 году кричали «Конец! Катастрофа!», поэтому сегодня нам так хочется возопить то же самое.
Еще сравнение. Вот мы стоим у подножия горы и ужасаемся ее размерам. Но уйдя от нее дальше, уже не так боимся. А уйдем еще дальше, уж редко и оглядываемся. А совсем далеко - так она становится незначительной точкой на горизонте. Вот так же мы все посмотрим на наши исторические трагедии из Вечности.
Вполне возможно, такая же история и со Сталиным, о котором сейчас так много спорят, совершенно игнорируя почему-то промысел Божий. Предвидя страшный напор антихристианских сил на нашу страну, в которой ярко тлели угли веры православной, Господь устроил именно таким образом развитие событий ради высшей цели - сохранения суверенного государства для дальнейшего хранения в истории Истины. Ну не было другого выхода! Иные варианты - это только наши фантазии. Господь выбирает всегда оптимальный вариант, а сели этот вариант такой болезненный и трудный для нас, то дело лишь в нас, в нашей запущенной болезни, которую без хирургического вмешательства Врач Небесный вылечить уже не может.
Возникает вопрос: что же делать человеку в данный момент истории, если в конечном итоге все решает промысел Божий?
А что делал Ньютон до падения яблока ему на голову? Ждал, когда оно упадет? Что делал Петр I, придя к власти? Рассуждал на лужайке о промысле Божием? Нет, конечно! Каждый на своем месте делает все, от него зависящее. Как говорили в средние века христиане: «Делай, что должно, - и будь что будет». Наш батюшка любит повторять так: «Не бери на себя много, оставь место для действия промысла Божиего».
Мы с удивлением наблюдаем в сегодняшней истории нашего Отечества, как Господь по какой-то причине не дает большинству переживающих за состояние страны православных патриотов своего лидера. Яблоко вроде созрело, а вот головы, на которую ему упасть, - в нашем саду не видать... Вывод: значит - не созрело!
Помню, на Рождественских чтениях меня поразила мысль одного кинематографиста, который на горячие призывы православных кардинально изменить ситуацию в кино ответил так. Хорошо, дадим вам камеры, дадим деньги, пошлем на натуру - снимите кино, равное Шукшину, Тарковскому, С. Бондарчуку? То, что вы сейчас снимаете, с профессиональной точки зрения детский лепет, надо честно признать. В ПСТГУ услышал подобный же упрек: на жалобы православных, что педагогика строится на марксистко-ленинских принципах, преподаватель со вздохом ответил: «Мы готовы рассмотреть ваши наработки. Покажите, где православные дипломы на эту тему, где научные разработки, где православные педагоги - кандидаты наук?» Увы...
Сейчас, правда, ситуация меняется, - созреваем на солнышке потихоньку... Но может быть, медленно?
В нашем маленьком городке уже второй год с широким размахом (под руководством администрации) провели «Мисс красавицу». И я подумал: вот мы много критикуем, а если бы мы взялись провести, например, конкурс «Русская коса - длинная коса», где пропагандировались бы иные ценности? Это я только подумал. Но когда я попытался что-либо сделать в этом направлении, то обнаружил полную апатию окружающих: благотворители деньги на это давать не собираются, зал для этого не дадут, музыку соответствующую писать тоже некому, не говоря о специалистах по постановке. Так что мое яблоко в нашем городском саду не упало - не созрело... Похоже, что и по всей стране подобная ситуация, хотя, может быть, я ошибаюсь.
В своей статье «Президент, которого мы не избрали» я пытался убедить читателей, что кандидат, способный победить Путина, у нас есть - Н.А. Нарочницкая, которая по глубине и силе геополитического мышления гораздо выше Путина. Мне, из моего маленького окна, казалось, что выход найден и многие обязательно воспользуются им, но... Это яблоко тоже не созрело...
Вот уже прошло время регистрации кандидатов в Президенты - грустно становится...
Но наше дело всегда одно - верить, стоять в Истине, трудиться во славу Божию, обличать всю гибельность либерализма и восходить на гору Православия, воцерковляться, воцерковлять все стороны нашей жизни и деятельности... Чем больше мы будем это делать, тем быстрее и вероятнее Господь соединит, как два бикфордовых шнура, два фактора: нашу зрелость, нашу готовность к принятию иной жизни и то яблоко, которое наконец полетит с ветки вниз...
А вот когда и как это свершится, - нам не дано предугадать. Господь может в одночасье все изменить. Главное - не в этом, а в нас, в нас самих, в нашей вере... Как говорит наш батюшка: «Какая молитва - такая и жизнь».
[1] Непомнящий В.С. Да ведают потомки православных. С. 34.
[2] Лобастов Н.А. Путь Домой. С. 94.
[3] Ф.Достоевский и Православие. С. 66.
7. Автору
6. 3. Слава Тамбовский : И сколько тут не молись, сколько не думай о провидении, делу этим не поможешь.
5. согласен с автором...
4. Ответ на 3., Слава Тамбовский:
3. Re: Чтобы упасть, яблоко должно созреть
2. Автору
1. Автору