В январе «Православный Санкт-Петербург» поминает двух покойных пастырей, по-разному дорогих сердцу каждого русского православного человека. Первый - это архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Воспоминаниями о нём делится с читателями его духовное чадо - Ольга Сокурова, доцент СПбГУ, кандидат искусствоведения. Её воспоминания называются просто: «СТАРЕЦ». Ольга Борисовна пишет: «В движениях, жестах о. Иоанна, поворотах его высоко поднятой головы с седыми волнистыми волосами всё было торжественно, благообразно, гармонично. Благородная красота поведения не раз отмечалась мною при последующих встречах с Батюшкою... Посчастливилось мне часто бывать в батюшкиной келье. Чистота, белизна - вот первое от неё впечатление. И батюшка - чистый, белый. Глаза сквозь линзы очков кажутся огромными, всезнающими. Смотрят глубоко-глубоко и всё в тебе видят. И страшно, и совестно, и радостно». Всё это, конечно, - внешние впечатления, но воспоминания О.Б. Сокуровой содержат и более глубокие мысли, наблюдения, догадки... В январском номере вы найдёте только первую часть воспоминаний об о. Иоанне (Крестьянкине), - продолжение будет опубликовано в следующих номерах.
И второй знаменитый батюшка, которого поминает новый номер газеты - протоиерей Василий Ермаков. И о нём тоже пишет его духовное чадо - известный православный общественный деятель Сергей Галицкий. Его воспоминания носят весьма многозначительное название: «НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА...» Сергей Степанович честно пишет о том, какое неприятное впечатление на него, - тогда ещё духовно не опытного человека - произвела первая встреча с отцом Василием... И о том, как молитва батюшки вывела его из тяжёлого душевного кризиса... И о том, как он поссорился с отцом Василием... И о том, как непросто было ему, духовному чаду, осмыслить противоречивую натуру своего духовника... «Во мне рухнул идол, которого я сам создал в душе вместо живого отца Василия. Я понял, что мог не соглашаться с отцом Василием по какому-то вопросу и одновременно оставаться рядом с ним. И ещё я понял, что нет, не было и не будет на земле ни одного безгрешного человека, кроме Господа и Бога нашего Иисуса Христа».
Православие - это не гладкая дорожка в нарядном парке: это путь узкий, тернистый и непростой. И можно только удивляться, что находятся ещё люди, которые решают идти именно этой нелёгкой дорогой. Знаете ли вы о том, что в 80-е годы ХХ века в США произошло чудо: несколько тысяч американских протестантов-евангелистов разом перешли в Православие! Почему это случилось? Просто потому, что это были честные, совестливые люди: они с искренней любовью изучали Священное Писание и поняли, что правда не на стороне протестантизма. Усилием мысли, вооружённой любовью к Богу, они открыли для себя Православие - и с радостью устремились на этот свет. Как сказал американский православный священник, отец Том Браун: «Сейчас в США Православие - одна из самых быстро растущих конфессий. Есть много хороших, добрых людей, которые желают жить по-христиански и видят, что евангелическое движение не даёт им такой возможности. Как работает наш миссионерский отдел? Вот вам пример: на моих глазах в Великобритании несколько англиканских общин после встреч с нами присоединились к Православию». Материал о православных американцах называется: «РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ЧУДЕ».
Жизненная дорога каждого православного человека должна в конце концов приводить на небеса. «ПОМНИ ЧАС СМЕРТНЫЙ» - так называется большое интервью с иеромонахом Нектарием (Головкиным). Ещё недавно он был приходским священником, протоиереем Николаем, но после смерти жены принял монашество... Отец Нектарий вспоминает: «Снится мне моя матушка, и будто ей лет 30, хотя умерла она в 53. Рядом сын с дочерью, и будто обустраивают они дом деревянный: стены штукатурят, печку подмазывают. Говорят: «здесь ты будешь жить, это келья твоя». Это они устраивали мою будущую жизнь»...
И как всегда читатель найдёт в новом номере «Православного Санкт-Петербурга» очередную былинку Александра Ракова. Она тоже посвящена поминовению покойных и называется: «С УПОКОЕНИЕМ УСОПШЕГО УСПОКОЙ И ПАМЯТЬ О НЁМ...» Александр Григорьевич вспоминает свою мать, делится горькими раздумьями о том, как душа примиряется с уходом родных... «Теперь я знаю, как жили, какими мыслями питались мои родители; видимо, это запоздалое прозрение заложил в нас премудрый Господь - чтобы мучились дети и помнили давших нам жизнь. Тогда и наши дети сохранят память о нас...»