В прошлом году архимандрит Ефрем, настоятель монастыря
Ватопед на Святой горе Афон, привез в Россию Пояс Пресвятой Богородицы. С 20
октября по 28 ноября эта великая святыня посетила четырнадцать городов России
от Калининграда до Владивостока. Более трех млн. человек, включая высших
руководителей российского государства, поклонились Святому Поясу. Было
засвидетельствовано множество чудесных исцелений и благодатных явлений,
произошедших по горячим молитвам верующих к Пречистой Деве у ковчега с Её
святыней.
Известно, что на все просьбы из других стран, в частности, из США и Румынии, о принесении к ним ковчега с Поясом монастырь отвечал отказом. После многолетних переговоров исключение было сделано только для России. Русский народ, все православные верующие нашей страны никогда не забудут той милости, которую явил им Господь и Его Пречистая Матерь, через старца Ефрема. Из поколения в поколения будут передаваться у нас рассказы об этом событии.
Каково же было наше потрясение, когда стало известно о том, что архимандрита Ефрема, почитаемого духоносным старцем не только в Греции, но и во многих других странах мира, человека, обремененного многими телесными немощами, суд его родной православной страны заключил в тюрьму для опасных преступников еще на стадии предварительного расследования дела по операциям с собственностью монастыря.
Обвинения против монастыря Ватопед касаются периода 2001-2008 годов. Причем проходившие по делу греческие чиновники, среди которых пять бывших министров Греции, освобождены от ответственности по сроку давности. Однако это не распространяется на других фигурантов, включая геронту Ефрема. За три с лишним года расследований по делу не было представлено никаких данных, подтверждающих вину отца Ефрема. Уже тринадцать лет незаконно арестованы все монастырские счета. Против монастыря ведется беспринципная грязная кампания в греческих СМИ[1]. Однако для многих очевидно, что обвинение Старца является нравственной и политической провокацией, в то время как подлинные виновники оправданы.
Громкий процесс над архимандритом удобен светским властям Греции для отвлечения внимания общества от реальных экономических проблем, возникших по их вине. Тем самым, греческая Православная Церковь как бы оказывается среди виновников острого экономического и политического кризиса, в котором сейчас находится страна. Некоторые журналисты в своем неумеренном ёрничестве договариваются до того, что монастырь Ватопед «похоронил еврозону»[2]. Видимо, по логике властей для выхода из затруднительного финансового положения все средства хороши вплоть до изъятия церковных имуществ и судебного преследования несогласных с этим церковных иерархов и настоятелей монастырей.
Русской Церкви все это знакомо даже слишком хорошо. Об этом говорит и митрополит Месогейский Николай: «Мы в Греции не знали, что такое тюрьма и что такое несправедливость. <...> А вы (в России) уже научены вашей историей, что такое попасть в тюрьму по несправедливому обвинению. <...> Ненависть к личности отца Ефрема взращивалась годами с целью нанести удар по Церкви. Поскольку в Греции ведется планомерная борьба с Церковью, вот они и нашли повод... Уже наступило время гонений в Греции».[3]
Священный Кинот, главный орган управления «монашеской республикой» на Афоне «выразил свою единодушную поддержку и солидарность игумену Ефрему и всей ватопедской братии». «В лице архимандрита Ефрема оскорбление наносится всей святой горе и афонскому монашеству в целом», - говорится в его заявлении.
В свою очередь братия монастыря Ватопед приняло специальное заявление, в котором в частности сказано: «Наше братство принимает, одобряет и поддерживает все действия старца. Мы сообщаем верующим, что все братство едино в любви к старцу и с верой и надеждой принимает его мученический крест. Нам придает силы всеобщая поддержка Святой Горы, всех епископов Православной Церкви и народа, и всех их мы благодарим за это от всего сердца».
Характерно, что новый виток разбирательства начат именно после того, как пояс Пресвятой Богородицы был привезен архимандритом Ефремом в Россию. Неудивительно, что по мнению многих в России и Греции, именно это событие называется одной из основных причин заключения Старца по стражу. «Как можно подозревать в возможности побега из нашей страны человека, который только что вернулся из России, действовал там во имя православия и широко рассказал о Святой Горе и нашей Греции? Если только это не причина того, за что его посадили тюрьму», - пишет Митрополит Монемвасии и Спарты Эфстафиос в своем послании прокурору Ареопага (Высшего суда Греции по гражданским и уголовным делам) Иоаннису Тендесу[4].
«Бог шельму метит», - говорится в русской половице. На высказанную российским МИДом озабоченность в связи с арестом архимандрита Ефрема, греческий МИД с пафосом ответил: «Греция - правовое государство с долгой демократической традицией уважения к правам человека, в котором существует полное уважение к независимости юстиции и четкое разделение властей. По этим вопросам Греция не принимает указаний». При этом представитель МИД Греции Делавекурас не преминул добавить, что «мы привержены постоянному укреплению и углублению греко-российских связей»[5].
Последнее утверждение как раз и вызывает большие сомнения. Известно, что все попытки Греции наладить более тесное сотрудничество с Россией наталкиваются на ожесточенное сопротивление Евросоюза и НАТО. Как только намечается сближение двух наших православных стран, в ход идут грязные политические технологии: провокации, разжигание уличных беспорядков, организация массовых забастовок и т.п. как это случилось с правительством Константиноса Караманлиса, в бытность которого премьер-министром Греции, эта страна, в частности, активно закупала российское вооружение в ущерб американским компаниям.
Поэтому неудивительно, что в слушании дела, предшествовавшему принятию решения, в качестве «аргумента» в пользу предварительного заключения под стражу старца Ефрема был приведен факт его визита в Россию во время принесения Честного Пояса Пресвятой Богородицы. А после того, как Святой Пояс вернулся в Грецию, отца Ефрема срочно вызвали в Афины и допрашивали более 30 часов! Такие «аргументы и факты» не могут свидетельствовать в пользу «укрепления и углубления греко-российских связей» зато логично вытекают из противоположных целей властей.
По словам Сергея Рудова, давно и хорошо знакомого со Старцем, Ватопедом и вообще с Афоном, «отцу Ефрему не раз намекали, что с Россией и русскими надо быть поосторожнее». Сегодня Ватопед - это мост между Россией и Святой горой, между Россией и Грецией. «У многих эта дружба, как впрочем, и сам Афон с его уникальным статусом, стоит как кость в горле».
Однако нельзя всех мазать одной черной краской. Надо отдать должное многим должностным лицам в Греции (в полиции, в Службе госбезопасности, военным), которые с большим уважением относятся к старцу Ефрему и недоумевают по поводу его ареста. Не будем также забывать, что верующий греческий народ не только поддерживает Старца, но и любит Россию и очень почитает многих русских святых таких как преподобный Серафим Саровский, Иоанн Русский, священноисповедник Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) и других. Тот же митрополит Месогейский Николай говорит, что в эти дни он испытывает «чувство большой радости и благодарности к сестринской Русской Церкви. Вы сделали гораздо больше, чем мы ожидали, и гораздо больше, чем мы того заслуживаем». «Вы не только показали вашу любовь к нашей Церкви и к старцу Ефрему, но и восполнили наш недостаток - то, чего не сделали мы, сделали вы». «И знайте - возможно, проблемы в отношении к России существуют у наших политиков, но народ любит Россию. Мы чувствуем, что мы и русские - братья». Владыка верит, что «святой и духовный голос, который слышен из России от русских братьев в нашу поддержку покроет тревоги греческого народа и Элладской Церкви».[6]
Поэтому в ситуации с арестом отца Ефрема налицо происки врагов Православия и России. Сейчас в Греции давний юридический спор о монастырской собственности на глазах всего мира превращается в политическую кампанию по дискредитации монастыря Ватопед, Афона, Элладской Православной Церкви, а косвенно и России, как «замеченной» в контактах с архимандритом Ефремом.
***
Однако давайте отвлечемся на время от политических коллизий в Греции и задумаемся о том, что же такое произошло в России в октябре-ноябре прошлого года во время принесения Пояса Богородицы? Что так взволновало всё «прогрессивно-либеральное человечество» не только у нас, но и за рубежом? Почему появилось множество статей, теле- и радиопередач с попытками понять и, конечно же, «прогрессивно», в духе «свободы слова» (т.е. либерально) очернить произошедшее с нами за эти тридцать с небольшим дней? Откуда все эти вопли про фетишизм, магизм и неискоренимое язычество русского народа? Чем вызваны «глубокомысленные» политологические рассуждения про предвыборную ангажированность программы двух дружеских фондов - организаторов принесения Пояса Богородицы в Россию: Фонда святого апостола Андрея Первозванного и Общество друзей монастыря Ватопед на Святой горе Афон имени преподобного Максима Грека?
Прежде всего, принесение в Россию Святого Пояса явило нам самим нашу веру, надежду и любовь - не к земным вещам, не к шоуменам, модным певцам и актерам, не к политикам и бизнесменам, не к благополучной Европе и зажиточной Америке, а к Богородице и Ее Сыну.
Отец Ефрем явил нам высоту духа, силу христианской любви и несомненность надежды накануне подготавливаемых нам «мировой закулисой» очередных «великих потрясений», которые по планам игроков глобальной шахматной доски должны окончательно разрушить Россию (ибо по словам З. Бзежинского «новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счёт России и на обломках России»). Однако нам самим нужна Великая Россия, а не очередные катастрофические потрясения как в 1917 и 1991 году!
Отец Ефрем явил свою христианскую любовь к России и православному русскому народу. Он вселил в нас надежду своей верой в особую духовную миссию нашей страны, сказав: «Россия не развалится. Наоборот, укрепится и сыграет главную роль в деле спасения всего Православия на Земле».
Давайте сравним события, произошедшие в нашей стране в конце 2011 года.
В ноябре кроткий и смиренный отец Ефрем, с небольшим «ящичком» - ковчегом с Поясом Богородицы, собрал в одной Москве миллион православных верующих, более трех миллионов по всей России, а объединил, вдохновил, обновил верой в истинного Бога, во Святой Троице поклоняемого и славимого, десятки, если не сотню миллионов человек, вспомнивших, что и они крещены в Православную веру, что и их предки трудились на земле во славу Божию и воевали не корысти ради, не за земные блага, а за веру православную. Отец Ефрем явил нам в вере нашей правду Божию, дающую силу ее исповеднику, открыл нам призвание каждого к смиренному служению Христу. Не он сам, а Божественная благодать и любовь Матери Божией собрали вместе и объединили в России миллионы людей!
В декабре подавшиеся в политику шахматисты и политиканствующие адвокаты, отставленные от кормушки чиновники с гламурными дивами собрали на московских площадях несколько десятков тысяч обделенных при раздаче привилегий - побороться за свои против чужих. Эти дипломированные демагоги, эти интернет-борцы с «роспилом» и профессиональные крикуны о «правах и свободах народа» показали нам не свое смирение («нищету духа»), а нищету своих мыслей и пустоту, обнаруживаемую за их лозунгами; не алчбу и жажду правды Божией, а собственную ненасытность и жажду власти ради рабского служения Золотому тельцу.
Главное же состоит в том, что принесение Пояса Богородицы объединило русский народ, дало нам с особой силой почувствовать себя единым целым, народом, у которого оказывается (удивительно для кого-то!) всё ещё есть общие идеальные ценности, которые не измеряются ни в рублях, ни в иностранной валюте. Это событие дало нам опытное знание, что мы можем и потому должны объединяться не в очередной саморазрушительной «борьбе с кем-то» или «против чего-то». Мы узнали, что наша сила в единстве, а наше единство в вере, в православной вере наших отцов, дедов и прадедов. В те октябрьские и ноябрьские дни мы очами сердца увидели образ Святой Руси, утраченной нами в ХХ веке, но искомой и чаемой нами. Перед нами словно восстал сокровенный Град Китеж, некогда скрывшийся в водах озера Светлояр ради спасения от врагов своих благочестивых жителей.
В эти дни мы всей душой ощутили, что Россия не просто территория с населением и полезными ископаемыми (как на нее смотрят наши недруги), а наша сакральная ценность, место спасения нашей бессмертной души. Пробудившейся в нас памятью предков познали мы, что на Руси испокон веку служение венчанному царю, Государю было службой всей русской земле - «уделу Пресвятой Богородицы», где нам Богом суждено искать правду не свою, но Божию, где была и есть истинная вера в истинного Бога.
Всего этого не было бы без отца Ефрема и потому, очевидно, что своим решением и своими действиями - принесением Пояса Богородицы в Россию, встречами с людьми, своими молитвами за Россию и русский народ - он посмел встать на пути и «духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12), и земных врагов России, и потому возмездие с их стороны не замедлило себя ждать. В результате в стране, где Православие по Конституции является государственной религией, православный священнослужитель арестован под надуманным абсурдным предлогом как особо опасный государственный преступник. Для старого человека, страдающего сахарным диабетом, такое испытание может стать смертельно опасным. Но, возможно, именно такого исхода и добиваются в своей злобе враги России и Православия. В наказание отцу Ефрему и в пример всем непослушным! Наказать по закону старца Ефрема они не могут, зато имеют право 18 месяцев продержать в тюрьме невинного человека и при этом не впасть в противоречие с Европейской конвенцией о правах человека. Ведь двойные стандарты, особенно в применении к православным, в Европе никто не отменял (вспомним Сербию и Косово)!
Отец Ефрем умножил в нас веру во Христа, в Богородицу, в Россию, в свои силы и за это тоже мстит ему мировая закулиса, руками послушной ей греческой Фемиды, мстит Старцу, немощным телом пребывающему в темнице на грешной земле, потому что Богородице и Христу они отомстить бессильны.
«Независимая юстиция» демократической Греции оказалась вполне зависимой от политиканов в самой стране и от кукловодов из ЕС и НАТО: ведь этими наднациональными структурами дважды - крест накрест - по сути перечеркнут суверенитет страны. Именно поэтому пресекаются любые попытки сближения Греции и России. Эти силы не останавливаются ни перед чем - сменой правительства, гонениями на Церковь, арестом священнослужителей... Холуйствующие, раболепствующие перед ними чиновники и судьи найдутся в любой стране, нашлись они и в Греции.
Митрополит Николай Месогейский и Лавреотикийский при свидании со Старцем в тюрьме сказал ему: «слава Церкви - это тюрьмы». Христос был заключен в темницу, апостолы и мученики провели там долгое время. Россия, которую Геронда посетил незадолго до ареста, из тюремных застенков вывела святых людей. «Святой Лука Крымский явил свою святость в лубянской тюрьме», - напомнил Владыка о широко почитаемом в Греции (даже более чем в России и на Украине) русском святом[7].
Отец Ефрем явил нам, что наша сила в единстве, а наше единство в вере - не в великую американскую мечту, не в золотого тельца - кумира «свободного рынка» и идола рушащейся на наших глазах мировой финансовой пирамиды (этой «МММ» всемирного масштаба), а в вере православной - в Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь.
В России отец Ефрем свидетельствовал нам о Христе. За это свидетельство он теперь и заключен в тюрьму. И потому как свидетель он и мученик[8]: за Христа, за Россию и русский народ. Он мученик за наше воскрешение во Христе, за нашу жизнь во Христе, за нашу свободу во Христе, за наше будущее, которого без Христа у нас нет!
Поэтому будем молиться за старца Ефрема и о том, чтобы, по слову митрополита Месогейского Николая «все мы познали истину Бога», потому что «мы верим в Церковь подвизающуюся, Церковь свидетельства и Церковь, прославляемую своим крестом. Так что вместе с сочувствием и скорбью к личности отца Ефрема наши души наполняет радость, что Господь прославит Церковь и в Греции».[9] И главное, будем сами своей жизнью, словами и делами свидетельствовать о Христе здесь в России, обустраивая ее не по меркантильным лекалам глобальной элиты, а по Богу, имея идеалом явленную нам благодаря отцу Ефрему Святую Русь.
Принесение Пояса Богородицы в Россию с новой силой поставило перед каждым русским вопрос: со Христом ли он? Каждый из нас должен понять, что кроме как на Бога и самого себя русскому человеку надеяться не на кого. Поэтому жизнь свою надо строить по Божьей правде. Нельзя быть настоящим русским, не став православным. Святая Русь возродится, когда в ней вновь станут жить русские по вероисповеданию, а не только по именованию, крови или генотипу.
Именно об этом нам еще раз напомнил отец Ефрем и именно за это пребывает он теперь в тюрьме. Так будем же благодарны ему за все доброе, сделанное им для нас, и будем молиться о нем и о нашей родине Владычице нашей Пресвятой Богородице и Ее Сыну Господу и Богу нашему Иисусу Христу. Ему и слава подобает. Аминь.
[1] Подробнее см.: Дело монастыря Ватопед: историческая справка / http://fondmg.ru/?p=20
[2] Богдановский А. Пояс Богородицы, или монастырь, который похоронил еврозону / http://www.forbes.ru/sobytiya-column/lyudi/76824-monastyr-kotoryi-pohoronil-evrozonu
[3] Александра Никифорова. Митрополит Месогейский Николай: «Тюрьмы - слава Церкви» / http://www.pravmir.ru/mitropolit-mesogejskij-nikolaj-tyurmy-slava-cerkvi/
[4] Настоятеля Ватопедского монастыря посетили в афинской тюрьме два иерарха Элладской православной церкви / http://www.itar-tass.com/c11/309168_print.html
[5] Греция просит Россию не указывать ей в вопросе о задержании Игумена Ефрема / http://www.pravoslavie.ru/news/50679.htm
[6] Александра Никифорова. Митрополит Месогейский Николай: «Тюрьмы - слава Церкви» / http://www.pravmir.ru/mitropolit-mesogejskij-nikolaj-tyurmy-slava-cerkvi/
[7] Александра Никифорова. Митрополит Месогейский Николай: «Тюрьмы - слава Церкви» / http://www.pravmir.ru/mitropolit-mesogejskij-nikolaj-tyurmy-slava-cerkvi/
[8] Μάρτυς, мартис - по-гречески свидетель, мученик
[9] Александра Никифорова. Митрополит Месогейский Николай: «Тюрьмы - слава Церкви» / http://www.pravmir.ru/mitropolit-mesogejskij-nikolaj-tyurmy-slava-cerkvi/
5. гражданину острову72
4. Ответ на 1., Адриан Роум:
3. Соответствено
2. Re: Узник за Христа и Россию
1. Re: Узник за Христа и Россию