К 400-летию преодоления Смуты

0
663
Время на чтение 4 минуты

Бурные события российской истории начала XVII века, получившие в отечественной историографии наименование «Смутное время», «Смута», оставили неизгладимый след в сознании русского народа. В различных академических словарях, учёные при определении категории «Смута» использовали такие понятия-характеристики, как: тревога, бунт, переполох, волнения, возмущение, восстание, смятение, брожение умов, мятеж, крамола, общее неповиновение, непокой, раздор между народом и властью, шатание, замешательство, неурядица, непорядок, беспорядки, расстройство дел. Такая множественность характеристик данного термина не вызывает каких-либо нареканий у человека мало-мальски знакомого с хронологией и ходом событий того времени. Ибо явление это было разноплановое, находящее своё проявление не только в кризисе социально-экономических, политических институтов и отношений, но и в самом общественном сознании.

Российское общество и государство оказались в состоянии системного кризиса, когда в основе сотрясавших страну социально-экономического и политического кризисов, лежал, как и сейчас, кризис духовный, нравственный. Поэтому, по своим масштабам и значению, события Смутного времени сопоставимы в русской истории с чередой таких социальных потрясений и катаклизмов, как: реформы Петра I, революция 1917 года и расчленение СССР.

Это было время ценностного кризиса русского общества, влекущего за собой череду социокультурных, экономических, политических трансформаций. Крайне актуальной и верной является оценка событий Смутного времени данная С.М. Соловьёвым, который среди основных причин Смуты выделил: «дурное», «неудовлетворительное состояние народной нравственности», а также «борьбу между общественным и противуобщественным элементом, борьбу земских людей, собственников, которым было выгодно поддержать спокойствие, наряд государственный для своих мирных занятий, с так называемыми козаками, людьми безземельными, бродячими, людьми, которые разрознили свои интересы с интересами общества, которые хотели жить на счет общества, жить чужими трудами» (1).

Со вторым тезисом С.М. Соловьёва можно соглашаться или не соглашаться, однако, трудно оспаривать, тот факт, что в данную эпоху, - эпоху социальной неопределённости, социокультурных, ценностных трансформаций «водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего; сокрушение прав слабого пред сильным при отсутствии просвещения, боязни общественного суда, боязни суда других народов, в общество которых еще не входили, ставило человека в безотрадное положение, делало его жертвою случайностей, заставляло сообразоваться с этими случайностями, но эта привычка сообразоваться со случайностями, разумеется, не могла способствовать развитию твердости гражданской, уважения к собственному достоинству, уменья выбирать средства для целей» (2).

Рассматривая причины этого катаклизма, его главные движущие силы, и влияние на дальнейший ход истории, следует отметить, что подобное катастрофическое состояние общественного сознания в значительной степени было обусловлено тираническим правлением Ивана IV и, в частности, появлением опричной «антисистемы», чуть было не приведшие страну к полному краху. При исследовании данных факторов такой же актуальной является оценка этих событий с точки зрения этнологической теории Л.Н. Гумилёва. Противостояние традиционной системы ценностей и уклада жизни русского общества с сохранявшимися «антисистемными» проявлениями и мировоззрением при полицейском режиме Бориса Годунова, пытавшемся сочетать их, не позволили этому, безусловно, талантливому и прагматичному государственному деятелю исправить ситуацию.

Династический кризис (пресечение правящей династии, вопрос о легитимности избрания Б. Годунова), переплетение интересов различных политических сил, партий и государств, череда неурожайных лет, несовершенство системы управления, - являлись лишь видимыми поводами, а не глубинными причинами начала Смуты.

События Смутного времени не могут быть сведены и объяснены исключительно экономическим или социальным кризисом, как очень часто делали сторонники промарксисткого подхода к объяснению феномена Смуты. В советской историографии для наименования данного периода русской истории часто использовалась категория «Крестьянская война и иностранная интервенция в России». Под данную категорию подгонялись такие проявления Смуты, как: «крестьянские восстания», выступления казаков, дворянские походы, движения земских людей. Однако, эти идеологические штампы, ни в коей степени не объясняют тот факт, что «крестьянские движения» по ходу Смуты часто организовывались, возглавлялись видными представителями боярства и дворянства (например, князьями Шаховским и Телятевским), а также то, что в ««крестьянском» войске ударной силой были дворянские пограничные полки» (3). Скорее здесь имели место «восстание более энергичных жителей окраин против центра» (4), а также борьба различных партий внутри этих сил за власть, что и обусловило череду смены глав государства, правительств, а также сепаратистские выступления. На взгляд Л.Н. Гумилёва: «Когда же обнаружилась слабость центрального правительства, этого естественно ощущаемого противопоставления оказалось достаточно, чтобы периферийные субэтносы начали претендовать на лидирующее положение в русском этносе и российском суперэтносе. Именно схватка за власть между представителями разных этносов севера и юга страны, находящихся в акматической фазе этногенеза, и вызвала первую русскую Смуту.» (5).

Гражданская война, сопряжённая с иностранной интервенцией, остро поставили вопрос о самом факте существования русского общества и государства, его независимости и перспективах дальнейшего развития. До основания сотрясая всё русское общество и государство, перипетии Смуты, тем не менее, способствовали консолидации здоровых сил общества, объединению их вокруг традиционных ценностей и институтов, модели имперского развития. Большую роль в преодолении Смуты, как и во все лютые годины, сыграла Русская Православная Церковь. Именно она в лице своих предстоятелей и клира, способствовала преодолению духовных нестроений, сплочению и единению общества. И в этом контексте, неудивительны надежды, которые возлагают в настоящее время русские люди на значимую роль Русской Православной Церкви в преодолении тех катаклизмов, с которыми мы столкнулись сейчас.

 

Примечания.

 

1.      См.: Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Книга IV. М., 1960. С. 388, 391.

2.      Там же. С. 389.

3.      Гумилёв Л.Н. От Руси до России. М., 1995. С. 239.

4.      Там же. С. 238.

5.      Там же. С. 239.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: К 400-летию преодоления Смуты

Каков главный урок преодоления Смуты? - готовность всех русских патриотов от князей до простых людей к самоорганизации в деле спасения страны, её государственности, населения, территории и пр. Всем вместе победить и жить, восстанавливая Россию, - или погибнуть, но опять же всем вместе... Из одного письменного источника периода Смуты - сохранившейся "отписки устюжан к вычегодцам о разорении Ростова литовскими людьми" от 27 ноября 1608 г.: "А наша мысль-то: будет вы к нам приедете и стоять с нами заодно похотите, и нам вам в том крест целовать меж себя, а вам также крест целовати, что нам с вами, а вам с нами и ожить и умереть вместе."
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Олегович Елишев
От Льва Троцкого до Стивена Манна: тайные механизмы
уничтожения государств – хаос на экспорт
08.08.2024
«Большая Игра»
Противостояние англосаксонского и русского мира
22.04.2024
От мятежей к революциям: Главное ремесло Англии
по Бисмарку и её кровавый след в нашей истории
19.04.2024
«Имперская государственность - судьба
и миссия России». Лекции преподавателей МГУ. Оптина пустынь
11.03.2023
Все статьи Сергей Олегович Елишев
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14