Когда мне было девять лет, я впервые увидела человека, который соблюдал Рождественский пост. Он сидел за новогодним столом, сдержанный и строгий, в окружении солёных огурцов и длинных тёмно-зелёных стеблей, которые назывались черемшой. Постящийся родственник был привлекательно-загадочным, в его неприбранной комнате висела большая, старая икона «Спаса Нерукотворного». Когда родственник отказался от торта, я не почувствовала в этом никакого упрёка. Наоборот, в ту ночь мне было так весело, что я откусила кусок бокала, из которого пила «пепси-колу».
Спустя много лет я тоже стала соблюдать пост, и на окружающих посматривала свысока. Я сурово отказывалась от булки (в ней же яйца), а подаренные молодыми людьми шоколадки хранила в ящике стола. Новый год, однако, был как кость в горле: невозможно было не встречать его с родными. Помню, однажды 31 декабря мы с друзьями-постниками допоздна играли на музыкальных инструментах в переходе метро. Прохожие были улыбчивыми и окрылёнными, охотно кидали деньги, и мы, как могли, усиливали их праздничное настроение, думая про себя: «Ну-ну, спешите на встречу со своей колбасой». Для нас-то родственники специально приготовили постные блюда, уважая наши чувства и восхищаясь ими.
Первый семейный Новый год мы с мужем «отмечали» в паломничестве. Автобус отправлялся в Псково-Печерский монастырь поздним вечером 31 декабря, и в то время, когда вся страна сдвигала бокалы под бой курантов, мы слушали Последование ко Святому Причащению. В автобусе было довольно много молодёжи - видимо, как и мы, они сбежали из дома, не зная, как правильно вести себя с родными. Утром мы уже были на Литургии - а потом побывали на святом источнике в Изборске и помолились у мироточивой иконы «Знамение» в маленьком храме неподалёку от Пскова. До сих пор помню, каким белым был снег в Петербурге, когда мы вернулись туда вечером 1 января. На него не ступала нога человека. Конечно, мы в очередной раз повели себя по-фарисейски - и всё-таки во время «побега в монастырь» прикоснулись к чистоте и красоте.
Но время сближает с людьми и примиряет с действительностью. Старшему сыну сейчас тринадцать лет, и предложение поехать в новогоднюю ночь в монастырь переполнило бы чашу его терпения. Да и мне это кажется теперь слишком экстремальным и вызывающим: в монастырь лучше съездить в другое время. Думаю, в новогоднюю ночь гораздо полезнее попытаться подавить раздражение и хоть как-то порадовать близких.
Чтобы чувствовать себя увереннее, я спросила у своих знакомых - воцерковлённых и постящихся - как они встречают Новый год. Почти у всех опрошенных есть дети, а некоторые являются многодетными родителями. Всем им я предложила ответить на вопросы:
- Отмечаете ли вы Новый год?
- Что именно делаете в новогоднюю ночь?
- Нарушаете ли при этом Рождественский пост?
- Если нет, то какие блюда стоят у вас на столе?
Некоторые из ответов перед вами.
Татьяна Смирнова, стоматолог:
1. Да, всегда, с детства, когда не было праздника Рождества.
2. Под звон курантов, после слов главы государства, открываем с хлопком шампанское. Все одновременно хлопают хлопушкой, чокаются фужерами и целуют друг друга, говоря: «С Новым годом!». Дарим друг другу подарки. После часа ночи выходим на улицу и пускаем салюты. Когда дети были младше, придумывали конкурсы, выступления. Но сейчас все стали старше, и просто становится хорошо от того, что вместе собрались самые близкие и родные. Ведь это семейная традиция - собираться в Новый год, по пословице: «С кем встретишь Новый год, с тем и проживёшь». А хотелось бы прожить с дорогими и близкими людьми.
3. Стараемся не нарушать, поэтому придумываем новые постные блюда. Если за столом есть непостящиеся, то для них что-то выставляем, но мало и редко. Перед полуночью провожаем старый год, пьём за уходящий год вино, благодарим за всё, вспоминая хорошее, и грустим о печальных событиях.
4. До 12.00 - блюда плотные, а после встречи Нового года - фрукты, орехи, выпечка.
К своим ответам Татьяна Александровна приложила авторские рецепты нескольких постных салатов. Они настолько колоритны, что даже чтение этих рецептов вполне заменяет ужин.
М. Ш., певчий:
1. Я не праздную Новый год в тот момент, когда его празднует вся страна. ( Я - за старый стиль.) Но присутствую на ночном «бдении» с родственниками за столом перед телевизором.
2. Если у меня выходной, то я поддерживаю родственную компанию около двух часов, а потом захожу в Интернет - узнать новости, или смотрю что-нибудь (например, лекции протодьякона Андрея Кураева). Если это рабочий день, то ложусь спать до утра.
3. Пост нарушаю употреблением некоторого количества алкоголя.
4. Так как у родственников на столе много всякого-разного, то употребляю рыбные блюда и салатики какие-нибудь.
Елена Лобачёва, социальный работник:
1. Новый год стали отмечать чисто символически. Все-таки это событие, и оставлять его совсем без внимания не получается.
2. Садимся за стол, президента не слушаем, только смотрим на него. Беседуем, вспоминаем хорошее, обсуждаем что-нибудь не высокоинтеллектуальное.
3. Стараюсь не отходить от постного. Но смысл поста все равно теряется. Воздержания нет.
4. Пара салатов, форель, фрукты, десерт (тоже из фруктов, возможны молочные ингредиенты), немного вина.
Так как мы не являемся «крепкими» христианами, скорее теплохладными, то делаем всё по мере своих немощных сил. К моему глубокому сожалению, мне не удается выстроить семейный уклад в соответствии с представлениями о жизни во Христе.
Александр Петросян, фотограф
1. Когда как.
2. Стараюсь любыми способами избежать долгого унылого застолья.
3. Иногда вынужденно да, к сожалению.
4. Из того, что поставлено, стараюсь, по возможности, выбирать постные или хотя бы диетические. В крайнем случае - менее вредные.
Анна Абикулова, певица:
Я сейчас в пути, поэтому отвечу кратко. В новогоднюю ночь я стараюсь быть с родителями, так как во все другие праздники - в Рождество, на Пасху и другие - я либо пою в храме, либо готовлюсь к праздничным выступлениям. Но Рождественский пост стараюсь не нарушать. Просто мы мирно общаемся и встречаем Новый год в кругу семьи.
Георгий Росов, тамада:
Нет, не отмечаю. Новый год перед Рождеством портит ожидание, трепет христианского праздника. Это получается, что в торт уже залезли и покусали, а потом опять подали к столу. Получается праздник сэконд-хэнд. Уже послюнили...
Ольга Николаева, программист:
1. Да, отмечаем.
2. Вечером (часов в 7-8) доходим до Стрелки, гуляем, любуемся городом. Приходим, ужинаем как обычно. Потом смотрим ТВ или что-то другое, пишем письма, звоним друзьям и родственникам. В двенадцать-таки смотрим текущего президента, пьем апельсиновый сок с фруктами. После неожиданного появления мешка Деда Мороза дети получают маленькие подарки. Так как из верящих в Деда Мороза у нас только Вася (младший сын. - О.Н.), то процедура номинальная. После этого идем пить чай.
3. В новогоднюю ночь у нас бывают какие-то сладости, наверное, не очень постные, но и не кремовый торт.
4. Есть куча постных блюд - оливки, креветки, красная икра, орехи, сухофрукты, консервированные фрукты. Можно сделать фрукты в тарталетках.
У нас немножко странное семейство - мы спокойно относимся к праздникам и подаркам, и очень спокойно к застольям. Конечно, любим вкусненькое, но это просто еда, которую можно организовать в любое время. То же самое - с подарками. Если что-то нужно, оно покупается, когда есть деньги, а на ерунду денег нет. В празднике самое приятное - сидеть всей семьей, разговаривать, обсуждать что-то. Причем мелкие особо это любят - сидят, развесив уши. Спать в новогоднюю ночь ложимся не позже двух часов. Впрочем, как и в обычные дни.
* * *
Помню слова одной монахини о том, что, если кто-то из-за куска торта ссорится с родными, то он неправильно понимает любовь к ближнему. Настоящий пост и должен быть выражением любви к Богу и людям... если она есть. А как выразить эту любовь в тех или иных обстоятельствах, в том числе и в новогоднюю ночь - решать каждому.
Ольга Надпорожская, специально для РНЛ
3. Re: Новый год по-православному
2. Re: Новый год по-православному
1. анкетирование