Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский о славянском единении и современности

Выступление на Вторых Иоанновских Чтениях (2 Ноября 2011 года)

 2 ноября в Российском государственном торгово-экономическом университете прошли Вторые Иоанновские Чтения, посвященные 16-й годовщине блаженной кончины Приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева), Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.

Нашим величайшим творческим счастьем было совпадение исследовательской работы Ассоциации по комплексному изучению Русской нации (АКИРН) с многогранной высокопатриотичной пастырской деятельностью митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Он являлся настоящим духовником нации. Владыка Иоанн не обладал внушительной внешностью и мощным голосом. Однако Митрополиту была присуща внутренняя харизма, духовность и доброжелательность к людям разных национальностей, хотя как каждый нормальный человек любил он больше свой народ.

Митрополит Иоанн (Снычев)Владыка Иоанн воодушевлял православных ученых своей молитвой, действенной любовью к раненому, пошатнувшемуся Отечеству, непоколебимой верой в его спасение. Пастырь родного народа сам стал выдающимся исследователем русскости, обладая драгоценным даром указывать верный путь возрождения страны. «Единственной возможностью избежать дальнейшего ухудшения положения, хаоса и гибели России как Государства, а русского народа как духовной и этнической целостности является немедленное возращение страны на путь ее естественного, закономерного, самобытного развития. При этом в полной мере должен быть использован весь наш положительный опыт: как до, так и послереволюционный»[1].

Всего две фразы, но сколько здесь ума, прозорливости и предвидения, взять хотя бы определение русской нации как «духовной и этнической целостности». «Наш владыко» отличался необыкновенной научной продуктивностью. Капитальные труды Иоанна «Самодержавие духа», «Голос вечности», «Одоление смуты», «Стояние в вере», «Русь соборная» и другие вошли в золотой фонд отечественной науки, они дают нам надежный творческий ориентир.

Вся многогранная пастырская и авторская деятельность Иоанна Санкт-Петербургского - это выполнение Святого патриотического долга перед Отечеством. Это был настоящий жертвенный подвиг.

B декабре 1995 г. Ассоциация по комплексному изучению русской нации (АКИРН) провела совместно с другими учреждениями и патриотическими организациями свою традиционную декабрьскую встречу. Тема конференции была «Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология». Мы несколько месяцев готовились к дискуссии. Но вот случилась тяжелая невосполнимая утрата - скончался великий русский патриот Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: и мы единодушно решили посвятить встречу его светлой памяти. «Опору на многовековые корни российского патриотизма» Владыка Иоанн считал одной из основ русской идеологии.

С докладом «Иоанн Санкт-Петербургский как человек, Священнослужитель и патриот» выступил протоиерей Димитрий Дудко, который всесторонне охарактеризовал деятельность Митрополита Иоанна. Выступавшие отмечали, что Владыка Иоанн Санкт-Петербургский в тяжелое для Отечества время достойно продолжил высокие православные традиции служения Родине, развивавшиеся Сергием Радонежским, Патриархом Гермогеном, Иоанном Кронштадтским и другими подвижниками. На конференции была выражена надежда на то, что со временем Митрополит Иоанн будет канонизирован - причислен к лику святых. Порукой тому его многочисленные капитальные труды, в которых формулируется программа возрождения Святой Руси.

В 1996 году мы издали сборник по материалам форума с портретом Иоанна Санкт-Петербургского на обложке[2]. В числе авторов известные патриоты, деятели культуры, ученые: В.Н.Осипов, О.Н.Трубачев, Т.П.Миронова, В.Л.Калашников, В.Г.Брюсова, И.А.Козиков, Х.Х.Боков, Н.В.Колеченков, Ю.М.Сохряков, Н.Троицкая и другие, некоторых из них уже нет в живых. Служение Отечеству святая, благородная, но сложная миссия. Здесь напомним, что 9 июля 2012 г. исполнится уже 20 лет, как перестало биться сердце большого ученого, верной дочери русского народа Г.И.Литвиновой.

В книге приводятся рассуждения классиков отечественной общественной мысли, документы, стихи о Родине, пословицы и поговорки. Сборник может быть использован для патриотического воспитания молодежи и использовался.

В наши дни одним из главных звеньев в политике, которые помогли бы обеспечить возрождение величия Росси и вновь обрести ей статус сверхдержавы, является достижение славянского единения. В своей знаковой работе «Пути русского возрождения» владыка Иоанн писал: «Возрождение тесных дружеских отношений с традиционными, прежде всего православными и славянскими, партнерами России (Сербия, Болгария и т.д.). Надо сказать, что возможности, открывающиеся перед нами в случае возращения Руси к давней роли вселенской покровительницы Православия и признанного лидера славянского мира, весьма существенны, но до сих пор совершенно не изучены».

Первостепенное значение великий пастырь придавал единству России, Украины, Беларуси, Его крайне тревожила депопуляция в России. Он призывал «выработать «обоснованную, демографическую политику государства». С точки зрения перспектив развития всей Славянской цивилизации, безопасности России, Православия вызывает тревогу демографическая ситуация, сложившаяся за последние 20 лет в славянском мире. В 30-х годах ХIХ века идеолог сплочения братских народов, словак Ян Коллар писал, что славяне составляют десятую часть жителей Земли. В наши дни проамериканская глобализация, проведение антиславянского курса «разделяй и властвуй», навязанные странами «золотого миллиарда» псевдореформы фактически способствовали депопуляции славянства. В течение последних 19-20 лет его доля в населении планеты сократилась примерно с 7% до 5%. Против славян, особенно против православных, Запад и его подручные осуществляют политику геноцида. За время «реформ» численность русских уменьшилась примерно на 10 млн человек. Население Украины ежегодно сокращается на сотни тысяч человек. Оно составляет 45-46 млн человек по сравнению с 52 млн в 1989 г. Развязанные глобализаторами кровавые конфликты негативно сказались на демографической ситуации у южных славян. Без триумфа славянского единения не будет перспектив и у западного славянства. Выступая в 1998 г. еще на Славянском съезде в Праге, руководитель польской делегации Б.Тейковский заявлял: «Западные штабы планируют сокращение населения Польши до двадцати миллионов, как говорят, туземных жителей, Украины же - до двадцати пяти миллионов. Неужели готовится место для другого населения?».

Депопуляция русских, русских, украинцев, белорусов, сербов, черногорцев - удар по величайшей мировой религии - Православной вере. Приведем цифры. Православных на земном шаре сейчас около 300 миллионов. Для сравнения отметим. Католиков - около 1 миллиарда. Мусульман не меньше. Население Китая, где особенно чтят Конфуция, 1 миллиард 300 миллионов. Славянству нужны прекращение оттока кадров на Запад, пресечение депопуляции, угрожающей вере, самому полноценному существованию славянства как в отдельных государствах, так и как общности народов.

В приведенном выше методологическом положении Владыки Иоанна говорится о необходимости «возрождения тесных дружественных отношений» с православными партнерами России. К их числу, несомненно, относится Греция. В ноябре 2011 года оттуда с Горы Афон совершил знаковое триумфальное путешествие по России Пояс Богородицы. В Греции много протестующих, недовольных давлением на православную страну со стороны католических и протестантских европейских партнеров в период кризиса. В связи с этим представляет интерес статья известного ученого с Украины, грека по национальности Федора Папаяни о целесообразности создания Православной Империи. Он мой давний добрый знакомый. В духе традиции великой древнегреческой мудрости Папаяни сотворил монографию «Смысл жизни» (Донецк: 2008. 384 с.). Моя одобрительная рецензия опубликована в книге. Троицкий Е.С. «Д.И.Менделеев: систему процветания России в жизнь!» и в «Вестнике Философского общества РАН» (2009, № 2).

Как представляется, первостепенное значение имеет разработка и осуществление славянской модели модернизации. Это нужно для сохранения нашей общей великой цивилизации. Насущные потребности развития требуют создания и практической реализации славянской модели модернизации с учетом традиций, необходимости восстановления промышленности и сельского хозяйства, науки, патриотического и нравственного воспитания народа, обеспечения интеграции Славянского мира, его независимости от негативных влияний глобализации.

Западная же полуколониальная модель «модернизации» славянам не подходит. Как подчеркивается в одной из резолюций Х Всеславянского съезда (Киев, ноябрь 2010 г.): «Прошло уже два десятилетия, как ранее жившие в нерушимой дружбе и тесно сотрудничавшие в различных сферах народного хозяйства братские народы всех славянских государств теперь разделены жесткими визовыми границами и вынуждены выживать, сводить концы с концами каждый сам по себе. Так называемый суверенитет в большинстве из славянских стран фактически представляет лишь самодовольство политиков и власть имущих, а фактически являет собой суть попрошайничества перед порогом богатой и сытой Европы. Экономика и уровень жизни большинства населения в славянских странах находятся у черты бедности, а ведущие ранее отрасли либо ликвидированы, разрушены, либо законсервированы и не подлежат восстановлению. Славянские страны интересуют США и Европу лишь как поставщики сырья и дешевой рабочей силы. Ради этого ими щедро оплачивается деятельность всяких организаций, институтов и кандидатов якобы в поддержку «правильной демократии». Что это за «демократия», мы в своих странах уже убедились и глубоко сожалеем об утраченном».

Вместо того, чтобы развивать промышленность, науку, малый и средний бизнес влиятельные западные силы принуждали славян вкладывать средства в банки Запада. Однако мы знаем, что в последние годы, он находится в перманентном кризисе. Полезно было бы сформировать патриотический Общеславянский банк с отделениями во всех братских странах.

Сегодня возникает насущная необходимость постепенного движения к созданию Организации суверенных Славянских государств (ОСГ). Практически все родственные, близкие по духу народы имеют свои культурные, региональные объединения. Достаточно указать на АСЕАН, Африканский союз, Британское содружество наций, Лигу арабских государств, организации стран Западного полушария и т.д. Происходят сессии Организации исламской конференции, в которых активное участие принял ряд бывших республик Советского Союза. К сожалению, только славяне не имеют своей региональной организации, объединяющей нашу цивилизацию. Необходимость создания ОСГ определяется нашими общими историческими корнями, культурными, кровно-родственными связями, подвигом Святых Кирилла и Мефодия, близостью современных языков, общими чертами культуры и национальной психологии, всеми ценностями великой общеславянской цивилизации. В сложившихся условиях недооценка славянского фактора в геополитике России почти столь же вредна, как чрезмерная «ставка на трубу».

Организация Славянских государств могла бы объединить независимые, суверенные славянские государства на многоконфессиональной основе, затормозила бы движение агрессивного блока НАТО на восток. Целью ее создания является содействие экономическому, культурному, научному сотрудничеству народов-братьев, совместная защита окружающей среды, проведение мероприятий по координации внешнеполитической деятельности, осуществление бизнеса, сохранение традиций, языков, духовно-нравственных ценностей славян, их пропагандистская деятельность по защите общих интересов. Допустим, хорошо, что, например, осенью 2011 года на общегосударственном «Радио России» со всех концов страны звучали голоса людей по проблеме «Что значит быть русским в ХХI веке?». Полезно и интересно было бы услышать мнения граждан, братьев на тему «Каковы задачи славян в ХХI столетии?».

В 2012 году (28 ноября) исполняется 190 лет со времени рождения великого гения русской науки, основоположника учения о славянской цивилизации, о различных культурно-исторических типах в развитии человечества Николая Яковлевича Данилевского - автора знаменитой книги «Россия и Европа». Ученый вопрошал: «Должно ли Славянское племя - член Арийской семьи, равноправный с племенами: Индийским, Иранским, Эллинским, Латинским и Романо-Германским, создавшими каждое свою самобытную культуру - оставаться только ничтожным придатком, так сказать прихвостнем Европы, или же в свою очередь приобрести миродержавное значение и наложить свою печать на целый период истории?». Говоря о важных основах славянского культурно-исторического типа, Н.Я.Данилевский подчеркивал, что он будет «технологический, индустриальный» Позже за «техницизм» региональных цивилизаций по своему выступал известный немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936). Предпринятое Западом разрушение этих основ у славян - это ничто иное как и деструкция самой славянской цивилизации. Поэтому славянская модернизация должна быть технологической, индустриальной.

Славянская патриотическая общественность призвана вести подготовку к знаменательному юбилею Н.Я.Данилевского.

«Славянское единение - фактор могущества многоэтнической России». Под таким названием 14 сентября 2011 г. в Институте философии РАН состоялась конференция, проведенная нашей ассоциацией по комплексному изучению русской нации в партнерстве с другими организациями. В ходе содержательных дискуссий и единодушно принятом обращении к общественности подчеркивалось, что славяне сыграли главную роль в победе над фашизмом. Возрождение славянского движения и единения суверенных стран без нарушения вместе с тем сотрудничества с Западом и Востоком могло бы стать реальным шагом к восстановлению традиционного могущества многоэтнического Отечества, которое было в знаковые периоды его монархической и советской истории. Это способствовало бы прогрессивному, независимому развитию, росту силы и влияния славянских государств, могло бы стать перспективным направлением внешней политики России. Принятие идеологии и практики славяноевразийства будет тому содействовать. Текст обращения опубликован в «Русском вестнике» (2011, № 22).

Евгений Сергеевич Троицкий, доктор философских наук, заместитель председателя Славянского комитета России, председатель Ассоциации по комплексному изучению Русской нации (АКИРН)

 

ПРИМЕЧАНИЯ



[1] Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Пути русского возрождения. М., 1993, с.5.

[2] Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. М., АКИРН, 1996.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий