Западный обряд вне русской традиции

Проблемы церковной жизни 
0
1825
Время на чтение 6 минут

От редакции. Это письмо мы получили из-за океана со следующим пояснением: «Дорогая редакция! В последнее время в РПЦЗ насаждается западный обряд. На нашей приходской странице www.standrewsroch.com я постарался ответить своим прихожанам на их смущения. Возможно, вы найдете это актуальным для «Русской народной линии».

* * * 

В заявлении Архиерейского синода Русской Православной Церкви Заграницей от 10 декабря 2011 года говорится: «Русская Зарубежная Церковь была создана для объединения русских людей, оказавшихся на чужбине и желавших оставаться верными чадами Поместной Русской Православной Церкви, чая ее возрождение, и с самого своего начала имела миссионерскую задачу распространения Православной веры среди жителей стран ее пребывания. Эти задачи остаются неизменными».

 Действительно, на протяжении всей истории своего существования, Зарубежная Церковь сохраняла русские православные традиции и распространяла эти традиции среди коренного населения стран ее пребывания. Но в последнее время, особенно начиная с 2007 года, Зарубежная Церковь начала широкое распространение так называемого «западного обряда». Наличие этого обряда ставит под сомнение утверждений в послании Синода о неизменности задач сохранения и распространения русских православных традиций, ибо «западный обряд» к таким традициям не относится.

 В самом западном обряде нет ничего особенного, тем более страшного. Это просто другая, не восточная (не православная в ее современном понимании) богослужебная традиция. Главной службой суточного богослужебного круга, как в восточной, так и в западной церквах, является литургия. В этой службе совершается таинство Евхаристии, то есть воспоминание совершенного Спасителем искуплении мира, приношение Богу таинственной жертвы Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина и преподание их верующим для вкушения. Таинство Евхаристии было установлено Господом нашим Иисусом Христом в Тайной вечери. Ее повторение и воспоминание Господа и есть Божественная литургия. Таким образом, древнейший чин литургии - это ритуал еврейской пасхальной вечери. В Древней Церкви существовали десятки чинов литургии. К седьмому столетию на Востоке бывшей Римской империи повсеместно совершались литургии по чину святых Василия Великого и Иоанна Златоустого. Употребляемая повсеместно на Западе Римская месса была утверждена только в 16 веке на Тридентском соборе. Так сложились две традиции: восточная и западная. Стоит заметить, что обе традиции допускали и допускают служение более ранних чинов.

Например, в некоторых Православных Церквях до сих пор служат литургию апостола Иакова в день его памяти 23 октября. Кое-где в Африке совершают литургию апостола Марка египетского типа.

 Православная традиция - это служение литургии по чину Иоанна Златоустого и в определенные, указанные Уставом дни, Литургии Василия Великого. Кроме того, в определенные дни Великого поста, когда не положено совершать Евхаристию, служится Литургия Преждеосвященных даров по чину святого Григория Двоеслова. Других чинов литургии Русская Православная Церковь не практикует. Русская богослужебная традиция имеет свои особенности и в служении литургии, которых нет в греческой традиции. Например, это молитва 3-его часа, которая искусственно вставляется в единую евхаристическую молитву. Имеются и другие отличия. По виду облачений можно отличить русского священника от греческого. Можно говорить о том, что это все не главное, а второстепенное. Но именно из этого второстепенного и складывается русская традиция, которую вроде как должны хранить русские священнослужители со своей православной паствой.

 Под миссионерской деятельностью Русской Православной Церкви всегда понималось распространение именно русской православной традиции на языках коренных народов. Многие наши англоязычные батюшки являются замечательными подвижниками и хранителями этой русской традиции.

 Западный обряд, принятый в Зарубежной церкви нельзя назвать западным в чистом виде. Когда православные церкви заключали унию с Ватиканом, то они сохранили у себя православные богослужебные традиции. Это действительно настоящие восточные традиции в Западной церкви. Как не покажется странным, но униатские церкви являются большими хранителями православного обряда, чем иные поместные православные церкви. Так в украинских греко-католических церквях вне Украины почти повсеместно сохранен старый (юлианский) календарь, а в большинстве православных украинских церквях на западе служат по григорианскому календарю. А в наших же зарубежных западно-обрядных приходах служат вовсе не западную литургию. Там в литургические чины, если нет проскомидии и евхаристического канона добавляются вставки из литургии Иоанна Златоустого. А это уже не западный, а извращенный западный обряд. Как бы он не назывался, но ни к русской православной традиции и ни к ее миссионерскому служению это не имеет никакого отношения.

 В 1978 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей принял решение о так называемом западном обряде/традиции. Приведем дословный текс этого решения:

«ПОСТАНОВИЛИ: Западный обряд в ее нынешнем виде был введен после отступничества запада от Православной Церкви, который находится не в соответствии с литургической жизнью Православной Церкви, и с которой она была единой на протяжении многих веков. Он (западный обряд) не отражает литургической традиции Православной Церкви. Таким образом, он не удовлетворяет обращенных в православие, когда они ознакомились с ней в большей степени, и нигде (западный обряд) не пользовался успехом. Вследствие этого, Архиерейский Собор не признает возможным использование традиций западного обряда в Русской Церкви».

 Вопрос о равенстве восточного и западного обрядов пришел в нашу церковь от католиков. Это так называемое «неоуниатство». Иезуитский орден в течение почти 4-х веков поднимал вопрос в Риме о равноправии обрядов. В 1923 году Рим принял план католического архиепископа Роппа о биритуализме под властью римского престола. Именно западный обряд в форме биритуализма и вошел в нашу Зарубежную церковь. Биритуализм позволяет одному и тому же священнослужителю совершать богослужения как по-восточному, так и по западному. Когда в российских информационных источниках было сообщено о том, что в РПЦЗ создано викариатство западного обряда, но это не так. Никакого викариатства нет. Просто одному викарному епископу позволено служить и так, и эдак. Приезжая в традиционный зарубежный приход, он облачается по православному. Посещая же западно-обрядный, тот же иерарх облачается в западные одежды. Фотографии русского епископа в таком западном облачении вызвало немало смущений среди православных в том числе и в России, где эти фотографии были широко распространены.

В Русской Церкви нет равенства обрядов. В ней принят один русский православный обряд. Даже в самой либеральной Поместной церкви Антиохийской запрещен для клириков биритуализм. А это в современном православии - единственная церковь вместе с РПЦЗ где практикуются западные традиции. В 1959 году Святитель Иоанн (Максимович), будучи тогда правящим епископом Западно-Европейской епархии, принял под свой омофор так называемую группу Ковалевского «l'Eglise Catholic Orthodoxe de France» где практиковалась реставрированная Римская месса. Но и тогда никакого биритуализма в РПЦЗ не допускалось.

После земной кончины святителя Иоанна в 1966 году эта группа покинула нашу церковь. Были и другие единичные случаи принятия общин западного обряда в Зарубежную церковь. Все они в конце концов уходили от нас, чувствуя себя в инородном теле. Этот опыт закончился тем, что Собор Зарубежных русских архиереев сказал достаточно экспериментов, и принял решение, процитированное выше.

Преосвященнейший Иероним, Епископ Манхэттенский, РПЦЗТеперь мы опять пытаемся реанимировать мертвые традиции. Если не остановиться, то дело может дойти до восстановления чина древней еврейской вечерни. Ведь ни у кого же нет сомнений в том, что это была первая православная литургия, на которой Сам Господь Иисус Христос установил таинство Евхаристии и причастил Святых Апостолов.

 Очевидно, мы являемся свидетелями того печального времени, когда потеряны ориентиры Русской Православной Зарубежной Церкви. За последние годы мы превратились из самой консервативной православной церкви в самую либеральную. Наши архиереи перестали быть хранителями русских православных традиций. Они позволяют себе облачаться в западные одежды, и не только богослужебные, сослужить с православными новостильниками. Они все больше и больше говорят об универсальности православия, и все меньше и меньше о русских традициях.

18 декабря 2011

Впервые опубликовано на веб-странице прихода св. мч.Андрея Стратилата Русской Православной Церкви Заграницей

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Обновленчество

Это вопиющее нарушение действующего Типикона.
М.Яблоков / 21.12.2011, 10:16

1. Re: Западный обряд вне русской традиции

Ну,открыли,нам Европу,когда западное внедрение в РПЦ началось с церковного раскола,который устроил в России патриарх Никоном.
/ 21.12.2011, 07:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Игорь Шитиков
Возвращение изгнанников
Для восстановления общения между Церквами не нужны новые юрисдикции
19.04.2006
Все статьи Протоиерей Игорь Шитиков
Проблемы церковной жизни
Почему бы нашим архиереям не стать крестными отцами каждого третьего ребёнка в семье?
Русская Церковь проявляет активность в поощрении рождаемости и поддержке беременных женщин
03.12.2024
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Следует признать, что наш народ за последние десятилетия совершенно развратился разными удовольствиями и наслаждениями
30.11.2024
«Всё это похоже на социальную шизофрению»
Святейший Патриарх Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI ВРНС
28.11.2024
Как совместить углублённую духовную жизнь с загруженностью под завязку?
На Дне Ангела митрополита Воскресенского Григория
28.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от Русский танкист
03.12.2024 17:04
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от влдмр
03.12.2024 16:47
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
03.12.2024 16:19
Патриарх Кирилл – от имени и во имя Русского народа
Новый комментарий от АБС
03.12.2024 15:43
Аргументы сторонников «похабного мира»
Новый комментарий от Кирилл Д.
03.12.2024 14:55