Незабываемые строки

К 40-летию со дня смерти А.Твардовского

0
306
Время на чтение 3 минуты

Поэты бывают разные: яркие, сверкающие авторскими метафорическими «находками», и те, выразительность речи которых исходит из родников народного словотворчества. Популярность последних нередко переживает их время, становится эпохальным явлением. К таким эпохам принадлежит А.Твардовский.

Его творческая позиция выражена в словах:

«Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

- Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке... »

Оценивая наиболее известную его поэму «Василий Теркин», И. Бунин писал: «...Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!»

Уже в ранних произведениях А. Твардовский отличался от своих современников. В его лирике 20-х гг. не было идиллической грусти С.Есенина, Н. Клюева, П. Орешина или декларативной пафосности «комсомольских поэтов» - А. Безыменского, А. Жарова. Среди начинающих М. Исаковский видел в нем талантливейшего народного поэта. Его стихотворения о новой жизни русской деревни и поэма «Страна Муравия» (1934-1936) стали важной вехой его творческого пути.

Центральные образы поэмы - образ русского крестьянина и выбираемой им дороги:

«И в мире - тысячи путей

И тысячи дорог.

И едет, едет по своей

Никита Моргунок».

Эта поэма не была гимном коллективизации, как считали многие критики того времени. Посвященная революционным преобразованиям русской деревни, она была исполнена драматизма и трагичности.

Эти особенности реализма А. Твардовского проявятся в дальнейшем в героическом эпосе военного времени - в «Книге про бойца» (1941-1945). Повествуя об исторических событиях Великой Отечественной войны, автор на основе фольклорных и литературных традиций создал в ней обобщенный образ представителя народа - солдата Василия Теркина. Характер, мысли и речь главного героя - результат художественной типизации и индивидуализации:

«То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, -

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет святой и грешный,

Русский чудо-человек».

В связи с другой поэмой - «Дом у дороги» (1942-1946) в адрес поэта прозвучали упреки в том, что «в поэме слишком много горя, не хватает запаха победы». В ней, по словам А. Твардовского, «главный мотив - дом. Дом без хозяина, дом на дороге отступления, покинутый всеми... Горящий дом».

«И вот в пути, в стране чужой

Я встретил дом солдата.

Тот дом без крыши, без угла,

Согретый по-жилому,

Твоя хозяйка берегла

За тыщи верст от дому».

Память о «малой родине», родной избе, смоленской деревне, близкой с детства русской природе будет вдохновлять поэта на протяжении всей его жизни. Она прозвучит, напр., в послевоенной поэме «За далью - даль» (1950-1960):

«И все взыскательнее память

К началу всех моих начал.

И счастлив тем, что я оттуда,

Из той зимы, из той избы.

И счастлив тем, что я не чудо

Особой, избранной судьбы.

Мы все - почти что поголовно -

Оттуда люди, от земли...»

В этой поэме, своеобразном жанре путевого дневника, автор путешествует во времени и пространстве, размышляет о нелегкой судьбе художника в современном обществе.

Гражданская позиция А. Твардовского выражена в последней поэме «По праву памяти (1967-1969), при его жизни запрещенной цензурой. Однажды он заявил: «Я в сущности - прозаик. И действительно, он писал и рассказы, и литературно-критические статьи, посвящая их творчеству великих русских поэтов и писателей, таким темам, как достоинство и ответственность таланта, роль искусства в развивающемся мире. Его литературное наследие («Рабочие тетради», письма и др.) остается одной из лучших школ писательского мастерства.

А. Твардовский занимался большой общественно-литературной работой. Он был незаурядным руководителем журнала «Новый мир», собрав вокруг него лучшие литературные силы конца 50-х - начала 70-х г.г. (В. Астафьев, Ч. Айтматов, Ф. Абрамов, В. Белов, Ю. Бондарев, Г. Бакланов, С. Залыгин, В. Некрасов, В. Тендряков, В. Шукшин и др.).

Знаменательным событием в литературном процессе того времени стала публикация повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» («Новый мир», 1962, № 11). Однако постоянное вмешательство партийных чиновников и цензуры в работу редколлегии мешало А. Твардовскому и привело к уходу с поста главного редактора в начале 1970 г. «Есть много способов убить поэта, - писал А. Солженицын после его смерти (18.12.1971). - Для Твардовского было избрано: отнять его детище - его страсть - его журнал».

Александр Трифонович был не только выдающимся русским поэтом XX в., самобытным художником живого народного слова, но и борцом за правду, патриотом, замечательным человеком. В. Лихоносов с благодарностью вспоминает: «Всю жизнь кланяюсь ему. Счастлив, что был знаком с таким человеком, с таким писателем».

В настоящее время широко издаются его книги, исследовательские работы (См., напр., серию «Золотая классика», А. Турков, «Твардовский». - М.: Мол. гвардия, 2010 и др.).

Владимир Владимирович Филиппов, кандидат филологических наук, доцент

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Сергей из НН
15.11.2024 07:50
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от учитель
14.11.2024 21:47
Чувства недоумения и протеста
Новый комментарий от Константин В.
14.11.2024 21:04
«Сформировалось лобби шарлатанов бездипломных»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
14.11.2024 20:44
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Апографъ
14.11.2024 20:17
Как с цепи сорвались
Новый комментарий от Могилев на Днепре
14.11.2024 20:10
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
14.11.2024 19:41