Когда мы размышляем о будущем России, то под Россией мы имеем в виду государство. К сожалению, сегодня отсутствует единое общепризнанное определение самого понятия «государство», есть лишь его разные признаки, формы, типы, атрибуты.
Наиболее распространены в мире два типа государства: национальное (мононациональное) и многонациональное. Россию все называют государством многонациональным, хотя в нашей Конституции на это указания нет. В Конституции РФ сказано о многонациональном народе России, а многонациональный народ ассоциируется с многонациональным государством. Но ведь многонациональное государство по определению является империей. В настоящее время это слово в политическом лексиконе непопулярно, хоть все и говорят о многонациональности нашего государства, признавая тем самым существование империи. А раз существует империя, значит, существует державный народ. И задача соработничества Церкви и государства, имеющего имперские форму и содержание, заключается в воспитании имперского народа. Воспитание державного народа должно осуществляться в том традиционном духе, в котором он собирал эту державу, хранил ее и умножал.
Сейчас государство, объявляя себя многонациональным (то есть империей), не признает наличие в своей основе державного народа. Это самая главная наша проблема и беда, которая более глубоко поражает сегодняшнее политическое, демографическое, социальное, религиозное, духовное бытие, потому что идет борьба с существующей реальностью. Не признавая русский народ имперским, т.е. культурообразующим, государствообразующим, не воспитывая его в этом духе, мы теряем саму основу своей государственности. Поэтому никакие экономические и политические решения не смогут собрать воедино социально-территориальное пространство, которое мы называем Россией.
В настоящее время отличие в подходах государства и Церкви к решению проблем заключается в том, что государство делает акцент на политике, экономике в целом, но перестало заботиться о конкретном человеке. Церковь же всегда занималась спасением каждого человека, обращая внимание на конкретную личность. Поэтому отношения в России между Церковью и государством можно сравнить с взаимодействием души и тела, небесного и земного.
При таком взгляде на вопрос можно говорить о государственной аскетике. Православная аскетика заключается не в умерщвлении плоти или освобождении от нее, а в том, чтобы включить плоть в духовное делание, чтобы она стала соработником человека в деле спасения души. Убежден, что отношения Православной Церкви (подобно душе) и Государства Российского (подобно телу) должны заключаться в использовании государством этого аскетического момента: чтобы Россия включилась в духовное делание, в спасение человека именно во внешних проявлениях его форм жизни. Должна быть такая аскетическая забота о земном бытии человека, неразрывно связанная со спасением.
И еще один вопрос. Удивительно, когда говорят о громадных проектах, а мы ничего не слышим, не знаем об их исполнителях, о тех конкретных людях, которым доверяется решение проблем государственного уровня. Любое государство имперского типа является носителем цивилизационного предназначения, и его миссия - выполнять это предназначение в мире. Любая цивилизация характеризуется тем, что воспитывает, воспроизводит определенный тип личности. Благодаря этому мы можем отличить русского от француза, немца, от любого европейца, американца, от человека восточной идентичности. Этот особый тип личности и характеризовал особенности решения проблем в государстве. Православный тип личности отличается тем, что это личность духовная. Она способна, оставаясь в рамках своей природы, превзойти эту природу. То есть совершить невозможное, превзойти себя. И вся история России - яркое свидетельство многовековой православной традиции: народ как соборная личность всегда превосходил себя и решал задачи, которые решить было невозможно. Примерами могут служить победы нашего народа в воинах, например, 1812 года или Великой Отечественной, а также освоение просторов Сибири. Это задачи непосильные для человеческой природы. Так же и в творчестве: человек превосходил свои природные возможности и с помощью благодати Божией совершал то, что было невозможно - являл миру Божественную красоту. Это феномен нашей православной русской культуры, нашего образа жизни. Но воспитывать такой тип личности вне Церкви невозможно. А если мы не будем иметь такого человека, то любые серьезные задачи, какими бы грандиозными финансовыми потоками они ни поддерживались, решить практически невозможно.
Православная традиция рассматривает духовность как энергийность, как благодать, которая реально вдохновляет человека, и через человека являет иной, духовный, мир. Это имеет самое прямое отношение и к интеллектуальной сфере, потому что интеллектуальная сфера является возобновляемой. А возобновляемый ресурс реализовывается только через благодать Божию, через постоянное умножение этого ресурса. Если умножения творческого, интеллектуального, физического ресурса не будет, то, конечно, по закону сохранения материального и прибавление богатства не случится. Иными словами, умножение богатства может происходить в творческой, интеллектуальной сфере только через одухотворение личности каждого человека. Это тоже проблема современной России, без решения которой мы сейчас ничего не сможем сделать. Отсюда следует, что соработничество государства и Церкви, направленное на духовное возрождение, воспитание нового человека - задача номер один. Противодействие этому проявляется в духовной борьбе, которая происходит сейчас в России.
Государство живет и мыслит в рамках Конституции. В Конституции советских времен было написано, что государство у нас атеистическое, из чего следовало, что и наш народ - атеистически настроенный. И вот в один момент, при смене Конституции, атеистическое государство стало светским. Но беда в том, что в нем практически не осталось светских людей - в большинстве своем люди - советские и атеисты. Единственный тип светского человека - церковный мирянин. Пожалуй, и священника можно назвать более светским человеком, чем современного чиновника. Чтобы государство стало светским, оно должно управляться светскими людьми. То есть людьми, укорененные в традиции, в том историческом бытии, которым жила Россия и которое впитала в себя исторически. И сейчас идет борьба не на жизнь, а на смерть за один небольшой предмет «Православная культура». Можно сказать, всемирная борьба между светскими и советскими людьми.
О демографической проблеме можно сказать следующее. Поскольку демографическая проблема больше заключена в качестве людей, то ее нельзя сводить только к количеству людей, населяющих нашу территорию. Но Господь говорит: «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12, 32). И «малое стадо» с Божией помощью может решить большие задачи, если оно обладает истинным духовным основанием. Поэтому так важна единственно верная полнокровная форма духовного соработничества Церкви и государства, обеспечивающая условия для возрастания личности в системах образования, самого государственного устройства, территориального деления, построения наших муниципальных образований - сел и городов. Требуется создание такой информационной среды, которая бы не развращала человека, а вдохновляла его на созидание, творчество, мобилизовала на преодоление трудностей.
А теперь давайте посмотрим, как сейчас у нас решаются актуальны задачи. Возьмем, к примеру, инновационный центр, который правительство собирается создать в Сколково. По всей вероятности, государство, махнув рукой на русский народ, будет приглашать иностранных специалистов, заграничных инвесторов, применять зарубежные технологии. Потому что во всем чувствуется упадок сил, который возникает в результате отпадения России и каждого человека от Бога.
Симфония властей заключается в способности государства очеловечить людей, дать им возможность проявить человеческое достоинство в земной жизни, и в служении Церкви - вести человека к святости, обожить его. Государство строит свою жизнь на фундаменте Ветхого Завета - закона, порядка, заповедей, предписаний, в своей основе установленных Богом. А Церковь - это уже Новый Завет, который через любовь, благодать ведет людей ко спасению. И вся история России доказывает, что наше государство процветало тогда, когда был Богом установленный порядок - сильная, но богобоязненная власть. И при этом Русь через Церковь шла ко спасению. Само понятие «государство» этимологически связано с понятием «государь», или «господарь». А «господарь» этимологически восходит к слову «Господь». Поэтому в основе государства - власть Богом данная, власть от Бога. При самодержавии это было даровано через помазание, через наследственную власть. Но сейчас у нас иное политическое устройство. А ведь будущего у России, державного, имперского устроения вне Православия просто нет.
В русском языке заложено великое богатство - удивительная точность в выражении духовного смысла понятий. И не случайно в русском языке наивысшие достижения в науке называются «открытия», то есть ученый не придумал что-либо, а ему «открылось», он получил откровение. Наука - это действительно духовное делание. Особенность его заключается в том, что у человека появляется жажда познания Богом созданного мира. Но ученый еще должен уметь выразить в адекватных формах то содержание, которое ему открывается. Например, если кому-либо из нас приснилась периодическая система химических элементов, то вряд ли бы мы ее смогли воспроизвести. А поскольку Менделеев над этой темой много работал, размышлял, то точно сумел выразить полученное в откровении. То же самое - постулаты Бора, которые ему открылись. И все фундаментальные открытия построены на откровении. Поэтому наука и богословия неотличимы по деятельности, но различны по предмету. Богословию открываются тайны Божественного бытия, а науке Господь открывает тайны тварного мира, земного бытия. Поэтому и то, и другое - духовное делание.
Но следует отличать науку от технологий. В наше время зачастую технологии выдают за науку. А откровение дается тогда, когда есть «крест для мыслей», предел для возможностей человеческого ума. И в этом отношении у нас сейчас не хватает фундаментальной науки, потому что не хватает духовных искателей знаний, Богом данных откровений. Если наука не имеет фундаментов Божественных откровений, то это не наука, а технология. Она может быть высокоорганизованная, как в Японии, где на основании наших журналов, вроде «Юный техник», «Техника молодежи», «Наука и жизнь» и других более серьезных научных изданий, питающихся от откровений, данных нашим детям, молодежи, ученым, могут построить некие приспособления, аппараты и механизмы, которые затем удивляли весь мир. А Россия во все времена славилась наличием фундаментальных открытий, хоть и не всегда могла их воспроизвести технологически.
В православной аскетике одним из основных понятий является борьба с помыслами. На наш взгляд, природа помыслов имеет двоякое происхождение. Наиболее изученным в аскетике является борьба с помыслами, внушаемыми человеку извне греховными существами, которых мы называем бесы. Но помыслы могут рождаться и внутри человека, который тоже является греховным существом. Ум человека, побежденного страстями и греховными наклонностями, рождает помыслы. Часто именно рожденные человеческим умом помыслы принимаются за мысли. Ум дан человеку не для того, чтоб он рождал и изучал помыслы, а для того, чтобы понимать и выражать Божественные откровения. Для этого ум необходимо освобождать от власти страстей и наполнять содержанием, понятиями, при помощи которых он мог бы наиболее точно облечь в форму и выразить Божественное откровение, которым является научная мысль, выражающая научные истины.
Россия всегда была устроена как Божий монастырь, в котором на первом месте молитва, на втором - хозяйство. Самая главная ошибка, что наше государство стало приемником Советского Союза, который в свою очередь был приемником Временного правительства, но мы никак не станем приемниками исторической России.
Если было бы желание просветить наш народ и объяснить ему, что вне Православия, вне исторической традиции жить невозможно, это можно было бы сделать, думаю, за один месяц, включив все существующие государственные ресурсы. Но нет на то политической воли. Государство безмолвствует и бездействует.
Наши размышления больше поднимают вопросов, чем дают ответы, говорят о глубине проблем, которые стоят перед Россией и нашей Церковью, но и вселяют оптимизм, ведь с Божией помощью все это решаемо. Например, говорят, что на наших громадных территориях население стремительно уменьшается. Но ведь на той же территории нас когда-то было 35 млн. человек, правда, соседи были тоже не так многолюдны. Сейчас в России - 140 млн. Но все же людей достаточно, чтобы поставить и решать великие задачи.
Многие отмечают, что некий дух уныния витает над нашим народом. Необходимо его преодолеть, а для этого государство должно ставить перед народом грандиозные задачи. У русского человека есть особенность: он может участвовать только в великих делах. Ему не свойственно просто работать ради денег. И если, бывает, он так делает, то почти всегда при этом ему тоскливо и скучно. Ему безрадостно оттого, что он не может себя реализовать, - русский человек должен не просто трудиться, а чувствовать свой вклад в некое важное дело. Вот, к примеру, развитие авиации или космонавтики: человек может быть главным конструктором КБ, а может - обыкновенным заводским токарем, это не имеет значения. Причастность к такому великому делу будет одинаково вдохновлять этих людей. Потому-то в настоящее время, когда великие задачи почти не ставятся ни в науке, ни в культуре, ни в производстве, некое уныние наблюдается, потому что только добывать деньги для православного человека, для русского человека - задача слишком простая и не соответствует высоким запросам души. Важна именно возвышенность служения.
Мы говорим сегодня о соработничестве Церкви и государства. Но смущает то, что государство или ничего не делает, а только говорит в лице своих властителей, или создает условия, при которых все становится хуже. Церковь все время хочет с ним сотрудничать, а оно, похоже, делать ничего не желает. Но даже Господь помогает только труждающимся - тому, кто что-то старается сделать. И Церковь может помочь государству, если только оно что-то будет делать, только тогда все мы можем включиться в это общее делание. Но сейчас не видно никаких перспектив этого общего делания. Происходит распределение бюджета, непонятное выделение средств, странные политические заявления... И Церковь в этот момент вынуждена принимать на себя груз многих государственных забот о воспитании людей, о создании собственной социальной инфраструктуры, своих образовательных учреждений. Вероятно, дело дойдет и до создания некой своей политической элиты. Потому что при таком отношении народ начинает перетекать туда, где о нем заботятся. Церковная ограда все больше наполняется, а государство будет все больше мельчать. Государственная элита, воспитанная в западном духе на протяжении многих сотен лет, не связывает свою судьбу, жизнь своего рода с Русской землей. Их дети учатся за границей, их имущество и деньги там. Делателей нет и политической воли нет для реализации необходимых проектов для возрождения России. Остается только нам самим думать о том, как жить на нашей земле.
Обсуждая проблемы семьи, следует отметить, что одна из главных задач сегодня - возродить мужской дух, дух отцовства. Но чтобы это произошло, важен дух всего государства. Когда оно построено на либеральных принципах всеобщего равенства, диктата всевозможных меньшинств, феминизма, почти неограниченной свободы в поведении, то это проникает и в семью. Сейчас у нас даже говорят о введении ювенальной юстиции, которая полностью подрывает авторитет родителей, лишает их возможности воспитывать собственных детей на традиционных началах. Это просто разрушение всего Божественного иерархического устроения мира.
Российское государство всегда было устроено по семейному принципу: во главе стоял «отец». В идеале это, конечно, православный царь. Его и называли «Царь-батюшка» - так его и почитали, и слушались. Государственное устройство являлось примером устроения семьи. У царя была своя семья, свои дети, но семьей для него был и весь народ, вся Россия, которую он хранил и за которую перед Богом отвечал. Он подавал пример служения Богу, пример семейных отношений, воспитания чад. Показывал, как надо хранить родную страну, ее территорию, ее духовные и материальные богатства, ее святыни, веру. Теперь, когда нет царя, то хоть если есть президент сильный - и то мы радуемся, что есть человек, который думает о России, о народе, заботится о нас. Если нет сильной власти в государстве, нет во главе «отца», то значит, и в семьях его не будет. Семья не может быть построена на либерально-демократических принципах. Единовластие, отцовство - главный принцип построения семьи. Поэтому семью мы можем восстановить, воссоздав такой государственный строй, который будет порождать отцовство, семейственность и показывать, как нужно хранить большую семью - русский народ, Россию. Тогда мы и в своих семьях, глядя на пример государственной власти, будем стоять на защите главных ценностей. И сейчас этот процесс происходит, слава Богу.
На примере разных стран легко можно заметить, как влияет тип государственного устройства на жизнь народа. Пример мусульманских стран нам однозначно показывает: пусть и специфично, но отцовство у них есть, почитание главы семьи есть, и как следствие - крепкие семьи, высокая рождаемость, успешное экономическое развитие. Европа же - наоборот: институт семьи упраздняется, рождаемость упала, целые регионы заселяются эмигрантами совсем другой культуры, веры, традиции. Чтобы сохранить институт семьи, а в конечном итоге и само государство, нужна крепкая государственная власть, лучше - единоначалие. Нужен «отец» - отец нации, отец государства. В идеале это должен быть Богом поставленный человек. Тогда и в семье отец будет восприниматься, как это и было традиционно, человеком, Богом поставленным.
Все сферы человеческого бытия тесно связаны и переплетены. Поэтому если строй жизни страны, начиная с главы государства и далее, создается по закону Божественного устроения, по закону небесной иерархии, то Божественная благодать оживляет, животворит все сферы бытия народа. Любое дело тогда превращается в участие в Божественном устроении мира, в некое служение - Отечеству, Богу, своему народу, всему человечеству. Любая самая малая ячейка общества, каковой является семья, подобно клетке живого организма, животворится Божественной благодатью, посылаемой всему народу.
Семья, являясь «клеткой» государства, строится по тем же законам - подобное состоит из подобного. Если все в социуме устроено не так, если государственная власть действует по совершенно чуждым традиции законам, то, естественно, и семья, как, например, в Европе, упраздняется, приобретает формы уже даже не просто грешные, а патологические - гомосексуальные «браки», усыновление детей в такие «семьи» и т.п. Даже нормальному человеку в таких условиях сложно уберечься от развращения. А ведь все это идет от государства. Государство начинает строиться с семьи, но и семья должна строиться государством. Поэтому все стремления укрепить семью должны претвориться в возрождение духа.
Простым людям нужно, несмотря ни на что, сохранять традиционные, установленные Богом формы устроения семьи. Именно этим мы со временем восстановим и в государстве иерархический порядок. Восстановим нашу народную жизнь как общинную жизнь, как соборную жизнь, как семейную жизнь. Народ - это единая, соборная, Богом данная семья. Сохраняя Православие, духовные традиции, культуру, православную семью, воспитывая детей по-православному, строя свою жизнь по Божественным законам, мы тем самым будем возрождать и Россию.
Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева храма г. Самары
6. Приветствую .
5. Спаси, Господи, и образумь, Русский народ!!!
4. Ответ комментатору "антикиллер"
3. Ежели, что очень сомнительно, пропустит РНЛ
2. Re: Как восполнить оскудевающие силы русского народа
1. Не признавая русский народ имперским, т.е. культурообразующим, государствообразующим, не воспитывая его в этом духе, мы теряем саму основу своей государственности