Красноярск - один из немногих городов России, где национальный вопрос не стоит на повестке дня. Всему причиной взаимодействие властей с национальными диаспорами. Это выглядит достаточно необычно на общем фоне бездействия властных структур в общероссийском масштабе. В настоящее время проблемы, связанные с незаконной миграцией, приобретают масштабы катастрофы государственного характера, когда происходит убыль титульного населения и этническая экспансия других народов и рост этнической преступности.
Мы встретились и провели интересную беседу с председателем Узбекского национально-культурного центра "Дустлик"(Дружба) с ЗафаромЗиядуллаевичем Сафаровым, человеком непосредственно благотворно влияющего на национальную обстановку в Красноярске и в целом по краю.
Как вы оцениваете взаимодействие с органами государственной власти, а в частности с УФМС по Красноярскому краю?
Сафаров: "Оцениваю в целом положительно, решаем вопросы по людям, которых собираются депортировать из России, являюсь представителем генерального консульства Республики Узбекистан в России, поддерживаем связи с исторической родиной".
Как вы относитесь к ведению трудовых патентов для мигрантов?
Сафаров: "Патент вещь очень хорошая, человек платин налоги в бюджет, это дает возможность нелегальным мигрантам вести законную трудовую деятельность. Они спокойно платят налоги государству, в целом это положительный момент".
А ваше мнение по поводу квот для въезжающих иностранных работников?
Сафаров: "Любое ужесточение приводит к коррупции. Наша задача избежать ухода мигрантов в тень. Все должно происходить культурно и цивилизованно."
Какое количество узбеков, на данный момент, находится в Красноярске по вашим данным?
Сафаров: "Если мы говорим конкретно по городу Красноярску, то в районе 10 тысяч человек. Это не много, в другие года было и больше"
Как сказался экономический кризис на миграцию узбеков в Красноярск?
Сафаров: "Президент Узбекистана начал масштабную модернизацию и перестройку страны. Были взяты большие кредиты для этих целей. Тот трудовой резерв, который был в Красноярске теперь задействован в Узбекистане. Очень много народу сюда не приехало. Смотрим телевизор, бегут объявления, "Требуются, требуются строители, требуются..."".
Каковы сферы деятельности приезжих узбеков?
Сафаров: "Тяжелый, строительный труд. Те сферы, куда работодатель не может набрать местное население. Мало кто из титульного населения согласится работать за 15-20 тысяч рублей на стройке и других тяжелых работах".
Какие услуги оказывает ваш центр?
Сафаров: "У нас есть консультационно-адаптационный центр, цели и задачи с первого дня дать человеку условия легально находиться на территории Края. Мы контролируем его до момента трудоустройства. Плюс по приезжающим проводим информационную работу: распространяем листовки в местах прибытия соотечественников, на вокзалах, в аэропорту, на автобусных остановках, чтобы они знали: куда в первую очередь обращаться. Выпускаем бесплатную газету. Мы так же помогаем отъезжающим, решаем проблемы с утерей паспортов, просроченными сроками. Эти вопросы мы тоже решаем. Делаем сертификаты возвращения на Родину, работая через консульство, дабы человек не оставался вне правового поля. Если раньше, до появления нашего центра, процедура восстановления паспорта занимала длительный срок, то сейчас решается в 2-3 дня".
Каким образом финансируется центр?
Сафаров: "Все услуги платные, так как консультационно-адаптационный центр это - ООО коммерческая структура. Личное мое мнение: человеку надо дать возможность даже заплатить, нежели он будет тыркаться не зная куда пойти, как и что делать. Денег нам никто не выделяет. Справляемся своими силами"
Каков процент оседающих и принимающих гражданство России узбеков?
Сафаров: "Из граждан Узбекистана оседает не более одного процента. В основном это люди европейского происхождения-татары, русские, немцы. Узбеки - это единичные случаи. Потому что общая экономическая ситуация в Узбекистане очень хорошая. Везде идет строительство, развиваются предприятия, очень сильна отечественная автомобильная индустрия. Практически все машины местного производства. Улицы моются шампунем. Другой вопрос стоит в том, что население большое и постоянно растет. Сейчас в стране 28 миллионов человек, при площади в пять раз меньше Красноярского края. Плотность населения очень высокая. В Красноярск приезжают в основном дехкане (крестьяне). У них есть промежуток времени свободный, они посадили, потом собрали урожай, и полгода без работы. Молодежь, которая не смогла себя найти на Родине. Но с учетом того, что в Красноярске не поднимают заработную плату из-за кризиса, то те деньги, которые они здесь зарабатывают, могут с таким же успехом получить в Узбекистане. В связи с этим миграционный поток потихоньку сокращается. Если есть работа дома, зачем ехать далеко"
Существует ли языковой барьер у мигрантов?
Сафаров: "Да, он существует. В этом и заключается трудность. Поэтому мы и помогаем адаптироваться. Через полгода человек уже сносно начинает говорить по-русски, а если будет находиться только в русской среде, то и раньше. Как я уже отметил в основном мигранты это выходцы из сельской местности, а там низкий уровень знания русского. Зато в большинстве городов Узбекистана 80% населения разговаривают на русском языке. Это СССР. Люди получали советское образование. Я учился в русской школе, русский университет заканчивал. С чего мне плохо его знать, если фактически это мой родной язык?"
Сильно ли турецкое влияние в Узбекистане?
Сафаров: "Был момент в 90-е годы усиления турецкого влияния, но сейчас этого нет"
Существует ли ностальгия по Советскому Союзу?
Сафаров: "Конечно, есть. Думаю, у большинства здравомыслящих людей в глубине души живет ностальгия по СССР. Было проще жить. Ты знал, что в золоте не будешь, но голодным точно не останешься. Отношения между людьми были человеческими. Сегодня капитализм, где все решают деньги. Я свое детство вспоминаю. Оно было очень насыщенным, различные кружки, спортивные секции и все это бесплатно. Прививали любовь к прекрасному и здоровому, а сейчас все запущено. Правда, в Узбекистане советская система досуга для молодежи оставлена, но уже не в том объеме. Вот в Туркмении ситуация. Мигрантов оттуда практически нет, опять же они в золоте не живут, но бензин стоит копейки, нищенства нет. Все зависит от правителя. У нас в Узбекистане народ не даст с голоду умереть - сосед соседу поможет, а вот в России ситуация похуже: если остался без копейки, то мало кто поможет"
Но есть же исключения?
Сафаров: "Согласен, но это, скорее, в деревнях"
Каковы взаимоотношения русских и узбеков на бытовом уровне в Красноярске?
Сафаров: "Проблем нет. Считаю что Красноярск наиболее толерантный город по сравнению с другими городами России, потому что в основе населения лежит генофонд, привнесенный извне: ссыльные, рабочие на стройках советского времени. Поэтому народ здесь специфический, более лояльный к другим этносам"
Ваше отношение по поводу агрессии НАТО против Ливии.
Сафаров: "Нельзя лезть в чужой монастырь со своим уставом. Это чужой дом. Всему виной жажда денег и нефти ливийского народа. Аппетит приходит во время еды и кто следующий на очереди неизвестно. Надо пресекать такие попытки. Под угрозой суверенитет любой страны."
Ваше мнение о революции и беспорядках в Киргизии.
Сафаров: "Я там не был, не знаю. Там своих олигархов хватает. Однако в Красноярске возле нашего центра в те дни собралась довольно агрессивная толпа человек в 150. Люди были взбудоражены. Я смог их успокоить и они разошлись. Народ веками там жил вместе дружно. И порою трудно разобрать: кто из них узбек, а кто - киргиз? Опять же, кто-то делает деньги на несчастьях народа "
В ноябре 2006 году была ликвидирована в Красноярске ячейка террористической организации «Хизб-ут-тахрир аль ислами». Что скажете об этом?
Сафаров: "В 2006 году меня здесь не было. ФСБ на самом деле не дремлет. Это их задачи устранять такие угрозы. Каждый добропорядочный гражданин должен помогать и содействовать в этом случае. У нас в Узбекистане нужно отдать должное президенту Исламу Каримову, так как в одно время ситуацию в стране пытались раскачивать различные силы, но он пресек все поползновения дезинтеграции общества"
Как вы взаимодействуете с Русской Православной Церковью?
Сафаров: «Встречи с духовенством РПЦ происходят при общественном Совете администрации Красноярского края, но больше между собой общаются священник и мулла. Я человек светский, воспитание и образование советское. На уровне традиций все исполняем. Был случай в юношестве: в Самарканде в то время половина населения было европейцами и отмечали Пасху вместе с русскими, свечки ставил, интересно. Если глубоко в историю копнуть, то еще Амин Тимур приводил из походов тысячи ремесленников армян, персов, евреев. Их потомки до сих пор живут. Они лучше меня на всех языках разговаривают. Любого русского или еврея возьми, а у него вглубь веков уходят корни. А какие церкви в Узбекистане стоят? В Красноярске нет таких красивых церквей, еще не видел»
Подводя итоги встречи, пришел к выводу, что советское наследие в виде образования и памяти людей сближает людей и помогает разрешить многие проблемы. Правда, с каждым годом ниточка, связывающая нас вместе, истончается. На смену нам идут новые поколения, не жившие в одной могучей стране, поколения, лишенные единой культурной традиции.
2. Re: Узбеки в Красноярске
1. Да, хорошо, но