Мы живем среди событий, ставших историей и происходящих сегодня. В глобальных движениях мира видим свой интерес. Развитие империй, их крушение, борьба наций, победы и поражения. В этих процессах судьбы людей, грехи и спасительные достоинства которых непрерывно вычитаются и суммируются, рисуя вектор движения народов между полюсами бытия. Один полюс - это удовлетворение, а другой - самоограничение страстей. История, в духовном смысле, и есть эти движения, как правило, одни и те же, только разной силы, так как с ростом цивилизации растет их мощь.
Мы выживаем, добываем пропитание, накапливаем его в деньгах и имуществе, гордимся запасами капиталов, боремся друг с другом по поводу их количества, потому что каждый хочет иметь лишнее мгновение бытия и, будучи не в силах продлить его сверх отведенного срока, пытается продлиться в накоплениях, порой плохо влияющих на потомков. Нам свойственно забывать, что «...жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 13).
Чего же «хочет» Бог, попуская нашим страстям? Зачем Он, попустил России сменить волю помазанника на бред мечтаний, распасться, собраться вновь под волей инородцев и вновь распасться? Русские рассеяны по миру, как некогда евреи. Потом апостолы приходили с благой вестью в любую землю, находя там соплеменников, от которых, как от семени, вызревали общины и церкви.
Жизнь так устроена, что ее движение обеспечивают люди перемен, практичные» сыны века сего. Пример - это финансисты-инвесторы, держатели капиталов, вкладывающие их в проекты, обеспечивающие трудом и пропитанием. Но цель здесь не только в пропитании. Инвестор хочет прибыли. Простое потребление продукции воспроизводит капитал, но не дает его быстрого роста. Желание (до жажды) прибыли раскручивает инвестора на создание новых потребностей, на развитие спроса. Сегодняшний кризис мира - это кризис идеологии инвесторов, сынов века сего. Накопленные финансы мира трещат под давлением собственной массы. Количество капитала переходит в качество лишенное смысла, так как для его быстрого роста требуется рост человеческих потребностей. Но все они изобретены многократно и многовариантно. Человечество в лице развитых стран стоит у полюса удовлетворения страстей, у черты вырождения, исчерпания желаний. За ними вслед идут страны развивающиеся, а мечтают о приближении к тому же полюсу удовлетворения страстей все остальные. Так, пусть неравномерно, наступает кризис потребителя. И капитал вынужден, как бы создавать потребности для самого себя, приобретая виртуальный характер. В этом суть многоэтажной перепродажи долгов под кредитование, не имеющего ни обеспечения, ни предела. Практичные «сыны века сего» в погоне за прибылью загнали человечество в тупик огромных капиталов, которые «живут» для самих себя, подчиняя весь мир.
Полюс страстей ныне, как никогда в истории, выражен в финансах и их мировом центре - США. Человечество, разросшееся за полвека втрое и подзабывшее ужасы войн, приблизилось к чему-то еще непонятному и пугающему, что видится, как в тумане, за крахом финансовой системы США, ожидаемого, к слову сказать, чуть ли не со дня на день.
Американский народ, попустив финансистам овладеть собой, создав мощнейшую экономику мира, превратился в огромное, умело пасомое стадо потребителей товаров и, соответственно, заказчиков финансов, нужда в которых легко компенсируется включением печатного станка и обеспечивается перепродажей долгов.
Нельзя сказать, что эта ситуация американцев не устраивает. Однако предел экономики виртуальных финансов ощутим для всех.
Но капиталы мира, в целом превосходящие стоимость США, требуют доверия. Может ли кто извне сокрушить доверие к финансовой системе устроенной Америкой?
Пример Ливии показал, как США реагируют на такие попытки.
Сила серьезный аргумент. Но политика управления капиталами силой влечет снижение их доходности. То есть Америка начинает работать против смысла накопления, требующего свободы пользования. Если бы не странные проблемы с евро, то возможно мир наблюдал бы бегство капитала из США. Применение силы для самосохранения в финансовой конкуренции (Каддафи хотел создать альтернативную недолларовую систему расчетов в Африке и арабских странах), свидетельствует о невозможности переформатирования системы. Так война для США превращается в способ выживания.
Положение большинства населения Америки непростое. На людей давят кредиты и риск утраты работы. Неизбежное ухудшение положения народа власти смогут списать лишь на ведение внешней войны. Но войны исключительно успешной. Однако современные системы вооружения такой гарантии дать не могут, несмотря ни на какие ПРО. Таким образом, удел властей США это длящиеся колебания перед серьезным противником и периодические военные разгромы слабых оппонентов. Однако пример маленькой Ливии показал, что даже предварительное вскармливание почвы для гражданской войны не дает легкой и быстрой победы. После ливийских событий человечество в удивлении «вздернуло бровь» и в таком положении осталось. Следующей реакцией возможны возмущение и контрдействия. Тогда прагматичные американцы почувствуют отчуждение перед лицом мира, на фоне собственных нестроений и в первую очередь финансовых, за строй которых и терпят финансовую власть. Проще говоря, не станет проку спорить со всем миром, если нет преимуществ, которые стоило бы защищать. Тогда то они и могут повести себя, как потомки ковбоев с 250 миллионами единиц огнестрельного оружия на руках у населения.
На фоне истощения мировых запасов сырья, воды и вскоре даже воздуха, у черты пределов человеческих потребностей снижается смысл роста капиталов на базе переработки сырья в товары. Таким образом, вектор истории, похоже, устойчиво поворачивается в сторону полюса самоограничения и соответствующих изменений в экономике. Громадные капиталовложения в производства могут стать редкостью. Но капитал, как долгосрочные накопления, должен приносить хотя бы компенсационную прибыль, пока он есть. Основной сферой его приложения, возможно, станет сам человек. Ныне распространены прогнозы о расширении пределов потребностей человека, попытках что-то в него вживлять, добавлять функции, а то и части тела...
Так в чем же, в свете сказанного, может быть задание Бога?
Оно может быть в том, чтобы «убить» капитал, в смысле ограничения возможностей его роста. А для этого, помимо малоэффективных запретов, есть лишь один способ - самоограничение потребностей. Наверное, среди развитых цивилизаций, самый выдающийся опыт в этом у русских и Православной церкви. Как он нам достался это отдельный разговор, полезный в духе осмысления. Потому как факт выживания русского народа и Русской Православной церкви в результате их истории сам по себе говорит о том, что опыт мог быть не напрасным.
1. Re: Задание Бога