Проект Воскресной школы церкви Святаго Духа села Майма «Так да светит свет ваш пред людьми...» [Мф.5:16] в марте с.г. получил грантовую поддержку фонда преподобного Серафима Саровского. Мы попросили рассказать об этом проекте настоятеля церкви, благочинного Горно-Алтайского округа, Председателя миссионерского отдела Барнаульской епархии священника Георгия Балакина.
- Название проекта говорит о том, что проект - миссионерский. Цель проекта определялась так: «В процессе совместной деятельности обретение участниками проекта желания нести Свет Христов окружающим, обретение радости в вере, радости в деятельном служении ближнему, в исполнении слов Апостола «Вера без дел мертва»».[Иак.2:26].
Ни для кого не секрет, что одна из главных проблем сегодня - это уход из Церкви подростков, молодых людей. Дети, ходящие в храмы с мамами, занимающиеся в Воскресных школах, подрастая «исчезают» из храмов, их манит мир с его иной реальностью. Причина во многом в том, что на большинстве приходов подросткам не предлагается социально значимого дела, которое бы увлекало, объединяло бы высокой и важной целью.
- Ваш проект состоял из нескольких частей, одна из которых называлась «Трезвость - выбор молодых». Насколько актуально сегодня это направление?
- По данным общероссийского опроса молодежи, проведенного Минобразования России по репрезентативной выборке в 2002 г., алкогольные напитки (включая пиво) потребляют 80,8% подростков и молодежи. За десятилетие, с 1993 по 2003 гг., возраст приобщения к алкоголю снизился с 16 до 13 лет.
По данным Роспотребнадзора, ежедневно в России потребляют алкоголь (включая пиво) 33% юношей и 20% девушек.
Это - страшно! И если ситуация кардинально не измениться - будущего у нашей страны, нашего народа - просто не будет. Подростки начинают пить спиртное, потому что им навязывается такая модель поведения. Т.е все знают, что алкоголизм - это плохо. Но никто не предлагает юному поколению трезвость, как альтернативу алкогольному безумию. Сегодня почти никто в России не говорит о том, что можно жить трезво, и что именно трезвая жизнь и является настоящей Жизнью.
Великий русский педагог Рачинский, в конце 19 века, наблюдая, как много пили в русской деревне писал воспитанникам Казанской Духовной Академии о том, что именно пастырям должно возглавить движение за отрезвление народа, что только поддержанное Церковью трезвенное движение будет иметь правильный вектор и успех. И почти две тысячи православных общин трезвости, образовавшихся в начале 20 века - тому подтверждение.
Основным содержанием акции «Трезвость - выбор молодых», стали лекции, беседы, концерты с демонстрацией фильмов «Общего дела», (продюсер - архимандрит Тихон (Шевкунов). Анкетирование, проведенное в ходе акции, показало высокий уровень интереса молодых людей к этим фильмам и высокий воспитательный эффект роликов.
При поддержке Горно-Алтайского городского Совета депутатов на центральной улице города был размещен баннер трезвенной тематики.
Украшением заключительного мероприятия акции, на котором мы подвели итоги конкурса стихов, прозы, наглядной агитации по теме «Трезвость» стал концерт Ольги Николаевны Дубовой, посетившей нашу Республику. Эмоциональным центром концерта, несомненно, стала песня Ольги Николаевны «Солдат»:
Майским солнечным днем
Прогремел первый гром,
День Победы в стране отмечался,
А под утро потом тихо-тихо в мой дом
Вдруг солдат с той войны постучался.
Опустил вещмешок,
Положил автомат,
Видно с боем пришлось добираться.
Помолчал, поглядел
И промолвил солдат:
- Что ж вы сделали с Родиной, братцы?..
- Ольга Николаевна Дубова известна как певица, поэт, композитор, цикл ее фильмов «Герои нашего времени» рассказывают о тех, кто воевал в Чечне, спасал заложников в Норд-Осте и Беслане, о тех, на ком еще держится российская армия. Как она оказалась в Республике Алтай?
- Это было чудо. Одно из многих чудес, которые посылает нам Господь. В том числе если вспомнить, что Ольга Николаевна известна как создатель аудиокниги Люции Павловны Шичко о выдающемся русском ученом Геннадии Андреевиче Шичко.
Приезд Ольги Николаевны был большим подарком для нас. В Воскресной школе она провела цикл своих уроков по программе «Честь имею», которые очень понравились нашим воспитанникам. Песня «Честь имею», как только ребята ее услышали, стала самой любимой:
Говорил в детстве дед мне такие слова:
«Жизнь я прожил, и стала седой голова.
Лишь Отечеству отдал я жизнь одному,
Только честь, только честь никому».
Честь имею! И её не продаю,
Честь имею! В мирной жизни, и в бою!
Честь имею! На века
Будет наша Россия крепка...
С этой песней наша команда «Трезвая Майма» успешно выступила на традиционном районном турслете, посвященном Дню России, в котором участвовало еще 15 команд.
Исполненные нашей командой «трезвые» частушки, написанные специально к этому мероприятию, были показаны по республиканскому телевидению:
На посту стоит солдат,
Службе тот солдат не рад -
На гражданке пил-курил
Вот служить и нету сил.
Мужички любили пиво,
Жить хотелось им красиво,
Только их мужская сила
С ними больше не дружила.
Ой, девчонки, пейте квас
Хлебный оцените.
Энергетики пусть пьет
Их производитель.
Как отец пример в семье
Президент пример стране.
Всякий, тот кто у руля
Он ответственен вдвойне.
- Как Вы оцените успешность Вашей работы?
Честно скажу: есть ощущение пахаря, перед которым огромная нетронутая целина, а сроки поджимают. Один только совсем свежий пример. Ребята из нашей Воскресной школы во время паломнической поездки зашли в один из храмов. Они были одеты в футболки с логотипом «Трезвой России» с большим изображением святого Георгия Победоносца на груди. Один очень известный батюшка, много работающий с молодежью, увидев их, оторопело сказал: «Вы что, анонимные алкоголики?» Из этого можно сделать довольно грустный вывод, что о традициях православной трезвости сегодня ничего не знают не только миряне, но даже и священнослужители.
- Отец Георгий, ребята из Вашего храма побывали на православно-патриотических сборах «Казачья застава» в Новосибирской епархии. Эта поездка осуществилась тоже в рамках проекта?
- Да, за счет средств Фонда мы оплатили проезд до места проведения сборов и участие в самих сборах. Нужно понять, что большинство ребят в нашей Воскресной школе - из многодетных семей, для которых эта поездка стала уникальной возможностью увидеть Новосибирский зоопарк, побывать на настоящем, цирковом представлении, помолиться в храмах Новосибирска и пройти программу, которую предложили организаторы сборов «Казачья застава».
Это уникальный летний лагерь, в котором мальчиков учат быть мужчинами, защитниками - Родины, близких, а девушек учат рукоделию, умению вести домашнее хозяйство. И все вместе там учатся любить Родину, быть настоящими христианами - верными, честными, мужественными.
Сборы начались 26 июня, в воскресение, когда Церковь праздновала День всех святых, в земле Российской просиявших.
Открывая сборы, духовник лагеря, протоиерей Димитрий Полушин, настоятель храма Ефросинии Полоцкой, в частности отметил, что лагерь начинает свои сборы в День памяти всех святых в земле Российской просиявших, и напомнил, что 70 лет назад - в 1941 году Великая Отечественная война началась тоже в День памяти русских святых. Отец Димитрий отметив, что победа в войне стала возможной благодаря силе духа советского солдата, сформулировал одну из главнейших задач лагеря: чтобы дети смогли возмужать духовно и телесно, а главное - приобрести внутренний стержень.
Отец Димитрий предупредил, что лагерь намеренно проводится в тяжелых, экстремальных условиях, вынести которые можно только исполняя Евангельскую заповедь о любви.
Кстати, можно сказать, что именно эта заповедь и определила эмоциональный настрой этих сборов.
- Чем занимались участники сборов?
- Парни, как я уже сказал, учились быть мужчинами. С ними проводились занятия по строевой подготовке, тактике, огневой подготовке, рукопашному бою. Причем как основа для занятий по рукопашному бою была взята система М.В. Рябко, основанная на традициях древних русских единоборств, которая все чаще назевается сегодня «боевым искусством третьего тысячелетия».
Знакомились ребята с оружием - АК, ППШ, СВД, тренировались разбирать-собирать автомат Калашникова. Инструкторами в лагере работали те, кто сам прошел военную службу, в основном, в «горячих точках», поэтому их рассказы и советы были особенно интересны и полезны будущим защитникам Родины.
Девушки больше занимались рукоделием, изучением основ ведения домашнего хозяйства, хотя и с ними проводились занятия по строевой, огневой подготовке, рукопашному бою. И им приходилось утром бежать полтора километра на зарядке, ходить в наряды, дежурить по лагерю.
И все вместе участники лагеря с большим интересом изучали предмет, который назывался «традиция» - традиционные русские народные игры, хороводные песни, частушки - те игры, в которые 100-200 лет назад играли на вечерках их сверстники.
Кстати, вечерние мероприятия в лагере так и назывались «вечерки» и участвовали в них все с большим интересом. Потом игры-танцы незаметно переходили в общение у костра, где звучали песни под гитару и под гармошку - преимущественно русские народные, казачьи, военные. За весь период сборов не было спето ни одной «попсовой» песни. Обстановка была явно «не та».
- Батюшка, как можно выразить ваше впечатление от реализации проекта?
- Двояко: Есть впечатления грустные, есть впечатления радостные.
О грустном: к сожалению, выросло поколение, не знающее своей истории. Для которых имена Матросова, Покрышкина, Карбышева, пионеров-героев, подвиг защитников Брестской крепости, Севастополя - неведомы. Поколение, взращенное на принципах толерантности -отсутствии реакции на уничтожение собственного народа и собственной культуры.
Для которого быть «крутым и богатым» - верх мечты. Они, к сожалению, так воспитаны. И такая система ценностей продолжает насаждаться. Ольга Николаевна Дубова во время своего концерта произнесла фразу «Мы - партизаны в своей стране» - официально проповедуемые ценности вступают в противоречие с теми принципами, на которых веками строилось Российское государство.
О радостном: Молодежь, по большому счету, генетически еще помнит подвиги своих предков, сама того не осознавая, тянется к доброму и светлому, к родной культуре и традициям. Когда в начале 20 века Англия переживала глубокий моральный кризис, полковник Баден Пауэлл создал движение скаутов веря в то, что если правильно воспитать молодежь на принципах веры, чести, совести, то можно изменить страну.
Хотелось бы, чтобы этот момент мы не упустили окончательно.
Беседовал Алексей Тырышкин
Послесловие. Отработав этот проект, инициативная группа при нашем храме создала новый, девиз которого на сей раз «Трезвость - целомудрие - патриотизм». Проект включает в себя создание центра по профилактике абортов, проведение большой работы с молодежью по пропаганде трезвости и целомудрия, в том числе создания театра красивой одежды. Организацию летнего военно-патриотического лагеря. Фонд Православной инициативы во имя преподобного Серафима Саровского и на этот раз поддержал наш проект.
6. Ответ на 5., Корсаков Вячеслав:
5. Слово и дело
4. Ответ на 3., Корсаков Вячеслав:
3. Слово и дело
2. Повезло жителям села Майма со священником!
1. Re: «Честь имею!»