Богослужение Сергея Фомина

Юбилейные и не только юбилейные заметки о творчестве русского эсхатологического писателя

Иван Грозный 
0
2127
Время на чтение 39 минут

24 Ноября 2011 года исполняется 60 лет со дня рождения замечательного русского церковного историка Сергея Владимировича Фомина.

Лично для меня это ноябрьское число в сознании вот уже более десяти лет связано с предшествующей календарной датой: 23 Ноября 1924 года во французском городке Сальбри, в саду собственного дома был обнаружен мертвым следователь по особо важным делам Николай Алексеевич Соколов, который своё служение Богу, Царю и Русскому Народу посвятил расследованию религиозно-мистического убийства Царской Семьи. Учитывая нерасследованность обстоятельств смерти сорокадвухлетнего Н.А.Соколова, в своей душе почитаю его как «несвятого святого», несомненно, как Исповедника Российского, а может быть, и Новомученика.

И совсем ничего случайного не вижу в том, что ровно через 27 лет после этой загадочной кончины русского подвижника, «тихого героя», появился на свет С.В.Фомин, который вот уже многие годы своё творческое служение историка и писателя посвящает расследованию того, как на протяжении нескольких лет организовывалось, готовилось и осуществлялось ритуальное убийство Друга Царской Семьи - Григория Ефимовича Распутина-Нового. В годичном круге Лета Господня проявление Промысла Божия и духовно-мистической эстафеты такой календарной последовательности для меня несомненно. Не берусь никому навязывать своего взгляда на это мистическое восстановление связи времен, но и не трушу свидетельствовать о таковом моем вероисповедном видении предмета перед верующими современниками...

Две большие разницы

Чем русская православная эсхатология, апокалиптика принципиально отличается от разного рода «страшилок» о Конце Света, как заграничных в различных сектах и масштабных голливудских киноподелках, так и у сектантов «российских»?

Есть коренное различие.

Изуверы и циничные организаторы массовых истерий с помощью ложных мифов пугают человечество безысходными глобальными катастрофами, которые закончатся либо полной погибелью человечества и планеты, либо физическим «спасением» горстки людей для дальнейшего биологического размножения.

Православные, начиная с Апостолов и Учеников Спасителя, прежде всего ждут Второго Пришествия Иисуса Христа во всей Его Славе Небесной. И только после всеобщего Воскресения из мертвых и Страшного Божьего Суда ветхий мiр преобразится, то есть наступит действительный Конец этого Света и наступит Жизнь Вечная без смерти и страданий, жизнь с Богом.

Да, мiровые катастрофы, как духовные, политические, экономические, так и природные, будут предшествовать Второму Пришествию. Но отнюдь не они приведут к Концу Света! Мне весьма помнится, как с амвона проповеднически вопрошал один современный православный Пастырь:

- Ну кто такой этот якобы «всемiрный» лжецарь, лжепомазанник из колена Данова - антихрист?! Обыкновенный политический банкрот! Он не только не сможет пресечь Божественную Литургию у верных Господу, но и «царевать» будет всего три с половиной года! Ведь даже американские президенты дольше властвуют: как минимум - четыре года...

И в самом деле, мiр уже на протяжении целого столетия переживает многочисленные глобальные катастрофы, колоссальные революции, войны, предсказанные в Откровении Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, предсказанные ещё ветхозаветными Пророками и Новозаветными Апостолами. И с каждым годом в последние четверть века, начиная с апокалиптического Чернобыля, эти катастрофы силой и числом возрастают. Многократно преумножилось политическое и моральное зло, повсеместно торжествует насилие и беззаконие, напрямую связанное с власть имущими и предержащими. Но вместе с тем для каждого трезво и твердо мыслящего христианина видно, что столь масштабно преумножающееся зло и беззаконие не всесильно, не всемогуще, не полновластно, хотя вершители зла и беззакония стремятся внушить всему человечеству обратное. И в этом почти глобальном гипнозе нужно видеть проявление той древней тайны беззакония, о которой писал Апостол Павел. Но не этим тайнодействием наступит Конец Света. До того ещё все тайное должно стать явным.

Именно с этих эсхатологических проблем Сергей Владимирович Фомин начал свои православно-просветительские труды - со свидетельства о Втором Пришествии Христовом. Его первая наиболее известная в православной среде книга «Россия Перед Вторым Пришествием» (М., 1993). Мне доводилось не раз писать о творчестве С.В.Фомина. Была публикация в 2008 году и на «Русской Линии», которая есть в электронном архиве «Русской Народной Линии»[1]. Поскольку с другими моими заметками о творчестве С.В.Фомина читатели «РНЛ» не знакомы, две из них помещаю здесь - в один ряд с моими современными заметками. Первая получилась летом 1993 года...

 

+ + +

Русь, грядущая навстречу Христу

В начале XIX века Преподобный Серафим Саровский изрек множество пророчеств о России - он предсказывал многолетнюю смуту и убийство Царя и множества православных людей и возрождение Руси после многих лет духовного плена. Одно из удивительных пророчеств связано с Царем-Колоколом. Святой Старец так говаривал: «Колокол-то Московский, который стоит на земле у колокольни Ивана Великого, он сам к вам (в Дивеево) придет и так загудит, что вы пробудитесь, и вся вселенная услышит и удивится». Это и множество других пророчеств вошли в сборник, выпущенный издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - «Россия перед Вторым Пришествием».

Одна из насущнейших и важнейших задач наших дней есть скрупулезное возрождение единого национального информационного поля России, или, пользуясь выражением академика Вернадского, восстановление своего рода национальной ноосферы. Что включает в себя это комплексное понятие и явление полноценной жизни народа? В первую очередь, книги и повременные издания - газеты, еженедельники, журналы, в том числе электронные средства массовой информации, затем - информационные коммуникации - средства связи, хранение, переработка и систематизация информации. Это - библиотеки, архивы, научные и учебные заведения. К ним примыкают информационные накопители и аналитические центры национальных спецслужб и так далее, и тому подобное.

Воссоздание информационного поля Руси - сложнейшее дело масштаба деяний Царя Петра Великого, которое под силу людям мужественным и единомысленным, образованным и духовно опытным, а главное безкорыстным.

От начала русской государственности созидание нервной системы державной нации, ее восстановление после смут, нашествий иноплеменных и еретических поветрий всегда брали на себя крупнейшие монастыри и лавры, они были тем высшим духовным камертоном, по которому определялось общее качество этой тонкой субстанции. Так со времени возникновения Свято-Троицкая Сергиева Лавра «становится поприщем летописных событий. В ней отзываются все сильные перевороты и смятения княжения Московского, которого она сделалась главною святынею»[2]. Так и в нынешнее смутное время почин возрождения русской духовности и образованности явным образом берет на себя древняя святая обитель Преподобного Сергия Радонежского[3].

Современная духовно-просветительская, книгоиздательская деятельность Свято-Троицкой Лавры поражает своими размерами и темпами развития. За последние четыре года вышли сотни названий богословских, богослужебных, духовно-исторических и популярных книг и брошюр, общий тираж которых исчисляется многими миллионами. Уровень вполне сопоставимый с дореволюционным.

Неужели благодатная российская нива - перепаханная скорбями народная душа - из отборного зерна не даст доброго плода?! Сие ведомо Единому Богу. Но мы надеемся на Его милость и обильную жатву. Многообразие лаврских изданий, с которыми без рыночной грызни успешно соперничают и Оптина Пустынь, и Валаам, и русские книжные издательства Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Поволжья, Урала и Сибири, - это духовное богатство давно уже требует систематического руководства, специальной аналитической работы, чтобы книги, брошюры и повременные издания не томились святынею под спудом, но скорейшим образом находили своего читателя, алчущего правды Божией о себе, о пути спасения души для жизни вечной, о духовном значении нашего Святого Отечества. Только тогда грамотная Россия сможет избавиться от дегенеративной печати современного невежества, мракобесия и образовать себя знанием, что есть Русь Святая, что есть народ Всея Земли, каково его высшее призвание, каково его грядущее. А без этого в общественном сознании будет по-прежнему торжествовать убогая наукообразная, политическая ложь о России, будут процветать наследники Минея Ярославского-Губельмана, докторов наук вроде Г.Иоффе или же К.Шацилло.

У России есть великая надежда на возрождение. И это не прихоть патриота-идеалиста. Наша надежда имеет своим основанием наследие русских подвижников XVIII-XX веков - Преподобного Авеля Суздальского, Преподобного Серафима Саровского, Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, Преподобных Амвросия и Варсонофия Оптинских, Старцев Аристоклия Афонского, Лаврентия Черниговского и Серафима Ракитинского, оставивших многочисленные пророчества о наступлении в православной России кровавой смуты и многолетнего духовного плена, который в случае всенародного и всеобщего обращения к Богу за помощью разрешится небывалым расцветом духовной жизни и державной славы воскресшей Руси.

Все эти пророчества постарался как можно полнее собрать московский писатель Сергей Фомин. В его книге «Россия перед Вторым Пришествием», жанр которой он определил как «Материалы к очерку русской эсхатологии», практически отсутствует авторский текст. Этим Сергей Фомин продолжает древнюю традицию православной книжности - традицию «Цветников», «Маргаритов», «Отечников», где писатель старался выразить мысль, раскрыть определенную тему не собственным измышлением, но смиренно предоставляя слово Святым Отцам, отбирая подходящие места из Священного Писания и Священного Предания.

Книга состоит из пяти разделов - «Предвестие», «На пути к революции», «Катастрофа и ее духовный смысл», «Отодвинутое время», «Перед Вторым Пришествием Христовым» и двадцати трех подразделов. Прежние попытки собрать и систематизировать пророчества о России - Иеромонаха Серафима (Роуза) «Будущее России», В.П.Кузнецова «Пророчества о будущем России» и некоторые другие - безусловно, успешно выполнили свою задачу, хотя они отличались от работы С.Фомина значительно меньшим объемом обозреваемого материала и наличием собственных комментариев и толкований.

Авторский комментарий у С.Фомина заменяет сама попытка систематизации писаний Святых Отцов по тематическим разделам и подбор созвучных размышлений и прогнозов светских и церковных писателей, которые не являются общепризнанными церковными авторитетами. Это Ф.Достоевский, Л.Тихомиров, К.Леонтьев, о. Сергий Булгаков, о. Павел Флоренский и другие. Последнее обстоятельство послужило поводом для некоторых упреков составителю. Так, один духовно опытный Иеромонах считает, что книга может принести вред для неподготовленного, нецерковного читателя, который не может еще видеть различие между субъективными рассуждениями от себя просто образованных лиц и духоносными, откровенными пророчествами Старцев. Тот духовный муж отметил, что иной читатель в ревности не по разуму может воспринять совокупность этого собрания пророчеств как некую политическую программу механической реконструкции России, тем более, что издание освящено авторитетом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и снабжено напутственным словом преподавателя Духовной Академии Игумена Исайи.

Но очевидно положительным в выходе такой книги является то, что эта актуальная тема наконец стала доступной для её широкого церковного обсуждения. Время покажет, насколько ошибочным или субъективным был сам подбор материалов.

Безусловно, книга «Россия перед Вторым Пришествием» продолжает линию современных эсхатологических исканий, ярчайшим представителем которых был церковный писатель Сергей Александрович Нилус. Его замечательные книги «Великое в малом», «На берегу Божией реки», «Сила Божия и немощь человеческая» стараниями единомышленника С.Фомина - духовного писателя А.Н.Стрижева в течение последних трех лет были переизданы лаврским издательством. Там же вновь была издана и «Летопись Серафимо-Дивеевского Монастыря» Архиепископа Серафима (Чичагова). А эти книги создают замечательный контекст для осмысленного чтения сборника «Россия перед Вторым Пришествием».

С.Фомин собрал пророчества о судьбах России с максимально возможной на сегодняшний день полнотой, однако его труд вместе с тем можно считать лишь начальным этапом на этом поприще, поскольку и в Житиях Русских Святых, и в их поучениях содержится еще как бы под спудом громадное сокровище свидетельств о промысле Божием над Россией. Требуют кропотливого отбора и проверки еще неопубликованные писания православных подвижников ХХ века. Так, например, в распоряжении С.Фомина не было продолжения пророчества Святителя Феофана Полтавского о будущем Русском Царе. Мне оно известно из двух независимых источников: один вариант я узнал из письма Архимандрита Нектария (Чернобыла) - Старца Русской Зарубежной Церкви, проживающего при Вознесенской обители в Иерусалиме, другой, почти дословно повторяющий первый, В.П.Кузнецов записал со слов келейника Святителя Феофана Полтавского - Схимитрополита Катакомбной Церкви Антония. Вкратце смысл высказывания Святителя Феофана сводится к следующему. Его спрашивали: «Будет ли последний Царь Романовым?» На что Архиепископ от себя отвечал: «Последний Царь не будет Романовым (по фамилии. - Л.Б.), но по матери он будет из Романовых. Он восстановит плодородие Сибири...» К сожалению, само письмо с этим пророчеством у меня пропало, там было что-то сказано еще и о Китае[4].

Насколько пророчество достоверно, может выяснить только дополнительная изыскательская и исследовательская работа, подвергнутая строгой церковной цензуре. В противном случае оно может стать источником соблазнов и смуты. История России знает множество подлогов и фальсификаций, в том числе и духовного характера, которые использовались авантюристами и самозванцами.

Работа Сергея Фомина, очевидно, является решительным шагом в деле воссоединения единого информационного поля России, существенным фрагментом этой предстоящей деятельности. Его книгу можно использовать как полноценное справочное пособие для последующих изысканий по этой актуальной теме.

Вероятно, С.Фомин продолжит работу над этой книгой, и потому хотелось бы высказать ряд пожеланий для возможного улучшения следующего издания: в первую очередь пожелание касается организации справочного аппарата - большим подспорьем для работы с книгой был бы именной указатель и расположенная в алфавитном порядке библиография цитируемых изданий с постраничным указателем. Нумерация ссылок в данном издании разбита по разделам, тогда как гораздо удобнее было бы пользоваться ссылками, если бы они были снабжены единой нумерацией - это облегчило бы работу с книгой именно как со справочником. Не помешал бы и предметно-тематический указатель, поскольку часть текстов, приведенных в одном тематическом разделе, имеет отношение и к другим темам. Уместна была бы и краткая хронологическая схема появления пророчеств. То есть речь идет о доведении качественного уровня издания до традиции аналогичных изданий дореволюционной поры, как, например, «Практическая симфония» Григория Дьяченко (также переизданная Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой в 1992 году) или «Толковая Библия» А.П.Лопухина, несколько лет назад воспроизведенная издательским отделом Московской Патриархии.

Воссоздание единой системы информационно-справочных координат послужит делу утверждения истины на Русской Земле, послужит делу обретения сокровища, которое мы как бы имеем, но не можем воспользоваться им, поскольку оно находится в рассеянии, как золотой песок в реке. Конечно, было бы лучше, если бы добротное переиздание сделали в твердом переплете и не клееным, а сброшюрованным, чтобы книга не рассыпалась от частого употребления. Кроме того, возможно, необходимо компьютерное издание книги на дискетах (это относится и ко всему массиву уже изданной за последние годы литературы)[5].

Июнь 1993 г.

 

+ + +

К пятидесятилетию Сергея Владимировича Фомина в 2001 году я продолжил размышления о его эсхатологическом труде в следующей заметке[6].

Державный Служка

Первое христианское пророчество, которое прочитал и осознал как Пророчество, как Благую Весть о будущем - было предсказание Преподобного Серафима Саровского о возрождении Православного Царства на Руси и о переносе Царь-Колокола в Дивеево. Поверил безоговорочно, потому что десятки каждодневных молитв-обращений к Саровскому Чудотворцу мгновенно исполнялись в эту младенчески счастливую пору моего неофитства.

Книга с пророчеством была издана, кажется, в Гонконге. Фактически это был репринт, совместивший в себе часть тома Евгения Поселянина о Преподобном Серафиме и значительный кусок из Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря Архимандрита Серафима (Чичагова). Но взволновавшие меня пророчества Преподобного Серафима содержались в предисловии, написанном каким-то диаконом из «зарубежников». Книжку на очень короткое время где-то добыл А.А.Щедрин, кажется, через Кирилла Некрасова. В.В.Архипов её переснял и отпечатал более двухсот фотографий девять на двенадцать. (Было это в конце 1985 года.) Вот мы по очереди и читали о Батюшке Серафиме с этих карточек с мельчайшим шрифтом.

Под влиянием прочитанного поехали в Дивеево, встречались там с Матушкой Ефросинией (в схиме Маргаритой) - одной из последних Серафимовских монахинь. Нам она показывала святыни: чугунок, рукавичку, поручи Святого, верижный Крест... В пору вскоре случившегося Чернобыльского апокалиптического уныния - в воспоминаниях об этих святынях и пророчествах была и надежда, и утешение, и смысл гражданского бытия в исковерканной России[7].

Затем достали и многократно «ксерили» изданную зарубежниками брошюру «Будущая Россия», составленную Иеромонахом Серафимом (Роузом), где были собраны пророчества о будущем России. Позже образовалось Братство Святого Благоверного Царя Мученика Николая, и братчик, известный православному читателю по инициалам К.В.П. или московским царистам как Петрович, составил подборку пророчеств о России, часть которых взял из Роуза, но больше насобирал из других источников. Эта восьмистраничная подборка «О будущем России» вышла в Мае 1990 года во втором номере нашего братского журнала «Царь-Колоколъ».

Вот тогда-то или немного раньше мы познакомились с Сергеем Владимировичем Фоминым. Я не помню самого момента знакомства, но хорошо помню наш разговор с Сергеем на крыльце дома Н.Д.Телешова на Покровском бульваре. Все мы, монархисты, кто собрались в братство Царя-Мученика, кто по средам приходил на еженедельные собрания Союза «Христианское Возрождение» на Покровке у Телешова, кто ходил по Царским дням на молебны в Донской монастырь и на вечера «Радонежа» на Калужской, узнавали тогда и понимали друг друга с полуслова. И потому неудивительно было то, что мы сразу сошлись с С.В.Фоминым. И его горячий, дотошный интерес к пророчествам о России, к точным ссылкам на источники, которые он выпытывал у К.В.П., не требовал объяснений. Мы все переживали восторг открытия Православной России, Святой Руси. И эти чувства друг в друге нам не составляло труда узнавать и признавать.

Но, конечно же, ни я, ни мои соратники не могли в то время предположить, что для Сергея Владимировича Фомина тут были не только восторженные чувства человека, как и мы, обретающего полноту Веры, но осмысленный выбор СЛУЖЕНИЯ в этой Вере.

Сейчас, оглядываясь на минувшее с той восторженной поры время, вижу выбор С.В.Фомина. И он мне напоминает выбор древнего христианского рыцарства, которое еще не разменивалось на прекрасных дам, которое искало служения и подвигов во имя Христа, Пресвятой Богородицы, взыскуя Правды Божией и Града Небесного на тернистом земном пути. Но само смиренное и скромное осуществление данного выбора, конечно, не имело ничего общего с западноевропейской рыцарской «романтикой», чуждой православному подвижничеству и трудолюбию.

В печати время от времени появлялись статьи и публикации Сергея Фомина - в «Нашем Современнике», «Граде-Китеже», «К Свету!» и, кажется, до меня доходили слухи, что он готовит книгу по эсхатологии в Лаврском издательстве. Может быть, об этом мне говорил и сам Сергей. Но когда мы случайно встретились весной 1993 года на станции метро «Китай-Город» и Сергей подарил мне только что вышедший сборник «Россия перед Вторым Пришествием: материалы к очерку русской эсхатологии», это было настоящей нечаянной радостью, которая умножилась дома, когда я залпом «проглотил» книгу и когда потом, постепенно вчитываясь в неё, уже осмысливал масштаб сделанного С.В.Фоминым, масштаб христианского подвига.

Православные читатели помнят почти невероятный успех этой книги с учетом её тиража (в сто тысяч экземпляров). Среди церковных оптовиков тираж разошелся по всей России в считанные недели, а к середине лета её уже невозможно было отыскать на московских прилавках. В крайне тяжелое время державных потрясений даже самый нищий православный люд стремился приобрести это издание, слухом о котором полнились все страны разломанного Союза.

Была и довольно суровая критика, особенно среди той части духовенства, которое не очень одобряет саму идею Самодержавной Монархии. Впрочем, и некоторые священники-монархисты нашли поводы для критических замечаний, которые я отчасти воспроизвел в своем отклике на выход первого издания книги С.В.Фомина. В частности, писал по этому поводу:

«Авторский комментарий у С.Фомина заменяет сама попытка систематизации писаний Святых Отцов по тематическим разделам и подбор созвучных размышлений и прогнозов светских и церковных писателей, которые не являются общепризнанными церковными авторитетами. Это Ф.Достоевский, Л.Тихомиров, К.Леонтьев, о. Сергий Булгаков, о. Павел Флоренский и другие. Последнее обстоятельство послужило поводом для некоторых упреков составителю. Так, один уважаемый Иеромонах считает, что книга может принести вред для неподготовленного, нецерковного читателя, который не может еще видеть различие между субъективными рассуждениями от себя просто образованных лиц и духоносными, откровенными пророчествами старцев. Тот духовный муж отметил, что иной читатель в ревности не по разуму может воспринять совокупность этого собрания пророчеств как некую политическую программу механической реконструкции России».

Сейчас, восемь лет спустя, когда только под наблюдением самого писателя вышло уже три издания «России перед Вторым Пришествием» (последнее в двух солидных томах, не говоря уже о «пиратских» переизданиях первоначального варианта), эти опасения выглядят иначе[8].

Духовную жажду наших соотечественников-современников как можно глубже понять Россию в эсхатологической перспективе вряд ли можно свести к авантюрному политическому знаменателю. Если подобные настроения порой у кого-то и возникают, они носят весьма ограниченный, маргинальный характер. Само прошедшее с 1993 года время и его плоды показывают, что Русский Церковный Народ не поддался на легкомысленные соблазны, которые будто бы могли возбудить некоторые пророчества, предсказания или прогнозы, помещенные в книге С.В.Фомина. Но вот тысячелетний охват высказываний и свидетельств Русских Царей и Первосвятителей, Святителей, Преподобных, Исповедников, Мучеников и просто исторических церковных деятелей, русских светских писателей, философов, государственных мужей - этот охват сам по себе стал многоголосым свидетельством об особом характере Русского национального самосознания, свидетельством его удивительной устойчивости в веках и неизменной целенаправленности, целеустремленности к Судному Божьему Дню, целеустремленности, заповеданной ещё Апостолами.

И если первоначально значение книги С.В.Фомина «Россия перед Вторым Пришествием» мне представлялось как возможно более полное собрание церковных пророчеств о судьбах России и Mipa, которых жаждет современный читатель, ищущий духовных утешений и надежд в эпоху смут и беззакония, то сейчас значение его труда, его замысел мне представляется более широким. Его задача - не только донести Божии Откровения о грядущем, которые нам передали Святые, но преподать и свидетельства об отношении к этим откровениям «простых» людей, не прославленных в лике Святых и даже подозреваемых современными ревнителями в «неправославности». Даже среди последних мощь общенародного православного духа проявляется в свидетельствовании особой миссии России в судьбах Mipa.

В дальнейшей работе над книгой Сергей Фомин так и не отступил от своего первоначального принципа - обходиться без собственных Богословских комментариев и тем более - прогнозов и толкований. Избрав себе послушание собирателя духовных и исторических свидетельств о судьбах России, он, очевидно, вверил свой послушнический путь Державной Божией Матери - Царице Небесной, Которая со 2 Марта 1917 года до неведомой нам поры восхитила Себе Русский Царский Венец, Скипетр и Державу. И если Н.А.Мотовилова называли Серафимовым Служкой, то, в моем представлении, раба Божия Сергея по праву за его многолетний труд можно было бы звать Служкой Державным, именно за смирение, за ненавязывание читателю личных представлений и мнений.

Из книг, составленных, отредактированных, выпущенных Сергеем Владимировичем Фоминым за последние десять лет, у меня набирается целая полка. Тут и первые переиздания в России Архимандрита Константина (Зайцева) и Н.Д.Тальберга, и церковное наследие Благочестивейшего Государя Царя Иоанна Васильевича Грозного, и комментарии к жизнеописанию и трудам Святителя Макария (Невского-Певницкого), и книга, посвященная истории почитания в России иконы Божией Матери «Державная», и фундаментальное издание трудов Игумена Серафима (Кузнецова) о Царе-Мученике, и «Царский Сборник»... Каждая из этих книг суть весомый и самобытный вклад в сокровищницу общецерковного наследия России. Эти книги свидетельствуют о плодотворности поры творческой зрелости, которая у Сергея Владимировича сейчас - в пятьдесят лет от роду - в самом расцвете. Но мне представляется, что главный свой труд «Россия перед Вторым Пришествием» Сергей Владимирович Фомин не оставит и впредь, умножая и без того богатейшее его содержание новыми изысканиями и исследованиями.

Сейчас, когда Россия начинает подниматься с колен, получили свое развитие многие масштабные проекты, к которым нужно отнести и Русскую энциклопедию, собираемую под руководством О.А.Платонова, и многотомную «Православную энциклопедию», но и в этом ряду труд С.В.Фомина (составляемый в сотрудничестве с супругой Т.И.Фоминой) «Россия перед Вторым Пришествием» никогда не затеряется, и сколько России суждено от Бога быть под этим небом, столько и этот труд будет ей нужен.

5 Мая 2001 года

 

+ + +

Христианский труженик

Изыскание забытых исторических материалов, рукописей, документов, их комментирование и подготовка к публикации стали предметом творческого внимания С.В.Фомина ещё в советское время. Многочисленные публикации по истории рода Кантемиров, о Кишиневском периоде жизни А.С.Пушкина, о И.П.Липранди, о первом русском слависте Ю.И.Венелине определили общее направление творческих интересов С.В.Фомина - история русской культуры в связи с историей нашего государства. Этот профессиональный опыт историка и писателя-исследователя сразу же пригодился, когда С.В.Фомин в конце восьмидесятых годов своим поприщем избрал церковно-державную историю России.

В ту пору многие обратили свое внимание на издания русской православной эмиграции, чьи книги и журналы все интенсивнее стали проникать через «железный занавес» сначала неофициально, но «органы» уже на это смотрели сквозь пальцы, ну а потом все запреты были сняты полностью.

В ту пору появилась масса переизданий, в основном репринтных, благодаря которым широкие круги православных читателей узнали о существовании зарубежных Святителей - об Иоанне (Максимовиче), Нектарии (Концевиче), Нафанаиле (Львове), Аверкии (Таушеве), Вениамине (Федченкове), о церковных историках Архимандрите Константине (Зайцеве), Н.Д.Тальберге, Е.Е.Алферьеве. Однако практически все подобные переиздания, как в периодике, так и отдельными книгами, были лишены минимальных сведений об их авторах и пояснительных комментариев. То, что русские православные беженцы знали как часть собственной жизни, а их дети и внуки - из рассказов взрослых, новая аудитория в СССР и в постсоветской России не могли узнать ни из каких справочных изданий. Нужно напомнить, особенно молодым читателям и пользователям, что первая отечественная общедоступная поисковая система Rambler появилась только в 1996 году, да и потом на протяжении ещё лет пяти в сети подробная информация о русской православной эмиграции отсутствовала. Она ведь там возникала не сама по себе, а усилиями энтузиастов, которые, в свою очередь, могли почерпнуть её только из печатных изданий.

Это сейчас мы пишем в строке поисковика: «Николай Дмитриевич Тальберг» и получаем в «Рамблере» отсылки на 14 тысяч документов (в большинстве случаев случайные совпадения), в «Яндексе» находим более четырех с половиной тысяч ссылок (это ближе к реальности), 78 страниц с электронными адресами по этой теме находим в русскоязычном «Гугле», и нам остается только выбирать наиболее качественные и авторитетные источники...

Поэтому достаточно многочисленные публикации трудов Н.Д.Тальберга в России начале 1990-х годов ничего или почти ничего не могли рассказать об их авторе. А это информация, пусть в самом кратком виде, чрезвычайно важная для понимания качественного достоинства трудов Николая Дмитриевича для требовательного читателя, ещё более важна такая информация для разного рода исследователей, которые не могут о каждом историческом персонаже ХХ столетия предпринимать биографические и библиографические изыскания.

Совершенно иной подход к подобным републикациям в отечественной периодике, к переизданиям в книгах проявил С.В.Фомин. Очевидным образом тут сказалась внутренняя требовательность к своему труду профессионального историка. Взращенный в 1970-1980-е годы на отечественной Пушкиниане, которая сама по себе образовывала информационную сеть, только не электронную, не цифровую, а сформированную на основе литературных энциклопедий, множестве справочников, именных указателей к научным и академическим изданиям, С.В.Фомин пожелал стремиться к такому информационно организованному уровню на новом для России тематическом поприще.

Именно из статей, предисловий и комментариев С.В.Фомина многие православные впервые узнавали что-то достоверное о жизни после революции и гражданской войны многих церковных писателей и деятелей Русского Зарубежья, таких как Владыка Камчатский Нестор (Анисимов), Белогорский Игумен Серафим (Кузнецов), Архимандрит Константин (Зайцев), Н.Д.Тальберг, следователь по особо важным делам Н.А.Соколов, генерал-лейтенант М.К.Дитерихс. В кратких или пространных примечаниях С.В.Фомин за эти два с лишним десятилетия из тысяч разрозненных источников ввел в информационный оборот сведения о многих сотнях русских людей, которые не просто жили в первой половине и середине ХХ столетия, но оставили значительный след в русской государственной и церковной истории, в отечественной культуре, в контрреволюционной или революционной борьбе, в гражданской войне, в изгнании или в хождениях по мукам, о жертвах жидовского террора и их палачах.

Такие изыскания, когда обнародуются сведения не только об отечественных героях, но и о заклятых и последовательных врагах России, конечно, имеют отнюдь не культуртрегерское значение. Но об актуальности, о жизненной важности этих изысканий для нынешней и грядущей России скажу несколько позже...

Как я понимаю, на первоначальном этапе в информационном прорыве, который осуществлял в 1990-е годы С.В.Фомин, как и немногочисленные другие исследователи и публикаторы вроде П.Г.Паламарчука, А.Н.Стрижева, Р.В.Багдасарова, громадную роль сыграли личные контакты Сергея Владимировича с представителями русских беженцев первого и второго поколений в Европе, Австралии и в обоих Америках. Пишу об этом предположительно, поскольку как-то ни разу мне не доводилось обсуждать с Сергеем Владимировичем эту проблематику его творческой лаборатории, но свои предположения делаю, во-первых, на основании собственного опыта подобных контактов с эмигрантами старшего поколения, а, во-вторых, на основании опыта моих ближайших соратников, например, писателя А.Ю.Хвалина.

Но Сергей Владимирович одним из первых исследователей и публикаторов в моем окружении, среди моих знакомых, приятелей, друзей и соратников целиком посвятил свою жизнь изысканиям и сбору информации, фактически уйдя в творческий затвор, удалившись от участия в любых православных научных и общественных мероприятиях, посвятив себя каждодневному, кропотливому собирательному труду.

Сейчас из документальных материалов и книг, подготовленных С.В.Фоминым к печати, можно составить целую библиотечку. Библиография научно-исследовательских, публикаторских и частично публицистических трудов С.В.Фомина занимает не один десяток страниц и может посоперничать с любым чисто академическим историком.

Общение с известными Старцами - Архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), Архимандритом Кириллом (Павловым), Протоиереем Николаем Гурьяновым, Протоиереем Валерианом Кречетовым оказало громадное влияние на разные этапы творчества С.В.Фомина. Мне помнится период во второй половине девяностых годов, когда Сергей Владимирович, собирался посвятить себя Священнослужению и духовно готовил себя к такому жизненному повороту. Мне неизвестны детали и обстоятельства, как побуждавшие его к такому выбору, так и то, почему этого не произошло. Но вместе с тем я вижу проявление Промысла Божия в том, что такой кардинальной бытийной перемены в его судьбе не произошло.

Конечно, С.В.Фомину хватило бы и духовной образованности, и духовного опыта, чтобы стать недюжинным священником Русской Православной Церкви и достойно служить у Престола в храмовом Алтаре, окормлять наших современников в качестве умудренного Пастыря. Но вместе с тем для меня очевидно, что при такой бытийной перемене многие направления его исследований, осуществленные с конца девяностых годов по нынешнюю пору, не были бы реализованы, стали бы просто недоступны, как по великой трудоемкости самого священнослужения, так и по очевидным обстоятельствам современной церковной политики и строгим требованиям «аполитичности» к рядовому духовенству со стороны Священноначалия.

Все же Сергею Владимировичу было предначертано иное, впрочем, сугубо церковное, хотя и в мiрянском чине, служение Богу.

В нашу пору, когда стезя священнослужителя стала привлекательна для многих молодых людей, совершенно чуждых как внутреннего Христианского мистицизма, так и подобающего благочестия, верности фундаментальным положениям Православия, и стала средством успешной жизненной карьеры, искренне Православным Батюшкам требуются многие компромиссы, ограничивающие их проповедническую деятельность даже в храмовом Богослужении, а уж о проповеднической писательской деятельности и говорить не приходится. Достаточно посмотреть на библиографии книг известных Пастырей, которые приобрели широкую известность как православные писатели в 1990-е годы, и сравнить с их изданиями последнего десятилетия, чтобы наглядно увидеть, что в лучшем случае это переиздания старых работ или расшифровки храмовых проповедей. Да и последнего рода издания зримым образом сокращаются, а оригинальные исследования у этих авторов-священников сошли на нет.

Угроза лишиться настоятельства или штатного места в храме, и даже оказаться под запретом по обвинению в «политике», особенно реальна для духовенства правоконсервативного крыла Русской Православной Церкви, не говоря уже о Священниках-царистах, которых зачастую епархиальные начальники едва-едва терпят за прошлые выступления прежних десятилетий, но решительно не станут терпеть, если эти Пастыри в современных статьях и книгах станут выражать свои убеждения по поводу Богоустановленности природы Русского Православного Царства. Конечно, такое положение дел, по Божией милости, не повсеместно, и ряд Батюшек (в основном столичных и потому широко известных) продолжают преимущественно в интернете выражать свои православно-монархические воззрения, например, на «Русской Линии» или «Русской Народной Линии», на личных интернет-страничках, в «блогах». Но церковное книгоиздание, тесно связанное с храмовой книготорговлей, даже для большинства этих смелых Батюшек-монархистов в последние полтора-два года стало практически недоступно по хорошо известным обстоятельствам.

Подобная дисциплинарная иерархическая «узда» была бы совершенно неприемлема для церковно-научных разработок этого же периода С.В.Фомина. Не ступив на путь храмового Богослужения у Престола, Сергей Владимирович выбрал путь царского священия (1 Пет. 2, 9), не обусловленного Таинством Хиротонии, но доступного всякому глубоко верующему мiрянину и церковнослужителю. И этот выбор моего соратника, сослуживца тем более драгоценен для меня, поскольку в нём вижу и подобающие смирение и жертву славою, благополучием. Вижу и великий плод этой жизненной жертвы.

В пору слома советского бытия и транжирства всех послевоенных достижений СССР в качестве идеала, образца деловой активности стало преподноситься посредничество, то есть деятельность, не связанная с производством каких-либо материальных или иных ценностей, а просто основанная на «оседлании» денежных потоков и получении от них «маржи». Люди, затевавшие в советское время ускорение, кооперацию и перестройку, вовсе не ставили себе целью решение каких-либо действительных народнохозяйственных задач и творческого создания новых секторов, укладов отечественной экономики. Постановления партии и законы о кооперации составлялись таким образом, чтобы исключить какую-либо новую производительную деятельность, чтобы кооператорам выгодными были только посредничество и торговля. Коммунистические реформаторы со Старой площади ставили реальной целью воспитать из части советской молодежи, в основном комсомольских функционеров, класс паразитов, на который им можно будет опереться. Инициаторы перемен сами и для своих наследников хапнули ломти советского «пирога», а потому им нужна была мобильная армия молодых хищников для сохранения своей собственности и отстаивания корпоративных интересов. Тогда обыкновенный созидательный труд на многие годы стал предметом насмешки и уделом «неудачников», сама атмосфера глумления над миллионами тружеников, их бытийными и житейскими идеалами позволяла жирующим проходимцам, оседлавшим финансовые потоки, по полгода и более не платить людям заработной платы, а крутить их деньги в финансовых махинациях, которые за короткие сроки в несколько месяцев приносили 200, 300, 400 и более процентов чистой прибыли.

К сожалению, такие паразитические «идеалы» финансовой «успешности» проникли и в церковную среду, в значительную часть духовенства и околоцерковного чиновничества. Сколько появилось за это время пустопорожних «православных» проектов и перфомансов, в основе которых была банальная «распилка» тех или иных финансовых потоков! Именно в защите такого «благополучия» кроются причины строгости церковного начальства по отношению к священникам и церковным писателям, которые «лезут в политику», которые смеют нарушать их буржуазный, капиталистический порядок напоминаниями о грядущем Православном Царе и о чаемом Самодержавии.

В чем я вижу великий личный духовно-нравственный, христианский подвиг моего современника? Труд, труд и ещё раз труд - труд каждодневный, труд кропотливый, труд жертвенный: труд дотошного собирателя, труд многоопытного исследователя, труд историка-мыслителя, труд одаренного писателя. Вот главные черты творческого лица Сергея Владимировича Фомина на фоне эпохи транжирства, народного разорения и воинствующего тунеядства светского политического чиновничества и «успешных» церковнослужителей.

Царское Дело Сергея Фомина

Мне в 2000 году вскоре после прославления Святых Царственных Мучеников передавали слова одного выдающегося Архипастыря, высказанные на Высоком Собрании современных Святителей по поводу православных царистов, которые на протяжении более десяти лет - еще при Святейшем Пимене - начали требовать от Священного Синода и Соборов Русской Православной Церкви канонизации Царя-Мученика Николая и Его Семейства или признания таковой канонизации, осуществленной РПЦЗ 1 Ноября 1981 года. Передаю только смысл тех слов, высказанных с досадой: «Вот мы прославили им Царя, так они теперь что-нибудь ещё придумают!»

К сожалению, и сейчас частью либерального крыла духовенства Русской Православной Церкви Московского Патриархата деяние Августовского Архиерейского Собора 2000 года по канонизации Царской Семьи воспринимается не как проявление Божией Воли, Его Промысла, а как общественно-политическая «уступка» Священноначалия настроениям простого Православного Народа. Однако того, что требования Верующего Народа были только следствием многолетнего и трудоемкого открытия Верующим Народом исторической истины о жизненном и смертном подвиге Государя Императора Николая Александровича, истины о преступном заговоре против Царствующей Династии и о Екатеринбургском злодеянии, следствием многотысячных современных свидетельств о чудесах Святого Царя-Мученика Николая и Его икон, эти церковные либералы видеть не хотят и сейчас.

Но лично мне виден масштабный вклад Сергея Владимировича Фомина в этот всенародный собирательный и соборный труд, о котором Августовский Собор 2000 года только засвидетельствовал на уровне Вселенского Православия.

Комментированные публикации глав из труда генерала М.К.Дитерихса «Убийство Царской Семьи» (Наш Современник. 1991. N 7. С. 153-165.), книг Митрополита Нестора (Анисимова) «Моя Камчатка. Записки православного миссионера» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995), «Неизвестный Нилус» (Совместно с Р.В.Багдасаровым. М., 1995), «Свете тихий. Жизнеописание и труды Епископа Серпуховского Арсения (Жадановского)» (М., Паломникъ, 1996), Игумена Серафима (Кузнецова) «Православный Царь-Мученик» (М., Паломникъ, 1997), «В гости к Батюшке Серафиму» (М., Паломникъ, 1997), «Державная Правительница Земли Русской» (М., Паломникъ, 1999), Епископа Арсения (Жадановского) «Духовный дневник» (М., Правило Веры, 1999), Н.Д.Тальберга «Русская быль. Очерки истории Императорской России (М., Правило Веры, 2000), Архимандрита Константина (Зайцева) «Чудо Русской Истории» (2000), статьи С.В.Фомина «Вокруг алтаря сатаны» (1992-1993), «К вопросу о ритуальном характере Екатеринбургского убийства» (1998), «Крестный путь Царской Семьи на Екатеринбургскую Голгофу знаменательно совпадает с судьбой Крестителя Спасова и Предтечи Иоанна» (1998), «Ипатьевский дом. Хроника» (2000) - очерчивают размеры этого жертвенного вклада.

Совершенно особое место в этом ряду занимает «Царский Сборник», вышедший первым изданием в 1999 году, где Сергей Владимирович Фомин с глубокой любовью и тщательностью собрал все, что связано со Святым Царем-Мучеником и Богослужением Православной Церкви, как храмовым, так и келейным. По моему глубокому убеждению, эти творческие усилия собирателя духовных сокровищ и писателя-исследователя оказали решительное влияние на духоподъемное настроение Церковного Народа, а через это - на народное настроение и на решение Собора 2000 года.

По большому счету в центре всех трудов С.В.Фомина 1990-2000 годов, безотносительно к их конкретным темам, стоит личность Святого Царя-Мученика Николая Александровича и обличение тайны цареубийства 4/17 Июля 1918 года. В «России перед Вторым Пришествием» это видно наглядно даже неискушенному читателю, в других публикациях этот центральный мотив не столь очевиден, но для специалистов, знатоков, опытных книгочеев он тоже совершенно ясен.

Свод его трудов образует своего рода документально-духовную, церковно-историческую Библейскую Симфонию по Царскому Делу. Как еще в самом начале 1990-х годов выразился наш общий соратник Валерий Владимирович Архипов, - вопрос о Екатеринбургском цареубийстве и есть тот самый апокалиптический Ключ Давидов, Ключ Разумения (Ис. 22, 22; Лк. 11, 52; Откр. 3, 7) к Чуду Воскресения России как Православного Самодержавного Царства. И сводить многолетние усилия православного писателя, церковного ученого С.В.Фомина по разумению и прославлению подвига Святого Царя-Мученика Николая к одному участию в подготовке Соборной канонизации 2000 года, конечно, нельзя. Канонизация - важнейший шаг к общецерковному покаянию, освобождение от пут административных запретов храмового почитания Августейших Великомучеников, но, по сути, подлинное открытое прославление Царского Подвига в России этим только начиналось. И такое понимание этого мистического, таинственного общенародного, общегосударственного дела нашло яркое выражение в последующих трудах С.В.Фомина 2000-2011 годов.

В это время происходит и переиздание вышедших прежде книг, с уточнениями в примечаниях и с важными дополнениями. Выходит и целая серия новых книг-исследований и книг-публикаций с обширными историческими и церковными комментариями. Это - «Сказание и Акафист чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Избавительница»« (М., 2001), «...И даны будут Жене Два Крыла» (М., 2002), Марков С.В. «Покинутая Царская Семья 1917-1918» (М., 2002), «Святой Праведный Старец Феодор Томский» (М., 2003), «Последний Царский Святой. Святитель Иоанн (Максимович), Митрополит Тобольский, Сибирский Чудотворец. Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист» (СПб., 2003), «Страж Дома Господня. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский)» (М., 2003), Тальберг Н.Д. «О Вере, Царе и Отечестве. От Крещения Руси до клятвопреступного бунта» (М., 2004), Якобий И.П. «Император Николай Второй и революция» (СПб., 2005), «Скорбный Ангел. Царица-Мученица Александра Новая в письмах, дневниках и воспоминаниях» (СПб., 2005), «На Царской Страже» (М, 2006), «Золотой Клинок Империи. Свиты Его Императорского Величества генерал от кавалерии граф Федор Артурович Келлер» (М, 2007), «Ждать умейте!» (М., 2011).

Просто упоминая труды и книги, выпущенные С.В.Фоминым в 1990-2000 годах и после - в 2001-2011 годах, я даже упоминаю далеко не всё, поскольку невозможно превращать данные юбилейные заметки в «слепую» библиографию. Мои выборочные библиографические перечни являются лишь наглядными текстовыми иллюстрациями громадной созидательной работы, проделанной нашим современником в пору масштабного почти повсеместного разорения, нравственного и духовного унижения нашего возлюбленного Отечества. Только значительные направления сугубо церковной жизни этой страшной эпохи свидетельствуют о духовном созидании, о сохранении, сбережении и возрождении духовных сокровищ, хотя тлен разорения касался порою очень значительно и этой области жизни народа, его церковной жизни. Но труд С.В.Фомина потому был успешен и плодоносен, что с Божией Помощью осуществлялся в сугубо церковном русле, как бы это ни пытались представить иначе некоторые из церковных либералов.

Надо сказать, что процитированное в начале этой главки опасение выдающегося Архипастыря не было гадательным и безпочвенным: «...придумают что-то ещё...» Тому пример творчество нашего нынешнего юбиляра, хотя в нём нет ничего «придуманного». Уже в публикациях 1990-х годов у С.В.Фомина обнаруживались тематические направления духовных настроений православного народа, монархически настроенного церковного народа, которые ярко проявили себя уже в самом начале первого десятилетия XXI века.

Это, во-первых, подготовленная С.В.Фоминым и изданная в 1999 году книга: Царь Иоанн Васильевич Грозный «Духовные песнопения и молитвословия. Тропари. Кондак. Стихиры. Канон. Молитвы. Духовная грамота». Книга сопровождалась обстоятельным предисловием С.В.Фомина «Державный гимнограф». Природа Русского Православного Самодержавного Царства, отъятие которого от России произошло в Феврале 1917 года, недоступна к духовному постижению без осмысления литературного, богословского наследия Первого Русского Царя.

Во-вторых, это внимание исследователя в статьях, непосредственно посвященных цареубийству, к личности и мученической кончине сибирского крестьянина и Царского Друга Григория Ефимовича Распутина-Нового.

Впрочем, глубокий творческий интерес С.В.Фомина к этим историческим личностям не имел под собой никакой сенсационности и желания привлечь к себе дополнительное внимание, этот исследовательский интерес у С.В.Фомина созревал давно - с самого начала 1990-х годов. Но только к началу 2000-х годов писатель, ученый духовно созрел, чтобы напрямую подступиться к страшной и человеческими усилиями неподъемной теме. Предшественниками С.В.Фомина в этом направлении были А.А.Щедрин и О.А.Платонов, которые в 1990-х годах неоднократно обращались к пересмотру расхожего клеветнического мифа о Г.Е.Распутине.

Екатеринбургскому ритуальному цареубийству в подвале Ипатьевского особняка в ночь с 16 на 17 Июля 1918 года духовно предшествовало Петроградское ритуальное убийство Друга Царя в подвале Юсуповского дворца в ночь 16 на 17 Декабря 1916 года. Не для статистов-участников, а для подлинных вдохновителей и организаторов убийства Мученика Григория Нового Петроградское злодеяние было прямой подготовкой государственного переворота и цареубийства, которое замышлялось уже в первые месяцы 1917 года.

Титул «Новомученики» по отношению к сонму Русских Святых, пострадавших в ХХ веке, вроде бы не требует особых пояснений, «Новые Мученики», то есть новые в сравнении с сонмом Христианских Мучеников, которые пострадали вслед за Иисусом во времена Древней Церкви или в эпоху Средних веков. Церковному сознанию тогда - в начальные годы Мiровой революции, было необходимо как-то особо выделить подвиг верных в сравнении с Мученичеством древних Христиан. Было необходимо тем самым засвидетельствовать на уровне понятия пока ещё скрытое, но по масштабам глобальное наступление нового мiрового порядка, антихристианского, богоборческого по своей сути. Эпоха христианской государственности, начатая при Святом Равноапостольном Константине Великом, завершилась. Первомученики, страдавшие за ХРИСТА сначала от фарисейско-саддукейских, а потом и языческих гонений до начала IV века по Р.Х. В ХХ столетии Христианские Мученики стали новой реальностью. Это внешняя и почти очевидная историческая этимология Святого титула «Новый Мученик».

Но в истории титульного понятия «Новомученики ХХ века» есть таинственное неприметное начало. Оно напрямую связано с убийством сибирского крестьянина Григория Нового.

Продолжение следует

Примечания и сноски


[1]. Это развернутая рецензия на сборник «Царица Небесная — Державная Правительница Земли Русской. Коломенская икона Божией Матери “Державная” Службы. Акафисты. Молитвы. Сказания. Свидетельства» (М., Форум, 2008), составленный С.В.Фоминым, в котором сам С.В.Фомин является автором предисловия и главного очерка «Небесная Владычица земного Царства Русского». — Болотин Леонид «Вне Чина Мелхиседекова». 23.02.2007. http://rusk.ru/st.php?idar=111276 и http://www.ruskline.ru/analitika/2007/02/23/vne_china_melhisedekova/

[2]. Муравьев А.Н. Путешествие по Святым Местам Русским. Ч. 1. СПб., 1846 г. С. 11.

[3]. Справедливости ради надо сказать, что в ту пору под эгидой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с лета 1990 года одним из первых в СССР частным образом стал издавать церковные книги мой старинный друг Михаил Евгеньевич Шкатов, который потом возглавил известное православное издательство «Отчий Дом» http://pravkniga.ru/searchbooks.html?izd=162&p=1. До этого все церковные книги выходили исключительно в Издательском отделе Московской Патриархии. Раньше М.Е.Шкатова весной 1990 года частным образом в Куйбышеве издал две православные книги другой мой друг Алексей Маркин. По благословению Владыки Иоанна (Снычева), Архиепископа Куйбышевского, он издал «Конспект по Нравственному Богословию» Игумена Филарета и «Закон Божий» Протоиерея Серафима Слободского. К моему глубокому сожалению, совсем недавно С.В.Фомин в интервью газете «Русский Вестник» — «Книги пишутся из книг» http://www.rv.ru/content.php3?id=8870 с неоправданной, на мой взгляд, иронией по отношению М.Е.Шкатову вспоминал об обстоятельствах первого издания его книги «России перед Вторым Пришествием» в 1993 году. Мне неизвестны в деталях, как очному свидетелю, дальнейшие осложнения во взаимоотношениях между С.В.Фоминым и М.Е.Шкатовым, но, учитывая громадный вклад Михаила Евгеньевича в православное книгоиздательство 1990–2011 годов, вклад, который преумножается и ныне, полагаю, что он подобной иронии не заслуживал. Я с глубочайшим почтением отношусь к общественным позициям С.В.Фомина, но не менее мне дороги и труды М.Е.Шкатова. Примечание 2011 года.Л.Б.

[4]. Недавно Братством Преподобного Германа Аляскинского (Платина, Калифорния) совместно с Российским отделением Валаамского Общества Америки по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, была издана книга: Ричард (Фома) Бэттс, Вячеслав Марченко «Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874–1940)». (М., 1994). Там содержится два варианта этого пророчества:

1) «О, Россия, Россия!.. Как она страшно погрешила перед благостью Господней. Господь Бог благоволил России дать то, чего ни одному народу на земле не давал. И этот народ оказался таким неблагодарным. Оставил Его, отрекся от Него, и потому Господь предал его бесам на мучение. Бесы вселились в души людей, и народ России стал одержимым, буквально бесноватым. И все то, что мы слышим ужасного о том, что творилось и творится в России: о всех кощунствах, о воинственном безбожии и богоборстве — все это происходит от одержимости бесами. Но одержимость эта пройдет по неизреченной милости Божией, народ исцелится. Народ обратится к покаянию, к вере. Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых, и весь мiр удивится. Православие в ней возродится и восторжествует. Но того Православия, что прежде было, уже не будет. Великие старцы говорили, что Россия возродится, сам народ восстановит Православную Монархию. Самим Богом будет поставлен сильный Царь на Престоле. Он будет большим реформатором и у него будет сильная Православная вера. Он низринет неверных иерархов Церкви, он сам будет выдающейся личностью, с чистой, святой душой. У него будет сильная воля. Он придет из династии Романовых по линии матери. Он будет Божиим избранником, послушным Ему во всем. Он преобразит Сибирь. Но эта Россия просуществует недолго. Вскоре будет то, о чем говорит апостол Иоанн в Апокалипсисе» (с.89).

2) «Я не говорю от себя. А то, что слышал от богодухновенных старцев, то и передал... Господь помилует Россию ради малого остатка истинно верующих. В России, говорили старцы, по воле народа, будет восстановлена Монархия, Самодержавная власть. Господь предизбрал будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место. По женской линии он будет из рода Романовых. Россия будет мощным государством, но лишь на “малое время”... А дальше в мiре наступит пришествие антихриста, со всеми ужасами конца, описанного в Апокалипсисе» (с. 111–112).

Однако в обоих изложениях отсутствует пророчество о Китае, которое читал некогда я, но, к сожалению, лишился текста письма от иерусалимского старца, где оно содержалось, а точно вспомнить не могу.

[5]. Рецензия предназначалась для газеты «Русь Православная», что пока выходит в качестве нерегулярного вкладыша в «Советской России». Поскольку регулярность издания не была налажена и публикация откладывалась на неопределенное время, я её со значительными сокращениями передал в вестник «Сергiевъ Посадъ». (Позже эта рецензия была переиздана в моей книге «Царское Дело. Материалы к дорасследованию убийства Царской Семьи» (М., 1996), где я её дополнил некоторыми примечаниями.)

По моему глубокому убеждению, все вновь выходящие православные книги должны подвергаться систематичному рецензированию, которое позволит сформировать справочный сектор в национальном информационном пространстве России.

Для разъяснения необходимости восстановления единого информационного поля приведу пример «от противного»: прежде чем совершить «великую» французскую революцию, ее предтечи-энциклопедисты усиленно потрудились, создавая бастионы утверждения лжи. Так же трудились и разрушители Царской России, долгие годы подготавливая многотомные наукообразные антидуховные издания, к числу которых относятся Словари Брокгауза и Ефрона, Граната и им подобные.

Нам, чтобы восстановить в народном сознании непоколебимую истину, так же нужен подобный собирательный труд, нацеленный на созидание России по церковному образцу и образу.

[6]. Заметка первоначально была опубликована в журнале «Ревнитель Православного Благочестия». (Барнаул, 2001, № 1 (17). С. 46–47) и затем в юбилейном сборнике «…И даны будут Жене два крыла. Сборник к 50-летию Сергея Фомина» (М., Паломникъ, 2002. С. 19–22).

[7]. В гостях у Ефросинии Фоминичны Лактионовой в Дивеево (по адресу улица Лесная, дом 16) мы — В.В.Архипов, Кирилл Некрасов, князь З.М.Чавчавадзе, А.А.Щедрин — были Великим Постом в Субботу 12 Апреля 1986 года. После этой встречи, во время которой Матушка Фрося сказала, что многие паломники в здешних местах встречают Преподобного Серафима вживе, князь З.М.Чавчавадзе рассказал свою историю предыдущих лет, случившуюся то ли с ним, то ли с кем-то из его знакомых, о том, как они в поисках одного из источников Преподобного Серафима заблудились, и им дорогу показал какой-то непритязательного вида старичок. И только потом паломники поняли, что это был сам Батюшка Серафим! Зураб Михайлович в тот же день уехал в Москву, а мы остались ночевать в местной гостинице. На следующий день, 13 Апреля — это была Неделя Преподобного Иоанна Лествичника — мы прогуливались по заснеженным монастырским руинам (ночью выпал белейший снег) и по дорожке от Преображенского собора к Трапезному храму Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, в котором тогда располагался местный кинотеатр, я увидел идущего навстречу нам бомжеватого вида «старичка» в грязном плаще с сетчатой «авоськой» в руке. В лице его почти сразу же узнал черты Преподобного Серафима. Но от обуявшего меня тогда мистического ужаса, от строгого взора «старичка», я даже не смог вымолвить об этом своим спутникам ни слова. К тому же «старичок» прошел нам на встречу в шаге от меня и тогда же, как мне послышалось, кто-то из моих спутников даже отпустил в его адрес какую-то язвительную фразу. Потом, примерно неделю спустя (из Арзамаса я отправился в командировку в Чебоксары), пытался обсуждать этот поразительный для меня случай с двумя из моих спутников по паломничеству в Дивеево. Но они этого момента совершенно не помнили, а тот из них, кто, как мне показалось, произнес язвительную реплику, не помнил, что он что-либо подобное говорил. Очевидно, лукавый в момент моего духовного испуга так подшутил надо мной, пародируя голос моего друга. Но духовный переворот, начавшийся во мне 12 Апреля в келии Матушки Фроси, когда я приложился к железному верижному Кресту Преподобного Серафима, в момент этой таинственной встречи на следующий день завершился. И я после этого уже не мог оставаться прежним. Чернобыльская катастрофа была устроена 26 Апреля 1986 года. Большинство людей, меня окружавших, пожалуй, впервые в своей жизни пережили подлинно эсхатологический ужас. Произносимая с трепетом фраза об апокалиптической Звезде Полынь-Чернобыл слышалась мною многократно в те дни как от верующих знакомых, так и от людей, о которых я даже не мог подумать, что они читали Новый Завет. Меня же тогда охватило совершенно не свойственное мне, как психотипу, спокойствие и даже тихий мистический восторг, что я оказался современником события, отраженного в Откровении Иоанна Богослова! Пророчества же Преподобного Серафима о возрождении Русского Царства, напротив, вселили в моё сердце непреклонный «духовный оптимизм», который ни разу не был поколеблен за все прошедшие с той поры годы, даже в пору самых отчаянных печалей и губительных уныний. Вижу в этой малой непреклонности не особые качества моей души, а только действие на меня исключительной Милости Божией, которой я никогда и не был достоин.

[8]. Второе однотомное издание, исправленное и дополненное. — Фомин С.В. Россия перед Вторым Пришествием. М., Родник, 1994. Затем вышел двухтомник: Фомин С.В., Фомина Т.И. Россия перед Вторым Пришествием. Издание третье, исправленное и расширенное. М., 1998. Т. I–II. Существует также по крайней мере пять немосковских переизданий первого и второго изданий в 1994–2002 годах. Таким образом, суммарный тираж этой книги, по самым скромным подсчетам, составляет около четырехсот тысяч экземпляров. По информации С.В.Фомина, готовится новое издание двухтомника, так как официальный 11-тысячный тираж его уже раскуплен читателями. Это примечание составлялось 2005 году. В 2011 году увидело свет повторение второго однотомного издания книги С.В.Фомина «Россия перед Вторым Пришествием» 1994 года, с авторскими уточнениями и исправлениями.

   
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Re: Богослужение Сергея Фомина

Не могу воспевать Сергея Фамина,так как он клеветал на православных и русских (староверов), в своих статьях,на страницах газеты "Русский вестник" и на других средствах печати.
/ 24.11.2011, 23:25

5. Re: Богослужение Сергея Фомина

Сегодня, 24 ноября, ещё одна знаменательная дата: 29 лет назад, 24 ноября 1982года стала мироточить Монреальская Иверская Икона Божьей Матери в Доме брата Иосифа.

Познакомился с Иосифом, когды был в Монтреале,да и он друг моего кума,знаком и со всем, что происходит вокруг Иконы.
/ 24.11.2011, 23:22

4. Re: Богослужение Сергея Фомина

Сегодня, 24 ноября, ещё одна знаменательная дата: 29 лет назад, 24 ноября 1982года стала мироточить Монреальская Иверская Икона Божьей Матери в Доме брата Иосифа. Впервые я узнала про эту икону из книги «Россия перед вторым пришествием». Интересно, что открыла я её на Валаамском подворье 23 ноября 1995 года. Весь вечер читала, очень прониклась этой историей, а утром открыла календарь и узнала, что это день памяти этой иконы. Сегодня я вышла на эту статью через Яндекс, непонятно почему вспомнила про С.Фомина, оказалось у него – юбилей. Наверное, потому, чтобы искренне поздравить и поблагодарить этого удивительного человека за его замечательный труд, за то, что он глас небесный приближает к нашим душам, даёт нам возможность думать, анализировать, за то, что ведёт нас в Мир Духовный.
Ольга Н. / 24.11.2011, 20:42

3. Многая лета, нашему Юбиляру!

Дорогой о ГОСПОДЕ Сергей Владимирович! От души поздравляю с Днем Твоего Рождения, круглой датой. Да умножит Тебе ГОСПОДЬ БОГ и долготу лет Твоей жизни, и здравие, и преумножит Твои творческие силы для Твоих замечательных и спасительных новых трудов.
Леонид Болотин / 23.11.2011, 20:07

2. В русле борьбы с идиотизмом твиттерианства

Редакция, возможно, объявила войну короткому формату - что вполне естественно и оправдано в русле борьбы с идиотизмом твиттерианства, но...читать вертикальные длинноты очень неудобно, перечитывать некогда - и поэтому такие длинноты всё же следует признать невместимымию Хоть и жаль - много полезного пропадает...

1. Поздравление с юбилеем

Многоуважаемому Сергею Владимировичу многая лета! Помощи Божией в дальнейших исследованиях во Славу Божию на благо Отечества! Л.К.Александрова - Чукова.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Евгеньевич Болотин
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
Рождество Святителя Николая Чудотворца
Память 29 Июля / 11 Августа
10.08.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 1
10.04.2024
Все статьи Леонид Евгеньевич Болотин
Иван Грозный
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Символ и цель. Иван Грозный
Из книги «Эпоха утраченных смыслов»
12.11.2024
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Обращение православной общественности к Святейшему Патриарху Кириллу
11.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
ВРНС – инструмент единения русского народа
Новый комментарий от Игорь Ал
27.11.2024 21:37
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
27.11.2024 21:30
Предсказание Сталина
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 21:29
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 20:55
Церковь всегда одна
Новый комментарий от Алекс
27.11.2024 16:58
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2024 16:52