Эта заметка не является официальным отчётом, поэтому я считаю себя вправе быть свободным в освящении знаменательного события, произошедшего в нашем Дмитровском благочинии Московской епархии, а комментарии, которыми я сопровождаю её, являются выражением моего личного отношения к ситуации, сложившейся в последнее время в нашем обществе.
Во вторник, восьмого ноября, в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя Дмитрова, в Успенском Соборе города состоялась Божественная Литургия. Служил Преосвященнейший епископ Серпуховской Роман, в сослужении священства Дмитровского и Рогачёвского благочиний Московской епархии. На службе присутствовало руководство Дмитровского района и Глава его, Валерий Васильевич Гаврилов, который в этот день исповедовался и причастился Святых Христовых Тайн. После Литургии Его Преосвященством, епископом Романом, был отслужен молебен у стен Собора, после чего состоялся многолюдный крестный ход к памятнику св. Димитрию Солунскому на площади у вокзала. Во время молебна Владыка освятил памятный Крест у алтарной стены Успенского Собора. Этот Крест водружён здесь совсем недавно в память всех тех православных Владык, священников и мирян, которые на протяжении нескольких сотен лет были захоронены возле Собора.
Итак, только что сооружён этот красивый крест. Только что посажены эти молодые деревца. А что здесь было до этого? Как ни стыдно мне об этом говорить, но скажу: почему-то мне до сих пор и в голову не приходило, что на месте грязного пустыря, который я на протяжении нескольких десятков лет привык видеть у алтарной стены прекрасного церковного здания, было когда-то что-нибудь другое, более достойное этого святого места. А между тем, лет восемьдесят тому назад, здесь, за алтарём Успенского Собора, было православное кладбище для особо уважаемых и достойных православных людей города, служителей Церкви, наших с вами дедов и прадедов. Куда же оно подевалось за эти последние восемьдесят лет? Где святые останки этих людей? Неужели они до сих пор лежат здесь, под этой ещё вчерашней грязью, где ещё совсем недавно катались машины, где валялись кирпичи и доски? А куда пропали красивые надгробия с крестами, которые год за годом, век за веком, ставили своим родителям, своим пастырям и Владыкам несколько поколений русского православного народа? Как нам можно было до сих пор спокойно жить, осквернив и разрушив могилы предков? Как можно было надеяться построить счастливое будущее для своих детей, оклеветав жизнь и веру их дедов?
Как-то я, кажется, уже упоминал здесь о районном Парке культуры и отдыха возле здания одного из московских монастырей, недалеко от нашей московской квартиры (почему я и знаю о связанных с этим парком событиях). Когда зашла речь о возвращении монастырю всей территории, некогда у него отобранной - какое же возмущение это вызвало у пенсионеров, почтенных, уважаемых ветеранов войны и труда, которые с пионерских лет привыкли петь и плясать на эстраде, там установленной, заниматься физкультурой на стадионе, там построенном, гулять возле торговых заведений, расположенных на территории бывшего монастыря, на бывшем кладбище, на костях их же дедов и прадедов! Как делили- делили и, в конце концов, всё-таки поделили «полюбовно» драгоценную городскую землю. Половину - вернули вновь открытому монастырю, а на другой половине, за хорошо сохранившимися старинными монастырскими стенами (теперь уже вполне законным образом) и сегодня продолжаются песни, пляски, гуляния, торговля... Вполне законным, но - по-прежнему - вполне безбожным образом. Вот - это Москва, с её осквернённой главной площадью. А вот - был Дмитров. А вот это - была и есть - вся наша необъятная Родина! И мы ещё удивляемся и негодуем на то, что нас грабят и унижают чужие, бессовестные люди, что землю нашу и всё наше достояние отняли у нас и наших детей? Требуя от других уважения к нашей истории - сами-то мы её уважаем? Мы сами-то её любим? Мы осмысливаем её? Мы, православные люди: школьники, воины, пенсионеры, миряне, священнослужители, историки, философы - мы понимаем, каковы те камни, на которых только и может лежать основание любой военной, трудовой, жизненной победы?
Тот, кто семьдесят лет тому назад в критический для страны момент произнёс имена Димитрия Донского, Александра Невского, Александра Суворова, поступил на тот момент безошибочно и политически гениально: стоя перед угрозой неминуемой политической катастрофы он обратился не к «подвигам» «великих» революций и коммунн, а к многовековой духовной и генетической памяти почти ещё православного народа. Поразительно, как сегодня почитатели этого человека проявляют духовную слепоту и не в пример ему, коммунисту, политическую безграмотность, пытаясь в критический для нашей Родины момент найти основание для вдохновения себя и других в красной трясине - никому, нигде и никогда не послужившей опорой для строительства жизни, но всегда только орудием для безумного разрушения её. Он, коммунист, прекрасно понимал это и обратился к именам героев исторической православной Руси - некоторые сегодняшние пастыри Церкви понять этого не хотят и выкликают имя... самого главного большевика! Мне скажут: но это - мнение нашего народа, об этом свидетельствуют результаты опросов, социологических исследований! Народ этого хочет! На это я скажу им то, что они сами должны были бы знать лучше меня, если уж они решились ступить на зыбкую стезю большой политики: как ни один объявленный результат никаких выборов никогда и нигде (поправьте меня!) не соответствует истинным результатам голосования, так и настоящие результаты любого «опроса населения» (начиная от предвыборных американских) никогда не станет известен этому населению. Все подобные «опросы» - всего лишь технические инструменты, призванные незаметно сформировать необходимое кое-кому общественное мнение и подготовить народ к принятию заранее кое-кем уже определённых решений. Объявить имя «народного кумира», потом кружным путём намекнуть, что на самом-то деле он даже ещё популярнее, чем ими объявлено... вам не смешно? Мне - нет. Мне бесконечно грустно и стыдно за нашу наивность (если это наивность). Если уж мы занялись так называемой «большой политикой», так - изучим коварную тактику нашего врага и поостережёмся, чтобы не завести доверившихся нам людей под смертельный огонь и духовную бездну. А ещё бы лучше - вместо того, чтобы тешить почтеннейшую публику картинами разборок «коллективных тигров» с «коллективными мамонтами» - обратить всё внимание народа на главную - духовную! - составляющую любой настоящей битвы. Если мы действительно «духовные»лица, мы должны вспомнить, что ещё древние пророки Израиля ради спасения своего народа призывали не к мобилизации и перевооружению, но к всенародному покаянию. Когда народ, проявив веру и благоразумие, каялся в своих грехах, он слышал голос своего Бога и побеждал врага с Его именем в сердце и на устах. Так было всегда в ветхозаветные времена, так всегда было и в нашей христианской истории.
Мы должны ясно понять, дорогие братья и сёстры: пока не прекратится дальнейшее осквернение поруганных святынь - не только кладбищенских, но и исторических, и духовных, пока таким образом наш народ не принесёт покаяние за всё безумие, за все преступления, совершённые им и от его имени перед Богом и памятью своих отцов, всё так и будет продолжаться: новые и новые воры, набегая на нашу землю и, как поганки, вырастая из неё, будут снова и снова грабить то, что мы сами недограбили и осквернять то, что мы недоосквернили. Сегодня здесь, возле этого храма, люди исправляют то, что некогда сделали криво: пусть каждый на своём месте исправит свою кривизну, но прежде всего - в своей собственной душе. Из исправленных душ Господь сможет восставить нам своего праведного Избранника. А из кривых и безумных - только безумного тирана.
«Мучениколюбцы». Какое нехорошее, недоброе слово прозвучало здесь в пылу наших споров о недавней истории России. Ничем оно не лучше кощунственного «победобесия». Я не говорю уже о почитании новомучеников Российских, в отношении к которому всякий сарказм или ирония совершенно неуместны. Но подумаем ещё и вот о чём: о том, что ведь, все без исключения наши отцы и деды это тоже - мученики: все они пострадали, все потерпели - если не физические, то духовные - мучения в годы безверия. Все ранее умершие наши предки, благочестивые деды и прадеды, чьи могилы были осквернены, превращены в помойки, закатаны в асфальт - все они тоже мученики от богоборцев: все они были достойны христианского погребения, любви к своим гробам от потомков - и нашей вечной доброй памяти. Все те исторические лица, память о ком была оскорблена уничижением и клеветой, кто был за верность своей Вере и Государю презрительно названы «пигмеями» - тоже мученики за верность христианскому долгу. Мучились, не понимая того, даже и те, кто, слепо исполняя приказы, причинял мучения другим. Весь наш народ сегодня - это мученик, мучимый бесами за следование своим собственным греховным страстям. Ему нужно помочь вспомнить, каким он был в лучшие времена его тысячелетней истории, очиститься и выздороветь - поэтому, тот, кто, будучи призван к духовному руководству народа, сегодня из ложно понимаемой любви, льстит ему, говоря ему, что с ним всё хорошо, всё в порядке, может стать невольным пособником его прямых врагов, пытающихся столкнуть его в историческую пропасть. Простите.
444. Ответ на 438., Потомок подданных Императора Николая II:
443. Ответ на 438., Потомок подданных Императора Николая II:
442. Какое замечательное окончание жарких прений!
441. Ответ на 431., Екатерина Домбровская :
440. Ответ на 388., Н.Ролле:
439. Ответ на 390., ерусалимецъ:
438. Ответ на 436., Екатерина Домбровская:
437. Ответ на 434., Иоанна и всем-всем:
436. первый снег
435. о. Алексию