Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Русская идея: время единения

Александр  Казин, Русская народная линия

15.11.2011


Дневник философа …

Наблюдая недавно по телевизору очередной спор на темы отечественной истории и современности, я подумал, что подобные дискуссии имели бы больше смысла, если бы в них участвовали представители всех главных общественно-политических и идейных сил России, а не только избранных. Как правило, в число избранных на «общенациональных» каналах попадают либералы и коммунисты. Только в последнее время этот узкий круг пополнился небольшим числом националистов (точнее, национал-демократов). И почти совсем не представлены в информационном пространстве православные патриоты, полагающие, что Россия может сохраниться в современном мире только как мощная держава, опирающаяся прежде всего на русский народ и другие народы, желающие жить с нами в реальном (а не формальном) союзе.

Свобода - для чего?

Спор между патриотами и либералами касается сути русской цивилизации, или, называя вещи своими именами, замысла Божия о России. Я вполне признаю правоту частных либеральных воззрений, однако в целом либеральная доктрина представляет собой, перефразируя классика, энциклопедию социального легкомыслия, когда за благими пожеланиями ("Россия должна стать страной, где можно свободно вести свой бизнес и не бояться милицию больше, чем бандитов" и т.п.) упускаются из виду причины упорного отсутствия вожделенного капиталистического рая в России. Ибо проблема заключается не в милиции, и не в бандитах, а в том, что бизнес как таковой - то есть производство товаров с целью максимизации прибыли - не является нравственно безупречной деятельностью в рамках православной духовной традиции. Тем более бизнес не является у нас первичной (базисной, как сказали бы марксисты и капиталисты, трогательно единые в этом вопросе) структурой общества. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Перечитайте нашу классику - где вы найдете там хоть одного "героя-приобретателя"? Разве что Чичикова со Штольцем. Русская литература и философия, от Чаадаева до Бердяева, и от Леонтьева до Солженицына - сплошь антибуржуазны. Отечественный "средний класс" по преимуществу был - и остается до сих пор - как бы подвешенным между храмом и тюрьмой. Русский купец - это не совсем буржуа, а в некоторых случаях - совсем не буржуа. Нашим западникам кажется, что "ещё немного, ещё чуть-чуть", и Россия станет нормальной бюргерской страной, вроде Голландии или Швеции, где всё продается и покупается строго по закону, и где богатство (или, если выразиться точнее, материально-социальный статус) человека действительно является «богом». Полноте, господа, когда и где вы такую Россию видели? Я не говорю уже о том, что каждый реальный (хотя и короткий) приход либералов к власти означал мгновенный распад России как государства - так было и в феврале 1917 и в декабре 1991. Что касается собственно экономики, то наши «естественные» миллиардеры не столько вкладывают деньги в русскую промышленность, сколько переводят их за границу. А это значит, что капитализм по факту у нас не работает и не будет работать. Реальный сектор в России ему не выгоден. Мы выезжаем на природных запасах и советских заделах. Но так долго продолжаться не может.

Наши национал-демократы

Наряду с либералами, русскую идейно-политическую карту ныне дополняют националисты. Националисты - это люди, во всех вопросах исходящие из абсолютного приоритета собственной нации. Наиболее последовательно такую программу предложила недавно ЛДПР. Ещё более решительно национальную идею выдвигают авторы журнала «Проблемы национализма», профессионально формулирующие типичную буржуазную программу для России, но с акцентом на её национальной специфике. Для них вся русская - царская, советская и постсоветская - история есть история подавления народа чуждым ему бюрократическим государством, альтернативой чему оказывается, с их точки зрения, «мещанское счастье» европейского образца, когда сытый бюргер со своими не менее сытыми детьми строит такой коровник, где его коровы (да и он сам) будут абсолютно счастливы. Как пишут идеологи такого счастья, «русские - вполне буржуазный и обычный европейский народ, мечты, надежды и желания которого самые что ни на есть буржуазные и обычные».

Что тут можно сказать, кроме того, что национал-демократы фактически воспроизводят позиции либералов, только раскрашивая их в национальные цвета. Мне вспоминается работа крупнейшего русского мыслителя второй половины ХIХ века К.Н.Леонтьева «Национальная политика как орудие всемирной революции». Там черным по белому написано, к чему ведут подобные программы на деле - к тому самому глобальному кризису рыночной цивилизации, который переживает сейчас весь мир: утрате смысла жизни. Его не заменишь ни усадьбами, ни мерседесами, ни футболом, ни сорока сортами колбасы. Возведя в идеал - в предел мечтаний - комфортабельный «человейник», нация/народ теряет свою метафизическую перспективу, утрачивает образ Божий в себе и других, и конец такого общества и человека виден в буквальном смысле слова. К примеру, половину циркулирующей в интернете цивилизованных стран информации сегодня составляют порнография и сатанизм разных мастей, и это подсчитано в килобайтах. Осталось только перенести всё это в жизнь, что уже и происходит.

Относительная правота современных националистов в том, что русские («русский сивка», как они выражаются) сейчас находятся действительно в трудном, кризисном положении - в том числе и в национальном плане. Не буду повторять общеизвестные вещи, достаточно сказать, что русский этнос с начала гайдаровских реформ вымирает со скоростью около 700 000 в год. Главная причина одна: те области деятельности и культуры, под которые были веками «заточены» русские - духовный (сакральный) поиск, наука, искусство, промышленность, военное дело, строительство великого государства - ныне находятся в социальном загоне. Лучшие качества русского народа почти не востребованы, тогда как его конкуренты «купаются» в море дикого капитализма. В этих условиях дело чести русской национальной элиты - коль скоро она хочет быть действительно русской - как можно скорее вернуть народу те виды социокультурной практики, в которых он может и должен достигать поразительных успехов, что он уже неоднократно доказывал. Тогда и «конкуренты» быстро вспомнят, на чем стоит русская земля. Иных разумных способов восстановить русское достоинство не существует. Национальные качества русского народа не противоречат его религиозным - православным - энергиям, а вытекают из них. В этом наша надежда и опора.

Православие и социализм

Наиболее серьёзные аргументы против нынешнего устройства общества и власти выдвигают коммунисты. Идеология русского коммунизма, как и сами русские коммунисты, много раз менялись - вплоть до того, что идейный представитель одной партийной программы был бы немедленно расстрелян, вздумай он выступить с недавно ещё вполне правильными тезисами с трибуны какого-либо съезда или конференции другой эпохи. Что, в самом деле, общего между заседающим в парижском кафе большевиком-пораженцем 1914 года, интернациональным большевиком-террористом (ленинско-троцкистская «гвардия») 1918 года, национал-коммунистом сталинского периода или функционером эпохи Хрущева, собирающимся «догнать и перегнать Америку по производству продукции на душу населения»?

И все же общее есть. Все коммунисты были в определенном смысле «детьми одного отца» - того самого идеала справедливости и равенства на земле, которого они - в соответствии с заповедями своих основоположников - надеялись достигнуть путем насильственного построения рационально организованного общества («единой фабрики»), где была бы ликвидирована частная собственность на средства производства, и свободное развитие каждого стало бы условием свободного развития всех. Иначе говоря, теоретики и практики коммунизма забыли о роли личности в мироздании, которая непреложно требует уважения своей онтологической самости и свободы. Духовное, экономическое и политическое самоутверждение («самостоянье», по слову Пушкина) человека - такое же его божественное право, как и право раздать свое богатство нищим. Подлинно твое - не то, что ты взял, а то, что ты отдал, утверждают святые - но такой поступок должен быть личным, невынужденным, иначе он не имеет смысла. В этом плане можно согласиться с В.С.Соловьевым, который иронизировал, что социализм похож на христианство, только христианство предлагает отдать свое, а социализм требует взять чужое.

Применительно к началу ХХI века следует констатировать внутренне противоречивое, двойственное положение коммунистов в путинской России. С одной стороны, большинство из них продолжает вести свое идейное родословие от «материально-производственной» (и в этом смысле принципиально ошибочной) марксистско-ленинской антропологии, что затрудняет сотрудничество с ними других патриотических сил. Конечно, нынешняя КПРФ значительно расширила свой мировоззренческий горизонт, включив в него немыслимые прежде национальные и даже религиозные положения. Однако наличие наследственных идеологических черт, начиная с трактовки человека как «совокупности общественных отношений» (базис и надстройка) и кончая критикой традиционной монархической России как «оплота реакции», делает позицию современных русских коммунистов как бы промежуточной между космополитическими построениями либералов (правых западников) и взглядами тех мыслителей-патриотов, для которых Россия продолжает оставаться уникальной православной цивилизацией в глобализирующемся мире.

Любой капитализм вообще, а компрадорский российский капитализм в особенности, имеет антихристианский характер. Коммунисты правы в том, что работник наемного труда, продающий свою рабочую силу на рынке, остается фактическим рабом капитала, даже если он имеет свой дом, машину и носит те же джинсы, что и его финансовый хозяин. Сытый и самодовольный раб есть холоп, хам. Массовое общество и массовая культура капитализма и рассчитано на управление подсознанием подобных «демократических» рабов. Фундаментальное противоречие глобального рыночного «человейника» ХХI века состоит в том, что здесь под влиянием виртуализации ключевых ценностей бытия («общество спектакля»), образ Божий в человеке распадается быстрее и внешне незаметнее, чем в условиях предшествующих эпох. Внутриисторический апокалипсис «открытого общества» происходит ныне в декорациях материального изобилия и технологического прогресса. Постмодернистский Валтасаров пир в разгаре. Тем круче будет его конец.

Что бы я посоветовал президенту?

Если бы я был советником, я бы посоветовал будущему президенту как лидеру правящей партии заключить стратегический союз с православными патриотами, национально мыслящими коммунистами и умеренными национал-демократами. Это и будет та самая «прямая демократия», о которой В.В.Путин говорил на встрече с членами международного клуба «Валдай» в ноябре с.г. Собственно, ничего иного, кроме как опереться на лояльные ему слои народа и нелиберальной интеллигенции, ему и не остается. А самим вышеназванным идейно-политическим лагерям стоило бы подписать своего рода коллективный Договор о ненападении, который зафиксировал бы метафизическую и цивилизационную преемственность России царской, императорской, советской и национально-демократической. Такой Договор мог бы стать действительно государствообразующей идеологией будущей Российской державы ХХI века - Евразийского союза. Сто миллиардеров или сто миллионов русского народа - эту дилемму Путину придется решать в самое ближайшее время. Россия у нас одна, и её нельзя делить на части в зависимости от толщины денежного кошелька. Иначе Немцов с Каспаровым и Сванидзе с Новодворской совокупно по полной либеральной процедуре развалят страну так, как не удалось до сих пор это сделать ни при царе, ни при большевиках. Помнится, в феврале 1917 года тоже все с ума сходили от ненависти к «царизму», и получили в результате сначала маразм керенщины, а затем чрезвычайку и красно-белый террор. Не хотелось бы повторять эти опыты.

Под конец замечу, что никто не сформулировал русскую идею лучше и короче, чем незабвенный граф С.С.Уваров: православие, самодержавие, народность. Замените в этой фразе «самодержавие» на «государственность», а «народность» на «национальность», и вы получите искомую современную формулу. Не нужно нагромождать ложные альтернативы, когда религия почему-то противопоставляется социальной правде, а эта последняя вдруг оказывается безнациональной. Русская идея - это верная иерархия ценностей, ради которых живет (или должен жить) наш народ. У народа, как и у человека, есть дух, душа и тело. Именно в такой последовательности - сверху вниз - и должно строиться здание России: от православного духа через народную (социальную и державную) душу к национальному (этническому) телу. Получится это - тогда и другие «языки» будут нас уважать и с нами дружить. Более того, даже русскими захотят стать. А не получится - так насильно теперь никого не удержишь. Не те времена.

Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 29

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

29. Житель Эстляндии : Re: Русская идея: время единения
2011-11-28 в 22:07

Мы не должно ничего менять в уваровской формуле "Православие, Самодержавие, Народность". Она актуальна и сегодня и универсальна на все времена для России, желающей встать на путь своего исторического пути.
28. Алексей К. : русская идея
2011-11-25 в 11:18

Прекрасная статья. Почти полностью с ней согласен, но считаю, что лучше подавать эту тему с позиции: Российская Идея. Вытаскивать Россию из нынешнего "болота" придется всем миром, а не только русским. Другие национальности, люди других религиозных убеждений могут сказать: "Вам надо - вы и делайте!" Уже невооруженным глазом видно, что тенденция в разрешении российского кризиса намечается с позиций национально-социалистических. Гитлер тоже начинал поднимать Великую Германию с таких позиций.Не наступить бы на эти грабли.
27. В.М. : 8. А.В.Шахматов
2011-11-21 в 06:14

Вы знаете, насчет ума и скромности - есть сомнения:)
26. Александр Раков : Я - русский!
2011-11-20 в 14:38

"Национальность для каждой нации есть РОК ЕЁ, СУДЬБА ЕЁ; может быть,даже чёрная. Судьба в её СИЛЕ". Василий Розанов "Опавшие листья".
25. Эрик Лямпе : Re: Русская идея: время единения
2011-11-19 в 19:01

Уважаемый автор оперирует марксистскими терминами "капитализм" и "социализм". Зачем? Чтобы показать негативную сущность капиталИЗМа? Так не получается показать, потому как я, хотя бы, отчетливо помню, что при социализме наш народ был запряженным в оглобли рабом, довольствующимся, в отличие от работников Запада, такими убогими крохами, что стыдно и вспоминать. И при этом народ жил в скотских условиях в XX веке. А недавно сам В. Путин озвучил цифру: до сих пор почти 40% населения не пользуются в быту теплым туалетом, оснащенным водоснабжением и канализацией.

Насчет того, является ли Уваровская формула наилучшей русской идеей тоже есть сомнения, потому как в русской традиции важнее всего была иная идея,"ЗА ЦАРЯ!", с которой умирали такие великие русские люди как Иван Сусанин, св. Гермоген и многие другие.

Ну а когда автор предлагает в уваровской формуле что-то подменить, и вовсе становится тоскливо. Эрзац ведь получится... .
24. : Re: Русская идея: время единения
2011-11-17 в 07:55

Аноним роум,вы не русский,а просто интернациональное хамло.
23. Адриан Роум : Re: Русская идея: время единения
2011-11-17 в 03:38

Думается, этот видеоматериал
в тему проблемы единения России и раздвигает
узкие национальные представления её решения.
Мы многонациональный и многоконфессиональный народ:
http://islam.ru/cont...roblemi_perspektivi
22. Адриан Роум : на 19-й
2011-11-16 в 18:12

Андриан роум,с загогульным анонимом


Ув. Шахматов, использующий РНЛ для собственной рекламы мнимых достинств, моё имя более русское и благородное, чем Ваше. Мой псевдоним производное от него.
Шахматов, такого русского имени нет! Его дали искусственно евреям, как др. подобные имена.
Не надейтесь, что Вашей псевдо-активностью и пропагандой раскола Вы мудрому русскому народу сможете впарить себя - нового Хлестакова и Чичикова.
Не в моём стиле переходить на личности, но приходится зарвавшихся иллюзионистов ставить на место.
Андрей Румянцев

P.S. И ещё раз убежденно повторю: Россия вернется к тому лучшему, что завоевал русский (советский) социализм. Так же ради и принесенных жертв за это.
А всё остальное безпочвенные фантазии.
21. Александр Бутов : автору поста №8
2011-11-16 в 12:30

Благодарю, в т.ч. за намёк.
Кажется, дошло.
Не сразу уразумевается, к сожалению: как во младенчестве головой об пол...уронили, так с тех пор и...маемся...
:о)
20. Брат-3 : Адриан Роум
2011-11-16 в 11:28

"Пора расстаться с детскими мечтами и искать Русский Путь для всей Русской Цивилизации".
Не надо ничего искать. Так все просто. Нужно следовать. Следовать и известной триаде. А все "искания" уже разрешены нашими великими.
19. : Re: Русская идея: время единения
2011-11-16 в 03:06

Андриан роум,с загогульным анонимом, пишет:Нам придется танцевать от печки - от того лучшего, что нам дал - ценою многих жертв - сталинский социализм!

Вы,как не русский, можете плясать с бесом сталиным,но русский народ не будет этого делать, так что не зазывайте!
18. Адриан Роум : Re: Русская идея: время единения
2011-11-15 в 23:45

В статье очень много верных и интересных наблюдений и утверждений.
Но автору, к сожалению, присущи также некоторая зашоренность и привязанность к мертвым верованиям, распространенным среди "патриотов".
Далее:
1. "христианство предлагает отдать свое, а социализм требует взять чужое" - эвфемизм Соловьева только по внешности остроумен: однако сама Справедливость, знающая, что всем принадлежит всё, а всё вместе одному Богу ("Твоя земля и что на ней"), не обязана ждать, когда захватчик поделится награбленным ("всякое богатство неправедно"). Всякая несправедливость будет наказана уже на земле. В виде восстаний и экспроприации. В конце концов, не все же христиане. Потому мерить всех христианскими заветами бессмысленно. Если, конечно, говорить о свободе (веры) и добровольности (её принятия).
2. Критика коммунистов "традиционной монархической России как «оплота реакции» вполне уместна. Если уж автор ссылается на русскую классическую литературу, отвергающую идеал стяжательства, то та же литература выступает в защиту угнетенных в старой России (Достоевский "Бедные люди", Некрасов "Кому на Руси жить хорошо" и т.д.)
Справедливости ради нужно, наконец, признать, что сословно- паразитическая система выродившейся власти "благородных" изжила себя и закономерно привела к её свержению. Все лучшие люди тяготились этой системой. П.И.Чайковский убегал от неё на Запад, но как истинно русский человек уже через две недели, соскучившись по родной земле, возвращался в свой Клин. О том же "Вишневый сад" Чехова и мн. др.
Нам нужно, наконец, понять, какой вражий дух поселился у нас в России, который мучает нас, независимо даже от соц. устройства. Немецкая ли удушающая бюрократия, принесенная к нам Романовыми или еще что-то. Что-бы покаяться в этом и вернуться к ИСТИННЫМ корням русской души.
Мы постоянно тащим к нам чужое и чуждое нашему разуму и душе. Такие словечки как "бизнес", "холдинг", "мерчендайзр", "брэнды и флэшмобы" - всю эту сатанинскую гадость нужно гнать поганой метлой из нашего языка и образа мыслей.
3. Если "советовать президенту", то не обезьяничать опять всё с Запада, а обратиться к гениальным социальным разработкам наших ученых соотечественников, которые нашли абсолютно новые пути Русской Справедливости (ссылки не даю, кто ищет, найдет).
4. Формула "православие, самодержавие, народность" может ли сегодня работать во всем её составе? Разве можно заставить всех соотечественников стать православными? А если и можно, разве это в смысле Творца и Бога, ценящего только свободный выбор?
Пора расстаться с детскими мечтами и искать Русский Путь для всей Русской Цивилизации, которую, как минимум, несомненно характеризуют приоритет
духовного над материальным и Справедливость.
Нам придется танцевать от печки - от того лучшего, что нам дал - ценою многих жертв - сталинский социализм!
А так, в целом, статья хорошая и правильная.
17. : Re: Русская идея: время единения
2011-11-15 в 23:29

Артур,для умного и этих хватает,чтобы уважать русского певца.
16. Писарь : Re: Русская идея: время единения
2011-11-15 в 21:32

"Если-бы я был советником...".

Слава Богу, власти, философов не слушают.
Похоже наконец-то начали прислушиваться к Тому,Кого только и надо слушать и не только властям.
Всякому человеку.
Не только слушать,но и слышать.

Речь идет о последнем заявлении Д.Медведева, о желании властей, опереться на Православие во всей полноте.
Вполне своевременное заявление.
Для Бога, никогда не бывает слишком поздно.

Гражданское общество,как политическая категория-атеистично по своей природе,более того,погибает на наших глазах.

Именно на гражданское общество,по свовам,вновь назначенного посла США,собираются опереться те,кто спит и видит,как-бы поставить Россию, окончательно и безповоротно,под всеобъмемлющий контроль,однако,не допустить при этом,распада страны.
Им нужно все и сразу.

Всякий человек,полагающий изыскать некую "формулу спасения", в рамках гражданского общества,прежде всего, должен отдать себе отчет в том,что ему придется вступить в конкурентную борьбу с людьми,вроде Бжезинского,-обречен на поражение.
Более того,любая борьба подобного рода,любой гражданский протест,мирный и не очень,объективно тому будет способствовать.

Глобализация,по определению,не может быть частичной.
От нас не отвяжутся.
"Атлантисты" не могут позволить себе проиграть.
Мы- тоже.

Св.Игнатий Брянчанинов,в свое время, указывал на то,что в будущем, русский народ, должен(в смысле возможности),сделаться орудием антихриста.

Время,о котором говорит Святитель,похоже, не за горами.
Глобализация,без России,как процесс- обречена,но и распад России,означает конец глобализации.
"Атлантистам" не позавидуещь.
Сложная перед ними задача.
"Как невинность соблюсти и капитал приобрести".
Эти господа собираются,в достижении своих целей,использовать гражданское общество.
Ради Бога-наше дело это общество покинуть и немедленно и тем лишить врагов Отечества,опоры.
Удар разумеется нанесут мощный,но... в пустоту и,одновременно, в падении.
И Слава Богу.
Туда им и дорога.

Путь покинуть гражданское общество один-через покаяние.
Это единственная возможность спастись.
Других возможностей, у Господа,не предусмотрено.
15. НовоГеоргий третий : Не путём всё это, не путём
2011-11-15 в 21:10

Остров 72
ПРАВОСЛАВИЕ - не может расстаться с прекращённым, мёртвым церковнославянским языком и не желает двигаться по Пути(


Э, батенька, да это же нововерие. Вы родных языков не любите, да считаете своё мнение ПУТЁМ? Ох, непутём это, не путём...Не вижу в Вас любви - увы мне, увы...
И ещё - пишите тогда - русское православие не может расстаться с прекращённым, мёртвым церковнославянским языком - а то ещё подумают, что греческое или сирийское...
14. НовоГеоргий третий : Куд ж краснеть ему?
2011-11-15 в 20:16

Дурак-то тот,кто верит в безбожный интернационал,да ещё врет и не краснеет.


Куда же краснеть ему, ежели это и так интернационал? Опять же слово "интернационал" у Вас какое-то ругательное, но тогда - ругаться нельзя в комментах. Вы, сударь, излишне оаздражительны, всех спешите уязъвить - а результата от такого фиг - только озлобление можно вызвать. Вам же говорят - Постмодернистский Валтасаров пир в разгаре -а у Вас и так в чужем пиру похмелье. Тут же (в статье) одно вызывает изумление - сравнение Путина и Уварова.
13. Владимир Успенский : "Любой капитализм...имеет антихристианский характер"
2011-11-15 в 19:56

Российскую модель капитализма "выстроили"
заведомые и отпетые жулики, присвоив и поделив народную собственность.Изначально
нынешний режим лишил себя всякого (даже
косвенного) касательства с какими-либо
нравственными принципами, а тем более с
Православием.Формально не препятствуя Церкви,но фактически на государственно-
волевом уровне нарушая все духовные За-
поведи, режим обозначил себя как лице-
мерно-фарисейский, пустой как мыльный
пузырь и громкий как звенящий тимпан.
Я не вижу никаких точек соприкосновения
православных патриотов с президентом (не-
важно - нынешним или будущим), что активно следовали и следуют "страте-гии", весьма близкой к протоколам сионских мудрецов.Православные патриоты, а их с каждым днём всё более и более, изначально были отвергнуты "строителями новой жизни" как её естественные
враги.Так что же изменилось? Олигархи всё теже, и денег наворованных они не отдадут, к Богу они не приблизились,но наоборот.Так что никаким боком к Правос-лавию им не притереться. Время единения
действительно наступило, но только для
тех, кто мыслит это объединение на духов-
ной нравственной платформе Православия...
12. Адриан Роум : Re: Русская идея: время единения
2011-11-15 в 18:57

В статье очень много верных и интересных наблюдений и утверждений.
Но автору, к сожалению, присущи также некоторая зашоренность и привязанность к мертвым верованиям, распространенным среди "патриотов".
Далее:
1. "христианство предлагает отдать свое, а социализм требует взять чужое" - эвфемизм Соловьева только по внешности остроумен: однако сама Справедливость, знающая, что всем принадлежит всё, а всё вместе одному Богу ("Твоя земля и что на ней"), не обязана ждать, когда захватчик поделится - и поделится ли вобще - награбленным ("всякое богатство неправедно").
Всякая несправедливость будет наказана уже на земле - в виде восстаний и экспроприации. В конце концов, не все же христиане. Потому мерить всех христианскими заветами бессмысленно. Если, конечно, говорить о свободе (веры) и добровольности (её принятия).
2. Критика коммунистов "традиционной монархической России как «оплота реакции» вполне уместна.
Если уж автор ссылается на русскую классическую литературу, отвергающую идеал стяжательства, то та же литература выступает в защиту угнетенных в старой России (Достоевский "Бедные люди", Некрасов "Кому на Руси жить хорошо" и т.д.)
Справедливости ради нужно, наконец, признать, что сословно-паразитическая система выродившейся власти "благородных" изжила себя тогда и закономерно привела к её свержению. Все лучшие люди тяготились этой системой. П.И.Чайковский убегал от неё на Запад, но как истинно русский человек уже через две недели, соскучившись по родной земле, возвращался в свой Клин. О том же "Вишневый сад" Чехова и мн. др.

Нам нужно, наконец, понять, какой вражий дух поселился у нас в России, который мучает нас, независимо даже от соц. устройства. Немецкая ли удушающая бюрократия, принесенная к нам Романовыми или еще что-то. Что-бы покаяться в этом и вернуться к ИСТИННЫМ корням русской души.
Мы постоянно тащим к нам чужое и чуждое нашему разуму и душе. Такие словечки как "бизнес", "холдинг", "мерчендайзр", "брэнды и флэшмобы" - всю эту сатанинскую гадость нужно гнать поганой метлой из нашего языка и образа мыслей.
3. Если "советовать президенту", то не обезьяничать опять всё с Запада, а обратиться к гениальным социальным разработкам наших ученых соотечественников, которые нашли абсолютно новые пути Русской Справедливости (ссылки не даю. Кто ищет, найдет).
4. Формула "православие, самодержавие, народность" может ли сегодня работать во всем её составе? Разве можно заставить всех соотечественников стать православными? А если и можно, разве это в смысле Творца и Бога, ценящего только свободный выбор?
Пора расстаться с детскими мечтами и искать Русский Путь для всей Русской Цивилизации, которую, как минимум, несомненно характеризуют приоритет духовного над материальным и Справедливость.

Нам придется танцевать от печки - от того лучшего, что нам дал - ценою многих жертв - сталинский социализм!
А так, в целом, статья хорошая и правильная.
11. Брат-3 : Русская идея: время единения
2011-11-15 в 18:03

В целом материал положительный. Автор порадовал. Приятно изменять свое мнение на лучшее.
Наконец автор называет националистов западного разлива своим именем: "национал-демократы". Еще недавно называл просто "националистами", невольно мешая их с русскими националистами. Правда много чести их называть "современными националистами" (как где-то здесь Автор сказал). Какие они "современные", эти либерал-националисты? Так, - спекулянты.
Русские националисты (классические и современные, словом, истинные) - последователи славянофилов, Ильина, носители духа Достоевского. Таких людей Автор называет русскими патриотами. Что ж, тоже хорошо и почетно, только не отражает в полной мере суть вопроса. Патритизм - любовь к Родине, национализм - любовь к своему Народу. Не зря же в триаде: "православие, самодержавие, народность", - "народность", а не что-либо иное.
Неплохой материал (короткий, но емкий) недавно был на РНЛ Дверницкого.
http://www.ruskline....y_v_boga_i_rossiyu/
10. Артур : 7. А.В.Шахматов :
2011-11-15 в 17:07

Маловато частей, любезный Шахматов.
9. Артур : Re: Русская идея: время единения
2011-11-15 в 16:30

Иначе говоря, теоретики и практики коммунизма забыли о роли личности в мироздании, которая непреложно требует уважения своей онтологической самости и свободы. Духовное, экономическое и политическое самоутверждение («самостоянье», по слову Пушкина) человека - такое же его божественное право, как и право раздать свое богатство нищим.



Извините, а убийца и насильник тоже имеет право рассчитывать на то, что к утверждению его онтологической самости отнесутся с пониманием?.. И коль скоро Сам Бог прямо ограничивает в заповедях такие проявления человеческой самости, то стало быть, эта самая самость - штука не абсолютная?
8. : Re: Русская идея: время единения
2011-11-15 в 16:19

Александр Васильевич во всех отношениях не бедный человек!

Фильм «Притяжение» режиссера Светланы Кунгурцевой, с участием Александра Шахматова.
Пять частей:
1. http://www.youtube.c.../watch?v=G0xeD3cUO-o
2. http://www.youtube.c.../watch?v=C5Zx2AeHrcM
3. http://www.youtube.c.../watch?v=Aj2oyHiRBqE
4. http://www.youtube.c...ch?v=eE-q0mv2TIQ&;feature=related
5. http://www.youtube.c.../watch?v=VUKnqtCQdeA
7. : Re: Русская идея: время единения
2011-11-15 в 16:04

Дурак-то тот,кто верит в безбожный интернационал,да ещё врет и не краснеет.
6. Помор : мда...
2011-11-15 в 15:53

Александр Леонидович верно расставил акценты.

И упаси нас, Боже, от рассуждений подобных тем, что у острова72. Какой-то диалектический материализм, либерализм и обновленчество.
5. Александр Бутов : 2. остров72: "Уже надоело это слышать, что православие - христианство без Христа."
2011-11-15 в 15:38

Бедненький Вы наш.
Как же Вам не повезло: всё не то, да не то слушаете.
Не там, да не там...
Всё дурака валяете?
"Ах, товарищ Краузе, товарищ Краузе..."
:о)
4. НовоГеоргий третий : В розовых слюнях
2011-11-15 в 15:04

Согласен - Со-лжи-ниц-ын как есть - и уже сказано - гений первого плевка. А ещё..
"Войны не будет, без войны все умрете, жертв будет много, все мертвые на земле будете лежать. А еще я вам скажу: вечером все будете на земле, а утром восстанете — все уйдете в землю. Без войны война идет".
/Блаженная Матрона Димитриевна Никонова/
Поэтому я бы посоветовал ничего не советовать ЭТОМУ " будущему президенту"...тем более не топить читателя в розовых слюнях правосланого социализма.
3. : Re: Русская идея: время единения
2011-11-15 в 14:41

В 1917 году коммунизм-социализм разграбил богатейшую державу и устроил один интернациональный колхоз,с нищим народом и страной,которая в итоге молниеносно пала под дерьмократию.Как долго вы товарищи ещё будите обманывать себя?
2. остров72 : Re: Русская идея: время единения
2011-11-15 в 14:11

Во-первых, надо признать, что философ Александр Казин мобильней и манёвренней прямолинейного православного священника уже тем, что признаёт антихристианский характер капитализма и склоняется к социальной идее. Впрочем, ссылаясь на Соловьёва, Казин и стопроцентному социализму приписывает антихристианские выпады: где, мол, христианство даёт, там социализм забирает. Кому же даёт христианство, если никто не берёт и не получает? В 1917 году социализм в России взял только развалины и построил мощнейшее государство. Мы сегодня ностальгируем по нему, потому что это самое справедливое сообщество, оно даже описано у пророка Исайи в 65 главе. Его возобновление в России неизбежно.
Ошибка философа в том, что он ищет благополучного постоянства в формуле САМОДЕРЖАВИЕ ПРАВОСЛАВИЕ НАРОДНОСТЬ. А постоянства в природе нет. Есть диалектическое развитие на основе единства и борьбы противоположностей. И даже самый обнадёживающиий и благодатный социализм - это только весна человечества. Это только романтическая фаза любви, хотя и не самая плодотворная. Я бы принял формулу Александра Казина, но она застывшая. Апостол Павел, указывая нам на превосходнейший путь любви, рисует и задворки, застывшие соляные столбы нашего шествия: упразднённое знание, ненужное пророчество, прекращённые языки.
Увы, самый важный элемент из формулы Казина - ПРАВОСЛАВИЕ - не может расстаться с прекращённым, мёртвым церковнославянским языком и не желает двигаться по Пути(Я ЕСМЬ ПУТЬ, ИСТИНА И ЖИЗНЬ), реформироваться. Уже надоело это слышать, что православие - христианство без Христа. Уже сам патриарх Кирилл сетует, что православие ассициируется с людьми в чёрных одеждах. Бывает любовь в чёрных одеждах?
1. alexandr : ...до Солженицына
2011-11-15 в 11:18

Зачем-то притянут Солженицын, вражина нашей Державы. опозоривший нас на весь мир. Почему не сказать: от Леонтьева до Белова, Раступина, Панарина, Кожинова...?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме