Ваше Высокопреподобие, братья и сестры, здесь уже немало слов сказано, что мы многое из своей истории не знаем, многое забыли и, вы знаете, я вынужден согласиться с этим.
Я держу в руках замечательное издание, посвященное этой прекрасной выставке, где мы находимся, а вот хроника Смутного времени здесь взята из советских богоборческих учебников. И начинается она воцарением Святого Благоверного Царя Федора Иоанновича, признанного Святым всеми православными людьми. Это неверно. Смутных времен в его царствование не было. Его Царство было благословенно. 14 лет Россия жила спокойно, воевала, но победила шведов, воевала и победила крымского хана Казы-Гирея. Это пример такого Благочестивого Царя, который своими молитвами и своим руководством спасал Россию, русский народ. Ложь, написанная еще со времен Карамзина, что не он управлял Россией, конечно Царь управлял Россией. Конюшенный Царский шурин Борис Годунов был просто топ-менеджером во время правления Царя Федора Иоанновича.
Еще много лжи по поводу Святого Благоверного Царевича Дмитрия, злодейски убитого врагами России. Четыре века его святые мощи пребывают в Архангельском Соборе Кремля и подают благодатное исцеление русским людям. Но по-прежнему пишутся кощунственные книги и сценарии художественных фильмов о том, что либо Царевич Дмитрий спасся, либо он в приступе эпилепсии сам себя убил. Эта ложь запущенна цареборцами и богоборцами еще тогда, в конце XVI века. На самом деле смутное время России её враги готовили в связи с убийством царевича Дмитрия в 1591 году. Я могу напомнить, что именно в этом году шла ожесточенная война со Швецией, именно в этом году последний раз пришел до Москвы крымский хан Казы-Гирей с большим войском. Была скоординированная атака на Россию всех ее врагов, и все это было в то время, когда был убит Царевич Дмитрий. Он был убит в начале мая 1591 года, в конце мая Москву начали поджигать. Поджигатели специально говорили, что родственники Царевича Дмитрия поджигают, бояре Нагие. Хотя им совсем незачем было поджигать Москву, ведь Царевич Дмитрий был уже убит. То есть поджигатели специально пытались вызвать гражданскую войну между одной боярской партией, поддерживающей Царевича Дмитрия, и другой боярской партией, стоящей за Царем Федором Иоанновичем. Не удалось тогда, Слава Богу! Буквально через несколько недель подошел Каза-Гирей и был разбит у стен нынешнего Донского монастыря. В связи с этим Донской монастырь и был создан, потому что на этом месте стояла икона Донской Божьей матери и была ставка Царя Федора Иоанновича, он там пребывал руководя и молясь за победу.
Смута началась позднее, когда по грехам российского народа пришли сначала голодные годы (1601-1603гг.), когда русские люди не выдержав, начали в буквальном смысле есть друг друга, когда матери ели своих младенцев. Это была общая погибель. Изменился климат: 3 года были снежные, холодные. Снег выпадал в конце лета, и урожай нельзя было собрать. Увы, народ не укрепился. Трудно сказать сейчас все причины, но, народ не укрепился, не поверив в Царя Бориса, Соборно избранного в 1598 году после смерти Царя Федора Ивановича, не оставившего наследников. Более того совершил тягчайшее богоотступничество - попустил свержение и убийство Царя Федора Борисовича, который стал царствовать после своего отца Бориса Годунова в 1605 году. Вот именно со свержения и убийства царя, свержения со своей кафедры патриарха Иова, не признавшего Царём Лжедмитрия, и началась тогда смута, также как смута современная началась со свержения Царя Николая в начале XX века.
Сейчас произнесено много слов о замечательной деятельности патриарха Ермогена. Да, он призывал всех русских людей вспомнить свою православную веру, отвержиться от латинской ереси, которую несли польские войска. Да, он призывал защищать отечество, но прежде всего, призывал сплотиться русских людей вокруг Православного Царя. В его время, когда он стал патриархом, таким Царем в Москве был избран боярин Василий Шуйский. К сожалению, так получилось, что он не был избран всенародным собором, и, видимо, благодать Божья в полной мере на него не сошла. Патриарх призывал, что этот Царь намного лучше, чем тот, который идет из Польши - Владислав. Увы, к призыву Патриарха Ермогена, тогда не прислушались. И сами же бояре, которые назначали Царя Василия Шуйского, в 1606 году сами же его и свергли и устроили семибоярщину в 1610 году. Именно против семибоярщины, против псевдопарламентаризма, олигархократии выступал патриарх Ермоген. Он не признал пострижение в монашество Царя Василия Шуйского. Не признал он и свержение. И призывал русских людей сплотиться вокруг Царя, если и не вокруг Василия Шуйского, то хотя бы Царя грядущего. Его молитвы по его мученической кончине Божья Матерь и Святые земли Русской услышали. Они умолили Господа помиловать Россию и русский народ за страшное грехопадение, и за самый главный грех - убийство молодого Царя Федора Борисовича Годунова.
Но надо сказать, что русские люди еще в 1606 году принесли соборное покаяние после свержения Лжедмитрия I. В Москве, перед Успенским собором, было принесено соборное покаяние Патриарху Иову, находящемуся на покое, который специально из Старицкого монастыря прибыл в Московский Успенский собор и к Патриарху Ермогену. Перед двумя Патриархами, это уникальное событие в русской истории, всенародное покаяние русских людей.
Смута продолжалась еще много времени. Но именно из-за того, что народ осознал грехи, обратился к покаянию, поверил в грядущего Царя и удалось ополчение купца Минина и князя Пожарского, которое, конечно, было непрофессиональным. Русская армия уже давно была разбита и польскими войсками, и шведскими, и неоткуда было взяться профессиональной армии. Это были остатки, в основном люди новые, люди гражданские, которые взяли в руки оружие. Свершилось чудо, разбили профессиональное польское войско и освободили Москву от поляков. Освободили Кремль от поляков в 1612 году. Еще они освободили будущего Царя Михаила Романова. Он, молодой юноша, тоже был в заточении вместе с Патриархом Ермогеном в Кремле. Тоже страдал со своей матушкой инокиней Марфой от голода, потому что есть было нечего (поляки были в осаде в Кремле) и все это он претерпел. Вот это служение, это наставление русского народа Патриарха Ермогена, оно фактически выразилось в нашей православной триаде: «За Веру, Царя и Отечество!».
Низкий поклон за это от нас всех Святому Патриарху Ермогену.
Еще я хотел сказать, что сам лично наблюдал, когда не перед телекамерами, почти не публично, был свидетелем почитания патриарха Ермогена нынешним патриархом Кириллом. Я был участником первой литургии, которую служил 2 января 2009года, тогда еще местоблюститель патриаршего престола Митрополит Кирилл в Успенском соборе Кремля. И первое что он сделал, после того как служба закончилась, стараясь, чтобы молящиеся не обращали на это внимание, он первый направился к гробнице патриарха Ермогена и припал к его мощам. Он просил его заступничества, наверное, за себя лично и за весь русский народ. Спасибо.
Василий Бойко-Великий, президент Русского Культурно-Просветительского Фонда им.Святого Василия Великого
Москва, Манеж, Выставка «Русь Православная»
4 ноября 2011 года.
3. Вы правы
2. Re: Роль Святителя Ермогена в Русской истории
1. замечание по мелочи